Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для тяжелых. На самолете ХВ-70 вес гидросистемы был доведен до 2—3% взлетного веса. В значительной степени этот выигрыш объясняется увеличением уровня рабочего давления до 280 кгс/см2. Интересно, что в 50-х годах на английских самоле­ тах в гидравлических системах применялись следующие рабочие давления: палубный противолодочный разведчик Шорт «Си Мью» — 240 кгс/см2, военно-транспортный самолет Шорт «Бри­ тании», истребитель-бомбардировщик Супермарин «Симитэр», транспортный самолет Бристоль «Британия», истребитель-пере­ хватчик Аэро С-108 «Эрроу» — 280 кгс/см2. На французском самолете «Тридан» предполагалось использовать систему с ра­ бочим давлением 300 кгс/см2. Эти примеры показывают, что практика настоятельно требует проведения теоретических и экс­ периментальных исследований по определению перспективных диапазонов рабочих давлений для вновь создаваемых летатель­ ных аппаратов (ЛА). Проведение объективных оценок вновь со­ здаваемых и уже эксплуатируемых гидравлических и газовых систем управления ЛА требует знания предельно возможных ве­ совых, энергетических и объемных характеристик всех основных агрегатов.

Предшествующие исследования, проведенные с целью опти­ мизации весовых и объемных параметров гидросистем в нашей стране и за рубежом, привели к значительно разнящимся между собой результатам, что обусловлено принимаемыми допущения­ ми. Так, в одном из них [30] исследовалась система фиксирован­ ной длины (30,5 м), причем рассматривались стандартные раз­ меры труб и толщин стенок с напряжением ниже 10,5 кгс/мм2 для нержавеющей стали. Было получено постоянное увеличение веса при росте давления вплоть до 300 кгс/см2. Фирмой ВАС [31] толщина стенок трубопровода была определена по теории тонкостенных цилиндров с нижним пределом 0,7 мм для обеспе­ чения эксплуатационной надежности. Реймонд [32], ограничи­ ваясь упрощенным анализом влияния величины давления на вес трубопроводов, вывел уравнения для условий ламинарного по­ тока в стальных трубопроводах и получил величину оптимально­ го рабочего давления 280 кгс/см2.

Из последних зарубежных исследований следует отметить работу Уолша [33]. В ней учтено влияние рабочего давления на удельный вес и вязкость жидкости, рассмотрен многокамерный гидроусилитель и ряд других гидроагрегатов. К сожалению, в работе Уолша применена вторая теория прочности, расчеты по которой не всегда совпадают с экспериментом при расчете тру­ бопроводов и других агрегатов гидросистем, и поэтому получен­ ные результаты нуждаются в проверке.

. Интересно, хотя бы ориентировочно, оценить последствия дальнейшего повышения рабочего давления на другие парамет­ ры и характеристики систем. Ведь уже в работе Кука [34] пред­ лагалось оценивать наивыгоднейшее рабочее давление по мини­

16


мальному значению коэффициента недостатков, формула для ко­ торого получена им эмпирически:

 

R = G+0,2Wc + 0,3W4+0,lT+0,\h,

(1.2)

где

Rp

— относительный коэффициент недостатков;

R — -----

 

^210

 

 

 

WD,

G — вес гидросистемы;

 

 

Г ц — объем, занимаемый гидросистемой и силовы­

 

 

 

ми цилиндрами соответственно;

 

 

Т — установившаяся температура

рабочей жидко­

 

 

 

сти;

 

 

 

h — ход силовых цилиндров.

 

 

Значения

1;

0,2; 0,3; 0,1 — относительные весовые коэффици­

енты, отражающие значимость соответствующих параметров.

 

Повышение уровня рабочих давлений на температуру жидко­

сти наиболее просто оценить по формуле

 

 

 

 

l t = Е —----—,

(1.3)

где

Е — тепловой эквивалент единицы работы;

 

 

р — уровень рабочих давлений;

 

 

сН( — теплоемкость жидкости;

 

 

у — удельный вес жидкости;

 

 

г) — суммарный к. п. д. системы.

 

Для реальных значений

перечисленных параметров

стх

~ 0,5 кгмкал/(ктмград); у =

850 кгс/м3; т]~0,5-г-0,6; Д ^ 0 ,1

/зрас,

т. е. температура рабочей жидкости будет повышаться в среднем на 10° С на каждые 100 кгс/см2, что не может ограничивать рост рабочих давлений.

Крайне важно оценить влияние рабочего давления на объем­ ные к. п. д. насосов, усилия страгивания золотников и т. д. Так, объемный к. п. д. насоса с учетом сжимаемости жидкости и де­

формаций стенок блоков цилиндров (но без учета утечек)

 

qп 1? - “ )-

-(1-4)

где р — рабочее давление;

q-a— объем вредного пространства;

q-a— объем, описываемый поршнем за один рабочий ход; |3 — коэффициент объемного сжатия жидкости;

а— изменение единицы объема вредного пространства на­ соса при изменении давления на 1 кгс/см2.

Можно вычислить, что существующие конструктивные схемы и жидкости позволят получить крайне низкие значения т]0б при рабочих давлениях 500—1000 кгс/см2 (так, при 1000 кгс/см2 объ­ ем сжатия рабочей жидкости достигает 0,5 qa). Это значит, что


рост рабочих давлений (свыше 500 кгс/см2) потребует изыскания новых конструктивных схем насосов.

Известно много расчетных формул для оценки зазоров в со­ пряженных парах при росте давления. Г. А. Никитин в работе [20] приводит следующую:

 

РГ\

П + г;

 

 

 

:i.5)

 

'Е „

-°« 1 + ^ ( 1 - ° пл)=нр,

 

 

 

 

 

 

 

где

б — суммарное увеличение зазора

в паре

«гиль­

 

за-— золотник»;

гильзы

и

золотника

 

бц, бПл — изменение размеров

 

(плунжера) соответственно;

 

 

 

 

2/г, 2ri — наружный и внутренний диаметры гильзы;

 

2гпл — диаметр золотника (плунжера);

 

гильзы

 

сгц, сГпд — коэффициенты Пуассона материалов

 

цилиндра и золотника (плунжера);

гильзы и

 

£ ц, £пл — модули упругости для

материалов

 

золотника (плунжера).

 

 

 

 

Расчеты, проведенные по этой формуле, показывают, что при высоких давлениях деформация пары «цилиндр — плунжер» б соизмерима с назначаемыми конструктивными зазорами (см. таблицу).

Давление р, кгс/см2

100

300

500

700

1000

Увеличение зазора Д5, мкм

0,72

2,16

3,6

5,04

7,2

Для плунжеров с расширяющимся зазором, склонных к гид­ розащемлениям, эти деформации будут способствовать уменьше­ нию усилий страгивания.

Наиболее сложным следует считать вопрос о влиянии повы­ шенного рабочего давления на величины вероятности безотказ­ ной работы агрегатов, так как количественный показатель на­ дежности определяется всеми перечисленными выше параметра­ ми и многими другими — характеристиками фильтрации, пульса­ ции и т. д. В работе Э. Льюиса [18] приведены данные, которые подтверждают, что переход с давления '210 на 280 кгс/см2 приво­ дит к уменьшению среднего времени между отказами более чем вдвое (400 ч/160 ч), так же как и при переходе с давления 140 на 210 (900 ч/400 ч). Там же приведена зависимость роста на­ дежности по мере доводки системы; из нее следует, что даже в конце этого срока (10 лет) расчетная долговечность систем с р = =210 кгс/см2 будет ниже, чем у системы с р = 105 кгс/см2, на 1 — 2 порядка. Думается, эти данные носят скорее иллюстративный характер.

18


Опыт показывает, что непрерывный рост рабочего давления при проведении соответствующих конструктивно-технологических мероприятий не привел к падению надежности основных агрега­ тов гидросистем ЛА.

Итак, вряд ли существуют объективные причины, которые смогли бы воспрепятствовать дальнейшему росту рабочих давле­ ний. Поэтому актуальной становится задача о получении научно­ обоснованных зависимостей веса (объема) основных агрегатов от рабочего давления.

Перейдем к получению зависимостей веса и объема основных агрегатов гидросистем от величины рабочего давления.

Напорный трубопровод

Составим уравнение для веса трубопровода с жидкостью. Зададим параметры, указанные на рис. 1. 6:

d, б, — внутренний диаметр, толщина стенок и длина трубопровода;

— = [а] — допустимый предел прочности, выражае-

п

мый через предел прочности сгв и коэф­ фициент запаса я;

р — рабочее давление; Ар — потери рабочего давления;

Ар

— = а н — относительные потери давления в напор-

Р

ном трубопроводе; Ум, Уж — удельные веса материалов трубопровода

и жидкости;

сопротивления

трению

%— коэффициент

жидкости;

 

 

 

v — скорость течения жидкости;

 

 

Q= vF— расход жидкости в трубопроводе сечени­

ем F;

 

 

 

 

 

N — потребная мощность на выходе.

 

 

Параметры трубопровода

связаны

посредством следующей

системы уравнений:

 

 

 

 

 

— прочности трубопровода

 

 

 

 

 

. / _

м _____А -

( .

)

| /

 

м - 2 р

Г

1 6

 

 

 

 

— веса трубопровода и жидкости, заключенной в нем

 

 

 

[ i - n f

 

(1.7)

— потерь давления в трубопроводе

 

 

 

ОнР__Х±_

 

( 1. 8)

Уж

d

2g

 

 

 

 

19