Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ту в обоих этих случаях выше запланированной. суммы, однако от суммы этого превышения дополнительные от числения в фонд материального поощрения произведе ны быть не могут. Это обусловлено тем, что по действу ющему порядку в таких случаях на сумму уменьшения против плана платы за фонды и других обязательных платежей увеличивается взнос в госбюджет свободного остатка прибыли. Такой подход к образованию фондов материального поощрения в значительной мере снижает заинтересованность коллективов предприятий в лучшем использования основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Те предприятия, у которых величина фактической прибыли, уменьшенной на сумму платы за производст венные фонды я другие обязательные платежи государ ству, превышает ее аналогичный размер по плану, а сумм,а прибыли, распределяемой в общем порядке, при ходящаяся на один рубль производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств также выше, чем принято в плане, должны иметь во всех случаях право на дополнительные отчисления в фонды матери ального поощрения. Источником таких отчислений дол жна быть часть сверхплановой расчетной прибыли, обра зование которой обусловлено более эффективным ис пользованием производственных фондов, находящихся в распоряжения предприятий. Эта мера, ,на наш взгляд, повысит у коллективов предприятий заинтересованность в лучшем использования производственных фондов, увеличении выпуска продукции на 'существующих произ водственных площадях.
,В деятельности предприятий важную роль играет фонд развития производства. Его средства используются на техническое развитие предприятий, что улучшает ус ловия производства, облегчает труд работников, повы шает его производительность. Порядок образования это го фонда призван повышать у коллективов предприятий интерес к улучшению работы, росту прибыли. Однако действующий порядок его образования и использования ряда источников для его формирования все еще недо статочно, на наш взгляд, влияют на повышение эффек тивности работы фабрик и заводов.
Фонд развития производства сейчас образуется в основном из двух источников: части амортизационных
150
отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, и прибыли. В формировании фондов развития производства -промышленных предприятий на долю йрибыччи .приходится .немногим более 35%, аморти зационных отчислений — около 65% •
Размер амортизационного фонда .мало зависит от ка чества работы предприятий. Предприятия начисляют амортизацию н,а основные фонды и включают ее сумму в себестоимость продукции вне зависимости от выпол нения технико-экономических показателей и конечных результатов деятельности. В силу этого предприятия, не выполняющие заданий по реализации продукции и при были, неудовлетворительно использующие свои основные фонды, в равной мере, как и предприятия, хорошо рабо тающие, имеют право и возможность образовать фонды развития производства за счет амортизационных отчис лений в полной сумме, предусмотренной в плане. Таким образом, формирование решающей части фонда разви тия производства за счет амортизационных отчислений по существу производится без учета эффективности ра боты .предприятий.
Чтобы поставить размеры фонда развития производ ства в прямую зависимость от конечных результатов фи нансово-хозяйственной деятельности предприятий, сле довало бы, на .наш взгляд, несколько изменить действу ющий порядок его формирования. Мы полагаем, что фонд развития производства былобы целесообразно об разовать главным образом за счет прибыли предприя тий. В настоящее время предприятия заинтересованы в увеличении размеров фонда развития производства. По этому изменение порядка его образования и источников его формирования повысит у .предприятий интерес к развитию производства за счет интенсивных факторов, изысканию дополнительных резервов роста прибыли.
На улучшение деятельности предприятий призвана оказать влияние также методика расчета фонда разви тия производства, образуемого из прибыли. В настоя щее время отчисления в этот фонд производятся по ус тановленной норме от всей суммы балансовой прибыли. Между тем известно, что балансовая прибыль предпри ятий по своему назначению подразделяется на три час ти. Одна из них, как указывалось выше, полностью за числяется в специальные фонды, .вторая перечисляется в
151
доход госбюджета, а третья распределяется в общем по рядке. Совершенно очевидно, что прибыль предприятий, относимая к первой и второй частям, не может служить источником образования фонда развития производства.
Кроме того, принятие в качестве базы для определе ния размера фонда развития производства общей суммы балансовой прибыли не создает у предприятий стимула к лучшему использованию производственных фондов, ■поскольку размер платы за фонды из прибыли не влия ет на величину фонда развития производства.
Из сказанного следует, что действующий порядок ис числения размера фонда развития производства нельзя признать в полной мере экономически обоснованным.
Мы считаем, что основой для образования фонда развития производства должна стать прибыль, распре деляемая в общеустановленном порядке. Вместе с тем не вся ее величина может быть использована для исчис ления абсолютной суммы фонда развития 'производства. За базу для ее исчисления наиболее целесообразно при нять прибыль, распределяемую в обычном порядке, за вычетом из нее платы за фонды, фикоир овэнных (рент ных) платежей, где они применяются, и процентов за банковский кредит. Путем умножения указанной суммы прибыли на установленную норму будет определена аб солютная сумма фонда развития производства.
Указанное изменение методики исчисления суммы фонда развития .производства для министер,ств,"'.преда;риятий и объединений не усложнит расчетов и в то же время будет содействовать лучшему использованию производственных фондов, повышению уровня хозяйст венной работы.
В системе мер, направленных на повышение эффек тивности работы предприятий, важную роль призвана сыграть плата за фонды. С введением этого вида плате жа несколько повысилась фондоотдача и увеличилась реализация ненужных и излишних товарно-материаль ных ценностей. Вместе с тем практика-работы промыш ленных предприятий показывает, что плата за фонды еще не в полной мере выполняет свое основное назна чение. На многих .предприятиях, как прежде, продолжа ют накапливаться излишние и ненужные товарно-мате риальные ценности, медленно снижаются сверхплановые запасы неустановленного оборудования. Причиной та
152
кого положения, на наш взгляд, является низкая норма платы за фонды. На предприятиях ряда министерств я ведомств удельный вес платы за фонды составляет в прибыли менее 2%. В то же время размеры взноса сво бодного остатка прибыли в Госбюджет на этик предпри ятиях превышают сумму платы за фонды более чем в 25 раз. На таких предприятиях плата за фонды не оказы вает ощутимого влияния на размер расчетной рентабель ности и на величину фондов материального поощрения,
аследовательно, •— и на эффективность производства.
Впечати неоднократно высказывались предложения повысить норму платы за фонды с 6 до 12%• На .наш взгляд, эта мера не решит проблемы повышения роли платы за фонды. В связи с тем что амплитуда колеба ний уровня рентабельности на предприятиях продолжает оставаться значительной и, видимо, она сохранится та кой же еще в течение продолжительного времени, норма платы за фонды для всех предприятий не может быть единой. Норму платы за фонды следовало бы устано вить большей, чем она действует в настоящее время, и
предоставить право министерствам и ведомствам диф ференцировать ее в разрезе подведомственных предпри ятий с таким расчетом, чтобы основная сумма платежа из прибыли поступала в госбюджет через плату за фон ды.
Такое повышение и такая дифференциация нормы от числений платы за фонды обусловлены отнюдь не интере сами выравнивания рентабельности по предприятиям, в чем, собственно говоря, и нет необходимости, а исклю чительно потребностью оказать через абсолютную сум му этого платежа более существенное влияние на вели чину фондов материального поощрения при неудовлет ворительном использовании производственных фондов и при наличии сверхпланового и ненужного для предпри ятий оборудования и других товарно-материальных цен ностей.
Важную роль в улучшении деятельности промышлен ных предприятий играет показатель рентабельности. Вместе с тем его влияние на работу предприятий мо жет быть усилено еще в большей мере. Однако для это го, на наш взгляд, требуется несколько уточнить мето дику его исчисления.
Сейчас этот показатель по плану исчисляется в виде
133
отношения суммы балансовой прибыли к стоимости всех производственных фондов. Но при исчислении стоимости производственных фондов не обеспечивается требуемое
единство по их |
содержанию. Величина |
оборотных |
средств при определении планового уровня |
рентабель |
|
ности принимается |
в сумме утвержденного |
норматива. |
В евязи с этим наличие сверхплановых, ненужных и из лишних остатков нормируемых оборотных средств не оказывает влияния на величину уровня плановой рен табельности.
Порядок исчисления 'средней стоимости основных производственных фондов по плану несколько иной. В средний плановый размер этих фондов включается наря ду с вводимыми в эксплуатацию объектами также сто имость фактических остатков всех фондов, имеющихся на начало года. Между тем среди них, как правило, есть немало таких, которые являются ненужными и излиш ними для предприятий. Их стоимость учитывается в бухгалтерском отчете промышленного предприятия за год в форме № 2 по строке 79. Данные этих отчетов свидетельствуют, что на многих предприятиях излишние и ненужные основные фонды составляют десятки тысяч рублей. Совершенно очевидно, что эти фонды при исчис лении уровня рентабельности по плану не должны при ниматься во внимание. Но сейчас их не принято исклю чать из стоимости фондов при исчислении уровня рен табельности по плану. Таким образом, при расчете пла нового уровня рентабельности в стоимость основных производственных фондов включаются излишние и не нужные, а в стоимость нормируемых оборотных средств — только необходимые.
Нельзя, на наш взгляд, признать также правильной действующую методику исчисления уровня общей рен табельности по отчету. При исчислении этого .показателя
.по данным бухгалтерского баланса в настоящее время почему-то не принято учитывать в составе основных про изводственных фондов стоимость сверхплановых, непрокредитованных банком запасов неустановленного обору дования, в то время как при исчислении уровня расчет ной рентабельности стоимость такого оборудования при соединяется к основным фондам.
Из сказанного вытекает, что действующий порядок исчисления уровнярентабельности приводит к неоправ
154
данному занижению величины этого показателя в плане и его завышению в отчете. В связи с этим у предприя тий ослабляются стимулы к ускорению ввода в эксплуа тацию неустановленного оборудования и обеспечению реализации в общеустановленном порядке ненужных и излишних инвентарных объектов, что снижает эффектив ность .использования основных производственных фондов предприятий.
Чтобы усилить через показатель рентабельности воз действие на повышение фондоотдачи, необходимо при исчислении его уровня по плану исключать из стоимости основных производственных фондов те, которые являют ся ненужными и излишними для предприятий, а при ис числении фактического уровня общей рентабельности — учитывать в составе производственных фондов стоимость сверхплановых, напрокредитованных банком запасов неустановленного оборудования. ,
Предложения, изложенные выше, следует рассмат ривать как одну из попыток дальнейшего совершенство вания механизма хозяйственной реформы в промышлен ности и усиления роли прибыли и рантабельности в уп равлении социалистическими предприятиями и повыше нии эффективности их производства за счет ,интенсивных факторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................ |
■. |
. |
3 |
Экономическая природа и роль п р и б ы л и ..................................... |
|
|
8 |
Структура и методы планирования прибыли |
. . . . |
32 |
|
Анализ выполнения плана п р и б ы л и .................................................... |
|
|
50 |
Рентабельность производства и факторы ее роста |
. . . |
|
66 |
Фонды стимулирования, платежи ирезервы из прибыли . |
|
88 |
|
Распределение п р и б ы л и ......................................................................... |
|
|
4 3 |
Вопросы повышения роли прибыли и рентабельности в интен |
|
||
сификации производства ................................................................... |
|
|
138 |
Скуратович В ла д и м и р Н иколаевич
ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Редактор Э. И. Чечко
Обложка Я. В. П ерепичая
Худож. редактор И. |
Е. |
Б еленькая |
|
|
|
|
|
|
||||
Техн. редактор М. |
И. К и сл я к о ва |
|
|
|
|
|
|
|||||
Корректор Р. К- Ем ельянова |
1974 |
г. |
Подписано |
к |
печати |
|||||||
АТ |
10291. |
Сдано в |
набор |
12/V |
||||||||
25/IX |
1974 |
г. Бумага |
84Х108'/з2. типогр. |
№ |
3. Печ. |
л. |
4,875(8,19). |
|||||
Уч.-изд. "л. 8,69. Тип. зак. |
№ |
1932. |
Тираж |
1000 экз. |
Цена |
88 |
коп. |
|||||
Издательство «Вышэйшая |
школа» |
Государственного |
комитета |
Со |
вета Министров БССР по делам издательств, полиграфии и книж ной торговли. Редакция общественно-политической литературы. 220600. Минск, ул. Кирова, 24.
Типография «Победа» Государственного комитета Совета Минист ров БССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Молодечно, Привокзальный пер.. II.
Стра |
Строка |
|
Напечатано |
н и ц а |
|
||
2 5 |
10-я |
Сейчас |
еще в большей |
|
сверху |
мере. Для этого необхо |
|
|
|
димо |
|
1 4 2 |
З-я снизу |
В настоящее время при |
|
|
|
быль, |
полученная от |
|
|
установленных |
Следует читать
Сейчас еще в большей мере необходимо
В настоящее время при быль. полученная от реализации изделий, по которым были допуще ны отступления от уста новленных
1 4 3 3-я снизу Сверхплановую пробыль Сверхплановую прибыль