Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фанеры практически выдерживает до 20—30 оборотов. При применении палубы из бакелизированной фанеры оборачиваемость ее может увеличиться в 50 раз. Срок службы металлического каркаса составляет около 100 оборотов. Унифицированная опалубка конструкции ЦНИИОМТП является универсальной и позволяет со­ бирать формы практически для любых монолитных кон­ струкций: фундаментов под каркас, ленточных фунда­ ментов под технологическое оборудование, для каркасов многоэтажных зданий и т. д.

Кроме комбинированной опалубки разработаны си­ стемы металлической унифицированной опалубки. Стальная опалубка может быть переоборудована в тер­ моактивную. В качестве термоиагревателя в щитах этой опалубки используются кабели типа КСОП, ПОСХП, ПСХВ, КНС. Несложная система автоматики, состоя­ щая из температурных и временных реле, позволяет ре­ гулировать температурный режим внутри опалубочной формы и создавать оптимальные условия для прогрева монолитных железобетонных конструкций. Такая опа­ лубка эксплуатировалась на строительстве Волжского автозавода в г. Тольятти.

При бетонировании монолитных конструкций в усло­ виях низких температур комбинированные щиты пред­ почтительнее стальных. Теплопроводность щитов может быть уменьшена при утеплении их матами из стеклова­ ты или шлаковаты толщиной 40 мм, т. е. в пределах ши­ рины пера уголка, обрамляющего щит.

При возведении монолитных конструкций в лесных и лесоизбыточных районах страны целесообразно приме­ нять деревянную щитовую опалубку коробчатого сече­ ния. Такая опалубка, как показала практика строитель­ ства, выдерживает свыше 10 оборотов.

Технико-экономические показатели (на 100 м2 опалубливаемой поверхности) некоторых видов инвентар­ ной опалубки приведены в табл. 52. На рис. 17 эти же показатели даны в зависимости от числа оборотов опа­ лубки.

Нз приведенных данных видно, что самыми эффек­ тивными видами опалубки при наличии условий для многократного ее использования (вплоть до физическо­ го износа) являются: стальная опалубка из универсаль­ ных блок-форм, стальная унифицированная опалубка системы ЦНИИОМТП и комбинированная с палубой из

Расход мате­

Затраты па изготовле­

риалов с уче­

ние н эксплуатацию

том оборачи­

с учетом оборачивае­

ваемости

мости

Тип опалубки

Оборачи­

ваемость

2

и

ÛJ

СП

О)

о.

стали в кг

трудоем­

кость

-час.

а

чел.в

 

so

 

6s

стоимость

руб.в

en

 

ѵР

 

e'­

Деревянная

щитовая

5

2,13

25

97

 

140

 

на сшивных планках

. .

100

100

Деревянная

из

короб­

 

1,3

15,5

76

78

124

 

чатых

щ итов...................

 

 

из

10

88

То

же,

с палубой

 

 

 

 

 

 

 

древесностружечных гид­

 

 

15,5

72

74

 

 

рофобных плит . . . .

10

0 ,8 8

121

86

То же, с палубой

из

 

 

 

 

 

 

 

клееной водостойкой

фа­

 

0,52

15,5

70

72

96

 

неры

.................................

 

 

 

 

де-

20

68

Комбинированная

 

 

 

 

 

 

 

ревостальнап палуба

из

25(100)

0,248

30,9

62

64

80

57

досок

..................................

с палубой

из

То же,

30(100)

0,128

39,9

60

62

77

55

клееной фанеры . . . .

То

же,

с палубой

из

 

 

 

 

 

 

 

бакелизированной

фане­

50(100)

0,064

39,9

56

58

69

49

ры .......................................

 

 

унифициро­

Стальная

 

 

 

 

 

 

 

ванная система

 

 

 

 

 

53,9

55

57

67

48

ЦНИИОМТП . . . .

100

 

Стальная

из

 

универ­

150

90

40

41

62

44

сальных

блок-форм

. .

П р и м е ч а н и е .

В скобках указана оборачиваемость металлической

ча­

сти опалубки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бакелизированной фанеры. Применение перечисленных видов опалубки по сравнению с деревянной щитовой поз­ воляет снизить трудоемкость п себестоимость опалубоч­ ных работ на 42—59%. Из рисунка также видно, что ме­ таллическая опалубка по сравнению с деревянной коробчатого сечения экономична при 25 оборотах, а ком­ бинированная— при 14—15 оборотах.

При применении металлической опалубки для возве­ дения многоэтажных зданий удельный вес опалубочных


Рис. 17. Эффективность применения различных видов опалубки в зависимости от числа оборотов

I — деревянная щитовая па сшивных планках; 2 — деревянная

коробчатая си­

стемы

ЦНИИОМТП;

3 — комбинированная (дерево-стальная)

система ЦНИИ-

ОМТП;

4 — то же, с

палубой из

бакелизнрованлоП фанеры: 5 — металлическая

из универсальных блок-форм;

ф — расчетное число оборотов опалубки

работ по стоимости составляет 20%• Затраты времени иа монтаж, распалубливание, очистку и смазку опалубки при бетонировании стен, колонн и перекрытий составляет 0,5 чел.-часа/м2, что в 1,6 раза меньше затрат на уста­ новку и разборку деревянной щитовой опалубки.

В дальнейшем с развитием опалубочной техники про­ изводительность труда на опалубочных работах может

быть повышена за счет: применения высокопрочных ста­ лей в конструкциях поддерживающих элементов, синте­ тических материалов и алюминиевых сплавов для изго­ товления щитов, применения пружинных и эксцентрированных замков. По экспертной оценке специалистов ЦНИИОМТП, трудовые затраты на опалубочных рабо­ тах могут быть снижены за счет внедрения перечислен­ ных вышё мероприятий приблизительно в два раза по сравнению с затратами при использовании уже разрабо­ танных конструкций стальной комбинированной опа­ лубки.

При сооружении монолитных фундаментов под обо­ рудование наряду с применением разборно-переставной опалубки используются различные конструкции несъем­ ной опалубки (железобетонные, армоцементные, стекло­ цементные плиты и др.).

На объектах строительства Карагандинского метал­ лургического завода трестом Казметаллургстрой успеш­ но применялась армоцементиая опалубка [33, 34]. Такая опалубка одновременно выполняет роль защитной облицовки, благодаря чему отпадает надобность в гидро­ изоляции конструкций фундамента и обработке его по­ верхности. При этом затраты труда на возведение фун­ дамента уменьшаются на 30—40%, а стоимость опалу­ бочных работ снижается на 10—25% (по сравнению с применением деревянных щитов с трехкратной оборачи­ ваемостью) .

Армоцементиая опалубка оказалась весьма эффек­ тивной и для возведения монолитных фундаментов рам­ ного типа под турбогенераторы. Такую опалубку приме­ няли на строительстве Троицкой и Ермаковской ГРЭС при бетонировании фундаментов под турбогенераторы мощностью 300 тыс. кет [35]. Полная стоимость 1 м2 опа­ лубки из армоцементных плит составила 2,23 руб., за­ траты труда —0,75 чел.-дня. Замена деревянных щитов опалубки армоцементными плитами для фундамента под турбогенератор обеспечила снижение стоимости опалу­ бочных работ на 62% и сократила затраты труда на 59% (табл. 53). Общая стоимость монолитного фунда­ мента, по нашим расчетам, снижается на 7%, а затра­ ты труда на строительной площадке уменьшаются на

21% .

Более широкому внедрению армоцемента мешает от­ сутствие производственных мощностей на заводах ЖБИ.


 

 

 

 

Опалубка

 

 

 

 

деревянная

сетчатая

из армоцемент-

 

 

 

 

 

 

ных

плит

 

 

1 м-

на

 

на

 

па

 

 

фупда-

 

фупда-

 

фупда-

 

 

 

мент

 

мент

 

мент

Стоимость

опалубки

в

8522

5,21

7527

2,23

3219

руб.......................................

труда

5,89

Затраты

в

617

0,412

5,94

0,175

251

ч ел .-д н ях ........................

 

0,427

Кроме того, несколько затруднительно транспортирова­ ние армоцементной опалубки, подготовка отдельных плит по размерам в конкретных условиях. Но все эти не­ достатки легко устранить, если наладить выпуск армоцементных плит требуемых размеров и конфигураций.

Представляют интерес работы по использованию в качестве несъемной («мертвой») или постоянной опа­ лубки стеклоцемента, в котором вяжущим является це­ мент.

При возведении монолитных фундаментов под техно­ логическое оборудование имеется опыт применения «скорлупы»—-опалубки из железобетонных плит [36]. Как показали наши расчеты, такая опалубка по сравне­ нию с деревянной позволяет сократить затраты-труда на строительной площадке, но увеличивает стоимость ра­ бот. Применение опалубки из железобетонных плит ме­ нее экономично по сравнению с использованием инвен­ тарной опалубки прогрессивных видов.

Применение замоноличиваемой опалубки из желе­ зобетонных плит может быть экономически эффектив­ ным в гидротехнических сооружениях, когда требуется повышенная плотность и морозостойкость внешнего слоя. Использование в этом случае железобетонных скорлуп позволяет снижать марку бетона и расход це­ мента в основной по объему части конструкции.

Возведение некоторых видов сооружений (силосов, элеваторов, башен и др.) во многих случаях целесооб­ разно выполнять в скользящей опалубке. В современ­ ных системах «Siemcrete EX» и «Siemcrete JN» (ФРГ) подъем опалубки механизирован и осуществляется с по-


мощью гидравлических приводов. Новые системы сколь­ зящей опалубки конкурируют с обычной переставной опалубкой il при возведении многоэтажных зданий про­ изводственного назначения.

В г. Вольфене (ГДР) построено пятиэтажное здание химического комбината с использованием скользящей опалубки. Стены и балки перекрытий выполнены из монолитного железобетона, плиты перекры­ тий— из сборных элементов. Строительство здания продолжалось все­ го шесть месяцев. Время, затраченное па бетонирование стен и балок

(было

уложено 45

тыс. м3 бетонной

смеси

п 5 тыс. т арматуры)

в скользящей опалубке, составило 33

раб. дня. Затраты

труда (без

учета

трудозатрат

па монтаж сборных

элементов)

составили

0,16 чел.-дня па I м3 объема бетонируемой

конструкции

[42].

Данные отечественного опыта строительства показы­ вают, что затраты труда на возведение конструкций ко­ лонн и перекрытий многоэтажных промышленных зда­ ний в переставной щитовой деревянной опалубке состав­ ляют 2—2,8 чел.-дня/м3, а в скользящей опалубке — 0,8— 1,3 чел.-дня/м3. На соответствующих стройках США фактические затраты труда составляют 0,5 чел.-дня/м3.

Специалисты Польской Народной Республики отме-. чают высокую эффективность применения скользящей опалубки для возведения железобетонных колони ма­ шинного и котельного залов тепловых электростанций, высота которых достигает 40—60 м [44]. Применение скользящей опалубки, рассчитанной на одновременное возведение четырех или шести колонн, позволило по сравнению с возведением колони из сборных железобе­ тонных элементов снизить стоимость работ на 31%, уменьшить расход стали иа 50%, сократить суммарные затраты труда (с учетом изготовления полуфабрикатов и конструкций) и уменьшить продолжительность строи­

тельства.

Совершенствование бетонных работ. Наибольшие за­ траты труда на бетонных работах (свыше 40%) прихо­ дятся на процессы подачи и распределения смеси в бе­ тонируемых конструкциях.

Установлено, что в большинстве случаев выгоднее и эффективнее монтировать опалубку и арматуру легкими кранами, а бетонную смесь подавать и распределять с помощью самоходных бетоноукладочных машин, рабо­ чим органом которых служит смонтированная иа стреле лента транспортера.

Бетоноукладочные машины могут обеспечить наибо­ лее низкую себестоимость и трудоемкость бетонных ра-