Файл: Азарин, Г. М. Специализация, концентрация и организация агро-промышленных объединений лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

НОВОСИБИРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Г. М. АЗАРИН

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Л Е К Ц И Я

Новосибирск 1974

ВВЕДЕНИЕ

В период строительства коммунизма все народное хозяй­ ство, его отдельные отрасли должны успешно развиваться по принципам расширенного воспроизводства. Отставание отдель­ ных отраслей может затормозить развитие других отраслей, продвижение страны к коммунизму.

Одной из наиболее отстающих отраслей народного хозяйст­ ва до мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС являлось сельское хозяйство. Поэтому Коммунистической партией были разработаны неотложные меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства, которые успешно претворяются в жизнь и уже достигнуты в этой отрасли значительные успехи.

Однако перед развитием сельского хозяйства стоят и в на­ стоящее время сложные задачи. Эта отрасль не только должна с каждым годом увеличивать производство, повышать качест­

во продукции, но и обеспечивать систематическое

повышение

экономической эффективности производства.

 

могут

Поставленные перед сельским хозяйством задачи

быть успешно решены, если умело, органически будут

соеди­

нены достижения научно-технической революции

с преиму­

ществами социалистической системы хозяйства.

 

 

Важным вопросом в решении указанных задач является углубление специализации, кооперации, концентрации произ­ водства, перевод его на промышленную основу с наименьшими затратами. Это при научном обосновании системы ведения каждой отрасли, каждого хозяйства—основа перехода сель­ ского хозяйства на интенсивный путь развития, обеспечиваю­ щий резкое увеличение производства продукции на имеющих­ ся площадях и повышение его экономической эффективности.

В работе излагаются теоретические и практические вопро­ сы специализации, концентрации и кооперации еельскохозяйст-

3


венного производства.-Для этого используются труды класси­ ков марксизма-ленинизма, постановления партии и правитель­ ства по развитию сельского хозяйства, работы ученых, опыт хозяйств Алтайского края и страны по проблеме специализа­ ции сельского хозяйства.

Работа предназначена для специалистов сельского хозяйства, партийных и советских работников, студентов, научных и других работников, изучающих проблемы экономики и органи­ зации сельскохозяйственного производства.

Автор.

Г л а в а I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Общественное разделение труда— основа специализации

^сельскохозяйственного производства •

Развитие человеческого общества связано с непрерывным общественным разделением труда, а следовательно, и специа­ лизацией. Сперва разделение труда осуществлялось как есте­ ственное, которое существовало между полами. Мужчины за­ нимались охотой, рыбной ловлей, войнами и др., а также из­ готовлением для этого необходимых орудий труда. Женщины работали по дому, готовили пищу и одежду—варили, ткали, шили и т. д.

С приручением, разведением скота и уходом за ним выде­ лились пастушеские племена, произошло первое крупное об­ щественное разделение труда. Ф. Энгельс писал: «Они имели...

ке только молоко, молочные продукты и мясо в гораздо боль­ ших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все воз­ раставшее с увеличением массы сырья количество пряжи и тканей. Это впервые сделало возможным регулярный обмен».*

Первое крупное разделение труда привело к росту произ­ водительности труда, созданию прибавочного продукта, появ­ лению частной собственности, зарождению классов, эксплуата­ ции людей, появилось рабство.

Дальнейшее развитие

производительных сил, появление

железного плуга, топора,

мяча привело не только к росту про­

* К. М а р к с и Ф. Эн г е л ь с . Соч., т. 21, стр. 160.

изводительности труда, но и позволило больше производить разнообразной продукции. Земледелие давало не только зерно, стручковые растения и фрукты, но и растительное масло, ви­ но. Однако в ткачестве, обработке металлов и других ремес­ лах требовалось постоянное совершенствование производства

имастерства людей. Как указывал Ф. Энгельс: «Столь раз­ нообразная деятельность не могла уже выполняться одним и тем же лицом; произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия».*

Это разделение труда привело к дальнейшему росту про­ изводства продукции, производительности труда. Возникает производство для обмена, товарное производство, а с ним по­ является торговля не только внутри племени и между ними, но

идругими странами.

Развитие обмена привело к третьему крупному разделению труда—созданию класса купцов, занимающихся уже не произ­ водством, а обменом продуктов. Ф Энгельс писал: «До сих пор причины образования классов были связаны еще исключитель­ но с производством; они вели к разделению занятых в произ­ водстве людей на руководителей и исполнителей или же на производителей большего и меньшего масштаба. Здесь впер­ вые появляется класс, который, не принимая никакого участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство про­ изводством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между двумя произво­ дителями и эксплуатирует их обоих».**

С появлением товарного производства происходит непре­ рывное и систематическое дальнейшее общественное разде­ ление труда. В. Й. Ленин писал: «Развитие товарного хозяйст­ ва ведет таким образом к увеличению числа отдельных и само­ стоятельных отраслей промышленности; тенденция этого раз­ вития состоит в том, чтобы превратить в особую отрасль про­ мышленности производство не только каждого отдельного продукта, но даже каждой отдельной части продукта;—и не 'только производство продукта, но даже отдельные операции по ПОИГС оплешгю продук 'а к потреблению».***

При разделении с руда создаются новые более узкие отрас­ ли, упрощается технология, укрупняется производство одно­ родной продукции. Одновременно происходит профессиональ­ ная специализация работников, совершенствуются инструмен­ ты, орудия труда. При этом отдельные рабочие не только сами,

К.

М

а р к е

и

Ф.

Э н г е лье. Соч., т. 21, етр. 163.

К.

М

а р к е

и

Ф.

Э и г е л ь с. Соч., т. 21, етр. 165—166.

В.

И.

Л е п и н. Со-., т. 3, етр. 16, изд.4.

 

 

 

 

 

6


но и их дети всю жизнь выполняют одни и те же простые опера­ ции, превращаются в своего рода «автоматы», вырабатывают­ ся наиболее рациональные приемы выполнения отдельных опе­ раций, работ. Все это приводит к сокращению времени из про­ изводство товаров, повышению лропщод чтелыгости труда.

Следовательно, общественное разделение труда приводит к тому, что рабочие начинают выполнясь отдельные простые операции по производству того или инего продукта, системати­ ческому совершенствованию орудий труда. Этим создаются объективные условия для применения машин. Простые опера­ ции, вместо человека, начинают выполнять машины. К. Маркс, указывал: «... рабочая машина—это такой механизм, -который, получив соответственное-движение, совершает своими орудия­ ми те самые операции, которые раньше совершал рабочий по­ добными же орудиями».*

Применение машин привело к дальнейшему разделению труда, быстрому росту производнтельных сил. К. Маркс писал: «Уровень развития производительных сил нации обнаружива­ ется всего нагляднее в.том, в какой степени развито у гее раз­

деление труда».** Та нация, страна,

 

хозяйство, где больше

имеется разделение производства и тш

к а .

имеют п '• 'Л-Л

б

 

и 'I о'

гоприятные условия для развития

производительных

7.г

4^.iТТТ. U : . 3

свою очередь, развитие производительных сил, применение вы-" сокопроизводительных машин приводит к дальнейшему разде­ лению производства и труда.

С развитием производительных сил изменяются т-итш. соб-; ственности, производственные отношения, способ производст­ ва. К. Маркс писал; «Различные ступени в развитии разделе­ ния труда являются вместе с тем и различными формами собст­ венности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношение индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда».***

При наличии частной собственности на средства производст­ ва разделение производства и труда осуществляется в целях

увеличения прибавочной стоимости, усиления

эксплуатации

рабочих и крестьян, на основе конкурентной

борьбы между

производителями. Оно носит стихийный, неуправляемый про­ цесс со стороны общества, что приводит к периодическим эко­ номическим кризисам, уничтожению материальных ценностей. Это является тормозом развития общества.

* К. М а р к е

и Ф.

Э н г е л ь с. Соч., т. 23,

стр. 385

** К.

М а р к е

и

Ф.

Эн г е л ь с . Соч., т. 3,

стр. 20-

*** К.

М а р к с

и

Ф.

Э н г е л ь с. Соч., т. 3,

стр. 20-

п

i


С ликвидацией частной собственности на средства произ­ водства, возникновением социалистического способа производ­ ства, разделение производства и труда, специализация, а сле­ довательно развитие производительных сил и производствен­ ных отношений осуществляется на основе познанных экономи­ ческих законов, на научной основе. В соответствии с экономи­ ческими законами определяются виды, размеры отраслей, раз­ мещение и специализация производства, чтобы полнее удовлет­ ворить все потребности народного хозяйства в необходимой продукции и производство экономически было высокоэффектив­ ным. Тем самым наиболее рационально использовать природ­ ные условия, трудовые и материальные ресурсы.

2. Процессы (звенья) расширенного воспроизводства хозяйства — основа разделения труда

и специализации в них

В период строительства коммунизма сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства и его составные части сель­ скохозяйственные предприятия должны развиваться по принци­ пам расширенного воспроизводства, более быстрыми темпами, чем при капитализме-

Социалистическое расширенное воспроизводство представ­ ляет органическое единство: систематический рост производ­ ства и повышения качества продукции; воспроизводство более совершенных и в необходимых размерах производственных фондов; воспроизводство рабочей силы — подбор и расстанов­ ка кадров, повышение их общеобразовательного уровня, ква­ лификации, создание им необходимых материально-бытовых и культурных условий и т. д.; совершенствование производствен­ ных отношений, постепенное их перерастание от социалистиче­ ских к коммунистическим, воспитание коммунистического от­ ношения к труду, к социалистической собственности.

Следовательно, при развитии всего социалистического сель­ ского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий по рас­ ширенному воспроизводству в них должно не только с каждым годом увеличиваться производство, повышаться качество про­ дукции, иметься в необходимых размерах современные средст­ ва производства (высокоплодородные земли, передовая техни­ ка, типовые постройки и т. д.), но и изменяться кадры, люди. С каждым -годом должны повышаться общеобразовательный уровень, квалификация, воспитываться коммунистическое от­ ношение к труду, укрепляться-дисциплина труда.'

Все указанные составные части расширенного воспроизвод-

8


ства неразрывно связаны между собой и требуют одновремен­ ного их решения.

Ведь современное производство должно базироваться на передовой технике, обеспечивающей комплексную механиза­ цию, автоматизацию, электрификацию всех производственных процессов. А это требует высокообразованных квалифициро­ ванных кадров с коммунистическим отношением к труду, к социалистической собственности. Без этого нельзя обеспечить рациональное использование земли, животных, техники, дру­ гих средств производства, а следовательно иметь высокую производительность труда, экономически высокоэффективное производство.

Для технического оснащения сельского хозяйства, как и всех отраслей народного хозяйства, требуется дальнейшее раз­

витие

тяжелой индустрии. В отчетном докладе ЦК КПСС

XXIV

съезду Коммунистической партии тов. Л. И. Брежнев

указывал: «... что расширенное социалистическое воспроизвод­ ство, возможности и темпы будущего экономического роста, соз­ дание материально-технической базы коммунизма в значитель­ ной мере определяются успешным развитием тяжелой индуст­ рии. От ее работы зависит уровень технической вооруженности всех сфер народного хозяйства, обеспечение материальных и технических средств для более высокой производительности труда».*

Подготовка квалифицированных кадров, специалистов, их коммунистическое воспитание должно быть организовано не только во всем народном хозяйстве, сельском хозяйстве как отрасли народного хозяйства, но и в каждом сельскохозяйствен­ ном предприятии, объединении.

Для того, чтобы социалистические сельскохозяйственные предприятия, производственные объединения развивались по принципам расширенного воспроизводства, быстрыми темпа­ ми, в них необходимо экономически обосновать все его состав­ ные звенья, объективные процессы. Такими звеньями, процес­ сами хозяйства являются:' производство, распределение, обра­ щение, воспроизводство рабочей силы. Следовательно, воспро­ изводство — непрерывно и постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обращения и воспроизводства рабочей силы. Главным, основным звеном воспроизводства яв­ ляется производство.

Производство колхоза, совхоза, производственного объеди­

нения состоит из отраслей и подсобных

предприятий, органи­

* Материалы XXIV съезда КПСС, Изд.

Политической литературы

М., 1971, стр. 45.

 

\

9