Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
'Г а б л и ц а 46
Влияние срока службы тракторов МТЗ-50 на их использование и затраты на техническое обслуживание в совхозах Московской области (рассчитано по данным выборочного обследования, 1969 г.)
Срокслужбы(лет)
| Числообследо1ванныхтракторов
Выработка в |
|
|
Затратыв 1939г. |
||
|
1969г. |
навсе видыре |
|||
1369г., га ус |
|
монтов итехниче |
|||
ловнойпахоты |
скихуходов |
||||
вая |
ная |
работывЧислодней |
трактор |
пахоты |
|
|
|
|
|
Груб.) врасчете |
|
годо |
днев |
|
|
на |
иа га ус |
|
|
ловной |
|
|
6 |
35 |
545 |
3,1 |
175 |
790 |
1,45 |
|
|
5 |
34 |
600 |
3,1 |
193 |
8/0 |
1,37 |
|
|
4 |
28 |
635 |
3,3 • |
192 |
795 |
1,25 |
|
|
3 |
51 |
745 |
3,5 |
213 |
660 |
0,79 |
|
|
2 |
63 |
750 |
3,5 |
215 |
455 |
0,61 |
|
|
1 |
34 |
775 |
3,5 |
221 |
266 |
0,34 |
В среднем по трак- |
|
|
|
|
|
|
||
торам, |
имеющим |
|
|
|
|
|
|
|
срок службы: |
97 |
590 |
3,12 |
189 |
800 |
1,36 |
||
1) |
4—6 |
лет |
||||||
2) |
1—3 года |
148 |
750 |
3,5 |
214 |
480 |
0,64 |
|
Стр. 2 в 96 к |
|
127 |
112 |
113 |
60 |
47 |
||
стр. 1 |
|
|
менное списание техники наносит экономический ущерб, несмотря на некоторый выигрыш на эксплуатационных расходах. В таблице 47 приведена подобная зависи мость для зерноуборочных комбайнов марки СК-4.
Характерным в'использовании ■комбайнов является относительно небольшое изменение показателей выра ботки и сезонной занятости. Что же касается затрат на техническое обслуживание комбайнов, то здесь проявля ется ярко выраженная тенденция в существенном повы шении этих расходов по мере увеличения срока служ- - бы: в третьей группе комбайнов они ниже на 57%.
В таблице 48 показана структура затрат на техниче ское обслуживание комбайнов по этим же группам.
Из данных таблицы видно, что у комбайнов'третьей группы максимальный удельный вес занимают затраты на текущие ремонты, в первой группе — затраты на ка питальные, а также текущие ремонты. Причем от треть ей к первой группе происходит резкий относительный и абсолютный рост затрат . на капитальные ремонты: в
151
t а б л и ц а 4?
Влияние срока службы зерноуборочных комбайнов на их использование и затраты средств на техническое обслуживание в совхозах Московской области (рассчитано по данным выборочного обследования, 1969 г.)
Группа комбайнов по срокуслужбы(лет)
1-я, 8—9
2-я, 4—6
3-я, 1—3
3-я группа в % к
1-й группе
|
|
|
|
|
L*Затратыиа-вс'е |
|
о 5£ |
Выработка, |
<3 |
видыремонтов |
|||
в* |
я |
О, |
нтехнически |
|||
4) О |
фнз. |
га |
sS |
|||
е; S |
уходы(руб.) в |
|||||
и |
о |
|
|
|
||
\о |
а |
|
|
5 о |
расчете |
|
§ 1 |
ная |
ная |
Число. I |
на |
на 1га |
|
-£1Я О |
ком |
|||||
|
Г а |
сезон |
днев |
ботыВ |
байн |
|
- 1 |
и* |
|
|
|
||
15 |
197 |
4,65 |
42 |
900 |
4,6 |
|
30 |
172 |
4,80 |
36 |
660 |
3,8 |
|
33 |
191 |
4,85 |
40 |
385 |
1,98 |
|
— |
|
99 |
104 |
95 |
43 |
43 |
Т а б л и ц а 48
Структура затрат на техническое обслуживание и ремонты комбайнов СК-4 в совхозах Московской области
|
|
|
Удельный вес затрат па ремонты |
и |
||
Группа комбайнов по сроку |
|
технические уходы (96) |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
службы |
(лет) |
капиталь |
текущий |
технические |
|
|
|
|
итого |
|||
|
|
|
ный ре |
ремонт |
уходы |
|
|
|
|
монт |
|
|
|
1-я, |
7 — 9 |
|
48 |
40 |
12 |
100 |
2 -я , |
4 — 6 |
|
3 6 ,5 |
56 |
7 ,5 |
100 |
3 -я , |
1 - 3 |
|
1 4 ,5 |
7 3 ,5 |
12 |
100 |
расчете на 1 га убранной площади затраты на капи тальные ремонты в первой группе выше, чем в третьей, почти в 8 раз и их величина на 13% выше всей суммы затрат на ремонты и технические уходы комбайнов третьей группы. Поэтому именно здесь следует искать резервы снижения затрат на техническое обслуживание за счет использования специализированных ремонтных предприятий, правильного планирования и своевремен ного проведения других видов обслуживания, внедрения более прогрессивных технологий ремонтных работ и др.
В таблице 49 приведены данные об использовании тракторов в совхозах области за 1963 и 1971 гг.
152
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 49 |
||
Использование основных марок тракторов в совхозах |
|
|||||||||
|
Московской области в 1963 и 1971 гг. |
|
|
|||||||
|
15-сильный |
|
Марка трактора |
„Беларусь* |
||||||
Показатель |
ДТ-54 |
|
ДТ-75, Т-74' |
|||||||
1963г. |
1971г. 1963г.' 197.1т. 1963г. 1371г. 1963г. 1971г. |
|||||||||
|
||||||||||
Выработка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(га услов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ной пахо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ты): |
362 |
379 |
856 |
780 |
|
836 |
819 |
597 |
797 |
|
годовая |
|
|||||||||
дневная |
1,92 |
2,02 |
3,9 ■ |
4,5 |
|
4,1 |
4,4 |
2,95 |
4,00 |
|
сменная |
1,76 |
1,96 |
3.4 |
4,3 |
|
3,75 |
4,26 |
2.8 |
3,90 |
|
Годовая |
188 |
188 |
220 |
172 |
■209 |
185 |
200 |
200 |
||
занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(дни) |
|
|
|
1,04 |
|
1,09 |
1,04 |
1,05 |
1,02 |
|
Коэффици |
1,09 |
1,03 |
1,15 |
|
||||||
ент смен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из данных таблицы |
видно, что: |
1) |
все показатели в |
расчете на условный трактор практически за эти годы изменились мало, несмотря на существенное обновление тракторного парка. Совхозам области были поставлены новые тракторы типа ДТ-75, Т-74, МТЗ-5ЛС (МС), МТЗ-50. Если в 1963 г. количество новых гусеничных тракторов типа ДТ-75 и Т-74 в общем гусеничном парке
составляло лишь |
14%, то в 1971 г. их удельный вес воз |
рос до 78%, а |
по тяговой мощности — с 18 до 82%. |
Удельный же вес |
новых скоростных тракторов «Бела |
русь» в физическом исчислении в парке колесных трак торов за эти годы возрос с 40 до 82%, а по мощности — с 50,5 до 93%. Если взять суммарную мощность новых энергонасыщенных гусеничных и колесных тракторов, то ее удельный вес в тракторном парке совхозов области возрос с 34,5% в 1963 г. до 81,8% в 1971 г.;
2) годовая выработка тракторов типа ДТ-54 за рас сматриваемые годы снизилась на 9%, а у тракторов ДТ-75 — на 2%. Лишь у тракторов «Беларусь» произо шел существенный рост годовой выработки (на 33%); 3) дневная, выработка у тракторов ДТ-54 в 1971 г. розросла на 15%. у ДТ-75 — нц 7, МТЗ — на 35%. Со-
153
вершенно недостаточны темпы роста выработки у ско ростных тракторов типа ДТ-75. При этом характерно, что их дневная и сменная выработки в 1971 г. были практически на уровне обычных тракторов этого класса (ДТ-54), хотя мощность двигателя первых на 40% вы ше. С одной стороны, это является результатом низкого уровня организации их использования, с другой сторо ны, это объясняется, как уже отмечалось, недостаточны ми качественными показателями тракторов и особенно
марки ДТ-75; 4) сменная выработка в 1971 г. возросла у тракто
ров ДТ-54 на 26?/0, у ДТ-75 — на 14% и МТЗ — на 39%;
5) годовая занятость у МТЗ осталась на неизменном уровне, а у ДТ-54 и ДТ-75 она значительно снизилась; 6) по всем маркам тракторов наблюдается явно вы раженная тенденция в снижении коэффициента сменно сти, и практически весь тракторный парк работает в одну смену. Повышение коэффициента сменности за счет организации двухсменной работы является одним из главных резервов повышения эффективности трактор
ного парка.
Отсутствие прогрессивных сдвигов в использовании тракторов в переводе на 15-сильные связано с неудовле творительным использованием гусеничных энергонасы щенных тракторов типа ДТ-75, которые имеют практи чески такую же выработку, как и обычные тракторы ДТ-54. Однако в силу более высокой мощности первых каждый из них содержит 3.2 15-сильного трактора, в то время как у ДТ-54 этот показатель равен 2,5.
Таким образом, на основании приведенного анализа можно сделать следующий вывод: повышение уровня использования тракторного парка существенно отстает от темпов его обновления. При этом требует серьезного улучшения использование тракторов типа ДТ-75. Т-74, которые составляют сейчас одну треть гусеничного пар ка совхозов.
Несколько иная закономерность в использовании зерноуборочных комбайнов (табл. 50).
Как видно, сезонная выработка в физических гекта рах в 1971 г. возросла на 13% при снижении дневной выработки на 8,6%. Однако в данном случае гораздо большее значение имеет выработки в весовьрс пок^зз-те-
Таблица 50
Использование зерноуборочных комбайнов в совхозах Московской области в 1963 и 1971 гг.
Год |
В ы р а б о т к а в |
В ы р а б о т к а в |
|
||
ф и з и ч е с к и х г а |
т о н н а х |
Ч и с л о д н е й |
|||
|
|
|
|
в а н и я о |
|
|
сезон |
днев с е з о н |
днев |
и с п о л ь з о |
|
|
с е з о н е |
||||
|
н а я |
н а я |
н а я |
н а я |
|
Урожай ность зер новых
yix с 1га)
1963 |
156 |
5,8 |
147 |
5,5 |
27 |
9,5 |
1971 |
142 |
-5,3 |
317 |
11,8 |
27 |
22,2 |
1971 г. в % к |
91 |
91,4 |
216,0 |
214,0 |
100,0 |
234,0 |
1963 г. |
|
|
|
|
|
|
лях,' поскольку она прямо зависит от урожайности |
зер |
новых культур. Последняя же в 1971 г. была в 2,34 |
раза |
выше, чем в 1963 г. Поэтому сезонная и дневная выра |
|
ботки, исчисленные в тоннах убранного зерна, в 1971 г. |
|
в результате внедрения новых, более производительных |
самоходных комбайнов СК-4 возросли более чем в 2 ра за. Эти комбайны сейчас являются основными в совхо зах области, в то время как в 1963 г. на их долю прихо дилось лишь 45% комбайнового парка.
Анализ использования тракторов и комбайнов в за висимости от их срока -службы указывает на необходи мость по каждому трактору, комбайну, автомашине ве дения в хозяйствах систематического учета и анализа выработки и затрат на ремонты и технические уходы. Это будет способствовать своевременному выявлению и использованию имеющихся резервов ■ повышения выра ботки и снижения себестоимости механизированных ра бот. Кроме того, на основании этих материалов могут быть разработаны применительно к конкретным услови ям нормативы для планирования механизированных ра бот, для рационального распределения последних между машинами с разным сроком нахождения в эксплуата ции. Например, если известно, в каких размерах снижа ется выработка той или иной марки тракторов с увели чением их срока службы, то, очевидно, в этих размерах должна быть уменьшена и выработка. Такой учет важен также для экономического обоснования выбраковки ма шин. В первую очередь должны' быть выбракованы те
155
машины, на поддержание которых в работоспособном состоянии требуется больше труда и средств.
При этом особое внимание следует обратить на ра циональное использование тракторов и других средств механизации с различным сроком, службы, особенно ма шин с большим сроком службы.
Конечно, если использовать устаревшие тракторы и машины круглый год наравне с новыми (как у нас зача стую делают), то их эксплуатация оказывается очень невыгодной. Если же они будут выходить в поле лишь на несколько самых напряженных недель или декад, то вполне могут оправдать себя. Ведь тогда проигрыш в производительности и повышение затрат на единицу ра бот компенсируется более высоким урожаем, достигну тым благодаря сокращению сроков работ.
В связи с этим возникает вопрос: кто будет работать на резервных тракторах с большим сроком службы? Здесь надо учесть, как отмечалось ранее, неодинаковую потребность в колесных и гусеничныхтракторах на про тяжении полевого сезона. Как правило, мощные гусе ничные тракторы наиболее загружены весной и осенью, а колесные пропашные — летом. Значит, за сменщика ми можно закреплять (при двухсменной работе) резерв ные тракторы в период максимальной потребности в них. Например, гусеничный трактор ДТ-75 используют в две смены на весенних полевых работах, когда же спа дет напряженность, второй тракторист может в течение лета работать на резервном тракторе типа МТЗ, чтобы осенью снова вернуться на ДТ-75.
Возможен и другой вариант: часть механизаторов, за которыми закреплены тракторы типа МТЗ, весной и осенью будут работать на резервных гусеничных тракто рах. В любом случае важно четко наладить нормирова ние работ и продумать оплату труда механизаторов. На резервных тракторах они должны зарабатывать не мень ше, чем на новых.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Опыт разработки и обобщение результатов внедре ния системы сельскохозяйственных машин в колхозах и совхозах свидетельствуют о наличии резервов для ее дальнейшего совершенствования и повышения технико экономических показателей.
Т а б л и ц а 51 Количество обслуживающего персонала на некоторых агрегатах, составленных из навесных и прицепных машин, металлоемкость
навесных и прицепных машин
Наименование
работы
Агрегатыиз прицепных машии
|
павесмашины количество человек служивающих |
||
|
|
|
|
та |
|
мзахва |
об, |
|
кг |
||
состав агрега |
) |
1 агрегат |
|
|
|
та |
|
|
|
1( |
|
Агрегатыизнавесныхмашин
|
1навесмашины (та количество человек агрегатслуживающих |
||
|
|
|
|
та |
|
мзахва |
об, |
|
кг |
||
состав агрега |
) |
|
Вспашка |
ДТ-75 |
720 |
2 |
ДТ-75 |
460 |
1 |
|
П-5-35МГА |
ПН-4-35 |
||||
|
К-700 |
930 |
|
К-700 |
715 |
1 |
|
ПП-8-35 |
2 |
ПН-8-35 |
|||
Лущение |
Т-40 |
465 |
|
Т-40 |
208 |
1 |
ПЛ-5-25 |
2 |
ЛН-5-25Б |
||||
Сплошная |
■ Т-40 |
208 |
|
Т-40 |
|
1 |
КП-4М |
2 |
КПН-4В |
157 |
|||
культива |
|
|
|
|
|
|
ция |
|
|
|
|
|
|
Посев зер |
• ДТ-75 |
284 |
4 |
ДТ-75 |
|
1 |
новых |
ЗСУ-24 |
ЗСЗТН-47 255 . |
||||
Теребление |
ДТ-28 |
1230 |
1 |
ДТ-20 |
170 |
1 |
льна |
ЛТВ-4 |
ТЛН-1,5 |
||||
Кошение |
МТЗ-50 |
214 |
4 |
МТЗ-50 |
100 |
1 |
трав |
К-2.1М |
КНУ-6М |
157