Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Необходимое количество аэрофотопленки определяется по числу снимков, которое подсчитывается по длине маршрутов и принятому продольному перекрытию снимков с помощью номограммы, поме щенной в приложении 4.
Приведенные выше расчеты предполетного планирования лет ных работ целесообразно выполнить в двух вариантах: на случай изменения предполагаемой высоты облачности или гидрологиче ской обстановки.
§ 2. Производство аэрофотосъемочных работ
Основные положения по производству аэрофотосъемочных ра бот при измерениях поверхностных скоростей течений были изло жены выше в главах I и II этого раздела. В этом параграфе оста новимся только на тех особенностях летных работ, которые при сущи маршрутным съемкам.
Производство аэросъемочных работ начинается с рекогносци ровочного полета. Целью этого полета является общее ознакомле ние с районом работ, тренировка экипажа, производство пробной аэрофотосъемки, выбор ориентиров.
При выполнении рекогносцировочного полета аэрофотосъем щик должен располагать программой работ и схемой расположе ния аэрофотосъемочных маршрутов.
Пробная аэросъемка должна выполняться по той же методике и в тех же условиях, как и производственная съемка. В целях эко номии летного времени и средств маркировки водной поверхности следует максимально возможно уменьшить длины маршрутов для пробной съемки. Материалы пробной аэросъемки обрабатываются так же, как и рабочие материалы, включая получение векторов течения. Пробные аэросъемочные работы могут не выполняться только в случае, когда аэросъемщик и экипаж самолета уже вы полнили совместно указанные работы.
В качестве ориентиров для самолетовождения выбираются объ екты, хорошо видимые на расстоянии и располагающиеся преиму щественно на возвышенностях. Ориентиры следует выбирать под тем же ракурсом, под которым они будут видны с рабочего марш рута.
В процессе штурманских промеров, предшествующих производ ству съемки, определяются: углы упреждения, курсы следования и путевые скорости на аэросъемочных маршрутах, интервалы сбра сывания поплавков и интервалы между снимками. Промеры про изводятся по известной методике (см. разд. I, § 2) на рабочей вы соте и заданной рабочей скорости.
Учитывая, что при маршрутных съемках интервал между двумя последовательными съемками является большим, а следовательно, и путь поплавков на поверхности воды значительно больше, чем при съемках отсеками, сброс поплавков целесообразно выполнять с высоты предполагаемой аэрофотосъемки. Небольшой разброс поплавков за счет неравномерности ветрового потока и их аэро
60
динамических свойств в данном случае не будет иметь существен ного значения и в то же время значительно облегчит выполнение работ и сэкономит время.
По условиям обработки, в перекрывающуюся часть снимков должно попадать не менее двух поплавков. Однако частота их сброса, как правило, устанавливается больше и зависит от гидро логических задач. Сброс поплавков можно осуществлять с по мощью сбрасывателя, а также непосредственно через люк, по се кундомеру или по командному прибору АФА. В первом случае це лесообразно подбирать интервал времени, позволяющий проще снимать отсчеты по секундомеру.
Для обеспечения контроля опознавания поплавков на аэросним ках (особенно на маршрутах большой протяженности) следует че рез каждые 10—05 поплавков производить одновременно сброс двух поплавков. Такие двойные поплавки легко опознаются на фильмах и являются надежными контрольными точками.
Во всех случаях выполнения аэрофотосъемки выдерживание са молета на курсе осуществляется визуально, по поплавкам. Возмож ные развороты выполняются без крена самолета, плавными изме нениями курса. Визуальный контроль при полете по маршруту осу ществляется и за положением зоны блика относительно цепочки поплавков.
В случае выполнения съемок при положении Солнца впереди или сзади самолета должно быть увеличено продольное перекры тие снимков в зависимости от величины их забликованности.
|
Г Л А В А IV |
КАМЕРАЛЬНАЯ |
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ |
АВИАИЗМЕРЕНИЙ |
|
§ 1. |
Общие положения |
Камеральная обработка материалов авиаизмерений состоит из двух основных этапов — получения планшетов с векторами пере мещения поплавков и вычисления расхода воды.
В принципе, камеральные работы при съемках поверхностных течений отдельными отсеками и маршрутами различны, однако, общими для них являются подготовительные работы и работы по вычислению расходов воды, которыми завершается обработка
всего материала.
Подготовительные работы начинаются с подбора материалов, необходимых для выполнения камеральной обработки. Сюда от носятся:
1)бортжурнал;
2)аэрофильмы;
3)паспорта к фильмам;
61
4)фоторегистрограмма радиовысотомера (если он приме нялся) ;
5)карта района работ или планшет с достаточно подробной нагрузкой;
6)контактные отпечатки с аэронегативов с изображением бе реговых опорных пунктов;
7)материалы визуальных наблюдений во время производства аэрофотосъемки.
Подготовка фильмов начинается с нумерации кадров с отмет кой начала и конца фильма, как это принято при аэрофотосъемке. Затем выполняется оценка фильма в отношении его пригодности для дальнейшей обработки. Для этого на световом столе одновре менно просматриваются фильмы первой и второй аэрофотосъе мок. При наличии нескольких съемок одного маршрута (более двух) просмотр фильмов выполняется попарно, в порядке очеред ности залетов. В случае выявления разрывов (при маршрутной съемке), когда по той или иной причине на перекрывающуюся часть аэроснимков не попадает изображение двух поплавков, вы ясняется возможность монтажа маршрута с использованием спе циальных приемов, которые будут изложены ниже.
Одновременно с подготовкой фильма на него составляется пас порт, образец которого дан в приложении 6.
Регистрограмма радиовысотомера используется для оценки ко лебания высоты фотографирования, а при маршрутной съемке одновременно и для расчета среднего масштаба аэрофотосъемки.
Нумерация поплавков осуществляется тушью на эмульсионной стороне фильма одинаково для съемок обоих залетов. Во избежа ние ошибок целесообразно, чтобы нумерация поплавков произво дилась отдельно для каждого створа одним исполнителем одно временно. Если нумерация поплавков на фильмах выполняется независимо двумя исполнителями, то предварительно, при про смотре фильмов, следует карандашом произвести контрольную нумерацию поплавков.
Недостаточно четкие изображения поплавков накалываются и
обводятся тушью.
В тех случаях, когда на фильмах обоих залетов не удается опознать идентичные поплавки, на этих участках выполняется только предварительная нумерация карандашом, а неопознанные поплавки, по возможности, не используются при производстве монтажа снимков. Только после построения общей схемы векто ров течений можно снова попытаться отыскать идентичные по плавки на фильмах обеих аэрофотосъемок.
Опорные береговые пункты, к которым производится привязка маршрутов, выбираются и отмечаются одновременно с нумера цией поплавков. Обычно для этой цели, как уже отмечалось выше, используют любые неподвижные контурные точки, хорошо опозна ваемые на фотосхеме (или аэроснимке) и крупномасштабной карте или другой плановой основе участка проведения работ. Чтобы исключить ошибку, вызванную рельефом местности, точки
62
для привязки следует выбирать вблизи уреза воды. Если это усло вие невыполнимо, то в таких случаях в положение точки на снимке по известным формулам [16] должна быть введена по правка, обусловленная смещением точки за счет рельефа местно сти. Поправку следует вводить, если ее величина превышает 2 мм. Превышение, необходимое для вычисления поправки, достаточно определить по топографической карте.
На этом заканчиваются подготовительные камеральные ра боты. Далее приступают к работам по определению векторов пути поплавков. При этом предварительно выбирают способ дальней шей обработки.
§2. Камеральная обработка материалов аэрофотосъемки при измерении расходов воды по отдельным отсекам
При измерении расходов воды по отдельным отсекам суммар ный расход воды складывается из расходов всех отсеков. Опреде ление расхода воды через каждый отсек производится отдельно.
Камеральная обработка материалов измерений состоит из двух этапов — получения планшетов с векторами перемещения поплав ков и вычисления расхода воды.
Основным исходным материалом на первом этапе являются аэронегативы с изображениями первого и второго положений по плавков, из которых выбирается рабочая пара снимков. Задача заключается в перенесении в определенном масштабе изображе ний поплавков с аэронегативов двух последующих съемок на планшет. В зависимости от наличия плановой топографической основы, наличия в распоряжении исполнителя фототрансформа тора выделяются следующие способы обработки аэроснимков:
—оптико-механическое трансформирование; —• графическое трансформирование;
—графическое редуцирование.
При наличии фототрансформатора, отсутствии плановой топо графической основы и съемке поплавков с учетом центра тяжести площади эпюры применяется оптико-механическое трансформиро вание по способу «кадр в кадр», а при отсутствии фототрансфор матора— графическое трансформирование или графическое реду цирование.
При выполнении летно-съемочных работ на участке с нали чием плановых координат опорных точек применяется оптико-ме
ханическое и графическое трансформирование. |
двух опорных |
точек |
|
На створе, |
имеющем координаты только |
||
в направлении, |
перпендикулярном течению, |
используется |
графи |
ческое редуцирование. При отсутствии плановой основы могут быть использованы способы трансформирования «кадр в кадр». При отсутствии фототрансформатора применяются графические способы обработки.
Указанные способы отличаются друг от друга по точности и по затрате времени на обработку одной пары негативов. Наилучшие
63