Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
дог,о месяца в размере 1/9 части от суммы платежа, ус тановленной в плане на квартал. Предприятиям с неболь шими размерами платежа по свободному остатку при были может устанавливаться один срок уплаты — 20 числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной сум мы платежа. Право устанавливать такой срок взноса в госбюджет свободного остатка прибыли предоставлено финансовым органам по месту нахождения плательщи ков при поступлении от них ходатайства об этом.
На основе отчетных данных производится перерасчет по фактической прибыли за квартал, полугодие, девять месяцев, год. Дополнительные суммы свободного остатка прибыли за квартал вносятся в бюджет в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления бух галтерского отчета и баланса, а за год — в рроки, со гласованные с финорганами, но не позднее 1 апреля сле дующего за отчетным года. Излишне внесенные суммы этого вида платежа засчитываются в счет очередного взноса либо возвращаются плательщику по его письмен ному заявлению.
Ответственность за правильное исчисление и своевре менное перечисление в бюджет этого платежа несут предприятия. Не внесенные в установленный срок суммы свободного остатка прибыли взыскиваются финорганами в бесспорном'порядке и за каждый день просрочки на числяется пеня в размере 0,05%.
Перечисленные в госбюджет суммы свободного ос татка прибыли зачисляются на соответствующие параг рафы раздела 17 классификации доходов сбюзного, рес публиканских и местных бюджетов в зависимости от подчиненности предприятий и хозяйственных органи заций.
Установленная система распределения прибыли спо собствует выполнению плановых заданий с минималь ными затратами материальных, трудовых и денежных ресурсов, с наименьшим количеством основных произ водственных фондов и нормируемых .оборотных средств.6
6. За к. 1932
ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Дальнейший подъем уровня жизни народа, более полное удовлетворение его материальных и культурных потребностей требуют значительного увеличения объе мов производства продукции, роста национального до хода. Для достижения этой цели намечено в 1975 г. увеличить выпуск промышленной продукции по сравне нию с 1965 г. более чем в два раза. В девятой пятилетке сельское хозяйство должно производить -продукции в среднем за год на 16— 18 млрд. руб. больше, чем в преды
дущей1. Национальный |
доход |
достигнет в 1975 г. 365— |
373 млрд, руб.2,1 что на |
99— 107 |
млрд. руб. больше, чем |
его было (Произведено в 1970 г.
Выполнение поставленных задач по увеличению про изводства продукции и .национального дохода в текущей пятилетке сопряжено с рядом объективных трудностей. Обусловлено это существенным изменением главных факторов экономического' роста. Если раньше наше на родное хозяйство развивалось главным образом за .счет увеличения численности рабочих и высоких темпов нара щивания капиталовложений, то в современных условиях обеспечить высокие темпы роста производства за рчет указанных выше знатенсивных факторов невозможно. В связи с достигнутой высокой занятостью трудоспоюобного населении в общественном производстве свободных трудовых ресурсов становится меньше. Дальнейшее раз витие .отраслей .наироиз1Вюд|ственной сферы также требу ет увеличения в этой отрасли значительной численности работников. Рост производства продукции при недоста точности рабочей силы должен обеспечиваться главным образам за счет внедрения новой техники и более совре менной технологии производства, повышения произвюди-
1 |
Материалы |
XXIV съезда КПСС, стр. 155. |
2 |
Т а н ж е , |
стр. 138. |
138
дельности труда. В деятельности предприятий имеет мес то и ряд негативных недостатков. Часть предприятий все еще не справляется с установленными заданиями то производству и реализации продукции. В ряде отраслей промышленности, на многих предприятиях медленно снижаются затраты рабочего времени, а также сырья и материалов. Оставляет желать лучшего использование производственных 1мощно!стей. Медленно совершенству
ется структура управления с учетом задач интенсивного ведения производства. Поэтому обеспечение высоких и устойчивых темпов роста производства сейчас требует более полного использования внутренних резервов в каждой отрасли хозяйства и на каждом предприятии.
XXIV съезд КПСС обратил внимание на необходи мость поворота в экономической политике. Его суть сос тоит в том, чтобы круто изменить ориентацию, перенес ти упор на качественные факторы роста, обеспечить серьезное повышение эффективности экономики. Это по вышение зависит от дальнейшего роста производитель ности труда на основе высокой технической вооружен ности, от полного использования действующих производ ственных мощностей. На такой основе можно добиться значительного увеличения объема производства продук ции и национального дохода, получить средства и ресур сы, достаточные для того чтобы обеспечить одновремен но значительный рост благосостояния трудящихся и быстрое развитие народного хозяйства.
Врешении задач, .поставленных XXIV съездом КПСС
вобласти развития экономики страны, главная роль при надлежит интенсивным методам ведения общественного производства. Интенсификация производства представ ляет собой комплекс организационных, научно-техничес ких и экономических мер, направленных на повышение его эффективности. В условиях интенсификации рост объема производства и национального дохода достига ется главным образом на основе ускорения научно-тех нического прогресса в сочетании с наиболее полным и Экономным использованием имеющихся в наличии ре сурсов — рабочей силы, орудий и предметов труда, при родных богатств. Факторами интенсификации хозяйства служат также создание наиболее рациональной системы организации и управления производством, постоянное
Улучшение качества продукции, повышение уровня пла
139
нирования. Всесторонняя интенсификация общественно
го производства и повышение его эффективности, |
как |
|
указывается в Директивах XXIV съезда КПСС по пяти- |
||
летнему плану развития |
народного хозяйства СССР |
па |
1971— 1975 гг., является |
основной линией развития |
со |
ветской экономики не только на нынешнем этапе, но -и в будущем.
Среди экономических рычагов, влияющих на повыше ние интенсификации .общественного производства, особо важное место принадлежит прибыли и рентабельности. В настоящее время имеются возможности еще в боль шей мере усилить их воздействие на степень интенсифи кации производства. Для этого, на наш взгляд, следо вало бы уточнить отдельные позиции в части планиро
вания, распределения, учета |
и использования прибыли, |
|
а также исчисления показателя рентабельности. |
||
Прежде всего необходимо |
улучшить |
действующую |
практику исчисления прибыли .на стадии |
составления' |
плана. В настоящее время работа по планированию при были выполняется двумя ведомствами: по промышлен-' пости и строительству прибыль планируется Госпланом, а но автотранспорту, связи, жилищному и коммуналь ному хозяйству, снабженческим и другим видам дея тельности — финансовыми органами. Этим обстоятель ством, видимо, предопределен и порядок утверждения прибыли. Абсолютная сумма прибыли, устанавливаемая Госпланом, утверждается в народнохозяйственном пла не, а определяемая финорганами — учитывается в раечетах к бюджету, но в народнохозяйственном плане не отражается. Прибыль, определяемая финорганами и не учитываемая в народнохозяйственном плане, составляет по стране миллиарды рублей. Из-за разобщенности в планировании прибыли не всегда обеспечивается согла сованность между ее размерами и показателями, ут вержденными в народнохозяйственном плане по произ водственной и эксплуатационной деятельности. Не вы-, работай единый метод и подход ж исчислению прибыли. Это в некоторой мере принижает роль показателя при были в деятельности предприятий и хозяйственных ор ганизаций. .
В целях избежания этих и других нежелательных яв лений было бы целесообразно сосредоточить планирова ние .прибыли по всем отраслям хозяйства и видам дея
140
тельности в одном органе. Показатель прибыли как имеющий исключительно важное значение для развития экономики и повышения благосостояния народа и ха рактеризующий в значительной мере эффективность ис пользования ресурсов на всех участках деятельности предприятий и хозяйственных организаций, должен ут верждаться в народнохозяйственном плане по -всем от раслям хозяйства и по всем видам деятельности. Эта мера поднимет на более высокую ступень уровень эко номической работы, обеспечит полную увязку между по казателями производственного и финансов ото планов, повысит ответственность министерств, ведомств и мест ных Советов за выполнение этик планов, будет содей ствовать улучшению руководства сложным многоотрас левым хозяйством.
В системе мер по повышению интенсификации об щественного производства немаловажное значение име ет вопрос изыскания резервов роста прибыли и полного учета их в плане предприятий. Размер прибыли, как из вестно, зависит от величины затрат на производство и реализацию продукции. При сокращении затрат сумма прибыли возрастает, и наоборот. Поэтому правильное определение величины себестоимости продукции, .выяв ление резервов ее сокращения на стадии составления плана способствует улучшению работы предприятия.
■Следует, однако, отметить, что в настоящее время на стадии составления плана весьма трудно правильно оп ределить величину себестоимости продукции из-за нали чия недостатков в учете затрат на производство. Потери и перерасход материальных ресурсов, допускаемые предприятиями сверх установленных норм, учитываются сейчас в составе общей суммы затрат сырья, материа лов, топлива, состоящих главным образом из нормаль ных расходов. Перерасход фонда заработной платы, вызванный отклонениями от нормальных условий рабо ты, незаконными переплатами и излишествами, также отражается в составе общего фонда основной и допол нительной заработной платы.
Выборочные проверии на отдельных предприятиях показывают, что потери от перерасхода материальных ресурсов и фондов заработной платы составляют десят ки тысяч рублей. Ликвидировать полностью эти неоп равданные потери сейчас не представляется возможным,
7. Зак. 1932 |
141 |
так как их количественное выражение не указывается отдельно в формах бухгалтерской и статистической от четности предприятий. При таком положении определе ние себестоимости продукции на текущий год расчет ным путем по данным сводных бухгалтерских отчетов министерств и ведомств за истекший год приводит к то му, что ее величина в плане завышается, а сумма при были в связи с этим соответственно занижается.
Чтобы более полно учесть в планах предприятий и хозяйственных организаций резервы сокращения расхо дов и роста прибыли, возникла необходимость внести уточнения в действующий порядок отражения в бухгал терском учете средств, израсходованных на производ ство продукции. Нам представляется, что затраты сырья, материалов, топлива, основной и дополнительной зара ботной платы, относимые на производство продукции, следовало бы подразделить на две группы. В первой отражать их фактические расходы, произведенные толь ко в пределах плановых норм, во второй — сумму пе рерасхода по ним, образовавшуюся вследствие неудов летворительной организации производства, труда и уп равления, т. е. по вине предприятий. Соответствующие формы бухгалтерской отчетности должны быть приспо соблены для отражения этих затрат по указанным двум позициям.
Наличие таких данных в отчетах предприятий, минисредств и ведомств усилит внимание соответствующих
служб и организаций |
к изучению причин |
образования |
|
неоправданных потерь |
и расходов к разработке |
и осу |
|
ществлению мер по |
их предотвращению, к |
улучше |
|
нию состояния нормативного хозяйства, |
даст возмож |
ность более полно учесть резервы предприятий при оп ределении размера прибыли на стадии составления пла на.
Требуют, на наш взгляд, уточнения отдельные воп росы, касающиеся действующей системы распределения ■прибыли. Общеизвестно, что прибыль в пределах и сверх плана может быть получена предприятиями за счет фак торов как зависящих, так и не зависящих от их работы. В настоящее время прибыль, полученная от установлен ных стандартов, технических условий и утвержденных рецептур, а также прибыль, полученная от завышения
142
цен и вследствие других нарушений действующего по рядка ценообразования, вносится предприятиями в гос бюджет. Такую прибыль принято не засчитывать при оценке выполнения плана, определении уровня рента бельности и образования фондов материального поощре ния. Изъятие из оборота предприятий такой прибыли положительно влияет на повышение качества продукции, обеспечивает строгое соблюдение порядка применения прейскурантных це-н.
■ Однако в практике работы предприятий встречается все еще немало случаев, когда они получают прибыль за счет ряда других, не зависящих от их деятельности, причин. Одной из них является невыполнение предприя тиями плана по производству и реализации изделий, имеющих важное народнохозяйственное значение, но
являющихся планово-убыточными. |
продукция |
|
В настоящее время |
планово-убыточная |
|
все еще производится |
на ряде предприятий |
и в значи |
тельных количествах. Убытки от ее реализации покры ваются прибылью, получаемой от производства других рентабельных видов изделий. При невыполнении -плана п-о производству и реализации убыточных изделий на предприятиях образуется сверхплановая прибыль, пос кольку выполнение плана определяется путем сопостав ления абсолютной суммы прибыли, учтенной в плане и отраженной в бухгалтерском балансе.
.Наличие сверхплановой прибыли зачастую имеет место на .предприятиях лепкой промышленности, произ водящих ткани и другие изделия. В качестве ассорти мента здесь принято считать определенную группу тка ней, а в составе каждой из них имеются конкретные ви ды с неодинаковой рентабельностью. При перевыполне нии плана по реализации более рентабельных видов тканей и соответствующем невыполнении по менее вы годным образуется сверхплановая прибыль. Несмотря па то, что в данном случае интересы потребителей нару шены, предприятия лепкой промышленности имеют двой ную незаслуженную выгоду: выполнение плана по ас сортименту продукции и наличие сверхплановой при были.
■Сверхплановую -прибыль предприятия могут иметь и в тех случаях, когда они в своих техпромфинплапах умышленно завысят размер затрат, либо применят ,при
143