Файл: Фонарев, А. Л. Гидромеханизация и гидротранспорт рыбы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Укр Укр

Укр

Рис. 9. Расчетные кривые ~в~ (А) и Икр (А) для тру­ бопровода диаметром 100 мм

Отсюда следует, что критическое значение концентрации равно:

/гкр= — = 0,615.

Наибольшая величина функции — 0,680.

Мы видим, что на критическое значение концентра­

ции и V*?' ■ параметры гидротранспорта рыбы вли-

яния не оказывают. Поэтому вне зависимости от величи­ ны диаметра рыбопровода относительно удельного .веса

рыбы и вязкости воды &Кр. и

■Р”р~

сохраняют свою

L

х5

J ШаХ

величину неизменной.

 

 

Чтобы иметь возможность сопоставить расчет с экс­ периментом для стальной трубы .0=0,100 м, t=7°C,

ym=il,04, =0,40, й2=0,20, вычислена величина крити­ ческой .скорости для водокилечного потока. По расчету

/21 = 0,40; Ощ,.— 0,450 м/сек;

/г2=0,20; окр.=0,375 м/сек;

37

а по эксперименту она примерно равна 0,500 м/сек и 0,400 м/сек. Это дает основание признать расчетные зна­ чения критической скорости удовлетворительными.

Б. ВЕРТИКАЛЬНЫЙ НАПОРНЫЙ ГИДРОТРАНСПОРТ РЫБЫ

Скольжение фаз у водорыбных смесей

Пусть в вертикальной цилиндрической стальной тру­ бе водорыбный поток совершает установившееся, рав­ номерное движение. Идеализируем этот поток. Предпо­ ложим, что рыба внутри трубопровода располагается в виде одного или нескольких ци­ линдрических слоев (диаметр цилиндрического слоя рыбы ра­ вен ее эквивалентноому диа­ метру) так, как это показано на рис. 10. При движении на транспортируемую рыбу дейст­ вуют следующие силы: гидрав­ лического сопротивления, дав­ ления и веса. Из условия рав­ новесия этой системы сил опре­ делим скорость движения твер­

дого компонента.

В общем случае сила гидро­ динамического сопротивления

 

рыбы между 1 и 2 сечениями

 

равна:

Х = х -Si-N,

(П.27)

 

 

 

где х — напряжение трения на

 

 

поверхности

 

слоя

 

 

транспортируемой

ры­

 

 

бы, кг/м2\

 

 

 

Si — площадь

поперечного

 

 

сечения слоя рыбы, ж2;

 

N — число

слоев

транспор­

 

 

тируемой

рыбы.

 

 

Естественно

предположить,

п .. п

что х численно равно напряже-

нию на

стенке

трубопровода,

Рис. 10. Схема вергп-

которое

имеет

1

J

V .

. ’

кальиого водорыбиого

место

при

ско-

потока

роста движения жидкости рав-

38


мой скольжению фаз. И тогда

 

 

 

х= Хо= Л р ------,

(П.28)

 

 

я-и-1

где То —

напряжение трения

на

стенке трубопровода,

 

кг/м2;

 

 

со — его площадь поперечного сечения, м2;

I

расстояние .между 1

и 2

сечениями, м;

D — диаметр трубопровода, м.

Так как твердый компонент стесняет и ламинаризирует жидкость, ее гидравлические потери на трение равны [9]:

а) для восходящего потока гидросмеси

 

 

= 0 . 1 5 8 •

( » , -

» „ ) '

/ ,

(II,29а)

б) для нисходящего потока гидросмеси

 

 

Др = 0,158

(^

' 1 (Оот-

Роуи ,

(П.296)

где v0 — расходная окорость воды, м/сек;

— расходная скорость рыбы, м/сек.

Боковая поверхность цилиндрического слоя рыбы прини­ мается

Si— n-d-l,

(11.30)

а число слоев можно определить так:

шт -4

/г-со-4

(11.31)

я •d2

n-d2

 

где d — эквивалентный диаметр рыбы [91;

k — объемная концентрация гидросмеси. Приведем уравнение (11.27) в окончательном виде

(11.29), (11.30):

а) для восходящего потока

X — 0,158------- ------------0 ^ _ ш(Vo—Vmyb.k.u -l; (II.32а)

( l —k)Bls D^-d

б) для нисходящего потока

Х= 0 ,1 5 8 ------- ----------- — (Vm-VoY^-k-co-l. (11.326) (1—/г)5/® D^-d

39



Динамическая сила, вызванная .перепадом давления на торцах твердого компонента, с учетом стеснения жид­ кости [9] приближенно равна:

Q - V 1

■■v7J< •к■со ■l,

(11.33)

/>=0,158 - (1— /г)5/в D ‘t<

где b—0,90 ( к ^ 0,20).

 

 

Сила веса рыбы в воде:

 

 

G = (ут—уо) -А -со-/=Ау-/г-(о-/,

(11.34)

где уо, Ут — удельные веса жидкости и рыбы.

Из равенства сопоставляемых сил (11.32), (11.33),

(11.34)

для восходящего потока гидросмеси получаем:

0,158

 

 

b

Q-V'1*

 

 

 

(1—А)‘Л D*b. Ay

 

 

 

 

 

 

 

 

Vm

 

 

 

(11.35)

 

 

 

 

 

 

где vm=

-----------коэффициент скольжения компонентов

 

 

 

Va

 

 

 

 

или фаз гидросмеси.

 

 

 

Введем обозначение

 

 

 

 

 

 

р _

0,158-b-Q-v'h

 

(11.36)

 

 

 

•(1 —k) V» •Ду

 

и тогда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

для

восходящего потока

 

 

 

 

 

F -v f-

[ l +

4 r - ( I - y m )7/<]

= 1 ;

(II.37а)

 

 

 

 

 

d .

 

 

-б)

для

нисходящего потока

 

 

 

 

 

F -vf-

[ l +

- l . ( y m- i ) 'A ]

= 1 .

(Ц.376)

Отсюда видно, что (11.37) представляют сабой алгебраи­

ческие уравнения е двумя неизвестными vm и о0-

Производная от коэффициента скольжения фаз гидро­ смеси по расходной скорости транспортирующей жидко­ сти имеет следующий вид:

40


а)

для восходящего потока

 

 

—,

 

1

Vm |

1

(II.38а)

 

цио— -------------- 1 -------------—----------

 

 

 

 

v0

dr1- (1—VmYU-Vo

 

б)

для нисходящего потока

 

 

vv

Г

 

и, , — 1

I

(11.386)

 

L

 

 

"■

 

Vo

d~l - (vm—l yi'-vo

 

 

 

 

 

 

Так как у восходящего (потока у“" > 0, то при увеличе­ нии v0коэффициент скольжения фаз возрастает. У нисхо­

дящего потока у”° < 0, поэтому во всем диапазоне изме­

нения расходной скорости жидкости ут (у0) убывает. Начальную скорость для восходящего водорыбного

потока следует определять из уравнения (II.37а). При

коэффициенте скольжения фаз, равном нулю (ит = 0 ):

F -v f - (1 + 5 1-1) = 1

ИЛИ

1

(11.39)

F M 1+5-1) Vi

где v0n — начальная средняя скорость транспортирую­

щей жидкости для гидротранспорта рыбы. Наибольшая средняя скорость жидкости vQ ■при ко­

торой скольжение фаз у водорыбного потока прекраща­ ется ,{vm— \)t равна (II.37а):

v

1

(П.40)

Ft’

Из уравнений (11.37), (11.39) и (11.40) видно, каким образом коэффициент F влияет на кинематические харак­ теристики вертикального водорыбното потока. Если F

возрастает,

v

и v

для гидротранспорта рыбы уметь-

 

°и

итах

скольжения фаз в этом 'Случае

шаются. Коэффициент

(у0— const)

у

восходящего потока увеличивается, а у

нисходящего, наоборот, уменьшается. Наиболее сильное влияние на коэффициент F, а следовательно, и на ки-

41