Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
тана и изготовлена специальная установка, представляющая собой плоский четырехзвенный механизм с вращательным движением
(рис. 49).
Эту установку смонтировали на станине станка 1К62. Основ ными элементами установки являются плита 1, корпус 2, в котором на подшипниках качения 3 установлен вал 4. На одном конце вала смонтирована исследуемая пара трения. Цапфа 5 в виде втулки из закаленной стали 45 неподвижно установлена на шейке вала, а подшипниковая втулка 6 из исследуемого материала запрессо вана в специальной обойме 7, шарнирно соединенной с пальцем кривошипа 8 и получающей возвратно-вращательное (качательное) движение от кривошипно-шатунного механизма 9.
Время приработки, мин
Рис. |
50. График |
изменения температуры |
скольжения |
|
в процессе приработки при п=200 кач/мин,. р = 4 кгс/см2 |
|
|||
|
|
и Д=0,05 мм |
|
|
Вращательное движение ползушки 10 с |
установленным |
на |
||
ней пальцем |
кривошипа |
8 осуществляется |
непосредственно |
от |
шпинделя станка. Изменение угла качания обоймы достигается путем перемещения ползушки 10, т. е. путем изменения величины радиуса пальца кривошипа 8.
Нагружение подшипниковой втулки производится с помощью двуплечего рычага 11. С одной стороны рычага подвешивается груз 12, а с другой устанавливается ролик — двухрядный самоустанавливающийся шариковый подшипник 13, находящийся в посто янном контакте с обоймой 7. Для облегчения монтажа установки в верхней и нижней головках шатуна кривошипно-шатунного меха низма установлены также двухрядные самоустанавливающиеся ша риковые подшипники. Измерение момента трения осуществляется методом электротензометрии, для чего в торце противоположного конца вала 4 сделана прорезь для верхней части балочки 14 с на клеенными на ней датчиками сопротивления.
Нижняя часть балочки устанавливается между двумя шари ками, смонтированными в торце регулировочных винтов, вверну тых в стойку 15. После предварительных испытаний и оценки чув ствительности установки производилась тарировка. Эксперимен-
88
Рис. 5 1 .-Осцилограммы моментов трения при <р=22° |
Рис. 52. Осциллограммы моментов трения при tp=80°C |
и различном числе циклов: |
и различном числе циклов: |
а — 200 циклов; б —300 циклов; в — 400 циклов |
а — 200 циклов; б — 300 циклов; в — 400 циклов |
тальные работы начинались с приработки подшипниковых втулок из разных материалов. Приработка считалась законченной после установления стабильности условий работы трущейся пары — момента трения и температуры поверхностей скольжения. При проведении экспериментальных работ переменными параметрами были число качаний в минуту (п), угол качания (ф) и удельная нагрузка (р).
В процессе эксперимента проводились наблюдения за измене нием температуры в двух местах с помощью искусственных тер мопар. Причем одну из них устанавливали в зоне трения на расстоянии 0,25 мм от трущихся поверхностей, а другую — с про тивоположной стороны. Пористые железографитовые втулки пред варительно пропитывали индустриальным маслом 12.
Анализ результатов экспериментальных исследований позво ляет сделать следующие выводы:
1.Пористые железные и железографитовые материалы можно успешно использовать для подшипников в узлах трения скольже ния при возвратно-вращательном движении. На рис. 50 представ лен график изменения температуры поверхностей скольжения в про цессе приработки. Из графика видно, что стабилизация темпера туры поверхностей скольжения наступает после 4 ч работы.
2.Осциллограммы характера изменения момента трения при возвратно-вращательном движении, полученные при разных углах качания ф, различном числе циклов и при одной и той же удельной нагрузке, равной 8 кгс/см2 (рис. 51 и 52), показывают, что момент трения за цикл при возвратно-вращательном движении не остается постоянным. В начальный момент движения трение характеризу ется статическим коэффициентом трения, величина которого боль ше динамического коэффициента трения. Затем происходит быст рое его падение. При изменении направления вращения (качание
вобратную сторону)' процесс повторяется. Однако каждый раз
при перемене знака на осциллограмме отчетливо обнаруживаются «всплески», связанные с переходным процессом.
В заключение нужно отметить, что момент сопротивления дви жению при возвратно-вращательном движении больше, чем при вращательном (на 40—50% и более), и тем больше, чем меньше угол качания.
Исследование некоторых антифрикционных свойств пористого спеченного материала, пропитанного фторопластом-4 *
Цель экспериментальных исследований антифрикционных свойств пористого спеченного материала, пропитанного фтороплас том-4, заключалась в установлении зависимости коэффициента трения пары сталь НРС 56 (шероховатость поверхности V 8) — железографит с окончательной пористостью 28% от скорости
* Экспериментальные исследования некоторых антифрикционных свойств по ристого спеченного материала, пропитанного фторопластом-4, выполнены канд. техн. наук С. Г. Медведевым под руководством автора:
90
скольжения и в установлении влияния скорости скольжения и на
грузки на температуру в зоне трения и износостойкость. |
зависи |
|||||||||
На рис. 53 представлены кривые, характеризующие |
||||||||||
мость коэффициента трения |
исследуемого материала по |
стали от |
||||||||
|
|
|
|
нагрузки при различной скорости сколь |
||||||
0,24 |
|
|
|
жения. Все кривые имеют одинаковый |
||||||
|
|
|
|
характер: увеличение коэффициента тре |
||||||
0,22 |
|
|
|
ния при возрастании нагрузки от 2,5 до |
||||||
|
|
|
|
5 |
кгс/см2, |
максимум при |
нагрузке |
|||
0,20 |
|
|
|
5 кгс/см2, и затем снижение его значений |
||||||
трения 0,18 |
|
|
|
при увеличении нагрузки до 10 кгс/см2. |
||||||
|
|
|
|
Для |
определения |
влияния |
скорости |
|||
Коэффициент 0,12 |
|
|
|
скольжения и нагрузки на температуру |
||||||
|
|
|
ны на рис. 54 и 55. |
|
|
|
||||
0,1В |
|
|
|
в зоне трения и износостойкость испыта |
||||||
|
|
|
|
ния проводили в условиях, приближен |
||||||
0,14 |
|
|
|
ных к реальным. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Результаты эксперимента представле |
|||||
|
|
|
|
|
Из рис. 54 видно, что на температуру, |
|||||
0,10 |
5,0 |
7,5 |
10,0 |
развиваемую при трении пары железо- - |
||||||
2,5 |
графит, пропитанный фторопластом, — |
|||||||||
Нагрузка, кгс/см г |
|
закаленная |
сталь существенно |
влияют |
||||||
Рис. 53. Зависимость коэф |
нагрузка, скорость скольжения и сочета |
|||||||||
ние этих |
факторов. |
|
|
|
||||||
фициента трения от на |
|
Износостойкость |
материала |
зави |
||||||
грузки при различной ско |
|
|||||||||
рости |
скольжения: |
|
сит главным образом от нагрузки, а вли |
|||||||
/ — ч=0,35 |
м/с; |
2 — 4=0,5 |
м/с; |
яние скорости значительно меньше |
(см. |
|||||
3 — 4=0,65 |
м/с; |
4 — и=0,8 |
м/с; |
рис. 55). |
|
|
|
|
|
|
5 — 4=1.5 м/с |
|
|
|
|
|
|
||||
|
140 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,35 |
0,5 |
0,65 |
0,8 |
|
|
|
|
Скорость скольжения,м!с |
|
|
|
||||
Рис. 54. Зависимость тем |
Рис. |
55. |
Зависимость |
||||
пературы, возникающей |
при |
темпа износа от ско |
|||||
трении, от скорости сколь |
рости |
скольжения при |
|||||
жения при |
различной |
на |
различной |
нагрузке: |
|||
|
грузке: |
|
|
1 — р = 2,5 |
кгс/см2; |
||
I — р = 2,5 |
кгс/см2; |
2 — |
р = 5 |
і |
2 — р = 5 |
кгс/см2; |
|
кгс/см2; |
3 —р = 7,5 |
кгс/см2; 4 — |
— р = 7,5 |
кгс/см2; |
|||
|
р —10 |
кгс/см2 |
|
|
4 — р = 10 |
кгс/см2 |
91
По результатам математической обработки эксперименталь ных данных были получены уравнения, связывающие темп износа и температуру, развиваемую при трении, соответственно с удельной нагрузкой и скоростью скольжения:
t = 4,969+ 1,634р + |
12,334t>—-0,0465p2 —8,616о2 + 0,208p; |
(50) |
|
t = 5,500 + 1,199p + |
100,244у+ 0,0705p2 —67,97b2 + 7,998p, |
(51) |
|
где i — темп износа, мкм-10~2 км; |
|
|
|
t — температура трения, °С; |
. |
|
|
р —удельная нагрузка, кгс/см2; |
|
||
V — скорость скольжения, м/с. |
|
|
Поскольку эксперимент проводился в условиях, близких к ре альным, полученные уравнения можно использовать для расчета подшипников скольжения из пористого спеченного материала, пронитанного фторопластом, при трении по стали.
Расчет производится следующим образом.
Исходные данные: нагрузка (р), скорость скольжения (ѵ), допустимый ИЗНОС (l'max).
Искомые параметры: температура, развиваемая при трении (t),
идолговечность (h).
1.Определяют температуру по уравнению (51) и сравнивают ее
смаксимально допустимой. Обычно температура не должна пре
вышать 80—90° С, так как дальнейшее увеличение ее приводит к большим тепловыделениям, снижению работоспособности и опас ности разложения фторопласта-4 при температурных вспышках, которые могут быть при трении.
2.Определяют темп износа по уравнению (50).
3.Определяют срок службы подшипника из соотношения
А = і а « . |
(52) |
3,6w
Пример. Рассчитать подшипник скольжения, работающий в следующих условиях: р= 5 кгс/см2, о = 0,4 м/с, допустимый ИЗНОС Цпах= 0,3 мм.
1. Температура трения. Подставляем значения р и ѵ в уравнение (51) и по
лучаем ^=58,4° С.
2.Темп износа і=6,09- ІО-2 мкм/км.
3.Срок службы подшипника h= 3430 ч.
Режим работы подшипника в приведенном примере соответст вует условиям, в которых работают опоры главного вала шелко ткацкого станка АТ2-120-ШЛ5.
Длительные производственные испытания пористых подшипни ков, пропитанных фторопластом, в таких условиях подтвердили правильность расчета.
Исследование износа и повышение долговечности узлов трения скольжения текстильного оборудования
Наиболее характерным видом разрушения деталей машин и отдельных узлов является износ, поэтому изыскание путей борьбы с ним — одна из основных задач. Износ является результатом про
92