Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
их прирабатываемость и способность к упругим деформациям, не обходимые для равномерного распределения нагрузки и т. д.
Важным требованием, которому должны удовлетворять под шипниковые материалы, являются хорошая их смазываемость мас лом и высокая адсорбционная способность, позволяющая быстро восстанавливать разрыв масляной пленки между рабочей поверх ностью шейки вала и внутренней поверхностью подшипника. Ис следованию смачиваемости подшипниковых сплавов маслами по священа работа М. Е. Дрица [41].
Уже отмечалось, что пористые спеченные материалы характе ризуются несколько пониженной теплопроводностью и теплоем костью по сравнению с монолитными материалами. Если в обыч ных подшипниках скольжения тепло у зоны трения отводится сма зочно-охлаждающей жидкостью, валом и корпусом подшипника, то в самосмазывающихся пористых подшипниках при отсутствии по дачи масла извне тепло отводится только через вал и корпус под шипника.
В связи с этим особое внимание следует обратить на стабили зацию теплового режима работы пористых железографитовых под шипников. Способность пористого подшипника быстро восстанав ливать разрыв масляной пленки на трущихся поверхностях объяс няется выделением смазкииз пор такого подшипника при местном нагреве. Практика эксплуатации автоматических ткацких стан ков и других текстильных машин, в которых применяются порис тые самосмазывающиеся подшипники, подтверждает важное зна чение пористости этих материалов.
Поскольку основным параметром, характеризующим процесс трения, является коэффициент трения скольжения, была постав лена задача определить этот коэффициент для разных пористых подшипников в условиях, имитирующих работу подшипника сколь жения текстильных машин.
Антифрикционные свойства пористых спеченных материалов при вращательном движении
Экспериментально были исследованы следующие материалы:
1. Железографитовые втулки, изготовленные из железного по
рошка ПЖ |
с содержанием |
углерода 1,5% и |
пористостью |
22— |
|||
25%. |
Структура |
этих втулок |
после спекания — перлит |
плюс |
фер |
||
рит. |
Кроме |
того, |
имели место незначительные |
следы |
цементита |
ввиде цементитной оторочки.
2.Втулки из чистого железного порошка ПЖ пористостью 22—25% и ферритовой структуры.
3.Втулки из чистого железного порошка с пористостью 20—
30%, подвергнутые сульфидированию при температуре 130° С с десятиминутной выдержкой в расплавленной сере. Отжиг про изводится в течение двух часов в атмосфере эндогаза при темпе ратуре 550° С. Структура всех втулок представляла собой феррит плюс мелкие сульфиды железа.
4 З аказ № 2557 |
81 |
4. Втулки из железного порошка с добавкой в шихту 0,8% серы с пористостью 23—28% и ферритовой структурой с включе ниями сульфидов.
При проведении экспериментальных работ скорость скольже ния изменялась ступенями от 0,08 до 1,6 м/с, а удельные на грузки— от 2,8 до 16,6 кгс/см2. Испытания проводились на специ альной установке, силу трения измеряли с помощью проволочных тензометрических датчиков. Непрерывная регистрация силы тре ния в процессе испытания проводилась системой, состоящей из усилителя и восьмишлейфового осциллографа типа Н102. Пред ставляли интерес поведение трущейся пары в процессе приработки и длительность самой приработки.
Температуру в процессе трения скольжения измеряли с по мощью двух искусственных хромель-копелевых термопар. Одну из них устанавливали в зоне трения на расстоянии 0,25 мм от тру щихся поверхностей, а другую — с противоположной стороны.
Анализ результатов экспериментальных исследований позво
ляет установить следующее: |
(по |
||
1. При трении скольжения пары железографит — сталь 45 |
|||
ристость |
25%) со |
скоростью 0,5—1,7 м/с и удельной нагрузкой |
|
от 2 до |
17 кгс/см2 |
коэффициент трения не превышает 0,035 |
(при |
установившемся движении). В момент пуска при всех прочих рав ных условиях величина коэффициента зависит от величины удель ной нагрузки (рис. 43). Так, при увеличении удельной нагрузки от
2 до |
17 кгс/см2 коэффициент трения |
изменяется |
от |
0,155 |
до |
0,20 |
(при |
диаметральном зазоре Д= 0,04 |
мм) и от 0,155 |
до 0,17 |
(при |
||
диаметральном зазоре Д= 0,085 мм (рис. 44). |
трения |
р = 0,05 |
||||
При установившемся движении коэффициент |
для пары пористое железо — сталь 45, р = 0,05 для пары бронза — сталь 45 и р = 0,08 для пары чугун — сталь 45. При введении масла в момент пуска коэффициент трения у чугуна и бронзы по стали 45 меньше, чем у пористого самосмазывающего подшипника.
2. Сульфидированное пористое железо, как показали исследо вания, нельзя использовать для подшипников в узлах трения скольжения текстильных машин при отсутствии подачи масла из вне, что объясняется закупоркой пор при сульфидировании. Испы тания также показали, что при сравнительно небольшой скорости скольжения (0,6—0,8 м/с) и удельной нагрузке (7—10 кгс/см2) у этих подшипников наблюдается значительный рост температуры.
3. В результате испытания пористых железографитовых под шипников построены графики T — f(t) при Д= 0,032 мм (рис. 45) и
при Д = 0,075 мм (рис. 46).
График зависимости средней температуры поверхностей сколь жения пористого железографитового подшипника от частоты вра щения представлен на рис. 47.
Из рассмотренных графиков видно следующее:
1. С уменьшением зазора наблюдается рост температуры по верхностей скольжения. Так, при « = 800 об/мин и зазоре А = 75 мм максимальная температура не превышала 42° С, в то время как
82
Рис. 43. Зависимость коэффициента трения от скорости скольжения и удельной нагрузки р при вращательном дви жении и диаметральном
зазоре 0,04 мм:
а — момент |
пуска; |
б — уста |
|||
новившийся |
процесс; / — |
||||
р —3,8 |
и |
7 |
кгс/см2; |
2 — р = |
|
= 10 |
кгс/см2; |
3 — р = 13,3 |
|||
кгс/см2: |
4 — р = 16 |
кгс/см2 |
0 0,1 0,2 0,30,4.0,5 0,6 0,70,в 0,9 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7
Скорость скольж ения, м /с
S' ■
Рис. 44. Зависимость коэф фициента трения от ско рости скольжения и удель ной нагрузки р при враща тельном движении и диа метральном зазоре 0,085 мм:
а — момент |
пуска; |
б —устано |
вившийся |
процесс; |
/ — р=Іб,6 |
кгс/см2; 2 — р= 13,3 |
кгс/см2; 3— |
Р= 10 кгс/см2; 4 — р=7 кгс/см2; 5 — р —3,8 кгс/см2
0 |
0,10,2 0,3 0,4 0,50,60,70,8 0,9 1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,31,4 1,5 1,6 |
|
Скорость скольж ения, |
м/с |
S
4
при этой же частоте вращения и зазоре Д= 0,035 мм температура поверхностей скольжения достигала 68° С и наблюдалась тенден ция к дальнейшему росту.
2.Время, в течение которого стабилизируется температура по
верхностей скольжения, также зависит от величины зазора в со-
о 2о но 60 so wo по т ібо то
Продолжительность работы, мин
Рис. 45. Зависимость средней температуры поверх ности скольжения пористого железографитового подшипника от продолжительности работы при диа метральном зазоре 0,032 мм
60
п=1000Об/мин— - п=800об/мин |
|
|
|
|||
Со 50 |
. . |
г т т |
п=500 об/мин |
|||
О |
■ п-630 об/мин |
|||||
г |
|
|
I |
I I |
, |
I I_ |
|
|
|
|
|
|
|
І* зо |
|
|
|
|
|
|
I » |
¥ |
|
|
ч \ |
|
|
5 . |
-0=200об/мин- |
■о=100 об/мин |
||||
20 |
НО 60 |
80 100 |
120 |
140 |
160 |
18 Z00 |
Продолжительность работы, мин
Рис. 46. Зависимость средней температуры поверхности скольжения пористого железографитового подшипника от продолжительности работы при диаметральном зазоре
0,075 мм
пряжении вал — подшипник. Если при зазоре А=0,075 мм темпера тура становилась постоянной после 1,5—2 ч работы, то при зазоре Л= 0,032 мм температура стабилизировалась только после 3—3,5 ч.
84
Проведенные исследования достаточно убедительно показали,
что при применении пористых |
самосмазывающихся подшипников |
и при отсутствии подачи масла |
извне имеет место граничное или |
в лучшем случае полужидкостное трение. Поверхности скольжения хотя и отдаляются друг от друга, но не настолько, чтобы исклю чить возможность соприкосновения отдельных выступов шерохо ватых поверхностей. Проверка условий работы на основании кри вой Герси — Штрибека показала, что условия работы пористых самосмазывающихся подшипников определяются участком 1—2 кривой Герси — Штрибека (см. рис. 42).
Рис. 47. Зависимость средней температуры по верхности скольжения пористого железографито вого подшипника от частоты вращения
Была сделана попытка создать условия жидкостного трения пористого железографитового подшипника при отсутствии подачи масла извне. Учитывая, что в зоне высокого давления масло из зазора вновь вдавливается в поры стенки втулки, был проведен специальный эксперимент. Для этого по всей длине вырезали часть пористой втулки, примерно равную 7з окружности, и вместо нее вставляли бронзовый вкладыш. При установке пористой втулки в корпус подшипника этот вкладыш находился в зоне высокого давления.
В самом корпусе подшипника эксцентрично растачивали кар ман, охватывающий зону положительного и отрицательного дав лений. В качестве смазки применяли высоковязкое гипоидное масло и маловязкое индустриальное масло 12.
Зазор в сопряжениях вал — подшипник принимали равным Д= 0,085 мм и Д= 0,04 мм. Испытания проводились при постоянной удельной нагрузке 4 кгс/см2.
Скорость скольжения изменяли от 0,23 до 3 м/с (от 100 до 1250 об/мин). В процессе эксперимента фиксировали значения ус тановившейся температуры трущихся поверхностей при различ ных скоростях скольжения.
85
Результаты эксперимента представлены кривыми на рис. 48. Анализ кривых показывает следующее:
1. При принятых условиях эксперимента не удалось создать условий жидкостной смазки даже при относительно высоких скоро
стях скольжения |
и минимальном диаметральном зазоре. |
При |
по |
||||||||
|
|
|
|
|
вышении скорости |
скольже |
|||||
|
|
|
|
|
ния . температура увеличи |
||||||
|
|
|
|
|
вается. |
|
|
|
следует |
||
|
|
|
|
|
2. |
Вместе с тем |
|||||
|
|
|
|
|
отметить, |
что при примене |
|||||
|
|
|
|
|
нии гипоидной смазки и при |
||||||
|
|
|
|
|
минимальном |
зазоре темпе |
|||||
|
|
|
|
|
ратура повышается в мень |
||||||
|
|
|
|
|
шей степени. |
|
пористой |
||||
|
|
|
|
|
3. |
Применение |
|||||
|
|
|
|
|
втулки |
с |
вкладышем |
при |
|||
|
|
|
|
|
большом |
диаметральном |
|||||
|
Частота |
вращения, оВ/мин |
зазоре |
нецелесообразно, так |
|||||||
|
как в этом случае имеет |
||||||||||
|
|
|
|
|
место |
|
обедненная |
смазка |
|||
Рис. 48. |
Зависимость температуры |
поверх |
трущихся |
поверхностей, |
что |
||||||
ности скольжения пористого железографи |
характеризуется |
резким |
|||||||||
тового |
подшипника |
от |
частоты вращения: |
возрастанием |
температуры. |
||||||
I — гипоидная смазка |
и |
диаметральный зазор |
|||||||||
0,085 мм; |
2 — индустриальное масло 12 и |
диамет |
4. |
Конструкция комбини |
|||||||
ральный |
зазор 0,085 |
мм; |
3 — гипоидная |
смазка |
рованного вкладыша исклю |
||||||
|
и диаметральный зазор 0,4 мм |
|
|||||||||
ния масла из зоны высокого |
|
чает возможность |
перетека |
||||||||
давления в зону |
низкого давления, |
а следовательно, и не обеспечивает вытекание масла из зоны низ кого давления в зазор.
Антифрикционные свойства пористых спеченных материалов при возвратно-вращательном движении
Наряду с проведением экспериментов по определению коэффи циента трения и температуры поверхностей скольжения привра щательном движении было также проведено исследование узлов трения скольжения, оснащенных пористыми подшипниками, при возвратно-вращательном движении.
В текстильных машинах, особенно в автоматических ткацких станках, нередко встречаются узлы трения скольжения, работаю щие при качательном движении. От точности работы таких узлов во многом зависит качество выполняемого технологического про цесса. К таким узлам и деталям относятся подшипники поводка и шипы боевого веретена ткацкого станка, крестовины, верхние и нижние ножи, шарнирные тяги, каретки РК-12 и др. Перевод пере численных деталей и узлов на пористые самосмазывающиеся под шипники создаст значительно лучшие условия обслуживания.
Для проведения экспериментальных исследований некоторых антифрикционных свойств пористых подшипников была разрабо-
86
и- f
Ш J і
Т
Г X ^ ?
Л*}
ЬЦ \ 4L/?
VO
движении: |
|
при возвратно-вращательном |
разрез |
материалов |
— продольный |
исследованияпористых |
б |
а — общий вид: |
|
для |
|
Установка |
|
49, |
|
Рис. |
|