Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Методы расчета предложенных типов фундаментов не были теоретически обоснованы, а стремление умень шить вес сборных элементов за счет применения ребрис тых плит привело к увеличению расхода арматуры, по высило трудоемкость изготовления конструкций и металлоемкость форм. Большинство указанных облег ченных фундаментов разработано для малых нагрузок, поэтому такие фундаменты распространения не по лучили.
Строящиеся промышленные здания имеют, как пра вило, каркасный тип и фундаменты ступенчатого или пирамидального типа под колонны. Ленточные фунда менты применяются в значительно меньшем объеме. Их основная область — это фундаменты бескаркасных про изводственных зданий малой площади и высоты. Кроме
того, ленточные |
фундаменты имеют административно |
|
бытовые здания |
с несущими кирпичными стенами. |
|
В ленточных фундаментах также находит |
применение |
|
сборный железобетон в виде сплошных п |
пустотелых |
|
блоков и фундаментных плит-подушек. |
|
Массивные фундаменты под оборудование, как пра вило, выполняются из монолитного железобетона и бе тона. Разнообразие видов технологического оборудова ния, различия в габаритах, особенности крепления обо рудования не дают возможности применять в широком масштабе сборные конструкции. Большая насыщенность конструкций фундаментов оборудования различными проходящими в их теле коммуникациями, наличие ус тупов, проемов и т. п., а также закладными деталями и анкерными болтами существенно ограничивают приме нение сборного железобетона. Удельный вес сборных конструкций фундаментов под оборудование составляет в настоящее время около 3%.
Значительное распространение при возведении фун даментов под технологическое оборудование получили бетонные блоки, устанавливаемые снаружи и внутри массивов взамен опалубки.
Фундаменты под оборудование каркасного типа вы полняются сборно-монолитными и сборными (фунда менты под оборудование мелкосортных станов, фунда менты под цементные печи, под шаровые мельницы горно-обогатительных комбинатов и под турбогенера торы).
За рубежом фундаменты на естественном основании, как правило, выполняются монолитными.
Свайные фундаменты. В последние годы свайные
фундаменты получают |
все большее |
распространение. |
||||
В свайных фундаментах по сравнению |
с фундамен |
|||||
тами на естественном основании |
уменьшается |
расход |
||||
бетона, при сооружении их снижается |
потребность в ме |
|||||
ханизмах и транспорте, |
отсутствует |
необходимость в |
||||
большом объеме земляных работ |
(в том числе — в раз |
|||||
работке мерзлых грунтов). Применение |
свайных |
фун |
||||
даментов облегчает выбор строительных площадок, |
по |
|||||
зволяет использовать малопригодные земли. |
Госстроя |
|||||
По данным Фундаментпроекта, |
НИИСП |
УССР H других научно-исследовательских и проектных организаций внедрение на ряде объектов свайных фун даментов взамен фундаментов на естественном основа нии позволило снизить их стоимость и сократить затраты труда на 10—40%.
Распространение свайных фундаментов в строитель стве вызвано не только их экономической эффективно стью, но объясняется и рядом других преимуществ: та кие фундаменты сооружаются круглогодично; резко сни жаются общие и неравномерные осадки; вследствие уменьшения размеров фундаментов в плане увеличива ется полезная площадь в цехах и др.
По данным НИИ оснований и подземных сооруже ний свайные фундаменты получили в СССР значитель но меньшее применение, чем за рубежом (табл. 3).
|
|
|
|
Таблица 3 |
|
|
Доля фундаментов в % |
|
|
|
на естествен |
на искусст |
свайных |
глубокого |
|
ном основании |
венном осно |
эаложення |
|
|
|
вании |
|
|
За рубежом . |
55—70 |
7—10 |
15—20 |
10—15 |
В СССР . . |
80—85 |
5 - 6 |
12—15 |
1—2 |
В мировой практике фундаментостроения применя ются два основных способа возведения свайных фунда ментов:
из готовых свай заводского изготовления, погружае мых в грунт забивкой, вибрацией, вдавливанием, вибро
вдавливанием, ввинчиванием с применением средств гидромеханизации и различных сочетаний этих способов
(забивные сваи); |
на месте производства |
ра |
||
из свай, изготовляемых |
||||
бот путем предварительного образования |
скважин |
в |
||
грунте и последующего заполнения их |
бетоном (буро |
|||
набивные сваи). |
|
|
|
|
Объем применения свайных фундаментов в промыш |
||||
ленном строительстве, по |
ориентировочным расчетам, |
|||
в 1970 г. составил около 2 млн. м3, или 7% |
общего объ |
|||
ема фундаментов зданий и сооружений. |
В основном — |
это фундаменты на забивных сваях.
Одним из крупных объектов, где в настоящее время широко применяются буронабивные сваи, является строящийся Камский автомобильный завод в г. На бережные Челны. Только на строительстве основных корпусов КамАЗа объем буропабивных свай составит около 200 тыс. м3.
За рубежом буронабивные сваи получили более ши рокое применение, чем у нас в стране.
Одна из причин незначительного объема применения монолитных свай в нашей стране (не более 5% общего объема применяемых свай) заключается в том, что при построечном изготовлении свай применяют малопроизво дительное и неэффективное буровое оборудование. До настоящего времени отсутствуют единые нормы для проектирования буронабивных свай, опыт их примене ния освещается недостаточно, а работы над совершен ствованием технологии изготовления ведутся в ограни ченном масштабе.
В отечественной практике наибольшее распростране ние получили буронабивные сваи длиной от 6 до 20 м (иногда до 30 м) с разбуриваемым уширением в ниж ней части сваи. Для сооружения таких свай трестами Укрбурвод и Укргидроспецфундаментстрой в содруже стве с НИИСК Госстроя СССР разработано и внедрено несколько технологических схем с использованием дей ствующего отечественного оборудования. Такие сваи применяются как в сухих и маловлажных грунтах («су хой» способ), так и в обводненных («мокрый» способ).
Трестом Укргидроспецстрой совместно с Киевским отделом Гидропроекта разработаны конструкции уста новок СО-2 и СО-1200, позволяющих производить буре ние шнековым или ковшовым буром и изготовлять сваи,
имеющие ствол диаметром 0,6—1,2 м и уширеппе до 1,6 м в сухих грунтах без обсадки, а при наличии грун товых вод — под глинистым раствором.
ЦНИИС Минтрансстроя СССР разработана буровая машина МБС-1,7 на базе крана-экскаватора Э-1258, предназначенная для устройства буроиабивных свай с диаметром ствола до 1,7 'м, имеющих уширение до 3,5 м.
В отечественной практике промышленного строи тельства находили применение буронабивные сваи, от личающиеся технологическими схемами производства работ и способами выполнения отдельных операций. К ним относятся частотрамбованные, внбронабивные, виброштампованные и набивные сваи с лучевидным уширением. В технологии изготовления первых трех ти пов свай использована идея устройства свай «Франки». В настоящее время применяются только виброштампо ванные сваи.
В промышленном строительстве ростверки свайных фундаментов выполняются в монолитном железобетоне. Отдельные случаи применения сборных ростверков но сят экспериментальный характер.
Конструкции каркасов и перекрытий многоэтажных зданий. Многоэтажные промышленные здания производ ственного назначения при унифицированных объемно планировочных параметрах и нагрузках на перекрытие до 2,5 т/ж2 строят в настоящее время, как правило, с балочными (ребристыми) перекрытиями, применяя сборные железобетонные конструкции серии ИИ-20. В отдельных районах применяются сборно-монолитные конструкции по отмененной серии ИИ-60.
Доля зданий с безбалочными перекрытиями незна чительна. Строятся такие здания в большинстве случаев с применением сборных железобетонных конструкций.
Типовые проекты каркасов и перекрытий в монолит ном железобетоне отсутствуют.
При строительстве объектов пищевой промышленно сти вместо безбалочных перекрытий, применение кото рых вызывается технологическими требованиями, часто без достаточных технико-экономических обоснова ний используются ребристые перекрытия. Это объясняет ся отсутствием в большинстве районов страны базы по производству сборных железобетонных элементов для зданий с безбалочными перекрытиями.
В зданиях с иеунифицироваііными объемио-плаииро- вочнымн параметрами при числе этажей более пяти на ходят применение стальные каркасы, а в отдельных слу чаях— и монолитные железобетонные конструкции.
Взданиях массового типа с унифицированными пара метрами монолитные железобетонные конструкции прак тически не находят применения. Удельный вес зданий со стальными каркасами составляет около 10%, с моно литными железобетонными каркасами и перекрытиями — не более 5%. Широко применяются монолитные железо бетонные конструкции в строительстве многоэтажных зданий в странах СЭВ.
ВСоциалистической Республике Румынии в послед ние годы начались разработка и применение типовых монолитных железобетонных конструкций в многоэтаж ных зданиях. В ГДР и НРБ монолитный железобетон применяется при возведении бункерно-деаэраторных
этажерок главных корпусов тепловых электростанций. Причем, по данным Оргэиергостроя, трудоемкость и про должительность возведения буикерно-деаэраторных эта жерок из монолитного железобетона с применением скользящей опалубки не приводит к увеличению трудо емкости и продолжительности строительства.
Конструкции покрытий. В покрытиях одноэтажных промышленных зданий применяются преимущественно сборные железобетонные плоскостные конструкции. При больших пролетах — это покрытия из железобетонных плит по стальным фермам. В ряде районов страны наш ли применение сборно-монолитные железобетонные обо лочки. Покрытия стали делать из стального профилиро ванного настила.
Заслуживает, по нашему мнению, внимания примене ние в покрытиях монолитных железобетонных оболочек. До последнего времени применению монолитного желе зобетона для оболочек покрытий промышленных зданий не уделялось должного внимания. Они возводятся, как правило, с применением сборных железобетонных эле ментов. Монолитные железобетонные оболочки нашли в свое время применение в покрытиях ряда зданий тек стильных, химических и других предприятий (покрытие с оболочками двоякой кривизны для главного корпуса текстильного комбината в г. Минске, покрытие с цилинд рическими оболочками для главного корпуса завода ис кусственного волокна в г. Курске).