ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
п |
|
М х = Г |
(5.9) |
i—\ |
|
В нашем случае ожидаемое число тайфунов в районе опреде
лится как |
|
М = КР = КРгРгРг, |
(5.10) |
где К — среднемесячная повторяемость тайфунов |
(по табл. 22). |
В расчетах рекомендуется, кроме среднемесячного количества тайфунов, учитывать также их минимальную и максимальную по вторяемость. Так, например, при среднемесячной повторяемости тайфунов 28, принятой для расчетов карт квадратов, количество их в отдельные годы может достигать 36. Промежуток времени
а)
\Т\Т>ЛТ\Т\<Л 'ГСЧТ'ЛТГ
|
б) |
|
в) |
£ |
|
К > |
Ф: I X |
|
Р; |
||
£% СЕ |
|||
|
|
ц |
|
I? |
7777777771 |
|
гттттт \ $ |
г |
|
||
|
|
|
б
Рис. 50.
а) Р6 |
1 + 2г |
б) Р3 |
1 + г |
в) /3 = |
I |
г) А |
7 + k |
г + 2г’ |
z + 2г’ |
z + 2г' |
z+ 2 r |
1963—1971 гг. отмечался как период интенсивного образования тайфунов.
3-й этап — определение продолжительности штормовых условий в районе работ за месяц может быть выражено ранее уже при менявшейся формулой
Т — Mt,
|
2 г -i~ 8 |
Ч |
|
где t= |
(при принятии за раз- |
||
—Т.у - Р"., Вр — глубина района работ |
|||
меры |
V т |
Вр= 300 миль); гт и |
|
района работ 5-градусного квадрата |
1/т — из табл. 20, 21.
Примечание: при производстве расчетов такого сложного фи
зического процесса, как тайфунная |
деятельность, |
надо помнить |
|
о различного рода отклонениях как в |
гт, так и в |
Ут. В качестве |
|
примера можно привести «поведение» |
тайфуна «Флосси» (30 |
сен |
|
тября—10 октября 1969 г.), который |
в течение двух суток |
(7 и |
8 октября «стоял» восточнее о. Тайвань, затем развил скорость перемещения до 50 узлов и прошел южнее о. Хонсю на северовосток, тогда как обычная «средняя» скорость перемещения в ши ротах 25—50° в пределах 15—20 узлов.
112
Итак, кратко схему расчетов общего времени штормовой пого ды можно представить в следующем виде.
1- й этап: P = PiP2Pz\ Рз= L' ^ —,
где k (коэффициент) изменяется от 2гт до гт, величины Р\ и Р2 находим из табл. 25 или выбираем с карт основных направлений тайфунов (рис 10—17).
2- й этап: М = КР, где К выбирается из таблицы повторяемости тайфунов (табл. 22).
3- й этап: T = Mt (t = — ^ — £, величины VT и гт находим из
* и
табл. 20, 21), или
Т — "Mi — P x P i P i K ^ ^ - .
Пример: рассчитать с помощью карт основных направлений перемещения тайфунов продолжительность штормовой погоды при работах в октябре в районе с центром в ф= 27° с. ш., Л=143° в. д. и размерами 300X300 миль:
T = P tP2PtK — .^-Др = 0,9 .J0.72 • 0,66 • 4,1 X
|
2 - 2 8 0 -4- 3 0 0 |
0,38-4,1 3,2 = 4,6 суток. |
|
Х |
11 |
||
|
Расчет общей потери времени в районе работ в случае неодно кратного уклонения от тайфунов. При неоднократном перемеще нии штормового.поля тайфуна через район работ суда,, которым запланированы продолжительные работы в назначенном районе, будут вынуждены каждый раз прерывать эти работы и уклонять ся от тайфуна с тем, чтобы вновь возвратиться в назначенный район. Очевидно, что неоднократные уклонения приводят к поте рям времени, моторесурса, топлива и т. д.
Во всех случаях уклонение должно начаться заблаговременно и зависит от многих факторов: радиуса тайфуна, скорости его пере мещения, достоверности прогнозирования, перемещения и эволюции тайфуна, надежности и систематичности информации о тайфуне, скорости судна, мощности машин, водоизмещения судна и т. д. Но очевидно, что при радиусах тайфуна 150—250 миль, скорости его перемещения 10—15 узлов и такой же скорости судна уклоне ние может быть начато за сутки до подхода тайфуна. Таким обра зом, на уклонение и возвращение в район работ при прохождении только одного тайфуна следует планировать потерю времени до двух суток, не считая времени прохождения через район штормово го поля.
Расчет общей потери времени в районе работ при использовании карт основных направлений перемещения тайфунов производится по принципу, аналогичному описанному для первого метода в п. А, а Гобщ может быть получена по формуле
118
ТоЫ= Т + Т и |
(5,П) |
где Тх— время, затраченное на все уклонения и возвращения в рай он,
Г, - 5укл Т / В°ЗЦР К. |
(5.12) |
Без большой погрешности 5 укл+5возвр можно |
считать равным |
2гт для данной широты. Тогда формула общей потери времени при мет вид
Т,общ т + Тх = Р 1Р2Р3К |
(5.13) |
Уместно вернуться к вопросу о среднемесячной повторяемости тайфунов К. Как было указано выше, эта величина из года в год меняется и ее изменение в общем виде характеризуется графиком (рис. 9). Вместе с тем межгодовая изменчивость повторяемости тайфунов все еще является вопросом, над разрешением которого работают многие специалисты. С появлением метеорологических спутников возросло число прослеживаемых 'наземными приемными центрами тайфунов. За период с 1960 по 1971 г. среднее годовое число тайфунов составило 28 (табл. 26).
Таблица 26
Год |
|
и |
ш |
|
|
|
|
|
IX |
X |
XI |
|
Сум |
I |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
XII |
ма за |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
год |
I9 6 0 |
|
|
1 |
|
1 |
3 |
3 |
10 |
3 |
2 |
|
2 |
2 4 |
1961 |
2 |
|
|
3 |
4 |
6 |
4 |
3 |
5 |
1 |
1 |
3 0 |
|
1962 |
|
|
|
1 |
3 |
|
5 |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 |
2 9 |
1963 |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
25 |
1964 |
|
|
|
и |
3 |
2 |
6 |
6 |
6 |
5 |
1 |
3 6 |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1965 |
2 |
|
1 |
|
1 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
2 |
|
29 |
1966 |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
4 |
9 |
10 |
2 |
5 |
1 |
3 5 |
1967 |
|
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
10 |
7 |
5 |
4 |
|
37 |
1968 |
|
|
|
1 |
|
1 |
4 |
5 |
6 |
4 |
5 |
|
2 6 |
1969 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
|
18 |
1970 |
|
1 |
|
|
|
2 |
3 |
6 |
4 |
4 |
2 |
|
22 |
1971 |
1 |
|
1 |
2 |
4 |
2 |
8 |
4 |
6 |
4 |
1 |
|
33 |
Среднее за год |
0 ,5 |
0 ,2 |
0 ,6 |
0 ,9 |
,5 |
2 ,0 |
4 ,4 |
6 ,2 |
50 |
4,1 |
2,4 |
0 ,8 |
2 8 |
Сравнительная оценка расчетов по 1 и 2-му методам позволяет
сделать вывод о близости конечных результатов Р, М и Т. Так, в приводимых в тексте примерах для одного и того же района рас хождение результатов составляет 10—15%:
114
1- |
й метод — Р = 0.46; |
М=1,05; |
Г= 3,4 |
суток; |
2- |
й метод — -Р = 0,38; |
М = 0,92; |
Г= 4,6 |
суток. |
Небольшие, с точки зрения практики, |
расхождения вызваны |
тем, что для описания столь сложного природного явления, как тайфун, были сделаны некоторые допущения, без которых было бы невозможно дать объективную количественную оценку продолжи тельности штормовых условий и произвести необходимые расчеты с применением математических формул.
Наиболее прост в применении 1-й метод, где конечные результа
ты Р, М и Т считываются в готовом виде с карты интенсивности тайфунной деятельности. (Однако 2-й метод более нагляден с точки зрения описания динамики процесса зарождения и перемещения тайфунов.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящей главе разобраны вопросы планирования работ в районах, подверженных воздейст вию проходящих тайфунов, поэтому расчеты в основном строятся на средних статистических данных.
Данные, которые может получить судоводитель, используя кар ты интенсивности тайфунной деятельности и карты основных на правлений перемещения тайфунов, дают объективную количествен ную оценку тайфунной деятельности, основанную на конкретном статистическом материале. Они с успехом могут быть использова ны как при работах в заданном районе, так и по маршруту пере хода судна.
2. Расхождение судна со штормовым полем тайфуна и маневрирование в зоне штормовых ветров
Современные суда имеют прочную конструкцию корпусов, доста точно мощные машины и высокие скорости хода. Вместе с улучше нием качества судостроения предъявляются и более высокие тре бования к рациональному использованию торгового и промыслово го флота. Поэтому научный подход к выбору наивыгоднейшего пути судна является актуальной проблемой мореплавания. В этом отношении гидрометеорологические условия, как правило, являют ся важнейшим фактором, подлежащим учету. Решение вопроса
овыборе оптимального маршрута требует:
—установления главного и вспомогательного критериев наи выгоднейшего маршрута;
—разработки метода расчета оптимального пути судна;
—прогнозирования основных гидрометеорологических элемен
тов на срок рейса судна;
— знания характера поведения судна в различных условиях погоды и моря.
К критериям успешности рейса обычно относят: обеспечение максимальной безопасности судна, экономичность перехода, созда ние лучших условий перевозки грузов, следование судна по графику
115
при наилучшем режиме работы главных и вспомогательных меха низмов и т. д.
На практике за основные критерии часто принимают безопас ность и экономичность, причем экономичность обычно связывают с экономией времени на переходе, хотя это понятие значительно шире.
Разработкой методики выбора оптимального пути в реальных и прогнозируемых условиях занимались А. П. Ющенко, Н. С. Тверье, Г. И. Уханов, Ю. С. Филиппов и др. Вычислительным центром Академии наук СССР составлена программа машинного решения выбора оптимального пути. Понятие о методике расчета наивыгод нейшего пути и описание организации обслуживания судов берего выми группами обслуживания достаточно хорошо изложены в «Справочнике для судоводителей по гидрометеорологии» В. М. Лифшиц и Ю. А. Хованского [23].
В настоящем параграфе будут даны рекомендации по исполь зованию краткосрочного прогноза для принятия судоводителем ре шения на расхождение с тайфуном.
Расхождение судна со штормовым полем тайфуна. В предыду щем параграфе дана количественная и качественная оценка интен сивности тайфунной деятельности в пространственно-временном плане, что позволяет заблаговременно оценить обстановку на всем пути предстоящего перехода. Судоводитель в период интенсивной деятельности тайфунов должен быть постоянно готовым как к уклонению с пути тайфуна, так и к встрече с ним. Успех этого зависит от заблаговременности принятия решения и маневриро вания на уклонение на уровне хорошей морской практики.
Задачу на уклонение приходится решать как на обширной аква тории северо-западной части Тихого океана, так и в относитель но стесненной обстановке Охотского, Японского, Желтого, ЮжноКитайского морей, проливов Лаперуза, Цугару, Цусимского. В этих условиях хорошо налаженная служба погоды на судне, обеспечивающая заблаговременность, полноту и достоверность ин формации, а отсюда и обеспеченное прогнозирование — основа правильного расчета и исполнения маневра курсом и скоростью.
При соблюдении вышеуказанных требований расхождение со штормовым полем тайфуна не является сложной задачей. Ее реше ние строится на базе задач тактической навигации с учетом: гео графических условий в районе перехода, назначенного маршрута, мощности машин, водоизмещения судна, его скорости и других
факторов, связанных с задачами рейса. |
методика |
Предлагается следующая принципиальная схема и |
|
на уклонение от штормового поля тайфуна для случаев |
А, Б, В |
(рис. 51).
1. Рассчитывается и наносится на карту сектор вероятного перемещения штормового поля. Расчет основывается на знании места и направления перемещения тайфуна, полученных на осно ве анализа всех видов информации (синоптические карты, спутни ковая фотоинформация, местные признаки, штормовые предупреж
116