Файл: Ривкин, Е. Ю. Прочность сплавов циркония.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При комнатной температуре (см. табл. 6.2) торможение тре­ щины может не происходить уже при содержании водорода 0,01%. С повышением содержания водорода трещина разви­ вается даже в ненагруженной давлением трубе лишь за счет удара бойка.

При содержании водорода 0,02% температура торможения

трещин в холоднообработаниом

циркалое-2 лежит между

100

 

 

Т а б л и ц а 6,4

 

Результаты испытаний образцов

 

из отожженного циркалоя-2

 

Содержание

Температура,

Результаты испытаний

 

1водорода, %

 

 

0 , 0 1

3 0 0

Трещина

не развивается

 

 

1 7 0

»

»

 

 

1 0 0

»

»

 

 

8 0

Полное разрушение

 

 

6 0

»

»

 

 

2 0

»

»

 

0 , 0 2

2 3 0

Трещина

не развивается

 

 

1 9 0

Полное разрушение

 

0 , 0 4

3 0 0

Трещина

не развивается

 

 

2 3 0

»

»

 

 

1 9 0

Полное разрушение

 

 

1 5 0

»

»

 

0 , 0 8

2 3 0

Трещина

не развивается

 

 

1 5 0

Полное разрушение

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6.5

Результаты испытаний образцов из холоднодеформированного циркалоя-2 (содержание водорода 0,02%)

Температура,

Результаты испытаний

Температура,

Результаты испытаний

°С

°С

118

Трещина

не развивается

по

Трещина

не развивается

115

»

»

п о

Полное разрушение

115

»

»

п о

»

»

ПО

»

»

105

»

»

ПО

»

»

100

»

»

и

120° С

(см. табл. 6.3). Температура торможения в образцах

из

этих

же труб была равна 105—110° С. Для образцов из

отожженного циркалоя-2 при содержании водорода более 0,02% не отмечается существенного повышения температуры тормо­ жения.

Аналогичные величины температуры торможения трещин по­ лучили Р. С. Ангст и Л. Ф. Дефферинг [35].

136


6.5. ИНИЦИИРОВАНИЕ ТРЕЩИН

Температура торможения трещин в циркониевых наводороженных сплавах достаточно высока, поэтому при эксплуатации конструкций из циркониевых сплавов могут возникать условия, когда начавшая развиваться трещина не сможет затормозиться и приведет к хрупкому разрушению. Поэтому основные усилия исследователей были направлены на изучение условий иницииро­ вания трещин. Требовалось получить соотношения между напря­ жениями, размерами дефектов и температурой эксплуатации, гарантирующими предупреждение развития дефектов до крити­ ческих размеров при однократном нагружении. Прямой ответ

давали испытания конструкций из циркониевых

сплавоз.

В работах [35, 179] приведены результаты

исследования

сопротивления разрушению труб реактора SGHWR из холоднодеформированного циркалоя-2. Испытывали отрезки труб диа­ метром 127 мм, толщиной 5,1 мм, в которых электроискровым методом создавали сквозные надрезы различной длины. Трубы нагружали внутренним давлением. При температуре испытаний ниже 150° С надрезы уплотнялись резиновыми пластинками, а при более высокой температуре — специальными алюминиевыми втулками, вставленными внутрь испытуемых труб. С торцов трубы уплотняли специальными головками. Трубы испытывали в исходном состоянии с содержанием водорода 0,02 и 0,04%.

При 300° С ненаводороженные трубы разрушались вязко путем среза по плоскостям скольжения. Наводороженные трубы разрушались квазихрупко путем отрыва с небольшими следами сдвига в изломе.

При 20° С разрушение ненаводороженных труб носило сме­ шанный характер, а при содержании водорода 0,04% — квазихрупкий. При повышении температуры испытаний характер раз­ рушения постепенно менялся. Но при содержании водорода 0,04% и температуре 200°С разрушение все еще было квазихрупким.

Зависимости разрушающих напряжений от длины надреза приведены на рис. 6.2. Видно, что наводороживание особенно сильно понижает сопротивление разрушению холоднодеформированного циркалоя-2 при температуре 20° С. При 300° С влияние наводороживания существенно меньше. Качественно картина влияния водорода совпадает с выявленной при испытаниях на ударную вязкость.

На рис. 6.3 а, б, в (по данным работы [127]) показано влияние температуры на разрушающие напряжения при различ­ ных уровнях наводороживания. Снижение разрушающих напря­ жений с повышением температуры для ненаводороженных труб, по-видимому, связано со снижением предела текучести. При наводороживании разрушающие напряжения увеличиваются с повышением температуры.

10 Е. М. Ривкин и др.

137


Анализируя на основании полученных данных работоспособ­ ность труб реактора SGHWR, Р. В. Никольс и Б. Уоткинс [127]

отмечают,

что для

рабочего

уровня

напряжений

(11

кгс/мм2)

в трубах этого реактора даже при наихудших условиях

(тем­

пература 20° С и степень наводороживания 0,04%)

критический

 

 

 

 

 

 

сквозной

дефект составляет

 

 

 

 

 

 

j ~50

м м .

Учитывая

также,

 

 

 

 

 

 

что напряжения

в

трубах

 

 

 

 

 

 

реактора

SGHWR

повыша­

 

 

 

 

 

 

ются до наибольших значе­

 

 

 

 

 

 

ний одновременно

с

ростом

 

 

 

 

 

 

температуры, Р. В. Никольс

 

 

 

 

 

 

и Б. Уоткинс считают, что

 

 

 

 

 

 

существует достаточная

га­

 

 

 

 

 

 

рантия того,

что

хрупкое

 

 

 

 

 

 

разрушение

труб

реактора

 

 

 

 

 

 

SGHWR невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Кован и В. Д. Ланг­

 

 

 

 

 

 

форд [55] приводят резуль­

 

 

 

 

 

 

таты

исследования влияния

 

 

 

 

 

 

облучения и наводорожива­

 

 

 

 

 

 

ния на сопротивление раз­

 

 

 

 

 

 

рушению

труб

из

цирка-

 

 

 

 

 

 

лоя-2

реактора

«Дуглас-

 

 

 

 

 

 

Пойнт». Испытывали горя­

 

 

 

 

 

 

чекатаные и

холоднодефор-

 

 

 

 

 

 

мированные

на

18%

трубы

 

 

 

 

 

 

с

внутренним

диаметром

 

 

 

 

 

 

92,5 мм и толщиной стенки

 

 

 

 

 

 

4,2

до

0,02%

24 ч

в рас­

Рис. 6.2. Зависимость разрушающих

на­

вали

пряжений от длины трещины 21 при на-

творе

LiOH

при

360° С

и

водороживании

при температуре

20

давлении

190 кгс/см2.

Гид­

 

 

 

и 300° С:

 

 

риды

были

ориентированы

1 — 0,0025%

Н2;

2 — 0,02%

Н2: 3 — 0,04% Н2;

4 — 0,02%

Н2,

60—70% -радиально ориенгиро-

в

кольцевом

 

направлении.

ванных гидридов;

5 — 0,02%

На, 90% радиаль­

Наводороженные

и

ненаво-

но

ориентированных гидридов.

 

 

 

 

 

 

 

дороженные

трубы

в

нена­

пряженном состоянии облучали на воздухе при

300° С

в

инте­

гральном потоке 2,3-1020 нейтрон/см2

(£ > 1

Мэе).

Внутри труб

были размещены

образцы

для

определения

механических

свойств

и

испытаний на статический

изгиб

(т.

е.

для

опреде­

ления раскрытия трещины). Образцы для определения раскры­ тия трещины имели размеры 46,5x10x4,2 мм с надрезом ши­ риной 0,2 мм и глубиной 2 мм. Три образца были вырезаны из трубы, облученной в течение 11 000 ч при 280° С и нагруженной внутренним давлением. Кольцевые напряжения в трубах со­ ставляли 9,5 кгс/мм2. Интегральный поток нейтронов был 7-1020 см~2, концентрация Н2 в трубах составляла 0,0033%.

138


Кроме того, были испытаны трубы, извлеченные из реактора NPD, с внутренним диаметром 82,5 мм, толщиной стенки 4,32 мм, изготовленные из холоднодеформированного на 17% Циркалоя-2. Эти трубы проработали в реакторе 5 лет при тем­ пературе 252—273° С. Кольцевые напряжения в трубах равня-

Рис. 6.3. Зависимость разрушающих напряже­ ний от температуры при различной длине трещины:

а — 2/* 101,6 мм;

б — 2/=16,2

мм;

в — 2/—50,8 мм;

/ — 0,0025%

Н2; 2 — 0,02%

Н2;

3 — 0,04% Н2.

лись 7 кгс/мм2, максимальный интегральный поток достигал 1,2-1021 нейтрон/,см2, концентрация водорода — 0,0027%. В тру­ бах создавали сквозные надрезы электроэрозионной обработкой, а затем нагружали внутренним давлением до разрушения.

Полученные А. Кованом и В. Д. Лангфордом [55] зависи-. мости приведены на рис. 6.4. При 300° С трубы разрушались вязко, а при 20° С разрушение носило хрупкий или квазихрупкий характер.

Облучение ненаводороженных труб реактора «Дуглас-Пойнт» увеличивало разрушающие напряжения по сравнению с необлученными при надрезах одинаковой длины. Этот эффект был более заметен при 300° С, чем при 20° С. Очень слабое влияние облучения при комнатной температуре на разрушающие напря­ жения труб из циркалоя-2 было также отмечено в работе Г35]. Наводороживание до 0,02% заметно уменьшает напряжения разрушения необлученных труб при 20° С, но мало сказывается при температуре 300° С.

10* 139


Совместное влияние облучения и наводороживания измёняется с температурой. При 20° С влияние наводороживания превалирует. При 300° С наводороживание снижает разрушаю­ щие напряжения для облученных образцов, но не в такой сте­ пени, как при 20° С. При 300° С существенным оказывается

Рис. 6.4. Влияние облучения и наводороживания при 20 и 300° С на зависимость разрушающего напряжения от длины, трещины:

/ — исходное состояние; 2 — облучение Ф=2,3 • 1020 нейтрон/см2\ 3 — наводороживание до 0,02%; 4 — облучение Ф —2,3 • 1020 нейтрон/см2 и наводороживание до 0,02%.

упрочняющее влияние облучения, поэтому сопротивление раз­ рушению облученных и наводороженных труб при этой темпе­ ратуре выше, чем необлученных.

В табл. 6.6 для сравнения приведены данные о влиянии облучения на разрушающие напряжения труб с надрезом 76,2 мм при температуре 300° С.

Т а б л и ц а 6.6

Влияние облучения на разрушающие напряжения в трубах реактора «Дуглас-Пойнт»

Интегральный поток нейтронов (Е>1Мэв),

0

2

2,3

7

12

1020 нейтрон/смг

 

 

 

 

 

Напряжение при разрушении, кгс/ммг

10,2

11,4

13,0

13,1

12,6

140

В отличие от труб реактора «Дуглас-Пойнт» при темпера­ туре 20° С разрушающие напряжения облученных наводороженных труб для реактора NPD оказались ниже, чем для необлученных ненаводороженных, хотя трубы реактора NPD получили существенно большую дозу облучения и соответственно большее упрочнение. Возможно, это связано с повреждениями, вызван­ ными ползучестью труб в реакторе NPD в течение пятилетнего срока их эксплуатации. Однако отсутствие подобного эффекта при испытаниях труб при температуре 300° С осталось необъясненным.

В работе [55] исследовано влияние ориентации гидридов, повышенного содержания водорода и поверхностных дефектов на сопротивление разрушению циркалоя-2 и показано, что при 300° С и высоком содержании водорода (до 0,1%) критическая длина трещины в трубах реактора SGHWR при напряжении 11,2 кгс/мм2 составляет ~ 100 мм.

Наводороживание с ориентацией гидридов в радиальном направлении существенно снижает сопротивление разрушению труб из циркалоя-2 при температуре 20° С, но мало сказывается при температуре 300° С (см. рис. 6.2). Расчетным путем по величинам вязкости разрушения Ki kр, определенным на образ­ цах с надрезом [154] для наводороженных до 0,04% с радиаль­ ной ориентацией гидридов и облученных труб, были определены для различных напряжений критические размеры поверхностной полуэллиптической трещины (табл. 6.7). Как видно, в трубах реактора SGHWR при напряжении 11,2 кгс/мм2 поверхностные трещины становятся критическими при длине 254 мм и глубине

2,54 мм.

Т а б л и ц а 6.7

Критические размеры поверхностной трещины в трубах для различных напряжений

Глубина

Критическая

Напряжение

Глубина

Критическая

Напряжение

трещины b,

длина тре­

о, кгс}ммг

трещины Ь,

дайна тре­

а, кгс/ммг

мм

щины 21, мм

 

мм

щины 21, мм

 

2,54

2,54

23

0,51

2,54

37,0

 

5,08

17,5

 

5,08

31,0

 

14

14

 

14,0

26,5

 

25,4

12,3

 

25,4

25,0

 

254

11,2

 

254

23,0

 

2540

9

 

2 540

22,0

 

 

 

 

25 400

21,0

В табл. 6.8 приведены результаты исследования влияния облучения на сопротивление разрушению труб из циркалоя-2 при различной температуре. Трубы диаметром 25,4 мм с тол­

141