Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
бот (табл. 54). Расчеты показывают, что при большом объеме работ каждый бетоноукладчик может вытеснить 2—3 крана.
Т а б л и ц а 54
Оборудование |
|
Себестоимость |
Трудоемкость |
Производи |
|
|
и руб. на 1 иг1 |
и чел.-час. |
тельность ма |
||
|
|
|
|
на 1 иг* |
шин п мл[ч |
Гусеничный кран . . . . |
|
0,7—1,2 |
0,75—1,3 |
п |
|
А в то к р ан ........................ |
|
|
0,7—0,9 |
0 ,6 -0 ,9 |
10 |
Башенный кран . . . . |
и |
0,9—1,5 |
0,75—1 |
10 |
|
Ленточный транспортер |
0,65—2,4 |
0,8—1,6 |
14 |
||
виброж елоб ........................ |
|
. |
|||
Бетононасос С-296 . . |
0,7—1,2 |
1—1,5 |
10 |
||
Гидравлический |
бетоно |
0,4—1,6 |
0,5—1,5 |
40 |
|
насос ..................................... |
|
|
|||
Пневмонаглетательная |
|
0,3—1,2 |
0,4—1,3 |
20 |
|
установка ПБМ-1 . . . . |
|
||||
Самоходный |
ленточный |
0,3—0,5 |
0,3—0,6 |
25 |
|
бетоноукладчик ЛБУ-20 . |
. |
Опытный образец бетоноукладчика ЛБУ-20 прошел производственные испытания, и такая машина, изготов ляемая отдельными строительными организациями, ус пешно эксплуатируется в промышленном строительстве.
Эффективность применения самоходных бетоноуклад чиков подтверждается разработкой и внедрением таких машин в строительных организациях. Наряду с бетоно укладчиком ЛБУ-20, по предложению НИИСП Госстроя УССР и СКБ Строймашина, на Украине создан бетоно укладчик ЭМ-44 с характеристикой, аналогичной харак теристике машины ЛБУ-20. В трестах Донмашстрой и Запорожстрой изготовлены и работают простейший бе тоноукладчик на салазках, бетоноукладчик на шасси автоприцепа, бетоноукладчик на базе бульдозера Д-159 и др.
Применение ленточных бетоноукладчиков в строитель ных организациях повысило производительность труда при укладке бетона в 2—3 раза, снизило себестоимость работ в 2,2 раза. Благодаря применению рациональной технологии затраты ручного труда в передовых брига дах бетонщиков сократились с 60 до 30%.
Одним из рациональных способов подачи бетона яв ляется трубопроводный транспорт, различающийся по
методу и механизму для нагнетания бетонной смеси; бетононасосами старого типа с электромеханическим приводом; пневматическими нагнетателями; гидравличе скими бетононасоса ми.
Бетононасосы с электромеханическим приводом име ют недостатки в эксплуатации и в настоящее время ис пользовать их не рекомендуется.
Пневматический нагнетатель недавно внедрен в прак тику строительства и выгодно отличается от электроме ханического бетононасоса. Трудоемкость пневматиче ской подачи бетонной смеси в 1,4 раза меньше, чем элек тромеханическим бетононасосом, и в 1,5 раза меньше, чем при бетонировании с помощью крана и бункера.
Гидравлический бетононасос — принципиально новый механизм, используемый для перекачивания бетонной смеси. Он отличается от пиевмонагнетателя и электроме ханического бетононасоса равномерной подачей бетона, имеет более высокую производительность и надежность в эксплуатации.
Недавно ВНИИСтройдормаш закончил испытание экспериментального бетононасоса производительностью 40 м3/ч. В ближайшее время намечено освоение произ водства таких насосов.
Гидравлические бетононасосы получили в последние годы широкое распространение за рубежом.
Представляет интерес использование в США, ФРГ, Австрии и ряде других стран бетононасосов, смонтиро ванных на автошасси с бетоноводом, прикрепленным к крановой мачте и стреле. Применение поворотной стре лы позволяет легко подавать бетон в любую точку здания.
Фирмой «Dale М. Madden Construction» (США) при выполнении бетонных работ на одном из объектов с по мощью передвижных бетононасосов была достигнута средняя интенсивность укладки бетона 80 м3/ч.
Целесообразно применение автобетоновоза, который может сочетать средства транспорта от бетонного заво да с механизмом для укладки бетона и таким образом может быть использован для выполнения значительно го объема монолитных конструкций подземного хозяй ства.
На область эффективного применения различных ви дов бетоноукладочиых машин оказывают влияние объем работ и конкретные условия строительства. На рис. 18
показаны кривые себестоимости механизированных ра бот по укладке бетона в фундаменты зданий и сооруже ний различными видами бетоноукладочиого оборудова ния для условий строительства Новолипецкого метал лургического завода.
Из приведенных данных видно, что наиболее низкая себестоимость работ по укладке бетона обеспечивается при применении гусеничного крана, если объем работ составляет до 3 тыс. лг3, пиевмобетоиной установки при
Себестоимость работ б р у б / /
Рис. 18. Зависимость себестоимости меха низированных работ по укладке бетона в фундаменты здании и сооружении от объе ма работ
|
|
|
|
|
|
|
1 — бетононасос |
произво |
|
|
|
|
|
|
|
|
дительностью |
«ІО |
лС/т, |
|
|
|
|
|
|
|
2 — башенный кран |
гру |
|
|
|
|
|
|
|
|
зоподъемностью |
5 |
тс; |
|
|
|
|
|
|
|
J — гусеничный |
|
крап |
О |
Ц |
8 |
12 |
16 |
20 24 |
28 |
грузоподъемностью 20 тс; |
||
30 4 — пнсвмобстонная |
ус- |
||||||||
|
|
„ |
|
|
. |
|
таповка пронзводнтслъ- |
||
|
|
Ооьем работ |
о тыс. м* |
|
постыо 20 |
мл/ч |
|
объеме работ до 28 тыс. м3 и бетононасоса при объеме работ более 28 тыс. м3.
Бетононасосы вместо башенных кранов целесообраз нее применять при объеме работ более 6 тыс. лг3, а при объеме работ более 10 тыс. лг3 следует заменять бетоно насосами гусеничные краны.
Применение эффективных методов бетонирования в зимних условиях. В 1970 г. было уложено в течение зим
него периода на всех видах строительства |
около |
30 млн. лг.3 монолитного бетона и железобетона, |
а сум |
ма удорожания по сравнению с возведением объектов в летнее время превысила 100 млн. руб. При строительст ве крупных промышленных объектов объем укладки бе тона в зимнее время достигает 50% общего объема мо нолитного бетона, потребляемого в строительстве. Поэ тому снижение стоимости обогрева и выдерживания монолитных конструкций в зимнее время имеет сущест венное значение.
В нашей стране производство работ по устройству таких массивных конструкций, какими являются фунда
менты и другие подземные конструкции промышленных зданий и сооружений, в зимнее время давно перестало быть проблемой. Имеются апробированные практикой способы, позволяющие с наименьшими трудовыми затра тами организовать эти работы.
Один из таких способов — бетонирование в термоак тивной опалубке, второй — предварительный электрора зогрев бетонной смеси в бункерах и кузовах автосамо свалов с последующим термосным выдерживанием кон струкций, утепляемых легкими термоизоляционными ма териалами.
Выполненные расчеты показывают, что электроразо грев бетонной смеси является эффективным методом зимнего бетонирования1. Как видно из рис. 19, стоимость дополнительных работ по укладке бетона в конструкции с модулем поверхности от 2 до 6 в зимних условиях при этом методе по сравнению с другими (а также по сравне нию с нормативными затратами) снижается в несколько раз и составляет всего 0,9—1,55 руб/м3 (1,3—5,2%) в III температурной зоне и 1—2,4 руб/м3 (1,5—7,5%) в VI температурной зоне. Среднегодовое удорожание работ по сравнению со стоимостью работ, выполняемых в лет нее время, составляет при этом методе всего 0,36— 1,45 руб/м3, или 0,5—4,5%.
Из рисунка видно, что действующие нормы дополни тельных затрат на производство бетонных работ в зим нее время для монолитных конструкций из бетона марки 300 с расходом арматуры 100—150 кг/м3 (при сметной стоимости 1 м3 50—70 руб. и более) по сравнению с рас четными затратами значительно завышены (в 1,5—3 ра за и более).
В зависимости от вида цемента монолитных конструк ций, температуры разогрева и температуры наружного воздуха бетон в суточном возрасте приобретает проч ность 70—90% марочной, что вполне удовлетворяет тре бованиям СНиП. Практика работ показала, что для полу чения необходимой прочности бетона, уложенного с при менением разогретой смеси, достаточна обычная плотная опалубка из деревянных щитов толщиной 30—40 мм. Утепленной опалубки для фундаментов с модулем по верхности 2—6, как правило, не требуется.
1 Предложен камд. техи. наук А. С. А р б е н ь е в ы м.
С т о и м о с т о в руд
|
|
|
Ж т ем п ер а т ур н а я з о н а |
(~10°С) |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,35 |
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,30 |
|
|
|
р/ Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,25 |
|
|
й |
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
^ |
|
|||
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
||||
|
_ |
ѵ |
|
|
|
|
020 |
|
/ |
ZZ |
|
|
|
/ |
*•9 |
|
ÿ |
|
|
0.<5 ; ч |
|
5 |
|||
|
|
ч |
|
|
|
|
||||||
|
— |
' =Р* |
К |
3 |
_ |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
Ч |
-И |
. |
У |
5 |
|
|
0,1 |
2L |
|
|
||
~ S |
+ ' |
|
|
|
|
|
0,05 /■ |
|
|
|||
|
у |
|
|
Т |
~ |
к |
|
------" |
||||
|
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
||
^ |
- у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
J |
|
/ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
$ |
0 |
|
|
|
|
|
|
Y Ï т ем перат урная |
|
зо н а |
( |
25 °С} |
|
/7
—
'
М о д у л ь п о в е р х н о с т и
Согласно фактическим данным [37, 38], экономия при производстве бетонных работ с электроразогревом сме си по сравнению с электропрогревом бетона составляет от 2 до 7 руб/мг.
По данным А. С. Арбеньева [39], при электроразо греве смеси по сравнению с электропрогревом бетона за траты труда сокращаются в 4—5 раз.
Внастоящее время на ряде строек применяют более совершенный способ электроразогрева смеси.
ВМагнитогорске на строительстве стана «2500» холодной прокат
ки с 1967 г. применяют двухпостовую установку, которая обеспечивает электроразогрев бетонной смеси на строительной площадке непосред ственно в кузове автомобиля-самосвала.
Такой же способ электроразогрева бетонной смеси применялся на строительстве автозавода в г. Тольятти. Средний расход электроэнер гии (в условиях суровой зимы 1968—1969 гг.) составил 33,8 квт-ч на 1 м3 бетонной смеси. Все расходы (амортизационные отчисления на ТП и двухпостовую установку, заработная плата обслуживающего персонала) составляют 19 руб. за рабочую смену. Если при электро подогреве бетонной смеси с помощью понизительных трансформато ров при температуре воздуха —10° С и модуле поверхности 7 со гласно действующим в тресте Магиитострой калькуляциям стоимость прогрева 1 м3 бетона составляет 3,36 руб., то стоимость электро разогрева в предлагаемой установке не превышает 84 коп.
Применение описанной установки позволяет вести бетонирование широким фронтом в нескольких местах, полностью исключает ручной труд, улучшает условия труда электриков, повышает культуру про изводства.
Для некоторых фундаментов под технологическое оборудование каркасно-рамной конструкции эффектив ным в зимних условиях оказался способ выдерживания бетона под тепляком.
На строительстве Троицкой ГРЭС работы по бетонированию фун даментов под турбогенераторы были выполнены под тепляком из по лиэтиленовой пленки [38]. Над фундаментом пленку поддерживали тросами, натянутыми между конструкциями здания. Пленку уклады вали в два слоя с воздушной прослойкой между ними. Использовали полиэтиленовую пленку марки А, стоимость 1 м2 которой составила 0,275 руб. Тепляк имел размер в плане 34,2X14 м, высоту 15 м. Внут ри тепляка была смонтирована система отопления, состоящая из па ровых калориферов общей мощностью 1 760 000 ккал/ч, что обеспе чило температуру внутри тепляка 15—20 °С при температуре наруж-
|
Рис. |
19. Дополнительные затраты |
при |
укладке |
бетона в зимних |
||||||
◄ |
|
|
|
условиях (на |
1 |
и«3) |
|
|
|
||
/ — сметные затраты для |
фундаментов |
из |
бетона марки |
150 с расходом |
ар |
||||||
матуры 35 кг/и£3; |
/ / — то |
же, |
для фундаментов из |
бетона марки 200 с |
рас |
||||||
|
ходом |
арматуры |
150 кг(м2\ / — термос |
с |
поташом; |
2 — электропрогрев |
бе |
||||
|
тона; |
3 — термос; |
4 — термос |
с хлористыми |
солями; |
5 — электроразогрев |
|||||
|
|
|
|
|
смеси |
|
|
|
|
|