Файл: Баимов, Н. И. Оптимизация процессов прокатки на блюминге.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Н. И. Баимов
о п т и м и з а ц и я
ПРОЦЕССОВ
ПРОКАТКИ НА БЛЮМИНГЕ
М о с к в а
«МЕТАЛЛУРГИЯ» 1974
УДК 621.771.22
УДК 621.771.22
Оптимизация процессов прокатки на блюминге. Б а и м о в Н. И.
М., «Металлургия», 1974, 216 с.
Рассмотрены способы оптимизации режимов прокатки и основ ных параметров оборудования блюмингов. Изложены методы рас чета и выбора оптимальных режимов прокатки 1г параметров обо рудования — прокатных двигателей и нажимных механизмов. При ведены примеры расчета с использованием ЭВМ.
Предназначена для инженерно-технических работников метал лургических заводов, научно-исследовательских институтов и проектных организаций; может быть полезна студентам высших учеб ных заведений по специальностям «Обработка металлов давлением» и «Механическое оборудование металлургических заводов». Ил. 71. Табл. 40. Список лит.: 104 назв.
дц
© Издательство «Металлургия», 1974.
31010—204 |
79—74 |
Б 040 (01)—74 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
.......................................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Условные обозн ач ен и я ................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
||||
Глава I. |
СОВРЕМЕННЫЙ |
БЛЮМИНГ И РЕЖИМ ЕГО РАБОТЫ |
13 |
||||||||||
|
1. |
Краткая |
характеристика блю м инга |
............................................ |
|
|
|
13 |
|||||
|
2. |
Калибровка валков б л ю м и н г а ..................................................... |
|
|
|
|
15 |
||||||
|
3. |
Режимы прокатки ............................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|||
Глава II. ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ПРОКАТКИ НА БЛЮ |
25 |
||||||||||||
|
МИНГЕ |
......................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
1. |
Постановка ..........................................................................задачи |
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|||
|
2. |
Выбор метода и последовательность решения задачи . . . |
30 |
||||||||||
|
3. Математическая |
модель процесса прокатки на блюминге |
37 |
||||||||||
|
|
Режим ...................................................................................о б ж а т и й |
|
|
|
|
|
|
|
37 |
|||
|
|
Режим .............................................................................. |
скоростей |
прокатки |
|
|
|
|
|
43 |
|||
|
|
Показатели ....................................................режима |
|
|
|
|
|
61 |
|||||
|
4. |
Оптимизация ................................................режима скоростей |
|
|
|
|
|
71 |
|||||
|
|
Рациональное соотношение скоростейзахвата и выброса |
72 |
||||||||||
|
5. |
Оптимизация ....................................................режима о б ж а т и й |
|
|
|
|
104 |
||||||
|
|
Рациональное распределение обжатий по пропускам . . . |
104 |
||||||||||
|
|
Оптимальное ....................................................число пропусков |
|
|
|
|
|
114 |
|||||
|
6. Оптимизация режима прокатки за счет оптимизации пауз |
121 |
|||||||||||
|
7. Метод ....................расчета оптимального режимапрокатки |
|
|
127 |
|||||||||
|
|
Сущность ..............................................................................метода |
|
|
|
|
|
|
|
127 |
|||
|
|
Составление и |
расчет |
возможных |
вариантов |
режимов |
129 |
||||||
|
|
прокатки ...................................... ................................................... |
|
|
|
• |
прокатки, |
удовлетворяю |
|||||
|
|
Выбор |
вариантов |
режимов |
|
||||||||
|
|
щих условию ............................................задачи |
Мкй — Л4КВ. 3 |
|
|
|
|
131 |
|||||
|
|
Выбор оптимального варианта режима прокатки . . . . . |
133 |
||||||||||
|
|
Порядок |
расчета оптимального |
режима прокатки . . . . |
134 |
||||||||
|
|
Использование |
электронной |
вычислительной |
машины |
|
|||||||
|
|
для расчета оптимального режима прокатки |
по |
пред |
|
||||||||
|
|
лагаемому ..............................................................................м е т о д у |
|
вариантов |
режимов |
скоростей |
135 |
||||||
|
|
Область |
оптимальных |
137 |
|||||||||
|
8. |
для данного ...........................варианта режима обжатий |
|
|
|
||||||||
|
Примеры |
расчета оптимальных режимовпрокатки . . . |
140 |
||||||||||
|
|
Прокатка |
на блюминге |
1300 |
|
|
|
|
|
140 |
|||
|
|
Прокатка ..................................................... |
на блюминге |
1120 |
|
|
|
|
, |
152 |
|||
Глава III. |
ОПТИМИЗАЦИЯ |
ПАРАМЕТРОВ |
ОБОРУДОВАНИЯ |
155 |
|||||||||
|
БЛЮМИНГА ........................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
1. |
Постановка ..........................................................................задачи |
|
|
|
|
|
|
|
155 |
|||
|
2. |
Определение оптимальных параметров и мощности прокат |
|
||||||||||
|
|
ных двигателей ......................................................... |
блюмингов |
|
|
электроприводу |
158 |
||||||
|
|
Основные |
требования, |
предъявляемые к |
|
||||||||
|
|
б л ю м ............................................................................................и н го в |
|
|
|
|
|
|
|
|
158 |
||
|
|
Существующие методы определения параметров и мощ |
159 |
||||||||||
|
|
ности прокатных двигателей и их оценка . ....................... |
|||||||||||
|
|
Предлагаемый метод определения оптимальных параметров |
|
||||||||||
|
|
и мощности .................прокатных двигателей блюмингов |
|
|
162 |
||||||||
|
|
Порядок расчета оптимальных параметров и мощности |
|
||||||||||
|
|
прокатных ...........................................двигателей блюмингов |
|
|
машины |
177 |
|||||||
|
|
Использование |
электронной |
вычислительной |
|
||||||||
|
|
для расчета оптимальных' параметров и мощности |
про |
|
|||||||||
|
|
катного .....................двигателя по предлагаемому методу |
|
|
178 |
||||||||
|
|
Пример расчета оптимальных параметров и мощности |
|
||||||||||
|
|
прокатного ................................................двигателя б л ю м и н г а |
|
|
|
|
180 |
1 |
О |
|
3. Оптимизация параметровнажимных механизмовблюмингов |
183 |
||||
|
Выбор основных параметров нажимныхмеханизмов . . . |
183 |
||||
|
Выбор оптимального быстродействия нажимных меха |
|
||||
|
низмов .................................................................................................... |
|
|
|
200 |
|
|
Список л и т ер а т у р ы .................................................................. |
|
|
|
201 |
|
Приложения................................................................................................................... |
|
|
|
|
202 |
|
I. |
Логическая |
схема алгоритма для |
решения первой |
задачи |
. . . . |
202 |
II. |
Логическая |
схема алгоритма для |
решения второй |
задачи |
. . . . |
203 |
III. |
Логическая |
схема алгоритма для |
решения третьей |
задачи . . . . |
206 |
|
IV. |
Логическая |
схема алгоритма для |
решения четвертой задачи . . . |
208 |
V.Логическая схема алгоритма образования вариантов режимов про
катки ........................................................................................................................... |
210 |
ВВЕДЕНИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусмотрено, что основной задачей черной металлургии является коренное улучшение качества металлопродукции в результате внедрения прогрессивных способов производства металла и рас ширения сортамента проката труб и метизов для существенного повышения эффективности применения металла в народном хо зяйстве.
Почти 90% стали, выплавляемой на металлургических заводах, поступает в прокатные цехи для производства сортовых профилей, рельсов, труб, листов и другого проката. В производстве проката большую роль играют обжимные реверсивные станы: блюминги, блюминги-слябинги, универсальные слябинги. Эти станы являются головными в прокатном производстве и предназначены для про катки слитков в заготовки (блюмы, слябы), которые затем посту пают на станы готовой продукции.
Намеченный рост производства проката достигается не только за счет вновь строящихся станов, но и за счет реконструкции, оптимизации режимов работы и автоматизации действующих станов. Продолжается строительство обжимных реверсивных станов. После второй мировой войны до 1964 г. в США, например, было построено 30 крупных обжимных станов. После 1950 г. вновь построено крупных обжимных станов: в ФРГ — свыше 10, в Англии — свыше 10, в Японии 10. В 1963—1964 гг. построено и строилось более 40 блюмингов и слябингов, в том числе: в США 3, Англии 4, Бельгии 3, Италии 6, ФРГ 5, Японии 6. В 1968 г. в мире было построено еще 4 блюминга и 5 слябингов общей производи тельностью, соответствующей примерно приросту мирового произ водства стали за 1968 г. в 30 млн. т.
В эти же годы в СССР вновь построено шесть крупных обжим ных станов, в том числе три наиболее мощных блюминга 1300. В последние годы в СССР построено пять крупных обжимных станов для зарубежных стран. На многих металлургических пред приятиях (НТМК, КМК, ЧМЗ, ММК и др.) проведена и прово дится реконструкция блюмингов 1100, 1150.
Современный парк обжимных станов является весьма внуши тельным. В США, например, насчитывается около 140 обжимных станов, в том числе более 70 блюмингов и блюмингов-слябингов свалками диаметром 1000—1370 мм и 16 универсальных слябингов. В СССР из 33 реверсивных обжимных станов только крупных 26.
Производительность современных крупных зарубежных блю мингов колеблется в зависимости от сортамента прокатываемых заготовок от 1—1,5 до 2—2,5 млн. т в год и слябингов — от 2,5 до 3,5 млн. т в год.
В СССР достигнута самая высокая производительность блю мингов и слябинговТак, сейчас у нас работает три блюминга
5
с производительностью выше 5,0 млн. т в год; четыре — по 3,5; пять — по 3,0; семь — по 1—2,5 и четыре слябинга — по 4— 5 млн. т в год.
Основными особенностями реверсивных обжимных станов являются: высокая производительность; низкая стоимость пере дела слитков в заготовку; универсальность, простота и быстрота перехода с прокатки одних типоразмеров на другие.
Одновременно со строительством и усовершенствованием об жимных станов строятся и получают дальнейшее распространение установки непрерывной разливки стали (УНРС). На этих уста новках получают те же заготовки, но более экономичным спосо бом, минуя прокатку слитков.
Несмотря на значительную производительность, эти станы, как правило, являются «узким местом» в производстве проката на большинстве металлургических заводов.
Дальнейшее повышение производительности обжимных ревер сивных станов намечается главным образом за счет лучшего использования действующих агрегатов — оптимизации режимов работы и основных параметров оборудования этих станов, внедре ния автоматического управления [1 ]. В связи с этим для обжим ных реверсивных станов весьма важными и актуальными в настоя щее время являются следующие задачи:
разработка наиболее эффективных способов оптимизации ре жимов прокатки;
создание с учетом этих способов наиболее рационального ме тода расчета оптимальных режимов прокатки;
разработка методов оптимизации основных параметров обору дования, параметров и мощности прокатных двигателей, быстро действия вспомогательных механизмов.
Решение этих задач позволит выявить новые резервы, поднять производительность и технико-экономические показатели обжим ных реверсивных станов.
Указанные задачи и рассмотрены в настоящей работе примени тельно к блюмингу, блюмингу-слябингу.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ1
Рабочая лажая стана
D о - номинальный диаметр рабочих валков, мм;' 4и — диаметр шейки рабочего валка, мм;
/- коэффициент трения в подшипниках рабо чих валков;
gdI. ш— маховой момент рабочих валков и шпинде лей (с шестеренными валками при группо вом приводе), тс-м2;
GDI л - полный маховой момент рабочей линии стана, тс-м2;
РР
1 ДОП I I •‘ ДОП Ц |
допускаемые давления прокатки соответ ственно в I, II, III, IV калибрах рабочих
валков, |
т; |
11 — к. п. д. |
рабочей линии стана; |
м х. х — момент |
холостого хода в рабочей линии |
стана, тс-м;
Прокатные двигатели |
|
|
М ]идП— номинальный |
момент двигателя при групповом или |
|
суммарный |
номинальный момент двух |
двигате |
лей при индивидуальном приводе валков, |
тс-м; |
М м. дв — максимальный момент двигателя при групповом при воде или суммарный максимальный момент двух дви гателей при индивидуальном приводе валков, тс-м;
Хдв — допускаемая перегрузка двигателя;
GD\ в— маховой момент двигателя при групповом приводе или суммарный маховой момент двух двигателей при индивидуальном приводе валков, тс-м2;
пн. дв — номинальная скорость двигателя, об/мин; ям. дв— максимальная скорость двигателя, об/мин;
А^н.дв— номинальная мощность двигателя при групповом приводе или суммарная номинальная мощность двух двигателей при индивидуальном приводе валков, кВт.
Нажимной механизм
ун. 0> ин.п — фактические номинальные скорости перемещения валка соответственно при опускании и при подъ еме, мм/с;
им. о, vMп — фактические максимальные скорости при пере мещении валка соответственно при опускании и при подъеме, мм/с;
1 Условные обозначения приведены для основных узлов и участков блю минга.
7
^1о >
^2 о >
^ 1 п
с М< |
1 |
соответственно при опускании и при подъеме, мм/с2; средние ускорения при скорости выше номи
нальной соответственно при опускании и при подъеме, мм/с2;
и |
_ |
V 2 |
О |
|
|
Н . |
и |
i |
|||
L-k i i i o |
|
ь |
> |
||
|
|
к ю |
|
К i n |
|
Щп = |
Yт |
ТЛ 1~П |
|
2 |
/' |
1 |
1 ’ |
— 0„. О\ |
Л20 |
^10 . |
|
|
f |
1 |
1 |
— vl. |
п (^ ^2П |
&1П). |
Кантователь
S K— расстояние от плоскости осей рабочих валков до первого
крюка |
кантователя, мм; |
|
|
|
/к — время |
кантовки слитка (время срабатывания кантова |
|||
теля и манипулятора при кантовке и перемещении рас |
||||
ката к нужному калибру), с. |
|
|
||
Рабочий рольганг |
|
|
|
|
бр — величина превышения |
бочки |
нижнего |
рабочего валка |
|
над бочкой первого |
ролика |
рабочего |
рольганга, мм; |
vp — максимальная скорость рабочего рольганга, м/с;
р— коэффициент трения между слитком и роликами роль ганга.
Слиток
G — масса слитка, т;
р— плотность стали, т/м3;
о— предел прочности стали при 20° С, кгс/мм2;
8