Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Таблица 111-3 |
Число скоростн ы х |
вертикалей (п о п л ав к о в ) в зави си м ости |
о т ширины реки |
|||
Ширина реки, м . . |
до 300 |
300-500 |
500-750 |
750-1000 |
> 1000 |
Число вертикалей |
15 |
20 |
25 |
30 |
Вертикали распола- |
(поплавков) . . |
гаются через каж |
||||
|
|
|
|
|
дые 50 м |
Если распределение поверхностных скоростей течения имеет более сложный характер, число скоростных вертикалей при дан ной ширине реки должно быть увеличено по сравнению с данными табл. Ш-З. Коэффициент увеличения подсчитывается в зависи мости от числа четко выраженных максимумов ( т ) в форме эпюры по формуле
/ С = 1 + 0 ,2 (m —1). |
(Ш-2) |
Если работы на гидростворе производятся |
впервые и данные |
о распределении скоростей течения по ширине потока отсутствуют,
частота сброса поплавков должна |
быть увеличена по сравнению |
с табличной в 1,5 раза. |
в процессе предполетной под |
Помимо указанных параметров, |
готовки необходимо определить для основного русла величину без размерного гидравлико-морфометрического параметра kVt. Ис
пользуются для этой цели связи kVf = f(H ), построенные заранее по данным об уровнях воды и соответствующим им значениям kVt.
Величины параметра kv, вычисляются по данным измеренных расходов воды по формуле
|
2 |
Qivi |
А „,=0,5 |
i = |
1 |
|
Q^MaKC |
где Qj — расход воды через t-тый отсек живого сечения реки; о* — средняя поверхностная скорость течения в i-том отсеке; Q — общий расход воды реки; имаКс — максимальная поверхностная скорость течения реки.
Графики связи = f (Я) строятся только для основного русла реки. Для пойменных отсеков величина kv, принимается всегда
равной 0,5.
В случаях когда измеренные расходы воды отсутствуют, вели чины kv, могут быть определены приближенно, на основании дан
ных только о глубинах по гидроствору. Для этой цели использу ются данные табл. Ш-4, из которой величины kv„ выбираются в за
висимости от соотношения средней и максимальной глубин потока (ан = ^ср//й«акс) •
50
Таблица II1-4
|
|
|
Значения k„ |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
v* |
|
|
|
|
|
“я - • ■ ■, . . |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,95 |
1,00 |
. . |
0,37 |
0,38 |
0,39 |
0,40 |
0,41 |
0,42 |
0,43 |
0,46 |
0,48 |
0,50 |
§ 2. Летно-съемочные работы
Процесс летно-съемочных работ состоит из следующих опе раций:
1)определения местоположения сбросного створа;
2)сброса якорных поплавков и базисных систем для определе
ния масштаба; 3) рабочего сброса поплавков и выполнения аэрофотосъемки.
Определение местоположения сбросного створа относительно гидроствора является одной из наиболее сложных операций, пред шествующих собственно авиаизмерению. От строгого ее выпол нения в значительной мере зависит общая точность определения расхода воды, поэтому она должна быть проведена особенно тща тельно.
Определение расстояния (Lc) от сбросного створа до гидрост вора производится на основании данных контрольного сброса поплавков и расчетных значений времени первой и второй аэрофо тосъемки поплавков с использованием безразмерного гидравлико морфологического коэффициента kv, величина которого для гидро створов постоянно действующей сети определяется заранее способом, описанным в предыдущем параграфе. В случае же отсут ствия вообще каких-либо данных о его величине, он может быть принят для равнинных рек равным 0,43.
В процессе контрольного сброса поплавков определяется мак симальная поверхностная скорость течения воды. С этой целью в зоне максимальных скоростей течения по створу, отстоящему вверх от гидроствора примерно на 100 м, с высоты 50 м произво дится с максимальной частотой сброс 5—6 поплавков. В момент начала сброса включается секундомер. Аэросъемщик ведет визу альные наблюдения за перемещением поплавков и, дав им пройти 250—300 м, выключает секундомер и определяет по фотосхеме пройденный ими путь. Максимальная скорость вычисляется путем
деления пройденного расстояния La |
на время At, |
затраченное |
поплавком на преодоление этого расстояния, |
|
|
L,“макс |
* |
/ п т о \ |
^макс |
(1П~3) |
После этого расстояние между гидроствором и створом рабо чего сброса поплавков рассчитывается по формуле Ас—&„пмакс (А + + t2) и откладывается на фотосхеме, ориентируясь по которой, пи лот определяет местоположение сбросного створа на местности.
4* |
51 |
В приведенной формуле t\ и t2—-моменты времени первой и второй аэрофотосъемок, отсчитываемые от момента сброса по плавков.
Во всех случаях съемок t\ определяется минимальным проме жутком времени, необходимым для выполнения всех маневров са молета от начала сброса поплавков до захода на съемку.
Время второй аэрофотосъемки t2 также определяется с учетом маневренных качеств самолета по формуле t2= At + tu где At— промежуток времени между моментами первой и второй съемок. Для потоков со скоростями более 0,5 м/с At принимается мини мально возможным (но не менее 100 с), а для потоков со ско ростями менее 0,5 м/с определяется по табл. Ш-5.
Таблица Ш-5
В рем я м еж д у аэр оф отосъ ем к ам и |
At с |
(при о < 0 ,5 |
м /с ) |
||
Средняя поверхностная |
|
Масштаб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
скорость течения м/с |
1 : 5000 |
1 |
: 10 000 |
1 |
: 15 000 |
|
0 ,5 - 0 ,3 |
100 |
100 |
150 |
0 ,3 - 0 ,2 |
100 |
200 |
300 |
0 ,2 - 0 ,1 |
150 |
300 |
450 |
0,1 |
250 |
400 |
600 |
После определения местоположения сбросного створа произво дится (если требуется) установка якорных поплавков и базисных систем.
Установка (сброс) якорных поплавков и систем является по следней из подготовительных операций.
Якорные поплавки сбрасываются только в том случае, если захват намеченного отсека или всей ширины русла не может быть осуществлен одним аэроснимком, а применение маршрутной съемки по тем или иным причинам не может обеспечить требуемую точность измерений.
Сброс якорных поплавков производится при заходе самолета по линиям, параллельным гидроствору и отстоящим от него на расстоянии 50—70 м вверх и вниз по течению. Поплавки сбрасы ваются через интервал
ДВа= - ^ ~ , |
(111-4) |
где п — минимальное число аэроснимков, обеспечивающих захват всей ширины русла или намеченного отсека (До).
При выполнении работ на пойменных створах может оказаться, что один или оба берега основного русла затоплены и на границе русла и поймы отсутствуют естественные ориентиры (островки, деревья и т. д.), выступающие над водой. В таких случаях якор
52
ные поплавки должны быть установлены дополнительно вблизи от бровок основного русла.
Сброс якорных поплавков производится через второй люк са молета. Сбрасыватель измерительных поплавков, укрепленный над люком, на это время снимается.
Высота полета самолета при сбросе якорных поплавков 50 м; интервал времени между моментами сброса рассчитывается на ос
новании данных о путевой скорости самолета |
(W0) по формуле |
||
|
|
' |
(Ш-5> |
Отсчет времени (от |
момента |
пересечения |
самолетом бровки |
русла) по секундомеру и |
команда |
на сброс очередного якорного |
поплавка производится аэрофотосъемщиком. Сброс осуществляется его помощником.
После окончания сброса якорных поплавков борт-гидролог оце нивает визуально правильность их расстановки и, лишь убедив шись в том, что все поплавки сработали (нет притопленных и обор ванных поплавков), приступает к съемкам поверхностных скоро стей течений.
Измерение скоростей течений начинается со сброса поплавков,
который при |
скоростях течений v >0,5 |
м/с выполняется с расчет |
ной высоты, |
определяемой по табл. |
Ш -6, а при скоростях и < |
<0,5 м/с — с высоты 100 м. Заметим, что указанная высота может быть увеличена, если она не обеспечивает надежное проведение самолета по линии сбросного створа (широкие поймы). Скорости течений менее 0,5 м/с присущи, как правило, пойменным участкам гидростворов. Поэтому указанная выше высота полета 100 м при сбросе поплавков позволяет, с одной стороны, достаточно надежно провести самолет по линии сбросного створа, а с другой стороны, обеспечивает сравнительно небольшой разброс поплавков от линии
сбросного створа.
Таблица Ш-6
В ы сота рабочего сбро са поп лавков
(при о > 0 ,5 м /с )
Высота аэрофото |
Высота рабочего сброса, м |
|
съемки, м |
||
|
||
< 4 0 0 |
50 |
|
500 |
150 |
|
600 |
300 |
|
700 |
400 |
|
800 |
500 |
|
900 |
600 |
|
1000 |
700 |
|
> 1 0 0 0 |
Сброс поплавков производится |
|
|
с высоты аэрофотосъемки |
Рабочий сброс поплавков выполняется аэросъемщиком или опе ратором. Команду на начало и окончание сброса подает аэросъем
53
щик по внутреннему переговорному устройству или с помощью звукового сигнала (сирены). Команда на начало сброса подается при подходе самолета к урезу берега с таким расчетом, чтобы первый поплавок лег как можно ближе к берегу. Окончание сброса также необходимо совместить во времени с моментом нахождения самолета на таком расстоянии от берега, чтобы последний попла вок также оказался в непосредственной близости от противопо ложного берега. При достаточном навыке аэросъемщика выполне ние операций по сбросу поплавков не вызывает у него особых за труднений.
По окончании сброса самолет набирает аэросъемочную высоту и, выполнив разворот, заходит по линии гидроствора на аэро съемку поплавков. Заход на аэрофотосъемку производится со сто роны берега или границы выбранного на пойме участка, у кото рого был закончен сброс, поплавков.
Во время набора высоты и захода на аэрофотосъемочный маршрут бортоператор проверяет, не произошло ли изменений в освещенности объекта, и, если это имеет место, устанавливает на затворе АФА новую выдержку.
Включение аэрофотоаппарата производится в момент пересе чения самолетом точки, расположенной приблизительно на рас стоянии 0,36 от берега, со стороны которого самолет заходит на аэрофотосъемку.
Этот момент оценивается аэросъемщиком визуально. Начиная с момента включения азрофотоаппарата, аэрофотосъемка ведется непрерывно (маршрутная съемка), с минимальным для данного типа АФА интервалом времени между снимками (обычно 2,5— 3,0 с). Съемка прекращается в 0,76 от уреза берега, со стороны которого самолет заходит на съемку (оценивается приблизи тельно) .
Второе фотографирование ураниновых поплавков производится при полете самолета в прямом или в обратном направлении через интервал времени, рассчитанный при выборе сбросного створа. Во время выполнения съемки бортоператор ведет визуальный кон троль времени выполнения всех операций по секундомеру, фикси руя в соответствующий журнал моменты начала сброса поплав ков, начала и окончания первой и второй аэрофотосъемки по плавков.
Во время полета самолета по аэрофотосъемочному маршруту экипаж самолета строго удерживает его на расчетной высоте по лета.
В случае съемки течений комбинированным способом, с после дующим развитием плоской фототриангуляции при камеральной обработке, аэросъемочные работы должны производиться с соблю дением всех требований, предъявляемых к съемкам, выполняемым для топографических целей, или, в нашем случае, к съемкам при определении профиля поперечного сечения пойменного гидроствора методом последовательных съемок.
54