Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тана и изготовлена специальная установка, представляющая собой плоский четырехзвенный механизм с вращательным движением

(рис. 49).

Эту установку смонтировали на станине станка 1К62. Основ­ ными элементами установки являются плита 1, корпус 2, в котором на подшипниках качения 3 установлен вал 4. На одном конце вала смонтирована исследуемая пара трения. Цапфа 5 в виде втулки из закаленной стали 45 неподвижно установлена на шейке вала, а подшипниковая втулка 6 из исследуемого материала запрессо­ вана в специальной обойме 7, шарнирно соединенной с пальцем кривошипа 8 и получающей возвратно-вращательное (качательное) движение от кривошипно-шатунного механизма 9.

Время приработки, мин

Рис.

50. График

изменения температуры

скольжения

 

в процессе приработки при п=200 кач/мин,. р = 4 кгс/см2

 

 

 

и Д=0,05 мм

 

 

Вращательное движение ползушки 10 с

установленным

на

ней пальцем

кривошипа

8 осуществляется

непосредственно

от

шпинделя станка. Изменение угла качания обоймы достигается путем перемещения ползушки 10, т. е. путем изменения величины радиуса пальца кривошипа 8.

Нагружение подшипниковой втулки производится с помощью двуплечего рычага 11. С одной стороны рычага подвешивается груз 12, а с другой устанавливается ролик — двухрядный самоустанавливающийся шариковый подшипник 13, находящийся в посто­ янном контакте с обоймой 7. Для облегчения монтажа установки в верхней и нижней головках шатуна кривошипно-шатунного меха­ низма установлены также двухрядные самоустанавливающиеся ша­ риковые подшипники. Измерение момента трения осуществляется методом электротензометрии, для чего в торце противоположного конца вала 4 сделана прорезь для верхней части балочки 14 с на­ клеенными на ней датчиками сопротивления.

Нижняя часть балочки устанавливается между двумя шари­ ками, смонтированными в торце регулировочных винтов, вверну­ тых в стойку 15. После предварительных испытаний и оценки чув­ ствительности установки производилась тарировка. Эксперимен-

88


Рис. 5 1 .-Осцилограммы моментов трения при <р=22°

Рис. 52. Осциллограммы моментов трения при tp=80°C

и различном числе циклов:

и различном числе циклов:

а — 200 циклов; б —300 циклов; в — 400 циклов

а — 200 циклов; б — 300 циклов; в — 400 циклов


тальные работы начинались с приработки подшипниковых втулок из разных материалов. Приработка считалась законченной после установления стабильности условий работы трущейся пары — момента трения и температуры поверхностей скольжения. При проведении экспериментальных работ переменными параметрами были число качаний в минуту (п), угол качания (ф) и удельная нагрузка (р).

В процессе эксперимента проводились наблюдения за измене­ нием температуры в двух местах с помощью искусственных тер­ мопар. Причем одну из них устанавливали в зоне трения на расстоянии 0,25 мм от трущихся поверхностей, а другую — с про­ тивоположной стороны. Пористые железографитовые втулки пред­ варительно пропитывали индустриальным маслом 12.

Анализ результатов экспериментальных исследований позво­ ляет сделать следующие выводы:

1.Пористые железные и железографитовые материалы можно успешно использовать для подшипников в узлах трения скольже­ ния при возвратно-вращательном движении. На рис. 50 представ­ лен график изменения температуры поверхностей скольжения в про­ цессе приработки. Из графика видно, что стабилизация темпера­ туры поверхностей скольжения наступает после 4 ч работы.

2.Осциллограммы характера изменения момента трения при возвратно-вращательном движении, полученные при разных углах качания ф, различном числе циклов и при одной и той же удельной нагрузке, равной 8 кгс/см2 (рис. 51 и 52), показывают, что момент трения за цикл при возвратно-вращательном движении не остается постоянным. В начальный момент движения трение характеризу­ ется статическим коэффициентом трения, величина которого боль­ ше динамического коэффициента трения. Затем происходит быст­ рое его падение. При изменении направления вращения (качание

вобратную сторону)' процесс повторяется. Однако каждый раз

при перемене знака на осциллограмме отчетливо обнаруживаются «всплески», связанные с переходным процессом.

В заключение нужно отметить, что момент сопротивления дви­ жению при возвратно-вращательном движении больше, чем при вращательном (на 40—50% и более), и тем больше, чем меньше угол качания.

Исследование некоторых антифрикционных свойств пористого спеченного материала, пропитанного фторопластом-4 *

Цель экспериментальных исследований антифрикционных свойств пористого спеченного материала, пропитанного фтороплас­ том-4, заключалась в установлении зависимости коэффициента трения пары сталь НРС 56 (шероховатость поверхности V 8) — железографит с окончательной пористостью 28% от скорости

* Экспериментальные исследования некоторых антифрикционных свойств по­ ристого спеченного материала, пропитанного фторопластом-4, выполнены канд. техн. наук С. Г. Медведевым под руководством автора:

90


скольжения и в установлении влияния скорости скольжения и на­

грузки на температуру в зоне трения и износостойкость.

зависи­

На рис. 53 представлены кривые, характеризующие

мость коэффициента трения

исследуемого материала по

стали от

 

 

 

 

нагрузки при различной скорости сколь­

0,24

 

 

 

жения. Все кривые имеют одинаковый

 

 

 

 

характер: увеличение коэффициента тре­

0,22

 

 

 

ния при возрастании нагрузки от 2,5 до

 

 

 

 

5

кгс/см2,

максимум при

нагрузке

0,20

 

 

 

5 кгс/см2, и затем снижение его значений

трения 0,18

 

 

 

при увеличении нагрузки до 10 кгс/см2.

 

 

 

 

Для

определения

влияния

скорости

Коэффициент 0,12

 

 

 

скольжения и нагрузки на температуру

 

 

 

ны на рис. 54 и 55.

 

 

 

0,1В

 

 

 

в зоне трения и износостойкость испыта­

 

 

 

 

ния проводили в условиях, приближен­

0,14

 

 

 

ных к реальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты эксперимента представле­

 

 

 

 

 

Из рис. 54 видно, что на температуру,

0,10

5,0

7,5

10,0

развиваемую при трении пары железо- -

2,5

графит, пропитанный фторопластом, —

Нагрузка, кгс/см г

 

закаленная

сталь существенно

влияют

Рис. 53. Зависимость коэф­

нагрузка, скорость скольжения и сочета­

ние этих

факторов.

 

 

 

фициента трения от на­

 

Износостойкость

материала

зави­

грузки при различной ско­

 

рости

скольжения:

 

сит главным образом от нагрузки, а вли­

/ — ч=0,35

м/с;

2 — 4=0,5

м/с;

яние скорости значительно меньше

(см.

3 — 4=0,65

м/с;

4 — и=0,8

м/с;

рис. 55).

 

 

 

 

 

5 — 4=1.5 м/с

 

 

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,35

0,5

0,65

0,8

 

 

 

Скорость скольжения,м!с

 

 

 

Рис. 54. Зависимость тем­

Рис.

55.

Зависимость

пературы, возникающей

при

темпа износа от ско­

трении, от скорости сколь­

рости

скольжения при

жения при

различной

на­

различной

нагрузке:

 

грузке:

 

 

1 — р = 2,5

кгс/см2;

I — р = 2,5

кгс/см2;

2 —

р = 5

і

2 — р = 5

кгс/см2;

кгс/см2;

3 —р = 7,5

кгс/см2; 4 —

— р = 7,5

кгс/см2;

 

р —10

кгс/см2

 

 

4 — р = 10

кгс/см2

91


По результатам математической обработки эксперименталь­ ных данных были получены уравнения, связывающие темп износа и температуру, развиваемую при трении, соответственно с удельной нагрузкой и скоростью скольжения:

t = 4,969+ 1,634р +

12,334t>—-0,0465p2 —8,616о2 + 0,208p;

(50)

t = 5,500 + 1,199p +

100,244у+ 0,0705p2 —67,97b2 + 7,998p,

(51)

где i — темп износа, мкм-10~2 км;

 

 

t — температура трения, °С;

.

 

р —удельная нагрузка, кгс/см2;

 

V — скорость скольжения, м/с.

 

 

Поскольку эксперимент проводился в условиях, близких к ре­ альным, полученные уравнения можно использовать для расчета подшипников скольжения из пористого спеченного материала, пронитанного фторопластом, при трении по стали.

Расчет производится следующим образом.

Исходные данные: нагрузка (р), скорость скольжения (ѵ), допустимый ИЗНОС (l'max).

Искомые параметры: температура, развиваемая при трении (t),

идолговечность (h).

1.Определяют температуру по уравнению (51) и сравнивают ее

смаксимально допустимой. Обычно температура не должна пре­

вышать 80—90° С, так как дальнейшее увеличение ее приводит к большим тепловыделениям, снижению работоспособности и опас­ ности разложения фторопласта-4 при температурных вспышках, которые могут быть при трении.

2.Определяют темп износа по уравнению (50).

3.Определяют срок службы подшипника из соотношения

А = і а « .

(52)

3,6w

Пример. Рассчитать подшипник скольжения, работающий в следующих условиях: р= 5 кгс/см2, о = 0,4 м/с, допустимый ИЗНОС Цпах= 0,3 мм.

1. Температура трения. Подставляем значения р и ѵ в уравнение (51) и по­

лучаем ^=58,4° С.

2.Темп износа і=6,09- ІО-2 мкм/км.

3.Срок службы подшипника h= 3430 ч.

Режим работы подшипника в приведенном примере соответст­ вует условиям, в которых работают опоры главного вала шелко­ ткацкого станка АТ2-120-ШЛ5.

Длительные производственные испытания пористых подшипни­ ков, пропитанных фторопластом, в таких условиях подтвердили правильность расчета.

Исследование износа и повышение долговечности узлов трения скольжения текстильного оборудования

Наиболее характерным видом разрушения деталей машин и отдельных узлов является износ, поэтому изыскание путей борьбы с ним — одна из основных задач. Износ является результатом про­

92