Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'Г а б л и ц а 46

Влияние срока службы тракторов МТЗ-50 на их использование и затраты на техническое обслуживание в совхозах Московской области (рассчитано по данным выборочного обследования, 1969 г.)

Срокслужбы(лет)

| Числообследо1ванныхтракторов

Выработка в

 

 

Затратыв 1939г.

 

1969г.

навсе видыре­

1369г., га ус­

 

монтов итехниче­

ловнойпахоты

скихуходов

вая

ная

работывЧислодней

трактор

пахоты

 

 

 

 

Груб.) врасчете

годо­

днев­

 

 

на

иа га ус­

 

 

ловной

 

 

6

35

545

3,1

175

790

1,45

 

 

5

34

600

3,1

193

8/0

1,37

 

 

4

28

635

3,3 •

192

795

1,25

 

 

3

51

745

3,5

213

660

0,79

 

 

2

63

750

3,5

215

455

0,61

 

 

1

34

775

3,5

221

266

0,34

В среднем по трак-

 

 

 

 

 

 

торам,

имеющим

 

 

 

 

 

 

срок службы:

97

590

3,12

189

800

1,36

1)

4—6

лет

2)

1—3 года

148

750

3,5

214

480

0,64

Стр. 2 в 96 к

 

127

112

113

60

47

стр. 1

 

 

менное списание техники наносит экономический ущерб, несмотря на некоторый выигрыш на эксплуатационных расходах. В таблице 47 приведена подобная зависи­ мость для зерноуборочных комбайнов марки СК-4.

Характерным в'использовании ■комбайнов является относительно небольшое изменение показателей выра­ ботки и сезонной занятости. Что же касается затрат на техническое обслуживание комбайнов, то здесь проявля­ ется ярко выраженная тенденция в существенном повы­ шении этих расходов по мере увеличения срока служ- - бы: в третьей группе комбайнов они ниже на 57%.

В таблице 48 показана структура затрат на техниче­ ское обслуживание комбайнов по этим же группам.

Из данных таблицы видно, что у комбайнов'третьей группы максимальный удельный вес занимают затраты на текущие ремонты, в первой группе — затраты на ка­ питальные, а также текущие ремонты. Причем от треть­ ей к первой группе происходит резкий относительный и абсолютный рост затрат . на капитальные ремонты: в

151


t а б л и ц а 4?

Влияние срока службы зерноуборочных комбайнов на их использование и затраты средств на техническое обслуживание в совхозах Московской области (рассчитано по данным выборочного обследования, 1969 г.)

Группа комбайнов по срокуслужбы(лет)

1-я, 8—9

2-я, 4—6

3-я, 1—3

3-я группа в % к

1-й группе

 

 

 

 

 

L*Затратыиа-вс'е

о 5£

Выработка,

<3

видыремонтов

в*

я

О,

нтехнически

4) О

фнз.

га

sS

е; S

уходы(руб.) в

и

о

 

 

 

а

 

 

5 о

расчете

§ 1

ная

ная

Число. I

на

на 1га

-£1Я О

ком­

 

Г а

сезон­

днев­

ботыВ

байн

 

- 1

и*

 

 

 

15

197

4,65

42

900

4,6

30

172

4,80

36

660

3,8

33

191

4,85

40

385

1,98

 

99

104

95

43

43

Т а б л и ц а 48

Структура затрат на техническое обслуживание и ремонты комбайнов СК-4 в совхозах Московской области

 

 

 

Удельный вес затрат па ремонты

и

Группа комбайнов по сроку

 

технические уходы (96)

 

 

 

 

 

 

службы

(лет)

капиталь­

текущий

технические

 

 

 

 

итого

 

 

 

ный ре­

ремонт

уходы

 

 

 

монт

 

 

 

1-я,

7 — 9

 

48

40

12

100

2 -я ,

4 — 6

 

3 6 ,5

56

7 ,5

100

3 -я ,

1 - 3

 

1 4 ,5

7 3 ,5

12

100

расчете на 1 га убранной площади затраты на капи­ тальные ремонты в первой группе выше, чем в третьей, почти в 8 раз и их величина на 13% выше всей суммы затрат на ремонты и технические уходы комбайнов третьей группы. Поэтому именно здесь следует искать резервы снижения затрат на техническое обслуживание за счет использования специализированных ремонтных предприятий, правильного планирования и своевремен­ ного проведения других видов обслуживания, внедрения более прогрессивных технологий ремонтных работ и др.

В таблице 49 приведены данные об использовании тракторов в совхозах области за 1963 и 1971 гг.

152


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 49

Использование основных марок тракторов в совхозах

 

 

Московской области в 1963 и 1971 гг.

 

 

 

15-сильный

 

Марка трактора

„Беларусь*

Показатель

ДТ-54

 

ДТ-75, Т-74'

1963г.

1971г. 1963г.' 197.1т. 1963г. 1371г. 1963г. 1971г.

 

Выработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(га услов­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной пахо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ты):

362

379

856

780

 

836

819

597

797

годовая

 

дневная

1,92

2,02

3,9 ■

4,5

 

4,1

4,4

2,95

4,00

сменная

1,76

1,96

3.4

4,3

 

3,75

4,26

2.8

3,90

Годовая

188

188

220

172

■209

185

200

200

занятость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дни)

 

 

 

1,04

 

1,09

1,04

1,05

1,02

Коэффици­

1,09

1,03

1,15

 

ент смен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данных таблицы

видно, что:

1)

все показатели в

расчете на условный трактор практически за эти годы изменились мало, несмотря на существенное обновление тракторного парка. Совхозам области были поставлены новые тракторы типа ДТ-75, Т-74, МТЗ-5ЛС (МС), МТЗ-50. Если в 1963 г. количество новых гусеничных тракторов типа ДТ-75 и Т-74 в общем гусеничном парке

составляло лишь

14%, то в 1971 г. их удельный вес воз­

рос до 78%, а

по тяговой мощности — с 18 до 82%.

Удельный же вес

новых скоростных тракторов «Бела­

русь» в физическом исчислении в парке колесных трак­ торов за эти годы возрос с 40 до 82%, а по мощности — с 50,5 до 93%. Если взять суммарную мощность новых энергонасыщенных гусеничных и колесных тракторов, то ее удельный вес в тракторном парке совхозов области возрос с 34,5% в 1963 г. до 81,8% в 1971 г.;

2) годовая выработка тракторов типа ДТ-54 за рас­ сматриваемые годы снизилась на 9%, а у тракторов ДТ-75 — на 2%. Лишь у тракторов «Беларусь» произо­ шел существенный рост годовой выработки (на 33%); 3) дневная, выработка у тракторов ДТ-54 в 1971 г. розросла на 15%. у ДТ-75 — нц 7, МТЗ — на 35%. Со-

153


вершенно недостаточны темпы роста выработки у ско­ ростных тракторов типа ДТ-75. При этом характерно, что их дневная и сменная выработки в 1971 г. были практически на уровне обычных тракторов этого класса (ДТ-54), хотя мощность двигателя первых на 40% вы­ ше. С одной стороны, это является результатом низкого уровня организации их использования, с другой сторо­ ны, это объясняется, как уже отмечалось, недостаточны­ ми качественными показателями тракторов и особенно

марки ДТ-75; 4) сменная выработка в 1971 г. возросла у тракто­

ров ДТ-54 на 26?/0, у ДТ-75 — на 14% и МТЗ — на 39%;

5) годовая занятость у МТЗ осталась на неизменном уровне, а у ДТ-54 и ДТ-75 она значительно снизилась; 6) по всем маркам тракторов наблюдается явно вы­ раженная тенденция в снижении коэффициента сменно­ сти, и практически весь тракторный парк работает в одну смену. Повышение коэффициента сменности за счет организации двухсменной работы является одним из главных резервов повышения эффективности трактор­

ного парка.

Отсутствие прогрессивных сдвигов в использовании тракторов в переводе на 15-сильные связано с неудовле­ творительным использованием гусеничных энергонасы­ щенных тракторов типа ДТ-75, которые имеют практи­ чески такую же выработку, как и обычные тракторы ДТ-54. Однако в силу более высокой мощности первых каждый из них содержит 3.2 15-сильного трактора, в то время как у ДТ-54 этот показатель равен 2,5.

Таким образом, на основании приведенного анализа можно сделать следующий вывод: повышение уровня использования тракторного парка существенно отстает от темпов его обновления. При этом требует серьезного улучшения использование тракторов типа ДТ-75. Т-74, которые составляют сейчас одну треть гусеничного пар­ ка совхозов.

Несколько иная закономерность в использовании зерноуборочных комбайнов (табл. 50).

Как видно, сезонная выработка в физических гекта­ рах в 1971 г. возросла на 13% при снижении дневной выработки на 8,6%. Однако в данном случае гораздо большее значение имеет выработки в весовьрс пок^зз-те-

Таблица 50

Использование зерноуборочных комбайнов в совхозах Московской области в 1963 и 1971 гг.

Год

В ы р а б о т к а в

В ы р а б о т к а в

 

ф и з и ч е с к и х г а

т о н н а х

Ч и с л о д н е й

 

 

 

 

в а н и я о

 

сезон­

днев­ с е з о н ­

днев­

и с п о л ь з о ­

 

с е з о н е

 

н а я

н а я

н а я

н а я

 

Урожай­ ность зер­ новых

yix с 1га)

1963

156

5,8

147

5,5

27

9,5

1971

142

-5,3

317

11,8

27

22,2

1971 г. в % к

91

91,4

216,0

214,0

100,0

234,0

1963 г.

 

 

 

 

 

 

лях,' поскольку она прямо зависит от урожайности

зер­

новых культур. Последняя же в 1971 г. была в 2,34

раза

выше, чем в 1963 г. Поэтому сезонная и дневная выра­

ботки, исчисленные в тоннах убранного зерна, в 1971 г.

в результате внедрения новых, более производительных

самоходных комбайнов СК-4 возросли более чем в 2 ра­ за. Эти комбайны сейчас являются основными в совхо­ зах области, в то время как в 1963 г. на их долю прихо­ дилось лишь 45% комбайнового парка.

Анализ использования тракторов и комбайнов в за­ висимости от их срока -службы указывает на необходи­ мость по каждому трактору, комбайну, автомашине ве­ дения в хозяйствах систематического учета и анализа выработки и затрат на ремонты и технические уходы. Это будет способствовать своевременному выявлению и использованию имеющихся резервов ■ повышения выра­ ботки и снижения себестоимости механизированных ра­ бот. Кроме того, на основании этих материалов могут быть разработаны применительно к конкретным услови­ ям нормативы для планирования механизированных ра­ бот, для рационального распределения последних между машинами с разным сроком нахождения в эксплуата­ ции. Например, если известно, в каких размерах снижа­ ется выработка той или иной марки тракторов с увели­ чением их срока службы, то, очевидно, в этих размерах должна быть уменьшена и выработка. Такой учет важен также для экономического обоснования выбраковки ма­ шин. В первую очередь должны' быть выбракованы те

155


машины, на поддержание которых в работоспособном состоянии требуется больше труда и средств.

При этом особое внимание следует обратить на ра­ циональное использование тракторов и других средств механизации с различным сроком, службы, особенно ма­ шин с большим сроком службы.

Конечно, если использовать устаревшие тракторы и машины круглый год наравне с новыми (как у нас зача­ стую делают), то их эксплуатация оказывается очень невыгодной. Если же они будут выходить в поле лишь на несколько самых напряженных недель или декад, то вполне могут оправдать себя. Ведь тогда проигрыш в производительности и повышение затрат на единицу ра­ бот компенсируется более высоким урожаем, достигну­ тым благодаря сокращению сроков работ.

В связи с этим возникает вопрос: кто будет работать на резервных тракторах с большим сроком службы? Здесь надо учесть, как отмечалось ранее, неодинаковую потребность в колесных и гусеничныхтракторах на про­ тяжении полевого сезона. Как правило, мощные гусе­ ничные тракторы наиболее загружены весной и осенью, а колесные пропашные — летом. Значит, за сменщика­ ми можно закреплять (при двухсменной работе) резерв­ ные тракторы в период максимальной потребности в них. Например, гусеничный трактор ДТ-75 используют в две смены на весенних полевых работах, когда же спа­ дет напряженность, второй тракторист может в течение лета работать на резервном тракторе типа МТЗ, чтобы осенью снова вернуться на ДТ-75.

Возможен и другой вариант: часть механизаторов, за которыми закреплены тракторы типа МТЗ, весной и осенью будут работать на резервных гусеничных тракто­ рах. В любом случае важно четко наладить нормирова­ ние работ и продумать оплату труда механизаторов. На резервных тракторах они должны зарабатывать не мень­ ше, чем на новых.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Опыт разработки и обобщение результатов внедре­ ния системы сельскохозяйственных машин в колхозах и совхозах свидетельствуют о наличии резервов для ее дальнейшего совершенствования и повышения технико­ экономических показателей.

Т а б л и ц а 51 Количество обслуживающего персонала на некоторых агрегатах, составленных из навесных и прицепных машин, металлоемкость

навесных и прицепных машин

Наименование

работы

Агрегатыиз прицепных машии

 

павесмашины количество человек служивающих

 

 

­

 

та

 

мзахва

­об,

 

кг

состав агрега­

)

1 агрегат

 

 

та

 

 

1(

 

Агрегатыизнавесныхмашин

 

1навесмашины (та количество человек агрегатслуживающих

 

 

­

 

та

 

мзахва

­об,

 

кг

состав агрега­

)

 

Вспашка

ДТ-75

720

2

ДТ-75

460

1

 

П-5-35МГА

ПН-4-35

 

К-700

930

 

К-700

715

1

 

ПП-8-35

2

ПН-8-35

Лущение

Т-40

465

 

Т-40

208

1

ПЛ-5-25

2

ЛН-5-25Б

Сплошная

■ Т-40

208

 

Т-40

 

1

КП-4М

2

КПН-4В

157

культива­

 

 

 

 

 

 

ция

 

 

 

 

 

 

Посев зер­

• ДТ-75

284

4

ДТ-75

 

1

новых

ЗСУ-24

ЗСЗТН-47 255 .

Теребление

ДТ-28

1230

1

ДТ-20

170

1

льна

ЛТВ-4

ТЛН-1,5

Кошение

МТЗ-50

214

4

МТЗ-50

100

1

трав

К-2.1М

КНУ-6М

157