Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Если клей растворяющий, то прочность соединения составляет 70—80% прочности основного материала. Если клей нерастворяю щий, то прочность соединения зависит от физико-механических свойств клея и от сочетания склеиваемых материалов. Основными физико-механическими показателями клеевых соединений являются предел прочности при срезе, предел прочности при отрыве и усилие отдира.
Для многих типов клеев равномерный отрыв при действии нагруз ки более желателен, чем срез, а при неравномерном отрыве (отдпре и изгибе) клеевые соединения дают относительно низкую прочность.
Толщина клеевого слоя должна быть в пределах 0,01-ь0,1 мм, так как при большей толщине в процессе затвердевания клей может дать трещины и отойти от поверхности деталей.
Повысить прочность клееного соединения можно за счет увеличе ния площади склеивания, которая определяется уравнениями проч ности на равномерный отрыв
|
аР= |
Q |
спч |
|
/•' |
<■ п |
|
и на |
срез |
|
|
|
|
|
ПЧ |
|
|
|
П ’ |
где Q— приложенная нагрузка; |
F — площадь отрыва (или среза); |
||
— предел прочности клея при |
отрыве; т пч — предел прочности |
||
клея |
при срезе; п — запас прочности. |
||
а |
В |
|
в |
Конструктивно увеличения площади склеивания достигают при менением косого стыка (рис. 43, а), соединений в шпунт (рис. 43,6) п углового в шип (рис. 43, в). Чтобы избежать в конструкциях нерав
номерного отрыва, кромки соединенных деталей защищают высту пами (рис. 43, г) или крышкой (рис. 43,6).
Для увеличения прочности соединения склеивание часто приме няют в сочетании с механическим способом, при этом механическое крепление производят при незастывшем клее.
ОО
§ 8. СОЕДИНЕНИЯ ЗАМАЗКОЙ
Соединения замазкой представляют собой соединения с помощью связующей тестообразной массы (замазки), заполняющей зазоры между деталями. Соединение деталей замазкой происходит так же, как и при склеивании, за счет сил молекулярного сцепления, однако слой связующего материала должен быть толще (не менее 0,5 мм).
С помощью замазки соединяют детали из фарфора или стекла с металлами, с пластмассами и другими материалами.
о |
5 |
в |
Рис. 44.
На рис. 44 показаны некоторые примеры применения замазок для соединения деталей. Стеклянная трубка в плавких предохранителях соединяется с помощью замазки с латунными колпачками (рис. 44, а). В приборах пыле- и водонепроницаемого исполнения с помощью замазки производится уплотнение поверхностей стыка крышек и фланцев корпусов, а также уплотнение смотровых стекол приборов (рис. 44,б). С помощью замазки устанавливают фарфоровые изолято ры в металлических стейках (рис. 44, в). Для предохранения от про
ворачивания изолятора на его цилиндрической поверхности делают канавки, которые также заполняются замазкой. Замазку широко при меняют для крепления металлической арматуры и крепежных дета лей в распределительном щите из мрамора (рис. 44, г, д) . Ее исполь
зуют и как электроизоляционный материал, заполняющий зазоры между токопроводящими деталями.
К замазкам предъявляют следующие общие требования: незначи тельное изменение объема при затвердевании (малая усыхаемость), хорошая способность к сцеплению с поверхностями соединяемых де талей, химическая нейтральность к материалам соединяемых дета лей, негигроскопичпость и устойчивость при температурных измене ниях.
По физическим свойствам замазки подразделяются на три группы: плавящиеся, быстро схватывающие и неотвердевающие.
Плавящиеся замазки при обычной температуре твердые, поэтому
для заполнения зазоров между деталями их необходимо нагреть л<> перехода в пластическое состояние, а после заполнения зазоров висы.
56
охладить. К плавящимся замазкам относятся сургуч, канифоль, вос ковая н менделеевская замазки.
Быстро схватывающие замазки твердеют в результате внутренних
химических изменении. Живучесть таких замазок после приготовле ния непродолжительна (для некоторых типов не более 15 мин). Разъ единение деталей, соединенных быстро схватывающими замазками, возможно только при разрушении слоя замазки. Примерами быстро схватывающих замазок могут служить глицерино-глетовая (свинцо вый глет — 90,9%, глицерин — 9,1%), применяемая для соединения фарфора с металлами, и гипсовая (гиис — 62%, бакелитовый лак — 25%, эмалевая краска — 13%), используемая для соединения сили катных стекол с металлами и пластмассами.
Неотвердевающие замазки рекомендуют для уплотнения соедине
ний, работающих под давлением или вакуумом. При конструировании соединений с неотвердевающими замазками на поверхностях фланцев и крышек предусматривают канавки шириной 1—1,5 мм и глубиной 0,3—0,5 мм, которые заполняются замазкой. Такие соединения требу ют неоднократной подтяжки, так как замазка с течением времени вытекает наружу.
П р о ч н о с т ь с о е д и н е н и й з а м а з к о й . Прочность соеди нений замазкой зависит от многих факторов: от типа замазки, от материалов соединяемых деталей и состояния их поверхности, от воздействия внешней среды и др. Все эти факторы очень сложно учесть при конструировании, так как в настоящее время для многих типов замазок отсутствуют достаточно надежные данные о физикомеханических свойствах. Поэтому соединения замазкой следует при менять только в тех случаях, когда другие способы соединений не пригодны.
Необходимо иметь в виду, что все типы замазок не допускают значительных механических нагрузок. Допускаемые напряжения, например, для быстро схватывающих замазок на сжатие колеблются в пределах (6-И 2) МПа, а на срез — в пределах (1-ь50)-105 Па.
Поэтому при разработке конструкций соединений замазкой жела тельно предусматривать работу замазки на сжатие, а не на другие виды деформаций.
Г Л А В А II
Р А 3 Ъ Е М Н Ы Е С О Е Д IIIIЕ IIIIЯ
§ 1. РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Резьбовым называют разъемное соединение деталей, осуществляе мое путем их свинчивания. Резьбовые соединения широко приме няют при конструировании в тех случаях, когда необходимо обеспе чить многократную сборку и разборку узла при изготовлении и при эксплуатации. В современных конструкциях резьбовые детали со ставляют более половины общего количества деталей.
Резьбовые соединения обеспечивают высокую надежность п удоб ства при сборке и разборке. Большинство применяемых крепежных резьбовых деталей охвачены стандартами — это определяет их взаи мозаменяемость. Большая номенклатура стандартных резьбовых деталей, удовлетворяющих различным требованиям, обусловливает их широкое использование в конструкциях.
К недостаткам резьбовых соединений следует отнести значитель ную концентрацию напряжений в отдельных точках и нетехнологичность некоторых конструкций.
Классификация резьб и области их применения
Резьба образуется путем нанесения на поверхности детали вин товых канавок с сечением специального профиля. Нарезание резьбы осуществляют резцами на станке, накатыванием на стержне плаоотгнами или роликами и вручную плашками и метчиками.
Образовавшиеся при нарезании выступы называют витками резь
бы. Стержень, на наружной |
поверхности которого нанесена резьба, |
в общем случае называют |
винтом, а деталь с отверстием, внутри |
которого нарезана резьба,— гайкой.
По направлению вращения винтовой линии резьбы разделяются на правые плевые. Резьба является правой, если ее витки поднимают ся по цилиндру слева вверх направо (рис. 45, а), и левой, если ее
витки поднимаются по цилиндру справа вверх налево (рис. 45,6). Основной для крепежных деталей является правая резьба. Левую резьбу применяют очень редко, например, если при работе соедине ния возможно самоотвинчивание правой резьбы. На головках дета лей с левой резьбой предусматривается нанесение меток в виде про
58
резон, а в обозначениях левой резьбы на чертежах указывается со кращенно лев, например М12 лев.
Все основные параметры резьбы взаимосвязаны н в значительной мере определяются шагом резьбы. Шагом резьбы является расстоя
ние между параллельными сторопамп двух рядом лежащих витков, измеренное вдодъ оси. Резьба, образованная одной винтовой линией, называется однозаходной. Резьба, образованная
несколькими винтовыми ли ниями, называется многозаходной (рис. 45, в). Для мно-
гозаходных резьб применяет ся дополнительная характе ристика — ход резьбы, равпый
t-., = tz, |
Рис. 45. |
где t — шаг резьбы; z — чис |
|
ло винтовых линий (число заходов). |
Число заходов легко подсчитать |
на торце винта по количеству сбегов винтовых ниток. При одном обо роте многозаходного винта в неподвижной гайке винт переместится вдоль своей оси па расстояние, равное ходу, поэтому для завинчива ния многозаходного винта требуется меньший угол поворота, чем для завинчивания однозаходного винта. Многозаходные резьбы не реко мендуют для крепежных деталей, но широко используют в винтовых '
передаточных механизмах.
К основным параметрам резьбы (рис. 46) относятся наружный (номинальный) диаметр d, средний диаметр dcp и внутренний
59
диаметр d\. Наружный и внутренний диаметры есть диаметры вообра
жаемых цилиндров, описанных соответственно по наружным и внут ренним вершинам резьбы винта. Средний диаметр — диаметр вообра жаемого цилиндра, на поверхности которого толщина витков равна ширине впадин.
Угол, образованный винтовой линией по среднему диаметру резь бы и плоскостью, перпендикулярной к оси резьбы, называется углом подъема резьбы. Угол подъема резьбы (5Р определяется по формуле
Резьбы различаются также по профилю. Профиль резьбы пред ставляет собой контур сечения витка в плоскости, проходящей через ось впита. Контур сечения витка характеризуется углом про филя а, высотой теоретического профиля Н и рабочей высотой про филя h, по которой происходит соприкосновение витков винта и ган
ки. В зависимости от геометрической формы профиля резьбы подраз деляются на треугольные, трапецеидальные, прямоугольные и круг
лые.
Треугольные резьбы применяют преимущественно для крепежных
деталей, так как они обладают повышенным трением. К резьбам тре угольного профиля относятся метрические и дюймовые.
Метрическая резьба имеет угол профиля а = 60° и притупленные
вершины. Притупление вершин витков уменьшает концентрацию напряжений и облегчает свинчивание деталей при загрязнении. Раз личают метрические резьбы с крупным и мелким шагом. Профили резьб с крупным и мелким шагом геометрически подобны. При рав ных наружных диаметрах мелкие резьбы от резьб с крупным шагом отличаются меньшей высотой теоретического профиля и меньшим шагом при //= 0,866 t (рис. 47). Отношение шага основной резьбы
к шагу мелкой резьбы при одинаковых наружных диаметрах назы вают коэффициентом измельчения.
Мелкие метрические резьбы применяют для полых тонкостенных деталей, когда нельзя нарезать резьбу с большой высотой профиля,
60
для обеспечения точных линейпых перемещений деталей, а также прп переменных нагрузках, так как они более надежны против самоотвинчивапия. Метрические резьбы регламентированы по ГОСТ 9150—59 для диаметров от 1 до 600 мм. К метрическим резьбам от носится также часовая резьба наружными диаметрами от 0,25 до
0,9 мм (ГОСТ 9000—59). Часовая резьба является крепежной резь бой с крупным шагом и углом профиля а = 50°.
Для метрических резьб установлено 3 класса точности. Класс точ ности определяется величиной полного допуска среднего диаметра резьбы. 1-й класс точности рекомендуют для деталей, работающих в условиях вибраций или динамических нагрузок, а также для обес печения центрирования соединяемых деталей при больших длинах свинчивания. 2-й класс точности применяют при малых диаметрах и малой длине свинчивания резьбы, когда предъявляются повышен ные требования к точности соединения. Для мелких резьб исполь зуют промежуточный (между- 1-м и 2-м) класс точности 2а. 3-й класс точности предназначен главным образом для соединений, не требую щих особой точности, в основном для крепежных деталей.
Метрические резьбы с крупным шагом на чертежах обозначают буквой М и наружным диаметром, например М8 кл.2, а для мелких резьб дополнительно указывают шаг, например М8Х0,75 кл.2а.
Дюймовая резьба (ОСТ НКТП 1260) нормализована для диамет
ров от 3/16" до 4". В дюймовой резьбе вместо шага задается число ниток на один дюйм. Для нее установлено два класса точности: кл.2 и 3. Дюймовую резьбу рекомендуют только при замене деталей механизмов, импортированных нз стран, в которых принята дюймо вая система мер. Во вновь проектируемых изделиях дюймовую резь
бу не применяют.
Дюймовые резьбы разделяются на цилиндрические (угол профи
ля а = 55°) и конические (а = 60°).
Цилиндрические резьбы на чертежах обозначаются наружным диаметром, например 1/2" кл.2. Конические дюймовые резьбы
61