Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы

 

 

 

 

 

 

 

 

4-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

Число

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф=65°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

20

 

 

 

 

6

10

13

14

14

и

8

3

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

2

 

 

2

4

9

13

15

17

17

15

11

6

4

 

 

 

 

12

 

- 1

8

13

17

20

21

21

19

15

10

 

 

 

Апрель

22

 

6

13

17

21

24

25

24

22

18

13

7

1

 

 

1

1

4

10

17

22

26

29

30

29

27

23

17

11

5

1

 

 

11

8

13

20

25

30

33

34

33

30

26

20

14

8

- 1

Май

21

4

11

17

23

29

33

36

37

36

33

29

23

17

11

4

1

8

14

20

26

31

36

39

40

39

36

32

26

20

13

7

2

 

11

10

16

22

29

34

38

42

43

41

38

34

28

22

15

9

4

 

21

12

18

24

32

36

41

44

45

43

40

36

31

24

18

11

6

Июнь

31

14

20

26

34

38

43

46

47

45

42

38

34

26

20

13

8

10

15

21

27

34

39

44

47

48

46

43

39

34

27

21

14

9

 

20

15

21

27

35

39

45

47

48

46

44

39

34

28

21

15

9

Июль

30

14

21

27

34

39

44

47

48

47

44

39

34

28

21

15

10

10

13

20

26

32

38

43

46

47

45

43

38

33

26

20

14

9

 

20

12

18

24

30

36

41

44

45

44

42

37

32

25

19

13

7

Август

30

10

16

22

28

34

39

42

43

43

40

35

30

23

17

11

5

9

8

14

20

26

32

36

39

41

41

37

33

27

21

15

8

3

 

19

5

11

18

24

29

34

36

38

37

34

30

24

18

12

6

0

Сентябрь

29

2

15

21

26

30

33

34

33

33

30

26

21

15

8

2

 

8

0

6

12

18

23

27

30

31

30

27

23

18

И

5

- 1

 

 

18

 

2

8

14

19

23

26

27

26

23

19

14

7

1

 

 

Октябрь

28

 

 

5

11

16

20

22

23

23

19

15

9

3

 

 

 

8

 

 

2

7

13

16

18

19

18

15

11

6

 

 

 

 

 

18

 

 

 

4

9

13

15

15

14

11

7

2

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Часы

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

Число

6

7

8

9

10

И

12

13

14

15

16

17

18

19

 

5

 

 

 

 

 

 

 

ср=70°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

20

 

 

 

 

3

6

8

9

9

7

4

0

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

2

 

 

1

2

6

10

12

12

12

11

8

4

3

 

 

 

 

12

 

0

5

10

14

15

16

16

14

11

7

1

 

 

 

22

 

5

9

14

17

19

20

20

18

15

10

6

 

 

Апрель

1

3

4

9

14

18

22

24

25

24

22

19

15

10

5

3

 

 

11

8

13

18

22

26

28

29

28

26

22

18

13

8

1

 

21

6

11

16

21

26

29

30

32

31

29

26

21

16

И

6

Май

1

9

13

18

23

29

31

33

35

34

31

29

23

19

14

9

4

 

11

И

15

20

25

31

34

36

37

36

33

30

26

21

16

11

7

 

21

14

17

22

27

32

37

38

40

39

36

33

28

23

18

13

9

Июнь

31

16

19

24

29

33

39

40

41

41

38

35

30

25

20

15

11

10

16

20

25

31

34

39

41

42

42

39

36

31

26

21

16

12

 

20

17

21

26

32

36

40

42

43

43

40

37

32

28

22

17

13

Июль

30

17

21

26

32

36

40

42

43

43

40

37

32

28

22

17

13

10

16

20

25

31

35

39

41

42

42

39

36

31

27

21

16

12

 

20

14

19

23

29

33

37

39

40

40

37

34

30

25

20

15

10

Август

30

12

17

22

27

31

35

38

39

38

35

32

28

23

18

13

8

9

14

19

24

28

32

35

36

35

33

33

29

25

20

15

10

5

 

19

6

12

17

21

24

30

32

33

32

30

26

22

17

12

7

3

Сентябрь

29

4

9

14

19

22

26

28

29

28

26

22

19

14

9

4

 

8

1

6

11

16

20

23

25

26

25

23

20

26

И

5

1

 

 

18

 

2

7

12

16

19

21

22

21

19

15

11

6

1

 

 

Октябрь

28

 

 

4

8

12

16

17

18

17

15

11

7

2

 

 

 

8

 

 

0

5

9

12

13

14

13

11

7

3

 

 

 

 

 

18

 

 

 

1

5

8

9

11

9

7

4

0

 

 

 

 

СоЛ


О '

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

05

различных высот Солнца

Палетки для определения размера и формы изображения зоны блика для

^ = 1 5 °

Лв= 2 5 °

7 г „= 4 5 °

о

--4

Tza= 5 5 ‘

7? =65

В принципе, для обнаружения буев на аэроснимках может

быть применен краситель (уранин).

Порошок

красителя

весом

15—20 г набивается

в гнезда, которые высвер­

ливаются

непосредственно

в теле

самого

буя.

Серия таких

гнезд

(10— 12 штук)

диаметром

10—12 мм и глубиной

12—15 мм

размещается

примерно на середине длины буя. После набив­

ки гнезд красителем

они

заклеиваются

одним

общим куском

бязи.

Опыт работ, однако,

пока­

зал, что

при

съемках в крупных

масштабах

(1:2000—1:3000) изображение на аэроснимках

непосредственно самих

буев

может быть

полу­

чено достаточно четким и без красителя.

 

Однако, использование

буйковых систем во­

обще без

красителя

для всех случаев, вероятно,

невозможно. Целесообразно снабжать красите­ лем только один (второй) буй (на длинной ни­ ти) . Это дает возможность легко определить по­ ложение всей системы на снимке, а затем дешиф­ рировать и первый буй.

В качестве нити для крепления буев к якорю используется моноволокно из лавсана сечением

0,6 мм.

Указанное

моноволокно

имеет очень

Рис. 2.

Общая схема

компоновки и

соединения буев

 

с якорем для сброса с самолета.

небольшой коэффициент растяжения и обладает высокой проч­ ностью.

Рис. 3. Схема сое­ Рис. 4. Схема намотки первых динения буев для витков нити.

сброса с самолета.

Общая схема компоновки и соединение буев с якорем для сброса с самолета и их фотографии даны на рис. 1 и 2. В устрой­

110


стве предусмотрено освобождение буев только после того, как груз достигнет дна. Во избежание запутывания нитей буи осво­ бождаются последовательно — вначале буй с длинной нитью, а за­ тем с короткой.

Для сброса буи скрепляются между собой и с грузом с помо­ щью сахарных брикетов 6 (рис. 3). Для этого буи располагаются вертикально друг над другом, как это показано на рис. 1. Верхний буй, являющийся в системе вторым (на длинной нити), имеет углубление, в котором с помощью диска 3 крепится, а затем укла­ дывается парашют 4 и входит выступ нижнего буя. Нити 1 (рис. 4) перед соединением системы наматываются в проточку буев 5, при этом первый и второй витки проходят через прорези в буях 2: первый из них под укладываемым парашютом, а второй — над ним. Все последующие витки наматываются непосредственно в про­ точку. Указанная намотка нити вначале удерживает парашют в вы­ емке, а затем вытягивает его в поток.

Схема соединения буев между собой и с грузом показана на

рис. 3.

Сахарные

брикеты (размеры для верхнего буя: диаметр

17 мм,

толщина 5

мм, размеры для нижнего буя: диаметр 17 мм,

толщина 8 мм) помещаются в гнезда 8, высверленные в буе и имеющие размеры несколько большие размеров самих брикетов. В нижней части гнезд вбиты шпильки 11 П-образной формы. Сое­ динительная петля из прочной нити 9 пропускается внутри шпиль­ ки, надевается на брикет и закрепляется на нижнем буе двумя гвоздями 10. Аналогично осуществляется и крепление нижнего буя к грузу. В этом случае для закрепления нити используются не гвозди, а отверстия в грузе, в которые пропускаются концы нити, а затем связываются между собой. Чтобы улучшить выход ниж­ него буя из углубления в грузе, между ними помещена пружина 7 (рис. 1).


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Н о м ограм м а д ля р асч ета п ар ам етр о в м арш рутн ой аэроф отосъ ем ки

поверхностны х течений и примеры ее и сп ользован и я

На номограмме, изображенной на рис. 5, приняты следующие

обозначения: 5 — длина

маршрута;

пс — число снимков

в. мар­

шруте; Р — продольное перекрытие снимков;

v — средняя

поверх­

ностная скорость течения

на участке

съемок;

At — интервал вре­

мени между двумя последовательными аэрофотосъемками; 1 : М .- масштаб аэрофотосъемки; AL — ошибка определения пути поплав­ ков в натуре за интервал времени At\ Ме— то же в масштабе аэрофотосъемки.

Номограмма рассчитана для маршрутов, прокладываемых между двумя опорными пунктами и построена для четырех наи­

более употребительных масштабов 1:3000, 1:5000,

1:10 000,

1 : 15 000 и четырех значений продольного перекрытия

снимков

Р = 60, 70, 75 и 80%.

 

Номограмма рассчитана для наиболее невыгодного случая, когда направление течения совпадает с направлением наибольшей средней квадратической ошибки определения положения по­ плавков.

Все расчеты выполнены для наиболее слабого с точки зрения точности места маршрута, каким является его средняя точка.

При задании относительной ошибки скорости течения Av : и для расчета используется левая часть номограммы, причем расчет можно вести непосредственно для Aw : w= 5, 10, 20%.

Решение с помощью номограммы часто встречающихся задач пояснено ниже.

Задача 1: Дано: v, At, A v:v, 1 : М, Р. Требуется определить:

S и пс.

Поясним решение задачи первоначально при Aw: у = 20%, вос­ пользовавшись схемой, изображенной на рис. 6, и предполагая, что маршрут замкнут между двумя опорными пунктами.

На U-образной шкале, используя только внутреннюю или только наружную оцифровку, находим значения At и v (обозна­ чим их буквами А и В).

Проведя линию через точки А и В, находим точку С на сред­ ней шкале AL, рассчитанной для Av : w= 20%. Через точку С про­ водим прямую, параллельную оси номограммы 5 и находим точку D на кривой, отвечающей заданному масштабу аэрофотосъемки. Через точку D проводим прямую, перпендикулярную оси номо­ граммы S и находим точку Я на шкале, отвечающей заданному значению масштаба 1 : М. В точке Я отсчитываем искомое значе­ ние допустимой длины маршрута S. Продолжив линию DH, нахо­ дим точку М на шкале, отвечающей заданному значению Р, и в ней отсчитываем искомое число снимков в маршруте. Если зна­ чение Av : v принято равным 10 или 5%, то используется одна из

112