Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бот (табл. 54). Расчеты показывают, что при большом объеме работ каждый бетоноукладчик может вытеснить 2—3 крана.

Т а б л и ц а 54

Оборудование

 

Себестоимость

Трудоемкость

Производи­

 

и руб. на 1 иг1

и чел.-час.

тельность ма­

 

 

 

 

на 1 иг*

шин п мл[ч

Гусеничный кран . . . .

 

0,7—1,2

0,75—1,3

п

А в то к р ан ........................

 

 

0,7—0,9

0 ,6 -0 ,9

10

Башенный кран . . . .

и

0,9—1,5

0,75—1

10

Ленточный транспортер

0,65—2,4

0,8—1,6

14

виброж елоб ........................

 

.

Бетононасос С-296 . .

0,7—1,2

1—1,5

10

Гидравлический

бетоно­

0,4—1,6

0,5—1,5

40

насос .....................................

 

 

Пневмонаглетательная

 

0,3—1,2

0,4—1,3

20

установка ПБМ-1 . . . .

 

Самоходный

ленточный

0,3—0,5

0,3—0,6

25

бетоноукладчик ЛБУ-20 .

.

Опытный образец бетоноукладчика ЛБУ-20 прошел производственные испытания, и такая машина, изготов­ ляемая отдельными строительными организациями, ус­ пешно эксплуатируется в промышленном строительстве.

Эффективность применения самоходных бетоноуклад­ чиков подтверждается разработкой и внедрением таких машин в строительных организациях. Наряду с бетоно­ укладчиком ЛБУ-20, по предложению НИИСП Госстроя УССР и СКБ Строймашина, на Украине создан бетоно­ укладчик ЭМ-44 с характеристикой, аналогичной харак­ теристике машины ЛБУ-20. В трестах Донмашстрой и Запорожстрой изготовлены и работают простейший бе­ тоноукладчик на салазках, бетоноукладчик на шасси автоприцепа, бетоноукладчик на базе бульдозера Д-159 и др.

Применение ленточных бетоноукладчиков в строитель­ ных организациях повысило производительность труда при укладке бетона в 2—3 раза, снизило себестоимость работ в 2,2 раза. Благодаря применению рациональной технологии затраты ручного труда в передовых брига­ дах бетонщиков сократились с 60 до 30%.

Одним из рациональных способов подачи бетона яв­ ляется трубопроводный транспорт, различающийся по


методу и механизму для нагнетания бетонной смеси; бетононасосами старого типа с электромеханическим приводом; пневматическими нагнетателями; гидравличе­ скими бетононасоса ми.

Бетононасосы с электромеханическим приводом име­ ют недостатки в эксплуатации и в настоящее время ис­ пользовать их не рекомендуется.

Пневматический нагнетатель недавно внедрен в прак­ тику строительства и выгодно отличается от электроме­ ханического бетононасоса. Трудоемкость пневматиче­ ской подачи бетонной смеси в 1,4 раза меньше, чем элек­ тромеханическим бетононасосом, и в 1,5 раза меньше, чем при бетонировании с помощью крана и бункера.

Гидравлический бетононасос — принципиально новый механизм, используемый для перекачивания бетонной смеси. Он отличается от пиевмонагнетателя и электроме­ ханического бетононасоса равномерной подачей бетона, имеет более высокую производительность и надежность в эксплуатации.

Недавно ВНИИСтройдормаш закончил испытание экспериментального бетононасоса производительностью 40 м3/ч. В ближайшее время намечено освоение произ­ водства таких насосов.

Гидравлические бетононасосы получили в последние годы широкое распространение за рубежом.

Представляет интерес использование в США, ФРГ, Австрии и ряде других стран бетононасосов, смонтиро­ ванных на автошасси с бетоноводом, прикрепленным к крановой мачте и стреле. Применение поворотной стре­ лы позволяет легко подавать бетон в любую точку здания.

Фирмой «Dale М. Madden Construction» (США) при выполнении бетонных работ на одном из объектов с по­ мощью передвижных бетононасосов была достигнута средняя интенсивность укладки бетона 80 м3/ч.

Целесообразно применение автобетоновоза, который может сочетать средства транспорта от бетонного заво­ да с механизмом для укладки бетона и таким образом может быть использован для выполнения значительно­ го объема монолитных конструкций подземного хозяй­ ства.

На область эффективного применения различных ви­ дов бетоноукладочиых машин оказывают влияние объем работ и конкретные условия строительства. На рис. 18

показаны кривые себестоимости механизированных ра­ бот по укладке бетона в фундаменты зданий и сооруже­ ний различными видами бетоноукладочиого оборудова­ ния для условий строительства Новолипецкого метал­ лургического завода.

Из приведенных данных видно, что наиболее низкая себестоимость работ по укладке бетона обеспечивается при применении гусеничного крана, если объем работ составляет до 3 тыс. лг3, пиевмобетоиной установки при

Себестоимость работ б р у б / /

Рис. 18. Зависимость себестоимости меха­ низированных работ по укладке бетона в фундаменты здании и сооружении от объе­ ма работ

 

 

 

 

 

 

 

1 — бетононасос

произво­

 

 

 

 

 

 

 

дительностью

«ІО

лС/т,

 

 

 

 

 

 

 

2 — башенный кран

гру­

 

 

 

 

 

 

 

зоподъемностью

5

тс;

 

 

 

 

 

 

 

J — гусеничный

 

крап

О

Ц

8

12

16

20 24

28

грузоподъемностью 20 тс;

30 4 — пнсвмобстонная

ус-

 

 

 

 

.

 

таповка пронзводнтслъ-

 

 

Ооьем работ

о тыс. м*

 

постыо 20

мл/ч

 

объеме работ до 28 тыс. м3 и бетононасоса при объеме работ более 28 тыс. м3.

Бетононасосы вместо башенных кранов целесообраз­ нее применять при объеме работ более 6 тыс. лг3, а при объеме работ более 10 тыс. лг3 следует заменять бетоно­ насосами гусеничные краны.

Применение эффективных методов бетонирования в зимних условиях. В 1970 г. было уложено в течение зим­

него периода на всех видах строительства

около

30 млн. лг.3 монолитного бетона и железобетона,

а сум­

ма удорожания по сравнению с возведением объектов в летнее время превысила 100 млн. руб. При строительст­ ве крупных промышленных объектов объем укладки бе­ тона в зимнее время достигает 50% общего объема мо­ нолитного бетона, потребляемого в строительстве. Поэ­ тому снижение стоимости обогрева и выдерживания монолитных конструкций в зимнее время имеет сущест­ венное значение.

В нашей стране производство работ по устройству таких массивных конструкций, какими являются фунда­


менты и другие подземные конструкции промышленных зданий и сооружений, в зимнее время давно перестало быть проблемой. Имеются апробированные практикой способы, позволяющие с наименьшими трудовыми затра­ тами организовать эти работы.

Один из таких способов — бетонирование в термоак­ тивной опалубке, второй — предварительный электрора­ зогрев бетонной смеси в бункерах и кузовах автосамо­ свалов с последующим термосным выдерживанием кон­ струкций, утепляемых легкими термоизоляционными ма­ териалами.

Выполненные расчеты показывают, что электроразо­ грев бетонной смеси является эффективным методом зимнего бетонирования1. Как видно из рис. 19, стоимость дополнительных работ по укладке бетона в конструкции с модулем поверхности от 2 до 6 в зимних условиях при этом методе по сравнению с другими (а также по сравне­ нию с нормативными затратами) снижается в несколько раз и составляет всего 0,9—1,55 руб/м3 (1,3—5,2%) в III температурной зоне и 1—2,4 руб/м3 (1,5—7,5%) в VI температурной зоне. Среднегодовое удорожание работ по сравнению со стоимостью работ, выполняемых в лет­ нее время, составляет при этом методе всего 0,36— 1,45 руб/м3, или 0,5—4,5%.

Из рисунка видно, что действующие нормы дополни­ тельных затрат на производство бетонных работ в зим­ нее время для монолитных конструкций из бетона марки 300 с расходом арматуры 100—150 кг/м3 (при сметной стоимости 1 м3 50—70 руб. и более) по сравнению с рас­ четными затратами значительно завышены (в 1,5—3 ра­ за и более).

В зависимости от вида цемента монолитных конструк­ ций, температуры разогрева и температуры наружного воздуха бетон в суточном возрасте приобретает проч­ ность 70—90% марочной, что вполне удовлетворяет тре­ бованиям СНиП. Практика работ показала, что для полу­ чения необходимой прочности бетона, уложенного с при­ менением разогретой смеси, достаточна обычная плотная опалубка из деревянных щитов толщиной 30—40 мм. Утепленной опалубки для фундаментов с модулем по­ верхности 2—6, как правило, не требуется.

1 Предложен камд. техи. наук А. С. А р б е н ь е в ы м.


С т о и м о с т о в руд

 

 

 

Ж т ем п ер а т ур н а я з о н а

(~10°С)

 

 

 

 

 

 

 

 

0,35

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,30

 

 

 

р/ Ц

 

 

 

 

 

 

 

0,25

 

 

й

у

 

 

 

 

 

 

 

?

^

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

_

ѵ

 

 

 

 

020

 

/

ZZ

 

 

/

*•9

 

ÿ

 

 

0.<5 ; ч

 

5

 

 

ч

 

 

 

 

 

' =Р*

К

3

_

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

.

У

5

 

 

0,1

2L

 

 

~ S

+ '

 

 

 

 

 

0,05 /■

 

 

 

у

 

 

Т

~

к

 

------"

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

^

- у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

/

 

 

 

J

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

$

0

 

 

 

 

 

 

Y Ï т ем перат урная

 

зо н а

(

25 °С}

 

/7

'

М о д у л ь п о в е р х н о с т и


Согласно фактическим данным [37, 38], экономия при производстве бетонных работ с электроразогревом сме­ си по сравнению с электропрогревом бетона составляет от 2 до 7 руб/мг.

По данным А. С. Арбеньева [39], при электроразо­ греве смеси по сравнению с электропрогревом бетона за­ траты труда сокращаются в 4—5 раз.

Внастоящее время на ряде строек применяют более совершенный способ электроразогрева смеси.

ВМагнитогорске на строительстве стана «2500» холодной прокат­

ки с 1967 г. применяют двухпостовую установку, которая обеспечивает электроразогрев бетонной смеси на строительной площадке непосред­ ственно в кузове автомобиля-самосвала.

Такой же способ электроразогрева бетонной смеси применялся на строительстве автозавода в г. Тольятти. Средний расход электроэнер­ гии (в условиях суровой зимы 1968—1969 гг.) составил 33,8 квт-ч на 1 м3 бетонной смеси. Все расходы (амортизационные отчисления на ТП и двухпостовую установку, заработная плата обслуживающего персонала) составляют 19 руб. за рабочую смену. Если при электро­ подогреве бетонной смеси с помощью понизительных трансформато­ ров при температуре воздуха —10° С и модуле поверхности 7 со­ гласно действующим в тресте Магиитострой калькуляциям стоимость прогрева 1 м3 бетона составляет 3,36 руб., то стоимость электро­ разогрева в предлагаемой установке не превышает 84 коп.

Применение описанной установки позволяет вести бетонирование широким фронтом в нескольких местах, полностью исключает ручной труд, улучшает условия труда электриков, повышает культуру про­ изводства.

Для некоторых фундаментов под технологическое оборудование каркасно-рамной конструкции эффектив­ ным в зимних условиях оказался способ выдерживания бетона под тепляком.

На строительстве Троицкой ГРЭС работы по бетонированию фун­ даментов под турбогенераторы были выполнены под тепляком из по­ лиэтиленовой пленки [38]. Над фундаментом пленку поддерживали тросами, натянутыми между конструкциями здания. Пленку уклады­ вали в два слоя с воздушной прослойкой между ними. Использовали полиэтиленовую пленку марки А, стоимость 1 м2 которой составила 0,275 руб. Тепляк имел размер в плане 34,2X14 м, высоту 15 м. Внут­ ри тепляка была смонтирована система отопления, состоящая из па­ ровых калориферов общей мощностью 1 760 000 ккал/ч, что обеспе­ чило температуру внутри тепляка 15—20 °С при температуре наруж-

 

Рис.

19. Дополнительные затраты

при

укладке

бетона в зимних

 

 

 

условиях (на

1

и«3)

 

 

 

/ — сметные затраты для

фундаментов

из

бетона марки

150 с расходом

ар­

матуры 35 кг/и£3;

/ / — то

же,

для фундаментов из

бетона марки 200 с

рас­

 

ходом

арматуры

150 кг(м2\ / — термос

с

поташом;

2 — электропрогрев

бе­

 

тона;

3 — термос;

4 — термос

с хлористыми

солями;

5 — электроразогрев

 

 

 

 

 

смеси