Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимое количество аэрофотопленки определяется по числу снимков, которое подсчитывается по длине маршрутов и принятому продольному перекрытию снимков с помощью номограммы, поме­ щенной в приложении 4.

Приведенные выше расчеты предполетного планирования лет­ ных работ целесообразно выполнить в двух вариантах: на случай изменения предполагаемой высоты облачности или гидрологиче­ ской обстановки.

§ 2. Производство аэрофотосъемочных работ

Основные положения по производству аэрофотосъемочных ра­ бот при измерениях поверхностных скоростей течений были изло­ жены выше в главах I и II этого раздела. В этом параграфе оста­ новимся только на тех особенностях летных работ, которые при­ сущи маршрутным съемкам.

Производство аэросъемочных работ начинается с рекогносци­ ровочного полета. Целью этого полета является общее ознакомле­ ние с районом работ, тренировка экипажа, производство пробной аэрофотосъемки, выбор ориентиров.

При выполнении рекогносцировочного полета аэрофотосъем­ щик должен располагать программой работ и схемой расположе­ ния аэрофотосъемочных маршрутов.

Пробная аэросъемка должна выполняться по той же методике и в тех же условиях, как и производственная съемка. В целях эко­ номии летного времени и средств маркировки водной поверхности следует максимально возможно уменьшить длины маршрутов для пробной съемки. Материалы пробной аэросъемки обрабатываются так же, как и рабочие материалы, включая получение векторов течения. Пробные аэросъемочные работы могут не выполняться только в случае, когда аэросъемщик и экипаж самолета уже вы­ полнили совместно указанные работы.

В качестве ориентиров для самолетовождения выбираются объ­ екты, хорошо видимые на расстоянии и располагающиеся преиму­ щественно на возвышенностях. Ориентиры следует выбирать под тем же ракурсом, под которым они будут видны с рабочего марш­ рута.

В процессе штурманских промеров, предшествующих производ­ ству съемки, определяются: углы упреждения, курсы следования и путевые скорости на аэросъемочных маршрутах, интервалы сбра­ сывания поплавков и интервалы между снимками. Промеры про­ изводятся по известной методике (см. разд. I, § 2) на рабочей вы­ соте и заданной рабочей скорости.

Учитывая, что при маршрутных съемках интервал между двумя последовательными съемками является большим, а следовательно, и путь поплавков на поверхности воды значительно больше, чем при съемках отсеками, сброс поплавков целесообразно выполнять с высоты предполагаемой аэрофотосъемки. Небольшой разброс поплавков за счет неравномерности ветрового потока и их аэро­

60


динамических свойств в данном случае не будет иметь существен­ ного значения и в то же время значительно облегчит выполнение работ и сэкономит время.

По условиям обработки, в перекрывающуюся часть снимков должно попадать не менее двух поплавков. Однако частота их сброса, как правило, устанавливается больше и зависит от гидро­ логических задач. Сброс поплавков можно осуществлять с по­ мощью сбрасывателя, а также непосредственно через люк, по се­ кундомеру или по командному прибору АФА. В первом случае це­ лесообразно подбирать интервал времени, позволяющий проще снимать отсчеты по секундомеру.

Для обеспечения контроля опознавания поплавков на аэросним­ ках (особенно на маршрутах большой протяженности) следует че­ рез каждые 10—05 поплавков производить одновременно сброс двух поплавков. Такие двойные поплавки легко опознаются на фильмах и являются надежными контрольными точками.

Во всех случаях выполнения аэрофотосъемки выдерживание са­ молета на курсе осуществляется визуально, по поплавкам. Возмож­ ные развороты выполняются без крена самолета, плавными изме­ нениями курса. Визуальный контроль при полете по маршруту осу­ ществляется и за положением зоны блика относительно цепочки поплавков.

В случае выполнения съемок при положении Солнца впереди или сзади самолета должно быть увеличено продольное перекры­ тие снимков в зависимости от величины их забликованности.

 

Г Л А В А IV

КАМЕРАЛЬНАЯ

ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

АВИАИЗМЕРЕНИЙ

§ 1.

Общие положения

Камеральная обработка материалов авиаизмерений состоит из двух основных этапов — получения планшетов с векторами пере­ мещения поплавков и вычисления расхода воды.

В принципе, камеральные работы при съемках поверхностных течений отдельными отсеками и маршрутами различны, однако, общими для них являются подготовительные работы и работы по вычислению расходов воды, которыми завершается обработка

всего материала.

Подготовительные работы начинаются с подбора материалов, необходимых для выполнения камеральной обработки. Сюда от­ носятся:

1)бортжурнал;

2)аэрофильмы;

3)паспорта к фильмам;

61


4)фоторегистрограмма радиовысотомера (если он приме­ нялся) ;

5)карта района работ или планшет с достаточно подробной нагрузкой;

6)контактные отпечатки с аэронегативов с изображением бе­ реговых опорных пунктов;

7)материалы визуальных наблюдений во время производства аэрофотосъемки.

Подготовка фильмов начинается с нумерации кадров с отмет­ кой начала и конца фильма, как это принято при аэрофотосъемке. Затем выполняется оценка фильма в отношении его пригодности для дальнейшей обработки. Для этого на световом столе одновре­ менно просматриваются фильмы первой и второй аэрофотосъе­ мок. При наличии нескольких съемок одного маршрута (более двух) просмотр фильмов выполняется попарно, в порядке очеред­ ности залетов. В случае выявления разрывов (при маршрутной съемке), когда по той или иной причине на перекрывающуюся часть аэроснимков не попадает изображение двух поплавков, вы­ ясняется возможность монтажа маршрута с использованием спе­ циальных приемов, которые будут изложены ниже.

Одновременно с подготовкой фильма на него составляется пас­ порт, образец которого дан в приложении 6.

Регистрограмма радиовысотомера используется для оценки ко­ лебания высоты фотографирования, а при маршрутной съемке одновременно и для расчета среднего масштаба аэрофотосъемки.

Нумерация поплавков осуществляется тушью на эмульсионной стороне фильма одинаково для съемок обоих залетов. Во избежа­ ние ошибок целесообразно, чтобы нумерация поплавков произво­ дилась отдельно для каждого створа одним исполнителем одно­ временно. Если нумерация поплавков на фильмах выполняется независимо двумя исполнителями, то предварительно, при про­ смотре фильмов, следует карандашом произвести контрольную нумерацию поплавков.

Недостаточно четкие изображения поплавков накалываются и

обводятся тушью.

В тех случаях, когда на фильмах обоих залетов не удается опознать идентичные поплавки, на этих участках выполняется только предварительная нумерация карандашом, а неопознанные поплавки, по возможности, не используются при производстве монтажа снимков. Только после построения общей схемы векто­ ров течений можно снова попытаться отыскать идентичные по­ плавки на фильмах обеих аэрофотосъемок.

Опорные береговые пункты, к которым производится привязка маршрутов, выбираются и отмечаются одновременно с нумера­ цией поплавков. Обычно для этой цели, как уже отмечалось выше, используют любые неподвижные контурные точки, хорошо опозна­ ваемые на фотосхеме (или аэроснимке) и крупномасштабной карте или другой плановой основе участка проведения работ. Чтобы исключить ошибку, вызванную рельефом местности, точки

62


для привязки следует выбирать вблизи уреза воды. Если это усло­ вие невыполнимо, то в таких случаях в положение точки на снимке по известным формулам [16] должна быть введена по­ правка, обусловленная смещением точки за счет рельефа местно­ сти. Поправку следует вводить, если ее величина превышает 2 мм. Превышение, необходимое для вычисления поправки, достаточно определить по топографической карте.

На этом заканчиваются подготовительные камеральные ра­ боты. Далее приступают к работам по определению векторов пути поплавков. При этом предварительно выбирают способ дальней­ шей обработки.

§2. Камеральная обработка материалов аэрофотосъемки при измерении расходов воды по отдельным отсекам

При измерении расходов воды по отдельным отсекам суммар­ ный расход воды складывается из расходов всех отсеков. Опреде­ ление расхода воды через каждый отсек производится отдельно.

Камеральная обработка материалов измерений состоит из двух этапов — получения планшетов с векторами перемещения поплав­ ков и вычисления расхода воды.

Основным исходным материалом на первом этапе являются аэронегативы с изображениями первого и второго положений по­ плавков, из которых выбирается рабочая пара снимков. Задача заключается в перенесении в определенном масштабе изображе­ ний поплавков с аэронегативов двух последующих съемок на планшет. В зависимости от наличия плановой топографической основы, наличия в распоряжении исполнителя фототрансформа­ тора выделяются следующие способы обработки аэроснимков:

оптико-механическое трансформирование; —• графическое трансформирование;

графическое редуцирование.

При наличии фототрансформатора, отсутствии плановой топо­ графической основы и съемке поплавков с учетом центра тяжести площади эпюры применяется оптико-механическое трансформиро­ вание по способу «кадр в кадр», а при отсутствии фототрансфор­ матора— графическое трансформирование или графическое реду­ цирование.

При выполнении летно-съемочных работ на участке с нали­ чием плановых координат опорных точек применяется оптико-ме­

ханическое и графическое трансформирование.

двух опорных

точек

На створе,

имеющем координаты только

в направлении,

перпендикулярном течению,

используется

графи­

ческое редуцирование. При отсутствии плановой основы могут быть использованы способы трансформирования «кадр в кадр». При отсутствии фототрансформатора применяются графические способы обработки.

Указанные способы отличаются друг от друга по точности и по затрате времени на обработку одной пары негативов. Наилучшие

63