ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
пической информации. Переполненные читальные залы универсальных и специализированных библиотек, обяза тельное присутствие и накопление литературы на рабо чих столах исследователей, стремление творческих работ ников к труду в уединенных домашних условиях, где единственными инструментами исследователей являются литература, бумага и пишущие принадлежности, — убе дительное свидетельство того, что в научном труде все большее значение приобретает и третья его разновид ность — информационная.
Характерны результаты опроса, проведенного «Анке той „ЛГ“»: выяснилось, что работать только дома и только с литературой предпочитают 85% гуманитариев, 84% пе дагогов, 77% математиков, 72% экономистов, 70% меди ков, 68% физиков, 67% биологов, 66% техников, 63% геологов и 60% химиков.20 Даже техники и непоседыгеологи понимают, что львиную часть необходимых ма териалов они могут получить только через каналы ин формации. И эта цифры не могут не настораживать.
Данными обследования распределения рабочего вре мени у американских химиков, полученными еще в 1958 г., было установлено, что научно-информационная работа отнимала у них около 44% затраченного времени, а экс перименты — только 36.21 Методами же статистических подсчетов установлено, что теперь каждые 10—15 лет происходит удвоение объема выпускаемой научно-техни ческой литературы. Возникает вопрос: в состоянии ли исследователь в этих условиях взять целиком на себя ис полнение третьей разновидности научного труда — на- учно-информационной, непрерывно возрастающей по объ ему и затратам времени? Безусловно нет. Однако опре деленную долю, в зависимости от творческого характера работы, может.
Ученый-теоретик, специалисты некоторых гуманитар ных направлений берут на себя основную долю в поиске и обработке научно-технической информации. Это проис ходит потому, что цель их исследований нередко подобна разведке в незнаемое. Такой ученый может доверить дру-
20 Как вам работается? — «Лит. газ.», |
1971, |
18 авг., с. 11. |
21 H a l b e r t М. Н., А с к о f f R. L. |
An |
operations research |
study of dissemination of scientific information. Preprints of Papers for International Conference on Scientific Information. Washington, 1958, p. 87—120.
19 |
2' |
Тим специалистам лишь предварительный подб.ор источ ников, многие из которых в процессе изучения окажутся йотом ненужными. Вот почему научный работник, как никто другой, обязан в совершенстве знать методы и осо бенности использования необходимой информации.
Перед игоконерамн-разработчикамн ставится обычно более конкретная задача. Соответственно им легче сфор мулировать свои информационные интересы. Здесь глав ное знать, где можно найти разыскиваемый материал. Следовательно, этим делом в значительной мере рацио нальнее заниматься специалистам, работающим исключи тельно в области научно-технической информации.
В современных условиях особое значение имеет обес печение необходимыми сведениями руководителей орга низаций. Управление требует принятия решений с уче том множества факторов: научных, экономических, со циологических и т. д. Попятио, что всего не охватишь, чем-то нужно пренебречь, что-то поставить во главу угла, суметь проанализировать. Имеют ли руководители возможность самостоятельно собирать и перерабатывать информацию? Большинство, без сомнения, нет. Значит, эту работу должны выполнять специалисты низших рангов, причем их квалификация должна быть весьма вы сокой, почти на уровне принятая директивных решений.
Таким образом, становится ясной необходимость про фессионализации в области научио-пиформационной дея тельности. «Из 20 млн человек, занятых ныне во всем мпре в сфере науки, 800 тыс. проводят информацион ные нсследования. Около 2—3% всех расходов на науку в развитых капиталистических странах (США, Велико британия, Франция, Япония, ФРГ) приходится на на- учно-информацпонную деятельность».22 В СССР число
научных работников превысило 1 |
млн |
человек, |
около |
13Ö 000 из которых занято в службах информации. |
|||
Конечно, этого слишком мало, |
если |
учесть, |
что и |
поныне ученые и инженерно-технические работники попрежнему берут на себя основные функции поиска и пе реработки необходимой информации. Здесь надо подчерк нуть, что еще и теперь большинство исследователей счи тает, что главнейшая функция научно-информационной деятельности заключается в обслуживании. Эта убежден
22 К о с о л а п о в В. В., Щ е р б а н ь А. Н. Оптимизация учно-исследовательской деятельности, с. 43.
20
ность возникла н исторически утвердилась из-за резкого разделения труда библиотекаря, чаще всего не имеющего специальных знаний (он мог лишь выдавать литературу, не зная ее истинной ценности), и отраслевика-профес- сионала, который отчетливо понимал, что ему надо, но ие знал, па какой «полке» это искать.
«Обычно научно-информацноыыую деятельность сво дят только к подготовке и выдаче по запросам исследо вателей необходимых им сведений. В действительности основная задача научио-ипформациоиных исследований заключается в ином, а именно: в информационно-логиче ском анализе состояния (уровня) развития знаний по ис следуемой проблеме с целью такой организации управле ния самим исследованием, чтобы его проведение в опре деленных ограничительных условиях конечных размеров финансов, численности и уровня квалификации кадров и т. д. было оптимальным в заданных условиях и наиболее эффективным» ,23
Жизнь настоятельно требует преодоления вредного психологического барьера. Научно-информационная ра бота становится одной из наиболее важных частей иссле довательской деятельности. В свое время Д. И. Менде леев открыл систему химических элементов, работая приблизительно так же, как должен работать профессио нал в области научно-технической информации. Только ои не ограничился созданием предпосылки для дальней шего успешного исследования, чем заканчивается обычно деятельность специалиста ' информационной службы. Д. И. Менделеев как ученый-теоретик сам переосмыслил собранные сведения и сумел выделить не только суще ственно новую, но и весьма перспективную информацию, которая прославила русскую химическую науку. Поэтому следует всегда помнить, что научно-информационная раз новидность творческого труда уже теперь позволяет де лать выдающиеся открытия только на основе использо вания имеющейся информации.
„Документация“ или „информатика“?
Есть понятия, которые постоянно рассматриваются то в узком, то в широком смысле. К ним относится и поня тие документ. В быту,' в разговорном языке документ —
23 Там же, с. 43—44.
21
это прежде всего составленная законным образом бумага, служащая письменным доказательством ваших прав, слу жебного или общественного положения. Это пример слиш ком узкого толкования понятия.
В то же время для исследователей документами яв ляются и древние наскальные рисунки (петроглифы), и отпечатки вымерших растений и организмов в пластах горных пород, и тексты, зафиксированные на различных материалах, их сохраняющих, обнаруженные во время экс педиций или в архивах, — вообще любой материальный носитель, содержащий в себе ту или пную информацию. В этом случае расширение понятия «документ» стано вится практически безграничным.
«Можно сказать, что в настоящее время каждый факт обрастает одеждой из документов, формы которых стано вятся крайне разнообразными — это книги, газеты, жур налы, фотографии и кинофильмы, магнитные и патефон ные записи, каталоги, рекламы, отчеты, письма, карто теки, экспонаты музеев и выставок».24
Все разнообразие форм документов в их совокупности принято называть документацией. К этому все привыкли, и такое значение этого понятия стало общеупотребитель ным. Однако в начале нашего века термин документация стали употреблять для определения специальной деятель ности по сбору, обработке, хранению, поиску- и распрост ранению документов. В разное время и в разных странах начали создавать институты, названия которых содер жали этот термин в новом значении: Нидерландский ин ститут документации и архивного дела, Американский институт документации, Международный институт доку ментации. Наконец в 1937 г. иа основе последнего была организована Международная федерация документации (МФД). Постепенно документация превращалась в осо бую дисциплину и определялась в долгосрочной про грамме МФД «как сбор и хранение, классифика ция и подбор, распространение и использование всех ви дов информации».25 А образование федерации лишь под
черкнуло все |
возрастающую |
роль |
новой |
отрасли |
зна- |
|
24 В о р о б ь Gв Г. Г. Проблема |
документальной информации, |
|||||
В ки.: Кибернетика и документалистика. М., 1966, с. 17. |
|
|||||
25 Outline of |
a long-term policy of |
the |
International Federa |
|||
tion for Dokumentation. FID publ. 325. The |
Hague, |
FID, I960, |
p. 9. |
22
пий, называвшейся в СССР некоторое время документа листикой.
А. И. Михайлов, А. И. Черный н Р. С. Гпляревский считают, что «термин „документалистика“ иеудовлетвпрптелен по двум причинам. Во-первых, этот термин, как и термин „документация“, излишне акцентирует внима ние на документе, тогда как предметом псследованпя рассматриваемой дисцпплипы являются структура п свойства научной информации. Во-вторых, он образован на основе термина „документалист“, используемого для обозначения специалиста в области документации, п за мыкает ряд терминов, возникших в следующей последо вательности: „документ“ — „документация“ — „докумен талистика“. Более естественным, однако, является поря док, прн котором название специалиста образуется на основе термина, определяющего дисциплину».26
Множество терминологических определений, сопро вождающих рождение всякой новой научной дисцип лины, не должно вызывать удивления. Редкое везение в этом смысле, какое выпало на долю кибернетики, лишь подчеркивает исключение из правил. Неопределенность и различие формулировок, призванных выявить суть од ной и той же дисциплины, находящейся в стадии ста новления, привели к возникновению таких ее определе ний, как документация, научная документация, документоведенпе, докумеитология, документалистика. Все они оказались неудовлетворительными потому, что в основе своей содержали понятие «документ», применение кото рого в специфических сферах деятельности человека могло заставить библиотекарей и библиографов дать одно
определение |
дисциплины, |
делопроизводителей |
и юрис |
тов — другое, |
разработчиков |
информационных |
систем и |
работников служб информации — третье п т. д. |
|
||
Два параллельно существующих термина |
«докумен |
тация» и «информация», положенных в основу определе ния новой отрасли знаний о структуре и свойствах науч ной информации, подсказали выход из трудного положе ния. Уже с конца 40-х годов наряду с термином научная документация стал употребляться термин научная инфор мация. От него возникло и первоначальное название дис-
М и х а й л о в А. И., Ч е р н ы й А. И., Г и л я р е в- скі і й Р. С. Основы информатики, с. 51.
23