Файл: Крулькевич, М. И. Основы систем производственно-экономической информации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такими показателями, кроме экономической эффектив­ ности, являются:

1.Охват решаемых задач;

2.Уровень автоматизации процесса управления;

3.Информационная избыточность;

4.Степень удовлетворения потребности в обслуживании;

5.Ремонтопригодность;

6.Искаженность информации;

7.Интеллектуальный уровень.

Охват решаемых задач автоматизированной системой может быть оценен коэффициентом, представляющим собой отношение количества решаемых. АСУ задач к общему коли­ честву задач, вообще решаемых управленческим персоналом, то есть

 

n

m

 

 

 

 

Б Е З

р

 

 

 

. 1°1 j=l

2,

n; j =

l, 2,..... ш.

 

п

гп

 

2

2

 

 

 

где З р

-1-1 j - l

 

 

 

— число задач в одной функциональной подсистеме;

30бщ — число функциональных подсистем.

При этом как в число задач, решаемых АСУ, так и в чис­

ле задач

вообще

решаемых оперативной

службой, входят

задачи инфромационно-вычислительиого и оптимизационного, характера.

Количественная характеристика уровня автоматизации управления может быть оценена с использованием методики укрупненного счета.

В соответствии с методикой уровень автоматизации под­ считывается раздельно по вводу, передаче и переработке ин­ формации как отношение объемов информации, проходящих в единицу времени по автоматизированным каналам и уст­ ройствам, к общему объему информации. В качестве единиц измерения информации применяются двоичные или десятич­ ные знаки, либо для устройств переработки информации число действий над знаками. Показатель уровня автомати­ зации управления является интегральным. Он получается пу­ тем суммирования коэффициентов уровня автоматизации ввода, передачи вводной информации, переработки, передачи выходной информации и вывода данных. Все указанные.

166


коэффициенты берутся с коэффициентами их удельного веса а; , то есть

К = <ЦКВВ -f- а гК пер “Ь ВдКпср Ч" Э4Кпер. вых "Ь ЗуКвых-

Коэффициенты удельного веса определяются по состоя­ нию приведенных затрат по данной части системы ко всем приведенным затратам на управление.

Снижение избыточности информации," циркулирующей в системе оперативного управления, достигается с помощью способов передачи лишь наиболее существенных данных, то есть только той части информации, которая необходима получателю, и он может ею воспользоваться в процессе при­ нятия управленческих решений.

В системе автоматизированного управления для сниже­ ния избыточности информации применяются:

1. Разностное кодирование, используемое для определе­ ния и передачи не самих величин, а их приращений, при­ чем только тех из них, которые выходят за нормальные пре­ делы. Применим способ при учете и контроле производствен­ ных показателей по отдельным цехам, участкам и предприя­ тию в целом. Позволяет снизить избыточность учетных доку­ ментов до 60%;

2. Свертка информации, .способ, применяемый для опи­ сания случайных процессов функционирования технологичес­ ких объектов. Этот способ позволяет заменить реализацию процессов их вероятностными характеристиками, такими как математическое ожидание, дисперсия, мода, медиана, эксцесс, ассиметрия и доверительные интервалы. Снижение объема передаваемой информации достигает более 90%;

3. Фильтрация состояний процессов по информативности. Не подлежат передаче сведения о тех состояниях, которые чаще всего имеют место, и сообщения о них содержат мини­ мальное количество информации. Применяется для контроля за соответствием фактических показателей работы объектов плановым. Позволяет снизить объем передаваемой информа­

ции до 75%; 4. Статистическое кодирование представляет собой рас­

пределение различных наименований (например,

материа­

лов, имеющихся на складе) в последовательности,

соответ­

ствующей частоте использования потребителями. Приме­ нение способа позволяет снизить объем информации на 20%;

167


5.Апертурное сжатие или устранение тех выборок пере­ даваемых сообщений, которые можно восстановить путем анализа предшествующих или последующих выборок, а также путем сопоставления с эталонными функциями. Может при­ меняться, например, при обработке телемеханической инфор­ мации, определяемой телемеханическими системами. Избы­ точность информации может быть снижена до 50%;

6.Рациональное документирование — это в наибольшей мере приспособление форм и структуры документов к харак­ теристикам требований наиболее часто пользующимися ими потребителями. Данный способ позволяет снизить объем из­ быточной информации до 20%.

Используя понятия абсолютной и относительной избы­ точности путем расчленения общей структуры информацион­ ной модели системы управления, можно определить инте­ гральный абсолютный показатель избыточности, который ра­ вен

К а = 2 Di ,

1 = 1

где п — число информационных связей в системе;

,D — абсолютная избыточность i-ro элемента системы. Аналогично интегральный относительный показатель

избыточности всей системы определится выражением

Кот =

1

П

Н,

 

 

£

Hi

 

 

 

1-1

 

Степень удовлетворения потребности в обслуживании си­

стемы управления может

быть

оценена

показателем того,

что все поступившие для

обработки

по

соответствующим

алгоритмам данные будут обработаны в допустимые для это­ го сроки. По характеру потоки требований близки к регу­ лярным, поэтому они легко описываются обычными матема­ тическими методами без привлечения теории массового об­ служивания. Для исследования их могут быть использованы методы, применяемые при оптимизации ленточно-сетевых графиков по ресурсам.

Прежде чем устанавливать степень удовлетворения по­ требности в обслуживании, все заявки на вычисления долж­ ны быть оптимально распределены по времени, чтобы мини­ мизировать интенсивность потока заявок при заданном вре­

168


мени на решение как каждой задачи, так и всего их комп­ лекса.

При оптимизации сроки решения изменяются в пределах указанных резервов таким образом, чтобы обеспечить мини­ мальное значение функционалу

 

R = min j [К — R(t)]2 dt,

 

О

где К

— количество каналов ввода информации;

R(t)

— интенсивность потока заявок на обслуживание.

Полученный на основе последнего критерия график ре­

шения

задач не является строго оптимальным, но вполне

пригоден для целей практики. Тот же критерий R позволяет определить и степень удовлетворения потребности в обслу­ живании системы оперативного управления, используя выра­ жение

с _ ^ rH

 

где Er,jti, — сумма произведений

интенсивности потока тре­

бований на длительности решения задач по все­ му их множеству gij;

КТ — время, отведенное для решения комплекса опе­ ративных задач.

При этом возможны три случая:

S>1 — информационно-вычислительный комплекс технических средств не удовлетворяет потреб­ ности системы оперативного управления;

S = i — удовлетворяет без резерва;

S<1 — удовлетворяет и имеется резерв для обслужи­ вания других подсистем АСУ.

Количественная оценка ремонтопригодности может быть осуществлена на основе данных о продолжительности про­ стоев и общего времени эффективного функционирования ав­ томатизированного управляющего комплекса. Эти данные позволяют применить для измерения ремонтопригодности индекс ремонтопригодности 1р . Индекс описывает влияние общего накопленного времени по уходу и ремонту на готов­ ность системы и выражается

169

I p

Ic(t)

100,

*“Н с(0 ..

где Ic(t) — общее время

простоя оборудования в ремонте,

мин;

 

 

t — общее время работы оборудования, равное кален­ дарному времени, в течение которого измеряется Ic(t), минус общее время простоя.

В качестве другой, более удобной меры ремонтопригод­ ности может быть принято отношение того времени, в тече­ ние которого система способна функционировать, к общему времени, в течение которого поступают запросы на ее работу. Эта мера выражается

где tp — общее время функционирования без простоев;

t„ — продолжительность простоев, включая время, за­ траченное на снабжение, ожидание и принятие уп­ равленческих решений.

Сравнивая возможную степень ремонтопригодности с требуемой для целей управления, можно определить степень имеющегося несоответствия между фактическими и желае­ мыми показателями.

Искаженность информации в информационном цикле-по­ лучается вследствие того, что некоторые из передаваемых и преобразуемых символов заменяются неверными. От количе­ ства неверных символов зависит объем блоковых, кодов, ис­ пользующих принципы избыточности для доставления требу­ емой точности информации,

Сбои в работе системы управления могут возникать на любом участке тракта прохождения информации: при оформ­ лении исходных данных, при преобразовании и вводе их в машину, при переработке их машиной, при выводе из маши­ ны, при передаче и воздействии на регулирующие органы. По­ этому на всех участках циркуляции обменной информации должны быть приняты меры против ложного срабатывания в работе управляющего вычислительного комплекса.

Надежность работы комплекса определяется выраже­ нием

170


где Xt== S л, ti — показатель степени вероятности безотказ- i=l ной работы, равной сумме произведений интенсивности отказов и времени работы

отдельных элементов.

Выбирая комплекс технических средств и вычислитель­ ных процедур, следует оценить, как отразится множество ви­ дов сбоев на реализации каждой из задач управления. Кро­ ме этого, следует рассмотреть возможные варианты повыше­ ния надежности, анализируя пх с учетом экономической целесообразности.

Под интеллектуальным уровнем понимается способность управляющего вычислительного комплекса при наличии мно­ жества решений в обширном диапазоне условий каждой из задач управления достигать определенной вероятности успе­ ха. В качестве вероятности успеха может быть использовано отношение количества ситуаций, по которым принимаются правильные решения, к общему количеству ситуаций среды, по которым вообще принимаются решения. Оценка интел­ лектуального уровня позволяет сранивать между собой комп­ лексы технических средств и вычислительных процедур.

В общем случае интеллектуальный уровень представ­ ляет собой число, зависящее от функции X, U, Р, то есть

функционал вида

y = V[X, и, Р],

где X — вектор, характеризующий диапазон условий про­ изводственной среды;

U — вектор, определяющий множество решений;

Р — вектор, определяющий степень вероятности не­ успеха.

Учитывая то, что задачи управления различаются по эффективности, интеллектуальный уровень определится из выражения

Q = а К. (1 — Р , ), i=i

где i= 1, 2, ..., п — диапазон решаемых задач;

Ki — коэффициент приоритетности i-й задачи. Предпочтительным комплексом технических средств и вычислительных процедур при оценке их по интеллектуаль­ ному уровню является тот, который обеспечивает наиболь­

шее значение Q.

171

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЛУШКОВ В. М. Введение в кибернетику. Киев, изд-во АН УССР, 1964.

2. ГЛУШКОВ В. М. и др. Обработка информационных массивов в автоматизированных системах управления. Киев, «Наукова думка», 1970.

3.ЛОСКУТОВ В. И. Управляющие математические машины. М., «Машиностроение», 1967.

4.НОВИЦКИЙ П. В. Основы информационной теории измеритель­ ных устройств. М., «Энергия», 1968.

5.СОЛОДОВ А. В. Теория информации и ее применение к задачам

автоматического управления и контроля. М., «Наука», 1967.

6.КОРОЛЕВ М. А. Обработка экономической информации на элек­ тронных машинах. М., «Экономика», 1965.

7.ШЕНПОН К. Работы по теории информации и кибернетике. М., «Наука», 1968.

8.ЛАНКАСТЕР Ф. Информационно-поисковые системы. М., «Мир»,

1972.

9.ГУТШТЕИН А. И. Кибернетика в экономическом регулировании производства. М., «Экономика», 1972.

10.КРУЛЬКЕВИЧ М. И. Кибернетика на шахте. Донецк, «Донбасс»,

1970.

11. ЯСИН Е. Г. Экономическая информация как объект исследования. В сб. «Применение экономико-математических методов и ЭВМ в управ­ лении промышленным предприятием». М, «Машиностроение», 1968.

12. МОРРИС У. Наука об управлении. М.,

«Мир», 1971.

13. ЦИПИС Я. Л., БРАГА В. В. Машинная обработка статистической

информации. М., «Статистика», 1971.

 

14.

Исследование потоков

экономической

информации. Сб. статей

под ред.

акад. Н. П. Федоренко.

М., «Наука»,

1968.

15.Системы экономической информации. Сб. статей. М., «Наука»,

1967.

16.ДУЖ Я. Организация системы информации на предприятии. М., «Прогресс», 1972.