Файл: Мамедов, Э. С. Тайфуны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п

 

М х = Г

(5.9)

i—\

 

В нашем случае ожидаемое число тайфунов в районе опреде­

лится как

 

М = КР = КРгРгРг,

(5.10)

где К — среднемесячная повторяемость тайфунов

(по табл. 22).

В расчетах рекомендуется, кроме среднемесячного количества тайфунов, учитывать также их минимальную и максимальную по­ вторяемость. Так, например, при среднемесячной повторяемости тайфунов 28, принятой для расчетов карт квадратов, количество их в отдельные годы может достигать 36. Промежуток времени

а)

\Т\Т>ЛТ\Т\<Л 'ГСЧТ'ЛТГ

 

б)

 

в)

£

 

К >

Ф: I X

 

Р;

£% СЕ

 

 

ц

 

I?

7777777771

 

гттттт \ $

г

 

 

 

 

б

Рис. 50.

а) Р6

1 + 2г

б) Р3

1 + г

в) /3 =

I

г) А

7 + k

г + 2г’

z + 2г’

z + 2г'

z+ 2 r

1963—1971 гг. отмечался как период интенсивного образования тайфунов.

3-й этап — определение продолжительности штормовых условий в районе работ за месяц может быть выражено ранее уже при­ менявшейся формулой

Т Mt,

 

2 г -i~ 8

Ч

где t=

(при принятии за раз-

—Т.у - Р"., Вр — глубина района работ

меры

V т

Вр= 300 миль); гт и

района работ 5-градусного квадрата

1/т — из табл. 20, 21.

Примечание: при производстве расчетов такого сложного фи­

зического процесса, как тайфунная

деятельность,

надо помнить

о различного рода отклонениях как в

гт, так и в

Ут. В качестве

примера можно привести «поведение»

тайфуна «Флосси» (30

сен­

тября—10 октября 1969 г.), который

в течение двух суток

(7 и

8 октября «стоял» восточнее о. Тайвань, затем развил скорость перемещения до 50 узлов и прошел южнее о. Хонсю на северовосток, тогда как обычная «средняя» скорость перемещения в ши­ ротах 25—50° в пределах 15—20 узлов.

112


Итак, кратко схему расчетов общего времени штормовой пого­ ды можно представить в следующем виде.

1- й этап: P = PiP2Pz\ Рз= L' ^ —,

где k (коэффициент) изменяется от 2гт до гт, величины Р\ и Р2 находим из табл. 25 или выбираем с карт основных направлений тайфунов (рис 10—17).

2- й этап: М = КР, где К выбирается из таблицы повторяемости тайфунов (табл. 22).

3- й этап: T = Mt (t = — ^ — £, величины VT и гт находим из

* и

табл. 20, 21), или

Т — "Mi — P x P i P i K ^ ^ - .

Пример: рассчитать с помощью карт основных направлений перемещения тайфунов продолжительность штормовой погоды при работах в октябре в районе с центром в ф= 27° с. ш., Л=143° в. д. и размерами 300X300 миль:

T = P tP2PtK — .^-Др = 0,9 .J0.72 • 0,66 • 4,1 X

 

2 - 2 8 0 -4- 3 0 0

0,38-4,1 3,2 = 4,6 суток.

Х

11

 

Расчет общей потери времени в районе работ в случае неодно­ кратного уклонения от тайфунов. При неоднократном перемеще­ нии штормового.поля тайфуна через район работ суда,, которым запланированы продолжительные работы в назначенном районе, будут вынуждены каждый раз прерывать эти работы и уклонять­ ся от тайфуна с тем, чтобы вновь возвратиться в назначенный район. Очевидно, что неоднократные уклонения приводят к поте­ рям времени, моторесурса, топлива и т. д.

Во всех случаях уклонение должно начаться заблаговременно и зависит от многих факторов: радиуса тайфуна, скорости его пере­ мещения, достоверности прогнозирования, перемещения и эволюции тайфуна, надежности и систематичности информации о тайфуне, скорости судна, мощности машин, водоизмещения судна и т. д. Но очевидно, что при радиусах тайфуна 150—250 миль, скорости его перемещения 10—15 узлов и такой же скорости судна уклоне­ ние может быть начато за сутки до подхода тайфуна. Таким обра­ зом, на уклонение и возвращение в район работ при прохождении только одного тайфуна следует планировать потерю времени до двух суток, не считая времени прохождения через район штормово­ го поля.

Расчет общей потери времени в районе работ при использовании карт основных направлений перемещения тайфунов производится по принципу, аналогичному описанному для первого метода в п. А, а Гобщ может быть получена по формуле

118


ТоЫ= Т + Т и

(5,П)

где Тх— время, затраченное на все уклонения и возвращения в рай­ он,

Г, - 5укл Т / В°ЗЦР К.

(5.12)

Без большой погрешности 5 укл+5возвр можно

считать равным

2гт для данной широты. Тогда формула общей потери времени при­ мет вид

Т,общ т + Тх = Р 1Р2Р3К

(5.13)

Уместно вернуться к вопросу о среднемесячной повторяемости тайфунов К. Как было указано выше, эта величина из года в год меняется и ее изменение в общем виде характеризуется графиком (рис. 9). Вместе с тем межгодовая изменчивость повторяемости тайфунов все еще является вопросом, над разрешением которого работают многие специалисты. С появлением метеорологических спутников возросло число прослеживаемых 'наземными приемными центрами тайфунов. За период с 1960 по 1971 г. среднее годовое число тайфунов составило 28 (табл. 26).

Таблица 26

Год

 

и

ш

 

 

 

 

 

IX

X

XI

 

Сум­

I

IV

V

VI

VII

VIII

XII

ма за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

год

I9 6 0

 

 

1

 

1

3

3

10

3

2

 

2

2 4

1961

2

 

 

3

4

6

4

3

5

1

1

3 0

1962

 

 

 

1

3

 

5

6

4

6

2

2

2 9

1963

 

 

1

1

1

3

3

5

3

5

4

3

25

1964

 

 

 

и

3

2

6

6

6

5

1

3 6

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1965

2

 

1

 

1

4

3

7

6

3

2

 

29

1966

 

 

 

1

1

2

4

9

10

2

5

1

3 5

1967

 

1

2

1

1

1

5

10

7

5

4

 

37

1968

 

 

 

1

 

1

4

5

6

4

5

 

2 6

1969

1

 

1

1

 

 

3

3

2

4

3

 

18

1970

 

1

 

 

 

2

3

6

4

4

2

 

22

1971

1

 

1

2

4

2

8

4

6

4

1

 

33

Среднее за год

0 ,5

0 ,2

0 ,6

0 ,9

,5

2 ,0

4 ,4

6 ,2

50

4,1

2,4

0 ,8

2 8

Сравнительная оценка расчетов по 1 и 2-му методам позволяет

сделать вывод о близости конечных результатов Р, М и Т. Так, в приводимых в тексте примерах для одного и того же района рас­ хождение результатов составляет 10—15%:

114


1-

й метод — Р = 0.46;

М=1,05;

Г= 3,4

суток;

2-

й метод — -Р = 0,38;

М = 0,92;

Г= 4,6

суток.

Небольшие, с точки зрения практики,

расхождения вызваны

тем, что для описания столь сложного природного явления, как тайфун, были сделаны некоторые допущения, без которых было бы невозможно дать объективную количественную оценку продолжи­ тельности штормовых условий и произвести необходимые расчеты с применением математических формул.

Наиболее прост в применении 1-й метод, где конечные результа­

ты Р, М и Т считываются в готовом виде с карты интенсивности тайфунной деятельности. (Однако 2-й метод более нагляден с точки зрения описания динамики процесса зарождения и перемещения тайфунов.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящей главе разобраны вопросы планирования работ в районах, подверженных воздейст­ вию проходящих тайфунов, поэтому расчеты в основном строятся на средних статистических данных.

Данные, которые может получить судоводитель, используя кар­ ты интенсивности тайфунной деятельности и карты основных на­ правлений перемещения тайфунов, дают объективную количествен­ ную оценку тайфунной деятельности, основанную на конкретном статистическом материале. Они с успехом могут быть использова­ ны как при работах в заданном районе, так и по маршруту пере­ хода судна.

2. Расхождение судна со штормовым полем тайфуна и маневрирование в зоне штормовых ветров

Современные суда имеют прочную конструкцию корпусов, доста­ точно мощные машины и высокие скорости хода. Вместе с улучше­ нием качества судостроения предъявляются и более высокие тре­ бования к рациональному использованию торгового и промыслово­ го флота. Поэтому научный подход к выбору наивыгоднейшего пути судна является актуальной проблемой мореплавания. В этом отношении гидрометеорологические условия, как правило, являют­ ся важнейшим фактором, подлежащим учету. Решение вопроса

овыборе оптимального маршрута требует:

установления главного и вспомогательного критериев наи­ выгоднейшего маршрута;

разработки метода расчета оптимального пути судна;

прогнозирования основных гидрометеорологических элемен­

тов на срок рейса судна;

— знания характера поведения судна в различных условиях погоды и моря.

К критериям успешности рейса обычно относят: обеспечение максимальной безопасности судна, экономичность перехода, созда­ ние лучших условий перевозки грузов, следование судна по графику

115


при наилучшем режиме работы главных и вспомогательных меха­ низмов и т. д.

На практике за основные критерии часто принимают безопас­ ность и экономичность, причем экономичность обычно связывают с экономией времени на переходе, хотя это понятие значительно шире.

Разработкой методики выбора оптимального пути в реальных и прогнозируемых условиях занимались А. П. Ющенко, Н. С. Тверье, Г. И. Уханов, Ю. С. Филиппов и др. Вычислительным центром Академии наук СССР составлена программа машинного решения выбора оптимального пути. Понятие о методике расчета наивыгод­ нейшего пути и описание организации обслуживания судов берего­ выми группами обслуживания достаточно хорошо изложены в «Справочнике для судоводителей по гидрометеорологии» В. М. Лифшиц и Ю. А. Хованского [23].

В настоящем параграфе будут даны рекомендации по исполь­ зованию краткосрочного прогноза для принятия судоводителем ре­ шения на расхождение с тайфуном.

Расхождение судна со штормовым полем тайфуна. В предыду­ щем параграфе дана количественная и качественная оценка интен­ сивности тайфунной деятельности в пространственно-временном плане, что позволяет заблаговременно оценить обстановку на всем пути предстоящего перехода. Судоводитель в период интенсивной деятельности тайфунов должен быть постоянно готовым как к уклонению с пути тайфуна, так и к встрече с ним. Успех этого зависит от заблаговременности принятия решения и маневриро­ вания на уклонение на уровне хорошей морской практики.

Задачу на уклонение приходится решать как на обширной аква­ тории северо-западной части Тихого океана, так и в относитель­ но стесненной обстановке Охотского, Японского, Желтого, ЮжноКитайского морей, проливов Лаперуза, Цугару, Цусимского. В этих условиях хорошо налаженная служба погоды на судне, обеспечивающая заблаговременность, полноту и достоверность ин­ формации, а отсюда и обеспеченное прогнозирование — основа правильного расчета и исполнения маневра курсом и скоростью.

При соблюдении вышеуказанных требований расхождение со штормовым полем тайфуна не является сложной задачей. Ее реше­ ние строится на базе задач тактической навигации с учетом: гео­ графических условий в районе перехода, назначенного маршрута, мощности машин, водоизмещения судна, его скорости и других

факторов, связанных с задачами рейса.

методика

Предлагается следующая принципиальная схема и

на уклонение от штормового поля тайфуна для случаев

А, Б, В

(рис. 51).

1. Рассчитывается и наносится на карту сектор вероятного перемещения штормового поля. Расчет основывается на знании места и направления перемещения тайфуна, полученных на осно­ ве анализа всех видов информации (синоптические карты, спутни­ ковая фотоинформация, местные признаки, штормовые предупреж­

116