ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Выше были приведены такие понятия, как «докумен тация», «информатика», «информация», «научная инфор мация», «научно-техническая информация». Для даль
нейшего |
изложения будет полезно познакомиться еще |
с тремя |
терминами: «научно-информационная деятель |
ность», «пнформатик», «информатор». |
|
Под |
научно-информационной деятельностью понима |
ются «действия, выполняемые в целях сбора, аналитикосинтетической переработки, хранения, поиска и распрост ранения научной информации... Научно-информацион ная деятельность — это самостоятельная часть научного труда, выделившаяся в ходе его общественного разделе ния и имеющая своей задачей обеспечение заинтересо ванных специалистов необходимыми нм сведеииямп о ре зультатах научных исследований и технических разрабо ток, о производственном опыте и т. д.».37
Отсюда и конкретное название специальностей.
Пнформатик — специалист |
в |
области информатики. |
Он более теоретик, чем практик. |
определенной области |
|
Информатор — специалист |
в |
|
знаний, который занимается |
исключительно научно-ин |
формационной деятельностью. Он чаще всего практик и экспериментатор, применяющий в своей работе достиже ния информатики.
Деятельность информатора считается научной потому, что опа направлена на решение тех же задач, какие вы полняет любой исследователь:
1)разыскание н накопление научно-технической ин формации по определенной проблеме пли вопросу;
2)ее систематизация, анализ н переработка;
3)выдача илп распространение обобщенных обрабо танных сведений, нередко качественно новых.
Научно-информационная работа, как неотъемлемая разновидность исследовательского, инженерного и управ ленческого труда, требует наличия комплексных знаний, умения хорошо ориентироваться в таких отраслях, как семиотика, психология, социология.
Особенно большую роль в этой деятельности играют библиотековедение, библиография и книговедение. В на стоящее время научные библиотеки составляют основное ядро систем хранения и поиска информации. Богатым
37 Там же.
29
экспериментальным материалом для разработки инфор матики стали данные, накопленные и собираемые библио текарями л библиографами. Практические формы и ме тоды их работы первоначально почти без изменений были перенесены в сферу деятельности служб научно-техниче ской информации. Лишь в последние годы в связи с ор ганизацией информационно-поисковых систем и внедре нием ЭВМ деятельность служб стала видоизменяться. Однако деятельность многих отраслевых служб информа ции по-прежнему представляет собой пе лучшую копию библиотечно-библиографической работы.
Вопрос о взаимоотношениях научно-технических биб лиотек, их информационных функциях в свете отделения от них новых, хотя и идентичных во мпогом, специализи рованных служб остается предметом острых дискуссий. Но по крайней мере одна истина пепреложна: книгохра нилища — это материальный фундамент, па котором раз вивались и развиваются службы паучио-технпческой информации. И если традиционные библиотечно-библио графические методы работы сегодня нс удовлетворяют по требителей информации — это явление временное. Новей шие быстродействующие информационные системы в не далеком будущем ликвидируют формальное разделение организаций, цель п задачи деятельности которых едины.
«Основные трудности работы, библиотек заключаются в отсутствии всякой механизации, ограничении средств, площадей и часто в нежелании изменить, веками сложив шийся уклад. Только этими причинами можно объяснить недоукомплектование многих библиотек, ориентацию уче ных и инженеров на специализированные, а не на уни версальные (публичные) библиотеки и малую эффектив ность фондов».38
В следующих главах мы и рассказываем о том, что требуется знать каждому исследователю в области библнографнчесішх н информационных знаний. Наше изло жение мы стремились построить на сочетании традицион ных, исторически апробированных методов научноинформационной деятельности с новыми тенденциями, определяющими будущее поиска, анализа и использова ния научно-технической информации.
В о р о б ь е в Г. Г. Проблема документальной информации
с. 12,
Г л а в а в т о р а я
ТИПОЛОГИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Первичная информации
Информация передается в пространстве и во вре мени. Ее источником может быть любой объект. Не слу
чайно кибернетика с ней связывает обязательное усло вие — непрерывный процесс получения, обработки и передачи сведений.
Человек перерабатывает биологическую (организм как биологическая система) и интеллектуальную (мозг как информационная система) информацию. Одной из глав ных форм последней является документальная. Сообще ния о научно-технических достижениях многим стано вятся доступными только тогда, когда они отражены в документах. Документ — это объект, который фиксирует и подтверждает какие-либо знания и может включаться в определенное собрание.
Исторически сложилось так, что наиболее распростра ненными документами стали текстовые: книги, журналы, рукописи; графические: чертежи, схемы, диаграммы; аудивизуальные: звукозаписи, кинофильмы и т. д. Пер вые представляют собой основную массу документов, ог ромное количество которых в настоящее время вступило в противоречие с возможностями полного их использова ния. Вторые имеют преимущество перед текстовыми бла годаря краткости и точности изложения. По-видимому, та кие документы постепенно будут вытеснять текстовую информацию, особенно в прикладных отраслях знаний. Ау дивизуальные источники активно воздействуют на чело века и получают все большее признание и распространение.
81
Все документы можно разделить па две главные группы — первичные п вторичные. Первичные документы содержат запись результатов изучения, исследования, разработки и т. п.; вторичные — результаты преобразова ния информации на основе изучения содержания первич ных документов.
И те и другие подразделяются на опубликованные (ти пографский способ, ротапринт) и неопубликованные (машинопись, рукопись). Это деление несколько условно, так как существуют документы, рассматриваемые в одних случаях как публикации, ів других — как рукописи, на пример переводы, препринты, авторефераты диссертаций. Из-за специфики особо выделяют патентную докумен тацию.
О п у б .п ік о п а н и м е д о к у м ен ты
Большинство исследователей регулярно просматри вают Реферативный журнал Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). Если задать вопрос: сколько в ием приводят непохожих друг иа друга первичных документов, — то сразу обнаружится не достаточность знаний даже высококвалифицированного специалиста. Существуют десятки различных по форме, а главное по назначению, видов первичной информации. Их деление на виды, конечно, несколько условно. Однако оно имеет огромное значение в научно-информационпой деятельности, в изучении структуры и особенностей доку ментальной информации.
Исторически первичные документы возникли в глубо кой древности, когда устная речь перестала удовлетво рять потребности людей в общении. Необходимость не только передавать информацию, но и сохранять ее при вела к появлению письменности.
Самые древние из научных документов — клинопис ные плитки Месопотамии. Их возраст датируется IV ты сячелетием до и. э. Небольшие глиняные плитки размером в несколько сантиметров, а иногда и в несколько десятков сантиметров были как бы страницами первых книг. Такие источники информации обладали большой громоздкостью и малой емкостью. Нетрудно представить, какой была древняя библиотека: она напоминала огромные склады глиняной продукции.
32
Начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали ис пользовать папирусные свитки. Текст на них распола гался по нескольку десятков колонок. Таким образом уве личили емкость документов, значительно уменьшив их вес. Немногочисленные египетские папирусы были най дены археологами лишь при изучении пирамид и других захоронений. До нас не дошла ни одна оригинальная па пирусная рукопись античных классиков. О них мы узнали лишь по позднейшим копиям, главным образом из мало азиатских и позднеегипетских источников. И это не слу чайно. Папирус оказался слишком недолговечным мате риалом. Уже в III веке до н. э. люди стали применять пергамент. К достоинствам папируса прибавилось главное качество — долговечность. В это время начали изготов лять прототипы современных книг — блочные формы тек стов. Такие книги, называемые кодексами, были един ственными в своем роде вплоть до XII в. и стоили очень дорого. Для изготовления одного экземпляра пергамент ной книги надо было обработать телячьи шкуры целого стада.
Революция в книжном деле произошла после изобре тения бумаги в Китае в 105 г. Спустя несколько столетий, в 751 г., она появилась на Ближнем Востоке, а затем про никла через Испанию в Европу. Так мир получил дешевое и емкое средство хранения и передачи информации.
Однако теперь возник вопрос о быстром и широком распространении книг. Переписка текстов от руки — слишком длительное и трудоемкое занятие: любой пере писчик мог внести искажения, дополнения. Одинаковых во всем рукописных книг практически ие существовало.
И вот в 1448 г. немецкий ремесленник Иоганн Гутен берг, использовав средства гравирования и литейной тех ники, тогда уже развитые, и винодельческий пресс, создал первый книгопечатный станок. Подвижные литеры Гутен берга стали основой типографского дела, которое в даль нейшем совершенствовалось по этому пути.
Основные виды изданий
Выше мы коротко рассказали о появлении печатных документов. Их теперь великое множество. Чтобы разо браться в потоке печатной продукции, надо было ее клас сифицировать, в частности по виду документов. В нашей
3 Э. А. Новиков, В. С. Егоров 33
стране с 1 VII 1971 введен специальный государственный стандарт.1 В соответствии с ним необходимо разъяснить некоторые понятия.
Прежде всего, что такое издание? Это «произведение печати, прошедшее редакционно-издательскую обработку и предназначенное для передачи содержащейся в нем ин формации». Издания разделяют на три основных вида:
непериодические, периодические и продолжающиеся.
К первому виду принадлежат книги. Народная мудрость давно оценила их главную суть: «одна книга тысячи лю дей учит»; «ум без книги, что птица без крыльев» и т. п. Немецкий писатель и ученый Георг Кристоф Лихтенберг писал: «Читать означает брать в долг, а сделать на основе этого открытие — значит „уплатить долг“».21 Лихтенберг жил во второй половине XVIII в. И все-таки его афоризм современен.
Едва ли найдется человек, не державший в руках книгу. Однако далеко не каждый сможет ответить на вопрос, что такое книга. Исчерпывающего определения понятия книга до сих пор не найдено. Приводим опреде ление, данное в ГОСТ: книга — «непериодическое изда ние в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала объемом более 48 страниц, как правило, в об ложке или переплете». Каковы же преимущества книги' перед другими источниками информации? Она суммирует и обобщает в себе десятки, а иногда и тысячи различных документов. В этом легко убедиться, обратившись к лю бому фундаментальному научному труду. Книга долго не устаревает, но ее обобщающий характер приводит к по тере конкретных, нередко ценных сведений. Она обычно отражает историческую, проблемную или более частную тематическую информацию. Каждую минуту в свет выхо дит новая, ранее не публиковавшаяся книга. Считают, что со времени Иоганна Гутенберга напечатано более 30 млн названий таких изданий.
По читательскому назначению непериодические изда ния, кроме художественных произведений, нами не рас сматриваемых, можно разделить на ряд условных типов.
П е р в ы й тип — научная литература, предназначен ная для высококвалифицированных специалистов: труды
1 Государственный |
стандарт Союза ССР. Издания. Основные |
виды. Термины и определения. ГОСТ 16447-70. М., 1971. 16 с. |
|
2 Л и х т е н б е р г |
Г. К. Афоризмы. 2-е изд. М., 1965, с. 69. |
классиков науки, публикации научно-исследовательских учреждений, обществ, съездов, конгрессов, книги, отра жающие содержание диссертаций, и т. и. Указанные из дания, как правило, содержат многочисленные ссылки на другие работы.
В т о р о й тип — научно-популярная литература — имеет целью распространение знаний среди большого круга читателей-иеспециалистов. По конкретному чита тельскому назначению может создаваться и для школь ников, и для людей с высшим образованием, например научно-популярная серия АН СССР. Необходимость про паганды знаний, особенно в современных условиях, резко повысила значение этого типа изданий.
Т р е т и й , пожалуй, самый распространенный тип — производственно-техническая литература. Она содержит описание технических устройств, способов производства и технологии, организации производства и опыта эксплуата ции. Эта литература, предназначенная для различных групп специалистов народного хозяйства, имеет особо важное значение для научно-технического прогресса.
Ч е т в е р т ы й тип — учебные пособия, весьма различ ные по назначению. В частности, учебнйки для вузов по содержанию во многом близки к научной литературе. Эти пособия составляются применительно к тем или иным учебным программам.
П я т ы й тип — литература справочно-энциклопедиче ского характера. Это общие и отраслевые справочники и энциклопедии, терминологические, толковые и специаль
ные словари. |
тип — официально-документальная литера |
Ш е с т о й |
тура; охватывающая широкий круг нормативных источни ков от собраний законов государства, постановлений и распоряжений правительства до сборников и отдельных ' изданий стандартов, технических условий и нормалей.
Даже после этого краткого и обобщенного перечисле ния типов непериодических изданий может возникнуть вопрос: что же тогда лучше читать, если хочешь быть
вкурсе достижений науки и техники?
Всвое время будущий академик О. Ю. Шмидт решил прочесть хотя бы самую главную литературу по интере сующим его отраслям знаний. Молодой ученый составил список источников. А когда был подведен итог, то оказа лось, что для выполнения намеченной программы потре
35 |
3* |