Файл: Попов, В. Л. Проектирование подземных сооружений в системе деривационных ГЭС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
- 30 -
Глава 7. Благоустройство промышленной и пощпдкк. Глава 8. Временные здании и сооружения.
Глава Э. Прочие работы и затраты.
Часть и
Глава I. Содержание дирекции строящегося предприятия. Глава 2 . Расходы по подготовке рабочих кадров.
Глава 3. Проектные и изыскательские работы.
В конце сводного сметно-финансового расчета предусматри вается резерв на непредвиденные работы и затраты в сумме 10# от сметной стоимости строительства. Этот резерв может расхо доваться с разрешения Д1грекцпи строящегося предприятия.
После сводного сметно-финансового расчета указываются возвратные суммы: амортизация, ликвидная стоимость, стоимость строительных машин, стоимость материалов от разборки времен ных сооружений. К сводному сметно-финансовому расчету состав ляется -пояснительная записка, в которой указывается перечень источников, норм, накладных расходов и т.п.
Правильно составленная и принятая подрядной строительной организацией смета должна являться документом для планирова ния капитального строительства и расчетов между заказчиками и строительными организация ми.
Бее расчетные материалы, чертежи и пояснительные записки должны быть пронумерованы, переплетены и должны иметь оглавле ния. Проектная организация передает заказчику материалы техни ческого проекта в четырех экземплярах.
Разработанный проектной организацией технический проект рассматривается и утверждается соответствующим министерством или Советом Министров союзной республики. Технические проекты наиболее крупных предприятий и сооружений утверждаются Сове там Министров СССР по представлению министерств и Советом Ми нистров союзных республик. Перечень таких крупных строек дол жен подготавливать и представлять в Совет Министров СССР Гос план СССР совместно с Госстроем СССР.
- 21 -
5. Рабочие чертежи
Рабочие чертежи лягаются таким проектным документом, по которому осуществляются все строителышеи монтажные рабо
ты. Рабочие чертежи разрабатываются на основе утвержденного технического проекта комплектно для' каждого сооружения. На этой стадии проектирование ведется весьма тщательно и сопро вождается проведением строительных изысканий и исследований. В стадии рабочего проектирования составляются детальные чер тежи водосбросных сооружений строительного периода, котлова нов, перемычек, всех бетонных и железобетонных сооружений, служебных, жилых и производственных зданий,0 опалубок, арма туры, дорог, складов, необходимых транспортных устройств, различных деталей конструкций.
В рабочих чертежах должны быть:
детали конструктивных и ограждающих частей зданий и ссору жений, необходимые для строительства и монтажа;
конструкции фундаментов в увязке с уточненными данными геологических и гидрогеологических изысканий и исследований;
"строительные конструкции в увязке с оборудованием, со всеми видами коммуникаций, устройствами по сантехнике, янерге тике и т .п .;
вертикальные отметки рабочих горизонтов, сечения подзем ных выработок, облегай, настилка путей, дренажные стоки, а также оборудование со всеми коммуникациями по электроснабже нию, сжатому воздуху, вентиляции, осушению, сеязи и т .п .;
мероприятия по охране труда и технике безопасности (пре дохранительные приспособ тенил, площадки и перила, мероприятия по борьбе с вредными газами, лнлып и т .п .), согласно ведомст венным правилам безопасности;
генеральный план застройки, размещения п привязки к разбивочным осям строящихся зданий, сооружений н коммуникаций, а
также их вертикальные отметки. |
|
Существуют рабочие чертежи общих |
пилон (тпчвы к разрезы) |
и дота лировпчпые. На чертежах общих |
родов п>‘ют т о г о пожен не |
- 22 -
оборудования, основные размеры и привязку к омежвым объектам или к оси ствола. На деталировочных чертежах указываются раз меры всех деталей, их сопряжения, оечения конструктрных эле ментов и спецификации.
Рабочие чертежи разрабатываются и оформляются по соответ ствующим частям проекта: горной, технологической, энергетиче ской, саяитарно-техничеокой, генерального плана промышленной площадки, внешнего транспорта, промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства.
Проектировщик делает чертежи карандашом на чертежной бу маге. Готовый чертеж передают в копировальное бюро для пере черчивания (калькировки на прозрачную бумагу). Чертеж пере носят на кальку черной тушью. Калькировка необходима для изго товления светописных копий чертежа, для чего употребляют свето чувствительную бумагу. Эти копии бывают синего и желтоватого цвета. Их часто называют "синыш".
Для ускорения проектирования и размножения чертежей приме няют ротационные электрографические машины. Для их применения чертеж выполняют карандашом на специальной электрографической бумаге, о которой делают необходимое количество копий. Дня по лучения копий высокого качества чертежи на электрографической бумаге должны выполняться аккуратно, без подчисток и исправле
ний.
Большое внимание следует уделить правильному указанию раз меров. На чертежах технического проекта размеры должны быть так проставлены, чтобы б8з всяких затруднений можно было бы разра ботать рабочие чертежи, на которых должны быть размеры, необхо димые для изготовления объекта в натуре.
Каждый чертеж должен иметь основную надпись в угловом штампе, включающую: номер чертежа; данные, характеризующие его содержание, стадию проектирования или род работы; наименование проектной организации, выпускавшей чертежи; должность, фамилии и собственноручные подписи лиц, принимающих участие в разработ ке чертежей; дату подписания чертежа.
Основным документом как рабочего, так и технического про екта являются кальки чертежей, которые хранятся в архиве про-
- 23 -
ектной организации, а светокопии или электрографические копии по требованию заказчика изготовляют в необходимом количестве экземпляров.
Кроме чертежей обычного типа, т .е . калек и светокопий, иногда к проектным материалам прилагают демонстрационные чертежи, изображающие основные объекты сооружения в общих чертах, но наглядно. Такие чертежи предназначаются для де монстрирования во время докладов проектировщиков при рас смотрении п утверждении проектов, в экспертных комиссиях, в технических советах и т .п .
Разработкой рабочих чертежей заканчивается проектиро вание, по которому ведется строительство. Однако проектная организация на различных стадиях в процессе проведения работ могла вносить в проекты те или иные изменения. Поэтому, что бы при эксплуатации объекта возможно было вести необходимые ремонтные и восстановительные работы, лроектвая организация
составляет |
к моменту завершения |
строительства и с п о л |
н и т е л ь н ы е ч е р т е ж и |
всех сооружений в том виде, |
|
в каком эти |
сооружения были фактически построены. В исполни |
тельных .чертежах указывают действительное расположение и раз меры арматуры, действительную глубину и расположение цемента ционных скважин, количество и качество инжектированных раст воров, фактически осуществленные конструкции швов и их уплотнений и т.п .
Таким образом, таковы основные этапы проектирования. На основе ТЭО заказчик разрабатывает задание на проектиро
вание объекта. Проектная организация назначает главного инже нера проекта и разрабатывает технический проект. После экспер тиз, исследований, замечаний технический проект утверждается и служит основанием для разработки рабочих чертежей, по кото рым собственно и ведется все строительство объекта. Рабочие чертежи утверждению не подлежат. Они передаются проектной организацией заказчику для ведения строительных работ. При завершении строительства эксплуатирующей организации переда-
- 24 -
0тся полный комплект подробных исполнительных чертежей. При одностадийном проектировании, т .е . при разработке
техно-рабочего проекта^определяются как основные проектные решения, обеопечивающие наиболее эффективное использование материальных и денежных затрат, так и непосредственно осу ществляются все строительные и монтажные работы. Для опреде ления сметной стоимости строительства на стадии техно-рабо чего проекта составляется сводная смета, аналогичная сводной смете технического проекта, за исключением резерва на непред виденные расходы, который в этом случае предусматривается в размере 5% от сметной стоимости строительства.
Техно-рабочие проекты рассматриваются и утверждаются в том порядке, что и технические проекты.
6. Инженерные изыскания
Для правильного проектирования и успешного строительства подземных сооружений необходимо иметь исходные данные. Для этого проводят инженерные изыскания и исследования, которые тесно связаны со стадиями проектирования. Каждой стадии про ектирования соответствуют определенные работы, которые отли чаются по составу, объему и тщательности исполнения. При сокращении числа стадий проектирования соответственно снижа ется и число стадий изысканий и исследований.
Инженерные изыскания имеют особенно большое значение при строительстве подземных сооружений. Чем глубже заложено
подземов сооружение, тем большее значение приобретает изуче ние геологических условий и физико-механических свойств гор ных пород. Сами же геологические условия часто предопреде ляют решение вопроса как о' глубине заложения подземного со оружения, так и о методах его строительства.
Для возведения инженерного сооружения обыкновенно не столько опасны неблагоприятные геологические условия, сколько опасно недостаточное знание этих геологических условий и не умение оценить их о точки зрения того или иного инженерного
25 -
мероприятия. Наиболее поучительным в этом отношении являет ся строительство крупнейшего Симплонского туннеля длиной почти 20 км ^ которое представляет собой пример неудачного предварительного геологического прогноза, несмотря на то, что вопрооу о геологическом строении горного массива было уделено немало внимания.
При проходке Симплонского туннеля были обнаружены как неполнота инженерных исследований, так и наличие в них круп ных ошибок, главным образом в отношении порядка залегания горных пород. Не было отмечено наличие расположенных сверху и снизу туннеля слоев известняка, изобиловавших сильным при током воды (до 1,5 м3/с е к ); не был выявлен характер относи тельного расположения оси туннеля и пластов проходимых пород и области сильного горного давления. Неправильно была пред сказана температура пород: наибольшая температура в выработке
доходила до 55° вместо ожидавшихся 42°. Борьбу с Такой нестер пимой жарой вели сначала при помощи распылителей, а затем за менили более эффективной холоди,льной установкой.
При строительстве было обнаружено свыше 200 подземных источников, часть которых давала горячую воду до 46°. Для ее отвода пришлось приостановить на время проходку туннеля. На одном из участков туннеля в мягких слюдяных известняках возникло горное давление исключительной оилы, вследствие че
го пришлось отказаться от деревянной крепи и перейти к метал лическим рамам из двутавровых балок, образовавших местами почти сплошную металлическую стену.
В процессе проектирования подземных сооружений выполняют следующие основные виды инженерных изысканий.
I, Топографо-геодезические изыскания,в состав которых"вхо дит съемка земной поверхности и водных пространств, необходимая для составления карты местности с указанием планового и вы сотного положения точек, и установление на местности точного положения сооружений согласно проекту. Сюда же входят топо графические характеристики водохранилища, представляемые в ви~
- 26 -
де зависимостей площади его зеркала и объема от уровне!}
верхнего бьефа.
Опорной сетью, являющейся основой для всех геодезических работ и топографических съемок, служат пункты триангуляции и полигонометрии, геодезические координаты которых выполняются в единой системе; высотные отметки определяются в абсолютпой
системе |
от уровня Балтийского |
моря. |
|
|
2. |
Инженерно-геологические |
и гидрогеологические |
изыскания |
|
проводят для изучения и анализа геологических условий, |
для вы |
|||
яснения |
пригодности этих условий для строительства |
и |
эксплуата |
ции сооружений с учетом комплексного освещения общих шизико-гео графических условий района (климата, орографии и гидрографии), геологического строения (стратиграфии, тектоники, литологии), гид рогеологии, фрзпко-геологическпх явлений (оползней, карстов, сейс мичности), оо'пазовпния почв и растительности и Физико-механиче ских свойств горных порол.
Эти исследования устанавливают геологическое строение и литологический состав пород, характер и глубину залегания грун товых вод, степень устойчивости отдельных участков района, не
сущие свойства грунтов |
в основаниях сооружений, наличие |
и |
условия распространения |
местных строительных материалов. |
|
В состав инженерно-геологических изысканий при строитель стве гидротехнических и транспортных туннелей входит: описание района строительства туннеля; метеорологические данные (темпе ратура, влажность, осадки, ветер, промерзание почвы); геоло гия (условия залегания и напластования горных пород, дислока ции, физико-механические свойства пород); подземные воды; под земные газы (углекислый, метан, сероводород); температура гор дых пород; прогноз горного давления.
При инженерно-геологических исследованиях выполняют инженерно-геологическую съемку, горно-буровые разведочные ра боты, гидрогеологические и лабораторные исследования, каме ральную обработку полевых материалов и составляют отчет.