Файл: Азарин, Г. М. Специализация, концентрация и организация агро-промышленных объединений лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
НОВОСИБИРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Г. М. АЗАРИН
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Л Е К Ц И Я
Новосибирск 1974
ВВЕДЕНИЕ
В период строительства коммунизма все народное хозяй ство, его отдельные отрасли должны успешно развиваться по принципам расширенного воспроизводства. Отставание отдель ных отраслей может затормозить развитие других отраслей, продвижение страны к коммунизму.
Одной из наиболее отстающих отраслей народного хозяйст ва до мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС являлось сельское хозяйство. Поэтому Коммунистической партией были разработаны неотложные меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства, которые успешно претворяются в жизнь и уже достигнуты в этой отрасли значительные успехи.
Однако перед развитием сельского хозяйства стоят и в на стоящее время сложные задачи. Эта отрасль не только должна с каждым годом увеличивать производство, повышать качест
во продукции, но и обеспечивать систематическое |
повышение |
|
экономической эффективности производства. |
|
могут |
Поставленные перед сельским хозяйством задачи |
||
быть успешно решены, если умело, органически будут |
соеди |
|
нены достижения научно-технической революции |
с преиму |
|
ществами социалистической системы хозяйства. |
|
|
Важным вопросом в решении указанных задач является углубление специализации, кооперации, концентрации произ водства, перевод его на промышленную основу с наименьшими затратами. Это при научном обосновании системы ведения каждой отрасли, каждого хозяйства—основа перехода сель ского хозяйства на интенсивный путь развития, обеспечиваю щий резкое увеличение производства продукции на имеющих ся площадях и повышение его экономической эффективности.
В работе излагаются теоретические и практические вопро сы специализации, концентрации и кооперации еельскохозяйст-
3
венного производства.-Для этого используются труды класси ков марксизма-ленинизма, постановления партии и правитель ства по развитию сельского хозяйства, работы ученых, опыт хозяйств Алтайского края и страны по проблеме специализа ции сельского хозяйства.
Работа предназначена для специалистов сельского хозяйства, партийных и советских работников, студентов, научных и других работников, изучающих проблемы экономики и органи зации сельскохозяйственного производства.
Автор.
Г л а в а I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1. Общественное разделение труда— основа специализации
^сельскохозяйственного производства •
Развитие человеческого общества связано с непрерывным общественным разделением труда, а следовательно, и специа лизацией. Сперва разделение труда осуществлялось как есте ственное, которое существовало между полами. Мужчины за нимались охотой, рыбной ловлей, войнами и др., а также из готовлением для этого необходимых орудий труда. Женщины работали по дому, готовили пищу и одежду—варили, ткали, шили и т. д.
С приручением, разведением скота и уходом за ним выде лились пастушеские племена, произошло первое крупное об щественное разделение труда. Ф. Энгельс писал: «Они имели...
ке только молоко, молочные продукты и мясо в гораздо боль ших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все воз раставшее с увеличением массы сырья количество пряжи и тканей. Это впервые сделало возможным регулярный обмен».*
Первое крупное разделение труда привело к росту произ водительности труда, созданию прибавочного продукта, появ лению частной собственности, зарождению классов, эксплуата ции людей, появилось рабство.
Дальнейшее развитие |
производительных сил, появление |
железного плуга, топора, |
мяча привело не только к росту про |
* К. М а р к с и Ф. Эн г е л ь с . Соч., т. 21, стр. 160.
изводительности труда, но и позволило больше производить разнообразной продукции. Земледелие давало не только зерно, стручковые растения и фрукты, но и растительное масло, ви но. Однако в ткачестве, обработке металлов и других ремес лах требовалось постоянное совершенствование производства
имастерства людей. Как указывал Ф. Энгельс: «Столь раз нообразная деятельность не могла уже выполняться одним и тем же лицом; произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия».*
Это разделение труда привело к дальнейшему росту про изводства продукции, производительности труда. Возникает производство для обмена, товарное производство, а с ним по является торговля не только внутри племени и между ними, но
идругими странами.
Развитие обмена привело к третьему крупному разделению труда—созданию класса купцов, занимающихся уже не произ водством, а обменом продуктов. Ф Энгельс писал: «До сих пор причины образования классов были связаны еще исключитель но с производством; они вели к разделению занятых в произ водстве людей на руководителей и исполнителей или же на производителей большего и меньшего масштаба. Здесь впер вые появляется класс, который, не принимая никакого участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство про изводством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между двумя произво дителями и эксплуатирует их обоих».**
С появлением товарного производства происходит непре рывное и систематическое дальнейшее общественное разде ление труда. В. Й. Ленин писал: «Развитие товарного хозяйст ва ведет таким образом к увеличению числа отдельных и само стоятельных отраслей промышленности; тенденция этого раз вития состоит в том, чтобы превратить в особую отрасль про мышленности производство не только каждого отдельного продукта, но даже каждой отдельной части продукта;—и не 'только производство продукта, но даже отдельные операции по ПОИГС оплешгю продук 'а к потреблению».***
При разделении с руда создаются новые более узкие отрас ли, упрощается технология, укрупняется производство одно родной продукции. Одновременно происходит профессиональ ная специализация работников, совершенствуются инструмен ты, орудия труда. При этом отдельные рабочие не только сами,
К. |
М |
а р к е |
и |
Ф. |
Э н г е лье. Соч., т. 21, етр. 163. |
К. |
М |
а р к е |
и |
Ф. |
Э и г е л ь с. Соч., т. 21, етр. 165—166. |
В. |
И. |
Л е п и н. Со-., т. 3, етр. 16, изд.4. |
|||
|
|
|
|
|
6 |
но и их дети всю жизнь выполняют одни и те же простые опера ции, превращаются в своего рода «автоматы», вырабатывают ся наиболее рациональные приемы выполнения отдельных опе раций, работ. Все это приводит к сокращению времени из про изводство товаров, повышению лропщод чтелыгости труда.
Следовательно, общественное разделение труда приводит к тому, что рабочие начинают выполнясь отдельные простые операции по производству того или инего продукта, системати ческому совершенствованию орудий труда. Этим создаются объективные условия для применения машин. Простые опера ции, вместо человека, начинают выполнять машины. К. Маркс, указывал: «... рабочая машина—это такой механизм, -который, получив соответственное-движение, совершает своими орудия ми те самые операции, которые раньше совершал рабочий по добными же орудиями».*
Применение машин привело к дальнейшему разделению труда, быстрому росту производнтельных сил. К. Маркс писал: «Уровень развития производительных сил нации обнаружива ется всего нагляднее в.том, в какой степени развито у гее раз
деление труда».** Та нация, страна, |
|
хозяйство, где больше |
||
имеется разделение производства и тш |
к а . |
имеют п '• 'Л-Л |
б |
|
|
и 'I о' |
|||
гоприятные условия для развития |
производительных |
7.г |
||
4^т^.iТТТ. U : . 3 |
свою очередь, развитие производительных сил, применение вы-" сокопроизводительных машин приводит к дальнейшему разде лению производства и труда.
С развитием производительных сил изменяются т-итш. соб-; ственности, производственные отношения, способ производст ва. К. Маркс писал; «Различные ступени в развитии разделе ния труда являются вместе с тем и различными формами собст венности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношение индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда».***
При наличии частной собственности на средства производст ва разделение производства и труда осуществляется в целях
увеличения прибавочной стоимости, усиления |
эксплуатации |
рабочих и крестьян, на основе конкурентной |
борьбы между |
производителями. Оно носит стихийный, неуправляемый про цесс со стороны общества, что приводит к периодическим эко номическим кризисам, уничтожению материальных ценностей. Это является тормозом развития общества.
* К. М а р к е |
и Ф. |
Э н г е л ь с. Соч., т. 23, |
стр. 385 |
||
** К. |
М а р к е |
и |
Ф. |
Эн г е л ь с . Соч., т. 3, |
стр. 20- |
*** К. |
М а р к с |
и |
Ф. |
Э н г е л ь с. Соч., т. 3, |
стр. 20- |
п
i
С ликвидацией частной собственности на средства произ водства, возникновением социалистического способа производ ства, разделение производства и труда, специализация, а сле довательно развитие производительных сил и производствен ных отношений осуществляется на основе познанных экономи ческих законов, на научной основе. В соответствии с экономи ческими законами определяются виды, размеры отраслей, раз мещение и специализация производства, чтобы полнее удовлет ворить все потребности народного хозяйства в необходимой продукции и производство экономически было высокоэффектив ным. Тем самым наиболее рационально использовать природ ные условия, трудовые и материальные ресурсы.
2. Процессы (звенья) расширенного воспроизводства хозяйства — основа разделения труда
и специализации в них
В период строительства коммунизма сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства и его составные части сель скохозяйственные предприятия должны развиваться по принци пам расширенного воспроизводства, более быстрыми темпами, чем при капитализме-
Социалистическое расширенное воспроизводство представ ляет органическое единство: систематический рост производ ства и повышения качества продукции; воспроизводство более совершенных и в необходимых размерах производственных фондов; воспроизводство рабочей силы — подбор и расстанов ка кадров, повышение их общеобразовательного уровня, ква лификации, создание им необходимых материально-бытовых и культурных условий и т. д.; совершенствование производствен ных отношений, постепенное их перерастание от социалистиче ских к коммунистическим, воспитание коммунистического от ношения к труду, к социалистической собственности.
Следовательно, при развитии всего социалистического сель ского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий по рас ширенному воспроизводству в них должно не только с каждым годом увеличиваться производство, повышаться качество про дукции, иметься в необходимых размерах современные средст ва производства (высокоплодородные земли, передовая техни ка, типовые постройки и т. д.), но и изменяться кадры, люди. С каждым -годом должны повышаться общеобразовательный уровень, квалификация, воспитываться коммунистическое от ношение к труду, укрепляться-дисциплина труда.'
Все указанные составные части расширенного воспроизвод-
8
ства неразрывно связаны между собой и требуют одновремен ного их решения.
Ведь современное производство должно базироваться на передовой технике, обеспечивающей комплексную механиза цию, автоматизацию, электрификацию всех производственных процессов. А это требует высокообразованных квалифициро ванных кадров с коммунистическим отношением к труду, к социалистической собственности. Без этого нельзя обеспечить рациональное использование земли, животных, техники, дру гих средств производства, а следовательно иметь высокую производительность труда, экономически высокоэффективное производство.
Для технического оснащения сельского хозяйства, как и всех отраслей народного хозяйства, требуется дальнейшее раз
витие |
тяжелой индустрии. В отчетном докладе ЦК КПСС |
XXIV |
съезду Коммунистической партии тов. Л. И. Брежнев |
указывал: «... что расширенное социалистическое воспроизвод ство, возможности и темпы будущего экономического роста, соз дание материально-технической базы коммунизма в значитель ной мере определяются успешным развитием тяжелой индуст рии. От ее работы зависит уровень технической вооруженности всех сфер народного хозяйства, обеспечение материальных и технических средств для более высокой производительности труда».*
Подготовка квалифицированных кадров, специалистов, их коммунистическое воспитание должно быть организовано не только во всем народном хозяйстве, сельском хозяйстве как отрасли народного хозяйства, но и в каждом сельскохозяйствен ном предприятии, объединении.
Для того, чтобы социалистические сельскохозяйственные предприятия, производственные объединения развивались по принципам расширенного воспроизводства, быстрыми темпа ми, в них необходимо экономически обосновать все его состав ные звенья, объективные процессы. Такими звеньями, процес сами хозяйства являются:' производство, распределение, обра щение, воспроизводство рабочей силы. Следовательно, воспро изводство — непрерывно и постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обращения и воспроизводства рабочей силы. Главным, основным звеном воспроизводства яв ляется производство.
Производство колхоза, совхоза, производственного объеди
нения состоит из отраслей и подсобных |
предприятий, органи |
* Материалы XXIV съезда КПСС, Изд. |
Политической литературы |
М., 1971, стр. 45. |
|
\ |
9 |