Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНФЕРЕНЦИИ

Логическим завершением экскурсий в природу явля­

ется конференция на тему „Химия в мире расте­

ний“.

Здесь разрешаются многие вопросы, волнующие школь­

сников:

почему цветы различны по

цвету и

запаху, чем

вызваны аромат плодов и их вкусовые особенности, как

помощью растений

находят

полезные

ископаемые

и другие.

«Опыт — единственно верный путь

НаИ.

сцене плакаты:

спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории»

(Д.

Менделеев); «Все почти явления, наблюдаемые

нами,

совершаются

под влиянием законов химии»

(H. Н. Зинин).

Оформлены стенды по итогам каждой экскурсии:

Стенд, посвященный экскурсии за душистыми расте­ ниями, заполнен фотографиями и рисунками цветов,

около которых написаны формулы душистых веществ.

Например, около цветов фиалки — формула ионона, ря­

дом с гвоздикой — формула изоэвгенола и т. д. Здесь же

выставлены лучшие работы кружковцев, приложена кол­

лекция душистых веществ,

полученных

на

занятиях.

В

качестве эпиграфа

используются строки

из сонета

В.

Брюсова'- «Есть

 

властительные

связи

меж

 

ЯСтенд.

«Растения-рудознатцытонкие

»

имеет

вид

 

запахом и формою цветка».

 

 

таблицы,

где в каждой клетке

рядом с символом того

или иного-

элемента находится рисунок растения-указателя. Если

рядом с символом элемента нет растения, значит его при­ сутствие в почве угнетает растительность. Таблица вы­

полнена в красках, на ней представлены результаты по­

исков растений-рудознатцев. Высказаны предположения

114


о возможном присутствии полезных ископаемых в изу­

ченной местности.

Эпиграфом к стенду «Растения-красители» служат

слова Э. Межелайтиса: «Из маков — красную, из оду­

ванчиков — желтую, из пепла — серую, из угля — черную

•сделали краски, смешали, развели, на полотне, сотканном

из трав земли, написали портрет земли...» На стенде

яркие рисунки цветов, растущих в нашем крае, гербар­

ные листы и образцы тканей, выкрашенные изготовлен­ ными на занятиях красителями. Приводится методика

¡приготовления красильных растворов, описан процесс

■крашения.

Стенд «Растения-индикаторы» знакомит с индикато­

рами, произрастающими в нашем крае. Исследователь­ ская работа представлена в виде описаний, отчетов, рас­

сказов, небольших сочинений.

Подготовлена выставка книг, отражающих главные вопросы темы конференции.

По каждой проведенной экскурсии заслушиваются

доклады и выступления учащихся. Приглашаются спе­

циалисты-геологи, ученые-исследователи, парфюмеры, фармацевты, которые рассказывают школьникам о своей работе.

В заключение конференции проводится тематическая

викторина.

После минералогической экскурсии была организо­

вана конференция под девизом: „Минерал есть

природное соединение химических элементов, образовавшееся естественным путем, без вме­ шательства человека“ (А. Е. Ферсман).

К конференции подготовили выставку коллекций ми­

нералов, собранных во время экскурсии, фотографии ред­ ких минералов, их описание. Выпустили стенную газету

«Малахитовая шкатулка», тематические бюллетени, по­

священные основателям геохимии В. И. Вернадскому

и А. Е. Ферсману.

Школьники выступили с докладами на темы: Что та­

кое геохимия. Основатели науки геохимии. Геохимия

в наши дни. Путешествие по таблице Менделеева. Моя

минералогическая коллекция.

Интересным дополнением к конференции по минерало­

гической экскурсии служит беседа, посвященная сокрови­ щам алмазного фонда, во время которой рассказывается,

115


как в 1924 году в Колонном зале Дома Союзов по

личному указанию В. И. Ленина выставили для обозре­

ния сокровища царей. Среди уникальных драгоценностей

были семь знаменитых камней алмазного фонда, «Семь

чудес», как назвал их академик Ферсман. Во время рас­

сказа ведется демонстрация фотографий алмазов через

эпидиаскоп, а также показ фотографий драгоценных

камней. Рассказывается об открытии советских уче­

ных— получении нитевидных кристаллов алмазов из ме­

тана, о синтетических алмазах. В этих сообщениях исто­ рия камней переплетается с историей народов, с химией,

географией, физикой.

В заключительной части конференции — вы­

ступления, посвященные академику А. Е. Ферсману,

чтение его любимых стихов.

Стихи поэта-ученого П. Л. Драверта особенно нрави­

лись Ферсману. Многие из них он знал наизусть и арти­ стически декламировал. В этих стихах часто упомина­

ются рубины, опалы, алмазы и хризолиты, сапфир, жем­

чуг, малахит и янтарь. Школьники читают стихи Дра­

верта (они опубликованы в сборниках «Северные цветы» и «Стихи о Сибири»), стихотворение Л. И. Ошанина

«Тиетта» и в заключение — стихотворение Ю. Ливеров-

ского «Памяти Ферсмана».

Конференции подтверждают, что экскурсии по химии в природу помогают школьникам изучать свой край, его

богатства, неиспользованные возможности. Походы в природу за растениями, минералами способствуют раз­ витию навыков исследовательской работы на доступном для каждой школы краеведческом материале. И, нако­

нец, наблюдение красоты природы, активное участие в выявлении прекрасного способствуют эстетическому

воспитанию школьников — важному фактору в развитии

нравственных сторон личности.

116

■ <-ЛИТЕРАТУРА: ■

Драверт П. Л. Стихи о Сибири. Омск, 1957.

Драверт П. Л. Северные цветы. Новосибирск, 1968. Ливеровский Ю Памяти Ферсмана. «Наука и жизнь», 1964,

№ 3, стр. 58.

Смуглый С. Зеленые рудознатцы. «Техника молодежи», 1965,

№ 12, стр. 5.

Сб. А. Е. Ферсман. Жизнь и деятельность. «Наука», Μ., 1965, стр. 280.

Ферсман А. Е. Сокровища бриллиантовой кладовой. «Наука и жизнь», 1968, № 3, стр. 90.

Черненко Μ. Интервью о первом алмазе. «Химия и жизнь», 1972, № 3, стр. 45.


ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

Химические вечера в школе должны быть тесно свя­

заны с программой. Важно учитывать возрастные осо­ бенности учащихся.

Успех вечера зависит от ряда причин: разработки те­ мы, качества отбора материала, оформления помещения

и, конечно, от самих исполнителей. C чего начинать под­

готовку к вечеру? Ответственный за его проведение

(обычно учитель химии) намечает состав участников,

знакомит их с темой, совместно с ними отбирает нужный материал и составляет подробный план подготовки к ве­

черу. Подбор материала — работа трудоемкая, и начи­ нать ее надо задолго до репетиций.

Надо внимательно продумать форму химического ве­ чера. Это может быть демонстрация опытов с объясне­

ниями, поставленный сценарий, включающий отдельные сцены, стихотворения, рассказы-задачи, викторину и т. д.

Но главное, чего не следует упускать из виду, — между

отдельными выступлениями должна существовать внут­ ренняя смысловая связь, иначе программа будет темати­

ческой лишь формально. Оформление вечера дополни­

тельно раскрывает тему. На любом тематическом вечере нужно отводить место искусству, и во внешнем оформле­ нии, и в самой программе.

с

Когда материал собран, составляется программа

 

учетом времени на различные ее части. Общая продол­

жительность вечера может быть от ɪ до 2 часов. Если

программа занимает около 2 часов, рекомендуется пре­

дусмотреть антракт.

Важно, чтобы начало вечера было живым, интерес­ ным. Это позволяет завоевать внимание зрителей.

118

Лучше, если заключительное выступление — массо­ вое, например, сцена с несколькими действующими ли­ цами. Если же массовой сцены нет, то к концу програм­

мы имеет смысл оставить выступление наиболее попу­

лярного исполнителя на школьных вечерах. Его появле­

ние всегда вносит оживление.

Часто на химических вечерах есть ведущий. Для него надо тщательно отработать краткий, но яркий и вырази­ тельный текст. От ведущего во многом зависит ход про­

граммы и ритм вечера.

При подготовке к вечеру проводятся репетиции. Цель

их в том, чтобы ученик добивался четкой постановки

опыта, выразительного исполнения своего номера. Перед

началом вечера организуется генеральная репетиция. Ее

задача — объединить выступления в единую программу и добиться слаженности в действиях исполнителей.

ПЛАНЫ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ, СВЯЗАННЫЕ C ПРОГРАММОЙ

Первоначальные химические понятия

Тема вечера: «Μ. В. Ломоносов —великий русский химик»

На сцене и в зале — плакаты с высказываниями

Μ. В. Ломоносова: «Бесполезны тому очи, кто, желая ви­

деть внутренность вещи, лишается рук к отверстию оной, бесполезны тому руки, кто для рассмотрения открытых вещей очей не имеет». «Химик требуется не такой, кото­

рый только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно уп­

ражнялся». «Широко распростирает химия руки свои

вдела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни огля­

немся, всюду обращаются перед очами нашими успехи ее

прилежания».

План вечера. Стихи Μ. В. Ломоносова. Μ. В. Ломоно­

сов и закон сохранения массы веществ. Демонстрация опытов, подтверждающих этот закон. Работы Ломоносова

вобласти металлургии, стеклоделия, производства фар­

фора. Чтение отрывка «Слово о пользе химии». Μ. В. Ло­ моносов в портретах, иллюстрациях и документах. Викто­ рина.

119