Файл: Матвеенко, А. М. Расчет и испытания гидравлических систем летательных аппаратов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
—при выполнении эволюций самолета;
—при планировании самолета с практического потолка (особенно с максимальной скоростью снижения).
Записываются давления датчиками давления, присоединен ными непосредственно у всасывающих штуцеров насосов. Запи си давлений на осциллографе должны быть синхронизированы, с записями скоростей, высот полета, перегрузок, оборотами дви гателей и, кроме того, обязательно с записями давлений в линии нагнетания системы.
Давления в линии слива определяются с целью получения данных о величинах максимальных давлений в сливных участках, гидросистемы, а также для оценки гидравлического сопротив ления сливных линий и влияния работы одних потребителей на работу других потребителей. Давления рабочей жидкости в ли нии слива записываются при срабатывании исполнительных ме ханизмов с максимально возможными скоростями перемещения силовых цилиндров, вращения гидромоторов н при возможно низких температурах рабочей жидкости (при этом получаются максимальные давления в линии слива). Для этого выбираются соответствующие режимы полета, когда аэродинамические на грузки по направлению совпадают с направлением сил давления при срабатывании исполнительного механизма, в сливной линии которого измеряется давление.
Так, например, для оценки давления в линии слива при пово роте крыла на угол большей стреловидности (для самолетов с изменяемой в полете геометрией крыла) следует измерить давле ние в момент поворота крыла при максимально допустимой ско рости полета.
При испытаниях фиксируются также условия полета, вклю чающие температуру окружающего воздуха, параметры полета самолета, время срабатывания механизма.
Давление в замкнутом контуре измеряется с целью опреде лить максимальную величину давления при изменении темпера туры рабочей жидкости и для оценки работоспособности темпе ратурных предохранительных клапанов, включенных в контур.
Замкнутые контуры применяются в гидросистемах для фик сации (гидравлической блокировки) положения механизма, уп равляемого гидросистемой. В замкнутых контурах гидросистемы при повышении температуры рабочей жидкости давление может увеличиться в несколько раз, что приводит к разрушению систе мы. Зависимость изменения давления в замкнутом жестком кон туре от изменения температуры жидкости выражается формулой
(4.1)
р
где а>к — коэффициент объемного расширения жидкости, равный
8-5-10 - Ю-4 1 /град;
158
- |
р — коэффициент |
сжимаемости |
жидкости, |
равный |
|
7,4-^5,7 • 10~5 |
см2/кгс; |
|
|
а— коэффициент линейного расширения материала замк нутого контура, равный Зч-8-lO-5 1/град.
At-— перепад температуры.
Давление определяется по манометру, включенному в линию замкнутого контура, имеющего диапазон измерений в 2 раза больше номинального давления, устанавливаемого в контуре.
Перепад температур достигается: в летнее время путем про должительного полета самолета с последующим быстрым сни жением, посадкой и выдержкой самолета на аэродроме; в зим нее время»— выдержкой самолета на аэродроме и последующим закатыванием его в теплый ангар.
Ниже в качестве примеров приведены осциллограммы про цессов изменения давления в различных точках блоков питания гидросистем самолетов.
На рис. 4. 6 даны осциллограммы давлений, характеризующих работу блока питания из четырех насосов постоянной произво дительности (с АРН и аккумуляторами) при выпуске шасси. В момент срабатывания потребителя происходит включение в работу насосов; давление в линиях нагнетания насоеов резко изменяется от 0 до 170—175 кгс/см2, после чего снижается с по следующим возрастанием до величины, при которой происхо дит отключение насосов автоматом разгрузки. Количество вклю чений насосов за цикл работы потребителя зависит от потреб ного расхода жидкости; давление в гидроаккумуляторах «Общая сеть» при этом изменяется в пределах регулировки ав томата.
На рис. 4. 7 приведены осциллограммы изменения давлений для блока питания с насосом переменной производительности. Отчетливо прослеживается заброс давления в сливных магистра лях (кривые 3 и 4) в начале процесса уборки;
На рис. 4. 8 дана осциллограмма изменения давления в си стеме при запуске двигателя, т. е. при включении гидронасоса в сеть при изменении его частоты вращения: процесс нарастания протекает плавно, без забросов.
О п р е д е л е н и е р а с х о д о в р а б о ч е й жи д к о с т и . Из менение расхода рабочей жидкости на отдельных участках си стемы сверх допустимых пределов может привести к серьезным нарушениям и даже к отказу системы.
При летных испытаниях определение мгновенных и суммар ных расходов рабочей жидкости и производительности источни ков давления в зависимости от режима полета и работы двига телей производится с помощью расходомерной аппаратуры, ос новными элементами которой являются датчики расхода. Эти датчики устанавливаются в магистралях за насосами, однако они могут быть установлены и на других участках системы. Выбор
159
У ч а с т о н |
и с т о ч н и н а в давления |
ДаВленце В 'тдроаннумуляторе |
| I I |
■Давление в гидроаннумуляторах |
|
аварийной■' системы’em -. |
|
Рис. 4.6. Осциллограмма, характеризующая работу блока питания, |
состоящего из четырех насосов постоям |
рой производительности с автоматом разгрузки насосов |
АРН при выпуске шасси |
места установки датчика определяется целью испытаний с уче том конструктивных особенностей системы.
Место установки датчика в выбранном участке системы с це лью уменьшения дополнительной погрешности должно иметь прямые участки трубопровода: перед датчиком — длиной 10 диа метров трубопровода, после датчика — 5 диаметров. Внутренний диаметр препарируемого трубопровода должен быть равен внут-
о г ч в 8 г, с
Рис. 4.7. Осциллограмма работы блока питания с насосами пере менной производительности при выпуске шасси:
/—давление начала уборки шасси; 2—давление за насосом; 3, 4—давление в магистралях выпуска основной и передней ног шасси; 5—давление в ма гистрали уборки передней ноги шасси; ^--давление в магистрали уборки основной ноги шасси; 7—давление в конце уборки шасси; 8—давление при перестановке крана шасси в положение «Нейтрально»
реннёму диаметру датчика расхода. В случае невозможности вы полнить эти условия требуется тарировка датчика непосредствен но с участком трубопровода, в котором он устанавливается.
При одновременном измерении в одной точке гидросистемы трех основных параметров — давления, температуры и расхода рабочей жидкости — используется специальный комбинирован^ ный датчик аппаратуры.
О п р е д е л е н и е |
т е м п е р а т у р н о г о р е ж и м а с и с т е |
мы. Температурный |
режим гидросистемы определяется для вы |
явления участков гидросистем с экстремальными значениями температуры, проверки длительности температурных режимов, сравнения полученных при испытаниях температурных характе ристик с допускаемыми по техническим требованиям на систему, ее агрегаты и рабочую жидкость.
161
При выборе точек гидросистем для замера температуры сле дует учитывать, что наиболее теплонапряженными участками гидросистем являются участки насосов и агрегатов, расположен ных вблизи двигателей, форсажных камер, удлинительных труб. При выборе точек замера температуры следует предварительно определить наиболее чувствительные к температурным воздей ствиям участки и агрегаты гидросистем (насосы, гидроаккуму ляторы с резиновыми мембранами, шланги и т. п.).
|
1ллктчение |
гидронасоса |
|
в pa5ot |
|
|
t =if,5c | j | | |
| |
| |
|
|
|
|
X\авл.ш ■е нагнетания |
|
||
|
|
t0- 187 |
|
и |
|
о--=0 |
|
Р = 3 |
|
|
|
|
|
|
ДаЬление c j nil'а |
||
|
|
\ |
|
||
р = 0 |
/ |
|
\ |
I |
|
___|! ! \ |
|
|
|
|
Рис. 4. 8. Осциллограмма изменения давлении в системе при запуске двигателя
Если необходимо определить температуру малотеплопровод ных тел, следует измерять температуру металлических деталей, соприкасающихся с ними, и температуру в отсеках, где они рас положены.
Температурный режим гидросистем определяется при выпол нений полета по типовому для испытываемого самолета профи лю полета, а также при наиболее неблагоприятных для работы гидросистем условиях с точки зрения ее теплонапряженности:
—при наборе высоты от взлета до практического потолка в режиме максимальной скороподъемности;
—при разгоне до максимальной скорости на высотах, близ ких к практическому потолку;
—при горизонтальных полетах на высотах, близких к прак тическому потолку, с максимальной продолжительностью рабо ты двигателей на форсажном режиме;
—при длительных полетах на низких высотах, в условиях высоких температур окружающего воздуха.
При испытании гидросистем вертолета температурный режим определяется также на режиме висения у земли.
На рис. 4. 9 приведены результаты обработки осциллограмм с записью температуры рабочей жидкости в четырех полетах. Температура жидкости достигает максимального значения 60—
162
62° С через 20—22 мин после взлета самолета. Повышение тем пературы вызвано работой потребителей гидросистемы (шасси, закрылков, стабилизатора).
В дальнейшем полете продолжительностью более 40 мин тем пература жидкости постепенно снижается, достигая со временем исходного значения. Вторичное, менее значительное, повышение температуры наблюдается при работе потребителей перед посад кой самолета.
В р е м я п о л е т а , мин
Рис. 4.9. Экспериментальные зависимости температуры t рабочей жидкости от времени для четырех полетов
Для измерения температуры используются термоэлектриче ские термометры (датчики), электрические термометры сопро тивления и термопары. В труднодоступных местах для контроля предельных значений температур поверхностей агрегатов и окру жающего воздуха в зоне их расположения применяются плавкие термосвидетели и специальные индикаторные краски, изменяю щие свой цвет в зависимости от температуры.
Для максимального уплотнения информации при регистрации температур в различных точках гидросистем сигналы от датчи ков температур заводятся на записывающую аппаратуру (осцил лограф, магнитный накопитель), через коммутирующее устрой ство.
Записи температур гидросистем должны быть синхронизиро ваны по времени с записью параметров полета (высоты, скоро сти) и параметров, регистрирующих режим работы двигателей.
Для определения температуры рабочей жидкости использу ются датчики сопротивления. Отличительной особенностью этих датчиков является наличие силового герметичного кожуха, за щищающего чувствительный элемент от непосредственного со
163
прикосновения с жидкостью (трубчатый корпус). Для монтажа' датчиков температур в трубопроводах (баках) систем в необхо димых местах должны быть установлены специальные переход ники («карманы»). Переходник должен быть таким, чтобы конец датчика температуры доходил до продольной оси трубопровода и омывался рабочей жидкостью, температура которой изме ряется.
t,°C
Рис. 4. 10.- Графики изменения температуры в различ ных участках системы:
/—на входе в холодильник: 2—за дросселем постоянного расхода; 3—на входе в насос; 4—на выходе из холодильни ка; 5 -jb баке основной системы; 6—в сливной магистрали бустеров
Температура рабочей жидкости замеряется также косвенным путем, путем измерения температуры поверхности трубки, в ко торой циркулирует жидкость. В этом случае температура изме ряется специально наклеиваемыми датчиками сопротивления, предназначенными для измерения температуры поверхностей аг регатов. Для измерения следует выбирать участки трубопровода с хорошим перемешиванием потока, т. е. при наличии местных сопротивлений (угольников, поворота и др.) на входе в трубо провод.
Температура рабочей жидкости определяется, как' правило,
вследующих точках систем:
—в баках систем;
—на выходе из насосов;
—на входе в гидроусилители или на выходе из них;
—у агрегатов, находящихся в теплонапряженных отсеках
самолета.
При наличии в гидросистемах радиаторов температура ра бочей жидкости должна измеряться на входе в радиатор и на выходе из него. Другие точки замера выбираются исходя из кон структивных особенностей самолета и систем.
На рис. 4. 10 приведены графики изменения температуры в различных участках гидросистемы самолета. Температура воз духа у земли ра/вна 25° С. На высоте 10000 м температура
164