Файл: Новиков, Э. А. Информация и исследователь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пической информации. Переполненные читальные залы универсальных и специализированных библиотек, обяза­ тельное присутствие и накопление литературы на рабо­ чих столах исследователей, стремление творческих работ­ ников к труду в уединенных домашних условиях, где единственными инструментами исследователей являются литература, бумага и пишущие принадлежности, — убе­ дительное свидетельство того, что в научном труде все большее значение приобретает и третья его разновид­ ность — информационная.

Характерны результаты опроса, проведенного «Анке­ той „ЛГ“»: выяснилось, что работать только дома и только с литературой предпочитают 85% гуманитариев, 84% пе­ дагогов, 77% математиков, 72% экономистов, 70% меди­ ков, 68% физиков, 67% биологов, 66% техников, 63% геологов и 60% химиков.20 Даже техники и непоседыгеологи понимают, что львиную часть необходимых ма­ териалов они могут получить только через каналы ин­ формации. И эта цифры не могут не настораживать.

Данными обследования распределения рабочего вре­ мени у американских химиков, полученными еще в 1958 г., было установлено, что научно-информационная работа отнимала у них около 44% затраченного времени, а экс­ перименты — только 36.21 Методами же статистических подсчетов установлено, что теперь каждые 10—15 лет происходит удвоение объема выпускаемой научно-техни­ ческой литературы. Возникает вопрос: в состоянии ли исследователь в этих условиях взять целиком на себя ис­ полнение третьей разновидности научного труда — на- учно-информационной, непрерывно возрастающей по объ­ ему и затратам времени? Безусловно нет. Однако опре­ деленную долю, в зависимости от творческого характера работы, может.

Ученый-теоретик, специалисты некоторых гуманитар­ ных направлений берут на себя основную долю в поиске и обработке научно-технической информации. Это проис­ ходит потому, что цель их исследований нередко подобна разведке в незнаемое. Такой ученый может доверить дру-

20 Как вам работается? — «Лит. газ.»,

1971,

18 авг., с. 11.

21 H a l b e r t М. Н., А с к о f f R. L.

An

operations research

study of dissemination of scientific information. Preprints of Papers for International Conference on Scientific Information. Washington, 1958, p. 87—120.

19

2'


Тим специалистам лишь предварительный подб.ор источ­ ников, многие из которых в процессе изучения окажутся йотом ненужными. Вот почему научный работник, как никто другой, обязан в совершенстве знать методы и осо­ бенности использования необходимой информации.

Перед игоконерамн-разработчикамн ставится обычно более конкретная задача. Соответственно им легче сфор­ мулировать свои информационные интересы. Здесь глав­ ное знать, где можно найти разыскиваемый материал. Следовательно, этим делом в значительной мере рацио­ нальнее заниматься специалистам, работающим исключи­ тельно в области научно-технической информации.

В современных условиях особое значение имеет обес­ печение необходимыми сведениями руководителей орга­ низаций. Управление требует принятия решений с уче­ том множества факторов: научных, экономических, со­ циологических и т. д. Попятио, что всего не охватишь, чем-то нужно пренебречь, что-то поставить во главу угла, суметь проанализировать. Имеют ли руководители возможность самостоятельно собирать и перерабатывать информацию? Большинство, без сомнения, нет. Значит, эту работу должны выполнять специалисты низших рангов, причем их квалификация должна быть весьма вы­ сокой, почти на уровне принятая директивных решений.

Таким образом, становится ясной необходимость про­ фессионализации в области научио-пиформационной дея­ тельности. «Из 20 млн человек, занятых ныне во всем мпре в сфере науки, 800 тыс. проводят информацион­ ные нсследования. Около 2—3% всех расходов на науку в развитых капиталистических странах (США, Велико­ британия, Франция, Япония, ФРГ) приходится на на- учно-информацпонную деятельность».22 В СССР число

научных работников превысило 1

млн

человек,

около

13Ö 000 из которых занято в службах информации.

Конечно, этого слишком мало,

если

учесть,

что и

поныне ученые и инженерно-технические работники попрежнему берут на себя основные функции поиска и пе­ реработки необходимой информации. Здесь надо подчерк­ нуть, что еще и теперь большинство исследователей счи­ тает, что главнейшая функция научно-информационной деятельности заключается в обслуживании. Эта убежден­

22 К о с о л а п о в В. В., Щ е р б а н ь А. Н. Оптимизация учно-исследовательской деятельности, с. 43.

20


ность возникла н исторически утвердилась из-за резкого разделения труда библиотекаря, чаще всего не имеющего специальных знаний (он мог лишь выдавать литературу, не зная ее истинной ценности), и отраслевика-профес- сионала, который отчетливо понимал, что ему надо, но ие знал, па какой «полке» это искать.

«Обычно научно-информацноыыую деятельность сво­ дят только к подготовке и выдаче по запросам исследо­ вателей необходимых им сведений. В действительности основная задача научио-ипформациоиных исследований заключается в ином, а именно: в информационно-логиче­ ском анализе состояния (уровня) развития знаний по ис­ следуемой проблеме с целью такой организации управле­ ния самим исследованием, чтобы его проведение в опре­ деленных ограничительных условиях конечных размеров финансов, численности и уровня квалификации кадров и т. д. было оптимальным в заданных условиях и наиболее эффективным» ,23

Жизнь настоятельно требует преодоления вредного психологического барьера. Научно-информационная ра­ бота становится одной из наиболее важных частей иссле­ довательской деятельности. В свое время Д. И. Менде­ леев открыл систему химических элементов, работая приблизительно так же, как должен работать профессио­ нал в области научно-технической информации. Только ои не ограничился созданием предпосылки для дальней­ шего успешного исследования, чем заканчивается обычно деятельность специалиста ' информационной службы. Д. И. Менделеев как ученый-теоретик сам переосмыслил собранные сведения и сумел выделить не только суще­ ственно новую, но и весьма перспективную информацию, которая прославила русскую химическую науку. Поэтому следует всегда помнить, что научно-информационная раз­ новидность творческого труда уже теперь позволяет де­ лать выдающиеся открытия только на основе использо­ вания имеющейся информации.

„Документация“ или „информатика“?

Есть понятия, которые постоянно рассматриваются то в узком, то в широком смысле. К ним относится и поня­ тие документ. В быту,' в разговорном языке документ —

23 Там же, с. 43—44.

21

это прежде всего составленная законным образом бумага, служащая письменным доказательством ваших прав, слу­ жебного или общественного положения. Это пример слиш­ ком узкого толкования понятия.

В то же время для исследователей документами яв­ ляются и древние наскальные рисунки (петроглифы), и отпечатки вымерших растений и организмов в пластах горных пород, и тексты, зафиксированные на различных материалах, их сохраняющих, обнаруженные во время экс­ педиций или в архивах, — вообще любой материальный носитель, содержащий в себе ту или пную информацию. В этом случае расширение понятия «документ» стано­ вится практически безграничным.

«Можно сказать, что в настоящее время каждый факт обрастает одеждой из документов, формы которых стано­ вятся крайне разнообразными — это книги, газеты, жур­ налы, фотографии и кинофильмы, магнитные и патефон­ ные записи, каталоги, рекламы, отчеты, письма, карто­ теки, экспонаты музеев и выставок».24

Все разнообразие форм документов в их совокупности принято называть документацией. К этому все привыкли, и такое значение этого понятия стало общеупотребитель­ ным. Однако в начале нашего века термин документация стали употреблять для определения специальной деятель­ ности по сбору, обработке, хранению, поиску- и распрост­ ранению документов. В разное время и в разных странах начали создавать институты, названия которых содер­ жали этот термин в новом значении: Нидерландский ин­ ститут документации и архивного дела, Американский институт документации, Международный институт доку­ ментации. Наконец в 1937 г. иа основе последнего была организована Международная федерация документации (МФД). Постепенно документация превращалась в осо­ бую дисциплину и определялась в долгосрочной про­ грамме МФД «как сбор и хранение, классифика­ ция и подбор, распространение и использование всех ви­ дов информации».25 А образование федерации лишь под­

черкнуло все

возрастающую

роль

новой

отрасли

зна-

24 В о р о б ь Gв Г. Г. Проблема

документальной информации,

В ки.: Кибернетика и документалистика. М., 1966, с. 17.

 

25 Outline of

a long-term policy of

the

International Federa­

tion for Dokumentation. FID publ. 325. The

Hague,

FID, I960,

p. 9.

22


пий, называвшейся в СССР некоторое время документа­ листикой.

А. И. Михайлов, А. И. Черный н Р. С. Гпляревский считают, что «термин „документалистика“ иеудовлетвпрптелен по двум причинам. Во-первых, этот термин, как и термин „документация“, излишне акцентирует внима­ ние на документе, тогда как предметом псследованпя рассматриваемой дисцпплипы являются структура п свойства научной информации. Во-вторых, он образован на основе термина „документалист“, используемого для обозначения специалиста в области документации, п за­ мыкает ряд терминов, возникших в следующей последо­ вательности: „документ“ — „документация“ — „докумен­ талистика“. Более естественным, однако, является поря­ док, прн котором название специалиста образуется на основе термина, определяющего дисциплину».26

Множество терминологических определений, сопро­ вождающих рождение всякой новой научной дисцип­ лины, не должно вызывать удивления. Редкое везение в этом смысле, какое выпало на долю кибернетики, лишь подчеркивает исключение из правил. Неопределенность и различие формулировок, призванных выявить суть од­ ной и той же дисциплины, находящейся в стадии ста­ новления, привели к возникновению таких ее определе­ ний, как документация, научная документация, документоведенпе, докумеитология, документалистика. Все они оказались неудовлетворительными потому, что в основе своей содержали понятие «документ», применение кото­ рого в специфических сферах деятельности человека могло заставить библиотекарей и библиографов дать одно

определение

дисциплины,

делопроизводителей

и юрис­

тов — другое,

разработчиков

информационных

систем и

работников служб информации — третье п т. д.

 

Два параллельно существующих термина

«докумен­

тация» и «информация», положенных в основу определе­ ния новой отрасли знаний о структуре и свойствах науч­ ной информации, подсказали выход из трудного положе­ ния. Уже с конца 40-х годов наряду с термином научная документация стал употребляться термин научная инфор­ мация. От него возникло и первоначальное название дис-

М и х а й л о в А. И., Ч е р н ы й А. И., Г и л я р е в- скі і й Р. С. Основы информатики, с. 51.

23