Файл: Попов, В. Л. Проектирование подземных сооружений в системе деривационных ГЭС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 30 -

Глава 7. Благоустройство промышленной и пощпдкк. Глава 8. Временные здании и сооружения.

Глава Э. Прочие работы и затраты.

Часть и

Глава I. Содержание дирекции строящегося предприятия. Глава 2 . Расходы по подготовке рабочих кадров.

Глава 3. Проектные и изыскательские работы.

В конце сводного сметно-финансового расчета предусматри­ вается резерв на непредвиденные работы и затраты в сумме 10# от сметной стоимости строительства. Этот резерв может расхо­ доваться с разрешения Д1грекцпи строящегося предприятия.

После сводного сметно-финансового расчета указываются возвратные суммы: амортизация, ликвидная стоимость, стоимость строительных машин, стоимость материалов от разборки времен­ ных сооружений. К сводному сметно-финансовому расчету состав­ ляется -пояснительная записка, в которой указывается перечень источников, норм, накладных расходов и т.п.

Правильно составленная и принятая подрядной строительной организацией смета должна являться документом для планирова­ ния капитального строительства и расчетов между заказчиками и строительными организация ми.

Бее расчетные материалы, чертежи и пояснительные записки должны быть пронумерованы, переплетены и должны иметь оглавле­ ния. Проектная организация передает заказчику материалы техни­ ческого проекта в четырех экземплярах.

Разработанный проектной организацией технический проект рассматривается и утверждается соответствующим министерством или Советом Министров союзной республики. Технические проекты наиболее крупных предприятий и сооружений утверждаются Сове­ там Министров СССР по представлению министерств и Советом Ми­ нистров союзных республик. Перечень таких крупных строек дол­ жен подготавливать и представлять в Совет Министров СССР Гос­ план СССР совместно с Госстроем СССР.

- 21 -

5. Рабочие чертежи

Рабочие чертежи лягаются таким проектным документом, по которому осуществляются все строителышеи монтажные рабо­

ты. Рабочие чертежи разрабатываются на основе утвержденного технического проекта комплектно для' каждого сооружения. На этой стадии проектирование ведется весьма тщательно и сопро­ вождается проведением строительных изысканий и исследований. В стадии рабочего проектирования составляются детальные чер­ тежи водосбросных сооружений строительного периода, котлова­ нов, перемычек, всех бетонных и железобетонных сооружений, служебных, жилых и производственных зданий,0 опалубок, арма­ туры, дорог, складов, необходимых транспортных устройств, различных деталей конструкций.

В рабочих чертежах должны быть:

детали конструктивных и ограждающих частей зданий и ссору жений, необходимые для строительства и монтажа;

конструкции фундаментов в увязке с уточненными данными геологических и гидрогеологических изысканий и исследований;

"строительные конструкции в увязке с оборудованием, со всеми видами коммуникаций, устройствами по сантехнике, янерге тике и т .п .;

вертикальные отметки рабочих горизонтов, сечения подзем­ ных выработок, облегай, настилка путей, дренажные стоки, а также оборудование со всеми коммуникациями по электроснабже­ нию, сжатому воздуху, вентиляции, осушению, сеязи и т .п .;

мероприятия по охране труда и технике безопасности (пре­ дохранительные приспособ тенил, площадки и перила, мероприятия по борьбе с вредными газами, лнлып и т .п .), согласно ведомст­ венным правилам безопасности;

генеральный план застройки, размещения п привязки к разбивочным осям строящихся зданий, сооружений н коммуникаций, а

также их вертикальные отметки.

 

Существуют рабочие чертежи общих

пилон (тпчвы к разрезы)

и дота лировпчпые. На чертежах общих

родов п>‘ют т о г о пожен не


- 22 -

оборудования, основные размеры и привязку к омежвым объектам или к оси ствола. На деталировочных чертежах указываются раз­ меры всех деталей, их сопряжения, оечения конструктрных эле­ ментов и спецификации.

Рабочие чертежи разрабатываются и оформляются по соответ­ ствующим частям проекта: горной, технологической, энергетиче­ ской, саяитарно-техничеокой, генерального плана промышленной площадки, внешнего транспорта, промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства.

Проектировщик делает чертежи карандашом на чертежной бу­ маге. Готовый чертеж передают в копировальное бюро для пере­ черчивания (калькировки на прозрачную бумагу). Чертеж пере­ носят на кальку черной тушью. Калькировка необходима для изго­ товления светописных копий чертежа, для чего употребляют свето­ чувствительную бумагу. Эти копии бывают синего и желтоватого цвета. Их часто называют "синыш".

Для ускорения проектирования и размножения чертежей приме­ няют ротационные электрографические машины. Для их применения чертеж выполняют карандашом на специальной электрографической бумаге, о которой делают необходимое количество копий. Дня по­ лучения копий высокого качества чертежи на электрографической бумаге должны выполняться аккуратно, без подчисток и исправле­

ний.

Большое внимание следует уделить правильному указанию раз­ меров. На чертежах технического проекта размеры должны быть так проставлены, чтобы б8з всяких затруднений можно было бы разра­ ботать рабочие чертежи, на которых должны быть размеры, необхо­ димые для изготовления объекта в натуре.

Каждый чертеж должен иметь основную надпись в угловом штампе, включающую: номер чертежа; данные, характеризующие его содержание, стадию проектирования или род работы; наименование проектной организации, выпускавшей чертежи; должность, фамилии и собственноручные подписи лиц, принимающих участие в разработ­ ке чертежей; дату подписания чертежа.

Основным документом как рабочего, так и технического про­ екта являются кальки чертежей, которые хранятся в архиве про-

- 23 -

ектной организации, а светокопии или электрографические копии по требованию заказчика изготовляют в необходимом количестве экземпляров.

Кроме чертежей обычного типа, т .е . калек и светокопий, иногда к проектным материалам прилагают демонстрационные чертежи, изображающие основные объекты сооружения в общих чертах, но наглядно. Такие чертежи предназначаются для де­ монстрирования во время докладов проектировщиков при рас­ смотрении п утверждении проектов, в экспертных комиссиях, в технических советах и т .п .

Разработкой рабочих чертежей заканчивается проектиро­ вание, по которому ведется строительство. Однако проектная организация на различных стадиях в процессе проведения работ могла вносить в проекты те или иные изменения. Поэтому, что­ бы при эксплуатации объекта возможно было вести необходимые ремонтные и восстановительные работы, лроектвая организация

составляет

к моменту завершения

строительства и с п о л ­

н и т е л ь н ы е ч е р т е ж и

всех сооружений в том виде,

в каком эти

сооружения были фактически построены. В исполни­

тельных .чертежах указывают действительное расположение и раз­ меры арматуры, действительную глубину и расположение цемента­ ционных скважин, количество и качество инжектированных раст­ воров, фактически осуществленные конструкции швов и их уплотнений и т.п .

Таким образом, таковы основные этапы проектирования. На основе ТЭО заказчик разрабатывает задание на проектиро­

вание объекта. Проектная организация назначает главного инже­ нера проекта и разрабатывает технический проект. После экспер­ тиз, исследований, замечаний технический проект утверждается и служит основанием для разработки рабочих чертежей, по кото­ рым собственно и ведется все строительство объекта. Рабочие чертежи утверждению не подлежат. Они передаются проектной организацией заказчику для ведения строительных работ. При завершении строительства эксплуатирующей организации переда-


- 24 -

0тся полный комплект подробных исполнительных чертежей. При одностадийном проектировании, т .е . при разработке

техно-рабочего проекта^определяются как основные проектные решения, обеопечивающие наиболее эффективное использование материальных и денежных затрат, так и непосредственно осу­ ществляются все строительные и монтажные работы. Для опреде­ ления сметной стоимости строительства на стадии техно-рабо­ чего проекта составляется сводная смета, аналогичная сводной смете технического проекта, за исключением резерва на непред­ виденные расходы, который в этом случае предусматривается в размере 5% от сметной стоимости строительства.

Техно-рабочие проекты рассматриваются и утверждаются в том порядке, что и технические проекты.

6. Инженерные изыскания

Для правильного проектирования и успешного строительства подземных сооружений необходимо иметь исходные данные. Для этого проводят инженерные изыскания и исследования, которые тесно связаны со стадиями проектирования. Каждой стадии про­ ектирования соответствуют определенные работы, которые отли­ чаются по составу, объему и тщательности исполнения. При сокращении числа стадий проектирования соответственно снижа­ ется и число стадий изысканий и исследований.

Инженерные изыскания имеют особенно большое значение при строительстве подземных сооружений. Чем глубже заложено

подземов сооружение, тем большее значение приобретает изуче­ ние геологических условий и физико-механических свойств гор­ ных пород. Сами же геологические условия часто предопреде­ ляют решение вопроса как о' глубине заложения подземного со­ оружения, так и о методах его строительства.

Для возведения инженерного сооружения обыкновенно не столько опасны неблагоприятные геологические условия, сколько опасно недостаточное знание этих геологических условий и не­ умение оценить их о точки зрения того или иного инженерного

25 -

мероприятия. Наиболее поучительным в этом отношении являет­ ся строительство крупнейшего Симплонского туннеля длиной почти 20 км ^ которое представляет собой пример неудачного предварительного геологического прогноза, несмотря на то, что вопрооу о геологическом строении горного массива было уделено немало внимания.

При проходке Симплонского туннеля были обнаружены как неполнота инженерных исследований, так и наличие в них круп­ ных ошибок, главным образом в отношении порядка залегания горных пород. Не было отмечено наличие расположенных сверху и снизу туннеля слоев известняка, изобиловавших сильным при­ током воды (до 1,5 м3/с е к ); не был выявлен характер относи­ тельного расположения оси туннеля и пластов проходимых пород и области сильного горного давления. Неправильно была пред­ сказана температура пород: наибольшая температура в выработке

доходила до 55° вместо ожидавшихся 42°. Борьбу с Такой нестер­ пимой жарой вели сначала при помощи распылителей, а затем за­ менили более эффективной холоди,льной установкой.

При строительстве было обнаружено свыше 200 подземных источников, часть которых давала горячую воду до 46°. Для ее отвода пришлось приостановить на время проходку туннеля. На одном из участков туннеля в мягких слюдяных известняках возникло горное давление исключительной оилы, вследствие че­

го пришлось отказаться от деревянной крепи и перейти к метал­ лическим рамам из двутавровых балок, образовавших местами почти сплошную металлическую стену.

В процессе проектирования подземных сооружений выполняют следующие основные виды инженерных изысканий.

I, Топографо-геодезические изыскания,в состав которых"вхо­ дит съемка земной поверхности и водных пространств, необходимая для составления карты местности с указанием планового и вы­ сотного положения точек, и установление на местности точного положения сооружений согласно проекту. Сюда же входят топо­ графические характеристики водохранилища, представляемые в ви~


- 26 -

де зависимостей площади его зеркала и объема от уровне!}

верхнего бьефа.

Опорной сетью, являющейся основой для всех геодезических работ и топографических съемок, служат пункты триангуляции и полигонометрии, геодезические координаты которых выполняются в единой системе; высотные отметки определяются в абсолютпой

системе

от уровня Балтийского

моря.

 

 

2.

Инженерно-геологические

и гидрогеологические

изыскания

проводят для изучения и анализа геологических условий,

для вы­

яснения

пригодности этих условий для строительства

и

эксплуата­

ции сооружений с учетом комплексного освещения общих шизико-гео­ графических условий района (климата, орографии и гидрографии), геологического строения (стратиграфии, тектоники, литологии), гид­ рогеологии, фрзпко-геологическпх явлений (оползней, карстов, сейс­ мичности), оо'пазовпния почв и растительности и Физико-механиче­ ских свойств горных порол.

Эти исследования устанавливают геологическое строение и литологический состав пород, характер и глубину залегания грун­ товых вод, степень устойчивости отдельных участков района, не­

сущие свойства грунтов

в основаниях сооружений, наличие

и

условия распространения

местных строительных материалов.

 

В состав инженерно-геологических изысканий при строитель­ стве гидротехнических и транспортных туннелей входит: описание района строительства туннеля; метеорологические данные (темпе­ ратура, влажность, осадки, ветер, промерзание почвы); геоло­ гия (условия залегания и напластования горных пород, дислока­ ции, физико-механические свойства пород); подземные воды; под­ земные газы (углекислый, метан, сероводород); температура гор­ дых пород; прогноз горного давления.

При инженерно-геологических исследованиях выполняют инженерно-геологическую съемку, горно-буровые разведочные ра­ боты, гидрогеологические и лабораторные исследования, каме­ ральную обработку полевых материалов и составляют отчет.