Файл: Дорошенко, Н. К. Научно-технический прогресс в орошаемом земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стояку / вода

по армированному резиновому шлангу

2 поступает

в дроссельный клапан 3, а оттуда — в

распределительный клапан 4 и далее по пустотелому штоку 5 под давлением попадает в верхнюю полость гидроцилиндра 6. Под давлением воды шток гидрэцилиндра, прикрепленный к раме опоры, начинает подниматься. Цилиндр связан с тягой 7, которая жестко крепится к двуплечевому рычагу 5. Этот ры­

чаг, поворачиваясь,

'перемещает

по горизонтали

тяги

9, которые своими

упорами

вращают колеса

17.

Цилиндр поднимается до тех пор, пока зацеп 10 рас­

пределителя не

войдет

в зацепление

с тягой

и под

действием

пружины

перебросит

рычаг

//,

который

•отпустит

клапан

и

перекроет подачу

воды

в

гидро­

цилиндр, а откроет сливное отверстие 12.

Гидроци­

линдр под действием

возвратной

пружины

13

опус­

кается, а находящаяся в нем вода через шток выхо­ дит на слив. Толкающие штанги отходят назад и за­ нимают первоначальное положение, то есть входят в зацепление со следующим почвозацепом колеса само­ ходной тележки. Дойдя до нижнего положения, тяга гидроцилиндра переводит рычаг в противоположное

положение. После того

как

рычаг подхватит буртик

стержня распределительного

клапана и поднимет

его, процесс (движения

тележки) повторяется.

С гидроприводом тесно связан механизм автома­ тической синхронизации движения тележек. Когда скорость той или иной тележки в силу влияния релье­ фа начинает изменяться, то труба водопроводящего трубопровода изгибается и тянет за собой тяги 14 механизма регулирования скорости. Тяги заставляют перемещаться стержень 15, который своим скосом давит на ролик нажимного рычага, а рычаг — на стержень 16 клапана. При этом стержень клапана опускается вниз, увеличивая проходное сечение. Та­ ким образом, время на заполнение цилиндра водой уменьшается и, следовательно, увеличивается ско­ рость движения тележки.

Это длится до тех пор, пока

оставшаяся

тележка

не станет

в линию с другими.

 

 

 

Даже

в период испытания

новых

дождевальных

агрегатов,

сразу

же после окончания

монтажа, не

было серьезных

поломок или

длительных

простоев

22


из-за технических неисправностей. Это результат тщательной подготовки машин к работе.

Согласно инструкции один оператор-моторист дол­

жен обслуживать

в течение смены 3—4 «Фрегата»

(а в перспективе и

5—6). Поэтому устройство и пра­

вила эксплуатации данной машины необходимо знать всем мелиораторам колхозов (совхозов), управления эксплуатации оросительной системы. Любой механи­ затор и специалист, заметив техническую неисправ­

ность

во

«Фрегате», должен определить ее причину и

принять

необходимые

меры, или остановить агрегат

(если

не

сработала система аварийной защиты), или,

если

неисправность

незначительная, поставить об

этом

в известность дежурного оператора-моториста.

Ввод в эксплуатацию широкозахватных дожде­ вальных агрегатов, как и внедрение любых новых машин, — дело не простое, и особенно большая ответ­ ственность лежит на тех^ кто осваивает новую маши­ ну. Для изучения опыта эксплуатации машин «Фре­ гат» инженерно-технические работники нашего управ­ ления побывали на тех оросительных системах, где испытывались эти агрегаты, встречались с научными сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательско­ го института механизации и техники полива (ВНИИМиТП), знакомились с результатами испыта­ ний «Фрегата», проводившихся лабораторией Украин­ ского научно-исследовательского института гидро­ техники и мелиорации (УкрНИИГИМ).

Четырьмя агрегатами орошалась площадь 500 га. Машины работали в . три смены. Обслуживающий персонал — четыре оператора и четыре моториста на насосных станциях. Эксплуатационный коэффициент надежности установки «Фрегат» составил 0,98. Наши­ ми специалистами были учтены выводы, сделанные лабораторией УкрНИИГИМ: наименее надежным узлом «Фрегата» является клапан регулятора гидро­ привода; механическая защита установки также недо­ статочно надежна, поэтому необходимо иметь еще и электрическую.

Инженер А. Д. Панкеев, бригадир колхоза «Авро­ ра» Г. Н. Доля в составе группы специалистов под руководством главного инженера облмелиоводхоза И. Е. Горелика побивали во ВНИИМиТП и ознако-

23


мил'ись там с «Временными техническими указаниями по проектированию широкозахватной техники». На основании выводов по результатам испытаний «Фре­ гатов» и рекомендаций ученых инженерно-техниче­ ские работники нашего управления и строительномонтажного управления № 35 «Днепроводстроя» (на­ чальник Г. А. Викушкин) обеспечили высокоэффек­ тивное внедрение новых широкозахватных дожде­ вальных машин на полях колхоза «Аврора».

Бесперебойной работе агрегатов в 1972 и 1973 го­ дах способствовало своевременное и тщательное про­ ведение технических уходов, соблюдение карты смаз­ ки машины.

Технический ухрд за «Фрегатом». Следует еже­ дневно проверять положение водопроводящего трубо­ провода в горизонтальной плоскости, положение его в вертикальной плоскости, работу дождевальных аппаратов, систему отключения концевого дождеваль­ ного аппарата, работу гидроцилиндров и сливных клапанов, герметичность соединения фланцев.

Через 100 часов работы проверяется работа си­ стемы электрической аварийной защиты и системы механической аварийной защиты, состояние ртутных выключателей электрической системы аварийной за­ щиты, а также состояние проводов (изоляции) элек­ трической защиты.

В середине поливного сезона надо проверить си­ стему автоматической синхронизации движения само­ ходных тележек, уровень масла в ступицах колес, величину зазоров в гидроприводе, степень износа вту­ лок толкателя, число ходов цилиндра (должно быть 5—6 в минуту), состояние фильтров.

Карта смазки машины предусматривает смазку втулки колес дизельным маслом М12В-ТУПП 12Н-362 через три оборота установки. После каждого оборота машины производится смазка солидолом следующих деталей и узлов: втулки приводного рычага, втулки толкателей, втулки рычага переключателя клапанараспределителя, втулки оси подъемной тяги, втулки оси переключения клапана-распределителя, втулки силового рычага. Оператор-моторист должен иметь схему узлов машины, на которой указаны точки смазки.

24

Очень важно соблюдать правила техники безопас­ ности при работе на дождевальной машине «Фрегат». В основном они тождественны правилам техники без­ опасности при работе на тракторах и специализиро­ ванных машинах. Однако надо обязательно учитывать и специфические особенности. При буранах и сильных ветрах (при скорости ветра более 10 м/сек) машину следует остановить. Во время грозы установку также останавливают. Оператору нельзя находиться вблизи нее. Машина не должна работать ближе 80 м от линии электропередач. Оператор должен иметь рези­ новые сапоги и брезентовый плащ.

Операторы-мотористы колхоза «Аврора» быстро устанавливают причины возникновения основных не­ исправностей «Фрегата» и принимают меры для их устранения.

При обнаружении течи через уплотнение стояка неподвижной опоры была проверена соосность верти­ кальной части стояка с узлом поворотного колена, правильность установки уплотнительного кольца л его состояние.

Оператору П. Н. Малиновскому в первый год эксплуатации «Фрегата» нередко приходилось стал­ киваться с таким фактом, когда одна из тележек очень отставала от остальных самоходных тележек, вызывая отключение установки. Причиной этого было сплющение гибкого шланга или ниппеля, а иногда — засорение сетчатого фильтра в стояке, присоединен­ ном к короткой трубе. В таких случаях заменяли; гибкий шланг проходного сечения, проверяли каче­ ство воды, очищали сетку фильтра.

В первые годы эксплуатации «Фрегата» были и другие причины отставания отдельной тележки: не­ правильная наладка механизма регулирования ско­ рости (неисправность устраняется тщательной налад­ кой); заедание привода регулятора роликом нажим­ ного рычага (необходимо хорошо смазать втулку ро­ лика коромысла); нарушение работы дроссельногоклапана из-за заклинивания (надо заменить негод­ ные детали); отсутствие болтов в механизме переклю­ чателя клапана-распределителя (надо установить и; затянуть болты); неплотное крепление регулирующе­ го клапана (следует подтянуть крепления).

25


Иногда во

время

рабочего хода силового цилинд­

ра из сливных

труб

вытекает отработанная вода.

Причинами этого может быть неправильная посадка головки клапана на седло (нужно заменить клапан); нажимание в начале работы выступа переключателя на шток клапана, что вызывает заедание штока в кор­ пусе (необходимо ослабить крепление кронштейнов переключателя и передвинуть его так, чтобы пол­ ностью исключить заедание, после чего затянуть бол­ ты); искривление штока клапана (следует заменить шток). Причиной того, что силовой цилиндр движется рывками, является и неправильная посадка головки клапана на седло во время рабочего хода (нужно

.заменить седло клапана).

Может быть и такая неисправность: силовой ци­ линдр медленно возвращается или совсем не возвра­ щается вниз после рабочего хода. Причин этого не­ сколько: конусность цилиндра (следует заменить ци­ линдр); искривление штока (устраняется поворотом штока поршня, при необходимости—заменой штока); выкрашивание эмали или наличие задир стенки гиль­ зы цилиндра (необходимо заменить цилиндр); непра­ вильное натяжение возвратной пружины силового рычага (с помощью регулировочной втулки следует отрегулировать натяжение этой пружины).

Оператор-моторист может установить, что во время движения машины одна тележка отстает, вызы­ вая выключение агрегата. Причины такой неисправно­ сти следующие: неправильная регулировка тросов (надо правильно отрегулировать); несцепляемость •толкателя с почвозацепом колеса (необходимо отре­ гулировать направляющую толкателя); неправильная регулировка управляющей штанги (ее 'следует пра­ вильно отрегулировать); ослабление или поломка пружины стопора колеса (отрегулировать или заме­ нить пружину).

Бывает, что одна самоходная тележка опережает •остальные, вызывая выключение установки. Причин несколько: заедание штока регулирующего клапана (необходимо снять клапан и отремонтировать или'за­ менить его); неправильная наладка механизма регу­ лирования скорости (надо правильно отрегулиро­ вать) ; появление трещин на колшачковой гайке-дер-

26

жателе дискового клапана (надо заменить гайку-дер­ жатель) ; заедание нажимного рычага механизма ре­ гулирования скорости (следует провернуть вручную коромысло и смазать втулки); ослабление или по­ ломка пружины регулирующего клапана (следует за­ менить пружину); неправильное ориентирование ре­ гулирующего клапана скорости по отношению к направлению движения воды (необходимо переста­ вить клапан регулирования скорости так, чтобы вода поступала под диск клапана); неправильное располо­ жение отверстий корпуса клапана (следует заменить корпус клапана).

В период работы машин после их монтажа были •случаи, когда предохранительные системы не сраба­ тывали. Механическая и электрическая аварийные

.защиты не выключали насосную станцию из-за не­ правильной регулировки выключающих упоров и установки электропровода. Неисправности были устранены.

Если «Фрегат» выключается, несмотря на то, что все самоходные тележки находятся на одной линии, то причины следующие: износ изоляции провода,- что вызывает короткое замыкание (в местах повреждения проводку нужно плотно обмотать изоляционной лен­ той) ; обрыв электропровода (следует проверить изо­ ляцию провода); разъединение штепсельного разъема (надо перемотать провод в лоток и соединить штеп­ сельным разъемом).

Неисправности могут быть и в других узлах агре­ гата. Так, если сливные клапаны не выпускают воду после выключения м-ашины, необходимо клапаны очистить от песка. Случается, что сливные клапаны пропускают воду, несмотря на наличие давления воды в трубопроводе. В таком случае необходимо заменить мембрану, очистить или заменить сливной клапан.

Бывает, что дождевальные аппараты не вращают­ ся. Причин несколько: износ коромысла из-за попада­ ния песка (необходимо заменить приводное коромыс­ ло), износ подшипника (заменить подшипник), износ сопла (заменить сопло), поломка пружин (заменить пружины), засорение сопла (снять сопло, очистить и установить).

27


Дождевальная установка «Фрегат» имеет большие преимущества в сравнении с агрегатами типа ДДН и ДДА: она может быть использована для работы на полях различного размера, с местной изрезанностыо рельефа, неодинаковой впитывающей способностью почвы.

Однако в практической работе по использованию этой машины нужно учитывать факторы, влияющие на' скорость ее движения: тип почвы, рельеф местно­ сти, состояние поверхности поля.

Высокопроизводительному и 'правильному исполь­ зованию «Фрегатов» способствует хорошая постанов­

ка

учета

их работы (табл. 2). В

бригаде

№ 2 кол­

хоза «Аврора» в 1972 году каждая

машина

работала

на

одной

позиции. Так, «Фрегат»

№ '1 был пущен в

эксплуатацию во второй половине мая. Он произво­

дил орошение ^люцерны на

площади

.72 га, а

всего

им выполнено 325 гектаро-поливов

нормой

воды

700—800 м3/га. Оросительная

норма 3200 м3/га.

С по­

мощью установки на посевы люцерны подано ороси­ тельной воды 226 тыс. м3. Урожай зеленой массы со­ ставил 268 ц/га, или на 87 ц/га больше, чем на полях,

где

посевы

поливали

дождевателями

ДДН-70 и

ДДА-100М.

 

 

 

 

 

«Фрегатом» № 2 начали поливать

подсолнечник

на

площади

72 га

в конце июня. Выполнено 144 гек^

таро-полива нормой воды 500 м3/га.

Оросительная

норма 1000 м3/га.

На

плантацию подано' 74 тыс. мг

оросительной воды. Урожай семян был на 4,7 ц/га больше, чем на полях, где поливали агрегатами ДДН-70.

Благодаря улучшению полива люцерны и подсол­ нечника дополнительно получено 6264 ц зеленой мас­ сы люцерны и 338 ц семян подсолнечника, на сумму 12,8 тыс. руб.

При использовании «Фрегатов» потери ороситель­ ной воды на сброс в сравнении с потерями, которые имеют место при работе дождевальных 'машин других

типов,

уменьшились

на

20%, что

составляет

59,5 тыс. м3

(на сумму

3,6 тыс. руб.).

 

В

1973

году проведена

реконструкция

закрытой

оросительной сети для использования машин «Фре­ гат» на двух позициях.

28