Файл: Дорошенко, Н. К. Научно-технический прогресс в орошаемом земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
стояку / вода |
по армированному резиновому шлангу |
2 поступает |
в дроссельный клапан 3, а оттуда — в |
распределительный клапан 4 и далее по пустотелому штоку 5 под давлением попадает в верхнюю полость гидроцилиндра 6. Под давлением воды шток гидрэцилиндра, прикрепленный к раме опоры, начинает подниматься. Цилиндр связан с тягой 7, которая жестко крепится к двуплечевому рычагу 5. Этот ры
чаг, поворачиваясь, |
'перемещает |
по горизонтали |
тяги |
9, которые своими |
упорами |
вращают колеса |
17. |
Цилиндр поднимается до тех пор, пока зацеп 10 рас
пределителя не |
войдет |
в зацепление |
с тягой |
и под |
||||
действием |
пружины |
перебросит |
рычаг |
//, |
который |
|||
•отпустит |
клапан |
и |
перекроет подачу |
воды |
в |
гидро |
||
цилиндр, а откроет сливное отверстие 12. |
Гидроци |
|||||||
линдр под действием |
возвратной |
пружины |
13 |
опус |
кается, а находящаяся в нем вода через шток выхо дит на слив. Толкающие штанги отходят назад и за нимают первоначальное положение, то есть входят в зацепление со следующим почвозацепом колеса само ходной тележки. Дойдя до нижнего положения, тяга гидроцилиндра переводит рычаг в противоположное
положение. После того |
как |
рычаг подхватит буртик |
стержня распределительного |
клапана и поднимет |
|
его, процесс (движения |
тележки) повторяется. |
С гидроприводом тесно связан механизм автома тической синхронизации движения тележек. Когда скорость той или иной тележки в силу влияния релье фа начинает изменяться, то труба водопроводящего трубопровода изгибается и тянет за собой тяги 14 механизма регулирования скорости. Тяги заставляют перемещаться стержень 15, который своим скосом давит на ролик нажимного рычага, а рычаг — на стержень 16 клапана. При этом стержень клапана опускается вниз, увеличивая проходное сечение. Та ким образом, время на заполнение цилиндра водой уменьшается и, следовательно, увеличивается ско рость движения тележки.
Это длится до тех пор, пока |
оставшаяся |
тележка |
|||
не станет |
в линию с другими. |
|
|
|
|
Даже |
в период испытания |
новых |
дождевальных |
||
агрегатов, |
сразу |
же после окончания |
монтажа, не |
||
было серьезных |
поломок или |
длительных |
простоев |
22
из-за технических неисправностей. Это результат тщательной подготовки машин к работе.
Согласно инструкции один оператор-моторист дол
жен обслуживать |
в течение смены 3—4 «Фрегата» |
(а в перспективе и |
5—6). Поэтому устройство и пра |
вила эксплуатации данной машины необходимо знать всем мелиораторам колхозов (совхозов), управления эксплуатации оросительной системы. Любой механи затор и специалист, заметив техническую неисправ
ность |
во |
«Фрегате», должен определить ее причину и |
|
принять |
необходимые |
меры, или остановить агрегат |
|
(если |
не |
сработала система аварийной защиты), или, |
|
если |
неисправность |
незначительная, поставить об |
|
этом |
в известность дежурного оператора-моториста. |
Ввод в эксплуатацию широкозахватных дожде вальных агрегатов, как и внедрение любых новых машин, — дело не простое, и особенно большая ответ ственность лежит на тех^ кто осваивает новую маши ну. Для изучения опыта эксплуатации машин «Фре гат» инженерно-технические работники нашего управ ления побывали на тех оросительных системах, где испытывались эти агрегаты, встречались с научными сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательско го института механизации и техники полива (ВНИИМиТП), знакомились с результатами испыта ний «Фрегата», проводившихся лабораторией Украин ского научно-исследовательского института гидро техники и мелиорации (УкрНИИГИМ).
Четырьмя агрегатами орошалась площадь 500 га. Машины работали в . три смены. Обслуживающий персонал — четыре оператора и четыре моториста на насосных станциях. Эксплуатационный коэффициент надежности установки «Фрегат» составил 0,98. Наши ми специалистами были учтены выводы, сделанные лабораторией УкрНИИГИМ: наименее надежным узлом «Фрегата» является клапан регулятора гидро привода; механическая защита установки также недо статочно надежна, поэтому необходимо иметь еще и электрическую.
Инженер А. Д. Панкеев, бригадир колхоза «Авро ра» Г. Н. Доля в составе группы специалистов под руководством главного инженера облмелиоводхоза И. Е. Горелика побивали во ВНИИМиТП и ознако-
23
мил'ись там с «Временными техническими указаниями по проектированию широкозахватной техники». На основании выводов по результатам испытаний «Фре гатов» и рекомендаций ученых инженерно-техниче ские работники нашего управления и строительномонтажного управления № 35 «Днепроводстроя» (на чальник Г. А. Викушкин) обеспечили высокоэффек тивное внедрение новых широкозахватных дожде вальных машин на полях колхоза «Аврора».
Бесперебойной работе агрегатов в 1972 и 1973 го дах способствовало своевременное и тщательное про ведение технических уходов, соблюдение карты смаз ки машины.
Технический ухрд за «Фрегатом». Следует еже дневно проверять положение водопроводящего трубо провода в горизонтальной плоскости, положение его в вертикальной плоскости, работу дождевальных аппаратов, систему отключения концевого дождеваль ного аппарата, работу гидроцилиндров и сливных клапанов, герметичность соединения фланцев.
Через 100 часов работы проверяется работа си стемы электрической аварийной защиты и системы механической аварийной защиты, состояние ртутных выключателей электрической системы аварийной за щиты, а также состояние проводов (изоляции) элек трической защиты.
В середине поливного сезона надо проверить си стему автоматической синхронизации движения само ходных тележек, уровень масла в ступицах колес, величину зазоров в гидроприводе, степень износа вту лок толкателя, число ходов цилиндра (должно быть 5—6 в минуту), состояние фильтров.
Карта смазки машины предусматривает смазку втулки колес дизельным маслом М12В-ТУПП 12Н-362 через три оборота установки. После каждого оборота машины производится смазка солидолом следующих деталей и узлов: втулки приводного рычага, втулки толкателей, втулки рычага переключателя клапанараспределителя, втулки оси подъемной тяги, втулки оси переключения клапана-распределителя, втулки силового рычага. Оператор-моторист должен иметь схему узлов машины, на которой указаны точки смазки.
24
Очень важно соблюдать правила техники безопас ности при работе на дождевальной машине «Фрегат». В основном они тождественны правилам техники без опасности при работе на тракторах и специализиро ванных машинах. Однако надо обязательно учитывать и специфические особенности. При буранах и сильных ветрах (при скорости ветра более 10 м/сек) машину следует остановить. Во время грозы установку также останавливают. Оператору нельзя находиться вблизи нее. Машина не должна работать ближе 80 м от линии электропередач. Оператор должен иметь рези новые сапоги и брезентовый плащ.
Операторы-мотористы колхоза «Аврора» быстро устанавливают причины возникновения основных не исправностей «Фрегата» и принимают меры для их устранения.
При обнаружении течи через уплотнение стояка неподвижной опоры была проверена соосность верти кальной части стояка с узлом поворотного колена, правильность установки уплотнительного кольца л его состояние.
Оператору П. Н. Малиновскому в первый год эксплуатации «Фрегата» нередко приходилось стал киваться с таким фактом, когда одна из тележек очень отставала от остальных самоходных тележек, вызывая отключение установки. Причиной этого было сплющение гибкого шланга или ниппеля, а иногда — засорение сетчатого фильтра в стояке, присоединен ном к короткой трубе. В таких случаях заменяли; гибкий шланг проходного сечения, проверяли каче ство воды, очищали сетку фильтра.
В первые годы эксплуатации «Фрегата» были и другие причины отставания отдельной тележки: не правильная наладка механизма регулирования ско рости (неисправность устраняется тщательной налад кой); заедание привода регулятора роликом нажим ного рычага (необходимо хорошо смазать втулку ро лика коромысла); нарушение работы дроссельногоклапана из-за заклинивания (надо заменить негод ные детали); отсутствие болтов в механизме переклю чателя клапана-распределителя (надо установить и; затянуть болты); неплотное крепление регулирующе го клапана (следует подтянуть крепления).
25
Иногда во |
время |
рабочего хода силового цилинд |
ра из сливных |
труб |
вытекает отработанная вода. |
Причинами этого может быть неправильная посадка головки клапана на седло (нужно заменить клапан); нажимание в начале работы выступа переключателя на шток клапана, что вызывает заедание штока в кор пусе (необходимо ослабить крепление кронштейнов переключателя и передвинуть его так, чтобы пол ностью исключить заедание, после чего затянуть бол ты); искривление штока клапана (следует заменить шток). Причиной того, что силовой цилиндр движется рывками, является и неправильная посадка головки клапана на седло во время рабочего хода (нужно
.заменить седло клапана).
Может быть и такая неисправность: силовой ци линдр медленно возвращается или совсем не возвра щается вниз после рабочего хода. Причин этого не сколько: конусность цилиндра (следует заменить ци линдр); искривление штока (устраняется поворотом штока поршня, при необходимости—заменой штока); выкрашивание эмали или наличие задир стенки гиль зы цилиндра (необходимо заменить цилиндр); непра вильное натяжение возвратной пружины силового рычага (с помощью регулировочной втулки следует отрегулировать натяжение этой пружины).
Оператор-моторист может установить, что во время движения машины одна тележка отстает, вызы вая выключение агрегата. Причины такой неисправно сти следующие: неправильная регулировка тросов (надо правильно отрегулировать); несцепляемость •толкателя с почвозацепом колеса (необходимо отре гулировать направляющую толкателя); неправильная регулировка управляющей штанги (ее 'следует пра вильно отрегулировать); ослабление или поломка пружины стопора колеса (отрегулировать или заме нить пружину).
Бывает, что одна самоходная тележка опережает •остальные, вызывая выключение установки. Причин несколько: заедание штока регулирующего клапана (необходимо снять клапан и отремонтировать или'за менить его); неправильная наладка механизма регу лирования скорости (надо правильно отрегулиро вать) ; появление трещин на колшачковой гайке-дер-
26
жателе дискового клапана (надо заменить гайку-дер жатель) ; заедание нажимного рычага механизма ре гулирования скорости (следует провернуть вручную коромысло и смазать втулки); ослабление или по ломка пружины регулирующего клапана (следует за менить пружину); неправильное ориентирование ре гулирующего клапана скорости по отношению к направлению движения воды (необходимо переста вить клапан регулирования скорости так, чтобы вода поступала под диск клапана); неправильное располо жение отверстий корпуса клапана (следует заменить корпус клапана).
В период работы машин после их монтажа были •случаи, когда предохранительные системы не сраба тывали. Механическая и электрическая аварийные
.защиты не выключали насосную станцию из-за не правильной регулировки выключающих упоров и установки электропровода. Неисправности были устранены.
Если «Фрегат» выключается, несмотря на то, что все самоходные тележки находятся на одной линии, то причины следующие: износ изоляции провода,- что вызывает короткое замыкание (в местах повреждения проводку нужно плотно обмотать изоляционной лен той) ; обрыв электропровода (следует проверить изо ляцию провода); разъединение штепсельного разъема (надо перемотать провод в лоток и соединить штеп сельным разъемом).
Неисправности могут быть и в других узлах агре гата. Так, если сливные клапаны не выпускают воду после выключения м-ашины, необходимо клапаны очистить от песка. Случается, что сливные клапаны пропускают воду, несмотря на наличие давления воды в трубопроводе. В таком случае необходимо заменить мембрану, очистить или заменить сливной клапан.
Бывает, что дождевальные аппараты не вращают ся. Причин несколько: износ коромысла из-за попада ния песка (необходимо заменить приводное коромыс ло), износ подшипника (заменить подшипник), износ сопла (заменить сопло), поломка пружин (заменить пружины), засорение сопла (снять сопло, очистить и установить).
27
Дождевальная установка «Фрегат» имеет большие преимущества в сравнении с агрегатами типа ДДН и ДДА: она может быть использована для работы на полях различного размера, с местной изрезанностыо рельефа, неодинаковой впитывающей способностью почвы.
Однако в практической работе по использованию этой машины нужно учитывать факторы, влияющие на' скорость ее движения: тип почвы, рельеф местно сти, состояние поверхности поля.
Высокопроизводительному и 'правильному исполь зованию «Фрегатов» способствует хорошая постанов
ка |
учета |
их работы (табл. 2). В |
бригаде |
№ 2 кол |
хоза «Аврора» в 1972 году каждая |
машина |
работала |
||
на |
одной |
позиции. Так, «Фрегат» |
№ '1 был пущен в |
эксплуатацию во второй половине мая. Он произво
дил орошение ^люцерны на |
площади |
.72 га, а |
всего |
им выполнено 325 гектаро-поливов |
нормой |
воды |
|
700—800 м3/га. Оросительная |
норма 3200 м3/га. |
С по |
мощью установки на посевы люцерны подано ороси тельной воды 226 тыс. м3. Урожай зеленой массы со ставил 268 ц/га, или на 87 ц/га больше, чем на полях,
где |
посевы |
поливали |
дождевателями |
ДДН-70 и |
|
ДДА-100М. |
|
|
|
|
|
|
«Фрегатом» № 2 начали поливать |
подсолнечник |
|||
на |
площади |
72 га |
в конце июня. Выполнено 144 гек^ |
||
таро-полива нормой воды 500 м3/га. |
Оросительная |
||||
норма 1000 м3/га. |
На |
плантацию подано' 74 тыс. мг |
оросительной воды. Урожай семян был на 4,7 ц/га больше, чем на полях, где поливали агрегатами ДДН-70.
Благодаря улучшению полива люцерны и подсол нечника дополнительно получено 6264 ц зеленой мас сы люцерны и 338 ц семян подсолнечника, на сумму 12,8 тыс. руб.
При использовании «Фрегатов» потери ороситель ной воды на сброс в сравнении с потерями, которые имеют место при работе дождевальных 'машин других
типов, |
уменьшились |
на |
20%, что |
составляет |
|
59,5 тыс. м3 |
(на сумму |
3,6 тыс. руб.). |
|
||
В |
1973 |
году проведена |
реконструкция |
закрытой |
оросительной сети для использования машин «Фре гат» на двух позициях.
28