Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
во всех точках замера снижается, достигая минимальной величи ны 12° С в сливной магистрали бустеров системы -управления самолетом. Температура жидкости в баке при этом 30° С.
На рис. 4.11 показаны графики, характеризующие измене ние температуры рабочей жидкости в баке гидросистемы двух моторного пассажирского самолета с негерметической кабиной при полете у земли при различных (низких) температурах на ружного воздуха. Как видно из рисунка, в течение первого часа
Рис. |
4. II. Изменение температуры жидкости в баке |
|
при |
различных температурах окружающего воздуха: |
|
/ —при 45—48° С; 2—при |
34—37° С; 3—при 15—25° С; 4—мак |
|
симальная температура |
в баке при температуре окружаю |
щего воздуха — 5—10° С
полета температура возрастает, а в дальнейшем стабилизируется. При длительном полете (более 4 ч) и температуре наружного воздуха —45-:— 48° С температура жидкости не превышает
12° С.
Температура агрегатов гидросистем определяется на тех же режимах полета, на которых измеряется температура рабочей жидкости, т. е. в наиболее теплонапряженных условиях. Распо ложение датчиков температуры, а также их тип определяются в зависимости от конструктивных особенностей агрегатов, систе мы и самолета. Температура агрегатов замеряется с помощью датчиков сопротивления или термопар.
Датчики сопротивления, выполненные в виде плоских пакетов или плоских проволочных решеток, накладываются или наклеи ваются на поверхность агрегата и изолируются от влияния внеш ней среды, как правило, несколькими слоями стеклоткани, а за тем обмоткой теплостойкой лентой. Изоляция должна перекры вать площадь поверхности, занятую датчиком. Теплоизолирую щее устройство не должно закрывать значительную часть поверхности агрегата, чтобы не повлиять на его температурный
режим.
Температура окружающего воздуха в зоне расположения аг регатов гидросистем определяется для выявления факторов,
165
влияющих на температурный режим систем. Температура окру жающего воздуха в зоне расположения агрегатов гидросистем замеряется с помощью перечисленных ранее датчиков.
Если замерять необходимо лишь максимальные значения температур, то могут быть использованы плавкие термосвидете ли, устанавливаемые в различных отсеках в зоне расположения гидроагрегатов.
В результате испытаний гидросистемы при определении ее температурного режима должно быть установлено, что на всех установившихся и переходных режимах полета самолета и ра боты двигателей не происходит недопустимого повышения тем ператур по сравнению с заданными на агрегаты системы и рабо чую жидкость. В процессе испытаний выявляются зависимости характеристик гидросистемы от температуры окружающего воз
духа. |
|
|
|
|
На рис. 4. 12 |
и 4. 13 |
приведены |
экспериментальные |
зависи |
мости времени выпуска |
(уборки) |
шасси и закрылков от тем |
||
пературы. |
|
|
|
|
О ц е н к а с т а б и л ь н о с т и х а р а к т е р и с т и к р а б о |
||||
чей ж и д к о с т и |
и п р о в е р к а |
ч и с т о т ы систем. |
Рабо |
тоспособность гидросистем и их надежность в значительной сте пени зависят от свойств применяемой рабочей жидкости. Рабо чая жидкость, залитая в гидравлическую систему, в процессе ее работы подвергается изменениям вследствие дросселирования, насыщения воздухом, контакта с различными материалами дета лей агрегатов, воздействия температуры, механических приме сей, радиации и других факторов; в нее может попасть влага (через систему наддува или дренажа), пыль. При длительной работе жидкости под высоким давлением, особенно в условиях дросселирования через узкие щели в агрегатах и прокачки насо сами , снижаются вязкость и смазывающие свойства жидкости. Процесс уменьшения вязкости объясняется происходящими мо лекулярно-структурными изменениями в жидкости (разрыв слож ных молекул на более мелкие) при механическом воздействии на нее.
При повышении температуры рабочей жидкости интенсив ность окисления рабочей жидкости увеличивается. Поэтому изме нения рабочей жидкости при испытаниях должны строго контро лироваться при изменении ее температуры.
Наличие воздуха в рабочей жидкости приводит к ускоренно му ее окислению, увеличивает вспениваемость жидкости, резко ухудшает работу насосов и снижает их производительность, по вышает упругость рабочей жидкости, что может вызвать замед ление срабатывания исполнительных механизмов и неустойчи вость работы системы управления самолетом.
Если в рабочую жидкость попадает вода, то это приводит к ее вспениванию и, как следствие, выбросу жидкости в дренаж.
166
8)
|
|
|
ill ■ |
_ |
|
|
|
||
|
|
ХХх |
• |
1 |
2 |
у |
|
|
|
|
7 |
— |
и |
И |
|
1 |
|
|
|
|
— |
|
• |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* ° c s o |
-чо . |
-зо |
|
-го |
|
-ю |
о |
||
Рис. 4. 12. |
Графики |
зависимости |
температуры |
жидкости |
|||||
в баке (а) и времени выпуска |
(б) |
и |
уборки |
(в) шасси |
|||||
в полете при |
различных |
температурах окружающего воз |
|||||||
|
|
|
|
духа: |
|
|
|
|
|
/—полет с двумя |
работающими |
двигателями |
(насосами)- 2—полет |
||||||
с |
одним работающим |
двигателем |
(Насосом) ' |
Рис. 4.13. Зависимости времени выпуска закрылков на 45° от температуры рабочей жидкости:
/—'в полете; 2—на земле; 'ф —после дли тельной стоянки на земле
Имеющиеся в жидкости механические примеси (продукты изно са деталей агрегатов, частицы металла, резина, пыль, песок и т. п.) ускоряют износ агрегатов, окисляют рабочую жидкость, увеличивают усилия страгивания золотников гидроусилителей, кранов, резко снижают надежность работы всех гидросистем.
В процессе испытаний гидросистем рабочую жидкость следу ет периодически направлять на лабораторный анализ, чтобы оп ределить вязкость, содержание механических примесей и воды, цвет и прозрачность.
Отбор проб рабочей жидкости для лабораторных анализов рекомендуется производить из баков гидросистем не реже чем через каждые 10—15 полетов самолета, и не позже чем через 5 мин после выключения двигателей (для исключения осажде ния механических примесей из рабочей жидкости). Для этой цели могут быть использованы краны для слива рабочей жидко сти из баков или бортовые штуцера для подключения наземной гидроустановки. Проба берется в количестве не менее 0,5 л. Непосредственно перед отбором пробы необходимо слить в от дельную емкость часть рабочей жидкости, чтобы предотвратить попадание посторонних механических примесей в отбираемые пробы. Лабораторные анализы проб рабочей жидкости произ водятся в соответствии с действующими ГОСТами.
Оценка чистоты гидросистем производится по результатам лабораторного анализа отобранных из систем проб рабочей жидкости на содержание механических примесей. Содержание механических примесей определяется весовым и микроскопиче ским методами. Учитывая значительную трудоемкость микро скопического метода, определение содержания механических примесей по гранулометрическому составу в каждой из подси стем производится не менее двух раз за период испытаний: в на чале и в конце летных испытаний.
О п р е д е л е н и е в н е ш н е й и в н у т р е н н е й г е р м е т и ч ности. Герметичность является одним из основных параметров гидросистем, обеспечивающих безотказность их работы в процес се эксплуатации самолета. Различают внешнюю и внутреннюю герметичность.
Внешняя герметичность гидросистем определяется по отсут ствию утечек рабочей жидкости из систем как при наличии дав ления, так и при отсутствии давления в системах. Она опреде ляется путем визуального наблюдения за агрегатами, трубопро водами, местами соединений агрегатов и трубопроводов, по от сутствию следов рабочей жидкости на деталях ^конструкции самолета, двигателей, на электропроводке (рабочая жидкость гидросистем имеет характерную окраску), по отсутствию запоте вания агрегатов и соединений гидросистем.
Внешние утечки (внешняя негерметичность) не допускаются по соображениям пожарной безопасности, облегчения эксплуата ции, поддержания чистоты, удобства контроля. Незначительные
168
внешние утечки допускаются лишь по подвижным соединениям агрегатов гидросистем в количествах, не превышающих установ ленных норм, если в конструкции летательного аппарата преду смотрен организованный сбор или дренаж утечек.
Внутренняя герметичность определяется величиной падения давления в системе за определенный промежуток времени после создания давления в системе и отключения источника давления. Она характеризует величину утечек рабочей жидкости, перете кающей нз линий высокого давления, содержащих гидроаккуму ляторы, в линии слива по зазорам между отдельными деталями агрегатов гидросистем (насосов, гидромоторов, гидроусилителей, кранов управления, силовых цилиндров и др.).
Внутренние утечки в значительной мере влияют на время вы полнения рабочих операций (быстродействие) исполнительных механизмов гидросистем. При значительных внутренних утечках замедляются все операции механизмов, снижается к. п. д. систем, а в системах с автоматом разгрузки происходят частые вклю чения насосов на рабочий режим, что быстро выводит насосы из строя и «расшатывает» системы излишними колебаниями -давле ния. К резким нарушениям в работе гидросистем (ударам, пре кращению подачи жидкости насосами) может привести утечка сжатого газа из газовых полостей гидроаккумуляторов.
Герметичность гидросистем определяется не менее двух раз: в начале и в конце испытаний самолета. При испытании систем на герметичность фиксируется температура окружающего возду ха и рабочей жидкости. Для создания давления в системах ис пользуется предусмотренная инструкцией по эксплуатации и тех ническому обслуживанию наземная гидроустановка.
Перед определением внутренней герметичности гидросистем необходимо убедиться в нормальной начальной зарядке газо вых полостей гидроаккумуляторов для устранения влияния не правильной зарядки на результаты замера. Испытания гидроси стем на внутреннюю' герметичность производятся после предва рительного привода в действие включенных в системы механиз мов для устранения влияния облитерации зазоров (заращивания зазоров между деталями агрегатов молекулами жидкости), че рез которые происходит утечка рабочей жидкости.
Испытание на внутреннюю герметичность состоит в замере величины падения давления в системе за определенный проме жуток времени при бездействующих включенных в гидросистемы механизмах после прекращения работы насосов наземной гидро установки. Оценка внутренней герметичности гидросистем и от дельных их участков производится при различных положениях исполнительных механизмов (шасси, закрылков и т. п.) в соот ветствии с действующей инструкцией по эксплуатации и техни ческому обслуживанию самолета.
Время выдержки гидросистемы под давлением должно соот ветствовать техническим условиям на систему. Точность замера
169
давления — не менее ±4% максимального значения шкалы бор тового манометра. Время замеряется по бортовым часам. Во время определения внутренней герметичности участков гидроси стем, потребителей (исполнительных механизмов), управляемых электрогидравлическнми кранами, которые по принципу работы при обесточивании устанавливаются в нейтральное положение, должно быть постоянно подведено напряжение, так как при.обес точивании краны, устанавливаясь в нейтральное положение, отключают участки гидросистем (иногда вместе с подключенны ми гидроаккумуляторами) от магистрали высокого давления.
При обнаружении падения давления в системе выше норм, установленных техническими условиями, необходимо определить место негерметичности методом последовательного отключения участков систем, агрегатов или отдельных трубопроводов.
Одновременно с определением внутренней герметичности гидросистем производится определение герметичности систем поддавливания гидробака и газовых полостей гидроаккумулято ров. Для этого вместо крышки заливной горловины бака уста навливается технологическая пробка со штуцером для маномет ра из комплекта средств наземного обслуживания, подается давление азота (воздуха) в систему поддавливания и контроли руется падение давления за определенный промежуток времени. Для баков гидросистем, в которых предусмотрена только закры тая заправка, контрольный манометр для проверки давления поддавливания подсоединяется через специальный штуцер си стемы поддавливания.
Данные испытаний на герметичность заносятся в таблицу (табл. 4. 4) и сравниваются с данными технических требований (технических условий) на системы.
Т а б л и ц а 4. 4
|
Наиме |
Фактиче |
Поло |
Время |
Темпера |
Темпера |
Паде |
Допустимое |
Дата |
нование |
ское дав |
жение |
выдержки |
тура рабо |
тура окру |
ние |
падение |
системы |
ление в |
меха |
под дав |
чей жид |
жающего |
давле |
давления |
|
|
( участка) |
системе, |
низмов |
лением, |
кости |
воздуха |
ния, |
по ТУ, |
|
|
кгс/см3 |
|
мин |
°С |
°С |
кгс/см3 |
кгс/см2 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А. П е р е д н а ч а л о м л е т н ы х и с п ы т а н и й
Б. В к о н ц е л е т н ы х и с п ы т а н и и
Определение герметичности газовых полостей гидроаккуму ляторов производится путем замера падения давления в гидроак
170