Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Монолитные железобетонные оболочки по сравнению со сборными и сборно-монолитными железобетонными оболочками более трудоемки при возведении, но их при менение позволяет существенно сократить затраты на создание базы по производству конструкций и полуфаб рикатов; монолитные железобетонные оболочки долго вечнее сборных железобетонных оболочек, что объясня ется отсутствием закладных деталей; их использование дает возможность уменьшить транспортные расходы при строительстве объектов, удаленных от заводов сборного железобетона. Большая долговечность монолитных же лезобетонных оболочек по сравнению со сборными желе зобетонными конструкциями может оказать существен ное влияние на выбор конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах.
Характерным примером, подтверждающим преимущества моно литных железобетонных оболочек, является строительство шедового корпуса хлопчатобумажного комбината в г. Душанбе, для которого были применены цилиндрические монолитные оболочки.
В ряде зарубежных стран в покрытиях промышлен ных зданий находят применение, как правило, монолит ные, а не сборные железобетонные оболочки. Сборные железобетонные элементы в виде плит-оболочек приме няются, но каждый из этих элементов работает в покры тии без связи с другими элементами (как обычные реб ристые плиты). При строительстве зданий общественного назначения преимущественное применение имеют моно литные оболочки.
Пролетные строения мостов. Объемы строительства мостов непрерывно возрастают. Если за период с 1951 по 1960 г. иа автомобильных дорогах РСФСР построено
70 |
тыс. м мостов, |
то |
с 1961 |
по |
1971 |
г. сооружено |
|
270 |
тыс. м. В текущей пятилетке намечается построить |
||||||
120 |
тыс. № мостов, |
на |
строительство |
которых |
выделено |
||
800 |
млн. руб., что превышает расходы в |
этой |
области, |
||||
предусмотренные |
предыдущей |
пятилеткой |
(1966—• |
1970 гг.), вдвое.
Возрастающие в 1971—1975 гг. объемы строительст ва мостов вызываются увеличением сети автомобильных и железных дорог, а также заменой старых мостов, при шедших в аварийное состояние, или не удовлетворяющих требованиям эксплуатации.
Наиболее крупные мосты строятся Министерством
транспортного строительства. Ориентировочный объем строительства мостов этим министерством (за 1966— 1970 гг.) характеризуется данными, приведенными в табл. 4.
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
Объем строительства мостов |
|
|
Минтранс-строем СССР |
|
Длина моста |
|
|
|
в абсолютных циф |
в % |
|
рах (в шт.) |
|
В неклассных........................ |
28 |
0,1 |
Более 100 м ............................ |
430 |
1,7 |
От 25 до 100 м ................... |
3 100 |
12 |
До 25 м ........................................... |
22 000 |
86,2 |
П р и м е ч а н и е . 'А этих |
мостов — железнодорожные, |
остальные — авто |
мобильные и городские.
За последние 15 лет Министерство транспортного строительства СССР проводило техническую политику, направленную на преимущественное применение сбор ных железобетонных пролетных строений. Монолитные железобетонные пролетные строения были почти полно стью вытеснены, уменьшилась доля сталежелезобетон ных пролетных строений и увеличились объемы приме нения сборного железобетона; соответствующее разви тие получила база по производству сборных конструкций.
Объемы применения бетона, железобетона и метал лических конструкций в строительстве мостов, осущест вляемом Главмосстроем Минтрансстроя СССР, приве дены в табл. 5.
Т а б л и ц а 5
|
|
|
|
I960 г. |
1961 г. |
1962 г. |
1963 г. |
1964 г. |
1965 г. |
1966 г. |
1967 г. |
1968 г. |
1969 г. |
Общий |
объем бе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
тона |
и |
железобетона |
801 |
798 |
860 |
862 |
887 |
891 |
927 |
970 |
978 |
943 |
|
в тыс. м3 .................... |
|||||||||||||
В |
том |
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сборного |
железо- |
253 |
267 |
293 |
295 |
360 |
411 |
415 |
457 |
465 |
472 |
||
бетона ................... |
|||||||||||||
сборного |
предва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рительно |
напря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
||
женного |
железо |
22 |
47 |
58 |
65 |
73 |
74 |
90 |
93 |
104,5 |
|||
бетона |
. . . . |
|
|||||||||||
Вес металлических |
35 |
24 |
27 |
18 |
18,5 |
21,6 |
12,3 13,4 |
18,9 |
19,3 |
||||
конструкций |
в тыс. г |
||||||||||||
|
П р и м е ч а н и е . |
Из. c6opno.ro железобетона |
в основном |
возводятся |
про |
||||||||
летные строения мостов.’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническими правилами [5], регламентирующими применение конструкций из различных материалов в строительстве, и нормами проектирования мостов и труб (СНиП ІІ-Д.7-62) предусматривается применение, как правило, сборных железобетонных пролетных стро ений.
Типовые проекты монолитных железобетонных про летных строений отсутствуют, что препятствует примене нию монолитного железобетона при строительстве мо стов.
Сборные железобетонные пролетные строения полу чили широкое применение не только при сооружении мо стов малых и средних пролетов, но и мостов с большими пролетами (42 м и более), удельный вес которых не пре вышает 5%.
Распределение пролетных строений автодорожных мостов по величине пролетов, согласно данным б. Мини стерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, приведено в табл. 6.
Т а б л и ц а 6
|
*5 |
aç |
Длина пролета моста |
О) |
|
||
|
5- |
* |
* |
О |
|||
ю |
о |
ю |
О |
ю |
О |
|
U |
о |
|
сч |
сч |
СО |
ё * |
и |
|
§ |
§ |
о |
§ |
§: |
и |
||
et |
Ч |
|
ш |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пролетов |
мо |
|
|
|
|
|
|
|
|
стов в шт. |
. . |
309 |
954 |
322 |
58 |
47 |
13 |
40 |
1 743 |
То же, в |
% • |
17,7 |
54,8 |
18,5 |
3 ,3 |
2 ,7 |
0 ,7 |
2 ,3 |
100 |
Применение сборного железобетона в мостах боль ших пролетов нерационально и, как правило, менее эф фективно, чем применение сталежелезобетонных, моно литных железобетонных и стальных пролетных строений'.
В качестве примера применения сборного железобе тона в мостах больших пролетов можно отметить строи тельство Саратовского автодорожного моста с пролета ми в пойменной части 70 м_ и в русловой части 108 и
166 м. |
|
Как показал анализ, Вна^ДЬ'ПУ |
_£язарубежных |
ко она ссо р
2— 223
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА I
стран широко применяются монолитные железобетонные пролетные строения и пролетные строения с применени ем стальных конструкций. Из данных работы [6] следу ет, что около 2/з железобетонных мостов с пролетами бо лее 33 м сооружаются с монолитными железобетонными пролетными строениями; удельный вес мостов со сбор ными железобетонными пролетными строениями не пре вышает 10%. Сборно-монолитные решения наблюдают ся чаще, чем чисто сборные. Монолитный железобетон применяется и в мостах больших пролетов. Так, в Шве ции монолитные железобетонные пролетные строения применены при строительстве одного из мостов пролетом 264 м. Сооружаются монолитные железобетонные про летные строения индустриальными методами способом навесного бетонирования, с применением металлических подмостей и специальных агрегатов. Такие пролетные строения характерны для мостов со средними и больши ми пролетами. В мостах с малыми пролетами удельный вес монолитных железобетонных пролетных строений значительно ниже.
В настоящее время в большинстве стран монолитные железобетонные пролетные строения преобладают над сборными. В США из общего количества железобетон ных мостов, намеченных в 1956 г. к строительству в пе риод до 1970 г., на долю сборных железобетонных про летных строений приходилось всего 24%. Отличительной особенностью строительства мостов в США является широкое применение стальных конструкций.
Расходы федерального правительства США на строи тельство мостов на автомобильных дорогах в 1964— 1966 гг. приведены в табл. 7.
Характеристики ряда монолитных железобетонных мостов, построенных в последние годы в зарубежных странах, приведены в табл. 8.
Монолитные железобетонные пролетные строения преобладают над сборными не только в капиталистичес ких странах. Так, в ГДР мосты из монолитного железо бетона преобладают над сборными. Монолитные железо бетонные пролетные строения в ГДР не имеют ограни чений по пролету, чаще всего они применяются в виде статически неопределимых систем (неразрезных, рам ных) .
Специалисты из ГДР считают, что с архитектурной точки зрения сборные конструкции проигрывают моно-
|
|
|
|
|
|
|
|
Дороги |
|
|
|
|
|
|
|
|
магист |
второ |
город |
между |
всего |
|
|
|
|
|
|
ральные |
степен |
ские |
штатные |
|
|
|
|
|
|
|
|
ные |
|
|
|
Количество |
мостов |
в |
|
|
|
|
|
|||
шт.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
железобетонных |
не |
|
|
|
|
|
||||
напряженных . |
. |
. |
1528 |
2230 |
406 |
3417 |
7581 |
|||
из |
предварительно |
|
|
|
|
|
||||
иапряженного желе- |
|
|
|
|
|
|||||
зобетоиа |
................... |
|
|
|
433 |
429 |
279 |
1837 |
2978 |
|
стальных |
.................... |
|
|
|
865 |
696 |
482 |
3826 |
5869 |
|
Общая длина мостов в |
|
|
|
|
|
|||||
км: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
железобетонных |
не |
|
|
|
|
|
||||
напряженных . |
. |
. |
47,6 |
124,5 |
12,7 |
105,6 |
290,4 |
|||
из |
предварительно |
|
|
|
|
|
||||
напряженного |
желе |
|
|
|
|
|
||||
зобетона ................... |
|
|
|
|
31,3 |
35,9 |
16,1 |
79,4 |
162,7 |
|
стальных.................... |
|
|
|
|
62 |
71 |
37,2 |
221 |
391,7 |
|
Стоимость |
мостов |
|
в |
|
|
|
|
|
||
млн. долл.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
железобетонных |
не |
|
|
|
|
|
||||
напряженных . |
. |
. |
90,1 |
70,3 |
73,3 |
475,2 |
708,9 |
|||
из |
предварительно |
|
|
|
|
|
||||
напряженного |
желе |
|
|
|
|
|
||||
зобетона ................... |
|
|
|
|
63,8 |
34,2 |
65,4 |
379,4 |
542,8 |
|
стальных................... |
|
|
|
|
192,6 |
99,3 |
204,3 |
1398,2 |
1894,4 |
литным, при их применении труднее приспособиться к местным условиям; сборные элементы при транспорти ровании и монтаже выходят из строя; стоимость строи тельства моста из сборных элементов выше, чем из монолитиого железобетона.
В нашей стране монолитные железобетонные пролет ные строения не могут получить широкого применения, поскольку климатические условия в ряде районов очень суровые. Но на юге и в западных областях с климати ческими условиями, близкими к условиям ГДР или Шве ции, монолитные железобетонные пролетные строения могут найти применение.
Сборные железобетонные пролетные строения за рубежом применяют в тех случаях, когда складываются
2* |
19 |