ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
КОНФЕРЕНЦИИ
Логическим завершением экскурсий в природу явля
ется конференция на тему „Химия в мире расте
ний“.
Здесь разрешаются многие вопросы, волнующие школь
сников: |
почему цветы различны по |
цвету и |
запаху, чем |
|
вызваны аромат плодов и их вкусовые особенности, как |
||||
помощью растений |
находят |
полезные |
ископаемые |
|
и другие. |
«Опыт — единственно верный путь |
|||
НаИ. |
сцене плакаты: |
|||
спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» |
||||
(Д. |
Менделеев); «Все почти явления, наблюдаемые |
|||
нами, |
совершаются |
под влиянием законов химии» |
(H. Н. Зинин).
Оформлены стенды по итогам каждой экскурсии:
Стенд, посвященный экскурсии за душистыми расте ниями, заполнен фотографиями и рисунками цветов,
около которых написаны формулы душистых веществ.
Например, около цветов фиалки — формула ионона, ря
дом с гвоздикой — формула изоэвгенола и т. д. Здесь же
выставлены лучшие работы кружковцев, приложена кол
лекция душистых веществ, |
полученных |
на |
занятиях. |
||||||
В |
качестве эпиграфа |
используются строки |
из сонета |
||||||
В. |
Брюсова'- «Есть |
|
властительные |
связи |
меж |
||||
|
ЯСтенд. |
«Растения-рудознатцытонкие |
» |
имеет |
вид |
|
|||
запахом и формою цветка». |
|
|
таблицы, |
||||||
где в каждой клетке |
рядом с символом того |
или иного- |
элемента находится рисунок растения-указателя. Если
рядом с символом элемента нет растения, значит его при сутствие в почве угнетает растительность. Таблица вы
полнена в красках, на ней представлены результаты по
исков растений-рудознатцев. Высказаны предположения
114
■о возможном присутствии полезных ископаемых в изу
ченной местности.
Эпиграфом к стенду «Растения-красители» служат
слова Э. Межелайтиса: «Из маков — красную, из оду
ванчиков — желтую, из пепла — серую, из угля — черную
•сделали краски, смешали, развели, на полотне, сотканном
из трав земли, написали портрет земли...» На стенде
яркие рисунки цветов, растущих в нашем крае, гербар
ные листы и образцы тканей, выкрашенные изготовлен ными на занятиях красителями. Приводится методика
¡приготовления красильных растворов, описан процесс
■крашения.
Стенд «Растения-индикаторы» знакомит с индикато
рами, произрастающими в нашем крае. Исследователь ская работа представлена в виде описаний, отчетов, рас
сказов, небольших сочинений.
Подготовлена выставка книг, отражающих главные вопросы темы конференции.
По каждой проведенной экскурсии заслушиваются
доклады и выступления учащихся. Приглашаются спе
циалисты-геологи, ученые-исследователи, парфюмеры, фармацевты, которые рассказывают школьникам о своей работе.
В заключение конференции проводится тематическая
викторина.
После минералогической экскурсии была организо
вана конференция под девизом: „Минерал есть
природное соединение химических элементов, образовавшееся естественным путем, без вме шательства человека“ (А. Е. Ферсман).
К конференции подготовили выставку коллекций ми
нералов, собранных во время экскурсии, фотографии ред ких минералов, их описание. Выпустили стенную газету
«Малахитовая шкатулка», тематические бюллетени, по
священные основателям геохимии В. И. Вернадскому
и А. Е. Ферсману.
Школьники выступили с докладами на темы: Что та
кое геохимия. Основатели науки геохимии. Геохимия
в наши дни. Путешествие по таблице Менделеева. Моя
минералогическая коллекция.
Интересным дополнением к конференции по минерало
гической экскурсии служит беседа, посвященная сокрови щам алмазного фонда, во время которой рассказывается,
115
как в 1924 году в Колонном зале Дома Союзов по
личному указанию В. И. Ленина выставили для обозре
ния сокровища царей. Среди уникальных драгоценностей
были семь знаменитых камней алмазного фонда, «Семь
чудес», как назвал их академик Ферсман. Во время рас
сказа ведется демонстрация фотографий алмазов через
эпидиаскоп, а также показ фотографий драгоценных
камней. Рассказывается об открытии советских уче
ных— получении нитевидных кристаллов алмазов из ме
тана, о синтетических алмазах. В этих сообщениях исто рия камней переплетается с историей народов, с химией,
географией, физикой.
В заключительной части конференции — вы
ступления, посвященные академику А. Е. Ферсману,
чтение его любимых стихов.
Стихи поэта-ученого П. Л. Драверта особенно нрави
лись Ферсману. Многие из них он знал наизусть и арти стически декламировал. В этих стихах часто упомина
ются рубины, опалы, алмазы и хризолиты, сапфир, жем
чуг, малахит и янтарь. Школьники читают стихи Дра
верта (они опубликованы в сборниках «Северные цветы» и «Стихи о Сибири»), стихотворение Л. И. Ошанина
«Тиетта» и в заключение — стихотворение Ю. Ливеров-
ского «Памяти Ферсмана».
Конференции подтверждают, что экскурсии по химии в природу помогают школьникам изучать свой край, его
богатства, неиспользованные возможности. Походы в природу за растениями, минералами способствуют раз витию навыков исследовательской работы на доступном для каждой школы краеведческом материале. И, нако
нец, наблюдение красоты природы, активное участие в выявлении прекрасного способствуют эстетическому
воспитанию школьников — важному фактору в развитии
нравственных сторон личности.
116
■ <-ЛИТЕРАТУРА: ■
Драверт П. Л. Стихи о Сибири. Омск, 1957.
Драверт П. Л. Северные цветы. Новосибирск, 1968. Ливеровский Ю Памяти Ферсмана. «Наука и жизнь», 1964,
№ 3, стр. 58.
Смуглый С. Зеленые рудознатцы. «Техника молодежи», 1965,
№ 12, стр. 5.
Сб. А. Е. Ферсман. Жизнь и деятельность. «Наука», Μ., 1965, стр. 280.
Ферсман А. Е. Сокровища бриллиантовой кладовой. «Наука и жизнь», 1968, № 3, стр. 90.
Черненко Μ. Интервью о первом алмазе. «Химия и жизнь», 1972, № 3, стр. 45.
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
Химические вечера в школе должны быть тесно свя
заны с программой. Важно учитывать возрастные осо бенности учащихся.
Успех вечера зависит от ряда причин: разработки те мы, качества отбора материала, оформления помещения
и, конечно, от самих исполнителей. C чего начинать под
готовку к вечеру? Ответственный за его проведение
(обычно учитель химии) намечает состав участников,
знакомит их с темой, совместно с ними отбирает нужный материал и составляет подробный план подготовки к ве
черу. Подбор материала — работа трудоемкая, и начи нать ее надо задолго до репетиций.
Надо внимательно продумать форму химического ве чера. Это может быть демонстрация опытов с объясне
ниями, поставленный сценарий, включающий отдельные сцены, стихотворения, рассказы-задачи, викторину и т. д.
Но главное, чего не следует упускать из виду, — между
отдельными выступлениями должна существовать внут ренняя смысловая связь, иначе программа будет темати
ческой лишь формально. Оформление вечера дополни
тельно раскрывает тему. На любом тематическом вечере нужно отводить место искусству, и во внешнем оформле нии, и в самой программе.
с |
Когда материал собран, составляется программа |
|
учетом времени на различные ее части. Общая продол |
жительность вечера может быть от ɪ до 2 часов. Если
программа занимает около 2 часов, рекомендуется пре
дусмотреть антракт.
Важно, чтобы начало вечера было живым, интерес ным. Это позволяет завоевать внимание зрителей.
118
Лучше, если заключительное выступление — массо вое, например, сцена с несколькими действующими ли цами. Если же массовой сцены нет, то к концу програм
мы имеет смысл оставить выступление наиболее попу
лярного исполнителя на школьных вечерах. Его появле
ние всегда вносит оживление.
Часто на химических вечерах есть ведущий. Для него надо тщательно отработать краткий, но яркий и вырази тельный текст. От ведущего во многом зависит ход про
граммы и ритм вечера.
При подготовке к вечеру проводятся репетиции. Цель
их в том, чтобы ученик добивался четкой постановки
опыта, выразительного исполнения своего номера. Перед
началом вечера организуется генеральная репетиция. Ее
задача — объединить выступления в единую программу и добиться слаженности в действиях исполнителей.
ПЛАНЫ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ, СВЯЗАННЫЕ C ПРОГРАММОЙ
Первоначальные химические понятия
Тема вечера: «Μ. В. Ломоносов —великий русский химик»
На сцене и в зале — плакаты с высказываниями
Μ. В. Ломоносова: «Бесполезны тому очи, кто, желая ви
деть внутренность вещи, лишается рук к отверстию оной, бесполезны тому руки, кто для рассмотрения открытых вещей очей не имеет». «Химик требуется не такой, кото
рый только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно уп
ражнялся». «Широко распростирает химия руки свои
вдела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни огля
немся, всюду обращаются перед очами нашими успехи ее
прилежания».
План вечера. Стихи Μ. В. Ломоносова. Μ. В. Ломоно
сов и закон сохранения массы веществ. Демонстрация опытов, подтверждающих этот закон. Работы Ломоносова
вобласти металлургии, стеклоделия, производства фар
фора. Чтение отрывка «Слово о пользе химии». Μ. В. Ло моносов в портретах, иллюстрациях и документах. Викто рина.
119