Файл: Новиков, Э. А. Информация и исследователь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выше были приведены такие понятия, как «докумен­ тация», «информатика», «информация», «научная инфор­ мация», «научно-техническая информация». Для даль­

нейшего

изложения будет полезно познакомиться еще

с тремя

терминами: «научно-информационная деятель­

ность», «пнформатик», «информатор».

Под

научно-информационной деятельностью понима­

ются «действия, выполняемые в целях сбора, аналитикосинтетической переработки, хранения, поиска и распрост­ ранения научной информации... Научно-информацион­ ная деятельность — это самостоятельная часть научного труда, выделившаяся в ходе его общественного разделе­ ния и имеющая своей задачей обеспечение заинтересо­ ванных специалистов необходимыми нм сведеииямп о ре­ зультатах научных исследований и технических разрабо­ ток, о производственном опыте и т. д.».37

Отсюда и конкретное название специальностей.

Пнформатик — специалист

в

области информатики.

Он более теоретик, чем практик.

определенной области

Информатор — специалист

в

знаний, который занимается

исключительно научно-ин­

формационной деятельностью. Он чаще всего практик и экспериментатор, применяющий в своей работе достиже­ ния информатики.

Деятельность информатора считается научной потому, что опа направлена на решение тех же задач, какие вы­ полняет любой исследователь:

1)разыскание н накопление научно-технической ин­ формации по определенной проблеме пли вопросу;

2)ее систематизация, анализ н переработка;

3)выдача илп распространение обобщенных обрабо­ танных сведений, нередко качественно новых.

Научно-информационная работа, как неотъемлемая разновидность исследовательского, инженерного и управ­ ленческого труда, требует наличия комплексных знаний, умения хорошо ориентироваться в таких отраслях, как семиотика, психология, социология.

Особенно большую роль в этой деятельности играют библиотековедение, библиография и книговедение. В на­ стоящее время научные библиотеки составляют основное ядро систем хранения и поиска информации. Богатым

37 Там же.

29


экспериментальным материалом для разработки инфор­ матики стали данные, накопленные и собираемые библио­ текарями л библиографами. Практические формы и ме­ тоды их работы первоначально почти без изменений были перенесены в сферу деятельности служб научно-техниче­ ской информации. Лишь в последние годы в связи с ор­ ганизацией информационно-поисковых систем и внедре­ нием ЭВМ деятельность служб стала видоизменяться. Однако деятельность многих отраслевых служб информа­ ции по-прежнему представляет собой пе лучшую копию библиотечно-библиографической работы.

Вопрос о взаимоотношениях научно-технических биб­ лиотек, их информационных функциях в свете отделения от них новых, хотя и идентичных во мпогом, специализи­ рованных служб остается предметом острых дискуссий. Но по крайней мере одна истина пепреложна: книгохра­ нилища — это материальный фундамент, па котором раз­ вивались и развиваются службы паучио-технпческой информации. И если традиционные библиотечно-библио­ графические методы работы сегодня нс удовлетворяют по­ требителей информации — это явление временное. Новей­ шие быстродействующие информационные системы в не­ далеком будущем ликвидируют формальное разделение организаций, цель п задачи деятельности которых едины.

«Основные трудности работы, библиотек заключаются в отсутствии всякой механизации, ограничении средств, площадей и часто в нежелании изменить, веками сложив­ шийся уклад. Только этими причинами можно объяснить недоукомплектование многих библиотек, ориентацию уче­ ных и инженеров на специализированные, а не на уни­ версальные (публичные) библиотеки и малую эффектив­ ность фондов».38

В следующих главах мы и рассказываем о том, что требуется знать каждому исследователю в области библнографнчесішх н информационных знаний. Наше изло­ жение мы стремились построить на сочетании традицион­ ных, исторически апробированных методов научноинформационной деятельности с новыми тенденциями, определяющими будущее поиска, анализа и использова­ ния научно-технической информации.

В о р о б ь е в Г. Г. Проблема документальной информации

с. 12,

Г л а в а в т о р а я

ТИПОЛОГИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Первичная информации

Информация передается в пространстве и во вре­ мени. Ее источником может быть любой объект. Не слу­

чайно кибернетика с ней связывает обязательное усло­ вие — непрерывный процесс получения, обработки и передачи сведений.

Человек перерабатывает биологическую (организм как биологическая система) и интеллектуальную (мозг как информационная система) информацию. Одной из глав­ ных форм последней является документальная. Сообще­ ния о научно-технических достижениях многим стано­ вятся доступными только тогда, когда они отражены в документах. Документ — это объект, который фиксирует и подтверждает какие-либо знания и может включаться в определенное собрание.

Исторически сложилось так, что наиболее распростра­ ненными документами стали текстовые: книги, журналы, рукописи; графические: чертежи, схемы, диаграммы; аудивизуальные: звукозаписи, кинофильмы и т. д. Пер­ вые представляют собой основную массу документов, ог­ ромное количество которых в настоящее время вступило в противоречие с возможностями полного их использова­ ния. Вторые имеют преимущество перед текстовыми бла­ годаря краткости и точности изложения. По-видимому, та­ кие документы постепенно будут вытеснять текстовую информацию, особенно в прикладных отраслях знаний. Ау­ дивизуальные источники активно воздействуют на чело­ века и получают все большее признание и распространение.

81


Все документы можно разделить па две главные группы — первичные п вторичные. Первичные документы содержат запись результатов изучения, исследования, разработки и т. п.; вторичные — результаты преобразова­ ния информации на основе изучения содержания первич­ ных документов.

И те и другие подразделяются на опубликованные (ти­ пографский способ, ротапринт) и неопубликованные (машинопись, рукопись). Это деление несколько условно, так как существуют документы, рассматриваемые в одних случаях как публикации, ів других — как рукописи, на­ пример переводы, препринты, авторефераты диссертаций. Из-за специфики особо выделяют патентную докумен­ тацию.

О п у б .п ік о п а н и м е д о к у м ен ты

Большинство исследователей регулярно просматри­ вают Реферативный журнал Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). Если задать вопрос: сколько в ием приводят непохожих друг иа друга первичных документов, — то сразу обнаружится не­ достаточность знаний даже высококвалифицированного специалиста. Существуют десятки различных по форме, а главное по назначению, видов первичной информации. Их деление на виды, конечно, несколько условно. Однако оно имеет огромное значение в научно-информационпой деятельности, в изучении структуры и особенностей доку­ ментальной информации.

Исторически первичные документы возникли в глубо­ кой древности, когда устная речь перестала удовлетво­ рять потребности людей в общении. Необходимость не только передавать информацию, но и сохранять ее при­ вела к появлению письменности.

Самые древние из научных документов — клинопис­ ные плитки Месопотамии. Их возраст датируется IV ты­ сячелетием до и. э. Небольшие глиняные плитки размером в несколько сантиметров, а иногда и в несколько десятков сантиметров были как бы страницами первых книг. Такие источники информации обладали большой громоздкостью и малой емкостью. Нетрудно представить, какой была древняя библиотека: она напоминала огромные склады глиняной продукции.

32

Начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали ис­ пользовать папирусные свитки. Текст на них распола­ гался по нескольку десятков колонок. Таким образом уве­ личили емкость документов, значительно уменьшив их вес. Немногочисленные египетские папирусы были най­ дены археологами лишь при изучении пирамид и других захоронений. До нас не дошла ни одна оригинальная па­ пирусная рукопись античных классиков. О них мы узнали лишь по позднейшим копиям, главным образом из мало­ азиатских и позднеегипетских источников. И это не слу­ чайно. Папирус оказался слишком недолговечным мате­ риалом. Уже в III веке до н. э. люди стали применять пергамент. К достоинствам папируса прибавилось главное качество — долговечность. В это время начали изготов­ лять прототипы современных книг — блочные формы тек­ стов. Такие книги, называемые кодексами, были един­ ственными в своем роде вплоть до XII в. и стоили очень дорого. Для изготовления одного экземпляра пергамент­ ной книги надо было обработать телячьи шкуры целого стада.

Революция в книжном деле произошла после изобре­ тения бумаги в Китае в 105 г. Спустя несколько столетий, в 751 г., она появилась на Ближнем Востоке, а затем про­ никла через Испанию в Европу. Так мир получил дешевое и емкое средство хранения и передачи информации.

Однако теперь возник вопрос о быстром и широком распространении книг. Переписка текстов от руки — слишком длительное и трудоемкое занятие: любой пере­ писчик мог внести искажения, дополнения. Одинаковых во всем рукописных книг практически ие существовало.

И вот в 1448 г. немецкий ремесленник Иоганн Гутен­ берг, использовав средства гравирования и литейной тех­ ники, тогда уже развитые, и винодельческий пресс, создал первый книгопечатный станок. Подвижные литеры Гутен­ берга стали основой типографского дела, которое в даль­ нейшем совершенствовалось по этому пути.

Основные виды изданий

Выше мы коротко рассказали о появлении печатных документов. Их теперь великое множество. Чтобы разо­ браться в потоке печатной продукции, надо было ее клас­ сифицировать, в частности по виду документов. В нашей

3 Э. А. Новиков, В. С. Егоров 33


стране с 1 VII 1971 введен специальный государственный стандарт.1 В соответствии с ним необходимо разъяснить некоторые понятия.

Прежде всего, что такое издание? Это «произведение печати, прошедшее редакционно-издательскую обработку и предназначенное для передачи содержащейся в нем ин­ формации». Издания разделяют на три основных вида:

непериодические, периодические и продолжающиеся.

К первому виду принадлежат книги. Народная мудрость давно оценила их главную суть: «одна книга тысячи лю­ дей учит»; «ум без книги, что птица без крыльев» и т. п. Немецкий писатель и ученый Георг Кристоф Лихтенберг писал: «Читать означает брать в долг, а сделать на основе этого открытие — значит „уплатить долг“».21 Лихтенберг жил во второй половине XVIII в. И все-таки его афоризм современен.

Едва ли найдется человек, не державший в руках книгу. Однако далеко не каждый сможет ответить на вопрос, что такое книга. Исчерпывающего определения понятия книга до сих пор не найдено. Приводим опреде­ ление, данное в ГОСТ: книга — «непериодическое изда­ ние в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала объемом более 48 страниц, как правило, в об­ ложке или переплете». Каковы же преимущества книги' перед другими источниками информации? Она суммирует и обобщает в себе десятки, а иногда и тысячи различных документов. В этом легко убедиться, обратившись к лю­ бому фундаментальному научному труду. Книга долго не устаревает, но ее обобщающий характер приводит к по­ тере конкретных, нередко ценных сведений. Она обычно отражает историческую, проблемную или более частную тематическую информацию. Каждую минуту в свет выхо­ дит новая, ранее не публиковавшаяся книга. Считают, что со времени Иоганна Гутенберга напечатано более 30 млн названий таких изданий.

По читательскому назначению непериодические изда­ ния, кроме художественных произведений, нами не рас­ сматриваемых, можно разделить на ряд условных типов.

П е р в ы й тип — научная литература, предназначен­ ная для высококвалифицированных специалистов: труды

1 Государственный

стандарт Союза ССР. Издания. Основные

виды. Термины и определения. ГОСТ 16447-70. М., 1971. 16 с.

2 Л и х т е н б е р г

Г. К. Афоризмы. 2-е изд. М., 1965, с. 69.


классиков науки, публикации научно-исследовательских учреждений, обществ, съездов, конгрессов, книги, отра­ жающие содержание диссертаций, и т. и. Указанные из­ дания, как правило, содержат многочисленные ссылки на другие работы.

В т о р о й тип — научно-популярная литература — имеет целью распространение знаний среди большого круга читателей-иеспециалистов. По конкретному чита­ тельскому назначению может создаваться и для школь­ ников, и для людей с высшим образованием, например научно-популярная серия АН СССР. Необходимость про­ паганды знаний, особенно в современных условиях, резко повысила значение этого типа изданий.

Т р е т и й , пожалуй, самый распространенный тип — производственно-техническая литература. Она содержит описание технических устройств, способов производства и технологии, организации производства и опыта эксплуата­ ции. Эта литература, предназначенная для различных групп специалистов народного хозяйства, имеет особо важное значение для научно-технического прогресса.

Ч е т в е р т ы й тип — учебные пособия, весьма различ­ ные по назначению. В частности, учебнйки для вузов по содержанию во многом близки к научной литературе. Эти пособия составляются применительно к тем или иным учебным программам.

П я т ы й тип — литература справочно-энциклопедиче­ ского характера. Это общие и отраслевые справочники и энциклопедии, терминологические, толковые и специаль­

ные словари.

тип — официально-документальная литера­

Ш е с т о й

тура; охватывающая широкий круг нормативных источни­ ков от собраний законов государства, постановлений и распоряжений правительства до сборников и отдельных ' изданий стандартов, технических условий и нормалей.

Даже после этого краткого и обобщенного перечисле­ ния типов непериодических изданий может возникнуть вопрос: что же тогда лучше читать, если хочешь быть

вкурсе достижений науки и техники?

Всвое время будущий академик О. Ю. Шмидт решил прочесть хотя бы самую главную литературу по интере­ сующим его отраслям знаний. Молодой ученый составил список источников. А когда был подведен итог, то оказа­ лось, что для выполнения намеченной программы потре­

35

3*