Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Внедрение навесных и полунавесных сельскохозяйст венных машин позволило сократить обслуживающий персонал, улучшить маневренность агрегатов, снизить металлоемкость машин (табл. 51).
Особенно заметно снижение металлоемкости у на весных плугов, лущильников, льнотеребилок, сенокоси лок. Бес 1 м захвата навесной льнотеребилки ТЛН-1,5 в 7 с лишним раз меньше, чем прицепной ЛТВ-4; навес ной сенокосилки 1\НУ-6М в 2,14 раза меньше прицепной 1\-2,1М; навесного плуга ПН-4-35 почти в 1,6 раза ниже по сравнению с прицепным П-5-35МГА и т. д.
Агрегаты, составленные из навесных машин, обслу живают в 2—4 раза Меньше человек, чем агрегаты, со ставленные из прицепных машин. Важным преимущест вом агрегатов, составленных из навесных машин, явля ется их высокая маневренность, меньший радиус поворо тов и, следовательно, меньшие затраты времени на их проведение. Фотографии рабочего дня, выполненные в колхозах Новгородской области, показали, что у при цепных пахотных агрегатов на повороты уходит до одной четверти времени чистой работы, а у навесных агрега
тов — на |
18—35% меньше. Аналогичная зависимость и |
у других |
агрегатов. Одним из недостатков навесных ма |
шин является все еще высокая трудоемкость комплек тования агрегатов, сложность навески машин, большие затраты времени на их подготовку к работе.
Наблюдения за работой пахотных агрегатов, состав ленных из тракторов К-700 и навесных плугов ПН-8-35, показали, что по отношению к чистому рабочему време ни 17,5% времени расходуется на подготовительно-за ключительные работы, среди которых большой удель ный вес занимает комплектование агрегата. В то же вре мя у агрегатов с прицепными плугами на подготови- тельно-заключителвные работы уходит всего 8—10% времени чистой работы. На комплектование и подго товку к работе более сложных агрегатов из навесных машин (дождевальный агрегат ДДА-ЮОМ, рассадопо садочные агрегаты, навесные опыливатели-опрыскива тели и др.) иногда требуется несколько человеко-дней.
Высокая трудоемкость и сложность комплектования таких агрегатов вызывает низкий уровень использования тракторов и машин. Наблюдения, проведенные в овоще водческих хозяйствах, показали, что дождевальные аг
158
регаты с дождевальными машинами ДДА-ЮОМ работа ют в некоторых хозяйствах лишь по 800—900 час., а аг регаты с прицепными дождевальными машинами ДДП-30С — по 1200 час. и больше, т. е. почти в 1.5 раза выше. Плохое использование тракторов, работавших с дождевальными машинами ДДА-ЮОМ, объясняется тем, что после окончания поливных работ в конце августа дождевальные агрегаты не демонтируются, поэтому тракторы не участвуют в осенних полевых работах. Тракторы, работавшие с прицепными дождевальными машинами ДДП-ЗОС, после окончания полива сразу же переключаются на -выполнение осенних полевых работ.
Сложность навески часто препятствует внедрению двухсменной работы тракторов. Например, если трак тор днем работает с навесной машиной, то, как прави ло, он не переключается ночью на другую работу. Такое положение можно наблюдать во многих хозяйствах.
И наконец, другой серьезный недостаток многих на весных машин заключается в их низкой степени универ сальности. Например, навесные широкозахватные жатки ЖВН-6 и ЖНС-6-12 и др. навешиваются только на само ходные зерноуборочные комбайны. С тракторами эти жатки работать не могут. Наоборот, рисовая навесная жатка ЖНУ-4,0, зернобобовая жатка ЖБА-3,5 и др. на вешиваются только на тракторы и не могут быть исполь зованы с самоходными комбайнами.
Для успешного и эффективного внедрения комплек сной механизации необходимо в каждом хозяйстве раз работать научно обоснованную перспективную структу ру посевных площадей, которая явится основой для планирования производства и завоза сельскохозяйствен ной техники. Изменение структуры посевной площади в той или иной степени меняет и структуру машинно-трак торного парка. Вот, например, как повлиял переход к так называемой пропашной системе земледелия на струк туру машинно-тракторного парка совхоза «Лотошинский» Московской области. Расчеты показали, что при расширении посевных площадей под пропашными куль турами с 678 до 1940 га, или почти в 3 раза, сокращении посевов трав и других культур потребность в колесных тракторах сократилась вдвое (рис. 8), соответственно изменился и состав сельскохозяйственных машин. Это объясняется уменьшением сеноуборочных работ, на вы
полнение которых требуется большее количество колес ных тракторов, чем на такую же площадь, занятую про пашными культурами, а также значительным увеличе нием объема пахотных работ. Расширение площади зер нобобовых культур увеличивает весеннее напряжение работ, а рост удельного веса посевов кукурузы и сахар ной свеклы создает напряжение энергетических средств
jj травопольный севооборот jj пропашной севооборот
Р и с. 8. Расчетный график использования тракто ров при двух вариантах структуры посевной площади
(совхоз «Лотошинский» Московской области)
в осенний период. Общая сумма дополнительных капи таловложений в сельскохозяйственную технику при этом возрастет более чем на 50 тыс. руб. Если же сюда вклю-
160
чить стоимость строительства и оборудования зерноочи
стительно-сушильных |
пунктов |
производительностью |
4 т/час, о б щ а я с у м м а |
капиталовложений возрастет еще |
больше.
Одна из причин недостаточного внедрения комплек сной механизации и низкого использования техники — необоснованное изменение структуры посевных площа дей. Это «лихорадило» промышленность, которая вынуж дена была приспосабливаться к меняющимся условиям, приводило к тому, что хозяйства завозили машины, ко торые вскоре становились в одних хозяйствах бездейст вующими, в то время как другие испытывали недостаток в этой технике. Так, хозяйства Ростовской области в 1971 г. имели .явный избыток плугов 4—5-корпусных: если на один трактор класса 3 т, по расчетам, требуется один плуг, то в северной зоне их было 1,2 и в южной — 1,3. В то же время они испытывали недостаток в диско вых лущильниках: если по нормативам нагрузка на лу щильник равна 1200 га, то фактически по зонам соответ ственно была 1630 и*1450 га.
Чтобы улучшить работу машинно-тракторного парка, повысить его эффективность, необходимо ,в каждом кол хозе и совхозе провести работу по обоснованию и расче ту оптимального состава МТП на основе перспективной
-структуры посевных площадей.
Важным направлением совершенствования системы машин является разработка и внедрение средств малой механизации. Речь идет о двигателях небольшой мощно сти, садово-огородных тракторах и т.' д. Отсутствие средств малой механизации сдерживает снижение тру доемкости производства продукции в ряде отраслей сельского хозяйства (овощеводстве, садоводстве), в хо зяйствах с мелкоконтурными полевыми участками и т.д.
Из-за мелкоконтурности участков многие операции выполняются вручную или на конной тяге. Кроме того, большие пахотные угодья не обрабатываются вообще из-за чрезвычайно высокой трудоемкости работ и слабой обеспеченности трудовыми ресурсами.
Нуждается в улучшении качество изготовления трак торов и сельскохозяйственных машин. Одним из показа телей качества машин является" их металлоемкость и весовые показатели. Значительное снижение весовых по казателей при одновременном повышении прочности ма
161
шин и их отдельных узлов достигается за счет примене ния высококачественных, облегченных профилей метал лов (высоколегированных материалов, алюминиевых сплавов) и совершенствования технологии производства деталей.
Недостаточные качественные показатели тракторов приводят к чрезмерно большим затратам на их поддер жание в работоспособном состоянии, снижают уровень использования.
Обобщающим экономическим показателем качества машин может служить структура затрат на производство и эксплуатацию конкретной машины за амортизацион ный срок службы (табл. 52).
Т а б л и ц а 52
Структура затрат на изготовление и техническое обслуживание тракторов и двигателей за амортизационный срок
службы (8 лет) (%)
Технически Ремонт (теку Изготовлениеуходысучетом щийикапи механизации тальный) I
Марка изделия работ
трудо денежтрудоденежтрудо денеж вые ные ~“вые ные вые ные затратызатратызатратызатратызатратызатраты
|
Тракторы |
|
|
|
|
|
ДТ-75 |
7 |
28 |
43 |
19 |
50 |
53 |
Т-74 |
7 |
25 |
43 |
20 |
50 |
55 |
ДТ-54А |
4 |
23 |
44 |
21 |
52 |
56 |
.Беларусь* всех модй- |
7 |
34 |
50 |
22 |
45 |
44 |
фикаций |
|
|
|
|
|
|
Т-40 |
10 |
34 |
50 |
22 |
40 |
44 |
ДТ-20 |
7 |
31 |
53 |
17 |
40 |
52 |
|
Двигатели |
|
|
|
|
|
Д-54А |
3 |
17 |
74 |
22 |
23 |
51 |
Д-48 |
4 |
20 |
61 |
22 |
35 |
58 |
Д-37М |
4 |
21 |
72 |
20 |
24* |
59 |
П р и м е ч а н и е . Трудовые и денежные затраты на производство и техническое обслуживание тракторов и двигателей приняты за
Из таблицы видно, что по наиболее распространён ным в настоящее время моделям тракторов на долю про мышленности приходится всего лищь 7— Ш°/о, а седь-
\ т
ского хозяйства — 90—93% всех трудовых затрат на производство и содержание тракторов. Денежные затра ты на изготовление тракторов составляют 23 — 34%, а остальные 77—66% затрачиваются на ремонт и техни ческие уходы в период их использования в колхозах и совхозах. Это объясняется недостаточной долговечно стью и ремонтопригодностью тракторов, несовершенной технологией ремонта.
Трудоемкость изготовления тракторов ДТ-54А со ставляет 2М , а одного капитального ремонта—6У5 чел,- час. Трудоемкость ремонта .тракторов Т-74 и Д1-75 при мерно равна трудоемкости их изготовления, но за амор тизационный срок службы (восемь лет; эти тракторы капитально ремонтируются три-четыре раза. При этом для ремонта тракторов и изготовления запасных частей используется в 4 раза больше мощностей, чем для вы пуска новых машин.
Структура затрат на изготовление и техническое об служивание тракторов .рассчитана по нормативным дан ным с учетом механизации ремонтно-профилактических работ и нормальных условий использования машиннотракторного парка. Если принимать во внимание и усло вия исрользования техники в хозяйствах, то структура затрат складывается еще более неблагоприятно.
Колхозы и совхозы ежегодно затрачивают огромные средства на капитальные и текущие ремонты (без тех нических уходов) .тракторного парка. Так, в 1971 г., по данным годовых отчетов колхозов и совхозов РСФСР, затраты на ремонт тракторов составили 0,6 млрд, руб., или 22и/0 балансовой стоимости тракторного парка.
Уровень совершенства конструкций и технология из готовления современных тракторов и сельскохозяйствен ных машин крайне недостаточны. В результате 60% тракторного парка ежегодно простаивает в ремонте.
Несмотря на постоянный рост выпуска запасных ча стей, хозяйства все еще испытывают в них острый недо статок. Годовая стоимость производства запасных ча стей к тракторам превысила стоимость годовой поставки новых тракторов, т. е. на каждый новый трактор про мышленность выпускает такой же трактор, но только в разобранном виде. .
Из-за нехватки запасных частей хозяйства прежде-i временно списывают машины.. Нередко дорогостоящие
163
машины простаивают из-за отсутствия недорогих дета лей.
В продолжение многих месяцев в 1972 г. в Новоси бирской области не работало 400 тракторов ДТ-75М из-за отсутствия поршневых групп и 800 тракторов Т-4, которые не имели запасных звеньев гусениц и коленча тых валов и т. д.
Нуждается в совершенствовании также и конструк
тивное исполнение ряда |
сельскохозяйственных |
машин, |
||||
несмотря на то, |
что за последние годы достигнут значи |
|||||
тельный сдвиг в конструировании машин (табл. |
53). |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 53 |
|
Динамика металлоемкости некоторых отечественных тракторов |
||||||
|
и сельскохозяйственных машин (кг)1 |
|
|
|||
|
50-е годы |
|
60—70-е годы |
|||
маркаизделия |
металлоемкость |
марка изделия |
металлоемкость |
|||
|
|
|
Тракторы21 |
|
|
|
МТЗ-2 |
|
82 |
|
МТЗ-50 |
|
50 |
ДТ-54 |
|
94,5 |
|
ДТ-75 |
|
77,5 |
кпн-з |
Культивагоры для сплошной обработки поч!1Ы2 |
|||||
|
133 |
|
КПНА-2 |
|
115 |
|
КПП-4А |
|
162 |
|
КП II-4В |
|
157 |
|
|
Зернотук<)вые сеялки3 |
|
|
||
СК-24 |
/ |
283 |
|
СКН-24 |
| |
236 |
|
|
Зернотравяные сеялки3 |
|
|
||
СЗТ-47 |
/ |
352 |
| |
СЗТН-47 |
| |
255 |
|
|
Картофелесажалки3 |
|
|
||
СКГ-4 |
/ |
500 |
| |
СН-4Б |
| |
304 |
\Зерноуборочные комбайны4
СК-3 |
|
1 |
2010 |
| СК-4 |
| |
1590 |
|
|
|
|
|
Кукурузоуборочные комбайны3 |
|
|
|
КУ-2А |
|
1 |
2080 |
| ККХ-3 |
| |
1200 |
|
1 |
Таблица составлена по каталогу «Сельскохозяйственная техни |
||||||
ка», М., |
«Колос», 1967. |
|
|
|
|
||
2 |
На |
1 |
л. с. мощности двигателя. |
|
|
||
3 |
На метр захвата. |
|
|
|
|
||
4 |
На |
1 |
кг пропускной способности молотилки. |
|
|
164