Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все функциональные подсистемы летательного аппарата обычно объединяются в интегрированную систему или в гидро­ комплекс.

По виду применяемой энергии энергосистемы механизации летательных аппаратов разделяются на электромеханические,

Рис. 1.5. Классификация энергосистем по виду применяе­ мой энергии, структуре и основным выполняемым функ­ циям

гидравлические, газовые и пиротехнические. На рис. 1.5 дана классификация энергосистем по виду применяемой энергии, структуре и основным выполняемым функциям.

В табл. 1. 1 сравниваются параметры и свойства различных энергосистем летательных аппаратов, т. е. проведен качествен­ ный анализ энергосистем.

ю

Т а б л и ц а

1. 1

 

 

 

 

 

 

 

Параметр

или

свойство

Электрическая

Гидравлическая

Газовая

системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

3-108

1-103

3-102

Скорость передачи импуль-

■са, м/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быстродействие

 

силовых

 

 

 

 

приводов:

 

 

 

 

 

-1000

10 000

 

— предельные

угловые

ускорения

при

 

разгоне

 

 

 

 

1/с2

 

 

 

 

 

0,1—0,3

Ю-З—10-4

10-1—10-2

— время торможения, с

Предельная

силовая

на-

10—20

100—300

50—300

■цряженность, кгс/см2

 

1—4

и более

и более

Удельная

весовая

отдача

0 ,4 -0 ,1

6—8

источников энергии, кгс/кВт

 

 

 

 

Удельная

весовая

отдача

2—30

0,4—0,3

0,4—0,3

приводов, кгс/кВт

 

 

 

 

 

 

0,05—0,02

Удельная

весовая

отдача

0,02—0,2

0,09—0,04

■сетей, кгс/кВт-м

 

 

 

 

 

 

 

0,6—0,8

Удельная

весовая

отдача

0,01

0,5

аккумуляторов, кгс/кВт

 

 

 

 

 

Интенсивность

 

отказов

 

 

 

 

(^-характеристики)

основ­

 

 

 

 

ных элементов (Х106):

 

 

 

 

 

— источников энергии

10—20

2—6

— приводов

 

 

 

10—20

1—5

— сетей

 

 

 

 

 

0,1

0,01

— аккумуляторов

 

7,2

1—2

Стоимость

 

 

энергии,

30—100

50—100

 

— источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.руб/кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— сетей, руб/(кВт-м)

0,07—0,12

0,11—0,12

— систем

в

 

целом,

 

 

 

 

руб/кВт:

 

 

 

 

 

50—150

 

 

 

до 10 кВт

 

 

 

 

30—200

70—100 кВт

 

 

 

10—60

30—200

Стабильность

работы

си­

Хорошая

Плохая

Хорошая

стем (по рабочему телу)

 

Не1существует

 

 

Существует

Взрывоопасность

 

 

 

Существует

Пожароопасность

 

 

Существует

Существует

Не существует

•Охлаждение

 

 

 

 

Затруднено с

Облегчено с

Хуже,. чем в

 

 

 

 

 

 

мест нагрева

мест

нагрева

гидросистеме

 

 

 

 

 

 

 

рабочей

жидко­

из-за меньшей

 

 

 

 

 

 

 

стью

 

теплоемкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочего тела

11


Параметр или свойство [системы

Прочие свойства

 

 

 

 

Продолжение

Электрическая

Гидравлическая

 

' Газовая

Трудность

Загрязнение

-

Утечки.

Кон­

обеспечения на­

и утечки. Необ­

денсация

влаги

дежной работы

ходимость тон­

и

возможность

электромашин

кой фильтрации

образования

(особенно

ще­

жидкости

льда в рабочих

точных)

на

 

полостях

 

больших

высо­

 

 

 

 

тах и при боль­ ших температу­ рах

Одним из важнейших параметров является скорость передачи импульса в системах. Речь идет о скорости передачи информа­ ционного импульса. В этом отношении электрические системы вне конкуренции. Известно, что уже созданные дискретные вы­ числительные машины могут производить до 106 и более опера­ ций в секунду.

До недавнего времени пневматические (и гидравлические) вычислительные устройства имели быстродействие до 10— 100 операций в секунду, однако в настоящее время (после раз­ работки элементов пневмоники, работающих только на взаимо­ действующих струях) предельным считается быстродействие около 10000 операций в секунду. Это позволит целый ряд систем управления летательными аппаратами и двигателями делать струйными (системы стабилизации, трехканальные демпферы и т. д.).

Быстродействие силовых приводов различных систем можно-

считать пропорциональными (для вращательных приводов) отно­ шению действующего момента к моменту инерции подвижных элементов, равного для электросистем примерно 1000 1/с2, для гидросистем —10000 1/с2.

В работе Ю. Г. Корнилова [17] показано, что процесс останов­ ки пневматических и гидравлических приводов (линейных) опи­ сывается уравнением

 

 

(1. 1).

где

с — жесткость системы «привод — рабочая среда»;

.

М — приведенная масса системы;

 

t — время остановки.

 

 

Расчеты показали, что это

время для реальных приводов

(с короткими трубопроводами)

составляет примерно 4 -10-4 с для

гидросистем и 6,6 -10~2 с для пневмосистем [9].

12


Особо следует отметить простоту, малоинердионность и при­ емлемые выходные скорости (что не требует понижающих ре­ дукторов) силовых линейных гидравлических и пневматических приводов, не имеющих аналогов в электромеханических систе­ мах.

Параметр предельной силовой напряженности оценивает пре­ дельно возможные усилия, развиваемые в различных энергоси­ стемах на единицу активной поверхности. Известно, что для электросистем крутящий момент ограничен магнитными силами, действующими между ротором и статором, и насыщение лучших магнитных материалов происходит при тангенциальных усили­ ях в 10—20 кгс/см2. В гидравлических и газовых системах уже сейчас применяются рабочие давления 280 кгс/см2 и ожидается их дальнейшее повышение.

Удельная весовая отдача источников [4, 10, 3.1] различных си­ стем составляет 6—8 кгс/кВт для воздушных компрессоров, 2— 4 кгс/кВт для генераторов постоянного тока, около 2 кгс/кВт для генераторов переменного тока с приводами постоянных оборотов и около 1 кгс/кВт для интегральных приводов-генераторов пере­ менного тока; 0,4—0,1 кгс/кВт для гидронасосов переменной производительности.

Удельная весовая отдача приводов для различных систем со­ ставляет: 2—4 кгс/кВт для электродвигателей; 10—30 кгс/кВт для электрических силовых цилиндров (двигатели, редукторы, пара винт—:гайка); 0,1—0,4 кгс/кВт для гидромоторов; 0,4— 0,3 кгс/кВт для гидравлических и пневматических силовых ци­ линдров.

Удельная весовая отдача сетей * для рассматриваемых систем составляет [4]: 0,2—0,05 кгс/кВт-м для систем постоянного тока; 0,1—0,02 кгс/кВт-м для трехфазных систем переменного тока; 0,09—0,04 кгс/кВт-м для гидросетей; 0,05—0,02 кгс/кВт-м для пневмосетей.

Удельная весовая отдача аккумуляторов составляет 0,01 кгс/кВт для электрических аккумуляторов; 0,5 кгс/кВт для пневмобаллонов; 0,6—0,8 кгс/кВт для гидроаккумуляторов.

Сравнение %-характеристик [26] (интенсивности отказов) ба­ зовых элементов различных энергосистем показывает, что интен­ сивности отказов элементов гидросистем и пневмосистем, как правило, ниже, чем электромеханических систем.

Приведенные данные по стоимости элементов систем относят­ ся к судостроительной промышленности (в которой широко при­ меняются и авиационные гидроагрегаты), и их следует рассмат­ ривать как приближенные [12].

Сформулируем общие выводы из сравнения энергосистем.

1.Электромеханические системы силового привода обладают

свойством практически мгновенно, независимо от расстояния

* Об оценке весовой отдачи гидросетей см. разд. 1.2.

13


передавать большие мощности. Они удобны в монтаже, обслужи­ вании и обладают хорошей эксплуатационной живучестью.

Недостатки электромеханических систем, ограничивающие их применение д качестве силовых приводов летательных аппаратов:

плохие весовые и габаритные характеристики;

большая инерционность и недостаточная жесткость при­

вода;

сравнительно высокая стоимость агрегатов;

трудности охлаждения, снижение надежности агрегата и изоляции при работе на больших высотах. .

Области применения электромеханических систем:

силовой привод малых мощностей (до 3,5—4 кВт);

силовой привод в системах, где инерционность и жесткость не играют решающей роли;

дистанционное управление другими типами приводов;

резервные (дублирующие) и аварийные системы.

2. Гидравлические системы силового привода удовлетвори­ тельны по весовым характеристикам, обладают высокой энерго­ емкостью, их разовая мощность легко увеличивается благодаря применению газожидкостных аккумуляторов. Они экономичны, надежны, достаточно жестки и приемисты (обладают высоким быстродействием).

Недостатки гидросистем:

недостаточный тепловой диапазон работы из-за нестабиль­ ности характеристик рабочей жидкости и уплотнений;

повышенная пожарная и взрывная опасность (при исполь­ зовании современных рабочих жидкостей);

утечки и загрязненность в местах соединений;

чувствительность исполнительных устройств (особенно сле­ дящих) к загрязнению рабочих тел.

Область применения гидросистем — силовой привод больших

мощностей, нагрузок, высокой жесткости и быстродействия.

3. Газовые системы силового привода имеют бесспорные преи­ мущества перед электромеханическими и гидравлическими си­ стемами по весу, стабильности характеристики рабочего тела, пожаробезопасности, чистоте соединений, способности развивать большие разовые мощности.

Недостатки газовых систем:

малая энергоемкость;

отрицательное действие упругости воздуха (ударные на­ грузки в конце хода, трудности фиксации поршня, запаздывание передачи энергии от источника к потребителю);

трудности герметизации;

образование конденсата в рабочих объемах системы.

Области применения газовых систем:

 

— силовые и следящие приводы малых мощностей;

;

— дистанционное управление;

14


силовой привод устройств кратковременного разового действия;

—■резервные и аварийные системы;

комплексные гидрогазовые системы.

Проведенное сравнение энергосистем показывает, что каждая энергосистема имеет свои (присущие только ей) достоинства и недостатки. Поэтому в ракетной и авиационной технике широко распространено комплексирование энергосистем в различных сочетаниях: электрогидравлические, гидропневматические, электрогидропневматические и др. Например, в гидропневмосистемах применяется дистанционное электроуправление кранами включе­ ния, распределительными устройствами, замками, первыми кас­ кадами гидроусилителей.

Известны случаи применения пневмотурбоприводов для гидронасосов (сжатый воздух, питающий пневмотурбопривод, отбирается от компрессора ТРД). Характерной особенностью такого привода является низкий к. п.д. по сравнению с механи­ ческим приводом от двигателя.

Применяются и пирогидравлические системы (в ракете типа «воздух — воздух» «Сперроу», США) [9]. В последнее время интенсивно разрабатываются, испытываются и внедряются [13] струйные устройства, которые в комплексе с уже известными и хорошо разработанными гидрогазовыми силовыми приводами позволяют создать системы управления летательными аппара­ тами и их стабилизации совершенно нового типа.

1.2. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЕСОВЫХ И ОБЪЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ПО ВЕЛИЧИНЕ РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ

Как уже указывалось, в последние годы в связи с широким распространением бустерных систем управления (для граждан­ ских и военных самолетов), а также появлением новых систем (таких, как системы управления воздухозаборниками и запуска двигателей, изменения геометрии крыла, системы заправки топливомчВ воздухе и т. д.) мощности бортовых систем резко воз­ росли и достигли сотен киловатт («Конкорд», С-5А) и даже ты­ сяч киловатт (ХВ-70).

Естественно, что для самолетов, подобных ХВ-70, оставаться в рамках старых, традиционных конструкций и на тех же уров­ нях давлений (210 кгс/см2) было бы невозможно. При весовой отдаче порядка 5—10 кгс/кВт для эксплуатирующихся гидроси­

стем управления вес

системы для самолета ХВ-70 достиг

бы

10 000—25 000 кгс,

что составляет 5—(10% взлетного

веса

(205 000 кгс). Это недопустимо много. Обычно вес гидросистемы составляет 5% взлетного веса для легких самолетов и 1—0,5%

15