Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
Все функциональные подсистемы летательного аппарата обычно объединяются в интегрированную систему или в гидро комплекс.
По виду применяемой энергии энергосистемы механизации летательных аппаратов разделяются на электромеханические,
Рис. 1.5. Классификация энергосистем по виду применяе мой энергии, структуре и основным выполняемым функ циям
гидравлические, газовые и пиротехнические. На рис. 1.5 дана классификация энергосистем по виду применяемой энергии, структуре и основным выполняемым функциям.
В табл. 1. 1 сравниваются параметры и свойства различных энергосистем летательных аппаратов, т. е. проведен качествен ный анализ энергосистем.
ю
Т а б л и ц а |
1. 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Параметр |
или |
свойство |
Электрическая |
Гидравлическая |
Газовая |
||||
системы |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
f |
3-108 |
1-103 |
3-102 |
|
Скорость передачи импуль- |
|||||||||
■са, м/с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Быстродействие |
|
силовых |
|
|
|
|
|||
приводов: |
|
|
|
|
|
-1000 |
10 000 |
|
|
— предельные |
угловые |
— |
|||||||
ускорения |
при |
|
разгоне |
|
|
|
|
||
1/с2 |
|
|
|
|
|
0,1—0,3 |
Ю-З—10-4 |
10-1—10-2 |
|
— время торможения, с |
|||||||||
Предельная |
силовая |
на- |
10—20 |
100—300 |
50—300 |
||||
■цряженность, кгс/см2 |
|
1—4 |
и более |
и более |
|||||
Удельная |
весовая |
отдача |
0 ,4 -0 ,1 |
6—8 |
|||||
источников энергии, кгс/кВт |
|
|
|
|
|||||
Удельная |
весовая |
отдача |
2—30 |
0,4—0,3 |
0,4—0,3 |
||||
приводов, кгс/кВт |
|
|
|
|
|
|
0,05—0,02 |
||
Удельная |
весовая |
отдача |
0,02—0,2 |
0,09—0,04 |
|||||
■сетей, кгс/кВт-м |
|
|
|
|
|
|
|
0,6—0,8 |
|
Удельная |
весовая |
отдача |
0,01 |
0,5 |
|||||
аккумуляторов, кгс/кВт |
|
|
|
|
|
||||
Интенсивность |
|
отказов |
|
|
|
|
|||
(^-характеристики) |
основ |
|
|
|
|
||||
ных элементов (Х106): |
|
|
|
|
|
||||
— источников энергии |
10—20 |
2—6 |
— |
||||||
— приводов |
|
|
|
10—20 |
1—5 |
— |
|||
— сетей |
|
|
|
|
|
0,1 |
0,01 |
— |
|
— аккумуляторов |
|
7,2 |
1—2 |
— |
|||||
Стоимость |
|
|
энергии, |
30—100 |
50—100 |
|
|||
— источников |
— |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.руб/кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— сетей, руб/(кВт-м) |
0,07—0,12 |
0,11—0,12 |
— |
||||||
— систем |
в |
|
целом, |
|
|
|
|
||
руб/кВт: |
|
|
|
|
|
50—150 |
|
|
|
до 10 кВт |
|
|
|
|
30—200 |
— |
|||
70—100 кВт |
|
|
|
10—60 |
30—200 |
— |
|||
Стабильность |
работы |
си |
Хорошая |
Плохая |
Хорошая |
||||
стем (по рабочему телу) |
|
Не1существует |
|
|
Существует |
||||
Взрывоопасность |
|
|
|
Существует |
|||||
Пожароопасность |
|
|
Существует |
Существует |
Не существует |
||||
•Охлаждение |
|
|
|
|
Затруднено с |
Облегчено с |
Хуже,. чем в |
||
|
|
|
|
|
|
мест нагрева |
мест |
нагрева |
гидросистеме |
|
|
|
|
|
|
|
рабочей |
жидко |
из-за меньшей |
|
|
|
|
|
|
|
стью |
|
теплоемкости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочего тела |
11
Параметр или свойство [системы
Прочие свойства
|
|
|
|
Продолжение |
|
Электрическая |
Гидравлическая |
|
' Газовая |
||
Трудность |
Загрязнение |
- |
Утечки. |
Кон |
|
обеспечения на |
и утечки. Необ |
денсация |
влаги |
||
дежной работы |
ходимость тон |
и |
возможность |
||
электромашин |
кой фильтрации |
образования |
|||
(особенно |
ще |
жидкости |
льда в рабочих |
||
точных) |
на |
|
полостях |
|
|
больших |
высо |
|
|
|
|
тах и при боль ших температу рах
Одним из важнейших параметров является скорость передачи импульса в системах. Речь идет о скорости передачи информа ционного импульса. В этом отношении электрические системы вне конкуренции. Известно, что уже созданные дискретные вы числительные машины могут производить до 106 и более опера ций в секунду.
До недавнего времени пневматические (и гидравлические) вычислительные устройства имели быстродействие до 10— 100 операций в секунду, однако в настоящее время (после раз работки элементов пневмоники, работающих только на взаимо действующих струях) предельным считается быстродействие около 10000 операций в секунду. Это позволит целый ряд систем управления летательными аппаратами и двигателями делать струйными (системы стабилизации, трехканальные демпферы и т. д.).
Быстродействие силовых приводов различных систем можно-
считать пропорциональными (для вращательных приводов) отно шению действующего момента к моменту инерции подвижных элементов, равного для электросистем примерно 1000 1/с2, для гидросистем —10000 1/с2.
В работе Ю. Г. Корнилова [17] показано, что процесс останов ки пневматических и гидравлических приводов (линейных) опи сывается уравнением
|
|
(1. 1). |
где |
с — жесткость системы «привод — рабочая среда»; |
|
. |
М — приведенная масса системы; |
|
|
t — время остановки. |
|
|
Расчеты показали, что это |
время для реальных приводов |
(с короткими трубопроводами) |
составляет примерно 4 -10-4 с для |
гидросистем и 6,6 -10~2 с для пневмосистем [9].
12
Особо следует отметить простоту, малоинердионность и при емлемые выходные скорости (что не требует понижающих ре дукторов) силовых линейных гидравлических и пневматических приводов, не имеющих аналогов в электромеханических систе мах.
Параметр предельной силовой напряженности оценивает пре дельно возможные усилия, развиваемые в различных энергоси стемах на единицу активной поверхности. Известно, что для электросистем крутящий момент ограничен магнитными силами, действующими между ротором и статором, и насыщение лучших магнитных материалов происходит при тангенциальных усили ях в 10—20 кгс/см2. В гидравлических и газовых системах уже сейчас применяются рабочие давления 280 кгс/см2 и ожидается их дальнейшее повышение.
Удельная весовая отдача источников [4, 10, 3.1] различных си стем составляет 6—8 кгс/кВт для воздушных компрессоров, 2— 4 кгс/кВт для генераторов постоянного тока, около 2 кгс/кВт для генераторов переменного тока с приводами постоянных оборотов и около 1 кгс/кВт для интегральных приводов-генераторов пере менного тока; 0,4—0,1 кгс/кВт для гидронасосов переменной производительности.
Удельная весовая отдача приводов для различных систем со ставляет: 2—4 кгс/кВт для электродвигателей; 10—30 кгс/кВт для электрических силовых цилиндров (двигатели, редукторы, пара винт—:гайка); 0,1—0,4 кгс/кВт для гидромоторов; 0,4— 0,3 кгс/кВт для гидравлических и пневматических силовых ци линдров.
Удельная весовая отдача сетей * для рассматриваемых систем составляет [4]: 0,2—0,05 кгс/кВт-м для систем постоянного тока; 0,1—0,02 кгс/кВт-м для трехфазных систем переменного тока; 0,09—0,04 кгс/кВт-м для гидросетей; 0,05—0,02 кгс/кВт-м для пневмосетей.
Удельная весовая отдача аккумуляторов составляет 0,01 кгс/кВт для электрических аккумуляторов; 0,5 кгс/кВт для пневмобаллонов; 0,6—0,8 кгс/кВт для гидроаккумуляторов.
Сравнение %-характеристик [26] (интенсивности отказов) ба зовых элементов различных энергосистем показывает, что интен сивности отказов элементов гидросистем и пневмосистем, как правило, ниже, чем электромеханических систем.
Приведенные данные по стоимости элементов систем относят ся к судостроительной промышленности (в которой широко при меняются и авиационные гидроагрегаты), и их следует рассмат ривать как приближенные [12].
Сформулируем общие выводы из сравнения энергосистем.
1.Электромеханические системы силового привода обладают
свойством практически мгновенно, независимо от расстояния
* Об оценке весовой отдачи гидросетей см. разд. 1.2.
13
передавать большие мощности. Они удобны в монтаже, обслужи вании и обладают хорошей эксплуатационной живучестью.
Недостатки электромеханических систем, ограничивающие их применение д качестве силовых приводов летательных аппаратов:
—плохие весовые и габаритные характеристики;
—большая инерционность и недостаточная жесткость при
вода;
—сравнительно высокая стоимость агрегатов;
—трудности охлаждения, снижение надежности агрегата и изоляции при работе на больших высотах. .
Области применения электромеханических систем:
—силовой привод малых мощностей (до 3,5—4 кВт);
—силовой привод в системах, где инерционность и жесткость не играют решающей роли;
—дистанционное управление другими типами приводов;
—резервные (дублирующие) и аварийные системы.
2. Гидравлические системы силового привода удовлетвори тельны по весовым характеристикам, обладают высокой энерго емкостью, их разовая мощность легко увеличивается благодаря применению газожидкостных аккумуляторов. Они экономичны, надежны, достаточно жестки и приемисты (обладают высоким быстродействием).
Недостатки гидросистем:
—недостаточный тепловой диапазон работы из-за нестабиль ности характеристик рабочей жидкости и уплотнений;
—повышенная пожарная и взрывная опасность (при исполь зовании современных рабочих жидкостей);
—утечки и загрязненность в местах соединений;
—чувствительность исполнительных устройств (особенно сле дящих) к загрязнению рабочих тел.
Область применения гидросистем — силовой привод больших
мощностей, нагрузок, высокой жесткости и быстродействия.
3. Газовые системы силового привода имеют бесспорные преи мущества перед электромеханическими и гидравлическими си стемами по весу, стабильности характеристики рабочего тела, пожаробезопасности, чистоте соединений, способности развивать большие разовые мощности.
Недостатки газовых систем:
—малая энергоемкость;
—отрицательное действие упругости воздуха (ударные на грузки в конце хода, трудности фиксации поршня, запаздывание передачи энергии от источника к потребителю);
—трудности герметизации;
—образование конденсата в рабочих объемах системы.
Области применения газовых систем: |
|
— силовые и следящие приводы малых мощностей; |
; |
— дистанционное управление; |
14
—силовой привод устройств кратковременного разового действия;
—■резервные и аварийные системы;
—комплексные гидрогазовые системы.
Проведенное сравнение энергосистем показывает, что каждая энергосистема имеет свои (присущие только ей) достоинства и недостатки. Поэтому в ракетной и авиационной технике широко распространено комплексирование энергосистем в различных сочетаниях: электрогидравлические, гидропневматические, электрогидропневматические и др. Например, в гидропневмосистемах применяется дистанционное электроуправление кранами включе ния, распределительными устройствами, замками, первыми кас кадами гидроусилителей.
Известны случаи применения пневмотурбоприводов для гидронасосов (сжатый воздух, питающий пневмотурбопривод, отбирается от компрессора ТРД). Характерной особенностью такого привода является низкий к. п.д. по сравнению с механи ческим приводом от двигателя.
Применяются и пирогидравлические системы (в ракете типа «воздух — воздух» «Сперроу», США) [9]. В последнее время интенсивно разрабатываются, испытываются и внедряются [13] струйные устройства, которые в комплексе с уже известными и хорошо разработанными гидрогазовыми силовыми приводами позволяют создать системы управления летательными аппара тами и их стабилизации совершенно нового типа.
1.2. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЕСОВЫХ И ОБЪЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ПО ВЕЛИЧИНЕ РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ
Как уже указывалось, в последние годы в связи с широким распространением бустерных систем управления (для граждан ских и военных самолетов), а также появлением новых систем (таких, как системы управления воздухозаборниками и запуска двигателей, изменения геометрии крыла, системы заправки топливомчВ воздухе и т. д.) мощности бортовых систем резко воз росли и достигли сотен киловатт («Конкорд», С-5А) и даже ты сяч киловатт (ХВ-70).
Естественно, что для самолетов, подобных ХВ-70, оставаться в рамках старых, традиционных конструкций и на тех же уров нях давлений (210 кгс/см2) было бы невозможно. При весовой отдаче порядка 5—10 кгс/кВт для эксплуатирующихся гидроси
стем управления вес |
системы для самолета ХВ-70 достиг |
бы |
10 000—25 000 кгс, |
что составляет 5—(10% взлетного |
веса |
(205 000 кгс). Это недопустимо много. Обычно вес гидросистемы составляет 5% взлетного веса для легких самолетов и 1—0,5%
15