Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
для тяжелых. На самолете ХВ-70 вес гидросистемы был доведен до 2—3% взлетного веса. В значительной степени этот выигрыш объясняется увеличением уровня рабочего давления до 280 кгс/см2. Интересно, что в 50-х годах на английских самоле тах в гидравлических системах применялись следующие рабочие давления: палубный противолодочный разведчик Шорт «Си Мью» — 240 кгс/см2, военно-транспортный самолет Шорт «Бри тании», истребитель-бомбардировщик Супермарин «Симитэр», транспортный самолет Бристоль «Британия», истребитель-пере хватчик Аэро С-108 «Эрроу» — 280 кгс/см2. На французском самолете «Тридан» предполагалось использовать систему с ра бочим давлением 300 кгс/см2. Эти примеры показывают, что практика настоятельно требует проведения теоретических и экс периментальных исследований по определению перспективных диапазонов рабочих давлений для вновь создаваемых летатель ных аппаратов (ЛА). Проведение объективных оценок вновь со здаваемых и уже эксплуатируемых гидравлических и газовых систем управления ЛА требует знания предельно возможных ве совых, энергетических и объемных характеристик всех основных агрегатов.
Предшествующие исследования, проведенные с целью опти мизации весовых и объемных параметров гидросистем в нашей стране и за рубежом, привели к значительно разнящимся между собой результатам, что обусловлено принимаемыми допущения ми. Так, в одном из них [30] исследовалась система фиксирован ной длины (30,5 м), причем рассматривались стандартные раз меры труб и толщин стенок с напряжением ниже 10,5 кгс/мм2 для нержавеющей стали. Было получено постоянное увеличение веса при росте давления вплоть до 300 кгс/см2. Фирмой ВАС [31] толщина стенок трубопровода была определена по теории тонкостенных цилиндров с нижним пределом 0,7 мм для обеспе чения эксплуатационной надежности. Реймонд [32], ограничи ваясь упрощенным анализом влияния величины давления на вес трубопроводов, вывел уравнения для условий ламинарного по тока в стальных трубопроводах и получил величину оптимально го рабочего давления 280 кгс/см2.
Из последних зарубежных исследований следует отметить работу Уолша [33]. В ней учтено влияние рабочего давления на удельный вес и вязкость жидкости, рассмотрен многокамерный гидроусилитель и ряд других гидроагрегатов. К сожалению, в работе Уолша применена вторая теория прочности, расчеты по которой не всегда совпадают с экспериментом при расчете тру бопроводов и других агрегатов гидросистем, и поэтому получен ные результаты нуждаются в проверке.
. Интересно, хотя бы ориентировочно, оценить последствия дальнейшего повышения рабочего давления на другие парамет ры и характеристики систем. Ведь уже в работе Кука [34] пред лагалось оценивать наивыгоднейшее рабочее давление по мини
16
мальному значению коэффициента недостатков, формула для ко торого получена им эмпирически:
|
R = G+0,2Wc + 0,3W4+0,lT+0,\h, |
(1.2) |
||
где |
Rp |
— относительный коэффициент недостатков; |
||
R — ----- |
||||
|
^210 |
|
|
|
|
WD, |
G — вес гидросистемы; |
|
|
|
Г ц — объем, занимаемый гидросистемой и силовы |
|||
|
|
|
ми цилиндрами соответственно; |
|
|
|
Т — установившаяся температура |
рабочей жидко |
|
|
|
|
сти; |
|
|
|
h — ход силовых цилиндров. |
|
|
|
Значения |
1; |
0,2; 0,3; 0,1 — относительные весовые коэффици |
|
енты, отражающие значимость соответствующих параметров. |
||||
|
Повышение уровня рабочих давлений на температуру жидко |
|||
сти наиболее просто оценить по формуле |
|
|||
|
|
|
l t = Е —----—, |
(1.3) |
где |
Е — тепловой эквивалент единицы работы; |
|
||
|
р — уровень рабочих давлений; |
|
||
|
сН( — теплоемкость жидкости; |
|
||
|
у — удельный вес жидкости; |
|
||
|
г) — суммарный к. п. д. системы. |
|
Для реальных значений |
перечисленных параметров |
стх |
~ 0,5 кгмкал/(ктмград); у = |
850 кгс/м3; т]~0,5-г-0,6; Д ^ 0 ,1 |
/зрас, |
т. е. температура рабочей жидкости будет повышаться в среднем на 10° С на каждые 100 кгс/см2, что не может ограничивать рост рабочих давлений.
Крайне важно оценить влияние рабочего давления на объем ные к. п. д. насосов, усилия страгивания золотников и т. д. Так, объемный к. п. д. насоса с учетом сжимаемости жидкости и де
формаций стенок блоков цилиндров (но без учета утечек) |
|
qп 1? - “ )- |
-(1-4) |
где р — рабочее давление;
q-a— объем вредного пространства;
q-a— объем, описываемый поршнем за один рабочий ход; |3 — коэффициент объемного сжатия жидкости;
а— изменение единицы объема вредного пространства на соса при изменении давления на 1 кгс/см2.
Можно вычислить, что существующие конструктивные схемы и жидкости позволят получить крайне низкие значения т]0б при рабочих давлениях 500—1000 кгс/см2 (так, при 1000 кгс/см2 объ ем сжатия рабочей жидкости достигает 0,5 qa). Это значит, что
рост рабочих давлений (свыше 500 кгс/см2) потребует изыскания новых конструктивных схем насосов.
Известно много расчетных формул для оценки зазоров в со пряженных парах при росте давления. Г. А. Никитин в работе [20] приводит следующую:
|
РГ\ |
П + г; |
|
|
|
:i.5) |
|
'Е „ |
-°« 1 + ^ ( 1 - ° пл)=нр, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
где |
б — суммарное увеличение зазора |
в паре |
«гиль |
|||
|
за-— золотник»; |
гильзы |
и |
золотника |
||
|
бц, бПл — изменение размеров |
|||||
|
(плунжера) соответственно; |
|
|
|
||
|
2/г, 2ri — наружный и внутренний диаметры гильзы; |
|||||
|
2гпл — диаметр золотника (плунжера); |
|
гильзы |
|||
|
сгц, сГпд — коэффициенты Пуассона материалов |
|||||
|
цилиндра и золотника (плунжера); |
гильзы и |
||||
|
£ ц, £пл — модули упругости для |
материалов |
||||
|
золотника (плунжера). |
|
|
|
|
Расчеты, проведенные по этой формуле, показывают, что при высоких давлениях деформация пары «цилиндр — плунжер» б соизмерима с назначаемыми конструктивными зазорами (см. таблицу).
Давление р, кгс/см2 |
100 |
300 |
500 |
700 |
1000 |
Увеличение зазора Д5, мкм |
0,72 |
2,16 |
3,6 |
5,04 |
7,2 |
Для плунжеров с расширяющимся зазором, склонных к гид розащемлениям, эти деформации будут способствовать уменьше нию усилий страгивания.
Наиболее сложным следует считать вопрос о влиянии повы шенного рабочего давления на величины вероятности безотказ ной работы агрегатов, так как количественный показатель на дежности определяется всеми перечисленными выше параметра ми и многими другими — характеристиками фильтрации, пульса ции и т. д. В работе Э. Льюиса [18] приведены данные, которые подтверждают, что переход с давления '210 на 280 кгс/см2 приво дит к уменьшению среднего времени между отказами более чем вдвое (400 ч/160 ч), так же как и при переходе с давления 140 на 210 (900 ч/400 ч). Там же приведена зависимость роста на дежности по мере доводки системы; из нее следует, что даже в конце этого срока (10 лет) расчетная долговечность систем с р = =210 кгс/см2 будет ниже, чем у системы с р = 105 кгс/см2, на 1 — 2 порядка. Думается, эти данные носят скорее иллюстративный характер.
18
Опыт показывает, что непрерывный рост рабочего давления при проведении соответствующих конструктивно-технологических мероприятий не привел к падению надежности основных агрега тов гидросистем ЛА.
Итак, вряд ли существуют объективные причины, которые смогли бы воспрепятствовать дальнейшему росту рабочих давле ний. Поэтому актуальной становится задача о получении научно обоснованных зависимостей веса (объема) основных агрегатов от рабочего давления.
Перейдем к получению зависимостей веса и объема основных агрегатов гидросистем от величины рабочего давления.
Напорный трубопровод
Составим уравнение для веса трубопровода с жидкостью. Зададим параметры, указанные на рис. 1. 6:
d, б, 1В— внутренний диаметр, толщина стенок и длина трубопровода;
— = [а] — допустимый предел прочности, выражае-
п
мый через предел прочности сгв и коэф фициент запаса я;
р — рабочее давление; Ар — потери рабочего давления;
Ар
— = а н — относительные потери давления в напор-
Р
ном трубопроводе; Ум, Уж — удельные веса материалов трубопровода
и жидкости; |
сопротивления |
трению |
|||
%— коэффициент |
|||||
жидкости; |
|
|
|
||
v — скорость течения жидкости; |
|
|
|||
Q= vF— расход жидкости в трубопроводе сечени |
|||||
ем F; |
|
|
|
|
|
N — потребная мощность на выходе. |
|
|
|||
Параметры трубопровода |
связаны |
посредством следующей |
|||
системы уравнений: |
|
|
|
|
|
— прочности трубопровода |
|
|
|
|
|
. / _ |
м _____А - |
( . |
) |
||
| / |
|
м - 2 р |
Г |
1 6 |
|
|
|
|
|||
— веса трубопровода и жидкости, заключенной в нем |
|
||||
|
|
[ i - n f |
|
(1.7) |
|
— потерь давления в трубопроводе |
|
|
|
||
ОнР__Х±_ |
|
( 1. 8) |
|||
Уж |
d |
2g |
|
||
|
|
|
19