Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ССР
ДУШАНБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 111.ДЛГ01 ИЧЕСКПП ИНСТИТУТ нм. Т. Г. ШЕВЧЕНКО
X. Б. СЛЛБИЕВ, II. Ф ИОЩИХБС
ВОПРОСЫ п о в ы ш е н и я
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИРФОН*
Д\'шапб(> 1Г>7|
Гос. пу'.'<- :ч,;ая
нлучно-т«‘ ж-. откая
библиото л • ZP J±
ЭКЗЕ.йПД ЧИТАЛЬНОГО и АЛА }
* Г - 1Ш 5
Г 0 5 Х 3
Ответственный редактор
Р. Ю. Юсуфбеков - члсн-корроспондент ЛИ Таджикской ССР, доктор экономических наук, профессор.
10807 М 501(13)—74 10—74
© ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИРФОН», 1974.
За последние годы советские экономисты стали уде лять больше внимания исследованию достижений со
временной научно-технической |
революции и проблем |
||
тесной взаимосвязи |
экономики |
и образования, |
успехов |
в социалистической |
экономике |
и повышения |
культур |
но-технического уровня трудящихся, роста их образо вательного уровня, увеличения численности рабочих кадров со средним, средним специальным и высшим образованием. В этой области разработаны важные теоретические проблемы и даны цепные практические рекомендации академиком С. Г. Струмнлиным, докто ром экономических паук, профессором В. Л. Жамииым, доктором экономических паук, профессором Л\. Д. Плинером, доктором экономических паук, профессором Р. Юсуфбековым и другими.
Однако, некоторые аспекты экономики народного образования еще не исследованы и не нашли достаточ ного теоретического обоснования.
В данной монографии показаны достижения совре менной научно-технической революции в тесном един стве с преимуществами социалистической системы хо зяйства и важнейшие проявления социально-экономи ческих последствий научно-технической революции.
В работе дается краткое освещение вопросов о со отношении вещественных и личных факторов произво дительных сил, говорится о законе соответствия разви тия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства, о его взаимосвязи с законами обществен ного разделения и перемены труда, с профессиональ ным и квалификационным разделением труда, с воспро изводством рабочей силы.
3
На целом ряде примеров деятельности предприятий Таджикистана показана взаимосвязь роста квалифи кационного уровня рабочих кадров с различными фак торами, влияющими на него. Это — образование, стаж (производственный и общин) и возраст.
Значительное место в работе занимают вопросы повышения образовательного уровня и совершенство вания профессионально-технической подготовки рабо чих кадров и высококвалифицированных специалистов, дан анализ основных форм подготовки и переподготов ки кадров, в основе которых лежит роль общеобразо вательных знаний, показана высокая эффективность народного образования. В работе дается ряд рекомен даций по повышению эффективности общественного производства и народного образования.
Актуальность исследуемых в данной работе проблем вытекает из указаний XXIV съезда КПСС о том, что «... дальнейшее совершенствование всей системы обра зования в соответствии с потребностями развития эко номики, науки и культуры, научно-технической рево люции является» важной задачей.1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, М., Политиздат, 1971, стр. 206.
Г Л Л В Л |
1 |
И ЛУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ |
РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ |
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Технический прогресс в период современной научнотехнической революции является материальной основой социально-экономических процессов общества.
. Современная научно-техническая революция отли чается от всех предшествующих переворотов в эконо мике установлением более тесной связи между наукой и техникой, наукой и производством. Она характерна также своим особенно сильным влиянием на социаль но-экономические изменения общества, в том числе на изменения общественного производства, организацию производства и труда, на рабочую силу, процесс и ха рактер труда, разделение и перемену труда.
Наука, как предсказывал К. Маркс, все больше превращается в экспериментальную, материально-твор ческую, прсдметпо-воплощающуюся пауку, .выступает как непосредственная производительная сила общества. В этом проявляется и сущность современной научнотехнической революции.
Ускорение темпов развития и накопления научных
знаний способствует ускорению |
научно-технического |
прогресса. «... Наука, — писал Ф. |
Энгельс,- движется |
вперед пропорционально массе знаний, унаследован ных ею от предшествующего поколения, следователь но, при самых обыкновенных условиях она также рас
тет |
в |
геометрической прогрессии».1 |
1 |
К. |
М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч.. т. I, стр. 568. |
5
Половина всей имевшейся информации в середине (Ю-х годов получена после 1950 г., а удвоение числа публикаций происходит в среднем за каждые 13,5 го
да.1 Наука, как отрасль общественного производства, воз
никла в процессе прогрессирующего разделения труда и за каких-нибудь два-три-десятилетия догнала по раз мерам потребления ресурсов ведущие отрасли промыш ленности, производящие материально-вещественную про дукцию.
Таков динамизм общественных потребностей в раз витии науки, и в первую очередь, потребностей мате риального производства.
Наука в период научно-технической революции на чинает занимать все более прочное положение в со временной производственной сфере. Высокий уровень развития производительных сил делает возможным и объективно необходимым массовое применение резуль татов научного поиска, а это, в свою очередь, требует постоянного расширения самой промышленности, свя занной с произведением экспериментов, изобретений и открытий.
Неразрывная связь науки с производством, все воз растающее воздействие духовного фактора на матери альное производство, превращение профессиональных отраслей научно-образовательной деятельности в веду щую часть всего общественного производства — таковы характерные черты современной научно-технической революции.
Ныне научные открытия приводят к подлинному пе ревороту в различных отраслях техники, к появлению новых источников энергии, высокоэффективных конст рукционных материалов, высокопроизводительных ма шин, точнейших приборов и устройств. Происходит ги гантский скачок в развитии пауки и техники и быстрый процесс накопления научных знаний и технологической реализации этих знаний.
Новая экономическая роль науки находит свое от ражение в изменении источников роста производитель ности живого труда, Совершенствование техники и рост
1 |
Научно-техническая революция и общественный прогресс. |
М., |
]%9, стр. 41, |
0
на этой основе производительности труда практически охватывают все отрасли хозяйства. При этом в новых отраслях, таких, как космическая и атомная, радио электроника и химия, рост производительности труда сопровождается и увеличением числа занятых. В «ста рых» же отраслях хозяйства, возникших задолго до на учно-технической революции, рост производительности труда идет одновременно с сокращением в топ или пион
.мере численности занятых.
Весь комплекс научных работ - от фундаменталь ных исследовании до разработок — превращается в своеобразную предварительную творческую стадию ма териального производства. В сфере материального про изводства возникают целые отрасли промышленности, основанные на использовании результатов научных ис следований. Образуются новые формы комплексной ор ганизации исследовательского и производственного про цессов, обеспечивающие ускоренное внедрение дости жений научной мысли во все отрасли хозяйства.
Многие советские и зарубежные исследователи от мечают, что на современное экономическое развитие стран социализма и капиталистических стран большое влияние оказывают использование результатов научноисследовательских работ и повышение уровня общего и профессионального образования кадров. Согласно ре зультатам исследования американского экономиста Э. Денисона, рост экономики США и стран Западной Ев ропы в послевоенный период на 10—32% определялся использованием результатов научных исследований в
различных отраслях техники и |
технологии, на 2 15% |
—- повышением уровня образования.1 |
|
Обладание кадрами ученых |
и высококвалифициро |
ванных специалистов становится важнейшим источни ком экономического и технического прогресса, особым фактором производства. В то же время уровень накоп ленных в обществе знаний, уровень развития науки опи рается непосредственно на достигнутый уровень техни ки и технологии.
Научно-техническая революция в странах социализ-
1 Современная научно-техническая революция в развитых капиталистичнских странах: экономические проблемы. М., «Мысль», 1971, стр, 15.
7
:\iа влечет за собой целый комплекс глубоких сдвигов в народном хозяйстве. Наука становится ключевой от раслью экономики, определяет динамику роста и эффек тивность всех других отраслей. Основой коренного со вершенствования техники в технологии производства являются предлагаемые-наукой идея и разработки. Фун
даментальные научные |
знания |
внедряются |
технически |
г, течение 3—4 лег, в то время |
как ранее на |
это уходи |
|
ло примерно 20 лет. |
технические новшества обычно |
||
Если в начале века |
повышали производительность труда на 5—-20%, то те перь часто па 50—-100% и более. По оценкам, про изведенным в разных странах, ныне от 60% до 80% прироста производительности труда достигается бла годаря использованию новейших результатов научных исследований.
Одной из главных предпосылок успеха социализма в экономическом соревновании с капитализмом явля ется быстрое развитие пауки, внедрение ее достижений г, производство. Ныне темпы роста производительности труда и национального дохода социалистических стран в решающей степени зависят от научно-технического по тенциала каждой страны и всей мировой социалистичес кой системы. Поэтому их ассигнования на развитие нау
ки |
быстро растут и достигли, |
например |
в СССР, |
в |
1970 г. 4,1'/о использованного |
национального |
дохода, |
что больше, чем в странах Западной Европы, и пример' по столько же, сколько в США.
Численность ученых в странах СЭВ возрастает зна чительно быстрее, чем в США или в западноевропей ских государствах. В странах СЭВ работает треть всех научных работников мира. В 1970 г. дипломированных инженеров в СССР было в 2,7 раза больше, чем в США. И по масштабам подготовки новых кадров государства СЭВ находятся впереди. Так, в 1970 г. в СССР инже
неров было выпущено 257 тысяч, в США |
52 тысячи. |
В странах социализма рационально |
используются |
возможности совершенствования производства, откры ваемые высоким образовательным уровнем трудящихся н его дальнейшим повышением.
Решающим фактором научно-технического прогрес са и повышения общественной производительности тру да является подготовка кадров. Этот фактор выступа
8
ет наравне с такими факторами, как юхннческая оспа щенность предприятий, научная организация труда п экономические стимулы. Кроме того, высшие учебные заведения, разрабатывая в процессе своей научной дея тельности принципиально новую технологию производ ства, новое оборудование и внедряя достижения науки в практику, прямо влияют на ускорение превращения пауки в непосредственную производительную силу. В то же время научно-технический прогресс, предъявляя все повышающиеся требования к квалификации н культурному уровню кадров, оказывает огромное обрат ное влияние на развитие народного образования.
Увеличивается потребность поддерживать рациональ ные пропорции между затратами обшестпа на расши рение и модернизацию производственных фондов с одной стороны и на подготовку квалифицированных кадров- с другой. Расходы на образование в извест ной степени предопределяют научно-технический.уровень производства в перспективе. Они должны обеспечивать систематическое повышение подготовки кадров с уче том перспектив развития производительных сил.
Таким образом, наука находит все новые пути для развития технического прогресса, она превращается в специфическую сферу производства, проникает во все отрасли промышленности. Промышленность же, в спою очередь, превращается в экспериментальную базу нау ки, использует все ее достижения для развития тех ники и технологии.
К. Маркс подчеркивал, что эффективность развития общественного производства, выражающаяся в росте производительной силы труда, определяется (в число других факторов) «уровнем развития науки и степенью ее технологического применения».
В. И. Ленин учил, что социализм, коммунизм, ш и ка и новая техника едины и неразрывны. Говоря о тех ническом прогрессе, он указывал на значение тяжелой индустрии, электрификации всей страны, химизации про изводства, мощного подъема производительных сил для строительства социализма и коммунизма. Необходимо было осуществить и культурную революцию, обеспечить условия, которые позволили бы населению получить общее н техническое образование, подготовить квалп-
9