Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■•слесари. В обязанности слесарей входит: проведение технических уходов, устранение неисправностей машин, их регулировки, оказание помощи механизаторам в комплектовании агрегатов, постановка машин на хране­ ние. Кроме того, в свободное от этих работ время они участвуют в ремонте технических средств.

Всего в районе создано 29 постов для обслуживания машинно-тракторного парка, 27 — для машин и обору­ дования животноводческих ферм, 27 — для мойки ма­ шин, 30 площадок для их хранения, 34 поста для за­ правки машин топливом и смазочными материалами.

На постах технического обслуживания ведется соот­ ветствующая документация: графики планирования и учета технического обслуживания, правила и техноло­ гия проведения технических уходов и др. Все техниче­ ское обслуживание проводится в строгом соответствии с этой документацией.

Всю службу технического обслуживания средств ме­ ханизации в хозяйствах возглавляет районное объедине­ ние «Сельхозтехника». .

Повседневное оперативное руководство звеньями поютов технического обслуживания обеспечивает инженертехнолог производственного участка по обслуживанию машинно-тракторного парка или инженер-технолог про­ изводственного участка по обслуживанию машин и обо­ рудования животноводческих ферм. Кроме того, в объ­ единении создан ряд оперативных групп: группа выпол­ нения заказов постов технического обслуживания, дис­ петчерская, технологическая и диагностическая. Воз­ главляет работу групп заместитель управляющего рай­ онным объединением.

Районное объединение «Сельхозтехника» обеспечи­ вает посты технического обслуживания необходимыми ремонтно-техническими материалами, постоянно контро­ лирует качество выполняемых работ.

Форма технического обслуживания машин в Богодуховском районе основана на тесном производственном -содружестве хозяйств и районного объединения «Сель­ хозтехника». Такая форма организации технического об­ служивания позволяет существенно улучшить уровень использования техники в хозяйствах. Например, по дан­ ным украинского объединения Совета Министров УССР «Укрсельхозтехника», только' за 1971 г. в колхозах и

J44

совхозах, где обслуживание техники было организовано так же, как и в Богодуховском районе, по сравнению с 1970 г. годовая выработка на трактор «Беларусь» по­ высилась на 8%. трактор Т-74 — более 8%; дневная же

выработка трактора «Беларусь» возросла с

4,22 до

4,53 га условной пахоты, трактора Т-74 — с

6,79 до

6,90 га и т. д. При этом значительно увеличилась меж­ ремонтная выработка на трактор.

Опыт организации ремонта в Богодуховском районе широко внедряется в хозяйствах Российской Федера­

ции.

Большой экономический эффект на ремонтных рабо­ тах дает организация технических обменных пунктов (ТОП) объединений «Сельхозтехника». Технические об­ менные пункты позволяют значительно снизить затраты труда и средств на перевозку ремонтного фонда и гото­ вой продукции, убыстряют техническое обслуживание колхозов и совхозов, повышают круглогодовую равно­ мерную занятость ремонтных предприятий. Эта форма технического обслуживания начала развиваться в си­ стеме «Союзсельхозтехника» в 1965—1966 гг. Пункты создаются в районных объединениях «Сельхозтехники» и при ее торговых базах. Каждый пункт обеспечивается необходимым количеством отремонтированных тракто­ ров, комбайнов, двигателей, рабочих машин и оборудо­ вания. Вышедшие из строя технические средства колхо­ зов или совхозов обмениваются на отремонтированные в ТОП. Если же в обменном пункте нет такого техниче­ ского средства, то его заказывают на ремонтных пред­ приятиях «Сельхозтехники». Неисправные машины ТОП. отправляет на ремонт в специализированные предприя­ тия «Сельхозтехники».

В 1966 г. (до организации ТОП) хозяйства Москов­ ской области сделали около 1650 ездок на Ульяновский и Красно-Пахорский заводы «Сельхозтехники», кото­ рые ремонтируют двигатели к тракторам «Беларусь» и автомашинам ГАЗ-51. Общая протяженность этих поез­ док составила 230 тыс. км, на что было израсходовано хозяйствами 20 тыс. руб. В 1969 г. (после организации Т011) количество ездок на эти заводы сократилось до 507 (в 3 с лишним раза); общая протяженность ездок сократилась в 5 раз. Это позволило высвободить для других транспортных работ более 1200 грузовых авто­

6 Зак. 3061

145


машин. Ежегодная экономия На транспортных работа.Х составила 15 тыс. руб. и 18.тыс. чел.-дн. *.

Организация ТОП способствует улучшению каче­ ства ремонта, о чем свидетельствует повышение техни­ ческой готовности тракторного парка. Так, во Влади­ мирской области после организации 15 ТОП коэффи­ циент готовности .тракторного парка повысился: в мар­ те на 0,05; в апреле—на 0,03; в мае—на 0,04; в июне— на 0,03 и в июле — на 0,03.

В Гороховском районе этой же области в результате функционирования ТОП среднедневная выработка на трактор повысилась с 2,40 до 4,50 га мягкой пахоты, се­ бестоимость гектара мягкой пахоты снизилась с 4,88 до 3,48 руб., затраты на текущий ремонт и техуходы умень­ шились с 1,69 до 0,95 руб. на 1 га условной пахоты. Межремонтные фактические сроки на трактор типа ДТ-54 возросли с 965 до 1490 га мягкой пахоты. .

Организация торговых обменных пунктов обеспечи­ вает более равномерную загрузку ремонтных предприя­ тий по кварталам (%):

 

I

II

III

IV

До организации ТОП

35,9

18,1

14,1

31,9

После организации ТОП

' 30,1

24,6

22,0

24,3

Величина расходов на ремонт и техническое обслу­ живание машин во многом зависит от квалификации механизаторов, от их отношения к технике. Так, тракто­ рист колхоза «Россия» Зубцовского района Калинин­ ской области М. Петушков за годы восьмой пятилетки сэкономил на закрепленном за ним тракторе 2453 руб. эксплуатационных средств. На эти средства колхоз ку­ пил новый трактор. За счет бережливого отношения к технике в хозяйствах района за годы восьмой пятилетки было сэкономлено более 120 тыс. руб. Многие механи­ заторы и тракторные бригады соревнуются между со­ бой за сокращение средств на эксплуатацию техники.

Например, в 1972 г. механизаторы колхоза имени Калинина сберегли около 2400 руб. и приняли соцобя­ зательство до конца пятилетки сэкономить еще 10 тыс. руб. Они будут получены за счет более экономного рас-, ходования топлива и смазочных материалов, продления1

1 «Организация работы технических обменных пунктов объеди­ нений «Сельхозтехника». ЦНИИТЭИ, 1970, стр. 6—9.

146


межремонтных сроков работы машин, проведения стро­ гого контроля за выполнением технических уходов и других организационно-экономических мероприятий.

Срок службы и эффективность использования мобильной энергетики

Тракторы, самоходные шасси и зерноуборочные комбайны составляют три четверти парка мобильных машин в колхозах и совхозах страны. Они играют основ­ ную роль в механизации сельскохозяйственного произ­

водства.

К числу важнейших факторов, определяющих вели­ чину затрат на техническое обслуживание и эффектив­ ность использования сельскохозяйственной техники в земледелии, относится срок службы машин.

При быстрых темпах насыщения сельского хозяйства страны техникой происходит систематическое снижение реального срока службы машин. По данным выбороч­ ного обследования ЦСУ СССР за 1969 г., основные наи­ более распространенные марки тракторов (ДТ-75, МТЗ-50, ДТ-20) и комбайнов (СК-4) работают в колхо­ зах и совхозах значительно менее амортизационного срока—восьми лет. При этом новые модели типа ДТ-75 и МТЗ-50 имеют возоаст всего три-четыре года.

Тракторы и комбайны устаревших моделей ДТ-54, МТЗ-5 и СК-3 списываются в возрасте, значительно пре­ вышающем амортизационный срок: ДТ-54 списаны в возрасте 11,8 года, МТЗ-5 — в возрасте 9,7 года и т. д.

В таблице 44 приведены данные об изменении затрат на техническое обслуживание и ремонты тракторов ДТ-54 в зависимости от их срока службы по четырем экономическим районам РСФСР, существенно отличаю­ щимся по природным условиям.

Из данных таблицы видно: в колхозах всех экономи­ ческих районов по мере повышения сроков наблюдают­ ся высокие темпы роста расходов на техническое обслу­ живание; уровень затрат на ремонты и технические ухо­ ды в колхозах различных экономических районов, осо­ бенно в первые годы эксплуатации тракторов, различен. При этом по мере улучшения природных условий для эксплуатации МТП происходит снижение величины зат-

6*

147

Т а б л и ц а 44 Затраты денежных средств на техническое обслуживание и ремонт тракторов ДТ-54 в зависимости от их срока службы в колхозах

(по данным выборочного обследования ЦСУ РСФСР, 1969 г.)

Экономическийрайон

Северо-Западный Центральный Центрально-Черно- земный Северо-Кавказский

 

Затратысредств на техническообслуживание

 

 

иремонт (руб. на 1та мягкой

 

 

пахоты) присроке службы(лет)

10-12

 

1-3

 

1—6

 

7-9

 

­ ­

­

­

 

<<уа tf:s11

­ ­

кСеве

VOкСеве

номурай

О

а СО£ 5

ОкСевеЗапад

си

номурайро%

си

 

си

\о О о

>-%роону[

 

ону-

 

ону-ро%

>,

Си

номурай

 

­Запад

 

­Запад

 

о

гэ та

 

­

VO

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1,33

100

1,43

 

100

1,42

.

100

1,90

100

1 ,п

8 3 ,5

1,28

8 9 ,5

1,36

9 6 ,5

1,38

7 2 ,6

0 ,5 9 4 4 ,4

0 ,8 9 6 2 ,2

0 ,9 1 6 4 ,1

0 ,9 8

5 1 , 6

0 ,4 7 3 5 ,3

0 ,6 5 4 5 ,5

0 ,7 9 5 5 ,6 0 ,7 6

4 0 . 0

П р и м е ч а н и е .

Для анализа в таблицу включено следующее

 

количество тракторов:

Северо-Западный район

88

Центральный

265

Центрально-Черноземный район 188

Северо-Кавказский

„ 204

В с е г о тракторов

745

рат. Например, в колхозах Северо-Западного района, где условия наименее благоприятны, величина расходов самая большая. Наоборот, в хозяйствах Северо-Кавказ­ ского района, имеющих лучшие природные условия, ве­ личина расходов на ремонты и техобслуживание самая минимальная.

С увеличением срока службы различия в уровне зат­ рат между колхозами различных экономических рай­ онов существенно сокращаются. Это объясняется бы­ стрыми темпами роста затрат в районах, имеющих бо­ лее благоприятные природные условия. В свою очередь, рост затрат вызывается более интенсивным использова­ нием техники в этих районах (табл. 45).

Качественные параметры сельскохозяйственной тех- ' ники не отвечают разнообразным зональным условиям. Например, в колхозах Северо-Западного и Центрально­ го районов уже в первые три года эксплуатации около

148


Т аблица 45

Структура денежных затрат на ремонты и техническое обслуживание тракторов ДТ-54 в зависимости от их срока службы в колхозах четырех экономических районов РСФСР

Экономическийрайон

кап/ре­ монт

 

Срокслужбытракторов (лет)

1-3

4-6

7-9

"

тех

удельныйвес затрат (к) на

кап монт тек монт уходы.тех

монт тек монт уходы.тех ’

­ре

­ухо

 

рекап­. ре.­

монттек

ды ре­. ре­.

. .

 

 

Северо-Западный

49,0

24.0 27,0

56,3

37.2

 

6,5 66,1 27,4

6,5

Центральный

47,0 34,0

19,0

64,0

28,5

 

7,5

66,5

27,5

6,0

Центрально-Чернозем-

36,0

50,0

14,0

51,3

37,0

12,0

56,0

33,0

11,0

ный

42,5 38,0

19,5

45,0

33,0 22,0

42,0 38,0 20

Северо-Кавказский

половины всех расходов

на

техническое

обслуживание

приходится на капитальные

ремонты

 

и

только 27 и

19% — на технические уходы.

Общей закономерностью для всех районов является существенное повышение с возрастом машин затрат на наиболее трудоемкие и дорогостоящие виды техническо­ го обслуживания — ремонты, особенно на капитальные.

На их долю при сроке службы семь—девять

лет пада­

ет соответственно по районам 66,1; 66,5; 56,0

и 42,0 всех

затрат вместо 49,0; 47,0; 36,0 и 42,5 при сроке один—три года. В колхозах Северо-Кавказского района с увеличе­ нием срока службы более или менее равномерно растут абсолютные расходы по всем видам ремонтов и техни­ ческих уходов.

Поскольку экономические районы занимают обшир­ ные территории, в каждом из которых имеются суще­ ственные различия природных условий, был произведен анализ влияния срока службы на эффективность исполь­ зования мобильной энергетики на примере совхозов Мо­ сковской области.

По степени насыщения сельскохозяйственной техни­ кой совхозы Московской области занимают в стране од­ но из ведущих мест. По состоянию на 1971 г. нагрузка пашни на физический и условный трактор в совхозах РСФСР составила соответственно 134 и 56 га, а в сов­ хозах рассматриваемой области — 62 и 29 га.

149


В совхозах области наиболее распространены трак­ торы ДТ-75, МТЗ-50, ДТ-20 и комбайн СК-4. Они рабо­ тают значительно меньше амортизационного срока (во­

сьми лет)Последние

модели типа ДТ-75 и МТЗ-50 име­

ют возраст всего два

с половиной и четыре года. Трак­

торы и комбайны устаревших моделей ДТ-54, МТЗ-5 и СК-3 списываются в возрасте, значительно превышаю­ щем амортизационный срок. В то же время новые моде­ ли ДТ-75, МТЗ-50 и Т-74 списаны при недоиспользова­ нии в один-два года.

Снижение времени нахождения техники в эксплуата­ ции влияет на экономику двояко: с одной стороны, это приводит к «омоложению» парка и снижению расходов по его эксплуатации, с другой стороны, ввиду ограни­ ченного поступления новой техники и ее количественного недостатка это приводит к нарушению (растягиванию) сроков выполнения работ, что, в свою очередь, вызывает потери урожая и, следовательно, повышает себе­ стоимость продукции. Причем повышенная себестои­ мость продукции существенно перекрывает экономию, получаемую за счет использования техники при сниже­ нии срока ее эксплуатации.

В таблице 46 приведены показатели использования тракторов МТЗ-50 со сроком службы один—шесть лет

вувязке с затратами на их техническое обслуживание

иремонты.

Из таблицы видно, что по мере старения тракторов снижаются показатели выработки и резко возрастают затраты на все виды ремонтов (капитальные и теку­ щие) и технические уходы. Тракторы, проработавшие в хозяйствах один—три года, по сравнению с тракторами, используемыми четыре—шесть лет, имеют более высо­ кую годовую и дневную выработки (на 27 и 12%) к большую годовую занятость (на 13%)- Затраты же в расчете на трактор и гектар условной пахоты у них на 40 и 53% ниже. При этом более высокая годовая и днев­ ная выработки новых тракторов не перекрывают и не могут перекрыть выработку тракторов с более высоким сроком службы: В нашем примере годовая выработка тракторов со сроком службы один год выше, чем шесть лет, всего на 42%, а дневная — лишь на 13%. Другими словами, прирост выработки у каждого нового трактора не равноценен выработке старого. Поэтому преждевре-

150