Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
фанеры практически выдерживает до 20—30 оборотов. При применении палубы из бакелизированной фанеры оборачиваемость ее может увеличиться в 50 раз. Срок службы металлического каркаса составляет около 100 оборотов. Унифицированная опалубка конструкции ЦНИИОМТП является универсальной и позволяет со бирать формы практически для любых монолитных кон струкций: фундаментов под каркас, ленточных фунда ментов под технологическое оборудование, для каркасов многоэтажных зданий и т. д.
Кроме комбинированной опалубки разработаны си стемы металлической унифицированной опалубки. Стальная опалубка может быть переоборудована в тер моактивную. В качестве термоиагревателя в щитах этой опалубки используются кабели типа КСОП, ПОСХП, ПСХВ, КНС. Несложная система автоматики, состоя щая из температурных и временных реле, позволяет ре гулировать температурный режим внутри опалубочной формы и создавать оптимальные условия для прогрева монолитных железобетонных конструкций. Такая опа лубка эксплуатировалась на строительстве Волжского автозавода в г. Тольятти.
При бетонировании монолитных конструкций в усло виях низких температур комбинированные щиты пред почтительнее стальных. Теплопроводность щитов может быть уменьшена при утеплении их матами из стеклова ты или шлаковаты толщиной 40 мм, т. е. в пределах ши рины пера уголка, обрамляющего щит.
При возведении монолитных конструкций в лесных и лесоизбыточных районах страны целесообразно приме нять деревянную щитовую опалубку коробчатого сече ния. Такая опалубка, как показала практика строитель ства, выдерживает свыше 10 оборотов.
Технико-экономические показатели (на 100 м2 опалубливаемой поверхности) некоторых видов инвентар ной опалубки приведены в табл. 52. На рис. 17 эти же показатели даны в зависимости от числа оборотов опа лубки.
Нз приведенных данных видно, что самыми эффек тивными видами опалубки при наличии условий для многократного ее использования (вплоть до физическо го износа) являются: стальная опалубка из универсаль ных блок-форм, стальная унифицированная опалубка системы ЦНИИОМТП и комбинированная с палубой из
Расход мате |
Затраты па изготовле |
риалов с уче |
ние н эксплуатацию |
том оборачи |
с учетом оборачивае |
ваемости |
мости |
Тип опалубки |
Оборачи |
ваемость |
2
и
ÛJ
СП
О)
о.
стали в кг
трудоем
кость
-час. |
а |
чел.в |
|
|
so |
|
6s |
стоимость
руб.в |
en |
|
ѵР |
|
e' |
Деревянная |
щитовая |
5 |
2,13 |
25 |
97 |
|
140 |
|
|||||
на сшивных планках |
. . |
100 |
100 |
||||||||||
Деревянная |
из |
короб |
|
1,3 |
15,5 |
76 |
78 |
124 |
|
||||
чатых |
щ итов................... |
|
|
из |
10 |
88 |
|||||||
То |
же, |
с палубой |
|
|
|
|
|
|
|
||||
древесностружечных гид |
|
|
15,5 |
72 |
74 |
|
|
||||||
рофобных плит . . . . |
10 |
0 ,8 8 |
121 |
86 |
|||||||||
То же, с палубой |
из |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
клееной водостойкой |
фа |
|
0,52 |
15,5 |
70 |
72 |
96 |
|
|||||
неры |
................................. |
|
|
|
|
де- |
20 |
68 |
|||||
Комбинированная |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ревостальнап палуба |
из |
25(100) |
0,248 |
30,9 |
62 |
64 |
80 |
57 |
|||||
досок |
.................................. |
с палубой |
из |
||||||||||
То же, |
30(100) |
0,128 |
39,9 |
60 |
62 |
77 |
55 |
||||||
клееной фанеры . . . . |
|||||||||||||
То |
же, |
с палубой |
из |
|
|
|
|
|
|
|
|||
бакелизированной |
фане |
50(100) |
0,064 |
39,9 |
56 |
58 |
69 |
49 |
|||||
ры ....................................... |
|
|
унифициро |
||||||||||
Стальная |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ванная система |
|
|
|
|
|
53,9 |
55 |
57 |
67 |
48 |
|||
ЦНИИОМТП . . . . |
100 |
|
|||||||||||
Стальная |
из |
|
универ |
150 |
— |
90 |
40 |
41 |
62 |
44 |
|||
сальных |
блок-форм |
. . |
|||||||||||
П р и м е ч а н и е . |
В скобках указана оборачиваемость металлической |
ча |
|||||||||||
сти опалубки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бакелизированной фанеры. Применение перечисленных видов опалубки по сравнению с деревянной щитовой поз воляет снизить трудоемкость п себестоимость опалубоч ных работ на 42—59%. Из рисунка также видно, что ме таллическая опалубка по сравнению с деревянной коробчатого сечения экономична при 25 оборотах, а ком бинированная— при 14—15 оборотах.
При применении металлической опалубки для возве дения многоэтажных зданий удельный вес опалубочных
Рис. 17. Эффективность применения различных видов опалубки в зависимости от числа оборотов
I — деревянная щитовая па сшивных планках; 2 — деревянная |
коробчатая си |
|||
стемы |
ЦНИИОМТП; |
3 — комбинированная (дерево-стальная) |
система ЦНИИ- |
|
ОМТП; |
4 — то же, с |
палубой из |
бакелизнрованлоП фанеры: 5 — металлическая |
|
из универсальных блок-форм; |
ф — расчетное число оборотов опалубки |
работ по стоимости составляет 20%• Затраты времени иа монтаж, распалубливание, очистку и смазку опалубки при бетонировании стен, колонн и перекрытий составляет 0,5 чел.-часа/м2, что в 1,6 раза меньше затрат на уста новку и разборку деревянной щитовой опалубки.
В дальнейшем с развитием опалубочной техники про изводительность труда на опалубочных работах может
быть повышена за счет: применения высокопрочных ста лей в конструкциях поддерживающих элементов, синте тических материалов и алюминиевых сплавов для изго товления щитов, применения пружинных и эксцентрированных замков. По экспертной оценке специалистов ЦНИИОМТП, трудовые затраты на опалубочных рабо тах могут быть снижены за счет внедрения перечислен ных вышё мероприятий приблизительно в два раза по сравнению с затратами при использовании уже разрабо танных конструкций стальной комбинированной опа лубки.
При сооружении монолитных фундаментов под обо рудование наряду с применением разборно-переставной опалубки используются различные конструкции несъем ной опалубки (железобетонные, армоцементные, стекло цементные плиты и др.).
На объектах строительства Карагандинского метал лургического завода трестом Казметаллургстрой успеш но применялась армоцементиая опалубка [33, 34]. Такая опалубка одновременно выполняет роль защитной облицовки, благодаря чему отпадает надобность в гидро изоляции конструкций фундамента и обработке его по верхности. При этом затраты труда на возведение фун дамента уменьшаются на 30—40%, а стоимость опалу бочных работ снижается на 10—25% (по сравнению с применением деревянных щитов с трехкратной оборачи ваемостью) .
Армоцементиая опалубка оказалась весьма эффек тивной и для возведения монолитных фундаментов рам ного типа под турбогенераторы. Такую опалубку приме няли на строительстве Троицкой и Ермаковской ГРЭС при бетонировании фундаментов под турбогенераторы мощностью 300 тыс. кет [35]. Полная стоимость 1 м2 опа лубки из армоцементных плит составила 2,23 руб., за траты труда —0,75 чел.-дня. Замена деревянных щитов опалубки армоцементными плитами для фундамента под турбогенератор обеспечила снижение стоимости опалу бочных работ на 62% и сократила затраты труда на 59% (табл. 53). Общая стоимость монолитного фунда мента, по нашим расчетам, снижается на 7%, а затра ты труда на строительной площадке уменьшаются на
21% .
Более широкому внедрению армоцемента мешает от сутствие производственных мощностей на заводах ЖБИ.
|
|
|
|
Опалубка |
|
|
|
|
|
деревянная |
сетчатая |
из армоцемент- |
|||
|
|
|
|
|
|
ных |
плит |
|
|
1 м- |
на |
|
на |
|
па |
|
|
фупда- |
|
фупда- |
|
фупда- |
|
|
|
|
мент |
|
мент |
|
мент |
Стоимость |
опалубки |
в |
8522 |
5,21 |
7527 |
2,23 |
3219 |
руб....................................... |
труда |
5,89 |
|||||
Затраты |
в |
617 |
0,412 |
5,94 |
0,175 |
251 |
|
ч ел .-д н ях ........................ |
|
0,427 |
Кроме того, несколько затруднительно транспортирова ние армоцементной опалубки, подготовка отдельных плит по размерам в конкретных условиях. Но все эти не достатки легко устранить, если наладить выпуск армоцементных плит требуемых размеров и конфигураций.
Представляют интерес работы по использованию в качестве несъемной («мертвой») или постоянной опа лубки стеклоцемента, в котором вяжущим является це мент.
При возведении монолитных фундаментов под техно логическое оборудование имеется опыт применения «скорлупы»—-опалубки из железобетонных плит [36]. Как показали наши расчеты, такая опалубка по сравне нию с деревянной позволяет сократить затраты-труда на строительной площадке, но увеличивает стоимость ра бот. Применение опалубки из железобетонных плит ме нее экономично по сравнению с использованием инвен тарной опалубки прогрессивных видов.
Применение замоноличиваемой опалубки из желе зобетонных плит может быть экономически эффектив ным в гидротехнических сооружениях, когда требуется повышенная плотность и морозостойкость внешнего слоя. Использование в этом случае железобетонных скорлуп позволяет снижать марку бетона и расход це мента в основной по объему части конструкции.
Возведение некоторых видов сооружений (силосов, элеваторов, башен и др.) во многих случаях целесооб разно выполнять в скользящей опалубке. В современ ных системах «Siemcrete EX» и «Siemcrete JN» (ФРГ) подъем опалубки механизирован и осуществляется с по-
мощью гидравлических приводов. Новые системы сколь зящей опалубки конкурируют с обычной переставной опалубкой il при возведении многоэтажных зданий про изводственного назначения.
В г. Вольфене (ГДР) построено пятиэтажное здание химического комбината с использованием скользящей опалубки. Стены и балки перекрытий выполнены из монолитного железобетона, плиты перекры тий— из сборных элементов. Строительство здания продолжалось все го шесть месяцев. Время, затраченное па бетонирование стен и балок
(было |
уложено 45 |
тыс. м3 бетонной |
смеси |
п 5 тыс. т арматуры) |
|
в скользящей опалубке, составило 33 |
раб. дня. Затраты |
труда (без |
|||
учета |
трудозатрат |
па монтаж сборных |
элементов) |
составили |
|
0,16 чел.-дня па I м3 объема бетонируемой |
конструкции |
[42]. |
Данные отечественного опыта строительства показы вают, что затраты труда на возведение конструкций ко лонн и перекрытий многоэтажных промышленных зда ний в переставной щитовой деревянной опалубке состав ляют 2—2,8 чел.-дня/м3, а в скользящей опалубке — 0,8— 1,3 чел.-дня/м3. На соответствующих стройках США фактические затраты труда составляют 0,5 чел.-дня/м3.
Специалисты Польской Народной Республики отме-. чают высокую эффективность применения скользящей опалубки для возведения железобетонных колони ма шинного и котельного залов тепловых электростанций, высота которых достигает 40—60 м [44]. Применение скользящей опалубки, рассчитанной на одновременное возведение четырех или шести колонн, позволило по сравнению с возведением колони из сборных железобе тонных элементов снизить стоимость работ на 31%, уменьшить расход стали иа 50%, сократить суммарные затраты труда (с учетом изготовления полуфабрикатов и конструкций) и уменьшить продолжительность строи
тельства.
Совершенствование бетонных работ. Наибольшие за траты труда на бетонных работах (свыше 40%) прихо дятся на процессы подачи и распределения смеси в бе тонируемых конструкциях.
Установлено, что в большинстве случаев выгоднее и эффективнее монтировать опалубку и арматуру легкими кранами, а бетонную смесь подавать и распределять с помощью самоходных бетоноукладочных машин, рабо чим органом которых служит смонтированная иа стреле лента транспортера.
Бетоноукладочные машины могут обеспечить наибо лее низкую себестоимость и трудоемкость бетонных ра-