ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Ученые, писатели, архитекторы уже сегодня дума ют о том, в каких городах будут жить люди будущего.
П е р е м ы с л о в |
А. С. |
Коэф |
фициент будущего. Новоси |
||
бирск, 1968. 199 с. |
|
|
Труд и быт — две главные сферы человеческой жиз |
||
ни. Город должен быть таким, чтобы в |
обеих |
этих |
сферах человек находил все необходимое. Автор кни ги говорит о городах будущего. Он пишет о том, как должны строиться и как строятся города в Сибири. По чему именно в Сибири? Да потому, что еще Ломоносов сказал: «Российское могущество прирастать будет Си бирью». Сегодня его слова воплощаются в жизнь. Си бирь — это колоссальные природные ресурсы, мощная энергетическая база, это бурно развивающийся край. Уже сейчас сюда нужны сотни тысяч новоселов. Вскоре понадобятся миллионы. Вот почему в замыслах архи текторов должно отчетливо проглядывать будущее го родов Сибири. Уровень жизни в Сибири должен под няться выше уровня жизни в центральных районах. Коэффициент будущего станет здесь выше, чем по стра не в целом. Отсюда и название книги.
В первых главах рассматривается оригинальный проект дома-комплекса, который состоит из трехэтажных блоков, второй этаж — центр блока — отведен под галерею, на которой расположены общие гостиные и подсобные помещения, балконы и т. д. Из центральной галереи вверх и вниз ведут лестницы в жилые кварти ры. Это квартиры нового типа, замечательно оборудо ванные, наилучшим образом отвечающие требованиям гигиены и культурного быта. ■
В десятом квартале московских Черемушек выстро ен дом нового быта (ДНБ) по проекту коллектива, ру ководимого Н. А. Остерманом. Дом состоит из двух
2 0 4
шестнадцатиэтажных жилых корпусов и двухэтажного блока общественного обслуживания между ними. Это — дом будущего, так думает автор. Столь же увлекатель но он рассказывает о новосибирском Академгородке, о ею удобствах, единении с природой.
Поднимается целый ряд чрезвычайно актуальных проблем, связанных с организацией быта людей, исполь зованием свободного времени и т д. А. Е. Промыс лов доходчиво разъясняет читателю сложные проекты, трудные экономические расчеты, помогает осваивать от влеченные идеи. Книга написана талантливо, круг ос вещаемых вопросов представляет для каждого огром ный интерес, а множество рисунков архитектора Ю. С. Лебедева в значительной степени облегчает восприятие прочитанного.
В заключение прочтите статью, которая дает высо кую оценку роли научной фантастики в развитии об щества. Почти все мы — приверженцы этого жанра в литературе, и потому с удовольствием отмечаем, что философы также уделяют ему внимание и время.
Ф а й н б у р г 3. И. Современ ное общество и научная фан-' тастика. — Вопросы филосо фии, 1967, № 6, с. 32—43.
Встатье дается философское обоснование значения
ироли научной фантастики для развития человеческого
общества. Автор считает, что «...именно она (фантас тика) в художественной форме наиболее прямо, наи более непосредственно ставит нас перед гипотетически ми моделями возможного завтрашнего мира, перед ос новными тенденциями общественного прогресса. Это позволяет нам по-новому — из предполагаемого буду щего — взглянуть на нашу сегодняшнюю действитель ность, оценить с точки зрения будущего наше прошлое и наше настоящее, точнее увидеть и глубже почувство вать свое место в движении к будущему и свою от ветственность перед ним».
205
Высокая оценка дана произведениям таких писате- лей-фантастов, которые сами являются крупными уче ными, как И. А. Ефремов, Ф. Хойл, А. А. Азимов, А. Кларк и другие. Статью можно рекомендовать для чте ния подготовленному читателю.
БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА
Каким , же станет сам человек в будущем? Каков будет его физический облик, моральные достоинства, в чем он будет видеть свое счастье?
Человек — титан. Он не просто порождение приро ды, но высшее ее проявление и творение, венец эволю ции материи.
В человеке и через человека природа пришла к сво ему самопознанию. Сочетая мысль и деяние, человек расширил границы собственных чувств, обрел неслы ханную мощь в управлении силами природы.
Лучшие умы считают, что счастье человека и сейчас и в будущем заключается в борьбе, в преобразующем мир созидательном и свободном труде, в переустройст ве и совершенствовании своей жизни, в единении с че ловеческим коллективом, в сознании своих безгранич ных возможностей и перспектив, в способности никог да не останавливаться на достигнутом.
У человека будущего возникнут неограниченные воз можности для полного раскрытия своих способностей.
Познакомимся с некоторыми книгами на эту тему. В сентябре 1963 г. в Мексике состоялся XIII Меж дународный философский конгресс, в работе которого активное участие приняла делегация советских филосо фов. Они выступали с докладами на пленарных заседа ниях, посвященных темам: «Проблема человека» и «Критика нашей эпохи». Материалы этих докладов
объединены в сборник:
Человек и эпоха. М., «Нау ка», 1964. 259 с.
206
С позиций марксистско-ленинской философии дает ся критический анализ наиболее распространенных в * капиталистических странах современных буржуазных философских взглядов на проблему человека. Вокруг
этой проблемы |
кипит ожесточенная борьба. Конечно, |
не имеет смысла |
говорить о будущем человечества, не |
решив основную проблему — о роли личности челове ка в истории. Книга представляет огромный интерес именно потому, что дает правильное теоретическое ос вещение этих вопросов. Она показывает, что только со циализм и коммунизм обеспечивают условия всесторон него развития человека, его способностей, дарований.
Большой интерес представляют статьи II. Н. Федо сеева «Гуманизм в современном мире», Ф. В. Констан тинова «Человек и общество», X. Н. Момджяна «Дина мизм нашего века», Ю. К. Мельвиля «Человек в эпо ху космических полетов», П. В. Копнина «Человек и техника», Б. С. Маньковского «Проблема свободы воли и ответственность» и др. Бесспорно, чтение книги требу ет определенной подготовки, но тот читатель, который не пожалеет времени и усилий, разберется в наиболее сложных и глубоких философских проблемах, связан ных с будущим не только всего человечества, но и каж дого человека как личности.
Н о в а к В. |
Г. |
О соотношении |
социального |
и |
биологического. |
(.в .развитии человека и общес тва). М., «Знание», 1965. 62 с,
В брошюре затронута очень важная и сложная про блема. Каково соотношение между биологическим и социальным в становлении и развитии человека, в об щественной жизни? Можно ли противопоставлять био логическое и социальное в человеке, в обществе? Можно ли переделать природу человека и что понимать под его природой? Почему буржуазные социологи в нас тоящее время противопоставляют человека и общество?
207
Техника объявляется нередко той силой, которая
*враждебна и обществу, и личности. За рубежом пропа гандируется теория, что машины со временем возьмут власть над человеком и общество исчезнет. Машина сде лает ненужной личность и т. д. Все эти вопросы имеют немаловажное значение при решении проблемы будуще го человека. Для широкой аудитории наибольшую зна чимость будет иметь вопрос о формировании личности в условиях коммунистического строительства. Комму
низм обеспечит условия для полного расцвета физичес ких и духовных способностей человека, его личности.
В этом же плане интересна и другая брошюра.
В о л к о в Г. Н. |
Наука |
и об |
щество. М., «Знание», |
1967. |
|
64 с. |
будет |
еди |
В ней говорится, что ‘наука грядущего |
ной областью исследований о человеке и природе. Са мой логикой развития науки проблема человека ста новится ее центральным объектом. И механика, и фи зика, и химия, и биология, и психология — все они имеют отношение к человеку как высшему продукту ма терии. ■
«Впоследствии, — писал К. Маркс, имея ввиду ком мунистическое общество, — естествознание включит в
себя науку |
о человеке |
в такой же мере, в какой наука |
о человеке |
включит в |
себя естествознание: это будет |
одна наука» *.
Книга убеждает нас, что только при коммунизме че ловек и человеческое общество достигнут полного гар монического развития. Почти треть жизни человек рас ходует, чтобы в школе и в вузе подготовиться к совре менным требованиям производства и науки. Pi это ему не вполне удается. Окончив учебное заведение, мы только отчасти готовы к работе.
* М а р к с |
К. и |
Э н г е л ь с Ф Из ранних произведений. М., |
Госполитиздат, |
1956, |
с. 596. |
2 0 8
В связи с бурным ростом научных знаний перед че ловечеством встает важнейшая проблема — перестрой ка средней школы, внедрения новых программ и ме тодов обучения.
А л ь п е р о в и ч * Ю. |
Ищите |
Архимедов. Размышления о |
|
том, какими мы можем стать, |
|
если... М., «Знание», |
1967. 63 с. |
Очень доступно и занятно рассказывает автор о по исках в этой области. В частности, об эксперименте профессора Занкова, который доказал, что обучение детей пойдет значительно быстрее, если перестроить программу, обратить главное внимание на индивидуаль ное развитие ребенка. Речь идет не только о поисках талантов, об искусственном выращивании гениев. Нет. Из «нулевых», т. е. самых средних ребят путем уме лого развития их способностей можно вырастить круп ных ученых.
Специализация в школе нужна особая. Как можно меньше зубрежки. Учить мыслить, ориентироваться в
окружающей жизни, в науке, в |
комплексе знаний, в |
||
книгах — это главное. |
классов |
сейчас уже |
тысячи, |
«Экспериментальных» |
|||
и результаты отличные. |
Из третьего класса |
ученика |
можно переводить сразу в пятый. Автор описывает, как идут занятия в экспериментальных классах. Ученикам они особенно должны понравиться, а взрослых оше ломляет непривычность таких уроков.
Главная задача — дифференцирование обучения. Способности в ребенке проявляются рано. И как только появились интересы, семья и учитель должны увеличи вать их еще больше. В какой-то мере все эти цели осу ществлены в Новосибирской физико-химико-математи ческой школе (школа Академгородка), в которой пре подают известные ученые. Учеников называют «фымышата». Они — завтрашние ученые. Их готовят, исходя
2 0 9
из нужд не только сегодняшней, но и завтрашней на уки. Ученики попадают в школу в результате отбора на различного рода смотрах, конкурсах, олимпиадах, ко торые проводятся в Сибири, на Дальнем Востоке, в Казахстане, Средней Азии. В книге рассказано о пар нишке с Сахалина, который набрал по химии 50 бал лов, тогда как их было всего 25. Решил блестяще все задачи в двух вариантах. В ФМШ учатся три года, в году два семестра, как у студентов, после них — эк заменационная сессия.
В какой-то мере эту школу можно рассматривать как прообраз школ будущего.
К е л л е р |
В. Homo |
sapiens. Че |
ловек разумный. |
М., «Мол. |
|
гвардия», |
1964. 222 |
с. |
Очень популярно рассказывается о прошлом, насто ящем и будущем человека, человека разумного — Homo sapiens. Естественно, нас больше всего заинтере сует третья часть книги — «Утро на вершинах гор. (Завтра)». В ней автор, стараясь не отрываться от современности, прогнозирует будущие открытия науки, достижения человечества. И вот в XXI веке на всей Земле победит коммунизм, который позволит рациональ но и для блага всех людей управлять научно-техни ческим прогрессом. Автоматы выйдут за пределы сол нечной системы. Человек проникнет в центр Земли, на расстояние будут передаваться все чувству, включая осязание и вкус. Люди разбудят свое прошлое, вспом нят, что переживали и что видели их предки сотни, ты сячи, а может быть, миллионы лет назад.
Перспективы немного даже ошеломляющие. Конеч но, каким будет будущее, с достоверностью узнают то лько наши потомки. Как бы ни выглядел наш завтраш ний мир, никто не сомневается: это будет справедливый, богатый, удобный для людей и очень интересный мир-
2 4 0
А вот книга совсем другого плана. Книга научная, досконально аргументированная.
Б ы с т р о в |
А. |
П. |
Прошлое, |
настоящее, |
будущее |
человека. |
|
Л., Медгиз, |
1957. |
314 |
с. |
В ней использован морфологический материал, для того чтобы осветить прошлое, настоящее и будущее че ловека на основании истории развития его скелета.
Автор пишет: «Я старался сделать свою книгу дос тупной по возможности широкому кругу читателей». Однако она содержит большое количество латинских терминов, рисунков, схем и, разумеется, будет доступна только тому читателю, который обладает некоторой эру дицией в области анатомии и морфологии. Мы думаем что такой читатель все же найдется. И тот, кто инте ресуется будущим обликом человека, увлечется изло женными в книге проблемами. В третьей части книги говорится о человеке далекого будущего (Homo futurus). Автор очень зло издевается над приверженцами евгеники — науки об улучшении человеческого рода путем искусственного подбора пар, считает их претен зии «полицейским вмешательством в частную жизнь человека» и предсказывает, что человечество пойдет по пути широких и смелых реформ, улучшающих об щие условия жизни для всех людей. «Это неминуемо поведет к укреплению и духа и тела человека, и лозунг евгеники: Mens sana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле) — будет осуществлен без каких-либо издевательств над человеческой личностью».
Пусть будет так! Но и сейчас мы наблюдаем на примере одного поколения изменения в физическом об лике людей. Дети и подростки стали необычайно рослымы, длинноногими, длиннорукими, с крупными чер тами лица. Даже стандарты кроватей приходится уве личивать. Идет процесс акселерации... Но это уже тема другого рассказа о книгах.
211