Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где X= 0,3164-Re-0’25 для наиболее распространенного в гидроси­ стемах турбулентного режима течения;

— скорости жидкости в трубопроводе

4Q .

(1.9)

яа!2 ’

 

— передаваемой мощности

 

N= (1 — aB)pQ.

(1. 10)

р

p-&p,NT

На основании уравнений (1.6) — (1. 10) после преобразова­ ний получим:

г ,

 

1,4210

0,1054

1+

2Р

Y,.

(1. 11)

__ Л

__________

где

к.тр ^Он.тр

 

^ 1 ,15В

М — 2Р

Уж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 ,3 1 6 4 40,4210

0i2632

о, 7368 г1,4210

 

 

А,

2^

1

 

 

 

 

(1- 12)

 

20’5262 (J _

а н)° ’7368а°>4210

 

 

"н.тр

 

 

Аналогично можно получить выражение для объема трубо­ провода с жидкостью:

 

0,4210 v 0,1054

М

, (1.13)

ИГН.ТР= - Г (* + 2 8 ) Ч = А г и,тр ^1,158

 

где

 

 

■2р

 

 

(1.14)

А w.

J H.Tp

 

н.тр

 

 

Оценим влияние рабочего давления и температуры на удель­ ный вес жидкости уж и ее вязкость v.

20


Зависимость объемного веса от температуры и давления мож­ но видеть из уравнения [28]:

 

Y=Y0

1 —а ( Л С—15)----(/?0 — /7)1 ,

(1.15)

 

 

Е

 

где

Yo — объемный вес при £=15°С и р — 1

кгс/см2;

Е —Ар + В — изотермический модуль упругости.

Значения коэффициентов а, А и В для минеральных масел приведены в работе В. А. Хохлова и др. [28].

Влияние температуры и давления на коэффициент динамиче­ ской вязкости можно оценить по формуле [28]

е (а (р—р0)—х(/—/о)]

(1.16)

где а и %— термический и пьезометрический коэффициенты вяз­ кости могут выбираться постоянными (А.«0,025, а»0,025).

Анализ формул (1. 15) и (1. 16) показывает целесообразность учета зависимостей v = f{p, t) и у=/(Р , О ПРИ определении весо­ вых и объемных параметров гидроагрегатов.

Используя полученные зависимости G—f(p) и W— f(p), лег­ ко определить удельный объем трубопровода

(т)

= ----------------- •

(1Л7)

\ G / Н.тр

J _J_ 2 /7 _______ Ym

 

[с] —2р уж

Часто при проектировании пользуются относительными вели­ чинами, которые в нашем случае целесообразно получить, при­ няв за базовые значения G0и W0, соответствующие наиболее рас­ пространенному сейчас рабочему давлению 210 кгс/см2:

2

( 1. 20)

Уж

j

‘2kp Ym

где k = —

Л

На рис. 1.7 приведены графики, полученные по формулам (1. 18), (1. 19) и (1.20) (расчет на ЭЦВМ) для стальных и ти­ тановых трубопроводов. Из графиков следует, что для стальных (Х18Н9Т) трубопроводов минимальный вес достигается при 176—330 кгс/см2, а для титанового — при 350—540 кгс/см2 (име­ ются в виду зоны 5%-ного проигрыша по весу). На рис. 1. 7 вид­ но также, что давления, минимизирующие объем, существенно выше давлений, минимизирующих вес.

Характер зависимостей веса и объема от рабочего давления напорного трубопровода объясняется тем, что при условиях по­ лучения определенной мощности на выходе и постоянных отно­ сительных потерях рост рабочего давления вызывает непрерыв­ ное уменьшение потребного расхода и, как следствие, внутрен­ него диаметра трубопровода, веса и объема жидкости в нем. Но начиная с некоторого давления, происходит рост толщины стенок трубопровода б, а значит, его веса и объема (что диктуется ус­ ловием прочности). Действие этих факторов обусловливает наличие минимума на зависимостях

Gqthf {р) И И^отн—f(p).

Применение титановых сплавов вследствие их высокой удель­ ной прочности снижает предельные значения веса примерно на 11 % и объема на 9% (см. рис. 1.7).

На диаграмме (рис. 1.8) показано, что применение перспек­ тивных материалов с высокой удельной прочностью существенно снижает вес напорных трубопроводов. На рис. 1.9 приведены графики, позволяющие оценивать влияние температуры на вес и объем трубопроводов. По результатам расчетов для ряда зна­ чений передаваемых мощностей построены зависимости предель­ ной весовой отдачи N7R (в кгс/квт-м) для стальных и титановых труб (рис. 1. 10). Сравнение по этому показателю сетей постоян­ ного и переменного тока и гидросистем было проведено в разд. 1. 1 настоящей главы.

22


Рис. 1.8. Зависимость веса GH.Tp на­ порного трубопровода от параметра

Ум

/—сталь Х18Н9Т: 2—алюминиевый сплав АМгМ; 3—алюминий Д16-Т; 4—ОТ4; 5— 35NCD16 (США)

Gamut №отн>^ухотн

Рис. 1.7. Зависимости относи­ тельного веса G o t h , ОТНОСИ- тельного объема W0Тн и отно­ сительного удельного объема №уд.отп от давления р для на­ порного трубопровода из стали

и титана:

стального трубопровода; Г, 2', 3'—

вого трубопровода; а—Ь, сd—пяти­ процентные интервалы (зоны) про­ игрыша в весе

Рис. 1.9. Влияние температуры t на G0Tn;

^отп; И^уд.отн

23

NyA,кгс/(квт-м)

Рис. 1. 10. Зависимость пре­ дельной весовой отдачи для стальных и титановых труб

G W

Рис. II. Зависимости-^- ! Wn

ч W G от давления для

G

сливного трубопровода (мате­ риал Д16Т)

Сливной трубопровод

Для сливного трубопровода можно получить аналогичные уравнения. При этом естественно оптимизировать вес сливного трубопровода по рабочему давлению, а так как давление на вхо­ де в сливной трубопровод составляет для стационарных режи­ мов работы небольшую долю от рабочего давления (в среднем около 1/ 10), то области минимальных весов и объемов сдвинут­

ся вправо. Таким образом, в области давлений

р ^-миниму­

ма

веса и объема для сливного трубопровода не будет.

На

 

G

\

 

 

—; ) = / ( р ) ; ( — ) = f { p ) и

 

(Со:/

\ W 0 J

 

(------- —)= _/" (/?) для сливных трубопроводов,

полученные

рас-

V

G I

 

 

четным путем.

Линейный силовой привод

Рассмотрим линейный силовой привод с односторонним што­ ком (нескомпенсированный по расходу, т. е. Qh/Qc.-i ^ I ) со сле­ дующими характеристиками (рис. 1. 12):

D — диаметр поршня;

б, 6i, 62— толщина стенок цилиндра и доны­ шек;

h — высота поршня;

L — максимальный ход поршня;

Ум. д1, у м. дг, ум. ц, Ум.п, Ум.ш — удельные веса материалов донышек,

 

цилиндра, поршня, штока;

[о]д1, [о]д2, [ог]ц,

[сг]п, (сг]ш — допускаемые напряжения

материа­

 

лов;

 

 

 

 

уж — удельный вес жидкости;

нагрузка;

 

■Rmax— максимальная расчетная

<$ш. н, dm. в — наружный и внутренний

диаметры

 

штока;

 

 

 

 

Ар

 

 

 

 

а„ = —— относительные потери давления в

 

Р

 

 

 

 

напорном трубопроводе.

 

Перечисленные параметры связаны посредством следующих

уравнений:

 

 

 

(веса при­

— веса цилиндра и жидкости, в нем заключенной

вода Gup)

 

 

 

 

Опр--=Ож+ О ц - ^ ^ У ж - Ь - ^ { К ^ + 2 8 )2- ^

2][^ +

51+ 8 2+Л]Ум.и+

+ Л \ У и .я1 ~j-(G>2 —

d ш.н) (А + у м>п+ ^У м .дг) +

( d ш.н

dm.в) £Ум.ш!!

 

 

 

 

(1.21)

25


— расчетной нагрузки

D = 2

( 1. 22)

 

я (I — ан

— прочности донышек и поршня (расчетные схемы приведе­ ны на рис. 1. 13, 1. 14 и 1. 15)

1

У

я [°]*1

5

(1.23)

 

sj

_/

0,301^тах

_

(1.24)

2

 

V

Я [а]д2

 

 

и_/

б,7У?тах _

 

(1.25)

 

У

я [<+

 

 

— прочности цилиндра (III

теория

прочности):

 

1 + 2 — =

\ / ~ ---------Ин--------

 

D

V

 

[ ° ] ц - 2 р

 

Разумеется, размеры 6i, 62 и h выбираются не столько из ус­ ловий прочности, сколько из условий размещения уплотнитель-

ма глухого донышка

схема кольцевого до-

схема поршня

 

нышка

 

ных узлов, что будет учтено в дальнейшем. Заметим также, что в выполненных конструкциях силовых цилиндров dm.н и dm. в обычно выбираются из соотношений

^ш.н : 0,58;

D

(1.27)

^ш.в 0,435.

D

Введем следующие обозначения:

а

]

Г р 1’5 ■

(1.28)

■/"я

шах»

 

 

 

26


/ л

1

/

/(/7 5 _ ,

/0 ,3 6 1 .

/ 0 , 7

'

 

А„

^

\ | /

[°]д1

г

М л2

} / [ст]п

 

 

■/"-Яшах

 

 

Ум.д! /

0,75

I 0,664 / Ум.д2

 

/ 0,301

[ ум.п , /

О 7 \

! о>

 

Мп J

 

Ум.ц

[«]д!

 

^ \ 7м.ц у

[а]д2

Ум.ц у

/

I 0,146/ я Ум.ш

/ я шах Ум.ц

Тогда после преобразований системы (1.21) — (1-26) с уче­ том условий (1.27) — (1.29) получим уравнение веса привода:

2 / ( 1 д„) Р

в

/

л

уж

0 „Р-- 1,1Ym.U (1—Дн [°]д — 2(1 ан) р

 

jz

7?max

Ум.ц

 

 

 

 

(1.30)

Коэффициент 1,1 учитывает увеличение веса донышек и порш­ ня из-за установки в них уплотнений, а также вес штуцеров, уз­

лов крепления и т. д.

 

формулу для объема привода:

Аналогично можно получить

^пр

а

 

Л [°]ц

0,336 / л

(1.31)

(1 — а„) р

[°]ц

2(1 а н) р

У Дгпах

 

 

Относительный вес, относительный объем и относительный удельный объем привода легко определяются из соотношений:

/-> _

отн

W n

W.уд.отн

G _

0 /пр

( w \

1 Wo/пр

/W

~l w 0

*7пр

% пр

w„p

)

 

Wq„р

(1.32)

 

 

^0 \

(

W \

1 W0 /пр

О } „р

£

) , '

 

1/зтн и И7уд. отн привода от давления 3 ЭТИХ зависимостей (для мощностей

до 100 кВт) следует, что диапазоны оптимальных давлений (для 5%-ного интервала проигрыша в весе) составляют:

для материалов Д 1 6 - Т ......................................................

240—300 кгс/см2

для материалов титан и с т а л ь .......................................

свыше 600 кгс/см2

Важным параметром приводов считается предельная весовая отдача Gyn=f(R) кгс веса/кгс нагрузки. На рис. 1. 17 показана эта зависимость, позволяющая проводить сравнительную оценку приводов различных энергосистем.

27