Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удовлетворительной прочностью (предел прочности при статическом изгибе для различных марок колеблется в пределах от 5 • 107 до 6,5• 107 Па), и специального назначения: повышенной прочности (предел прочности при статическом изгибе до 2 • 108 Па), с электро­ изоляционными свойствами, повышенной влагостойкости и тепло­ стойкости.

Рис. 9.

На рис. 9 показаны примеры конструкций, полученных заформовкой металлических изделий в пластмассы. С целью тепловой или электрической изоляции, удобства эксплуатации и придания краси­ вого внешнего вида заформовкой в пластмассы изготавливают ручки управления приборов (рис. 9,а). Соединительные платы для электро­

монтажа изготавливают заформовкой в электроизоляционные пласт­ массы металлических шестигранных гаек или резьбовых втулок с на­ каткой для предохранения от проворачивания (рис. 9, б ). От осевых смещений резьбовые втулки предохраняются кольцевой выточкой, которую заполняет пластмасса при заформовке. В некоторых кон­ струкциях соединительных плат заформовывают резьбовые шпильки с сетчатой накаткой (рис. 9,в), сетчатая накатка предохраняет шпильку от осевых смещений и от проворачивания. Если заформовы­ вают плоские штампованные детали, то на деталях так же, как и при заформовке в металл, предусматривают отверстия, вырезы и т. п. На рис. 9,з показан способ заформовки монтажных панелей с латун­ ными пластинами для пайки проводов. Медные пластины коллектора электродвигателя малой мощности собирают изолированно друг от друга с помощью заформовки в пластмассы (рис. 9, д).

С целью повышения надежности и стабильности рабочих свойств широко применяется заформовка прозрачными эпоксидными смола­ ми целого функционального электрического блока, смонтированного из отдельных электроэлементов.

Заформовку металлических деталей в резину применяют для

достижения электроизоляции, уплотнения и при изготовлении рези­ нометаллических амортизаторов, предназначенных для защиты при­ боров от ударов, толчков и вибраций. Заформовка осуществляется сырой резиной с последующей вулканизацией в специальных фор­ мах. Этот вид соединения позволяет получить конструкции сложной геометрической формы, различных геометрических размеров и раз­ личной жесткости.

20

Простейший резинометаллический амортизатор представляет со­ бой резину, армированную металлическими втулками (рис. 10,а). Для крепления амортизаторов к приборам в некоторых конструк­ циях в резину заформовывают резьбовые втулки (рис. 10,6) или вин­ ты (рис. 10, в).

Рис.

10.

П р о ч н о с т ь с о е д и н е н и й

з а ф о р м о в к о й . Прочность со­

единений заформовкой зависит от физико-механических свойств материала детали и формообразующего материала, а также от гео­ метрической формы и размеров заформовываемой детали. Вследствие разности коэффициентов линейного расширения детали и формо­ образующего материала соединения заформовкой, как правило, полу­ чаются неплотными. Поэтому прочность соединений во многом опре­ деляется выступами или впадинами детали, которые заполняет фор­ мообразующий материал.

При конструировании соединений заформовкой задача сводится к определению необходимых размеров детали, обеспечивающих проч­ ность соединения при действии заданных сил или моментов. Расчет на прочность ведется по обычным формулам сопротивления мате­ риалов, исходя из наиболее опасных деформаций.

Рассмотрим расчет соединений заформовкой на трех примерах.

Пример 1. Разработать конструкцию соединения, если на заформованную плоскую деталь шириной Ъ и толщиной S действует сила

Q, вырывающая деталь из формообразующего материала

(рис. 11).

Для обеспечения прочности со­

 

 

единения в детали предусмот­

А , ,

А-А

рены отверстия диаметром d.

Р е ш е н и е . Из

уравнения

прочности на разрыв попереч­

 

 

ного сечения А —А, ослабленно­

 

 

го отверстием,

 

 

 

Q

 

 

 

gp = S(6 — d)

<

 

 

определим диаметр

отверстия

 

 

21


где [а]д — допускаемые напряжения на разрыв материала детали.

Уравнение прочности на срез формообразующего материала

Q

ZCVгРср ^ Мм’

где [т]м— допускаемые напряжения на срез формообразующего ма­ териала.

Площадь среза определяется из выражения

Fcp = —4- nz.

где п — число срезов; z — число отверстий. Отсюда следует, что для обеспечения прочности соединения необходимо (при п = 2), чтобы

2Q

(1.17)

^ 2Мм

Пример 2. Разработать конструкцию соединения, если на заформованную цилиндрическую деталь диаметром d действует сила Q,

вырывающая ее из формообразующего материала (рис. 12). Для обеспечения прочности соединения на де­ тали предусматриваем бурт диаметром D.

Р е ш е н и е . Из уравнения прочности на смятие буртом кольцевой площадки формообразующего материала при дейст­ вии силы Q

Q

 

(£>2 - rf2)

< №

 

 

 

 

определим необходимый

диаметр

бурта

D >

VTQ

d 2 .

(1.18)

[°]м

-4 -

Из уравнения прочности на срез материала детали по окружности диаметра d

 

Q

Мд

Lcp ■

ndh <

найдем толщину бурта

 

 

h >

__ Q _

(1.19)

Лй([т]д

22


Из уравнения прочности на срез формообразующего материала по окружности диаметра D

ТсР = -D H

определим необходимую глубину заформовки опорного бурта

Пример 3. Разработать конструкцию соединения, если на заформованный круглый стержень действует крутящий момент Л/кр. Для обеспечения прочности соединения на части стержня,, подлежащей заформовке, делаем буксу с накаткой наружным диаметром D и дли­ ной I (рис. 13).

6

Р е ш е н и е . Если коэффициент линейного расширения формооб­ разующего материала а мат больше коэффициента линейного расши­

рения материала детали адех, то при изменении температуры между

сопряженными поверхностями образуется зазор — (рис.

13,6):

8 =

(“мат — “дет) TD,

(1.21)

где Т — величина изменения

температуры соединения.

 

При появлении в соединении зазора рабочая поверхность зубьев уменьшится. Уравнение прочности на срез формообразующего мате­ риала вершинами зубьев накатки будет

2Л!кр

i= DFCр < ^ м'

Площадь среза

■Fcp = ISz,

23

7

-

rD

t*

где l

— длина накатки; z — число зуоьев, равное z = —

(£ — шаг на­

катки) ; S — длина дуги участка среза формообразующего материала

во впадине.

Так как угол при вершине зуба для стандартной накатки р= 60°, то длину дуги S можно определить как

S = £- tg Р = t 0,58 8.

Из уравнения прочности при принятом конструктивно наружном диаметре буксы и шаге накатки определим необходимую длину нака­ танной части стержня

I >

2МКр t

(1.22)

(t —0,588) [т]м

При одинаковых коэффициентах линейного расширения формо­

образующего материала и материала детали (6 = 0 )

 

I >

2М,кр

 

*£>2M m '

 

Рассмотрим этот пример с числовыми значениями: Мкр = 2

Н-м,

D = 5 мм, материал стержня — ст. 3, формообразующий материал —

фенопласт К 18-2 (пресс-порошок). Требуется определить длину на­ катанной части стержня.

Из приложения 4 найдем рекомендуемый шаг накатки £=0,5 мм и размер вала после накатывания 0 5 +qjmm. Расчет ведем с учетом нижнего предельного отклонения, т. е. расчетный диаметр прини­ маем D 5,125 мм.

Из приложения 5 найдем значения коэффициентов линейного

расширения для

стали адех = 1110_6 1/°С, для фенопласта а Мат=

= 50 • 10_6 1/°С

и температуру формообразования (прессования)

Т = 180°С.

 

Определим величину диаметрального зазора в соединении по формуле (1.21)

8 = (амат -- адет) TD = (50 10-е 11 10-6) 180 5,125 10~з = 36 • 10“ « м.

Из приложения 5 найдем предел прочности при растяжении фено­ пласта опч = 30 МПа и выберем допускаемые напряжения на срез формообразующего материала

[т]м = 0,3 спч = 0,3 • 30 = 9 МПа.

Определим необходимую длину накатанной части стержня по формуле (1.22)

2МКр t

I > «:D2 (t — 0,588) [т]м

 

2 • 2 • 0,5 •

Ю-з

= 5,6 • Ю-з м.

_ 3,14 • (5,125 • 10-3)3(0,5 • 10~з -

0,58 • 0,036 • 10~з) • 9 106

Длину накатанной части примем £=6 мм.

24


§ 3. СОЕДИНЕНИЯ СКЛЕПЫВАНИЕМ И ВАЛЬЦЕВАНИЕМ

Склепыванием и вальцеванием получают неразъемные соедине­ ния за счет остаточной деформации одной из деталей соединения.

Соединения склепыванием и вальцеванием применяют для дета­ лей из разнородных материалов, для трудносварпваемых деталей, для соединения большего количества деталей в один пакет. Этот вид соединений широко распространен в конструкциях, подверженных вибрации и ударным нагрузкам, так как надежность других видов соединений в этих условиях недостаточно изучена.

Закладная

голодна

Замыкающая

головка

Рис. 14.

В приборостроении используют соединения, основанные па пла­ стической деформации дополнительной детали-заклепки (рис. 14,а),

непосредственном соединении с помощью выступа (цапфы) па дета­ ли (рис. 14,6), на отгибе края детали по замкнутому контуру — завальцовки (рис. 14,в), при которой край охватывающей детали отгибается внутрь, и развальцовки (рис. 14, г), если край охватывае­ мой детали отгибается наружу.

Заклепка представляет собой цилиндрический стержень с голов­ кой, которая называется закладной. Заклепка вставляется в отвер­ стия соединяемых деталей, а затем из выступающего ее конца обра­ зуется замыкающая головка посредством кленки или развальцовки.

-ф Е Э - ^ 3 -

$ 3 -

Рис. 15.

Размеры и формы заклепок регламентированы стандартами. За­ клепки со сплошным стержнем отличаются конструктивным оформ­ лением закладной головки. В приборостроении применяются заклеп­ ки с полукруглой головкой (ГОСТ 10299—68; рис. 15,а), с потайной

(ГОСТ 10300—68; рис. 15,6), с полупотайной (ГОСТ 10301—68;

рис. 15, в), с плоской (ГОСТ 10303—68; рис. 15, г), с плоскокониче­ ской (рис. 15,6), с конической головкой и подголовком (рис. 15, е).

Заклепки со сплошными стержнями используют главным образом для соединения металлических деталей, позволяющих произвести удары в процессе клепки. Потайные заклепки ставятся в том случае, если нельзя допустить выступающие части головки и если толщина соеди­ няемых деталей позволяет произвести зенковку отверстий.

25

Для соединения неметаллических деталей, например из фибры, текстолита, гетинакса, керамики и т. п., не допускающих ударов, при­ меняют сверленные заклепки (рис. 16,а), полые заклепки (пистоны) в виде трубок с фланцем (рис. 16,6, в) и с закрытой головкой (рис. 16, г). Замыкающая головка у полых заклепок образуется

путем развальцовки (рис. 16,6). При соединении деталей из мягких материалов (кожа, ткани, пластмассы) необходимо увеличивать опорные площади головок с помощью подкладных шайб (рис. 16, е).

Рис. 16.

Если конструкция не позволяет произвести механическое скле­ пывание или развальцовку, то применяют взрывные заклепки (рис. 17,а), замыкающая головка которых образуется в результате взрыва от подогрева тела заклепки (рис. 17,6).

Заклепки изготавливают из мягких материалов, не требующих сильных ударов при склепывании, сталей 2, 3, 10 и 15, алюминиевых сплавов АД1, АМц и др., ме­ ди Ml и М2, латуни Л62. Для точечных электрических кон­ тактов в виде заклепок при­ меняют серебро и платино­ иридиевый сплав. При выбо­

ре материала заклепки следует избегать появления гальванических пар между заклепкой и соединяемыми деталями; например, нельзя медными заклепками клепать алюминиевые сплавы.

При непосредственном соединении деталей с помощью цапф при­ меняют также склепывание и развальцовку. Цилиндрические цапфы выполняются сплошными, сверленными, раззенкованными и трубча­ тыми. Замыкающая головка сплошных цапф образуется в результате расклепывания и может иметь различные формы. Для других типов цилиндрических цапф замыкающая головка образуется в результате

26