Файл: Конский, В. Н. Грядущее рядом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ученые, писатели, архитекторы уже сегодня дума­ ют о том, в каких городах будут жить люди будущего.

П е р е м ы с л о в

А. С.

Коэф­

фициент будущего. Новоси­

бирск, 1968. 199 с.

 

Труд и быт — две главные сферы человеческой жиз­

ни. Город должен быть таким, чтобы в

обеих

этих

сферах человек находил все необходимое. Автор кни­ ги говорит о городах будущего. Он пишет о том, как должны строиться и как строятся города в Сибири. По­ чему именно в Сибири? Да потому, что еще Ломоносов сказал: «Российское могущество прирастать будет Си­ бирью». Сегодня его слова воплощаются в жизнь. Си­ бирь — это колоссальные природные ресурсы, мощная энергетическая база, это бурно развивающийся край. Уже сейчас сюда нужны сотни тысяч новоселов. Вскоре понадобятся миллионы. Вот почему в замыслах архи­ текторов должно отчетливо проглядывать будущее го­ родов Сибири. Уровень жизни в Сибири должен под­ няться выше уровня жизни в центральных районах. Коэффициент будущего станет здесь выше, чем по стра­ не в целом. Отсюда и название книги.

В первых главах рассматривается оригинальный проект дома-комплекса, который состоит из трехэтажных блоков, второй этаж — центр блока — отведен под галерею, на которой расположены общие гостиные и подсобные помещения, балконы и т. д. Из центральной галереи вверх и вниз ведут лестницы в жилые кварти­ ры. Это квартиры нового типа, замечательно оборудо­ ванные, наилучшим образом отвечающие требованиям гигиены и культурного быта. ■

В десятом квартале московских Черемушек выстро­ ен дом нового быта (ДНБ) по проекту коллектива, ру­ ководимого Н. А. Остерманом. Дом состоит из двух

2 0 4

шестнадцатиэтажных жилых корпусов и двухэтажного блока общественного обслуживания между ними. Это — дом будущего, так думает автор. Столь же увлекатель­ но он рассказывает о новосибирском Академгородке, о ею удобствах, единении с природой.

Поднимается целый ряд чрезвычайно актуальных проблем, связанных с организацией быта людей, исполь­ зованием свободного времени и т д. А. Е. Промыс­ лов доходчиво разъясняет читателю сложные проекты, трудные экономические расчеты, помогает осваивать от­ влеченные идеи. Книга написана талантливо, круг ос­ вещаемых вопросов представляет для каждого огром­ ный интерес, а множество рисунков архитектора Ю. С. Лебедева в значительной степени облегчает восприятие прочитанного.

В заключение прочтите статью, которая дает высо­ кую оценку роли научной фантастики в развитии об­ щества. Почти все мы — приверженцы этого жанра в литературе, и потому с удовольствием отмечаем, что философы также уделяют ему внимание и время.

Ф а й н б у р г 3. И. Современ­ ное общество и научная фан-' тастика. — Вопросы филосо­ фии, 1967, № 6, с. 32—43.

Встатье дается философское обоснование значения

ироли научной фантастики для развития человеческого

общества. Автор считает, что «...именно она (фантас­ тика) в художественной форме наиболее прямо, наи­ более непосредственно ставит нас перед гипотетически­ ми моделями возможного завтрашнего мира, перед ос­ новными тенденциями общественного прогресса. Это позволяет нам по-новому — из предполагаемого буду­ щего — взглянуть на нашу сегодняшнюю действитель­ ность, оценить с точки зрения будущего наше прошлое и наше настоящее, точнее увидеть и глубже почувство­ вать свое место в движении к будущему и свою от­ ветственность перед ним».

205


Высокая оценка дана произведениям таких писате- лей-фантастов, которые сами являются крупными уче­ ными, как И. А. Ефремов, Ф. Хойл, А. А. Азимов, А. Кларк и другие. Статью можно рекомендовать для чте­ ния подготовленному читателю.

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА

Каким , же станет сам человек в будущем? Каков будет его физический облик, моральные достоинства, в чем он будет видеть свое счастье?

Человек — титан. Он не просто порождение приро­ ды, но высшее ее проявление и творение, венец эволю­ ции материи.

В человеке и через человека природа пришла к сво­ ему самопознанию. Сочетая мысль и деяние, человек расширил границы собственных чувств, обрел неслы­ ханную мощь в управлении силами природы.

Лучшие умы считают, что счастье человека и сейчас и в будущем заключается в борьбе, в преобразующем мир созидательном и свободном труде, в переустройст­ ве и совершенствовании своей жизни, в единении с че­ ловеческим коллективом, в сознании своих безгранич­ ных возможностей и перспектив, в способности никог­ да не останавливаться на достигнутом.

У человека будущего возникнут неограниченные воз­ можности для полного раскрытия своих способностей.

Познакомимся с некоторыми книгами на эту тему. В сентябре 1963 г. в Мексике состоялся XIII Меж­ дународный философский конгресс, в работе которого активное участие приняла делегация советских филосо­ фов. Они выступали с докладами на пленарных заседа­ ниях, посвященных темам: «Проблема человека» и «Критика нашей эпохи». Материалы этих докладов

объединены в сборник:

Человек и эпоха. М., «Нау­ ка», 1964. 259 с.

206

С позиций марксистско-ленинской философии дает­ ся критический анализ наиболее распространенных в * капиталистических странах современных буржуазных философских взглядов на проблему человека. Вокруг

этой проблемы

кипит ожесточенная борьба. Конечно,

не имеет смысла

говорить о будущем человечества, не

решив основную проблему — о роли личности челове­ ка в истории. Книга представляет огромный интерес именно потому, что дает правильное теоретическое ос­ вещение этих вопросов. Она показывает, что только со­ циализм и коммунизм обеспечивают условия всесторон­ него развития человека, его способностей, дарований.

Большой интерес представляют статьи II. Н. Федо­ сеева «Гуманизм в современном мире», Ф. В. Констан­ тинова «Человек и общество», X. Н. Момджяна «Дина­ мизм нашего века», Ю. К. Мельвиля «Человек в эпо­ ху космических полетов», П. В. Копнина «Человек и техника», Б. С. Маньковского «Проблема свободы воли и ответственность» и др. Бесспорно, чтение книги требу­ ет определенной подготовки, но тот читатель, который не пожалеет времени и усилий, разберется в наиболее сложных и глубоких философских проблемах, связан­ ных с будущим не только всего человечества, но и каж­ дого человека как личности.

Н о в а к В.

Г.

О соотношении

социального

и

биологического.

(.в .развитии человека и общес­ тва). М., «Знание», 1965. 62 с,

В брошюре затронута очень важная и сложная про­ блема. Каково соотношение между биологическим и социальным в становлении и развитии человека, в об­ щественной жизни? Можно ли противопоставлять био­ логическое и социальное в человеке, в обществе? Можно ли переделать природу человека и что понимать под его природой? Почему буржуазные социологи в нас­ тоящее время противопоставляют человека и общество?

207


Техника объявляется нередко той силой, которая

*враждебна и обществу, и личности. За рубежом пропа­ гандируется теория, что машины со временем возьмут власть над человеком и общество исчезнет. Машина сде­ лает ненужной личность и т. д. Все эти вопросы имеют немаловажное значение при решении проблемы будуще­ го человека. Для широкой аудитории наибольшую зна­ чимость будет иметь вопрос о формировании личности в условиях коммунистического строительства. Комму­

низм обеспечит условия для полного расцвета физичес­ ких и духовных способностей человека, его личности.

В этом же плане интересна и другая брошюра.

В о л к о в Г. Н.

Наука

и об­

щество. М., «Знание»,

1967.

64 с.

будет

еди­

В ней говорится, что ‘наука грядущего

ной областью исследований о человеке и природе. Са­ мой логикой развития науки проблема человека ста­ новится ее центральным объектом. И механика, и фи­ зика, и химия, и биология, и психология — все они имеют отношение к человеку как высшему продукту ма­ терии. ■

«Впоследствии, — писал К. Маркс, имея ввиду ком­ мунистическое общество, — естествознание включит в

себя науку

о человеке

в такой же мере, в какой наука

о человеке

включит в

себя естествознание: это будет

одна наука» *.

Книга убеждает нас, что только при коммунизме че­ ловек и человеческое общество достигнут полного гар­ монического развития. Почти треть жизни человек рас­ ходует, чтобы в школе и в вузе подготовиться к совре­ менным требованиям производства и науки. Pi это ему не вполне удается. Окончив учебное заведение, мы только отчасти готовы к работе.

* М а р к с

К. и

Э н г е л ь с Ф Из ранних произведений. М.,

Госполитиздат,

1956,

с. 596.

2 0 8


В связи с бурным ростом научных знаний перед че­ ловечеством встает важнейшая проблема — перестрой­ ка средней школы, внедрения новых программ и ме­ тодов обучения.

А л ь п е р о в и ч * Ю.

Ищите

Архимедов. Размышления о

том, какими мы можем стать,

если... М., «Знание»,

1967. 63 с.

Очень доступно и занятно рассказывает автор о по­ исках в этой области. В частности, об эксперименте профессора Занкова, который доказал, что обучение детей пойдет значительно быстрее, если перестроить программу, обратить главное внимание на индивидуаль­ ное развитие ребенка. Речь идет не только о поисках талантов, об искусственном выращивании гениев. Нет. Из «нулевых», т. е. самых средних ребят путем уме­ лого развития их способностей можно вырастить круп­ ных ученых.

Специализация в школе нужна особая. Как можно меньше зубрежки. Учить мыслить, ориентироваться в

окружающей жизни, в науке, в

комплексе знаний, в

книгах — это главное.

классов

сейчас уже

тысячи,

«Экспериментальных»

и результаты отличные.

Из третьего класса

ученика

можно переводить сразу в пятый. Автор описывает, как идут занятия в экспериментальных классах. Ученикам они особенно должны понравиться, а взрослых оше­ ломляет непривычность таких уроков.

Главная задача — дифференцирование обучения. Способности в ребенке проявляются рано. И как только появились интересы, семья и учитель должны увеличи­ вать их еще больше. В какой-то мере все эти цели осу­ ществлены в Новосибирской физико-химико-математи­ ческой школе (школа Академгородка), в которой пре­ подают известные ученые. Учеников называют «фымышата». Они — завтрашние ученые. Их готовят, исходя

2 0 9


из нужд не только сегодняшней, но и завтрашней на­ уки. Ученики попадают в школу в результате отбора на различного рода смотрах, конкурсах, олимпиадах, ко­ торые проводятся в Сибири, на Дальнем Востоке, в Казахстане, Средней Азии. В книге рассказано о пар­ нишке с Сахалина, который набрал по химии 50 бал­ лов, тогда как их было всего 25. Решил блестяще все задачи в двух вариантах. В ФМШ учатся три года, в году два семестра, как у студентов, после них — эк­ заменационная сессия.

В какой-то мере эту школу можно рассматривать как прообраз школ будущего.

К е л л е р

В. Homo

sapiens. Че­

ловек разумный.

М., «Мол.

гвардия»,

1964. 222

с.

Очень популярно рассказывается о прошлом, насто­ ящем и будущем человека, человека разумного — Homo sapiens. Естественно, нас больше всего заинтере­ сует третья часть книги — «Утро на вершинах гор. (Завтра)». В ней автор, стараясь не отрываться от современности, прогнозирует будущие открытия науки, достижения человечества. И вот в XXI веке на всей Земле победит коммунизм, который позволит рациональ­ но и для блага всех людей управлять научно-техни­ ческим прогрессом. Автоматы выйдут за пределы сол­ нечной системы. Человек проникнет в центр Земли, на расстояние будут передаваться все чувству, включая осязание и вкус. Люди разбудят свое прошлое, вспом­ нят, что переживали и что видели их предки сотни, ты­ сячи, а может быть, миллионы лет назад.

Перспективы немного даже ошеломляющие. Конеч­ но, каким будет будущее, с достоверностью узнают то­ лько наши потомки. Как бы ни выглядел наш завтраш­ ний мир, никто не сомневается: это будет справедливый, богатый, удобный для людей и очень интересный мир-

2 4 0

А вот книга совсем другого плана. Книга научная, досконально аргументированная.

Б ы с т р о в

А.

П.

Прошлое,

настоящее,

будущее

человека.

Л., Медгиз,

1957.

314

с.

В ней использован морфологический материал, для того чтобы осветить прошлое, настоящее и будущее че­ ловека на основании истории развития его скелета.

Автор пишет: «Я старался сделать свою книгу дос­ тупной по возможности широкому кругу читателей». Однако она содержит большое количество латинских терминов, рисунков, схем и, разумеется, будет доступна только тому читателю, который обладает некоторой эру­ дицией в области анатомии и морфологии. Мы думаем что такой читатель все же найдется. И тот, кто инте­ ресуется будущим обликом человека, увлечется изло­ женными в книге проблемами. В третьей части книги говорится о человеке далекого будущего (Homo futurus). Автор очень зло издевается над приверженцами евгеники — науки об улучшении человеческого рода путем искусственного подбора пар, считает их претен­ зии «полицейским вмешательством в частную жизнь человека» и предсказывает, что человечество пойдет по пути широких и смелых реформ, улучшающих об­ щие условия жизни для всех людей. «Это неминуемо поведет к укреплению и духа и тела человека, и лозунг евгеники: Mens sana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле) — будет осуществлен без каких-либо издевательств над человеческой личностью».

Пусть будет так! Но и сейчас мы наблюдаем на примере одного поколения изменения в физическом об­ лике людей. Дети и подростки стали необычайно рослымы, длинноногими, длиннорукими, с крупными чер­ тами лица. Даже стандарты кроватей приходится уве­ личивать. Идет процесс акселерации... Но это уже тема другого рассказа о книгах.

211