ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ховного Совета РСФСР, посвященном 50-летию Вели кой Октябрьской социалистической революции гово рил: «Еще первые социалисты считали, что важной чертой общества будущего явится сближение человека с природой. С тех пор прошли века. Построив новое общество, мы воплотили в жизнь многое из того, о чем могли лишь мечтать предшественники научного социа лизма. Но природа не утратила для нас своей огромной ценности и как первоисточник материальных благ, и как неиссякаемый источник здоровья, радости, любви к жизни и духовного богатства каждого человека» *.
Таким образом, природу нужно рассматривать не только как богатейший источник материальных ценнос тей, но и как мощное средство для поддержания здо ровья и творческих способностей человека. Отдохнувший на лоне природы человек, чувствует себя бодрым, го товым к напряженному труду.
Красота родной природы вдохновляла многих писа телей, художников, композиторов на создание прекрас ных произведений.
П е л е в и н В. И. Эстетическое восприятие природы. М., 1970. 31 с. (О-во «Знание» РСФСР. В помощь лектору).
Брошюра профессора В. И. Пелевина предназначена для лекторов, выступающих перед молодежью. Первая ее часть посвящена методам воспитания любви к при роде в дошкольном, школьном и юношеском возрасте. Во второй части рассказывается об отражении приро ды в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
В последние годы изданы ценные книги советских и зарубежных авторов, в которых вопросы охраны при
* Б р е ж н е в |
Л. И. Пятьдесят лет великих побед социализ |
ма. М., Политиздат, |
1967, с. 33. |
51
роды освещены с большой полнотой. К ним прежде все го следует отнести книгу Д. Л. Арманд «Нам и вну кам», получившую первую премию на Всесоюзном кон курсе научно-популярной литературы за 1965 год.
А р м а н д Д. Л. Нам и вну кам. Изд. 2-е, доп. М., «Мысль», 1966. 252 с. с ил.
Книга не случайно озаглавлена «Нам и внукам». Охрана природы ведется не только для того, чтобы наше поколение могло пользоваться богатствами при роды и наслаждаться ее красотой! Это задел на будущее, забота о радостной и счастливой жизни наших детей и внуков. В книге рассмотрен большой круг проблем. Об стоятельно излагаются вопросы охраны Земли, воды, леса, сенокосов, и пастбищ, месторождений полезных
ископаемых.
Отдельные разделы посвящены отражению природы в искусстве, воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к ней.
В отличие от Советского Союза, где природа нахо дится под защитой закона, в капиталистическом мире преобладает чисто потребительское, хищническое от ношение к естественным богатствам. Яркие примеры этому приводит один из руководителей Международно го Союза охраны природы профессор Жан Дорст:
Д о р с т Ж. До того как умрет природа. Пер. с франц. Предисловие и редакция проф. А. Г. Банникова. М., 1968. 415 с. с ил.
Книга переведена на многие языки и является капитальным трудом, посвященным охране природы. В нем обобщен огромный фактический материал, дан глубокий анализ современного состояния охраны при роды во всем мире. О чем бы ни говорил автор — о защите лесов, редких животных, водоемов, воздуха —
52
всюду он подчеркивает, что борьба за охрану природы — это борьба за благосостояние человечества в настоя щем и будущем. Несмотря на глубину постановки про блем и научную обстоятельность, книга написана попу лярно и доступна широкому кругу читателей.
Рассматривая проблему «Человек и природа», нель зя ограничиваться лишь анализом того, как деятель ность человека влияет на природу в настоящее время. Физическая география — наука, изучающая окружаю щую человека природу, многочисленные связи человека с ней, сейчас во многом нацелена в будущее. Прогно зировать будущее Земли — это значит думать о дале ких поколениях людей. Вот почему раздел, посвященный нашей планете, мы заключаем книгой о будущем нау ки:
З а б е л и н И. М. Физическая география и наука будущего. Изд. 2-е, доп. М., «Мысль»,
1970. 176 с.
Если кратко определить тему книги, то можно ска зать, что в ней рассматриваются вопросы эволюции науки и одновременно эволюции планеты Земля. Эти вопросы исследуются многоаспектно, с точки зрения не только физической географии, но и других отраслей зна ния. Автор подробно раскрывает содержание термина «биогеносфера» (сфера возникновения жизни), освеща ет основные задачи географического прогнозирования.
Итак, вы познакомились с планетой Земля — треть ей планетой нашей солнечной системы. В книгах, ко торые рекомендовались выше, рассказывается далеко не обо всем, что связано с жизнью Земли. Поэтому мы отсылаем читателей, желающих получить более полное представление о нашей планете, к рекомендательному указателю литературы Государственной библиотеки
СССР им. В. И. Ленина «Земля — родной дом челове чества».
53
Б о г а т о в а Г. П. Земля — родной дом человечества. Ре комендательный указатель ли тературы для молодежи. Науч. ред. канд. геогр. наук И. М.
Забелин. М., «Книга», |
1970. |
|
80 |
с. (Гос. б-ка СССР |
им. |
В. |
И. Ленина). |
|
Указатель включает литературу по широкому кругу вопросов физической географии, истории географических открытий, геологии, океанологии, метеорологии и кли матологии. В отдельном разделе представлена литера тура о могуществе человеческого разума, противостоя щего грозным стихийным явлениям, о преобразовании
природы человеком. |
|
|
и другой |
|
Проблеме «Человек и природа» посвящен |
||||
указатель: |
|
|
|
|
Н а с е д к и н а |
В. |
А. |
Внима |
|
ние — природа! |
Рекоменда |
|||
тельный |
указатель |
литерату |
||
ры. М., |
«Книга», |
1970. |
140 с. |
|
(Гос. б-ка СССР им. В. И. |
||||
Ленина). |
|
|
|
|
В указателе свыше двухсот книг |
и |
статей, |
чита |
тель сможет познакомиться с самыми различными ас пектами этой сложной и обширной проблемы.
В С Е Л Е Н Н А Я
Если бы даже люди овладели другим солнцем, исследовали весь Млечный Путь, эти милли арды солнц, эти сотни милли ардов планет,—то а тогда мы сказали бы то же. И миллиар ды эти... и она бы не разобла чали тайн мира.
К. Э. Ц и о л к о в с к и й
Возможности человеческого разума безграничны. Дерзновенная мысль человека проникла в такие глу бины пространства и времени, которые для науки на чала XX столетия вообще еще не существовали. Как не вспомнить здесь слова А. М. Горького: «В природе...
нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного, чем результаты научных исследо ваний» *.
Люди всегда стремились к звездам, пытались про никнуть в тайны Вселенной. Земля — родной дом че ловечества стала тесной для человеческой мысли. Та-
-ково уж свойство человеческого разума — не останав ливаться на достигнутом, а стремиться вперед и впе ред!
По существу Земля — рядовая планета нашей сол нечной системы, а Солнце — обыкновенная звезда, ко торых во Вселенной бесчисленное множество. Вселен ная беспредельна, как и беспредельны возможности че ловеческого познания.
*Горький и наука. Статьи, речи, письма, воспоминания. М., «Наука», 1964, с. 18.
55
Н А Ш И СОСЕДИ ПО ВСЕЛЕННОЙ
Ближайший наш сосед — Луна. Видимо и ознаком ление с Космосом нужно начинать с естественного спут ника нашей планеты. За последние годы, благодаря по летам автоматических межпланетных станций и косми ческих кораблей, мы узнали много нового о природе Луны и соседних с Землей планет.
Луна — излюбленная тема фантастов. Какие толь ко аппараты не изобретались ими, чтобы отправиться на Луну. Герои романа Жюль Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны» достигают Луны в пушечном
снаряде, персонажи романа Г. Уэллса «Первые |
люди |
на Луне» — с помощью «кейворита», материала, |
на |
который не действует земное притяжение. А вот фран цузский писатель XVII века Сирано-де-Бержерак, ав тор и одновременно герой романа «Иной мир или го сударство Луны» прибыл туда в своеобразном ракет ном экипаже. Конечно, ракеты того времени значитель но отличались от современных.
Сейчас мечты фантастов воплотились в действитель ность и люди получили возможность проводить иссле дования непосредственно на поверхности Луны.
Какими же данными о Луне располагает в насто ящее время наука?
Б а р а б а ш о в М . |
П. |
Чекай. |
||
нас, Мкяцю! К., |
1957. 47 с. з |
|||
1Л. (Т-во «Знания» |
Укр. РСР). |
|||
Н е й м а н |
В. |
Б. |
Луна. М., |
|
«Знание», |
1969. |
45 с. |
(Новое |
в жизни, науке, технике. Се рия «Физика. Астрономия»).
Автор первой брошюры академик Академии наук УССР Н. П. Барабашов знакомит читателя с движени ем, размером, массой Луны, с особенностями ее релье фа, с гипотезами о происхождении естественного спут ника Земли, с влиянием его на Землю.
5 6
Во второй брошюре строение Луны рассматривает ся с точки зрения геологии. Отдельный раздел посвя щен лунным кратерам, излагаются основные гипотезы об их происхождении.
Теперь ооратимся к другим планетам солнечной системы. О них рассказывается в следующих книгах:
В с е х с в я т с к и й |
С. К. Пла |
|
нета Земля и |
ее |
соседи. М , |
«Знание», 1968. |
32 |
с. (Новое |
в жизни, науке, технике. Се
рия |
«Физика. |
Математика. |
|
Астрономия»;. |
|
||
К о в а л ь |
I. К. |
СвИ планет. |
|
К., |
«Наук, |
думка», 1966. 103 |
с. з ia. (Наук.-попул. лНература).
Вместе с авторами книг мы совершим путешествие по планетам. Побываем на раскаленном Меркурии, по сетим покрытую облаками Венеру, а потом, миновав Землю, отправимся к загадочному Марсу и планетамгигантам Юпитеру, Сатурну и Нептуну. Путешествие наше закончится на Плутоне — самой отдаленной от Солнца планете. Авторы подробно описывают особен ности каждой планеты, знакомят с последними дос тижениями планетной астрономии.
Венера и Марс больше других привлекали внимание людей. Вечернее и утреннее светило, Венера, своей яр костью и красотой поражали их воображение уже в древности. Окутанная плотной атмосферой, она долго была, да и сейчас остается планетой загадок.
18 октября 1967 года межпланетная станция «Ве нера-4» опустила на планету комплекс автоматически действующих приборов, которые передали на Землю ценную информацию,
В с е х с в я т с ь к и й С. К. Ио ве про природу Венери. К., 1969. 96 с. з-Ил. (Т-во «Знан ия» УкрРСР).
57
В этой брошюре рассказывается о том, что мы зна ем сейчас об этой загадочной соседке Земли.
Б р о н ш т э н В. А. Планета Венера. М.., «Знание», 1971. 45 с. с ил. (Новое в жизни науке, технике. Серия «Кос монавтика. Астрономия»).
Автор излагает итоги трехсотпятидесятилетнего изу чения планеты. Вначале исследование проводилось пу тем классических методов астрономии — телескопичес ких наблюдений, в прошлом веке стали применять фо тографирование, спектральный анализ, затем на по мощь пришли радиоастрономия, радиолокация и ин фракрасная Спектроскопия. Новая эпоха в изучении пла неты началась, когда в далекий путь к Венере старто вали автоматические межпланетные станции, оснащен ные совершенной научной аппаратурой. Космические станции дали возможность раскрыть многие тайны за гадочной планеты. «За эти годы, — говорит Бронштэн, — мы узнали о Венере больше, чем за 350 предшествующих лет изучения ее с помощью телескопов и других аст рономических приборов».
С е р о в |
О. Планета неопод1ва- |
нок. — |
«Наука i сусгальство», |
1971, № |
8, с. 39—41. |
В статье освещаются результаты исследования Ве неры с помощью автоматических межпланетных стан ций.
Теперь о другой интереснейшей планете — Марсе. Интерес к нему необычен. Кто из нас не слыхал о мар сианских каналах, не читал фантастических романов, в которых изображались марсиане то враждебные нам, то дружественные и бесконечно мудрые. Но и в научной литературе допускалось существование на. Марсе жиз ни. Исследования последних лет поколебали версию
оналичии живых организмов на Марсе, но полностью
еене опровергли. Сейчас наука накопила достаточно
58
фактов, чтобы рассмотреть строение этой планеты |
с |
||
теологической и географической точки зрения. |
|
||
Х о д а к |
Ю. А. |
География |
и |
геология Марса. М., «Знание», |
|||
1970. 32 с. с |
ил. (Новое |
в |
|
жизни, |
науке, |
технике. Серия |
|
«Наука о Земле»), |
|
||
Прочитав эту брошюру, читатель |
познакомится |
с |
|
успехами ареологии — геологии Марса |
(от Арес |
>—* |
латинского названия планеты), и ареографии — гео графии Марса, включающей также топографию, гео морфологию, гидрологию и метеорологию планеты. В заключительном разделе автор рассматривает вопросы геологической истории Марса.
Девять планет входят в планетную семью Солнца,
не считая астероидов. Каждая из них имеет |
свои |
неповторимые особенности, отличается от других |
по |
размеру, массе, периоду вращения и т. д. |
на |
Читателям, которые хотят узнать о планетах |
шей солнечной системы и других миров, рекомендуем следующие книги:
Н е с т е р о в и ч |
Э. |
И. |
Мерку |
|
рий. |
М., «Знание», |
1963. 38 с. |
||
с ил. |
(Новое |
в жизни, |
науке, |
технике. Серия «Физика. Хи мия»),
К о н о п л е в а В. П. Планета 'Венера. К., Изд-во Акад. наук
УС.СР, 1963. 72 с. с ил. |
(На- |
||
уч.-пояул. литература). |
|
||
Б а р а б а ш о в |
Н. |
П. |
Марс. |
М., «Советская Россия», |
1963. |
||
64 с. с ил. |
|
|
|
Т е й ф е л ь В . |
Г. Планеты-ги |
||
ганты. М., «Наука», |
1964. 86 с. |
(Попул. .лекции по астроно мии) . - - ■
59