Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рами 1 и 2 обозначен расход смазки правым

подшипником с

ре­

зервуарами / и II. За 2300 ч работы было израсходовано все коли­

чество смазки

(23 см3), находящееся в первом резервуаре. Из вто­

рого резервуара было израсходовано

только 5 см3 смазки.

За

1500 ч работы

из первого резервуара

было

израсходовано почти

18 см3, а из

второго около 7 см3 смазки.

Во второй резервуар

смазку не добавляли в течение 6300 ч работы.

Таким образом, анализ зависимости расхода смазки от продол­ жительности работы позволяет сделать вывод об эффективности применения пористых железографитовых подшипников с компенса­ ционными резервуарами.

Подшипники ткацких станков ATT-120'C железографитовыми пористыми втулками за 9200 ч работы пополняли смазкой не бо­ лее 4 раз, а в некоторых случаях лишь 2—3 раза.

Даже наиболее ответственный узел станка коленчатый вал— подшипник пополняли смазкой не более четырех раз.

Режимы смазки узла трения скольжения автоматического ткац­ кого станка коленчатый вал—подшипник приведены в-табл. 18.

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

 

Режим смазки

Предприятия и пособия, рекомендующие

 

 

Количество

 

режим смазки

Периодичность

 

смазываний

 

 

смазки,

сутки

 

 

за

9200 ч

 

 

 

 

М. И. Худых. Смазка оборудования текстильных

6

 

 

60

предприятий, М., «Легкая индустрия», 1968

 

 

 

 

Яхромская прядильно-ткацкая фабрика

1

 

 

'360

Наро-Фоминская прядильно-ткацкая фабрика

6

 

 

60

Прядильно-ткацкая фабрика имени М. В. Фрунзе

6

 

 

60

Павлово-Покровская прядильно-ткацкая фабрика

6

 

 

60

Серпуховская фабрика «Красный текстильщик»

1

 

 

360

Красноволжский комбинат

0,5

 

 

700

Московский текстильный институт

95

 

 

4*

* С применением

железографитовых пористых материалов и жидкой смазки — инду­

стриальное масло 20.

 

 

 

 

 

Результаты

испытаний по определению

ресурса

работы

пори­

стых самосмазывающихся подшипников с компенсационными ре­ зервуарами в различных автоматических станках ATT-120 пока­ зали, что применение пористых железографитовых подшипников является эффективным средством повышения эксплуатационной надежности узлов трения скольжения.

Испытания также показали, что целый ряд узлов трения сколь­ жения может работать без пополнения смазки в период от одного среднего ремонта до другого и более.

Средний расход масла на автоматических ткацких станках при обычной смазке (по данным фабрик) и при Применении пористых железографитовых самосмазывающихся подшипников (по данным Московского текстильного института) приведен ниже.

5 З аказ № 2557

113


 

Предприятия

Расход

 

 

масла,

г,

 

 

на один

 

 

станок

 

 

в час

L1

Наро-Фоминская прядильно-ткацкая фабрика.........................

2,8

Измайловская прядильно-ткацкая хлопчатобумажная

 

 

фабрика ............................................................................................

 

2

 

Красноволжский хлопчатобумажный ком бинат.................

2,5—3

 

Серпуховская фабрика

«Красный текстильщик» . . . .

1,8

 

Новоткацкая фабрика

Глуховского хлопчатобумажного

 

 

комбината имени В.

И. Л е н и н а ..............................................

2,5

Московский текстильный и н сти тут ..............................................

0,3

Неравномерность расхода масла в однотипных узлах разных компенсационных резервуаров объясняется следующим:

неоднородностью самого пористого железографитового мате­ риала, неравномерным распределением пор по размерам, а также влиянием механической обработки на проницаемость поверхностей трения;

различной точностью геометрической формы и размеров сопря­ гаемых деталей (конусностью, овальностью), а также разной мик­ рогеометрией рабочих поверхностей;

неодинаковой величиной действительного зазора в узлах тре­ ния скольжения;

неодинаковой жесткостью валов (коленчатого, нижнего и сред­ него), а следовательно, и неодинаковыми условиями работы шейки

вала по длине подшипника;

 

различной температурой трущихся поверхностей и др.

различ­

Длительная эксплуатация узлов трения скольжения

ных машин, оснащенных пористыми подшипниками, на

многих

предприятиях текстильной промышленности показывает преимуще­ ство пористых самосмазывающихся подшипников по сравнению с обычными бронзовыми или чугунными подшипниками: сокра­ щается расход смазки, уменьшается износ сопряженной пары, исключается брак пряжи и ткани в результате загрязнения маслом. Кроме того, сокращаются простои оборудования, связанные с про­ цессом смазки, и производительность оборудования в этом случае возрастает. Перевод оборудования на пористые подшипниковые опоры успешно осуществляется на заводах-изготовителях, а также в условиях ремонтно-механических мастерских текстильных пред­ приятий.

Новоткацкая фабрика Глуховского хлопчатобумажного комби­ ната имени В. И. Ленина — одна из первых в текстильной промыш­ ленности в содружестве с Московским текстильным институтом приступила к исследованию и внедрению пористых спеченных ма­ териалов в опорах ткацких станков.

Более 500 станков ATT-120, оснащенных пористыми самосмазы­ вающимися подшипниками коленчатого, среднего и нижнего ва­ лов, работают с I960 г.

114


Выходящие из строя бронзовые подшипниковые втулки заме­ няют пористыми железографитовыми. По состоянию на конец 1972 г. около 1500 автоматических ткацких станков, вырабатываю­ щих миткаль, малистин, саржу и другие ткани, оснащены самосма­ зывающимися подшипниками. Заполнение компенсационных резер­ вуаров смазкой осуществляется один раз в три месяца, причем за это время подшипником веретена расходуется 9—12 г смазки, под­ шипниками коленчатого, среднего и нижнего валов по 18—20 г масла МС-20.

Производственные испытания пористых подшипников, изготовленных из железографита и пропитанных фторопластом-4

Испытания пористых подшипников проводились на ленточной машине ЛНС-51-2 в экспериментальном цехе Киевской опытно-тех­ нической текстильной фабрики и на ткацких станках АТ-120-ШЛ5 и АТ2-120-ШЛ5 на Черкасском шелковом комбинате.

Для проведения испытаний была изготовлена партия подшипни­ ковых втулок из железного порошка ПЖ2К Броварского завода. Состав шихты: графит—-1,2%, сера молотая — 0,8%, остальное — железо. Втулки прессовали в ручных опытных пресс-формах и спе­ кали в среде водорода. Температура спекания достигала 1050±20°С, продолжительность — 2 ч, исходная пористость — 40%.

Затем втулки пропитывали фторопластом-4, действуя избыточ­ ным давлением (давление— 15 кгс/см2, продолжительность— 15 с) и подвергали термообработке для спекания полимера (температура

спекания 375±10°С) в течение 1,5 ч в воздухе.

для полу­

Последняя операция — допрессовка — применяется

чения втулки с окончательными размерами и плотной

упаковкой

фторопласта в порах. После допрессовки пористостьсоставляла 23—28%, а степень заполнения пор фторопластом 75—85%.

Готовая втулка для установки на ленточной машине имела сле­ дующие размеры: наружный диаметр ЗОПр13, внутренний диа­ метр — 17Шз.

На ленточных машинах ЛНС-51-2 втулки устанавливали в опо­ рах рифленых цилиндров второй и третьей линии вытяжного при­ бора. Такой выбор места установки подшипников обусловлен тем, что подшипники в опорах рифленых цилиндров имеют низкую на­ дежность, заклиниваются из-за попадания пуха, часто происходит схватывание. В результате цилиндр выходит из строя и без рестав­ рации непригоден для дальнейшей эксплуатации. Как известно, ме­ таллофторопластовые подшипники малочувствительны к загрязне­ нию. Подшипниковый узел достаточно нагружен, скорость сколь­ жения составляет в среднем 1,4 м/с, а средняя удельная нагрузка

15 кгс/см2.

При установке подшипниковые втулки смазывали смазкой УСі-2 для улучшения прирабатываемое™. В дальнейшем смазка осу­ ществлялась во время плановых остановов.

5’

115


В табл. 19 приведены результаты замеров внутренних диамет­ ров металлофторопластовых подшипников, установленных на лен­ точной машине ЛНС-51-2, во время испытаний.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

 

 

Внутренний диаметр подшипника, мм

 

Номер

 

после трех

после шести

после девяти

п. п.

начальный

 

месяцев

месяцев

месяцев

 

 

эксплуатации

эксплуатации

эксплуатации

1

17,055

17,070

17,080

17,085

2

17,050

17,075

17,080

17,085

3

17,065

17,085

17,090

17,095

4

17,070

17,095

17,100

17.105

5

17,055

17,070

17,085

17,095

6

17,075

17,090

17,100

17,110

7

17,070

17,085

17,095

17,105

8

17,080

17,090

17,095

17,100

9

17,075

17,090

17,100

17,105

10

17,075

17,065

17,075

17,075

Кроме того, во время испытаний контролировали износ шеек рифленых цилиндров. При контрольных замерах заметного износа не было обнаружено.

На ткацких станках втулки были установлены в опорах глав­ ного и среднего валов. В каждый подшипник устанавливали по две втулки. Подшипниковые опоры шелкоткацких станков АТ-120-ШЛ5 и АТ2-120-ШЛ5 работают со скоростью скольжения 0,38-4-0,42 м/с и ударной нагрузкой 3,5-1-4,5 кгс/см2. Длительная работа пористых втулок, пропитанных фторопластом-4, позволяет сделать вывод об их высокой надежности.

Влияние механической обработки на эксплуатационную надежность пористых подшипников

Износостойкость и эксплуатационная надежность деталей ма­ шин зависят, как уже отмечалось, от конструктивных, технологиче­ ских и эксплуатационных факторов.

Физическое состояние поверхностного слоя деталей машин, ко­ торый формируется в процессе механической обработки, характе­ ризуется микрогеометрией, структурой и остаточным напряжением.

Физико-механические свойства поверхностного слоя деталей машин изменяются под влиянием комплексного воздействия сило­ вых и температурных фадторов в процессе обработки. Превалирую­ щее воздействие того или иного фактора в значительной степени определяется характером обработки и типом применяемого режу­ щего инструмента. В настоящее время считается абсолютно бес­ спорным тот факт, что качество обработанной поверхности, степень наклепа материала определяют прочность посадок, износостойкость и усталостную прочность деталей машины.

П 6


Теория и практика обработки металлов резанием на данном этапе развития достигла такого уровня, который позволяет обеспе­ чить необходимое качество поверхностей, а следовательно, и тре­ буемые эксплуатационные свойства деталей машин. Совсем иначе

обстоит дело с обработкой пористых спеченных сплавов.

 

 

Проблема

механической

 

 

 

 

 

 

обработки спеченных загото­

 

 

 

 

 

 

вок оставалась долгое время

 

 

 

 

 

 

без должного

внимания

со

 

 

 

 

 

 

стороны

 

исследователей.

 

 

 

 

 

 

Сложившееся

общее

мне­

 

 

 

 

 

 

ние не в пользу механиче­

 

 

 

 

 

 

ской

обработки

резанием

 

 

 

 

 

 

изделий из пористых спе­

 

 

 

 

 

 

ченных

материалов

было,

g

 

 

 

 

 

безусловно,

ошибочным

и

 

 

 

 

 

базировалось на недостаток-

 

 

 

 

 

 

ном количестве

проведенных

0,25

 

0,50

0,75

 

экспериментов. Только в 60-х

 

 

Подача, ыміод

 

 

годах появились работы, по­

 

 

 

 

 

 

 

 

священные

исследованиям в

Рис. 71. Зависимость газопроницаемости

области

механической обра­

от величины подачи

при

развертывании:

ботки

пористых спеченных

/ — исходная газопроницаемость 2,53 с;

2 — исход­

материалов резанием.

 

 

ная газопроницаемость 2,28 с;

3 — исходная

газо­

в свет

проницаемость

2 с

 

 

В

1965

г. вышла

Сі

 

 

 

 

 

монография, которая яви­

 

 

 

 

 

<г вѵ

 

 

 

 

 

лась

обобщением

выпол­

5

 

 

 

 

 

ненных

исследований

в

об­

Cj

 

 

 

 

 

Ci

 

 

 

 

 

ласти

обработки

пористых

*

 

 

 

 

 

материалов

[51].

 

 

 

CJ

 

 

 

 

 

 

 

 

^32

 

 

 

 

 

Все исследования, опи­

 

 

 

 

 

 

санные в работе, проводи­

Ci

 

 

 

 

 

лись

применительно к обра­

Cj

 

 

 

 

 

ботке

точением

пористых

'S

 

 

0,75

 

железографитовых

материа­

0,25

 

050

1,0

лов.

 

 

 

 

 

 

 

П о д а ча , мм/ад

 

 

В работе удачно сделана

Рис. 72. Зависимость газопроницаемости от

попытка

обобщения

связей

наклепа, уплотнения, напря­

величины подачи

при

зенкеровании:

1 — исходная

газопроницаемость

1,26;

 

женности, износостойкости и

2 — исходная

газопроницаемость

1,13

с

чистоты

обработанной

по­

 

 

 

 

 

 

верхности с параметрами режима резания и основными свойствами обрабатываемого материала. Кроме того, в работе дается анализ результатов исследования влияния скорости резания, подачи и дру­ гих параметров на состояние поверхности пористых материалов.

По данным, приведенным в работе, пригодными для обработки

пористых материалов являются

только

малые подачи (от 0,07 до

0,12 мм/об). Скорости резания

рекомендуются

60—ПО

м/мин.

Это обеспечивает устойчивый процесс

резания и

получение

необ­

117