Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ііого воздуха —12 °С. Через девять суток система была отключена, так как проведенные испытания показали, что прочность бетона к это му времени достигла 0,9 /?2з. Трудозатраты при данном методе со ставили всего 0,38 чел.-дня, а стоимость затрат — 4,87 руб. на 1 и/3 уложенного бетона.
Совершенствование арматурных работ. Доля арма турных работ в общем комплексе железобетонных работ составляет по стоимости 17—30%, по трудоемкости 15— 25%.
Решение проблемы повышения уровня механизации
иснижения стоимости и трудоемкости арматурных работ зависит от внедрения индустриальных методов изготов ления арматуры и монтажа ее в виде укрупненных эле ментов.
Анализ затрат труда на арматурные работы, прове денный ЦНИИОМТП, указывает на то, что 15% общей трудоемкости работ приходится иа операции по сборке
исварке арматуры, из них 61% выполняется вручную. Для уменьшения трудоемкости монтажа арматуры
целесообразно применять укрупненные элементы и внед рять эффективные способы стыкования арматуры при монтаже. Эффективными способами сварки стыков ар матуры являются: при мелких рассредоточенных рабо
тах— ручная ванно-шовная |
сварка, на крупных рабо |
тах — полуавтоматическая |
электрошлаковая сварка ар |
матуры в инвентарных формах, требующая значительно меньших трудовых затрат по сравнению не только с обычной дуговой шовной, но и с ванно-шовной сваркой. Там, где сварка не требуется, целесообразно применять эффективные соединения на муфтах, сжимах и др.
Внедрение указанных мероприятий на монтаже ар матуры позволит снизить затраты труда на 20%, а стои мость работ— на 15%.
Применение арматурных каркасов и блоков, изготов ленных в арматурном механизированном цехе, позволя ет повысить выработку рабочих на объекте по сравнению
сручной сборкой арматуры в несколько раз.
Впоследние годы начали применять пространствен ные каркасы и для возведения фундаментов зданий. Для придания большей жесткости пространственным каркасам банкетов фундаментов проектные организации предусматривают окантовку из уголков, вес которых со ставляет 20%, а в отдельных случаях достигает 30—40% общего веса указанных каркасов.
При установке крупных пространственных каркасов
взамен армирования конструкций «россыпью» экономия
взатратах труда достигает 1,5—2 чел.-дней на 1 т. За счет снижения заработной платы и уменьшения части накладных расходов, зависящей от численности рабочих, экономический эффект достигает 10—12 руб. на 1 т смон тированных армокаркасов. Увеличение расхода стали при применении армокаркасов может быть оправданным
вразмере, не превышающем 8—10% общего расхода арматуры на возведение конструкций.
Наиболее прогрессивным видом сварных армоконст-
рукций являются арматурные сетки. За рубежом они по лучили широкое распространение при возведении моно литных железобетонных конструкций промышленных зданий и сооружений.
Работы в этом направлении ведутся и в пашей стра не. ЦНИИПромздапнй и ЦНИИОМТП с участием про ектных организаций начали работы по созданию сорта мента унифицированных сварных сеток для армирования монолитных железобетонных конструкций.
Таким образом, основным путем повышения эффек тивности применения монолитных конструкций является внедрение эффективной комплексно-механизированной технологии производства работ и применение передовых методов труда, что требует оснащения бетонных и желе зобетонных работ высокопроизводительной техникой, а также закрепления постоянных кадров рабочих и повы шения их квалификации. Поставленные задачи наиболее успешно могут быть решены организациями и подразде лениями, специализирующимися на производстве бетон ных и железобетонных работ. Сегодня объем таких ра бот, выполняемых специализированными организациями, невелик и ограничивается лишь сложными инженерны ми сооружениями и конструкциями (элеваторы зерно вые, силосы различного назначения, дымовые трубы и т. п.). По мнению специалистов ЦНИИОМТП, целесооб разно развивать специализацию шире, создавая специа лизированные тресты и строительные управления по производству различных видов бетонных и железобетон ных работ. Этим организациям следует иметь в распо ряжении комплекты опалубок различных систем приме нительно к характеру возводимых сооружений, оборудо вание для механизации процессов доставки, подачи,
та
EJ s 4 vo CO
H
s X
O. J3
X S
g .»
c« «t «s " ЛJE
ïS i
X *S
aCOHs
>>
•&
OUIIUIKÎU
-OdDW Aw
-ommtf ou
onixundu -odaw A N -OHHBtf ou
3 x
q.3
g.*
«2c
ïPâ
SCS |
oim undu |
-odaw Ліч |
|
a s |
-ошівѴ ou |
те ь |
s |
S |
|
-§ 5и |
|
|
•ѳ* |
omxundu |
|
-odow |
Xw |
|
|
- O H IIBV |
ou |
|
|
ю |
Tf СП |
|
|
|
|
|
00 |
Tj< |
сч |
о1 |
1 |
1 |
4d« |
||
1 |
1 |
1 |
1 1 |
|||||
LO |
1 |
ю |
со с- |
1 |
1 |
СО |
со |
|
со |
сч |
ю |
о |
|||||
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
о |
о о |
о |
о |
о |
о |
|
I |
1 |
1 |
со to |
1 |
ю |
OJ |
LO |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
||||
1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 |
о |
1 |
о |
|
|
о |
о |
о о |
00 |
ІО |
|||
|
со |
со |
LO Tf |
|
|
|
|
|
ю |
оо |
сч |
|
со |
ю |
о |
сч |
rf |
СЧ |
г- —. |
о |
7 |
1 |
||||
I |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
I |
||
1 |
1 |
1 |
I |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
сч |
СО |
сч |
Ю СП |
со |
оо |
СП |
со |
|
|
|
__ |
|
|
о |
|
о |
|
|
о |
о |
|
1 |
гг |
1 |
|
1 |
|||
1 |
о1 |
о1 |
|
|
со |
со |
|
to |
со |
сч |
|
7 |
|||
1 |
1 |
||
|
СЧ |
00 |
о о |
о |
о |
о |
о |
|
с- to |
1 |
со |
сч |
со |
|
1 1 |
1 |
1 |
|
||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
о |
о о |
со |
о |
ю |
||
LO rf |
|
LO |
—• |
ю |
|
LO |
|
СО |
|
сч |
|
СЧ LO |
о" |
со |
о" |
сч |
|
1 1 |
1 |
сч |
1 |
1 |
|
О LO |
4f |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
СЧ со |
|
|
о |
|
|
|
о |
|
|
|
|
сч |
|
|
ю |
|
о о |
|
|
п- |
|
о |
|
о |
о |
|
|
1 |
7 |
|
|
7 |
|
ю со |
|
|
|
1 |
|
сч |
1 |
||
|
|
|
|
1 1 |
|
1 |
|
|
1 |
|||||||
|
|
о |
|
|
1 |
|
1 1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
||
|
|
|
|
о |
|
О LQ |
|
ю |
|
о |
|
ю |
о |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Tf ч^і |
|
|
|
со |
|
|
СО |
||
|
сч |
•Ч*4 |
|
—— |
ю ю |
|
|
С"- |
|
|
|
со |
|
|||
|
|
СЧ ІО |
|
|
о |
|
ю |
|
о |
со |
||||||
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
1 1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
||
|
ю |
со |
|
|
00 |
|
сч ю |
|
|
ю |
|
ю |
|
сч |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
о |
|
|
|
сч |
|
|
ю |
|
о о |
|
|
Is- |
|
о |
|
о |
о |
|
|
1 |
7 |
|
|
7 |
|
со со |
|
|
1 |
|
сч |
со |
|||
|
|
|
|
I |
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
|||||
|
|
|
|
|
1 |
I |
|
|
1 |
|
1 |
|
ю |
1 |
||
|
|
о |
|
|
о |
|
о ІО |
|
|
LO |
|
о |
|
о |
||
|
• <U |
|
|
|
|
Ю ч* |
|
|
|
|
со |
|
|
|
||
|
|
|
' |
à |
g |
* |
|
та |
|
та |
|
|
|
|||
|
|
S3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
g |
. Я |
|
|
• |
2 |
|
§ с |
|
3 |
|
|
|
о |
|||
|
ч |
|
О |
|
а |
2 ю |
|
° |
|
си |
|
|
|
|||
5 . |
|
(_ • аГ ° >> |
|
|
та |
|
|
Е- |
||||||||
2 |
|
CQ |
|
2 |
|
а |
=я |
3^ |
«„ |
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
S |
•ь |
|
5 |
•« |
о |
|
|
|
|
|
|
|||||
S |
|
о |
|
я |
я |
Erf аз |
я |
|
м |
|
|
|
§ |
Е- |
* |
|
•Ѳ* . |
s |
|
та |
^ |
я |
о |
и |
?, |
|
|
|
|||||
s |
|
|
» |
Я |
с |
о _ |
5 |
|
|
|
О О я |
|||||
я |
|
a |
|
Q О) С |
О аЯ |
|
|
|
||||||||
|
|
P .S |
и |
s |
О |
|
g |
|
|
|
н \о |
я |
||||
;>> |
*я |
|
|
|
|
|
22та ш |
|||||||||
|
»S3 |
|
|
я |
<-> ОѴО * |
|
8 |
|
|
|
Ä |
си я |
||||
|
|
|
СО ,м |
О |
я |
Q* о |
|
|
о |
<и |
|
я |
||||
аГя |
|
|
я |
5 |
о |
та ” |
|
|
X |
|||||||
я |
Я <u |
|
Ч |
2 й М Ь |
|
|
|
|
|
я |
|
|||||
s |
я о |
|
я |
£ |
» |
§ |
*! I |
|
|
Я я |
*д »Q» |
|||||
та >< я |
|
§ о g . « g1 м |
|
к |
и в сих 2 |
|||||||||||
ша в |
|
|
|
|
|
■ к |
|
|||||||||
о h |
‘ |
|
g S3 в 3; я* |
я |
|
я |
О О > , m О і |
|||||||||
п У |
Я Я |
|
я VO К > . |
|
|
я |
|
я |
яУ (я- af" Уо) я5 |
|||||||
н * |
о <-> |
|
|
|
, о |
«ита |
|
та |
||||||||
о о |
я g |
|
|
|
|
1Я СО |
|
со |
ÿ О ч s О |
|||||||
я я |
Я S |
|
я о. та кI я я |
|
я |
s - s |s s ; |
||||||||||
а s |
Ч У |
|
я о g я; о» Ч |
|
ч |
|||||||||||
о,»я |
|
a- g |
Я |
|
|
|
Е- |
|
сигг |
S |
а |
га |
S '0 |
|||
03 W |
|
О м 5 н ! я та |
|
та |
|
|
|
|
||||||||
g4EJ р о |
|
|
|
|
S3; |
„ |
си |
Ен- |
* g g g s |
|||||||
и Я Ï Я |
|
е ( щ та с; jö ь |
|
|||||||||||||
о 2 ш я |
|
^ с ^ Х с и Я! |
ЯЯ^ Я З |
•° |
Я S a . я |
|||||||||||
и gS g |
|
я |
о*> «=( QѴ-Д.Д. |
§JIè Л |
= |
о |
5 |
, 5 , |
||||||||
РЗ |
|
|
та, |
ut. |
|
|
|
|||||||||
о |
|
а>сЯюЁ?a>CitfvotJ |
ли «С g |
|||||||||||||
|
Я |
<0 |
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
>• |
|
о |
К |
|
|
Е- |
О |
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
E“ |
|
РЭ |
со |
1СП ю - “СО ~4 4f
со
1
1
сч
оо
■4t*
1
1 rf
ю
со
1
1
1“3
0 0 „
1
1
сч
1
со
1
1
О
Е-
К
распределения и укладки бетонной смеси и монтажа ар матуры, в том числе дополнительное оборудование, необ ходимое для бетонирования в зимних условиях.
В табл. 55 приведена примерная оценка возможного снижения себестоимости и трудоемкости, монолитных железобетонных конструкций фундаментов, каркасов и перекрытий многоэтажных зданий от внедрения указан ных выше технических и организационных мероприятий.
Как видно из таблицы, повышение технического уров ня, совершенствование технологии и организации бетон ных и железобетонных работ с использованием эффек тивного оборудования и оснастки позволяет обеспечить существенное снижение трудоемкости и себестоимости этих работ (порядка 31—48% и 16—24%)*.
По данным НИИЭС и НИИЖБ, снижение трудоемко сти и себестоимости сборных железобетонных конструк ций за счет использования резервов производства может составить примерно 15—20%.
Таким образом, для монолитных и железобетонных конструкций по сравнению со сборными резервы, позво ляющие повысить эффективность их применения, более значительны.’Можно полагать, что в перспективе отно сительные показатели монолитных и сборных железобе тонных конструкций существенно не изменятся.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В большинстве рассмотренных областей1 примене ние монолитных железобетонных конструкций вместо сборных позволяет снизить сметную стоимость, умень шить капитальные вложения в базу и сократить приве денные затраты. Эффективность применения монолитных железобетонных конструкций повышается при строитель стве объектов в районах с высоким уровнем цен на сборный железобетон, в южных (I и II температурные зоны) и сейсмических районах при строительстве зданий и сооружений с неунифицированными параметрами.
* По данным И. Г. С о в а л о в а, повышение технического уров ня бетонных и железобетонных работ позволит обеспечить снижение их трудоемкости примерно на 40% [40].
‘ Под областями применения в данном случае понимаются зда ния и сооружения определенного типа, а также некоторые районы, для условий которых определены показатели стоимости и приведен ных затрат по сборным и монолитным железобетонным конструкциям.
2. В некоторых случаях преимущества монолитных железобетонных конструкций объясняются недостаточ но рациональными решениями сборных железобетонных конструкций. Поэтому необходимо усилить работу по со вершенствованию конструктивных решений сборных же лезобетонных конструкций, их унификации, оптимизации параметров конструкций, выявлять резервы снижения се бестоимости их производства и на этой основе снижать оптовые цены. Необходимо пересмотреть типовые про екты ряда сборных конструкций для существенного по вышения их эффективности. В частности, следует пере смотреть типовые решения сборных железобетонных кон струкций многоэтажных зданий по сериям ИИ-20 и ИИС-20. Применение этих конструкций по сравнению с применением конструкций сборно-монолитных значи тельно увеличивает расход материалов, себестоимость, особенно при нагрузках до 1000 кгс/м2. Впредь до разра ботки новых эффективных решений сборных конструк ций целесообразно допустить применение в строитель стве промышленных зданий конструкций по ранее необо снованно отмененной серии ИИ-60.
3. Преимущества сборных железобетонных конструк ций более ярко проявляются при использовании тонко стенных элементов с предварительным напряжением ар матуры, при возведении объектов в зимнее время в рай онах с суровыми климатическими условиями, а также в тех случаях, когда за счет ускорения возведения зданий и сооружений, достигаемого за счет применения сборных конструкций вместо монолитных, возможно сокращение сроков ввода объектов в действие и получение эффекта за счет выпуска дополнительного количества про дукции.
4. Рекомендуется расширить применение монолитно го железобетона в подземных конструкциях, многоэтаж ных зданиях, пролетных строениях автодорожных мос тов, емкостных сооружениях и в некоторых других конструкциях, в первую очередь — в южных районах, что позволит за период до 1980 г. получить экономический эффект в размере более 1 млрд. руб.
Условиями для реализации этого эффекта являются: отражение рекомендаций по областям рационального применения монолитного железобетона в технических правилах по экономному расходованию основных строи
тельных материалов;
повышение уровня индустриализации работ по воз ведению монолитных железобетонных конструкций, что даст возможность снизить трудоемкость и сократить про должительность их возведения;
развитие проектных, научно-исследовательских и эк спериментальных работ в этой области.
5.Необходимо в ближайшие годы разработать с уче том требований технического прогресса типовые проекты для монолитных железобетонных конструкций зданий и сооружений, применение которых в массовом строитель стве может быть эффективно: многоэтажных промышлен ных зданий с безбалочными и ребристыми перекрытия ми; оболочек покрытий бесфонарных промышленных зданий; пролетных строений мостов и емкостных соору жений.
6.С целью создания условий для скорейшего внедре ния в строительство экономически эффективных конст рукций, в том числе некоторых типов монолитных желе зобетонных конструкций, необходимо:
разработать и внедрить в практику строительства действенную систему стимулирования работников про ектных и строительных организаций за внедрение таких конструкций; ч
разработать и внедрить в практику новые нормативы
накладных расходов и плановых накоплений в строи тельстве, применение которых исключит заинтересован ность строителей в использовании дорогих конструкций. При разработке таких нормативов целесообразно учесть опыт ГДР и других стран СЭВ;
разработать для массовых типов зданий и сооруже ний прейскурантные цены, которые зависели бы от пара метров зданий и сооружений, но не были обусловлены материалом конструкций (одинаково удовлетворяющим требованиям эксплуатации).
Использование результатов проведенного анализа будет способствовать развитию работ по совершенство ванию конструктивных решений сборных железобетон ных конструкций за счет применения более рациональ ных форм сечений оптимизации параметров конструк ций, совершенствования технологии и организации производства и в конечном счете будет способствовать повышению эффективности применения сборного желе зобетона. Разграничение областей эффективного приме нения монолитных и сборных железобетонных копструк-
ций позволит научно-исследовательским и проектным организациям более правильно устанавливать номенкла туру разрабатываемых типовых проектов зданий и со оружений,. более эффективно заниматься вопросами, связанными с повышением технического уровня произ водства бетонных и железобетонных работ.
Использование монолитного бетона и железобетона в промышленном строительстве позволит в некоторой степени ликвидировать имеющийся дефицит в сборном железобетоне, особенно в районах со слаборазвитой ба зой стройиндустрии, и направить высвобожденные ка питальные вложения в производство более эффективных материалов.
Рекомендации по областям рационального примене ния монолитного железобетона, приведенные в данной работе, носят общий характер и могут быть уточнены для конкретных условий строительства.
1. Применение |
индустриальных типов |
опалубки в современном |
||
строительстве промышленных здании и |
сооружении за |
рубежом. |
||
Опыт зарубежного строительства. ЦНИИС Госстроя СССР, 1969. |
||||
2. К а р а в а е в |
Г. А., М и х а й л о в К. В. |
Современные желе |
||
зобетонные конструкции в США. Стройиздат, 1966. |
зоззедснпя |
|||
3. Г м о ш H и с к и й В. Г. Индустриальные |
методы |
свайных фундаментов. Обзор иностранных изобретений, нзд. ЦНИИПИ, 1965.
4. Г м о ш и н с к и й В. Г., Г о л ь д и н Я. С. Фундаменты глу бокого заложеиня. Обзор иностранных изобретений, нзд. ЦНИИПИ,
1965.
5. Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов. ТП 101-70. Стройиздат, 1971.
6. К р ы л ь ц о в Е. И., П о п о в О. А. Железобетонные мосты за рубежом. Автоиздат, 1963.
7.Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. «Экономика», 1969.
8.НИИЭС Госстроя СССР. Методы технико-экономического
обоснования и оценки проектных решений промышленных зданий и сооружений. Стройиздат, 1972.
9.Методические рекомендации по технико-экономической оценке проектных решений промышленных зданий и сооружений. Изд. НИИЭС Госстроя СССР, 1972.
10.Б п з я е в А. И. Поточное возведение монолитных фундамен
тов под колонны промышленного здания. «Промышленное строителоство», 1965, № 7.
11. Временные нормы дополнительных затрат при производстве
строительно-монтажных работ в зимнее время |
(ВНДЗ-6Э). Строй- |
нздат, 1969. |
И. Исследование и |
12. М е щ а и и и о в а И. Ф., Ш ва л ев Л. |
оценка условий труда рабочих на открытых строительных площад ках. Материалы XXII научно-технической конференции. Казанский инженерно-строительный институт. Казань, 1970.
13. Го ник И. П. Совершенствование условий труда на заво дах железобетонных изделий. Материалы XXII научно-технической конференции. Казанский инженерно-строительный институт. Казань, 1970.
14. Ш ва л е в Л. Н., К у з ь м и н о в Л. А. Влияние условий труда на заболеваемость рабочмх-строителей. Материалы XXII науч но-технической конференции. Казанский инженерно-строительный ин
ститут. |
Казань, 1970. |
15. |
З о л о т н и ц к и й Н. Д., Р о й т м а н М. Я., О г о л ь |
цов А. Ф. Охрана труда в строительстве, изд-во «Высшая школа», 1960.
16. Экономическая эффективность применения конструкций из различных материалов. НИИЭС Госстроя СССР. Стройиздат, 1971.
17. В а л е е в P. X. Технико-экономическая оценка сборных и