Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сцене в центре большой портрет Д. И. Менделе­ ева, даты жизни (1834—1907 гг.). Над ним плакат: «На­

ука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем

не только разумом, но и сердцем» (Д. И. Менделеев).

Рядом с портретом периодическая система элементов, около нее текст: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие

обещает» (Д. И. Менделеев). По другую сторону порт­ рета макет календарного листка (сделан на чертежной

бумаге): «17 февраля, понедельник, 1869 г.» и яркая над­ пись: «День одного великого открытия».

Слева от сцены портреты Д. И. Менделеева в мантии

почетного доктора прав Эдинбургского университета и А. И. Менделеевой, экран для демонстрации иллюстра­

ций и портретов через эпидиаскоп. Справа от сцены

портреты Н. А. Меншуткина, Н. А. Ярошенко, И. Н. Крам­

ского, И. Е. Репина, А. И. Куинджи. На правую и левую части сцены направлены из зрительного зала объективы эпидиаскопа и проекционного фонаря. Занавес украшен

символами химических элементов, вырезанными из цвет­

ной бумаги.

В зале портреты А. Μ. Бутлерова, H. Н. Бекетова, Н. И. Пирогова, И. Μ. Сеченова и высказывания Д. И. Менделеева о каждом из этих ученых. Под портре­

том А. Μ. Бутлерова: «А. Μ. Бутлеров — один из заме­ чательных русских ученых. Он русский по ученому

образованию и по оригинальности трудов. Ученик знаме­

нитого нашего академика H. Н. Зинина, он сделался хими­

ком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает

самостоятельную химическую школу. Направление уче­

ных трудов А. Μ. Бутлерова не составляет продолжения

или развития идей его предшественников, но принадле­

жит ему

самому. В

химии существует

бутлеровская

школа,

бутлеровское

направление».

Под

портретом

H. ИН..

Бекетова: «Такой милый человек,

такая славная

голова, что, право, я мало знаю таких».

Под

портретом

Н.

Пирогова: «Это был врач! Насквозь

человека ви­

дел, сразу мою натуру понял». Под портретом И. Μ. Се­ ченова: «Сеченов кажется не таким, какой он есть на самом деле. Внешне он такой сухой скептик, а в действи­

тельности человек с большим характером, оригинальный

и теплый».

130


В зале размещаются: карта путешествий Д. И. Менде­

леева; заветы Д. И. Менделеева, напечатанные на боль­ шом листе; список литературы «Что читать о Д. И. Мен­ делееве».

1-е отделение

В зале гаснет свет. На авансцену выходит 1-й ве­

дущий (на него направляется свет), декламирует сти­ хотворение С. Щипачева «Читая Менделеева». Медленно

раскрывается занавес, звучит первая часть Лунной сона­

ты Бетховена. В глубине сцены слева за столом сидят ведущие. Свет падает на всю сцену.

2-й ведущий. Город Тобольск. 27 января 1834 г.

У директора Тобольской гимназии родился сын Дмит­

рий. В 1849 г. он успешно окончил гимназию. В 1850 г.

поступает на естественное отделение физико-математи­ ческого отделения Главного педагогического института в Петербурге. Здесь он изучает химию под руководством профессора Воскресенского. В 1855 г. оканчивает инсти­

тут с золотой медалью.

В1856 г. в возрасте 22 лет молодой ученый защищает магистерскую диссертацию, а вслед за ней и диссерта­

цию «О строении кремнеземистых соединений» на звание

приват-доцента. Через год в возрасте 23 лет Менделеев становится доцентом Петербургского университета, где

читает курс органической химии.

В1859 г. командируется за границу. В Гейдельберге,

устроив в своей квартире лабораторию, Менделеев про­ водит важное исследование в области физической химии

и открывает существование критической температуры. В 1860 г. молодой ученый принимает участие в работе съезда химиков в Карлсруэ, где была установлена еди­ ная система атомных весов и химических формул.

C 1861 г. Менделеев читает лекции в Петербургском

университете. В этом же году публикует первый рус­ ский учебник. За него автор был удостоен Демидовской

премии.

В 1864 г. 30-летнего Менделеева избирают профессо­

ром Петербургского технологического института по ка­

федре химии. В 1865 г. — защита диссертации на степень

доктора химии и утверждение ординарным профессором

Петербургского университета по кафедре технической химии. В 1867 г. ученый занял кафедру неорганической

131

(общей) химии в Петербургском университете, а в 1868 г.

приступил к работе над «Основами химии». Работая над этим курсом, он и открыл периодический закон химиче­

ских элементов. При деятельном участии Д. И. Менде­

леева было создано Русское химическое общество (ныне

Всесоюзное химическое общество имени Д. И. Менделе­ ева) .

...На сцене гаснет свет. Из зала на портрет Д. И. Мен­

делеева падает яркий свет. 3-й ведущий, стоя вблизи портрета, описывает внешность ученого. (При чтении от­ рывка из воспоминаний его жены свет направляется на

портрет А. И. Менделеевой). «Самое характерное в нем

было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого

белого лба, очень выразительного и подвижного, и яс­ ные, синие проникновенные глаза. Разные лица, видев­

шие его в разные эпохи жизни, сходятся в определении его внешности в одном: он имел наружность какой-то

другой эпохи. Профессор Вальден, немецкий биограф Дмитрия Ивановича, писал: «Внешность Менделеева была совершенно своеобразна, по богатству своих ниспа­ дающих волос и форме бороды он представлял характер­

ную голову, красивее и выразительнее которой не найти даже в иллюстрациях Доре».

Анна Ивановна Менделеева, жена Дмитрия Ивано­

вича (свет направляется на портреты А. И. и Д. И. Мен­

делеевых), вспоминает: «Мне, когда я увидела его в пер­ вый раз издали на акте в университете, он показался похожим на Зевса... Несмотря на то, что у Дмитрия Ива­ новича было такое типичное лицо, в нем многие находи­

ли сходство с Гарибальди, хотя тот был сицилиец, а он наполовину тверитянин, наполовину сибиряк. Манеры,

разговор и жесты его были очень оригинальны и своеоб­

разны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широ­

кие, быстрые и нервные движения рук отвечали всегда

его настроению. Когда его что-нибудь расстраивало и внезапно огорчало, он обеими руками хватался за го­

лову, а это действовало на очевидца сильнее, чем если бы он заплакал. Когда же он задумывался, то он прикры­

вал глаза рукой, что было очень характерно».

На сцене загорается свет. Звучит музыка.

4-й ведущий (стоя за столом): «Будь я музыкан­

том,— пишет профессор Вейнберг, — я, думается, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из

132


тех, на чью долю выпало счастье слушать его, безоши­ бочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходив­

шего от ясного, слышимого в

последнем углу шепотка,

к громоподобным возгласам.

Музыка речи заставляла

угадывать

характер мысли

и окончательный вывод».

«Если речь

заурядного ученика,— пишет ученица и со­

трудница

Менделеева Озаровская,— можно уподобить

чистенькому садику, где к чахлым былинкам на подпо­ рочках подвешены этикетки, то речь Менделеева пред­

ставляла собой чудо: на глазах у слушателей из зерен

мыслей вырастали могучие стволы, ветвились, сходились

вершинами, буйно цвели, и слушатели заваливались зо­

лотыми плодами... про этих слушателей можно сказать — счастливцы».

5-й ведущий (стоя за столом) говорит о Менде­

лееве, как о педагоге. Студенты, слушавшие его, расска­ зывали, что, когда приходили на экзамен, то Дмитрий Иванович прежде всего внимательно и остро окидывал

их взглядом, точно в душу заглядывал, а потом уже на­

чинал спрашивать. Самобытность и оригинальность его проявлялись во всем, особенно в его лекциях. Лекции Дмитрия Ивановича собирался слушать весь универси­ тет. Говорили, что на лекциях Менделеева стены потеют.

Академик А. А. Байков вспоминает: «Задолго до на­

чала лекции не только седьмая аудитория, в которой чи­ тал курс Менделеев, но и прилегающие к ней помещения

были переполнены оживленной и шумной толпой студен­

тов всех факультетов и всех курсов, которые по примеру прошлых лет собирались на вступительную лекцию, что­

бы выразить чувство восхищения и преклонения люби­

мому профессору, гордости Петербургского университе­

та, красе русской науки — Дмитрию Ивановичу Менде­

лееву. Надо было видеть тот энтузиазм, с которым был

встречен Менделеев, чтобы почувствовать, что он был

великий ученый и великий человек. Он неотразимо дей­

ствовал на всех и привлекал умы и сердца

тех, кому

с ним приходилось встречаться»1.

Вейнберг

Один из учеников Д. И. Менделеева Б. П.

писал: «Завлекала в его лекциях неизменно сопутствую­

щая им подпочва, философская основа его научных во-

1 О. Н. П и с а р ж е в с к и й. Д. И. Менделеев. Его жизнь и дея­ тельность. Μ., 1953, стр. 31—33.

133


зрений, которая сквозила в широкообъемлющих форму­ лах и глубоких аналогиях... Экскурсы в область механи­

ки, физики, астрофизики, космогонии, метеорологии, гео­ логии, физиологии животных и растений, а также в сто­ рону различных отраслей техники, до воздухоплавания

и артиллерии включительно, были часты на его лек­ циях»1.

На сцену падает красный свет. Звучит музыка Бетхо­ вена «К Элизе». 6-й ведущий рассказывает о Менде­

лееве как ученом, зачитывает отрывок из воспоминаний

А. И. Менделеевой (свет переходит на портрет А. И. Мен­

делеевой, а затем — на портрет, исполненный художни­

ком И. Е. Репиным «Менделеев в мантии почетного док­

тора прав Эдинбургского университета»). Весь мир

признал его, в чужих странах он был почетным членом

Академий наук, почетным доктором университетов. Одна

лишь императорская Академик наук так никогда и не

избрала Менделеева в академики. Полный ученый титул Д. И. Менделеева состоял более чем из ста названий.

Сергей Львович Толстой, сын Льва Николаевича Толсто­

го, вспоминал: «...Эдинбургский университет поднес ему

докторский диплом. Он нам рассказал, что в Эдинбурге

в торжественном заседании университета он прочел свою

лекцию, как полагается новому доктору, в средневековом

костюме доктора — в тоге и угольчатой шапочке, но по­

русски. Никто, конечно, не понимал,

но все

слушали

с уважением. Мы попросили Д.

И.

Менделеева показать

его докторский костюм. Он охотно это

сделал

и даже

надел его. Сине-малиновая тога,

угольчатая

шапочка,

густые космы седых волос, торчащие из-под шапочки, су­

ровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бо­

родой, — все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне голой белой стены напоминало нам средневекового алхимика...»12.

На сцене зеленый свет. Появляется 7-й ведущий.

В 1894 г. Дмитрий Иванович получил приглашение из

Кембриджа и Оксфорда, где ему присудили докторскую

степень (в Эдинбурге он получил ее раньше).

(За сценой

вальс Ш. Гуно из оперы «Фауст».)

Церемония получения

1O. Н. П и с а р ж е в с к и й.

Д. И.

Менделеев.

Его жизнь

и деятельность. Μ., 1953, стр.

34.

 

 

2C. Л. Толстой. Очерки былого. ГИХЛ, 1956, стр. 162—163.

134


докторской степени обставлена торжественно и строго традиционно. Все совершается, как в средние века. Зал

переполнен публикой. Президент выходит в черной ман­ тии с длиннейшим шлейфом, покрытым роскошной золо­

той вышивкой. Герои дня, ученые, получившие доктор­

скую степень, ■— в средневековых плащах с широкими

рукавами

и черных бархатных беретах. Цвет плащей

разный: у

естественников и философов — фиолетовый,

у музыкантов — белый. У Дмитрия Ивановича — ярко-

красный с синими отворотами, но никому так не идет, как ему, к его лицу с длинными пушистыми волосами. Неда­

ром его называли Фаустом. Президент торжественно, по-

латински держит речь перед каждым из новых докторов, перечисляя их заслуги. Дмитрий Иванович — первый рус­

ский ученый, получивший докторскую степень в Кем­ бридже.

Докторскую степень в Кембридже и Оксфорде дают

как исключение — это университеты противоположных

направлений. Получивший докторскую степень в Кем­

бридже не получает ее в Оксфорде, и наоборот.

На сцене вспыхивает яркий свет. 8-й ведущий

стоит у календарного листка. Обращаясь к зрителям, он

говорит: Точная дата великого открытия Менделеева установлена. Это произошло 1 марта (17 февраля)

1869 г. Менделееву было 35 лет. Мы знаем, как все про­

исходило. Менделеев написал на 62 карточках названия

и свойства элементов и начал карточки комбинировать.

Между атомным весом и свойствами химических элемен­

тов должна быть связь, надо искать функциональное

соответствие между ними. «Вот я и стал,— пишет Мен­ делеев, — подбирать, написав на отдельных карточках

элементы с их атомными весами и коренными свойства­

ми, сходные элементы и близкие атомные веса, что быст­

ро привело к тому заключению, что свойства элементов

стоят в периодической зависимости от их атомного веса».

Однажды Менделеева зашел проведать А. А. Иност­

ранцев. Дмитрий Иванович сидел у конторки в мрачном,

угнетенном состоянии. «Чем вы заняты, Дмитрий Ивано­

вич?» Менделеев, тяжело вздохнув, сказал с горечью:

Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу!» Три дня и три ночи проработал Менделеев у конторки,

пытаясь скомбинировать периодическую таблицу, но все

безрезультатно. В состоянии крайнего утомления он лег

135