Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
обсчете объема реализации |
продукции |
более |
низкие, |
чем это следует цены. Можно привести |
немало приме |
||
ров, когда сверхплановую прибыль предприятия |
полу |
||
чают за счет неоправданной |
экономии |
в расходах на |
охрану труда и технику безопасности, а также в резуль
тате неполного |
перечисления причитающейся суммы |
||
на .содержание вышестоящей организации. |
за |
||
Совершенно |
очевидно, |
что прибыль, полученную |
|
счет подобных |
факторов, |
нецелесообразно оставлять |
в |
распоряжении хозяйства. Между тем в настоящее время значительная часть такой прибыли остается в хозяйстве и направляется в фонды экономического стимулирова ния предприятий, а также зачисляется в резерв финан совой помощи министерств и ведомств.
По нашему мнению, более правильно, чтобы сверх плановая прибыль, полученная предприятиями по не за висящим от их деятельности причинам, не учитывалась при оценке работы и полностью перечислялась в доход соответствующего бюджета. В качестве доводов, под тверждающих целесообразность такой меры, можно привести следующие. Из-за отсутствия убытков, вслед ствие невыполнения плана по производству и реализа ции планово-убыточной продукции, плановая прибыль, направленная на покрытие этих убытков, является сво бодной и остается без целевого направления. Наличие неоправданной экономии средств, предназначенных на проведение мероприятий по улучшению охраны труда и техники безопасности, ведет, как известно, к ухудшению условий труда на предприятиях. Следовательно, при быль, образующуюся по указанной причине, нельзя раз решать использовать предприятиям на другие цели, и тем более на поощрение работников. Аналогичным об разом следует поступить и в отношении прибыли, полу ченной предприятиями вследствие сдвигов в структуре продукции, занижения оптовых цен и включения в себе стоимость продукции излишних затрат на стадии состав ления плана. Изъятие в централизованный фонд денеж ных ресурсов государства всех сумм такой прибыли явится действенной мерой, направленной на улучшение работы и предотвращение подобного рода просчетов, допускаемых предприятиями.
Одним из необходимых условий, обеспечивающих нормальную деятельность предприятий, изыскание ре
144
зервов роста доходов и сокращения расходов, является наличие экономически обоснованного порядка покрытия затрат в хозяйстве и определения для этой цели соот ветствующих источников. Рассмотрение перечня источ ников, направляемых на покрытие расходов предприя тий, а также условий, при которых эти расходы мопут быть профинансированы, показывает, что указанные вопросы требуют овоепо уточнения.
■В настоящее время предприятиям разрешано-направ- лять сверхплановую прибыль на выплату премии по ито гам -сопиадиетического соревнования, а также на покры тие сверхплановых убытков жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы получить дополнительные средства на указанные цели, предприятия зачастую вынуждены за нижать план прибыли. Следовательно, принятие сверх плановой прибыли в качестве источника покрытия убыт ков жилищно-коммунального хозяйства и выплаты пре мии по итогам ссщиалистичаотпо соревнования отрица тельно влияет на выявление резервов роста прибыли на стадии составления плана, снижает эффективность воз действия этого экономического рычага на работу пред приятий.
Сверхплановые убытки жилищно-коммунального хо зяйства независимо от причин их образования перекры ваются сейчас за счет сверхплановой прибыли .предпри ятий. Между тем во многих случаях наличие таких убытков по жилищно-коммунальному хозяйству явля ется следствием допущения неоправданных расходов, нерационального использования основных фондов, .невы полнения плана поступления доходов и сборов. Финан сирование всей суммы сверхплановых убытков жилищ но-коммунального хозяйства, в том числе и образовав шихся по вине предприятий, за счет сверхплановой при были экономически нецелесообразно, так как это отри цательно влияет на работу жилищно-коммунального хо зяйства, находящегося в ведении предприятий и хозяй ственных организаций, снимает с предприятий ответ ственность при невыполнении этой отраслью плановых накоплений.
В связи с этим возникает необходимость изменить источник покрытия сверхплановых убытков жилищнокоммунального хозяйства и выплаты премии по итогам социалистического соревнования, а также уточнить су-
145
Шествующий порядок финансирования сверхплановых убытков жилищно-коммунального хозяйства.
Нам представляется, что премии по итогам работы, присуждаемые предприятиям — победителям в социа листическом соревновании, следовало бы выплачивать за счет резерва фонда материального поощрения, обра зуемого в министерствах и ведомствах. Сверхплановые убытки жилищно-коммунального хозяйства целесообраз но покрывать из двух источников. Бели они не являют ся результатом плохой работы жилищно-коммунального хозяйства, то источником их покрытия, естественно, должна оставаться сверхплановая прибыль. Убытки же, образовавшиеся по вице предприятий, наиболее целесо образно возмещать за счет средств фонда материального поощрения предприятий. Использование указанных ис точников на выплату премии по итогам социалистичес кого соревнования и покрытие сверхплановых убытков жилищно-коммунального хозяйства положительно ска жется на работе предприятий, будет содействовать раз витию хозяйства за счет интенсивных факторов.
Важным условием повышения заинтересованности министерств, производственных объединений и предпри ятий в выполнении плановых заданий и улучшении ра боты является оставление в их непосредственном рас поряжении значительной ,.суммы прибыли на покрытие плановых расходов. Абсолютная сумма прибыли и ее удельный вес в покрытии плановых затрат хозяйства из года в год возрастают. В отраслях промышленности и на предприятиях, работающих на условиях полного самофинансирования, .покрываются за счет прибыли все их плановые затраты. В этих условиях появилась необ ходимость в 'перераспределении более значительных сумм прибыли, чем это было прежде, между предприя тиями одной и той же отрасли промышленности путем изъятия ее свободных сумм у одних фабрик и заводов
ипередачи этих средств другим.
Всвязи с тем что как недостаток средств, так и их избыток по сравнению с плановой потребностью отрица тельно влияют на работу предприятий, снижая эффек тивность использования всех видов ресурсов в хозяйстве,
внастоящее время, естественно, более остро встал воп рос в отношении выполнения предприятиями своих обя зательств перед вышестоящими организациями по пере-
146
числению перераспределяемой прибыли, размер которой
предусмотрен ,в финансовом плане. |
; |
Практика работы предприятий в новых условиях хо |
|
зяйствования показывает, что многими |
из них в силу |
ряда причин прибыль, предусмотренная |
в финансовом |
плане для перераспределения, перечисляется вышестоя щим организациям в неполной сумме и к тому же сроки перечисления прибыли не соблюдаются. Неовоевремен- / ное и неполное перечисление предприятиями прибыли замедляет расчеты в хозяйстве, приводит к невыполне нию плановых мероприятий и другим потерям. Интересы полного хозрасчета требуют, чтобы прибыль, предусмот ренная в финансовых планах предприятий к изъятию в порядке перераспределения, перечислялась ими в полной мере и в установленные сроки. Однако решить этот воп рос таким образом в настоящее время не .представляется возможным. Специальное положение, регламентирующее порядок .перечисления предприятиями ,перераспределяе мой прибыли, отсутствует. Поэтому в каждом министер стве и ведомстве эта работа осуществляется по-своему. Своевременное и полное перечисление средств на по крытие плановых расходов является непременным усло вием успешной работы предприятий. В связи с этим воз никает .необходимость в издании специального положе ния или указания о порядке и сроках перечисления предприятиями и объединениями прибыли, предусмот ренной к перераелределешо в их финансовых планах. В указаниях, которые должны быть едиными для предпри ятий всех министерств и ведомств, вместе со сроками и порядком перечисления прибыли, должны быть установ
лены и санкции в случаях нарушения этих сроков.
На наш взгляд, предприятия, в плане которых пре дусмотрено изъятие прибыли по перераспределению, должны перечислять ее вышестоящим организациям ежемесячно в размере одной трети от суммы, заплани рованной к изъятию на квартал, вне зависимости от вы полнения плана прибыли. Невыполнение плана прибыли такими предприятиями приведет к образованию у них недостатка собственных оборотных средств, покрытие которого должно производиться в установленном поряд ке. При несвоевременном перечислении предприятиями средств по перечислению следовало бы установить для них санкции в виде уплаты определенной суммы штрафа
147
за каждый дань просрочки в перечислении прибыли. Эти меры, ,на ,наш взгляд, повысят ответственность предприя тий за выполнение своих обязательств перед вышестоя щими организациями и будут содействовать росту про изводства и выполнению плана прибыли за счет интен сивных факторов.
Ранее указывалось, что для предприятий местной промышланиости и бытового обслуживания населения установлен более льготный порядок распределения при были, чем для других отраслей промышленности. Зна чительную часть прибыли этих предприятий разрешено оставлять в распоряжении системы и использовать на расширение действующих и строительство новых пред приятий. Такой порядок использования прибыли до 1973 г. был в какой-то мере оправдан. Он давал воз можность расширять действующие и строить новые предприятия, приобретать для них оборудование сверх лимитов капитальных вложений, устанавливаемых в наро!днохо!зяйствен«01м плане.
В настоящее время использовать прибыль подобным образом стало невозможным. Объемы централизованных и иецентрализованяьих капитальных вложений для всех отраслей промышленности, в том числе и для мияис-
. терств местной промышленности и бытового обслужива ния населения, определяются в народнохозяйственном плане и не могут быть превышены. Отсюда напрашива ется вывод, что оставлять в распоряжении этих отраслей промышленности свободную прибыль на их развитие нет необходимости. Если при этом учесть, что порядок оставления значительных сумм прибыли в распоряжении хозяйства экономически не побуждает коллективы пред приятий улучшать свою работу, так как этой прибылью распоряжаются вышестоящие организации, а не пред приятия, получившие ее, то становится очевидным, что действующий порядок распределения прибыли на пред приятиях местной промышленности и службы быта тре бует своего уточнения.
Мы считаем, что наиболее правильным было бы рас пределять прибыль предприятий местной промышленнос ти и бытового обслуживания населения в таком же по рядке, как это установлено для других отраслей про мышленности.
В текущей пятилетке местная промышленность и
148
сфера бытового обслуживания населения получают свое дальнейшее развитие. В этих отраслях намечается ввес ти в действие значительное количество новых объектов, а также расширить действующие производственные мощности. Объем бытовых услуг населения предусмот рено увеличить за пятилетие не менее чем в два раза. В этих условиях важное значение приобретают вопросы повышения качества работы предприятий этих отраслей. Распространение на предприятия местной промышлен ности и бытового обслуживания населения порядка рас пределения прибыли, применяемого в других отраслях промышленности, будет в большей мере, чем сейчас, по буждать их к улушчению работы за счет интенсивных факторов, повышению рентабельности производства.
Интенсивный путь развития производства означает более полное использование производственных фондов, всемерное повышение фондоотдачи. Решению этой важ ной .общегосударственной задачи и значительной мере призван служить порядок образования на предприятиях фондов материального поощрения. С этой целью уста новлено, что отчисления в фонды экономического стиму лирования должны производиться не от всей суммы прибыли, полученной предприятиями, а лишь с той ее части, которая остается у них .после внесения платы за производственные основные фонды и нормируемые обо ротные средства, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит. Следовательно, чем меньше эти платежи, тем большей должна быть сумма фондов мате риального (поощрения.
-На практике, однако, не всегда бывает, что при меньшей сумме платы за фонды предприятия имеют возможность произвести дополнительные отчисления в фонды материального поощрения. В -настоящее время сдел-ать это предприятия не имеют возможности в двух случаях: когда фактическая среднедействующая стои мость производственных фондов и размер платы за них меньше запланированной суммы,-а план по прибыли вы полнен на 100%, и корда план по прибыли не выполнен, но в то же время и стоимость производственных фондов предприятия также меньше, чем предусмотрено в плане, и в связи с этим меньше плана и сумма платы за фонды.
Несмотря на то,что план по производству и реализа ции продукции выполнен, а расчетная прибыль по отче
149