Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
результаты дает оптико-механическое трансформирование. Суще ствуют два варианта этого способа: трансформирование на пла новую основу и трансформирование «кадр в кадр». Первый ва риант предполагает наличие плановой основы рабочего участка съемки. Трансформирование снимков на плановую основу позво ляет исключить искажения за наклон снимка и за счет разности высот при съемках первого и второго положений поплавков, что повышает точность построения планшета по сравнению с транс формированием «кадр в кадр».
Второй способ обработки аэронегативов — графическое транс формирование применяется при отсутствии оптико-механического оборудования (фототрансформаторов). Этот способ имеет практи чески ту же точность, что и способ оптико-механического транс формирования, но требует больше времени, что связано с гро моздкими графическими построениями. Поэтому указанный способ применяется лишь при сравнительно небольшом числе точек изме рений. Так же как и предыдущий, способ графического трансфор мирования имеет два варианта, отличающиеся по точности — трансформирование на плановую основу и трансформирование «кадр в кадр».
Третий способ — способ графического редуцирования — также применяется только при отсутствии оптико-механического обору дования. По сравнению со способом графического трансформиро вания он требует меньше времени, но обладает и меньшей точно стью. Данный способ применяется в тех случаях, когда при отсутствии фотомеханического оборудования нужно обработать фотоматериалы с большим количеством точек измерения поверх ностных скоростей течения.
Независимо от способа обработки (за исключением трансфор мирования на плановую основу) в качестве основного из пары ра бочих аэроснимков выбирается тот, который удовлетворяет ус ловию
Uo— 6*| = min,
где /о и 6* — расстояния по линии гидроствора соответственно от берега до главной точки аэроснимка и центра тяжести модели фиктивного расхода воды в масштабе аэроснимка.
Величина 6* может быть подсчитана по формуле
П
b** = — п--------,’ 1—1
где Si — траектория t-того поплавка; Ьг — расстояние от берега до траектории t-того поплавка; он — площадь живого сечения, на ко торую распространяются показания t-того поплавка.
64
1. С пособ оптико-механического трансф орм и рован ия
Обработка аэроснимков этим способом производится при по мощи специальных оптико-механических приборов — фототранс форматоров (ФТБ, ФТМ). Ниже рассмотрены два варианта транс формирования — на плановую основу и методом «кадр в кадр».
При трансформировании на плановую основу обработка про изводится в такой последовательности.
1.На негативах с изображением двух положений поплавков дешифрируются и накалываются поплавки и трансформационные точки.
2.Заготовляется планшет, на который в определенном мас
штабе наносится плановая основа участка (опорные точки I, II, III, IV).
3. Негатив с первым положением поплавков проектируется на планшет и трансформируется до полного совмещения его четырех трансформационных точек с идентичными точками планшета. После этого все поплавки перекалываются на планшет и подпи сываются в соответствии с нумерацией негатива.
4. В кассету фототрансформатора вставляется второй негатив, и после трансформирования на планшет перекалывается второе положение поплавков. Соединив соответственные точки первого и второго положений поплавков, получим в масштабе планшета векторы перемещения поплавков.
При отсутствии плановой основы рабочего участка применя ется метод обработки путем трансформирования «кадр в кадр».
Выбор трансформационных точек производится с учетом тре бований, перечисленных при описании способа графического трансформирования.
Обработка единичного авиаизмерения методом оптико-механи ческого трансформирования «кадр в кадр» производится в такой последовательности:
1.Дешифрируют и накалывают поплавки и трансформацион ные точки на негативах.
2.Первый рабочий снимок проектируется на строго горизон
тальный экран фототрансформатора при двукратном увеличении, и его трансформационные точки и поплавки перекалываются на
планшет.
3. Второй рабочий снимок вставляется в кассету фототранс форматора. Трансформированием добиваются совмещения четырех трансформационных точек снимка с соответствующими точками планшета, и на планшет перекалывается второе положение по
плавков.
4. Трансформируют первый рабочий аэроснимок на трансфор мационную основу второго аэроснимка для вторичного определе ния поверхностных скоростей течения и положения вертикалей на
створе.
5. На обоих планшетах строят векторы перемещения поплав ков, соединяя соответственные точки первого и второго положений поплавков.
5 Заказ № 345 |
65 |
Скорости течения и положения вертикалей определяются как среднее из двух трансформирований.
Более подробно вопросы трансформирования снимков изло жены в Методических указаниях, № 72.
2.С пособ граф и ческого тран сф орм и рован и я
Основу графического трансформирования составляет построе ние на негативах и планшете взаимно перспективных сеток, кото рые используются для перенесения со снимков на планшет иско мых точек (положений поплавков). Способ графического транс формирования применяется как при наличии плановой основы, так и без нее. Рассмотрим оба этих случая.
При наличии плановой основы работа выполняется в следую
щем |
порядке. |
|
|
1. |
На обоих негативах дешифрируют поплавки и четыре транс |
||
формационные (опорные) |
точки, после чего накалывают их и |
||
обозначают |
тушью на |
неэмульсионной стороне негативов |
|
(рис. |
III-1 а, |
б). |
|
2.Трансформационные точки и поплавки переносят с каждого негатива на отдельный лист восковки.
3.Из плотной белой бумаги подготавливают рабочий планшет
инаносят на него в определенном (заданном) масштабе плано вую основу участка съемки (опорные точки I, II, III, IV).
4.На обоих листах восковки и на планшете строятся взаимно перспективные сетки, с помощью которых переносятся положения поплавков с восковок на планшет. Построения выполняются сле дующим образом.
Вначале на восковке первого положения поплавков из опорной точки I, принимаемой за полюс, проводят лучи на остальные опорные точки и на поплавки (рис. Ш -1в). Затем, используя узкую полоску бумаги, «рассекают» лучи, идущие из точки I, и отмечают штрихами точки пересечения лучей с полоской бумаги. Полоска бумаги переносится на планшет и укладывается на нем так, чтобы лучи на планшете, идущие из полюса / на опорные точки II, III, IV, совместились с соответствующими штрихами на полоске. После этого переносят с полоски на планшет точки, со ответствующие лучам, которые на восковке проходят через по плавки. Такие же лучи через эти точки проводят и на планшете.
Чтобы перенести положение поплавков с восковки на планшет, подобную операцию проводят трижды, каждый раз принимая за полюс новую опорную точку. Пересечение лучей, выходящих из двух разных полюсов, но соответствующих одним и тем же поплав кам, определит их положение на планшете уже после второй опе рации. Третье построение производится для контроля. Окончатель ное положение каждого поплавка определится треугольником
погрешностей, который |
образуется при |
пересечении |
трех лу |
чей соответствующих |
одному поплавку. |
Наибольшая |
сторона |
66
а) |
6) |
Рис. Ш-1. Графическое трансформирование аэроснимков.
треугольника не должна превышать 0,5 мм. Полученные точки обо значаются тушью и нумеруются.
Таким же способом осуществляют перенос с восковки на план шет второго положения поплавков. Предварительно, чтобы не за громождать чертеж, с планшета стирают все вспомогательные графические построения, использованные для нахождения первого положения поплавков. Соединив соответственные точки первого и второго положения поплавков (рис. Ш -1 д), получают векторы пе ремещения поплавков, построенные в масштабе планшета.
Точность графического трансформирования на плановую ос нову оценивается средней квадратической ошибкой порядка ±0,7 мм и в значительной мере определяется опытностью и акку ратностью исполнителя.
При отсутствии плановой основы графическое трансформиро вание осуществляется по методу «кадр в кадр». При этом способе обработки прежде всего необходимо выбрать на аэронегативах четыре трансформационные точки. Эти точки должны распола гаться на аэронегативах так, чтобы рабочий участок реки полно стью лежал в пределах четырехугольника, вершинами которого они являются. В качестве трансформационной точки может быть выбрана любая контурная точка или местный предмет, изобра жение которого хорошо дешифрируется на обоих аэронегативах (стог сена, развилка троп, отдельно стоящие деревья или кусты, характерный излом границы угодья или линии уреза воды и т. п.). При необходимости выбора за основу высоких объектов накол точки производится у их основания. Для исключения ошибок за рельеф местности трансформационные точки выбираются, по воз можности, вблизи урезов воды.
Дальнейшая обработка аэроснимков выполняется в следующем порядке.
Выбранные трансформационные точки и поплавки на обоих негативах обозначаются тушью и нумеруются. С каждого из не гативов точки и поплавки перекалываются на отдельный план шет. Один из них, например с первым положением поплавков, принимается за основу. Перенос поплавков второго положения осуществляют описанным выше способом, т. е. принимая за по люсы точки / и II обоих планшетов, прямой засечкой переносят положение каждого поплавка со второго планшета на первый. После этого за основу принимается другой планшет (со вторым положением поплавков) и таким же способом на него переносят положение каждого поплавка с первого планшета. В результате получают два планшета, каждый с двумя положениями поплав ков. В дальнейшем, при вычислении скорости перемещения по плавков полученные пары векторов осредняются.
3. С пособ граф и ческого редуци рован и я
Обработка аэроснимков способом графического редуцирования выполняется следующим образом.
68
На двух аэроснимках выбираются вблизи уреза берега две основные (/, II) и две вспомогательные (/', 2') контурные точки (рис. Ш -2а). При этом точки I, II составляют основной базис за сечек, а точки Г, 2' — вспомогательный базис засечек; все они должны лежать на одной прямой. На противоположном берегу вблизи линии створа и уреза воды в качестве контрольной выби рается третья контурная точка R. Все выбранные точки накалы
ваются и обозначаются тушью. |
на ней |
На рабочем планшете проводится базисная линия и |
|
в масштабе 2 : 1 откладывается основной базис засечек |
I—II. |
Рис. Ш-2а. Восковки аэроснимков с первым (/) и вторым (II) поло жениями поплавков.
Протяженность основного базиса на рабочем планшете должна быть равна удвоенному среднему значению этих же базисов на рабочих аэроснимках. Положение точек вспомогательного базиса засечек определяется следующим образом: на обоих аэроснимках последовательно измеряются отрезки / —1', Г —2' и 2' —//; берут суммы значений из двух измерений каждого отрезка и последова тельно откладывают их по базисной линии планшета.
Перенесение положения поплавков с рабочих кадров аэро фильма на планшет осуществляется прямыми засечками. Порядок работы следующий.
1. Берут кадр аэрофильма с первым положением поплавков и накладывают его на планшет с таким условием, чтобы первая ба зисная точка кадра и планшета (/) была совмещена, а остальные точки (Г, 2', II) располагались на базисной линии планшета. В таком положении кадра перекалывают на планшет положения
поплавков |
(5, 6, |
7, |
..., |
16) |
и |
контрольной точки R |
(рис. 111-26). |
|
2. Совмещают точку |
1' |
кадра и планшета, |
при |
совмещении |
||||
остальных |
точек |
(1, |
2', |
II) |
с |
базисной линией |
планшета и при |
69