Файл: Махнач, А. С. Геохимия микроэлементов группы железа в живетских и франских отложениях Белоруссии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
соли, т. е. является литологической, а не стратиграфической. На востоке Припятской впадины, где переход от подсолевых отложений к соленосным постепенный, внутри евлановского горизонта фиксируется граница подсолевой карбонатной и нижней соленосной толщ. Сложность установления границы между указанными литологическими толщами объясняется тем, что соленакопление в разных районах Припятской впа дины началось неодновременно и галитсодержащим отложе ниям одних участков (Ельск, Наровля и др.) соответствуют отложения, не содержащие солевых прослоев (Речица, Стреличево и др.). На западе между подсолевой и соленосной тол щами существует перерыв в осадконакоплении, однако нет никаких данных, указывающих на то, что галитовые породы или их сульфатные аналоги относятся исключительно к ливенскому горизонту.
Сучетом указанных выше замечаний мощность относимой
кевлановскому горизонту части разреза составляет 11—35 м на западе и достигает 200—220 м на востоке Припятской впа дины (Вышемировская, Ветхинская площади). На других участках значения мощностей промежуточные.
Кподсолевой карбонатной толще отнесена часть евлановских отложений мощностью от 11—35 м на западе (Ляховичи, Старобин, Петриков, Туров и др.) и до 100—125 м в рай оне Вышемировской и Ветхинской площадей. На других пло щадях эта часть разреза имеет промежуточные мощности (Стреличев, Брагин, Речица, Тишковка 55—80 м, Кустовница,
Воет. Наровля, Давыдовка — 40—50 м и т. д.). По сравнению с воронежскими отложениями в евлановских подсолевых об разованиях повышается общая глинистость разреза, его сульфатность. Возрастает роль доломитовой седиментации, увеличивается количество обломочного материала. В ряде разрезов существенную роль приобретает вулканогенный ма териал. Характерной особенностью является тонкая слои стость и частое (от одного миллиметра до нескольких десят ков сантиметров) чередование различных по составу пород: мергелей, глинистых известняков и доломитов, ангидритоводоломитовых пород, алевролитов. На востоке Припятской впа дины к ним присоединяются вулканогенно-осадочные породы: туффиты, туфогенные породы, реже — туфы.
Часть евлановского горизонта, относимая к нижней соле носной толще, так называемая «переходная пачка» (Геоло гия СССР, т. III), достигает значительной мощности—до 80—97 м — в разрезах Восточно-Ельской, Стреличевской, Во-
сточно-Наровлянской, |
Вышемировской площадей, до 70 м |
в Кустовнице, 40—65 |
м в районе Речицы, Наровли, Глуска, |
на Давыдовской, Вишанской и других площадях. В ее поведе нии по площади нет такой четкой закономерности, как у воро-
20
нежских отложений или евлановской части подсолевой тол щи. В большинстве разрезов эта пачка представлена чередо ванием ангидритов, доломитов, сульфатно-карбонатных пород, алевролитов, песчаников. Среди пород пачки присутствуют вулканические туфы, туффиты (Вышемир, Ветхин, Стреличево, Речица и др.). От нижележащих подсолевых отложений переходная пачка отличается более высоким содержанием сульфатного материала, наличием прослоев соли; часто поро ды различного состава интенсивно просолены. В западной ча сти Припятской впадины на ряде площадей (Старобин, Ляховичи, Петриков, Шестовичи, Сколодин и др.) эта пачка отсутствует.
Ливенские отложения развиты только в Припятской впа дине. Условный характер их нижней границы был рассмотрен выше. На большей части территории столь же условно прово дится их верхняя граница. Лишь по северо-западу впадины имеются палеонтологические материалы (Фурсенко, Ковхуто, 1955), позволяющие в отдельных разрезах установить стра тиграфическую границу франского и фаменского ярусов. В других частях Припятской впадины граница литологических толщ принимается условно за стратиграфическую. Фациаль ные переходы, характерные для ливенских отложений, за трудняют и делают подчас неоднозначными сопоставления разрезов разных участков. В Припятской впадине ливенский горизонт представлен тремя типами разреза: соленосным, сульфатно-глинистым и вулканогенным.
Соленосный тип разреза сложен каменной солью с про слоями карбонатных глин, мергелей, доломитов, известняков, ангидрита, сульфатно-карбонатных пород, алевролитов и пе
счаников, на |
востоке впадины — с туфогенными прослоями |
и примесью |
вулканогенного материала в различных типах |
пород. Соленасыщенность этого типа разреза обычно лежит в пределах 65—75%. Негалитовые прослои имеют, как прави ло, небольшую мощность (редко свыше 3—5 м). Мощность ливенской соленосной толщи от 140 до 1115 м, на большей части площади распространения — порядка 400—700 м. Этот тип разреза развит на большей части площади распростране ния ливенских отложений, кроме крайнего северо-востока и запада Припятской впадины.
На западе Припятской впадины представлен сульфатноглинистый тип разреза ливенского горизонта. Здесь отсутст вует каменная соль, мощность разреза сокращается до 30— ПО м. Ливенские отложения сложены мергелями, глинами, содержат прослои гипса, ангидрита, глинистых доломитов, песчано-алевритовые пропластки.
Вулканогенный тип аналогов ливенской соленосной тол щи распространен на крайнем востоке Припятской впадины
21
(Борщевка, Вышемир, Ветхин), где он выделяется как нижняя часть мощной эффузивно-пирокластической толщи, имеющей франско-фаменский возраст и образующей щелочно-ультра основную— щелочно-базальтоидную формацию (табл. 1-1). В составе пород, слагающих разрез,— эффузивы, вулканиче ские туфы, туффиты с прослоями нормально-осадочных пород, содержащих примесь туфогенного материала. Мощность вул каногенных аналогов ливенских нормально-осадочных отло жений достигает 500 м.
2. ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ ОСАДОЧНОГО ЧЕХЛА
На территории Белоруссии геохимические методы впервые стали применяться при изучении четвертичных отложений.
В первые послевоенные годы Г. И. Теодорович (Институт геологии и разведки горючих ископаемых, Москва) выделил и описал ряд геохимических фаций покровных отложений ре спублики. Работами Института геохимии и аналитической химии АН СССР и Белорусского института мелиорации, вы полненными в 1955— 1959 гг., решены некоторые методические вопросы изучения поведения микроэлементов в торфах и поч вах, установлено, что распределение меди в торфяном масси ве зависит от близости подстилающих пород, обогащенных этим элементом, и от дополнительного привноса меди грун товыми водами.
Комплекс исследований проведен Лабораторией геохими
ческих проблем (ныне Институт геохимии и |
геофизики) |
АН БССР (Кузнецов, 1973; Лукашев, Цапенко, |
1957; К. И. |
Лукашев, 1956, 1958, 1960, 1963, 1964, 1971; Лукашев, Петухо ва, 1964; Лукашев, Кузнецов, 1962; Лукашев, Астапова, 1971; Лукашев, Ковалев, 1969; К. И. Лукашев, В. К- Лукашев, 1972; В. К- Лукашев, 1970; Шиманович, 1964; Ковалев, Генералова, 1969 и др.). Это работы о миграции, статистических показа телях распределения основных химических элементов (меди, никеля, кобальта, железа, марганца, титана и др.) и аккуму ляции их в различных генетических типах четвертичных об разований, в почвах и растениях, исследования биогеохимических и гидрохимических провинций, генетических типов со временных кор выветривания на территории Белорусского Полесья, химического состава лессовидных пород, геохими ческих ландшафтов и фаций Белоруссии, вопросов корреля ции покровных отложений и т. д. Особенно большой научный и практический интерес представляет монография «Геохими ческие поиски элементов в зоне гипергенеза» (К. И. Лукашев, В. К. Лукашев, 1967), в которой авторы характеризуют пове дение и ассоциации химических элементов в зоне гипергенеза,
22
геохимические провинции, ореолы рассеяния (первичные и вторичные), излагают теоретические основы применения раз личных методов геохимических поисков элементов и практи ческие достижения в этой области. В книге дана детальная характеристика отдельных элементов, теоретическая разра ботка закономерностей их гипергенной миграции и концент рации в ходе осадочного литогенеза. Монография является обобщающей работой по геохимии элементов в зоне гипер генеза.
Геохимические исследования, сопровождавшие геологосъе мочные и поисковые работы, до 1960 г. сводились в основном к регистрации тех или иных содержаний элементов в породах и воде, причем велись на ограниченных участках. Выводы, основанные на обобщении и систематизации материала, как правило, не делались. Вопросы геохимии дочетвертичных от ложений в эти годы затрагивались лишь в единичных работах (Махнач, 1959), которые базировались на сравнительно не большом объеме аналитических данных. Так, А. Б. Ронов и А. И. Ермишкина (1959) показали на литолого-геохимиче- ских картах распределение марганца в живетских и франских отложениях Восточно-Европейской платформы. По террито рии Белоруссии авторами обработаны результаты всего двух средних проб из 10 образцов каждая (в районе Городка и Орши).
Состоявшееся в 1960 г. в Минске Совещание по изучению геохимических и биогеохимических провинций территории Бе лорусской ССР отметило ряд недостатков в постановке гео химической службы республики и рекомендовало провести комплексное изучение местных кларков элементов в различ ных генетических типах четвертичных пород и более древних стратиграфических горизонтах, исследования гидрохимиче ских типов поверхностных и подземных вод, содержания в них микрокомпонентов. Уже в 1960 г. Кировской экспедицией были проведены опытные работы по внедрению биохимиче ского метода поисков некоторых элементов на территории Ук раины и частично Белоруссии и сделаны выводы об эффектив ности применения этого метода. В. П. Курочка и В. Г. Блино ва (1960) наметили некоторые закономерности распределения микроэлементов в глинистых минералах верхнего протерозоя юго-запада Восточно-Европейской платформы и выделили три группы элементов, постоянно, часто или редко присутст вующих в указанных отложениях. В 1960—1962 гг. В. Н. Щер бина и Д. М. Ерошина исследовали закономерности распре деления бора в калийных и каменных солях девона Старобинского месторождения. Было установлено, что в солях бор содержится в количествах, близких к весовому кларку в земной коре, и они мало перспективны на этот элемент.
23