Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внедрение навесных и полунавесных сельскохозяйст­ венных машин позволило сократить обслуживающий персонал, улучшить маневренность агрегатов, снизить металлоемкость машин (табл. 51).

Особенно заметно снижение металлоемкости у на­ весных плугов, лущильников, льнотеребилок, сенокоси­ лок. Бес 1 м захвата навесной льнотеребилки ТЛН-1,5 в 7 с лишним раз меньше, чем прицепной ЛТВ-4; навес­ ной сенокосилки 1\НУ-6М в 2,14 раза меньше прицепной 1\-2,1М; навесного плуга ПН-4-35 почти в 1,6 раза ниже по сравнению с прицепным П-5-35МГА и т. д.

Агрегаты, составленные из навесных машин, обслу­ живают в 2—4 раза Меньше человек, чем агрегаты, со­ ставленные из прицепных машин. Важным преимущест­ вом агрегатов, составленных из навесных машин, явля­ ется их высокая маневренность, меньший радиус поворо­ тов и, следовательно, меньшие затраты времени на их проведение. Фотографии рабочего дня, выполненные в колхозах Новгородской области, показали, что у при­ цепных пахотных агрегатов на повороты уходит до одной четверти времени чистой работы, а у навесных агрега­

тов — на

18—35% меньше. Аналогичная зависимость и

у других

агрегатов. Одним из недостатков навесных ма­

шин является все еще высокая трудоемкость комплек­ тования агрегатов, сложность навески машин, большие затраты времени на их подготовку к работе.

Наблюдения за работой пахотных агрегатов, состав­ ленных из тракторов К-700 и навесных плугов ПН-8-35, показали, что по отношению к чистому рабочему време­ ни 17,5% времени расходуется на подготовительно-за­ ключительные работы, среди которых большой удель­ ный вес занимает комплектование агрегата. В то же вре­ мя у агрегатов с прицепными плугами на подготови- тельно-заключителвные работы уходит всего 8—10% времени чистой работы. На комплектование и подго­ товку к работе более сложных агрегатов из навесных машин (дождевальный агрегат ДДА-ЮОМ, рассадопо­ садочные агрегаты, навесные опыливатели-опрыскива­ тели и др.) иногда требуется несколько человеко-дней.

Высокая трудоемкость и сложность комплектования таких агрегатов вызывает низкий уровень использования тракторов и машин. Наблюдения, проведенные в овоще­ водческих хозяйствах, показали, что дождевальные аг­

158

регаты с дождевальными машинами ДДА-ЮОМ работа­ ют в некоторых хозяйствах лишь по 800—900 час., а аг­ регаты с прицепными дождевальными машинами ДДП-30С — по 1200 час. и больше, т. е. почти в 1.5 раза выше. Плохое использование тракторов, работавших с дождевальными машинами ДДА-ЮОМ, объясняется тем, что после окончания поливных работ в конце августа дождевальные агрегаты не демонтируются, поэтому тракторы не участвуют в осенних полевых работах. Тракторы, работавшие с прицепными дождевальными машинами ДДП-ЗОС, после окончания полива сразу же переключаются на -выполнение осенних полевых работ.

Сложность навески часто препятствует внедрению двухсменной работы тракторов. Например, если трак­ тор днем работает с навесной машиной, то, как прави­ ло, он не переключается ночью на другую работу. Такое положение можно наблюдать во многих хозяйствах.

И наконец, другой серьезный недостаток многих на­ весных машин заключается в их низкой степени универ­ сальности. Например, навесные широкозахватные жатки ЖВН-6 и ЖНС-6-12 и др. навешиваются только на само­ ходные зерноуборочные комбайны. С тракторами эти жатки работать не могут. Наоборот, рисовая навесная жатка ЖНУ-4,0, зернобобовая жатка ЖБА-3,5 и др. на­ вешиваются только на тракторы и не могут быть исполь­ зованы с самоходными комбайнами.

Для успешного и эффективного внедрения комплек­ сной механизации необходимо в каждом хозяйстве раз­ работать научно обоснованную перспективную структу­ ру посевных площадей, которая явится основой для планирования производства и завоза сельскохозяйствен­ ной техники. Изменение структуры посевной площади в той или иной степени меняет и структуру машинно-трак­ торного парка. Вот, например, как повлиял переход к так называемой пропашной системе земледелия на струк­ туру машинно-тракторного парка совхоза «Лотошинский» Московской области. Расчеты показали, что при расширении посевных площадей под пропашными куль­ турами с 678 до 1940 га, или почти в 3 раза, сокращении посевов трав и других культур потребность в колесных тракторах сократилась вдвое (рис. 8), соответственно изменился и состав сельскохозяйственных машин. Это объясняется уменьшением сеноуборочных работ, на вы­


полнение которых требуется большее количество колес­ ных тракторов, чем на такую же площадь, занятую про­ пашными культурами, а также значительным увеличе­ нием объема пахотных работ. Расширение площади зер­ нобобовых культур увеличивает весеннее напряжение работ, а рост удельного веса посевов кукурузы и сахар­ ной свеклы создает напряжение энергетических средств

jj травопольный севооборот jj пропашной севооборот

Р и с. 8. Расчетный график использования тракто­ ров при двух вариантах структуры посевной площади

(совхоз «Лотошинский» Московской области)

в осенний период. Общая сумма дополнительных капи­ таловложений в сельскохозяйственную технику при этом возрастет более чем на 50 тыс. руб. Если же сюда вклю-

160


чить стоимость строительства и оборудования зерноочи­

стительно-сушильных

пунктов

производительностью

4 т/час, о б щ а я с у м м а

капиталовложений возрастет еще

больше.

Одна из причин недостаточного внедрения комплек­ сной механизации и низкого использования техники — необоснованное изменение структуры посевных площа­ дей. Это «лихорадило» промышленность, которая вынуж­ дена была приспосабливаться к меняющимся условиям, приводило к тому, что хозяйства завозили машины, ко­ торые вскоре становились в одних хозяйствах бездейст­ вующими, в то время как другие испытывали недостаток в этой технике. Так, хозяйства Ростовской области в 1971 г. имели .явный избыток плугов 4—5-корпусных: если на один трактор класса 3 т, по расчетам, требуется один плуг, то в северной зоне их было 1,2 и в южной — 1,3. В то же время они испытывали недостаток в диско­ вых лущильниках: если по нормативам нагрузка на лу­ щильник равна 1200 га, то фактически по зонам соответ­ ственно была 1630 и*1450 га.

Чтобы улучшить работу машинно-тракторного парка, повысить его эффективность, необходимо ,в каждом кол­ хозе и совхозе провести работу по обоснованию и расче­ ту оптимального состава МТП на основе перспективной

-структуры посевных площадей.

Важным направлением совершенствования системы машин является разработка и внедрение средств малой механизации. Речь идет о двигателях небольшой мощно­ сти, садово-огородных тракторах и т.' д. Отсутствие средств малой механизации сдерживает снижение тру­ доемкости производства продукции в ряде отраслей сельского хозяйства (овощеводстве, садоводстве), в хо­ зяйствах с мелкоконтурными полевыми участками и т.д.

Из-за мелкоконтурности участков многие операции выполняются вручную или на конной тяге. Кроме того, большие пахотные угодья не обрабатываются вообще из-за чрезвычайно высокой трудоемкости работ и слабой обеспеченности трудовыми ресурсами.

Нуждается в улучшении качество изготовления трак­ торов и сельскохозяйственных машин. Одним из показа­ телей качества машин является" их металлоемкость и весовые показатели. Значительное снижение весовых по­ казателей при одновременном повышении прочности ма­

161


шин и их отдельных узлов достигается за счет примене­ ния высококачественных, облегченных профилей метал­ лов (высоколегированных материалов, алюминиевых сплавов) и совершенствования технологии производства деталей.

Недостаточные качественные показатели тракторов приводят к чрезмерно большим затратам на их поддер­ жание в работоспособном состоянии, снижают уровень использования.

Обобщающим экономическим показателем качества машин может служить структура затрат на производство и эксплуатацию конкретной машины за амортизацион­ ный срок службы (табл. 52).

Т а б л и ц а 52

Структура затрат на изготовление и техническое обслуживание тракторов и двигателей за амортизационный срок

службы (8 лет) (%)

Технически Ремонт (теку­ Изготовлениеуходысучетом щийикапи­ механизации тальный) I

Марка изделия работ

трудо­ денеж­трудоденеж­трудо­ денеж­ вые ные ~“вые ные вые ные затратызатратызатратызатратызатратызатраты

 

Тракторы

 

 

 

 

ДТ-75

7

28

43

19

50

53

Т-74

7

25

43

20

50

55

ДТ-54А

4

23

44

21

52

56

.Беларусь* всех модй-

7

34

50

22

45

44

фикаций

 

 

 

 

 

 

Т-40

10

34

50

22

40

44

ДТ-20

7

31

53

17

40

52

 

Двигатели

 

 

 

 

Д-54А

3

17

74

22

23

51

Д-48

4

20

61

22

35

58

Д-37М

4

21

72

20

24*

59

П р и м е ч а н и е . Трудовые и денежные затраты на производство и техническое обслуживание тракторов и двигателей приняты за

Из таблицы видно, что по наиболее распространён­ ным в настоящее время моделям тракторов на долю про­ мышленности приходится всего лищь 7— Ш°/о, а седь-

\ т


ского хозяйства — 90—93% всех трудовых затрат на производство и содержание тракторов. Денежные затра­ ты на изготовление тракторов составляют 23 — 34%, а остальные 77—66% затрачиваются на ремонт и техни­ ческие уходы в период их использования в колхозах и совхозах. Это объясняется недостаточной долговечно­ стью и ремонтопригодностью тракторов, несовершенной технологией ремонта.

Трудоемкость изготовления тракторов ДТ-54А со­ ставляет 2М , а одного капитального ремонта—6У5 чел,- час. Трудоемкость ремонта .тракторов Т-74 и Д1-75 при­ мерно равна трудоемкости их изготовления, но за амор­ тизационный срок службы (восемь лет; эти тракторы капитально ремонтируются три-четыре раза. При этом для ремонта тракторов и изготовления запасных частей используется в 4 раза больше мощностей, чем для вы­ пуска новых машин.

Структура затрат на изготовление и техническое об­ служивание тракторов .рассчитана по нормативным дан­ ным с учетом механизации ремонтно-профилактических работ и нормальных условий использования машиннотракторного парка. Если принимать во внимание и усло­ вия исрользования техники в хозяйствах, то структура затрат складывается еще более неблагоприятно.

Колхозы и совхозы ежегодно затрачивают огромные средства на капитальные и текущие ремонты (без тех­ нических уходов) .тракторного парка. Так, в 1971 г., по данным годовых отчетов колхозов и совхозов РСФСР, затраты на ремонт тракторов составили 0,6 млрд, руб., или 22и/0 балансовой стоимости тракторного парка.

Уровень совершенства конструкций и технология из­ готовления современных тракторов и сельскохозяйствен­ ных машин крайне недостаточны. В результате 60% тракторного парка ежегодно простаивает в ремонте.

Несмотря на постоянный рост выпуска запасных ча­ стей, хозяйства все еще испытывают в них острый недо­ статок. Годовая стоимость производства запасных ча­ стей к тракторам превысила стоимость годовой поставки новых тракторов, т. е. на каждый новый трактор про­ мышленность выпускает такой же трактор, но только в разобранном виде. .

Из-за нехватки запасных частей хозяйства прежде-i временно списывают машины.. Нередко дорогостоящие

163

машины простаивают из-за отсутствия недорогих дета­ лей.

В продолжение многих месяцев в 1972 г. в Новоси­ бирской области не работало 400 тракторов ДТ-75М из-за отсутствия поршневых групп и 800 тракторов Т-4, которые не имели запасных звеньев гусениц и коленча­ тых валов и т. д.

Нуждается в совершенствовании также и конструк­

тивное исполнение ряда

сельскохозяйственных

машин,

несмотря на то,

что за последние годы достигнут значи­

тельный сдвиг в конструировании машин (табл.

53).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 53

Динамика металлоемкости некоторых отечественных тракторов

 

и сельскохозяйственных машин (кг)1

 

 

 

50-е годы

 

60—70-е годы

маркаизделия

металлоемкость

марка изделия

металлоемкость

 

 

 

Тракторы21

 

 

МТЗ-2

 

82

 

МТЗ-50

 

50

ДТ-54

 

94,5

 

ДТ-75

 

77,5

кпн-з

Культивагоры для сплошной обработки поч!1Ы2

 

133

 

КПНА-2

 

115

КПП-4А

 

162

 

КП II-4В

 

157

 

 

Зернотук<)вые сеялки3

 

 

СК-24

/

283

 

СКН-24

|

236

 

 

Зернотравяные сеялки3

 

 

СЗТ-47

/

352

|

СЗТН-47

|

255

 

 

Картофелесажалки3

 

 

СКГ-4

/

500

|

СН-4Б

|

304

\Зерноуборочные комбайны4

СК-3

 

1

2010

| СК-4

|

1590

 

 

 

 

Кукурузоуборочные комбайны3

 

 

КУ-2А

 

1

2080

| ККХ-3

|

1200

1

Таблица составлена по каталогу «Сельскохозяйственная техни­

ка», М.,

«Колос», 1967.

 

 

 

 

2

На

1

л. с. мощности двигателя.

 

 

3

На метр захвата.

 

 

 

 

4

На

1

кг пропускной способности молотилки.

 

 

164