Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
■•слесари. В обязанности слесарей входит: проведение технических уходов, устранение неисправностей машин, их регулировки, оказание помощи механизаторам в комплектовании агрегатов, постановка машин на хране ние. Кроме того, в свободное от этих работ время они участвуют в ремонте технических средств.
Всего в районе создано 29 постов для обслуживания машинно-тракторного парка, 27 — для машин и обору дования животноводческих ферм, 27 — для мойки ма шин, 30 площадок для их хранения, 34 поста для за правки машин топливом и смазочными материалами.
На постах технического обслуживания ведется соот ветствующая документация: графики планирования и учета технического обслуживания, правила и техноло гия проведения технических уходов и др. Все техниче ское обслуживание проводится в строгом соответствии с этой документацией.
Всю службу технического обслуживания средств ме ханизации в хозяйствах возглавляет районное объедине ние «Сельхозтехника». .
Повседневное оперативное руководство звеньями поютов технического обслуживания обеспечивает инженертехнолог производственного участка по обслуживанию машинно-тракторного парка или инженер-технолог про изводственного участка по обслуживанию машин и обо рудования животноводческих ферм. Кроме того, в объ единении создан ряд оперативных групп: группа выпол нения заказов постов технического обслуживания, дис петчерская, технологическая и диагностическая. Воз главляет работу групп заместитель управляющего рай онным объединением.
Районное объединение «Сельхозтехника» обеспечи вает посты технического обслуживания необходимыми ремонтно-техническими материалами, постоянно контро лирует качество выполняемых работ.
Форма технического обслуживания машин в Богодуховском районе основана на тесном производственном -содружестве хозяйств и районного объединения «Сель хозтехника». Такая форма организации технического об служивания позволяет существенно улучшить уровень использования техники в хозяйствах. Например, по дан ным украинского объединения Совета Министров УССР «Укрсельхозтехника», только' за 1971 г. в колхозах и
J44
совхозах, где обслуживание техники было организовано так же, как и в Богодуховском районе, по сравнению с 1970 г. годовая выработка на трактор «Беларусь» по высилась на 8%. трактор Т-74 — более 8%; дневная же
выработка трактора «Беларусь» возросла с |
4,22 до |
4,53 га условной пахоты, трактора Т-74 — с |
6,79 до |
6,90 га и т. д. При этом значительно увеличилась меж ремонтная выработка на трактор.
Опыт организации ремонта в Богодуховском районе широко внедряется в хозяйствах Российской Федера
ции.
Большой экономический эффект на ремонтных рабо тах дает организация технических обменных пунктов (ТОП) объединений «Сельхозтехника». Технические об менные пункты позволяют значительно снизить затраты труда и средств на перевозку ремонтного фонда и гото вой продукции, убыстряют техническое обслуживание колхозов и совхозов, повышают круглогодовую равно мерную занятость ремонтных предприятий. Эта форма технического обслуживания начала развиваться в си стеме «Союзсельхозтехника» в 1965—1966 гг. Пункты создаются в районных объединениях «Сельхозтехники» и при ее торговых базах. Каждый пункт обеспечивается необходимым количеством отремонтированных тракто ров, комбайнов, двигателей, рабочих машин и оборудо вания. Вышедшие из строя технические средства колхо зов или совхозов обмениваются на отремонтированные в ТОП. Если же в обменном пункте нет такого техниче ского средства, то его заказывают на ремонтных пред приятиях «Сельхозтехники». Неисправные машины ТОП. отправляет на ремонт в специализированные предприя тия «Сельхозтехники».
В 1966 г. (до организации ТОП) хозяйства Москов ской области сделали около 1650 ездок на Ульяновский и Красно-Пахорский заводы «Сельхозтехники», кото рые ремонтируют двигатели к тракторам «Беларусь» и автомашинам ГАЗ-51. Общая протяженность этих поез док составила 230 тыс. км, на что было израсходовано хозяйствами 20 тыс. руб. В 1969 г. (после организации Т011) количество ездок на эти заводы сократилось до 507 (в 3 с лишним раза); общая протяженность ездок сократилась в 5 раз. Это позволило высвободить для других транспортных работ более 1200 грузовых авто
6 Зак. 3061 |
145 |
машин. Ежегодная экономия На транспортных работа.Х составила 15 тыс. руб. и 18.тыс. чел.-дн. *.
Организация ТОП способствует улучшению каче ства ремонта, о чем свидетельствует повышение техни ческой готовности тракторного парка. Так, во Влади мирской области после организации 15 ТОП коэффи циент готовности .тракторного парка повысился: в мар те на 0,05; в апреле—на 0,03; в мае—на 0,04; в июне— на 0,03 и в июле — на 0,03.
В Гороховском районе этой же области в результате функционирования ТОП среднедневная выработка на трактор повысилась с 2,40 до 4,50 га мягкой пахоты, се бестоимость гектара мягкой пахоты снизилась с 4,88 до 3,48 руб., затраты на текущий ремонт и техуходы умень шились с 1,69 до 0,95 руб. на 1 га условной пахоты. Межремонтные фактические сроки на трактор типа ДТ-54 возросли с 965 до 1490 га мягкой пахоты. .
Организация торговых обменных пунктов обеспечи вает более равномерную загрузку ремонтных предприя тий по кварталам (%):
|
I |
II |
III |
IV |
До организации ТОП |
35,9 |
18,1 |
14,1 |
31,9 |
После организации ТОП |
' 30,1 |
24,6 |
22,0 |
24,3 |
Величина расходов на ремонт и техническое обслу живание машин во многом зависит от квалификации механизаторов, от их отношения к технике. Так, тракто рист колхоза «Россия» Зубцовского района Калинин ской области М. Петушков за годы восьмой пятилетки сэкономил на закрепленном за ним тракторе 2453 руб. эксплуатационных средств. На эти средства колхоз ку пил новый трактор. За счет бережливого отношения к технике в хозяйствах района за годы восьмой пятилетки было сэкономлено более 120 тыс. руб. Многие механи заторы и тракторные бригады соревнуются между со бой за сокращение средств на эксплуатацию техники.
Например, в 1972 г. механизаторы колхоза имени Калинина сберегли около 2400 руб. и приняли соцобя зательство до конца пятилетки сэкономить еще 10 тыс. руб. Они будут получены за счет более экономного рас-, ходования топлива и смазочных материалов, продления1
1 «Организация работы технических обменных пунктов объеди нений «Сельхозтехника». ЦНИИТЭИ, 1970, стр. 6—9.
146
межремонтных сроков работы машин, проведения стро гого контроля за выполнением технических уходов и других организационно-экономических мероприятий.
Срок службы и эффективность использования мобильной энергетики
Тракторы, самоходные шасси и зерноуборочные комбайны составляют три четверти парка мобильных машин в колхозах и совхозах страны. Они играют основ ную роль в механизации сельскохозяйственного произ
водства.
К числу важнейших факторов, определяющих вели чину затрат на техническое обслуживание и эффектив ность использования сельскохозяйственной техники в земледелии, относится срок службы машин.
При быстрых темпах насыщения сельского хозяйства страны техникой происходит систематическое снижение реального срока службы машин. По данным выбороч ного обследования ЦСУ СССР за 1969 г., основные наи более распространенные марки тракторов (ДТ-75, МТЗ-50, ДТ-20) и комбайнов (СК-4) работают в колхо зах и совхозах значительно менее амортизационного срока—восьми лет. При этом новые модели типа ДТ-75 и МТЗ-50 имеют возоаст всего три-четыре года.
Тракторы и комбайны устаревших моделей ДТ-54, МТЗ-5 и СК-3 списываются в возрасте, значительно пре вышающем амортизационный срок: ДТ-54 списаны в возрасте 11,8 года, МТЗ-5 — в возрасте 9,7 года и т. д.
В таблице 44 приведены данные об изменении затрат на техническое обслуживание и ремонты тракторов ДТ-54 в зависимости от их срока службы по четырем экономическим районам РСФСР, существенно отличаю щимся по природным условиям.
Из данных таблицы видно: в колхозах всех экономи ческих районов по мере повышения сроков наблюдают ся высокие темпы роста расходов на техническое обслу живание; уровень затрат на ремонты и технические ухо ды в колхозах различных экономических районов, осо бенно в первые годы эксплуатации тракторов, различен. При этом по мере улучшения природных условий для эксплуатации МТП происходит снижение величины зат-
6* |
147 |
Т а б л и ц а 44 Затраты денежных средств на техническое обслуживание и ремонт тракторов ДТ-54 в зависимости от их срока службы в колхозах
(по данным выборочного обследования ЦСУ РСФСР, 1969 г.)
Экономическийрайон
Северо-Западный Центральный Центрально-Черно- земный Северо-Кавказский
|
Затратысредств на техническообслуживание |
||||||||
|
|
иремонт (руб. на 1та мягкой |
|
||||||
|
пахоты) присроке службы(лет) |
10-12 |
|||||||
|
1-3 |
|
1—6 |
|
7-9 |
|
|||
|
|
|
|
<<уа tf:s11 |
|
||||
кСеве |
VOкСеве |
номурай |
О |
а СО£ 5 |
ОкСевеЗапад |
||||
си |
номурайро% |
си |
|
си |
\о О о |
>-%роону[ |
|||
|
ону- |
|
ону-ро% |
>, |
Си |
номурай |
|||
|
Запад |
|
Запад |
|
о |
гэ та |
|
|
|
VO |
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
1,33 |
100 |
1,43 |
|
100 |
1,42 |
. |
100 |
1,90 |
100 |
1 ,п |
8 3 ,5 |
1,28 |
8 9 ,5 |
1,36 |
9 6 ,5 |
1,38 |
7 2 ,6 |
0 ,5 9 4 4 ,4 |
0 ,8 9 6 2 ,2 |
0 ,9 1 6 4 ,1 |
0 ,9 8 |
5 1 , 6 |
0 ,4 7 3 5 ,3 |
0 ,6 5 4 5 ,5 |
0 ,7 9 5 5 ,6 0 ,7 6 |
4 0 . 0 |
П р и м е ч а н и е . |
Для анализа в таблицу включено следующее |
|
|
количество тракторов: |
|
Северо-Западный район |
88 |
|
Центральный |
„ |
265 |
Центрально-Черноземный район 188 |
||
Северо-Кавказский |
„ 204 |
|
В с е г о тракторов |
745 |
рат. Например, в колхозах Северо-Западного района, где условия наименее благоприятны, величина расходов самая большая. Наоборот, в хозяйствах Северо-Кавказ ского района, имеющих лучшие природные условия, ве личина расходов на ремонты и техобслуживание самая минимальная.
С увеличением срока службы различия в уровне зат рат между колхозами различных экономических рай онов существенно сокращаются. Это объясняется бы стрыми темпами роста затрат в районах, имеющих бо лее благоприятные природные условия. В свою очередь, рост затрат вызывается более интенсивным использова нием техники в этих районах (табл. 45).
Качественные параметры сельскохозяйственной тех- ' ники не отвечают разнообразным зональным условиям. Например, в колхозах Северо-Западного и Центрально го районов уже в первые три года эксплуатации около
148
Т аблица 45
Структура денежных затрат на ремонты и техническое обслуживание тракторов ДТ-54 в зависимости от их срока службы в колхозах четырех экономических районов РСФСР
Экономическийрайон
кап/ре монт
|
Срокслужбытракторов (лет) |
||
1-3 |
4-6 |
7-9 |
|
" |
тех |
удельныйвес затрат (к) на |
|
кап монт тек монт уходы.тех |
монт тек монт уходы.тех ’ |
||
ре |
ухо |
|
рекап. ре. |
монттек |
ды ре. ре. |
||
. . |
|
|
Северо-Западный |
49,0 |
24.0 27,0 |
56,3 |
37.2 |
|
6,5 66,1 27,4 |
6,5 |
|||
Центральный |
47,0 34,0 |
19,0 |
64,0 |
28,5 |
|
7,5 |
66,5 |
27,5 |
6,0 |
|
Центрально-Чернозем- |
36,0 |
50,0 |
14,0 |
51,3 |
37,0 |
12,0 |
56,0 |
33,0 |
11,0 |
|
ный |
42,5 38,0 |
19,5 |
45,0 |
33,0 22,0 |
42,0 38,0 20 |
|||||
Северо-Кавказский |
||||||||||
половины всех расходов |
на |
техническое |
обслуживание |
|||||||
приходится на капитальные |
ремонты |
|
и |
только 27 и |
19% — на технические уходы.
Общей закономерностью для всех районов является существенное повышение с возрастом машин затрат на наиболее трудоемкие и дорогостоящие виды техническо го обслуживания — ремонты, особенно на капитальные.
На их долю при сроке службы семь—девять |
лет пада |
ет соответственно по районам 66,1; 66,5; 56,0 |
и 42,0 всех |
затрат вместо 49,0; 47,0; 36,0 и 42,5 при сроке один—три года. В колхозах Северо-Кавказского района с увеличе нием срока службы более или менее равномерно растут абсолютные расходы по всем видам ремонтов и техни ческих уходов.
Поскольку экономические районы занимают обшир ные территории, в каждом из которых имеются суще ственные различия природных условий, был произведен анализ влияния срока службы на эффективность исполь зования мобильной энергетики на примере совхозов Мо сковской области.
По степени насыщения сельскохозяйственной техни кой совхозы Московской области занимают в стране од но из ведущих мест. По состоянию на 1971 г. нагрузка пашни на физический и условный трактор в совхозах РСФСР составила соответственно 134 и 56 га, а в сов хозах рассматриваемой области — 62 и 29 га.
149
В совхозах области наиболее распространены трак торы ДТ-75, МТЗ-50, ДТ-20 и комбайн СК-4. Они рабо тают значительно меньше амортизационного срока (во
сьми лет)Последние |
модели типа ДТ-75 и МТЗ-50 име |
ют возраст всего два |
с половиной и четыре года. Трак |
торы и комбайны устаревших моделей ДТ-54, МТЗ-5 и СК-3 списываются в возрасте, значительно превышаю щем амортизационный срок. В то же время новые моде ли ДТ-75, МТЗ-50 и Т-74 списаны при недоиспользова нии в один-два года.
Снижение времени нахождения техники в эксплуата ции влияет на экономику двояко: с одной стороны, это приводит к «омоложению» парка и снижению расходов по его эксплуатации, с другой стороны, ввиду ограни ченного поступления новой техники и ее количественного недостатка это приводит к нарушению (растягиванию) сроков выполнения работ, что, в свою очередь, вызывает потери урожая и, следовательно, повышает себе стоимость продукции. Причем повышенная себестои мость продукции существенно перекрывает экономию, получаемую за счет использования техники при сниже нии срока ее эксплуатации.
В таблице 46 приведены показатели использования тракторов МТЗ-50 со сроком службы один—шесть лет
вувязке с затратами на их техническое обслуживание
иремонты.
Из таблицы видно, что по мере старения тракторов снижаются показатели выработки и резко возрастают затраты на все виды ремонтов (капитальные и теку щие) и технические уходы. Тракторы, проработавшие в хозяйствах один—три года, по сравнению с тракторами, используемыми четыре—шесть лет, имеют более высо кую годовую и дневную выработки (на 27 и 12%) к большую годовую занятость (на 13%)- Затраты же в расчете на трактор и гектар условной пахоты у них на 40 и 53% ниже. При этом более высокая годовая и днев ная выработки новых тракторов не перекрывают и не могут перекрыть выработку тракторов с более высоким сроком службы: В нашем примере годовая выработка тракторов со сроком службы один год выше, чем шесть лет, всего на 42%, а дневная — лишь на 13%. Другими словами, прирост выработки у каждого нового трактора не равноценен выработке старого. Поэтому преждевре-
150