Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
■ способ. Он заключается в том, что для закрепления скоростных вертикалей с самолета сбрасываются якорные поплавки и их ме стоположение определяется путем аэросъемки. Измерение же ско ростей течения производится с судна вертушечным способом.
В тех случаях, когда расход воды определяется по поверхно стным скоростям течения, для измерения глубин и определения коэффициента перехода от фиктивного к действительному расходу воды могут быть использованы как наземные, так и авиационные методы. Учитывая однако недостаточно высокую точность послед них, их следует использовать лишь в исключительных случаях.
В равной мере вышесказанное относится и к выбору способа определения переходного коэффициента К в основном русле. Что же касается пойменных участков гидростворов, то определе ние К здесь целесообразно производить в подавляющем числе случаев с помощью расчетных методов с использованием матери алов аэрофотосъемки для определения коэффициентов шерохова тости и фрагментирования поймы.
Г Л А В А II
СТРУКТУРА АЭРОГИДРОМЕТРИЧЕСКОЙ СЕТИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫЛЕТОВ
1. А эрогидром етри ческая сеть У ГМ С
Организационно-производственной формой, обеспечивающей наиболее эффективное применение авиационного способа опреде ления расходов воды, является аэрогидрометрическая сеть УГМС.
Общая аэрогидрометрическая сеть является составной частью гидрометрической сети УГМС и включает в себя все гидрометри ческие створы, на которых авиационный способ может быть ис пользован (рис. V-1).
Сеть подразделяется на постоянно действующую и опера тивную.
Постоянно действующая сеть включает гидрометрические створы, на которых аэрогидрометрический способ измерения рас ходов воды принят в качестве основного в паводочный или паво- дочно-меженный период.
Оперативная сеть включает гидрометрические створы, на ко торых применение аэрогидрометрических способов в обычных ус ловиях прохождения паводков нецелесообразно по экономическим показателям, и определения ведутся эпизодически в период высо ких половодий, когда необходимо получить дополнительную к на земным измерениям информацию.
Гидростворы и аэродромы базирования, включенные в аэрогидрометрическую сеть УГМС, объединяются в удобные для об летов и наиболее экономичные для данных условий аэрогидрометрические кусты.
92
На все гидростворы, включенные в аэрогидрометрическую> сеть, заводятся «Технические дела», которые хранятся в установ ленном порядке в УГМС. Здесь же хранятся и схемы общего рас-
Рис. V-1. Структура аэрогидрометрической сети.
положения гидростворов и аэродромов сети, увязанных в аэрогидрометрические кусты.
2.Ги дростворы и аэр од ром ы бази рован и я
Оценка пригодности гидроствора для аэрогидрометрических работ может быть выполнена лишь после проведения .на нем паводочного цикла работ.
Во избежание получения материалов низкого качества в со став аэрогидрометрической сети не включаются гидростворы, на участках которых русла рек подвержены значительным перефор мированиям, а также гидростворы на реках, для которых харак терно наличие большого количества пены на поверхности воды,, так как последняя делает невозможным дешифрирование поплав ков на черно-белом снимке. По этой же причине проведение аэро гидрометрических работ исключено и на участках с высокой
93.
■ степенью залесенности поймы. Во всех случаях необходимо допол нительно оценить возможность устранения этих препятствий путем переноса гидроствора.
Вкачестве аэродромов базирования выбираются те из них, которые действуют в периоды производства аэрогидрометрических работ или выходят из строя на очень незначительное время.
3.А эрогидром етрические кусты
Ваэрогидрометрический куст гидростворы объединяются с та ким расчетом, чтобы обеспечить проведение паводочных работ на них одним самолетом. В зависимости от размеров рек, на которых расположены гидростворы, а также густоты гидрометрических
створов, их число может колебаться от 4 до 10. Куст опирается на один-два или более аэродромов базирования.
Наиболее общими требованиями, предъявляемыми к форме и внутренней структуре аэрогидрометрического куста, являются сле дующие:
1) геометрическая форма (очертания) в плане куста должна удовлетворять условию минимума суммы холостых перелетов са молета за период паводка;
2)степень гидрологической неоднородности рек на территории куста должна быть минимальной для данных условий;
3)геометрическая форма куста должна подбираться с учетом гидрологической однородности входящих в него водных объектов.
На рис. V-2 приведены три наиболее общих типа аэрогидроме трических кустов: круговой (звездообразный), линейный и эллип сообразный, которые наилучшим образом отвечают первому из вы шеуказанных требований в условиях слаборазвитой аэродромной сети.
Степень гидрологической однородности куста оценивается со измеримостью основных характеристик паводков (амплитуды ко лебания уровня, периода продолжительности фаз подъема и спада, времени начала и окончания паводка) на всех включенных в куст гидростворах. Это требование в подавляющем большинстве слу чаев окажется выполненным, если при кустовании соблюдаются следующие условия:
1) в куст объединяются гидрологические объекты, соизмери мые по величине и с однонаправленным течением рек;
2) радиус кругового (звездообразного) куста выбирается с уче том скорости продвижения весны с юга на север с таким расче том, чтобы сдвиг одноименных фаз паводка во времени на гидро створах куста не превышал 5 дней;
3) линейные и эллипсовидные кусты ориентируются только в широтном направлении.
Для района каждого куста по многолетним данным оценива ется метеорологическая обстановка для периодов проведения аэро гидрометрических работ. На основании этого анализа определя ется среднее количество дней за указанный период, метеорологи-
94
|
У |
' |
|
© |
г |
Рис. V-2. Типы аэрогидрометрических кустов. |
||
а — круговой, б — эллипсообразный, |
в — линейный; / — гкдроствор, 2 — аэро |
|
дром |
базирования. |
|
ческие условия которых благоприятствуют проведению летно-
•съемочных работ. Если число таких дней более чем вдвое превосходит число необходимых для освещения паводка самолето вылетов, куст включается в постоянно действующую аэрогидрометрическую сеть. Аэрогидрометрические кусты в районах с не благоприятными метеоусловиями включаются в состав оператив ной аэрогидрометрической сети.
4. Технические д е л а аэрогидром етри чески х ство р о в
Дополнительно к сведениям, включаемым в «Технические дела» гидрологического поста наземной гидрометрической сети, техническая документация аэрогидрометрического створа должна содержать следующие документы, которые хранятся в установ ленном порядке в УГМС:
1)фотосхемы участка гидроствора;
2)график связи Kvt = f (Я);
3)схемы аэрогидрометрических кустов, в которые входит дан ный гидроствор.
Фотосхема участка гидроствора должна захватывать долину реки протяженностью 1 —1,5 км (500—750 м выше и ниже гидро створа) .
Масштаб фотосхемы выбирается в зависимости от ширины
реки (долины): при ширине реки менее 1 км — 1 |
: 5000, при ши |
|
рине более 1 км — 1 |
: 10 000. Для очень широких рек наряду с фо |
|
тосхемой масштаба |
1:10000 необходимо располагать дополни |
|
тельно фотосхемой |
более мелкого масштаба |
(но не менее |
1 : 25 000). Для пойменных участков рек фотосхемы должны быть выполнены при уровнях, соответствующих началу, максимуму и средней стадии затопления поймы.
На всех фотосхемах должны быть отдешифрированы и под няты тушью характерные детали местности, расположенные на линии гидроствора, а также в полосе, примыкающей к нему мест ности шириной до 500 м как на коренном берегу, так и по всей ширине поймы. В качестве таких деталей могут выбираться от дельно стоящие деревья, незатопляемые участки пойменного мас сива и т. д.
Схема аэрогидрометрических кустов, в которые входит данный гидроствор, выполняется на отдельном планшете в масштабе
1 : 100 000.
5. П лани рование и выполнение отдельн ы х вы летов
Планирование отдельных вылетов необходимо производить на основе всестороннего анализа прогноза и фактического развития паводка. Последнее обстоятельство требует своевременного по ступления информации об ежедневных уровнях воды на аэрод ромы базирования.
Число измеряемых расходов должно быть минимальным, но таким, чтобы обеспечить положенное освещение волны паводка на всех гидростворах аэрогидрометрического куста.
96
При прохождении катастрофических паводков необходимо дуб лировать авиаизмерения максимальных расходов для большей га рантии получения качественных материалов.
Проявление аэрофильмов и оценка их качества должны произ водиться непосредственно после посадки самолета. Это позволит при обнаружении дефектов устранить их в последующих измере ниях, а в особо важных случаях повторить вылет, не допустив больших изменений уровня воды.
6. П рави л а безопасн ости при выполнении аэрогидром етри чески х р аб о т
При производстве аэрогидрометрических работ от гидрологаоператора требуется исключительно внимательное отношение к работе в целях безопасности сброса поплавков, так как промахи и недочеты в выполнении этой операции могут привести к несча стным случаям. Для исключения несчастных случаев при произ водстве работ необходимо строго придерживаться следующих правил.
1. К полетам для выполнения аэрогидрометрических работ не допускаются лица, не сдавшие зачеты по технике безопасности, не прошедшие специального обучения аэрогидрометрическим ра ботам в вузе или в ГГИ, или обучения под руководством опытных специалистов УГМС.
2. Производить аэрогидрометрические работы со сбросами по плавков с самолета в населенных пунктах категорически запре щается.
3.Удаление сбросного створа от населенных пунктов должно быть не менее 300—400 м.
4.Перед сбросами поплавков гидролог-оператор должен вни мательно осмотреть район сбросного створа. Сброс производится только после того, как он убедится, что зона створа совершенно
свободна — нет людей и животных на створе (по сторонам от него
па 150—200 м и вдоль от концов |
линии |
сброса |
на |
150—200 м) |
|
на обоих берегах реки. |
реках |
необходимо |
внимательно |
||
5. При |
работе на судоходных |
||||
■ следить за |
судами и лодками, находящимися на |
подходе и пере |
секающими район сбросного створа. Сброс запрещается произво дить, если судно идет на сближение со сбросным створом и нахо дится от него на расстоянии 200 м и менее.
6.На участках реки с берегами, густо заросшими кустарником или лесом, где оценку безопасности сброса с воздуха произвести трудно, выполнять работу категорически запрещается.
7.На участках рек и озер, не подлежащих обследованию (вне зоны измерений), сброс поплавков производить также запре
щается.
8. Зарядку сбрасывателя в воздухе следует производить, предварительно заткнув открытое отверстие специальной проб кой.
7 З ак аз № 345 |
97 |
9. Фотоаппарат, секундомер, экспонометр и бинокль должны быть во время работы надежно прикреплены к оператору проч ным шнуром или ремнем во избежание сноса их ветром в откры тое окно кабины самолета.
10.Сбрасывание поплавков и полеты на малых высотах в зоне линии связи и электросетей воспрещаются.
11.Оператор и все другие лица, привлекаемые к проведению аэрогидрометрических работ, должны в вопросах техники безо
пасности беспрекословно |
подчиняться |
указаниям летного состава |
и выполнять требования |
руководства |
ГА по съемочным полетам. |
ПРИЛОЖЕНИЕ l
|
|
|
|
|
В ы со та |
солн ц а |
для |
р азн ы х |
ш ирот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц |
Число |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
и |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ср= 40° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Февраль |
20 |
|
|
|
|
22 |
30 |
36 |
39 |
38 |
34 |
26 |
17 |
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Март |
2 |
|
|
7 |
15 |
25 |
34 |
40 |
42 |
41 |
37 |
29 |
20 |
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
18 |
28 |
37 |
44 |
46 |
45 |
40 |
31 |
22 |
|
|
|
||
Апрель |
22 |
|
- 2 |
10 |
21 |
31 |
40 |
47 |
50 |
48 |
43 |
34 |
24 |
13 |
2 |
|
|
1 |
|
2 |
14 |
25 |
35 |
45 |
52 |
55 |
53 |
46 |
37 |
27 |
15 |
4 |
- 5 |
|
|
|
И |
- 6 |
6 |
17 |
28 |
39 |
49 |
56 |
58 |
56 |
49 |
39 |
29 |
17 |
6 |
- 1 4 |
|
Май |
21 |
—3 |
8 |
19 |
31 |
42 |
52 |
59 |
62 |
59 |
52 |
42 |
31 |
19 |
— 8 |
- 3 |
|
1 |
- 1 |
10 |
22 |
33 |
44 |
54 |
62 |
66 |
61 |
53 |
43 |
32 |
20 |
9 |
- 2 |
- 1 2 |
|
|
И- |
0 |
12 |
23 |
35 |
46 |
56 |
64 |
68 |
64 |
54 |
44 |
33 |
22 |
10 |
- 1 |
- 1 0 |
|
21 |
2 |
13 |
24 |
36 |
47 |
58 |
66 |
70 |
65 |
57 |
46 |
35 |
23 |
12 |
1 |
- 8 |
Июнь |
31 |
4 |
14 |
26 |
37 |
48 |
58 |
68 |
71 |
67 |
58 |
47 |
36 |
25 |
13 |
3 |
- 6 |
10 |
4 |
15 |
26 |
38 |
49 |
60 |
69 |
72 |
69 |
59 |
48 |
37 |
26 |
14 |
4 |
- 5 |
|
|
20 |
4 |
15 |
26 |
37 |
49 |
60 |
69 |
73 |
69 |
60 |
49 |
38 |
26 |
15 |
5 |
- 5 |
Июль |
30 |
4 |
14 |
25 |
37 |
48 |
59 |
68 |
73 |
69 |
60 |
49 |
37 |
26 |
15 |
5 |
- 5 |
10 |
3 |
13 |
24 |
36 |
47 |
58 |
67 |
72 |
68 |
59 |
49 |
37 |
26 |
15 |
4 |
- 6 |
|
|
20 |
1 |
12 |
23 |
34 |
46 |
56 |
66 |
70 |
67 |
58 |
48 |
36 |
25 |
14 |
3 |
—7 |
|
30 |
0 |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
64 |
68 |
65 |
57 |
47 |
35 |
24 |
13 |
2 |
- 8 |
Август |
9 |
- 2 |
9 |
20 |
32 |
43 |
54 |
62 |
66 |
63 |
55 |
45 |
33 |
22 |
11 |
0 |
- 1 0 |
|
19 |
- 3 |
8 |
19 |
30 |
41 |
52 |
62 |
63 |
60 |
53 |
43 |
31 |
20 |
8 |
- 2 |
- 1 3 |
|
29 |
- 5 |
6 |
17 |
28 |
40 |
49 |
57 |
59 |
57 |
49 |
40 |
29 |
17 |
6 |
- 5 |
- 1 5 |
Сентябрь |
8 |
- 7 |
4 |
15 |
27 |
38 |
46 |
54 |
56 |
54 |
46 |
37 |
27 |
15 |
4 |
- 7 |
- 1 8 |
|
18 |
|
2 |
13 |
25 |
44 |
50 |
52 |
49 |
42 |
49 |
33 |
23 |
И |
0 |
|
|
Октябрь |
28 |
|
|
12 |
23 |
33 |
41 |
47 |
48 |
45 |
39 |
30 |
19 |
8 |
|
|
|
8 |
|
|
|
20 |
30 |
38 |
43 |
44 |
41 |
35 |
26 |
16 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
18 |
27 |
34 |
39 |
40 |
37 |
32 |
23 |
13 |
|
|
|
|