Файл: Глушихин, Ф. П. Трудноуправляемые кровли в очистных забоях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
нового распора в тех же точках, в которых было за
мерено Fmax- |
распора |
имело |
место |
Минимальное значение сил |
|||
над кромкой забоя и колебалось от 0 |
до 0,2 F0. |
При |
|
подработке очередного блока |
силы бокового распора |
создаются в основном за счет стремления подработан ного блока развернуться вокруг своей оси. По мере удаления забоя блок начинает воспринимать соответ ствующую составляющую веса вновь подрабатываемых блоков. Область максимальных значений сил распора получается большой вследствие непостоянства числа блоков в арке и является как бы опорной зоной арки. Важным качественным выводом из результатов измере ния сил распора является прямолинейная зависимость их от числа блоков в арке.
Случаи, когда на передней грани первого блока отсутствуют силы распора, соответствуют тяжелым условиям для его поддержания. При посадке кровли происходили как уменьшения, так и увеличения сил бо кового распора. Это зависит от периода образования арки во время посадки кровли и общего числа блоков в арке.
Исследования на структурных моделях, имитирую щих только непосредственную кровлю, разрушающуюся на узкие и высокие наклонные блоки, подтвердили свойство таких кровель образовывать арочные системы с периодическими резкими проседаниями. Эти проседа ния, приводящие при недостаточном сопротивлении кре пи к завалам лав, по внешним признакам проявления близки к осадкам основной кровли. Иными словами, ис следования на моделях подтвердили наличие периоди ческих осадок непосредственной кровли, которые были установлены в процессе шахтных наблюдений.
§ 3. Исследование влияния осадок основной кровли
Попытки внедрить механизированные крепи огради- тельно-поддерживающего типа на пласты ■ с блочным характером разрушения непосредственной кровли ока зались неудачными. На это указывает опыт применения крепей Мосбасс на шахтах «Абашевская» в Кузбассе и
87
№ 6—6-бис на Артемовском месторождении [26], крепей ОМКТ на пласте Красноорловский, 30 в Кузбассе и др. Также неудачным оказался опыт внедрения кре пей ОМКТ на пласты с тяжелыми осадками основной кровли (пласт Байкаимскпй в Кузбассе). Это' обусло вило необходимость проведения исследований вопросов взаимодействия крепей этого типа с трудноуправляемы ми кровлями в лабораторных условиях.
Исследования были проведены на структурных мо делях, описанных в предыдущем параграфе. В качестве основной кровли на слой непосредственной кровли, со ставленный из структурных блоков, закатывался слой из эквивалентных материалов, шаг разрушения которо го изменялся за счет изменения прочности материала слоя.
Масштаб моделирования 1 :40 и 1 : 10, отношение мощности непосредственной кровли к мощности пласта 1,2—2.
Модель крепи ОМКТ была изготовлена из металла. В качестве измерительных элементов применялись пла стинки на двух опорах из фосфористой бронзы. Сопро тивление крепи измерялось в основных опорных точках крепи — под стойкой и в заднем шарнире. В последнем случае датчики устанавливались таким образом, чтобы получить данные ие только о величине, но и о направ лении усилий в шарнире. Это позволяло определить результирующую всех нагрузок, действующих на крепь со стороны кровли, место ее приложения и направле ние действия.
Исследования на моделях, проведенные для условий, при которых влияние осадок основной кровли на рабо ту крепи отсутствует, позволили установить основные закономерности взаимодействия крепей оградительноподдерживающего типа с кровлями, склонными к блоч ному разрушению. При зависаниях кровли в вырабо танном пространстве нагрузка на крепь передается че рез поддерживающую часть. Величина нагрузок опре деляется весом пород в арке, как и при крепях под держивающего типа, но воспринимаются они на срав нительно малой площади (поддерживающей частью крепи) и только вблизи забоя. Оградительная часть крепи в этот период не нагружена. При проседании ар ки крепь стремится к опрокидыванию в сторону забоя,
88
так как результирующая всех сил, приложенных к крепи, пересекает поверхность почвы впереди стойки, а иногда даже впереди основания крепи. Такое нагруже ние приводит к неустойчивому состоянию крепи.
После проседания или разрушения арочной системы зависшие блоки опускаются на оградительную часть крепи и условия ее нагружения становятся благоприят ными. Точка пересечения результирующей всех нагру зок на крепь с поверхностью почвы в этих случаях на ходится между опорой стойки и задним шарниром. Крепь работает в устойчивом состоянии.
При отработке моделей схемы нагружения чередова лись в зависимости от состояния арочной системы, в ре зультате чего происходило попеременное нагружение поддерживающей и оградительной частей крепи.
Еще более неблагоприятные условия нагружения крепи возникают на пластах, при отработке которых крепь испытывает сильное влияние осадок основной кровли. В первый же момент облома очередного блока основной кровли (рис. 27) пригрузка со стороны ос новной кровли начинает передаваться через первые от забоя блоки непосредственной кровли (чаще через один блок) на поддерживающую часть крепи (в данном слу чае ОМКТМ). В это же время оградительная часть крепи может оказаться непригруженной. Это вызывает опрокидывание крепи на забой и неблагоприятное рас пределение опорных реакций в конструкции крепи. Крепь в таких условиях работать, как показали и шахт ные наблюдения, не может. Происходит опускание бло ков вдоль забоя, образуются вывалы, из зон заколов выпадает перемятая порода. В таких случаях при пере движке крепь не может занять свое первоначальное по ложение по высоте, так как величина сил распора не достаточна. Точка пересечения вектора результирую щей нагрузок на крепь с поверхностью почвы при этом также находится впереди основания крепи.
Однако условия работы крепи не улучшаются и в периоды, когда поддерживающая часть крепи выйдет из зоны влияния осадок основной кровли. В этом слу чае нагрузка от основной кровли передается через бло ки непосредственной кровли на оградительную часть крепи в виде сосредоточенных или локально распреде ленных сил. Методикой расчета этих крепей восприятие
89
Установлено, что короткие блоки l < C i < 2 не обра зуют шарнирно-арочную систему из-за смещения их по трещинам разрушения. Состояние равновесия коротких блоков обеспечивается за счет реакции со стороны бло ков непосредственной кровли и трения по контактам. Естественно, что на крепь в этих случаях передается значительная пригрузка от основной кровли.
При длинных блоках (Ci = 2,5—3) основной кровли чаще образовывались шарнирно-блочные системы с возникновением больших сил распора. Срывов блока в переднем шарнире в таких случаях не наблюдалось до образования очередного блока. Крепь находилась в благоприятных для ее работы условиях, так как углы наклона длинных блоков и величина заданных переме щений вблизи переднего шарнира основной кровли были незначительными.
Для определения пригрузки, передаваемой слоями основной кровли на крепь, замерялись сопротивления крепи до облома консоли основной кровли, после ее облома и разворота и после срыва блока в переднем шарнире. Сопоставление этих данных позволило уточ нить предположения С. Т. Кузнецова [4] о том, что при расчетах сопротивления крепей следует принимать рав ными 50% от веса блока основной кровли. Результаты исследований показывают, что при узкоблочном харак тере разрушения непосредственной кровли и длинноблочном — основной кровли пригрузка от последней на крепь составляет в среднем 30% от веса блока основ ной кровли. Данная величина пригрузки соответствует случаям срыва блока в переднем шарнире, т. е. наибо лее тяжелым осадкам основной кровли. При этом наб людались повышенные смещения кровли у забоя (до 200 мм в пересчете на натуру).
Уже первые испытания комплексов ОМКТ в благо приятных условиях [26] показали, что в шарнире, соеди няющем основание крепи с ее оградительной частью, иногда возникали силы, направленные вверх. На пла стах с труднообрушающимися кровлями это явление приводило к изгибу оснований, отрыву кареток и т. д. Исследования на моделях позволили установить, что в подавляющем большинстве случаев на пластах с труд нообрушающимися кровлями крепь ОМКТ работает в неблагоприятных условиях нагружения.
91
не |
все слои |
разрушенной |
толщи кровли, а только |
|
часть их. |
|
|
|
|
Исследования на многослойных структурных |
моде |
|||
лях |
показали, |
что нагрузки |
на крепь не растут |
про |
порционально числу рядов блоков, а стабилизируются на определенном уровне. Этот вывод является весьма важным, так как объясняет причину практически не изменяющейся с увеличением глубины работ нагрузки на крепь очистного забоя. Они определяются кинема тикой взаимодействия элементов только сравнительно небольшой части разрушенных пород вблизи пласта.
При уменьшении ширины поддерживаемого прост ранства величина пролета арочной системы несколько
сокращается. При прочих равных условиях |
в моделях |
с шириной поддерживаемого пространства |
2,8—4,2 м |
(в пересчете на натуру) число зависших блоков состав ляло 4—5, а при ширине 1,4 м оно уменьшилось в среднем до 4.
Кроме того, исследования на модели позволили уста новить, что осадки основной кровли оказывают влияние на состояние арочной системы, возникающей в непо средственной кровле. Во время обломов и срывов в шарнирах блоков основной кровли в непосредственной кровле возрастали силы распора. Это, естественно, уве личивало собственную несущую способность арки.
При передаче пригрузки от основной кровли на крепь только через один призабойный блок непосредст венной кровли возникают большие удельные нагрузки на крепь. Крепь проседает до тех пор, пока они не уменьшатся за счет увеличения числа опорных блоков непосредственной кровли. При увеличении ширины при забойного пространства удельные нагрузки на крепь уменьшались, что подтверждается результатами натур ных исследований.
Во время шахтных исследований было установлено, что в блоках непосредственной кровли в процессе взаи модействия возникают вторичные трещины, которые нами отнесены к второстепенным и местным, слабо влияющим на характер перемещения и взаимодействия блоков. Этот вывод был проверен на моделях из экви валентного материала с имитацией вторичных трещин по напластованию внутри блока. Оказалось, что блоки непосредственной кровли, несмотря на наличие трещин
93
по напластованию, при подработке взаимодействуют как сплошные. В процессе взаимодействия блоков непо средственной кровли между собой и под влиянием пригрузки со стороны вышележащих пород в их ниж
ней |
части возникают |
местные трещины, такие |
же, как |
и в |
сплошных блоках |
(см. рис. 27). Нижние |
передние |
концы блоков в модели разрушались, так же как и в шахте, систематически. Было установлено, что неравно мерное нагружение секций крепи по ширине происходит даже при их горизонтальном расположении, в резуль тате чего возникают крутящие моменты в оградитель ной части и основаниях секций.
§ 4. Динамические перемещения кровли
Шахтными и лабораторными исследованиями часто отмечаются так называемые динамические смещения кровли, т. е. смещения с повышенными скоростями ти па толчков. Причиной их является быстрое изменение
состояния равновесия |
в системе крепь — кровля, а |
||
иногда только в кровле. |
Это |
изменение может |
быть |
вызвано рабочими процессами |
в очистном забое |
(вы |
емка угля и посадка кровли), дополнительными разру шениями элементов кровли в местах концентрации на пряжений, обрушением вышележащих слоев и т. д.
Выше говорилось о том, что измерение параметров резких перемещений кровли в шахтных условиях весь ма затруднительно. Измерение их в моделях также со пряжено с целым рядом методических трудностей, ка сающихся определения масштаба времени для конкрет ной модели и измерения величин динамических смеще ний. Аппаратура должна обладать высокой точностью, безынерционностыо и достаточным диапазоном изме рений.
В результате исследований предполагалось устано вить максимальные скорости смещения разрушенной кровли над призабойным и выработанным пространст вами, т. е. изучить процессы в которых реологические свойства пород не оказывают существенного влияния на параметры резких перемещений кровли. Для иссле дований были использованы многослойные структурно блочные модели из песчано-цементной смеси, в которых
94
имитировались условия для проявления максимальных скоростей смещения кровли.
В подработанной и разрушенной на отдельные эле менты толще пород все основные процессы развиваются под действием сил тяжести. Г. Н. Кузнецов показал,
'что в этом случае^ масштаб ускорений а0=1, а масштаб
времени a t= "(/" щ. Следовательно, длительность Т про цесса перемещения в пересчете на натуру составит
T = t y ^ . (Ш.З)
Тогда скорость смещения кровли в натуре определится из выражения
0a = ^ L V ^ , |
(Ш-4) |
где Дhq— величина смещения кровли |
в модели; t — |
длительность смещения в модели; щ — геометрический масштаб модели.
Для записи динамических перемещений, как указы валось выше, были использованы индуктивные датчики типа ДП-3 совместно с шестиканальной виброизмерительной аппаратурой ВИА-5а. Участок линейной части характеристики датчика составляет'22 мм (от —11 до
+11). Измерения проводились на этом участке. Поскольку датчик ДП-3 имеет большие размеры он
устанавливался сбоку модели. Конструкция нижнего шарового кронштейна позволяла изменять начальное положение датчика относительно кронштейна, что да вало возможность увеличить базу измерений до 60 мм (при двухкратной перестановке). Одновременно запи сывались смещения кровли в трех точках призабойного и выработанного пространств.
На рис. 29 в качестве примера приведена зарисовка осциллограммы, на которой видно (по наклону кривой) характер изменения скоростей смещения при резких оседаниях кровли.
В процессе исследований определялись величина и скорость резких перемещений кровли и время, в тече ние которого они происходили.. При этом учитывалась только часть перемещений: а) при сложных кривых перемещений максимальная величина скорости опреде лялась для отдельных участков с наибольшим накло ном и близких к прямолинейным; б) средняя скорость
95
смещений высчитывалась для всей кривой перемеще ния; при определении средних величин не учитывались случаи, когда за счет снижения сопротивления произ водился искусственный завал призабойного пространст ва. Всего было обработано 74 замера резких переме щений кровли.
|
|
|
Рис. |
29. |
Осциллограмма |
|
|
|
|
резких |
смещении кровли: |
||
|
|
|
1, 2, 3— |
запись |
датчиков; |
|
|
|
|
|
4 —отметка |
времени |
|
0,04 |
0,12 |
0,19 |
0,4 |
|
|
|
|
|
Время,с |
|
|
|
|
Результаты исследований показали, что величины и |
||||||
скорости резких |
смещений кровли |
неравномерно рас |
пределены по ширине призабойного пространства и ко леблются в широких пределах (рис. 30).
Максимальные скорости смещения кровли наблю даются непосредственно за границей призабойного про странства и составляют 360 мм/с при посадке и 290 мм/с при выемке угля в пересчете на натуру. На границе призабойного пространства они не превышают
300 мм/с.
Как отмечалось выше, общие смещения кровли в призабойном пространстве зависят (в определенных пределах) от сопротивления крепи. В данных исследо ваниях была поставлена задача выявить указанную зависимость применительно к динамическим перемеще ниям. Было установлено, что скорость перемещения кровли возрастает с уменьшением сопротивления кре пи (рис. 31). Полученная зависимость близка к линей ной. При минимальном сопротивлении крепи (около
96