Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

спать и сразу же заснул. «Вижу во сне таблицу, где все

элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас

записал на клочке бумаги,— только в одном месте впо­ следствии оказалась нужной поправка».

Энгельс сравнил научный подвиг Менделеева с откры­

тием Леверье, вычислившего орбиту еще неизвестной

планеты Нептун.

...На сцену льется голубой свет. Осторожно выдвига­

ется доска, на которой укреплена картина Куинджи

«Ночь на Днепре». Стоя рядом с ней 9-й ведущий го­ ворит: Д. И. Менделеев любил живопись, даже публико­ вал рецензии о картинах и аккуратно вклеивал в альбом

репродукции передвижников. Он не пропускал ни одной художественной выставки. Дмитрий Иванович понимал и ценил изобразительное искусство, особенно живопись.

Когда Куинджи выставил свою картину «Ночь на Днеп­

ре» (свет на нее), Менделеев написал критическую статью. «Перед «Днепровской ночью» Куинджи... забудет­

ся мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мысли­

теле же родятся новые понятия — всякому она даст свое» — писал великий химик.

Менделеев высоко ценил Шекспира, Шиллера, Гёте,

Гюго и Байрона, а также наших классиков, начиная

сЖуковского и Пушкина. Из произведений иностранных

поэтов он больше всего любил байроновскую «Тьму», которую время от времени перечитывал.

...Гаснет свет. Тихо играет музыка. На сцену падает узкая полоска темно-красного света, освещая чтеца «Тьмы». Чтение окончено. Свет. 9-й ведущий продол­ жает: А из русских — Майкова и Тютчева. Лирическую

драму «Три смерти» Майкова и стихотворение «Молча­

ние!» Тютчева он знал наизусть и к случаю охотно дек­

ламировал.

Взале снова гаснет свет. На темной сцене появляется

сгорящей свечой в руке чтец монолога Сенеки из лири­

ческой драмы Майкова «Три смерти». По окончании чте­

ния свеча гаснет — и на сцене снова голубой свет. Чита­

ют стихотворение Тютчева «Молчание!». После этого свет

направляется на портреты художников-передвижников. 1-й ведущий рассказывает о «менделеевских сре­ дах». На менделеевских средах бывали Н. Н. Бекетов, Н. А. Меншуткин, Н. П. Вагнер, А. И. Воейков, К. Д. Кра-

136


евич, а из художников — почти все передвижники. Среди них остроумием, живостью и горячностью в спорах выде­

лялись Н. А. Ярошенко, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи,

И. И. Шишкин. Инициатором и душой этих бесед был

Дмитрий Иванович. Глаза его блестели, речь лилась сво­

бодно и темпераментно, часто раздавался непринужден­ ный смех.

Менделеев любил музыку. Друзья даже прозвали его

«Леонорой» за то, что он часто напевал увертюру из опе­ ры Бетховена «Леонора». Одно из своих писем к Менде­

лееву композитор Бородин заканчивает шутливыми сло­ вами: «Прощай, Леонора!».

Включается магнитофон, звучит увертюра к опере

Бетховена «Леонора».

2-е отделение

Открывается занавес. На сцене картина Левитана

«Золотая осень» и классная доска. 3-й ведущий

объявляет химическую загадку: «Назовите химические

элементы, соединения которых используются в качестве

красок. Какими из них можно нарисовать такой пей­ заж? (Читает стихотворение А. Маркова «Осень»).

Акварельные картинки: Синяя студеная вода, Красные, озябшие осинки, Паутинок тонких невода,

Звонкие раскрашенные листья, Голубой, чуть видимый туман...

Вероятно, с красками и кистью Здесь прошел художник Левитан.

Ведущий следит за ответами

и записывает на дос­

ке формулы веществ около ранее написанных слов:

темно-синяя — Fe3[Fe(CN)6]2

турнбуллева синь

красная — HgS

киноварь

белая — ZnO

цинковые белила

голубая — Fe4[Fe (CN) 6]3

берлинская лазурь

желтая — PbCrO4

хромат свинца

красная — Pb3O4

красный сурик

Ведущий задает вопрос: «Как сделать фантастиче­ ский букет?» На сцену выходят юноша с букетом крас­

ных роз и девушка. Ведущий обращается к зрителям:

137

У известного английского поэта Киплинга есть печальное стихотворение «Синие розы». Начинается оно так:

Как-то милой я принес Целый ворох красных роз. Не взяла она — ив слезы: Синие найди ей розы...

Юноша отправился на поиски, но не смог удовлет­ ворить капризы любимой (юноша подносит девушке красные розы и говорит) :

Зря изъездил я весь свет — Синих роз под солнцем нет.

Девушка плачет, отказывается брать цветы. Юноша

в отчаянии. Ему на помощь приходит «Королева Химии».

Она берет красные цветы, опускает их в сосуд, вынимает

оттуда ярко-голубые розы и протягивает юноше. Тот

с радостью отдает цветы девушке. Ведущий: «Нет и зеле­

ных пионов, и ландышей желтых, и малиновых нарцис­ сов. И все же составить букет фантастической расцветки можно».

Опускается занавес.

Вопросы викторины:

1. Кто и когда впервые сообщил об открытии Д. И. Менделеевым периодической зависимости свойств элементов от их атомного веса?

2.Где и когда проходил 1-й Менделеевский съезд?

3.В связи с чем Д. И. Менделеев совершил полет на

аэростате?

4.Чем любил заниматься Д. И. Менделеев во время отдыха?

5.Назовите любимых писателей Д. И. Менделеева.

6.Какой день считается днем открытия Д. И. Менде­ леевым периодического закона?

7. За что присуждается золотая медаль имени Д. И. Менделеева?

8.Какие художники написали портрет Д. И. Менде­

леева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского

университета?

9.C каким известным художником Д. И. Менделеев

работал над созданием долговечных красок?

138


Ответы:

1. В 1869 г. Н. А. Меншуткин. 2. В Петербурге

в 1907 г. 3. Для наблюдения солнечного затмения. 4. Лю­

бил мастерить из кожи и материи разные вещи, накле­

ивать в альбомы собственного изготовления сделанные

им семейные фотографии. 5. Жюль Верн, Александр Дю­

ма. 6. Понедельник, 17 февраля 1869 г. 7. За научную

работу в области химии, имеющую большое теоретиче­ ское и практическое значение. 8. И. Е. Репин и Н. А. Яро­ шенко в 1895 г. 9. C художником А. И. Куинджи.

ЛИТЕРАТУРА:

Байкова В. Μ. Как мы готовимся к столетию периодиче­ ского закона. «Химия в школе», 1968, № 4, стр. 79.

Байрон Д. «Тьма». Соч., т. 11, СПб, стр. 24.

Григориади П. К. Схематическая карта путешествий Мен­ делеева. «Химия в школе», 1957, № 1, стр. 26.

Кедров Б. Μ. День одного великого открытия. Μ., 1958. Майков А. Н. «Три смерти». Избранные произведения. «Со­

ветский писатель», Л., 1957, стр. 435—436.

Менделеева Μ. Д. Д. И. Менделеев. Жизнь и работа. Л., 1937.

О з а р о в с к а я О. Э. Д. И. Менделеев по воспоминаниям. Μ., 1929.

Озаровская О. Э. Великий химик. «Молодая гвардия», Μ., 1932.

Писаржевский О. Н. Д. И. Менделеев. Изд. АН СССР, Μ., 1957.

Трирогова-Менделеева О. Д. Д. И. Менделеев и его семья. Изд. АН СССР, М.-Л., 1947.

Тютчев Ф. И. «Молчание!» Стихотворения. Письма. Μ., 1957, стр. 72.

Щипачев С. Читая Менделеева. Лирика. «Советский писа­ тель», Μ., 1959, стр. 189.

Приложение

Письмо Д. И. Менделеева к своим детям

«Первое и главное в жизни — труд для других. Но так надо устроить, чтобы и самому жить можно было. Жить

надо, чтобы выполнить задачу природы... А ее высшая точка — общество людей. Один каждый — нуль. Надо это помнить. И начинать не издали, а подле. Окажись поле­ зен и нужен подле стоящим, но для этого не забывай все,

139


сумей быть полезен, нужен и дорог другим... Надо быть

деятельным и бережливым, в то же время смелым и бла­ городным. Не тот храбр, кто лезет зря, а тот, кто умеет

привести в деятельное состояние, и сам всегда в труде.

Труд — не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив,

спокойное, любовное, размеренное делание того, что надо

для других и для себя.

...Труд всякий, если не про себя одного, самый скром­ ный, самый невидимый — осветит жизнь, потому что свет­

ло и ладно в жизни, даже в веселье только от других и плод труда — польза другим.

Удовольствие пролетит — оно себе. Труд оставит след

долгой радости — он другим. Учение себе — плод учения

другим. Другого смысла в учении нет, иначе его бы не надо.

...А если при труде успеха не будет, будет неудача,

не беда, пробуйте .еще: сохраните спокойствие, то внут­

реннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим!»1.

Вечер на тему: «Женщины-химики»

Говоря о химических вечерах, мы всегда подразуме­ ваем радостные и очень значительные события в жизни

школы. Очень важно тщательно подобрать тему, приуро­

чить ее к соответствующей дате. Хорошо организованные

и подготавливаемые с выдумкой вечера оставляют в ду­ ше школьников неизгладимый след.

Вечер о выдающихся женщинах-химиках был приуро­

чен к 8 марта. Цель его — познакомить школьников с жизнью и научной деятельностью некоторых ученых

женщин-химиков и с той эпохой, в которой они жили.

Подготовка велась членами химического кружка. На

вечер, кроме школьников, пригласили гостей: родителей

и учителей. Для оформления использовали портреты

женщин-химиков: А. Ф.

Волковой,

В.

Е.

Богдановской,

Ю. В. Лермонтовой, Марии

Склодовской-Кюри, Ирен

Жолио-Кюри, Дороти

Хотчкин,

а

также

портреты

Д. И. Менделеева, H.

Н.

Зинина,

А.

П.

Бородина,

А. Μ. Бутлерова, Н. А. Меншуткина, В. В. Марковникова,

1 О. Д. Трирогова-Менделеева. Менделеев и его семья.

Изд. АН СССР, Μ., 1947, стр. 99.

140


Н. Д. Зелинского, H. Н. Бекетова, Д. П. Коновалова —

ученых, которые открыли двери химических лабораторий

женщинам, сотрудничали с ними, много сделали для раз­

вития высшего женского образования в России.

Начался вечер со вступительного слова. Докладчик

рассказал о том времени, когда жили и работали извест­

ные женщины-химики. Им категорически запрещалось поступать в высшие учебные заведения, и те, кто стре­

мился получить высшее образование, должны были уехать за границу. Рассказывается о первой женщине-

химике А. Ф. Волковой (год рождения неизвестен, умер­

ла в 1876 г.). Анна Федоровна раньше других вступила

на путь самостоятельных исследований, работала под руководством Д. И. Менделеева. За выдающиеся иссле­ дования в области химии была принята в члены Русского химического общества, редактировала журнал этого об­ щества. В 1876 году на Всемирной промышленной вы­ ставке в Лондоне экспонировались препараты, синтезиро­ ванные русскими учеными. Среди них были вещества,

полученные А. Ф. Волковой.

Далее выступающие рассказывают о талантливой ученой В. Е. Богдановской (1867—1896 гг.), которая на­

писала «Начальный учебник химии», активно участвова­ ла в деятельности «Журнала» Русского химического об­

щества, была помощником главного редактора И. А. Мен-

шуткина. Вера Евстафьевна принимала участие в подго­ товке издания «Введение к полному изучению органиче­ ской химии» А. Μ. Бутлерова.

Из естественных наук Богдановскую интересовала энтомология, в 1889 г. она написала интересный очерк

«Пчелы». Большое место в ее жизни занимала литера­ турно-художественная деятельность: она переводила рас­

сказы с французского на русский и с русского на фран­

цузский, написала несколько интересных повестей и рас­

сказов, которые печатались в журналах того времени.

В 1898 г. в Петербурге был издан сборник литературных произведений Богдановской.

Вера Евстафьевна жила в Вятской губернии на

Ижевском заводе. Здесь, верная своему призванию, она создала небольшую лабораторию, в которой вела науч­

ные исследования. Последней ее работой было получе­

ние фосфорного аналога синильной кислоты. Для иссле­

дований использовались запаянные стеклянные трубки,

141