Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученную величину скорости ветра w используют для вы­ числения ветровой поправки AQ$ по вышеприведенной формуле.

Практически влияние ветра на поплавки необходимо учиты­ вать детально только при средних поверхностных скоростях тече­ ния менее 0,5 м/с и можно вообще не учитывать при скоростях более 2,0 м/с. При скоростях 0,5—1,0 м/с поправку на ветер сле­ дует вводить, если угол между направлениями ветра и течения не превышает 60°, а скорость ветра более 2,0 м/с. При скоростях 1,0—2,0 м/с поправку на ветер следует вводить, если угол между направлениями ветра и течения не превышает 30°, а скорость ветра более 3,0 м/с.

Чтобы получить действительную величину расхода, фиктивный расход умножают на коэффициент перехода (Кф) от фиктивного расхода к действительному (см. § 2, гл. III, разд. II). В получен­ ный результат вводится поправка AQ, учитывающая влияние ветра на величину переходного коэффициента. В зависимости от направления ветра поправка вычисляется по формулам:

при ветре по течению

A Q = —4 • 10~3Q ~ Y I cos f | ,

при ветре против течения

A Q = 4,8 • 10~3Q ^ K | cosy |

Например, для условий измерения расхода воды, приведенных в «Бланке для вычисления поверхностных скоростей» при расходе воды 1000 м3/с, величина поправки составит

Д<2=4,8 • 10~3 • Ю00

V O W ^ 50 м3/с.

w

поправка не вводится.

При значениях — У cos у < 5

I V

 

Данные вычислений и обработки заносятся в ведомость изме­ ренных расходов воды. Правила заполнения ведомости ИРВ оста­ ются теми же, что и при измерении наземными способами, только изменяется способ измерения и обработки. В графе способ изме­ рения указывается АВИА, количество и вид поплавков, принятых к обработке (поплавки-льдины или поплавки ураниновые). На­ пример, АВИА-20пу, АВИА-17пл. В графе способ обработки ука­ зывается, что способ графический, а также способ фотограмметри­ ческой обработки аэронегатива (трансформирование, монтаж по поплавкам, фототриангуляция).

§ 3. Камеральная обработка материалов маршрутной аэрофотосъемки течений

Камеральная обработка маршрутной аэрофотосъемки течений подразделяется на следующие основные этапы:

75


1)составление калек монтажа маршрутов;

2)построение векторов пути поплавков;

3)определение скоростей и направлений течения;

4)вычисление расхода воды.

Монтаж маршрутов выполняется на световом столе непосред­ ственно по аэрофильму и заключается в следующем.

С начального негатива первого залета на кальку переносят изображения опорных пунктов и первых поплавков. Затем калька накладывается на второй негатив. Уже нанесенные на ней поло­ жения первых поплавков совмещаются с изображениями идентич­ ных поплавков второго негатива и на кальке отмечаются изобра­ жения следующих поплавков, не попавших в зону перекрытия первого и второго негативов. Этот процесс повторяется для всех последующих негативов первого залета. Затем точно так же со­ ставляется калька для второго залета.

Заметим, при монтаже соседних снимков изображения иден­ тичных поплавков, вообще говоря, не будут точно совпадать между собою вследствие влияния разности высот фотографирова­ ния, наклона аэроснимка, ошибок опознавания точек, а также неодинаковых перемещений поплавков под действием течения между двумя экспозициями. Обычно эти расхождения невелики и практически почти не ощущаются. Только в отдельных случаях они могут быть значительными, и тогда монтаж выполняется та­ ким образом, чтобы несовпадения на кальке положений поплав­ ков, перенесенных с соседних перекрывающихся снимков были по возможности минимальными. При этом на кальке отмечается

несколько положений одного и того же

поплавка и его

среднее

положение, используемое в дальнейшем

при построении

векто­

ров течения.

 

 

Монтаж всегда производится так, чтобы последующий кадр

монтировался только по изображениям

поплавков на предыду­

щем кадре, что отвечает обычному монтажу фотосхем по контакт­ ным отпечаткам.

Для облегчения монтажа нужно принять определенную систему обозначений точек, позволяющую легко выделять ту точку, кото­ рая используется при монтаже очередной пары аэроснимков. На­ пример, поплавок, наносимый на кальку первый раз, следует обозначать точкой, второй раз — точкой и штрихом, а среднее по­ ложение — точкой, обведенной кружком. После того как положе­ ние поплавка, обозначенное на кальке точкой со штрихом, исполь­ зовалось для монтажа следующего кадра, штрих перечеркивается так, чтобы поплавок получался отмеченным крестиком.

С целью уменьшения влияния наклона аэроснимков при мон­ таже маршрутов следует по возможности избегать использования изображений поплавков, близко расположенных к краю аэро­ снимка.

Если удается выяснить, что данный аэроснимок имеет больший угол наклона, чем соседние снимки, то монтаж его производится по изображениям поплавков, расположенных ближе к центру, в то

76


время как остальные поплавки используются в качестве кон­ трольных.

Выявление аэроснимков с большими углами наклона возможно в ряде случаев при значительном тройном перекрытии аэросним­ ков. Для этого сравниваются расстояния между поплавками на трех соседних снимках. Если значения этих расстояний для од­ ного из снимков резко отличны по сравнению с двумя другими, то можно предполагать, что этот снимок имеет больший наклон. О наклоне аэроснимков можно судить также по колебанию рас­ стояний между тенью самолета и главной точкой снимка.

В случае полного или частичного отсутствия поплавков в зоне перекрытия соседних аэроснимков для монтажа этой части мар­ шрута следует использовать любые контурные точки, имеющиеся на поверхности воды и изобразившиеся на аэроснимках. К ним относятся: пятна пены, скопления плавающих предметов, видимые границы раздела водных масс с разным цветом воды и т. п.

С целью контроля и повышения точности определения значе­

ний векторов течения монтаж маршрутов

должен

выполняться

в две руки с последующим осреднением

положений

поплавков.

Для этого кальки, полученные при монтаже маршрута в первую и вторую руку, накладываются друг на друга с совмещением изо­ бражений опорных пунктов на концах маршрута, после чего сред­ нее положение поплавка находится путем деления пополам линей­ ных невязок для каждого поплавка.

Во всех случаях, а особенно для маршрутов большой протя­ женности, важно правильно расположить кальку относительно гос­ подствующего направления маршрута так, чтобы в процессе мон­ тажа изображения поплавков не выходили за пределы кальки. Это связано с тем, что в результате неравномерного сноса поплав­ ков течением маршруты получаются искривленными. Поэтому монтаж маршрута следует начинать с некоторого среднего участка, установленного путем просмотра фильма. Для этого при про­ смотре фильма нужно по положению на кадрах тени самолета или зоны блика грубо оценить изменения направления полета и определить участок маршрута, отвечающий преобладающему на­ правлению полета. После этого на фильм накладывают кальку и ориентируют ее так, чтобы выбранное направление располагалось посередине и вдоль кальки. Последующий монтаж выполняется в обе стороны от этого участка маршрута.

Необходимая длина кальки устанавливается по числу снимков или числу поплавков в маршруте.

В описанном выше процессе монтажа маршрута не учитыва­ ется разномасштабность снимков. Обычно это допущение не при­ водит к существенному снижению точности определения векторов течения. В редких случаях, когда колебания высот фотографиро­ вания в пределах маршрута значительны и учет разномасштабности снимков необходим, монтаж маршрутов следует производить на фототрансформаторе.

77


Bz

Если съемка выполнялась с радиовысотомером (РВ-10 или РВТД), то отсчеты на масштабном инверсоре фототрансформа­ тора определяются по высоте полета в момент съемки, определя­ емой по регистрограмме радиовысотомера. В противном случае монтаж выполняется в условном масштабе, а истинное его значе­ ние определяется по пунктам привязки всего маршрута. Порядок выполнения монтажа в данном случае по существу не отличается от описанного выше. Разница состоит в том, что монтаж выполняется не на просвет, а путем проектирования изображения нега­

тива на кальку, лежащую на столе фото­ трансформатора.

Для нахождения векторов пути поплав­ ков за интервал времени At между двумя

 

аэрофотосъемками

кальки

монтажа

двух

 

аэросъемочных

залетов

одного

и того

же

 

маршрута

накладываются

друг

на

друга

 

с совмещением изображений соответствую­

 

щих опорных

пунктов на обеих

кальках.

 

Тогда векторы пути поплавков в масштабе

 

аэрофотосъемки будут

равны расстояниям

 

между

идентичными

поплавками.

 

Оба

 

изображения

 

поплавков

переносятся

на

 

общую или

одну из калек монтажа

и со­

 

единяются линиями, являющимися вектора­

 

ми, направленными к точкам, отвечающим

 

положениям поплавков при второй аэрофо­

 

тосъемке.

образом, в принципе

строится

 

Таким

 

схема векторов пути поплавков (векторов

Рис. III-3. Определение

течения)

для каждого маршрута. Измерив

поправок положения по­

графически '

на

кальке

векторы

течения и

плавков.

зная интервал

времени

между

двумя

по­

 

следовательными

аэрофотосъемками

 

по­

плавков, скорость течения легко

вычисляется по формуле (III-1).

Взаимное ориентирование маршрутов выполняется по опорным пунктам, расположенным на их концах. Контроль правильности монтажа производится путем сравнения расстояний, измеренных между этими двумя опорными пунктами на кальках монтажа за­ летов. Разность этих расстояний дает линейную невязку, которая

распределяется путем введения поправок в

положения

по­

плавков.

 

мон­

Для введения поправок в положения поплавков кальки

тажа первого и второго залетов накладываются

друг на друга и

совмещаются по изображению одного из опорных пунктов (напри­ мер, Л) и линии АВ, соединяющей опорные пункты на обеих каль­ ках (рис. III-3). При этом изображения второго опорного пункта В i и В2 не совпадут друг с другом, а расстояние между ними будет равно линейной невязке ws = S " S ' , которая должна быть рас­

пределена путем смещения поплавков вдоль линии маршрута.

78


Считая, для простоты рассуждения, что поплавки располага­ ются вдоль линии маршрута равномерно, и обозначая среднюю

длину маршрута через 5 П==—

+ S " ) , получаем следующие

выражения для поправок к положению поплавка с номером k на кальках первого и второго залетов:

s;=csn-sn)^ = ^ 4 ^ ,

8гkг

(sa - s T B)

Sn

2

(III-14)

 

 

 

Введение поправок пояснено на

рис. Ш-4, где l'k и k — перво­

начальный и исправленный векторы пути поплавка.

Рис. III-4. Исправление по­

Рис. Ш-5. Введение по­

ложения поплавков при рас­

правок при распределении

пределении линейной не­

линейной невязки путем ис­

вязки.

правления одного из поло­

 

жений поплавка.

Практически удобнее находить сразу суммарную поправку

h = b k - b " k= - ^ w s ,

(Ш-15)

вводя ее в одно из положений поплавка, как это

показано на

рис. III-5. При этом по сравнению с использованием формул (III-14) произойдет смещение вектора 4 параллельно самому себе на вели­

чину — 6^. Большей частью распределение невязки ws достаточно

производить приближенно, на глаз.

При значительной невязке ws определение б, целесообразно выполнять графически, как это пояснено на рис. 111-3. Для этого из точки Вх (В или В2) восстанавливается перпендикуляр к линии

маршрута АВ и по нему откладывается отрезок BiB' = ws. Соеди­ нив точки А и В ', получим треугольник BiB'A, в котором КК' = &ь-

79