Файл: Алюминиевые и магниевые сплавы, армированные волокнами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
восходят все пластики, известные в настоящее время [47], хорошо поглощают звук и отличаются весьма малым падением прочности при циклическом нагружении [48]. Композиции, наполненные углеродными волокнами, нашли самое широкое применение в кос мической, ракетной и авиационной технике [46, 47]. В Японии такие волокна используются при производстве электропроводящей бумаги, для изготовления пластмассовых подшипников и в качестве антикоррозионного материала [49].
Параллельно с развитием промышленного применения углерод ных волокон в последние годы широко развернулись исследователь ские работы, направленные на улучшение свойств волокон и на более рациональное их использование в композиционных материа лах.
Хотя в последнее время имеются сообщения об удешевлении стоимости борных волокон (замена вольфрамовой подложки на гра фитовую, утолщение диаметра волокна), предпочтение по цене от дается углеграфитовым волокнам, так как практики утверждают, что это определяет их массовое потребление. Широкое использова ние волокон для создания композиционных материалов будет воз можно только тогда, когда их цена упадет до нескольких долларов за 1 кг [38]. Так как о борных волокнах имеется ряд подробных об зоров [36], мы лишь кратко остановимся на их свойствах, уделив большее внимание сравнительно мало освещенным в литературе структуре и свойствам углеродных или углеграфитовых волокон.
' Борные волокна.)Высокопрочный бор в виде волокон был впер вые получен фирмой «Texaco Experiment» (США) в 1956 г. В 1961 г.
фирма начала работать над борными волокнами по заданию ВВС США. В 1964 г. были созданы первые непрерывные установки для производства волокон, которые были усовершенствованы в 1966 г. В настоящее время производство борных волокон достигло несколь ких тонн в год и продолжает расти.
Процесс получения борных волокон заключается в осаждении бора из паровой фазы (смесь треххлористого бора и водорода) на предварительно очищенную и нагретую током до 1090° С вольфра мовую проволоку диаметром 12 мкм [36]. Реакция довольно каприз на. К факторам, влияющим на скорость осаждения, относятся кон центрации участвующих в реакции веществ и хлористого водорода, скорость газового потока, температура подложки. Свойства полу чаемого волокна зависят от температуры, степени кристаллизации осажденного продукта, наличия примесей, скорости подачи воль фрамовой проволоки.
До последних лет процесс был весьма дорогим: сначала 1 кг волокон стоил 60 000 долл., затем 12 000, 2000 и, наконец, 1000 долл. Такая высокая стоимость волокон связана, в частности, с дорого визной проволоки и трудоемкостью всего производства. Есть сооб щения, что цена волокон резко может снизиться при переходе с вольфрамовой проволоки на стеклянные волокна, покрытые гра фитом.
51
Структура получаемых волокон состоит из центрального стерж ня борида вольфрама, окруженного слоем аморфного бора. Стан дартные промышленные волокна имеют диаметр 100 мкм, предел прочности 320 кГ/мм2, модуль упругости 42 000 кГ/мм2 и удель ный вес 2,6 а/см3.
Прочность борного волокна определяется в основном дефектами трех типов [36]: 1) поверхностными, 2) объемными и 3) дефектами на поверхности раздела бор — карбид вольфрама. Поверхностные дефекты оказывают сильное влияние на прочность борного волок на — травление поверхности волокон заметно увеличивает их проч ность (рис. 50). Такой эффект отмечается только у борных волокон с грубой поверхностью, содержащей наросты, неровности и поверх ностные трещины. Травление поверхности борного волокна приво дит к увеличению прочности при изгибе (от 1330 до 1890 кГ/мм2). Последнее связывается с «пассивностью» при изгибе дефектов на границе бора с ядром из борида вольфрама. Поверхностные дефекты контролируют прочность борного волокна на уровне
140—280 кГ/мм2. |
кристаллов |
бора и других |
|
Объемные дефекты — включения |
|||
примесей — снижают прочность до |
200—300 |
кГ/мм2. |
|
Третий вид дефектов — трещины, |
пустоты |
на |
поверхности раз |
дела — лимитируют прочность на уровне 280—460 кГ/мм2. Улуч шение технологического процесса изготовления борных волокон ведет почти к полному устранению поверхностных и объемных дефектов, и единственными, трудно устранимыми дефектами явля ются дефекты поверхности раздела.
Прочность |
волокон бора |
существенно зависит |
от их длины |
(рис. 51) [36]. |
При увеличении |
длины волокон с |
25,4 мм до 6 м |
она падала от 250 до 140 кГ/мм2. Изменение прочности с повыше нием температуры зависит от условий испытания (вакуум, воздух, инертный газ) (рис. 52) [50]. Резкое разупрочнение борных волокон
при испытании на воздухе наблюдается уже с 350—400° С, в |
аргоне |
их высокая прочность (200 кПмм2) сохраняется и при |
600° С. |
Выдержка борных волокон длительное время (1000 ч) на |
воздухе |
при 150° С не приводила к снижению их прочности при растяжении, но при температуре 315° С прочность уменьшалась на 20—30%, что обусловлено процессами окисления волокон. Для* повышения стойкости борных волокон на воздухе их покрывают карбидом кремния по реакции
CHgSiCls -> SiC + ЗНС11 ■
Такой вид волокон получил название «борсик».
^Углеродные волокнаТ]Технология получения. Углеродные во локна были получены в конце XIX в., но разработка массовых технологий их производства началась в середине нашего столетия:
в США — в 1950г., в Англии — в 1960 г., в Японии — в 1961 г. [39].
Непрерывное в современном виде углеграфитовое волокно было получено в США в конце 50-х годов, и американская фирма «Union
52
Уменьшение диаметра, °!°
20 |
0 0 |
50 |
т~ |
|
|
0 0 8 12 16 50 WO 500 1000 5000
Толщина страВленного слоя, мн |
Д л и н а , мм |
|
Рис. 50. Рост прочности борного волокна в зависимости от толщины стравлен ного слоя [36]
Рис. 51. Изменение прочности борных волокон с ростом базы испытания [36]
I — бор; 2 — Я-стекло
Carbide» получила патент на технологию его производства. Но пред почтительная ориентация промышленности на производство,, бор ных волокон отодвинула реализацию патента на несколько лет. Повышение интереса к углеграфитовым Еолокнам связано с полу чением в Англии в 1966 г. высокопрочных и Еысоксмодульных воло кон из полиакрилтитрила (ПАН) и разработкой промышленной технологии их получения ■— технологии RAE («Royal Aircraft Establishment»), которая наиболее широко распространилась среди английских фирм, выпускающих углеграфитовые волокна [40].
ГОсновой для получения углеродных волокон служат используемые
втекстильной промышленности органические волокна [46, 49]. > Наибольшее применение нашли целлюлозное искусственное волок- | но — вискоза — и поливиниловое синтетическое волокно — поли- 1 акрилнитрилЗ|[4б]. Эти исходные волокна получают выдавливанием \ через фильтры соответствующего полимера в вязкотекучем состоя нии. В момент образования волокон их структура изотропна неза висимо от фазового состояния. В таком виде они обладают низкой прочностью, а их деформируемость весьма велика и в подавляющей
Рис. 52. Изменение прочности волокон бора, борсика и карбида кремния в за висимости от температуры при испытании их в воздухе (Л) и аргоне (Б) [50]
I — бор, 2 — борснк, 3 — SiC
53
части необратима. Для получения необходимых механических свойств в исходных волокнах с помощью вытяжки создается ани зотропная структура, связанная с преимущественной ориентацией макромолекул вдоль оси волокна.
Главными структурными элементами волокон являются линей но-кристаллические образования — фибриллы [51]. В ориентиро ванном состоянии волокна могут быть представлены как паракристаллические системы [52] с продольным порядком и поперечным беспорядком. Таким образом, надмолекулярная организация ис ходных органических волокон паракристаллическая, фибрилляр ная. У ПАН-волокна диаметр фибрилл около 73—150 Â [53, 54],
у вискозы — 300—500 Â [55].
Технология получения углеродных волокон из вискозного волок
на |
кратко описана в [43, 56], |
из ПАН-волокна — в |
[43, 47, 57]. |
В |
целом процесс изготовления |
углеродных волокон |
заключается |
в последовательности нагреваний исходного полимерного волокна, включая химическую обработку, до температур выше, чем темпе ратура деструкции исходного полимера [58]. Первичный акт термо обработки осуществляется при температуре 200—300° С для воз никновения поперечных связей между макромолекулами. Слишком интенсивное испарение или оплавление щдавляется окислением волокна при 200—300° С [48]. Вторая стадия термообработки соответствует температуре 1000—1500° С, при этом получаются так называемые карбонизированные волокна, состоящие на 80— 95% из элементарного углерода и сохраняющие в целом признаки надмолекулярной организации исходных полимерных волокон [48, 58]. После третьей стадии термообработки при температуре 1500—3000° С получается конечный продукт — «графитизированные» углеродные волокна, состоящие на 99% из углерода, закри сталлизовавшегося в систему, близкую к графиту [48, 58].
Конкретно технология превращения полиакрилнитрила в угле родные волокна по методу RAE состоит из трех основных этапов:
1) окисления |
волокон ПАН на воздухе при 200—300° |
С; |
2) карбонизации |
при 1000° С; 3) графитизации при 2000—3000° |
С. |
Втехнологии RAE отсутствует специальное натяжение волокон
впроцессе термообработки. Упорядочение ориентации кристалли тов в фибриллах достигается путем сдерживания усадки волокон, происходящей в процессе термообработки. Особенность этой тех нологии заключается в том, что с ростом температуры обработки
растет модуль нормальной упругости (упорядочение структуры) и снижается прочность.
Американская технология производства углеграфитовых воло
кон базируется |
на другом исходном материале — вискозе (искус |
||
ственный шелк) |
и |
включает в |
себя следующие основные стадии: |
1) последовательность нагрева: от 25 до 150° С (удаление воды), |
|||
от 150 до 240° С (дегидратация, |
удаление групп ОН, образование |
||
связей С = 0 , С=С), от 240 до |
400° С (расцепление целлюлозного |
||
кольца) и от 400 |
до 700° С (образование графитоподобных колец, |
54
выделение металла и углерода). |
По |
|
|
|
CN |
|
||
следняя стадия идет «под вытяжкой» |
|
|
|
|
|
|||
для создания предпочтительной ориен |
CH |
с н |
СИ |
сш |
||||
тации кристаллитов; |
обработку |
CN |
CN |
|
CN |
|||
2) |
графитизируюілую |
|
||||||
при 2000° С. |
|
|
сн, |
|
|
|
CN |
|
Углеграфитовые волокна, получен |
|
сн2 сн. |
||||||
ные из вискозы, сочетают, |
как |
пра |
СН |
сн |
сн |
CH |
||
вило, |
высокую прочность |
с высоким |
I |
|
I |
1 |
|
|
модулем упругости. |
|
|
/ ' c4 n/ |
|
G54 n/ ' |
|
||
Кроме США и Англии углеграфи |
|
|
|
|
|
|||
товые волокна производятся во Фран |
о |
|
• |
■’ |
о |
|||
ции и Японии, причем Япония наряду |
|
|
|
|
II CN |
|||
с обычными технологиями |
часть |
во |
CH |
|
CH,. |
. |
||
локон |
производит из пеков. |
Нефтяной |
CH |
CH |
CII |
|||
1 |
Д |
c^ |
Д |
|
||||
пек получают из керосина или отходов |
|
|||||||
Cs, |
|
|
''NH |
|||||
крекинга сырой нефти, из него—угле- |
|
|
•N" |
|||||
родныеволокна (температура обработ |
Рис. 53. Схема начального эта |
|||||||
ки свыше 1000° С) и полностью графи- |
па образования |
из |
макромоле |
|||||
тизированные волокна при темпера |
кул ПАН системы шестичленных |
|||||||
туре обработки свыше 2000° С. Волок |
колец в ранней стадии термо |
|||||||
на из пеков, как правило, низкопроч |
обработки [57] |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
ные и низкомодульные, но в послед нее время появились сообщения из Японии и Канады о возможно
сти получения из них высококачественных волокон, что при де шевизне этого метода (стоимость волокон — 10 долл./фунт) делает «пековую» технологию весьма перспективной.
«Карбонизированные» волокна отличаются от «графитизированных» более высоким электрическим сопротивлением, гидро фильны и хорошо пропитываются смолой [48]. «Графитизированные» более стойки к окислению, гидрофобны и имеют плохую адгезию к смоле [48].
Предполагаемый химический процесс превращения исходного волокна (ПАН) в «карбонизированные» и «графитизированные» углеродные волокна описан в [54, 57, 59, 60]. Существенным его моментом, определяющим структуру углеродных волокон, являются реакции «сшивки» между макромолекулами полимера в первичном акте термообработки. Все эти реакции протекают одновременно и зависят от пространственного расположения реагирующих групп. На рис. 53 показана схема начального этапа образования в резуль тате реакций «сшивки» системы шестичленных колец, плоскости которых параллельны осям фибрилл. Поскольку маловероятно, чтобы процесс возникновения поперечных связей между молеку лами полимера протекал через границы исходных фибрилл, диа метр последних определяет структуру, а степень преимуществен ной ориентации фибрилл — текстуру последующих продуктов [47, 48, 54, 58, 61]. Дальнейшая обработка направлена на формирова ние из упомянутых систем гексагональных сеток из атомов угле
55
рода, расположение которых соответствует расположению атомов углерода в базисной плоскости кристалла графита. Из каждой фибриллы образуется несколько таких плоскостей, параллельных
ееосиН Вытягивание волокон в одной или нескольких стадиях термо
обработки определяет преимущественную ориентацию фибрилл [58]. В случае ПАН-волокна или других полимеров, макромолекулы которых содержат непрерывные цепочки связанных атомов углеро да, вытягивание производится на ранних стадиях термообработки, так как прочность волокна в процессе пиролиза [58] меняется не сильно. При использовании в качестве исходного продукта вискозы или других целлюлозных волокон процесс устранения кислород ных связей между атомами углерода снижает прочность волокна и препятствует применению значительных растяжений на ранних стадиях термообработки [58]. В этом случае вытягивание произ
водят в последующих стадиях пиролиза.
Механические свойства. Поскольку диаметр углеродных воло кон весьма мал (7—15 мкм), они представляют собой очень трудо емкий и неудобный объект для исследования механических свойств, в связи с чем приходится разрабатывать специальные приборы и методы [46, 62—81]. Для углеродных волокон главным образом определялись прочность на растяжение и модуль Юнга в продольном направлении, хотя уже назрела необходимость исследований и поперечного модуля Юнга сдвига, и прочности на поперечный сдвиг
[43, 44, 73, 82].
Результаты исследования механических свойств углеродных волокон во многих случаях не согласуются и характеризуются для каждого типа волокон значительным разбросом свойств [57, 62, 65, 69, 74, 78]. Хрупкость углеродных волокон не зависит от ско рости нагружения при испытаниях на растяжение [74, 78]. Зависи мость прочности и модуля Юнга от температуры пиролиза изу чалась в работах [57, 83—85].
Соответствующие результаты для углеродных волокон на основе ПАН-волокна представлены на рис. 54. На кривой прочности в ин тервале температур 1500—1800° С наблюдается заметный изгиб в сторону меньших значений прочности. Кроме того, в работах [61,74,86] отмечен небольшой, но резкий излом при 1000° С моно тонно возрастающей кривой зависимости модуля Юнга от темпера туры карбонизации. Влияние процесса окисления на механические свойства в ранних стадиях термообработки волокон рассмотрено в [57]. В работе отмечено улучшение механических свойств в резуль тате окисления волокон.
Легирование бором с помощью диффузии из газовой фазы увели чивает модуль Юнга углеродных волокон (ПАН), но не влияет за
метно на |
их прочность [87, 88]. Облучение волокон нейтронами |
в атомном |
реакторе при дозе 2 X ІО17 пісм2 повышает прочность |
и модуль Юнга приблизительно на 10% [61]. Вытягивание исходных волокон (ПАН) в процессе окисления повышает модуль Юнга угле
56