Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Je. С. Кузьмин, И.II.Волков, Ю. Н. Емельянов
уководителъ и коллектив
Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов
и коллектив
Социально-психологический очерк
■
ЛЕНИЗДАТ-1974
15
K89
: .J∙ i,∙ii.,r.<..; /,ɜ |
~ |
В этой книге раскрывается теоретическая и ■практическая роль социальной психологии в реше нии комплексной проблемы управления трудовыми коллективами. Авторы — заведующий кафедрой и лабораторией социальной психологии Ленинградско го университета доктор психологических наук про
фессор Е. С. |
Кузьмин, кандидат психологических |
|
наук доцент |
И. |
П. Волков и старший научный со |
трудник Ю. |
Н. |
Емельянов — рассказывают о соци |
ально-психологических предпосылках творческого управления трудовыми коллективами, о структурно функциональных особенностях руководства, рассмат ривают проблему личного авторитета руководителя в условиях современной научно-технической рево люции.
Книга адресована партийному и профсоюзному активу, пропагандистам и всем тем, кто интере суется проблемами социальной психологии.
10804—064 |
|
' M171 (03)-74 25-74 |
© Лепиздат, 1974 |
ВВЕДЕНИЕ
XXIV съезд КПСС подчеркнул, что успехи социа листической экономики в условиях современной на учно-технической революции предъявляют повышен ные «требования к управлению, не позволяют доволь
ствоваться сложившимися формами и методами, даже
если они хорошо служили в прошлом». И наряду с этим съезд партии отметил важность политической стороны в проблеме управления, так как бесперебой
ная работа хозяйственного механизма и психологиче
ски грамотное руководство способствуют трудовому
подъему трудящихся, воспитанию у них коммунисти
ческой нравственности.
Решения съезда партии нашли дальнейшее разви
тие в постановлениях ЦК КПСС, принятых за послед
нее время. Обсудив работу партийных организаций Череповецкого металлургического завода и Минского
тракторного завода, организаторскую и политическую деятельность Тбилисского горкома партии, Централь ный Комитет КПСС наметил конкретный план практи
ческих действий, направленных на неуклонное улуч шение идейно-политического воспитания советских лю
дей, развитие их творческой инициативы, трудовой и
политической активности. В этих актуальных доку- '
ментах убедительно показано огромное значение по
литических, деловых и моральных качеств руководи
теля для успешного строительства коммунизма. Необ ходимо, говорится в постановлении ЦК КПСС о работе Тбилисского горкома партии, чтобы каждый
руководитель настойчиво овладевал современными ме
тодами руководства, проявлял оперативность и дело
витость в работе, органически сочетал в себе качества
организатора и воспитателя.
Долг, обязанность командира производства, умело
сочетая административно-хозяйственную деятельность .
с воспитанием членов коллектива в духе коммунисти- ;
ческого отношения к труду и социалистической соб- ■
ственности, создавать на участке, в бригаде благопри ятный психологический климат, от которого в значи тельной мере зависит выполнение производственных заданий. Между тем, подчеркивается в постановлении
— 3 —
ЦК КПСС по Череповецкому металлургическому за
воду, «определенная часть руководителей пытается ре
шать производственные вопросы чисто административ
ными средствами, полагается лишь на силу приказов
и распоряжений, не всегда учитывает морально-поли
тические последствия принимаемых решений».
В связи с этим особое значение приобретают способ
ность руководителя анализировать собственные дей
ствия и их психологические последствия для подчинен
ных, умение работать с людьми, вдохновлять их на творческий труд. Эффективное руководство должно
Чосновываться на добровольном признании людьми ав торитета руководителя не только как администратора,
/но и как всесторонне развитой личности, обладающей
марксистско-ленинским мировоззрением, высокими де ловыми и моральными качествами. «Нам нужны, очень нужны деловые люди нашей социалистической форма
ции, которые сочетали бы компетентность и предпри имчивость с глубокой партийностью, с заботой об об
|
щенародных интересах», — говорил |
Генеральный |
сек |
|
ретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев при вручении Украин |
||
|
ской CCP ордена Дружбы народов. |
трудовыми |
кол |
|
Вопросы психологии управления |
||
|
лективами привлекают большое внимание партийных, |
||
|
профсоюзных организаций, всей советской обществен |
||
і |
ности. |
|
|
В этой книге рассматривается проблема руковод- |
|||
I |
ства трудовыми коллективами с точки зрения |
соци- |
іальной психологии — относительно новой отрасли пси
хологической науки, изучающей особенности поведе
ния человека в условиях совместной деятельности и
общения с другими людьми. Она прежде всего призва на помочь руководителю первичного трудового коллек тива, руководителям его партийной, профсоюзной, ком
сомольской организаций осмыслить психологический
аспект своей деятельности в коллективе, глубже понять
природу авторитета и человеческих взаимоотношений,
атакже использовать передовой опыт руководства для улучшения работы с кадрами.
ГЛАВА I
АВТОРИТЕТ И ЛИЧНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЯ ТРУДОВОГО
КОЛЛЕКТИВА
Авторитет руководителя и осознание им морального права на руководство; само оценка руководителя и понимание им подчиненных; способности руководи теля как воспитателя, педагога и орга
низатора
|
вторитет — объективное |
явление |
общественной |
||||||
|
жизни, без которого была бы невозможна органи |
||||||||
зованная деятельность людей. |
«...Известный |
автори |
|||||||
тет, каким бы образом |
он ни |
был |
|
создан, |
а с дру |
||||
гой |
стороны, известное |
подчинение, |
независимо от |
||||||
А |
|
бы то ни было общественной |
организации, |
обя |
|||||
какой |
|
тех |
|
|
|
||||
зательны для нас при |
материальных условиях, |
в которых происходит производство и обращение про
дуктов» 1.
Это явление присуще всем общественно-экономиче
ским формациям. В первобытном обществе господству
ющей формой авторитета была власть старейшин.
C возникновением классов первоочередную роль начи
нают играть политический и правовой авторитет госу дарства, опирающийся на насилие и различные формы
экономического принуждения, а также нравственный
авторитет, отражающий интересы того или иного
класса.
В условиях развитого социализма авторитет высту
пает в качестве особой формы связи между отдельным человеком и обществом, подразумевающей влияние ОДНОЙ личности на других и добровольное подчинение
последних этому влиянию.
Авторитет советского руководителя трудового кол
лектива базируется на прочных социально-экономиче
ских и политических основах. Высокие цели построе
ния коммунизма создают объективные условия для
обеспечения нашим руководителям истинного автори тета.
Но наряду с объективными предпосылками автори тет руководителя имеет и субъективную психологиче
скую сторону, которая оказывает значительное влия
ние на авторитет данного руководителя в целом. Лич ностные качества человека способны укреплять, усили
вать его авторитет как руководителя, а в иных случаях и препятствовать приобретению уважения со стороны подчиненных.
Личный авторитет возникает только в результате
общения и совместной деятельности с другими людь
ми, непосредственно в коллективе. Поэтому завоева
ние руководителем личного авторитета — длительный
*К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 18, стр. 304.
—7 —
процесе, требующий постоянного самосовершенствова
ния, глубокого анализа своего поведения и взаимоот ношений с членами коллектива.
1. ЛИЧНЫЙ АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ И ОСОЗНАНИЕ ИМ МОРАЛЬНОГО ПРАВА НА РУКОВОДСТВО
Как известно, требования производства обусловли вают многоступенчатую систему управления, предпо
лагающую наличие в трудовом коллективе управляю
щих и управляемых, на что указывал в свое время
Ф. Энгельс.
В социалистическом обществе проблема управляю
щих и управляемых утрачивает классово-антагонисти
ческий характер, но приобретает определенную психо логическую сложность вследствие роста потребностей
и запросов, связанного с повышением уровня образо
вания и общей культуры людей, а также осознания
каждым человеком себя как свободной личности.
В речи на XV съезде профсоюзов СССР Гене ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил:
«Передовой рабочий сегодня — это человек, обладаю щий глубокими знаниями, широким культурным кру
гозором, сознательным и творческим отношением
к труду, он чувствует себя хозяином производства, че ловеком, ответственным за все, что происходит в на
шем обществе». Эти слова подтверждаются самой со
циалистической действительностью. Об этом убеди тельно свидетельствуют трудовые биографии наших ру ководящих работников, ученых, деятелей литературы и искусства — в прошлом рабочих. Не менее харак терны и такие факты. В библиотеке ленинградского
Кировского завода уже несколько полок занимают книги, написанные его рабочими. Здесь собраны рабо
ты по технике, экономике, искусству, а также сбор
ники стихов и рассказов.
Социальное равенство, являясь коренным преиму
ществом советского общественного и государственного строя, ставит в то же время немало сложных задач пе
ред руководителями первичных трудовых коллективов.
Грамотный, культурный рабочий èo многом оказы
вается равным инженеру или технику. Это доказы-
— 8 —
ваіот, в частности, результаты опросов, которые пока зали, что 50—70% инженерно-технических работни
ков называют рабочих среди своих близких друзей. Бо
лее того, значительная часть рабочих имеет или полу
чает высшее образование на вечерних и заочдых отде лениях институтов. Следовательно, в современных, условиях авторитет руководителя уже не может опи
раться на преимущества, достигаемые формальным
образованием, или только на должностное поло
жение.
В. И. Ленин учил соединять «демократизм трудя щихся масс с железной дисциплиной во время труда,
с беспрекословным повиновением — воле одного лица,
советского руководителя, во время труда» 1. В наши дни это указание можно успешнее выполнять, если руко водители знают основные закономерности психической деятельности человека, поведения людей в коллективе,
социально-психологической природы авторитета и тре бований, предъявляемых к личностным и деловым ка чествам руководителя.
Руководителей, обладающих достаточным психоло
гическим тактом и умением работать с людьми, у нас
большинство. Но в практике еще наблюдаются случаи
нравственно-психологической безграмотности и гру
бого администрирования, что нередко связано не
столько с отсутствием у руководителя общей культу
ры и навыков социалистического общежития, сколько
с простым незнанием того, что ему следует предпри нять в конкретной ситуации. Находясь в состоянии не определенности, человек теряет самоконтроль, его по ведение становится беспорядочным и экспансивным. Он лихорадочно ищет наиболее простое решение и об
наруживает искомое в элементарном использовании
данной ему административной власти.
Кроме того, причины неудачного руководства сле дует искать в особенностях характера и других лич
ностных чертах руководителя. Поэтому при подборе
руководящих кадров обычно избегают выдвижения лю
дей эмоционально неустойчивых и склонных к кон
фликтам. Пренебрежение этим фактором чревато отри
цательными1 В. И. Ленинпоследствиями. Поли. собр. |
исочдля., т. 36,коллективастр. 203. |
, и для |
— 9 — |
|
молодого руководителя. Понятно, что психологическая
неспособность к управлению людьми может привести
к серьезным недостаткам в работе, и тогда руководи
теля приходится отстранять от должности. Это, в свою
очередь, неизбежно отражается на его психическом здо
ровье.
И, наконец, срывы в руководстве могут быть обу словлены предыдущим опытом руководителя, пытаю щегося использовать старые методы в новой ситуации.
Укрепившийся в сфере мышления проверенный спо соб решения производственных задач препятствует ре организации накопленного опыта и формированию на
его основе новых методов творческого поиска.
Опыт иногда расценивается человеком как универ
сальное средство разрешения всех новых проблем. «Но
в этом-то и ошибка : когда обстановка изменилась и мы
должны решать задачи другого рода, то здесь нельзя
смотреть назад и пытаться решить вчерашним прие мом» '. Как это ни парадоксально, прежний опыт, по формальным критериям считающийся преимуществом
руководителя, иногда имеет отрицательные послед
ствия для его работы на новой должности.
Чрезмерное влияние предыдущего опыта на прак тическую деятельность человека обычно называют инертностью, консерватизмом, непроницаемостью, со противлением изменениям. На одной из своих сред ака демик И. П. Павлов заметил: «У инертности два кон
ца: с одной стороны, медленное вступление, à с дру гой — медленный выход из состояния. То и другое
связано с ослаблением подвижности нервных процес
сов».
Однако инертность нельзя считать патологией или признаком недостаточного интеллекта. Познаватель
ные процессы у всех людей начинаются и заканчива
ется с гораздо большей постепенностью, чем вызвав шие их объективные причины. Об этом свидетель
ствуют многочисленные эксперименты. Например,
группе успевающих студентов-математиков было пред
ложено сначала решать однотипные задачи определен ным способом, а затем задачи другого типа тем же
способом или того же типа, но другими способами.
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 324.
— 10 —