Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
где X= 0,3164-Re-0’25 для наиболее распространенного в гидроси стемах турбулентного режима течения;
— скорости жидкости в трубопроводе
4Q . |
(1.9) |
яа!2 ’ |
|
— передаваемой мощности |
|
N= (1 — aB)pQ. |
(1. 10) |
р |
p-&p,NT |
На основании уравнений (1.6) — (1. 10) после преобразова ний получим:
г , |
|
1,4210 |
0,1054 |
1+ |
2Р |
Y,. |
(1. 11) |
|
__ Л |
__________ |
|||||||
где |
к.тр ^Он.тр |
|
^ 1 ,15В |
М — 2Р |
Уж |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 ,3 1 6 4 40,4210 |
0i2632 |
о, 7368 г1,4210 |
|
||||
|
А, |
2^ |
1 |
|
|
|
|
(1- 12) |
|
20’5262 (J _ |
а н)° ’7368а°>4210 |
|
|||||
|
"н.тр |
|
|
Аналогично можно получить выражение для объема трубо провода с жидкостью:
|
0,4210 v 0,1054 |
М |
, (1.13) |
|
ИГН.ТР= - Г (* + 2 8 ) Ч = А г и,тр ^1,158 |
||||
|
||||
где |
|
|
■2р |
|
|
|
(1.14) |
||
А w. |
J H.Tp |
|
||
н.тр |
|
|
Оценим влияние рабочего давления и температуры на удель ный вес жидкости уж и ее вязкость v.
20
Зависимость объемного веса от температуры и давления мож но видеть из уравнения [28]:
|
Y=Y0 |
1 —а ( Л С—15)----(/?0 — /7)1 , |
(1.15) |
|
|
Е |
|
где |
Yo — объемный вес при £=15°С и р — 1 |
кгс/см2; |
Е —Ар + В — изотермический модуль упругости.
Значения коэффициентов а, А и В для минеральных масел приведены в работе В. А. Хохлова и др. [28].
Влияние температуры и давления на коэффициент динамиче ской вязкости можно оценить по формуле [28]
е (а (р—р0)—х(/—/о)] |
(1.16) |
где а и %— термический и пьезометрический коэффициенты вяз кости могут выбираться постоянными (А.«0,025, а»0,025).
Анализ формул (1. 15) и (1. 16) показывает целесообразность учета зависимостей v = f{p, t) и у=/(Р , О ПРИ определении весо вых и объемных параметров гидроагрегатов.
Используя полученные зависимости G—f(p) и W— f(p), лег ко определить удельный объем трубопровода
(т) |
= ----------------- • |
(1Л7) |
\ G / Н.тр |
J _J_ 2 /7 _______ Ym |
|
[с] —2р уж
Часто при проектировании пользуются относительными вели чинами, которые в нашем случае целесообразно получить, при няв за базовые значения G0и W0, соответствующие наиболее рас пространенному сейчас рабочему давлению 210 кгс/см2:
2
( 1. 20)
Уж |
j |
‘2kp Ym |
где k = —
Л
На рис. 1.7 приведены графики, полученные по формулам (1. 18), (1. 19) и (1.20) (расчет на ЭЦВМ) для стальных и ти тановых трубопроводов. Из графиков следует, что для стальных (Х18Н9Т) трубопроводов минимальный вес достигается при 176—330 кгс/см2, а для титанового — при 350—540 кгс/см2 (име ются в виду зоны 5%-ного проигрыша по весу). На рис. 1. 7 вид но также, что давления, минимизирующие объем, существенно выше давлений, минимизирующих вес.
Характер зависимостей веса и объема от рабочего давления напорного трубопровода объясняется тем, что при условиях по лучения определенной мощности на выходе и постоянных отно сительных потерях рост рабочего давления вызывает непрерыв ное уменьшение потребного расхода и, как следствие, внутрен него диаметра трубопровода, веса и объема жидкости в нем. Но начиная с некоторого давления, происходит рост толщины стенок трубопровода б, а значит, его веса и объема (что диктуется ус ловием прочности). Действие этих факторов обусловливает наличие минимума на зависимостях
Gqth—f {р) И И^отн—f(p).
Применение титановых сплавов вследствие их высокой удель ной прочности снижает предельные значения веса примерно на 11 % и объема на 9% (см. рис. 1.7).
На диаграмме (рис. 1.8) показано, что применение перспек тивных материалов с высокой удельной прочностью существенно снижает вес напорных трубопроводов. На рис. 1.9 приведены графики, позволяющие оценивать влияние температуры на вес и объем трубопроводов. По результатам расчетов для ряда зна чений передаваемых мощностей построены зависимости предель ной весовой отдачи N7R (в кгс/квт-м) для стальных и титановых труб (рис. 1. 10). Сравнение по этому показателю сетей постоян ного и переменного тока и гидросистем было проведено в разд. 1. 1 настоящей главы.
22
Рис. 1.8. Зависимость веса GH.Tp на порного трубопровода от параметра
Ум
/—сталь Х18Н9Т: 2—алюминиевый сплав АМгМ; 3—алюминий Д16-Т; 4—ОТ4; 5— 35NCD16 (США)
Gamut №отн>^ухотн
Рис. 1.7. Зависимости относи тельного веса G o t h , ОТНОСИ- тельного объема W0Тн и отно сительного удельного объема №уд.отп от давления р для на порного трубопровода из стали
и титана:
стального трубопровода; Г, 2', 3'—
вого трубопровода; а—Ь, с—d—пяти процентные интервалы (зоны) про игрыша в весе
Рис. 1.9. Влияние температуры t на G0Tn;
^отп; И^уд.отн
23
NyA,кгс/(квт-м)
Рис. 1. 10. Зависимость пре дельной весовой отдачи для стальных и титановых труб
G W
Рис. II. Зависимости-^- ! Wn
ч W G от давления для
G
сливного трубопровода (мате риал Д16Т)
Сливной трубопровод
Для сливного трубопровода можно получить аналогичные уравнения. При этом естественно оптимизировать вес сливного трубопровода по рабочему давлению, а так как давление на вхо де в сливной трубопровод составляет для стационарных режи мов работы небольшую долю от рабочего давления (в среднем около 1/ 10), то области минимальных весов и объемов сдвинут
ся вправо. Таким образом, в области давлений |
р ^-миниму |
||
ма |
веса и объема для сливного трубопровода не будет. |
На |
|
|
G |
\ |
|
|
—; ) = / ( р ) ; ( — ) = f { p ) и |
||
|
(Со:/ |
\ W 0 J |
|
(------- —)= _/" (/?) для сливных трубопроводов, |
полученные |
рас- |
|
V |
G I |
|
|
четным путем.
Линейный силовой привод
Рассмотрим линейный силовой привод с односторонним што ком (нескомпенсированный по расходу, т. е. Qh/Qc.-i ^ I ) со сле дующими характеристиками (рис. 1. 12):
D — диаметр поршня;
б, 6i, 62— толщина стенок цилиндра и доны шек;
h — высота поршня;
L — максимальный ход поршня;
Ум. д1, у м. дг, ум. ц, Ум.п, Ум.ш — удельные веса материалов донышек,
|
цилиндра, поршня, штока; |
|||
[о]д1, [о]д2, [ог]ц, |
[сг]п, (сг]ш — допускаемые напряжения |
материа |
||
|
лов; |
|
|
|
|
уж — удельный вес жидкости; |
нагрузка; |
||
|
■Rmax— максимальная расчетная |
|||
<$ш. н, dm. в — наружный и внутренний |
диаметры |
|||
|
штока; |
|
|
|
|
Ар |
|
|
|
|
а„ = —— относительные потери давления в |
|||
|
Р |
|
|
|
|
напорном трубопроводе. |
|
||
Перечисленные параметры связаны посредством следующих |
||||
уравнений: |
|
|
|
(веса при |
— веса цилиндра и жидкости, в нем заключенной |
||||
вода Gup) |
|
|
|
|
Опр--=Ож+ О ц - ^ ^ У ж - Ь - ^ { К ^ + 2 8 )2- ^ |
2][^ + |
51+ 8 2+Л]Ум.и+ |
||
+ Л \ У и .я1 ~j-(G>2 — |
d ш.н) (А + у м>п+ ^У м .дг) + |
( d ш.н |
dm.в) £Ум.ш!! |
|
|
|
|
|
(1.21) |
25
— расчетной нагрузки
D = 2 |
( 1. 22) |
|
я (I — ан)Р |
— прочности донышек и поршня (расчетные схемы приведе ны на рис. 1. 13, 1. 14 и 1. 15)
1 |
У |
я [°]*1 |
5 |
(1.23) |
|
|
|||||
sj |
_/ |
0,301^тах |
_ |
(1.24) |
|
2 |
|
V |
Я [а]д2 |
||
|
|
||||
и_/ |
б,7У?тах _ |
|
(1.25) |
||
|
У |
я [<+ |
’ |
||
|
|
||||
— прочности цилиндра (III |
теория |
прочности): |
|
||
1 + 2 — = |
\ / ~ ---------Ин-------- |
|
|||
D |
V |
|
[ ° ] ц - 2 р |
|
Разумеется, размеры 6i, 62 и h выбираются не столько из ус ловий прочности, сколько из условий размещения уплотнитель-
ма глухого донышка |
схема кольцевого до- |
схема поршня |
|
нышка |
|
ных узлов, что будет учтено в дальнейшем. Заметим также, что в выполненных конструкциях силовых цилиндров dm.н и dm. в обычно выбираются из соотношений
^ш.н : 0,58;
D
(1.27)
^ш.в 0,435.
D
Введем следующие обозначения:
а |
] |
Г р 1’5 ■ |
(1.28) |
■/"я |
шах» |
||
|
|
|
26
/ л |
1 |
/ |
/(/7 5 _ , |
/0 ,3 6 1 . |
/ 0 , 7 |
' |
|
|
А„ |
^ |
\ | / |
[°]д1 |
г |
М л2 |
} / [ст]п |
|
|
■/"-Яшах |
|
|
||||||
Ум.д! / |
0,75 |
I 0,664 / Ум.д2 |
|
/ 0,301 |
[ ум.п , / |
О 7 \ |
! о> |
|
|
Мп J |
|
||||||
Ум.ц |
[«]д! |
|
^ \ 7м.ц у |
[а]д2 |
Ум.ц у |
/ |
I 0,146/ я Ум.ш
/ я шах Ум.ц
Тогда после преобразований системы (1.21) — (1-26) с уче том условий (1.27) — (1.29) получим уравнение веса привода:
2 / ( 1 д„) Р |
в |
/ |
л |
уж |
0 „Р-- 1,1Ym.U (1—Дн)Р [°]д — 2(1 ан) р |
|
jz |
7?max |
Ум.ц |
|
|
|
|
(1.30) |
Коэффициент 1,1 учитывает увеличение веса донышек и порш ня из-за установки в них уплотнений, а также вес штуцеров, уз
лов крепления и т. д. |
|
формулу для объема привода: |
||||
Аналогично можно получить |
||||||
^пр |
а |
|
Л [°]ц |
0,336 / л |
(1.31) |
|
(1 — а„) р |
[°]ц |
2(1 а н) р |
У Дгпах |
|||
|
|
Относительный вес, относительный объем и относительный удельный объем привода легко определяются из соотношений:
/-> _
отн
W n
W.уд.отн
G _
0 /пр
( w \
1 Wo/пр
/W
~l w 0
*7пр
% пр
w„p |
) |
|
Wq„р |
(1.32) |
|
|
|
|
^0 \ |
( |
W \ |
1 W0 /пр |
||
О } „р |
£ |
) , ' |
|
1/зтн и И7уд. отн привода от давления 3 ЭТИХ зависимостей (для мощностей
до 100 кВт) следует, что диапазоны оптимальных давлений (для 5%-ного интервала проигрыша в весе) составляют:
для материалов Д 1 6 - Т ...................................................... |
240—300 кгс/см2 |
для материалов титан и с т а л ь ....................................... |
свыше 600 кгс/см2 |
Важным параметром приводов считается предельная весовая отдача Gyn=f(R) кгс веса/кгс нагрузки. На рис. 1. 17 показана эта зависимость, позволяющая проводить сравнительную оценку приводов различных энергосистем.
27