Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Je. С. Кузьмин, И.II.Волков, Ю. Н. Емельянов

уководителъ и коллектив

Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов

и коллектив

Социально-психологический очерк

ЛЕНИЗДАТ-1974

15

K89

: .J∙ i,∙ii.,r.<..; /,ɜ

~

В этой книге раскрывается теоретическая и ■практическая роль социальной психологии в реше­ нии комплексной проблемы управления трудовыми коллективами. Авторы — заведующий кафедрой и лабораторией социальной психологии Ленинградско­ го университета доктор психологических наук про­

фессор Е. С.

Кузьмин, кандидат психологических

наук доцент

И.

П. Волков и старший научный со­

трудник Ю.

Н.

Емельянов — рассказывают о соци­

ально-психологических предпосылках творческого управления трудовыми коллективами, о структурно­ функциональных особенностях руководства, рассмат­ ривают проблему личного авторитета руководителя в условиях современной научно-технической рево­ люции.

Книга адресована партийному и профсоюзному активу, пропагандистам и всем тем, кто интере­ суется проблемами социальной психологии.

10804—064

 

' M171 (03)-74 25-74

© Лепиздат, 1974

ВВЕДЕНИЕ

XXIV съезд КПСС подчеркнул, что успехи социа­ листической экономики в условиях современной на­ учно-технической революции предъявляют повышен­ ные «требования к управлению, не позволяют доволь­

ствоваться сложившимися формами и методами, даже

если они хорошо служили в прошлом». И наряду с этим съезд партии отметил важность политической стороны в проблеме управления, так как бесперебой­

ная работа хозяйственного механизма и психологиче­

ски грамотное руководство способствуют трудовому

подъему трудящихся, воспитанию у них коммунисти­

ческой нравственности.

Решения съезда партии нашли дальнейшее разви­

тие в постановлениях ЦК КПСС, принятых за послед­

нее время. Обсудив работу партийных организаций Череповецкого металлургического завода и Минского

тракторного завода, организаторскую и политическую деятельность Тбилисского горкома партии, Централь­ ный Комитет КПСС наметил конкретный план практи­

ческих действий, направленных на неуклонное улуч­ шение идейно-политического воспитания советских лю­

дей, развитие их творческой инициативы, трудовой и

политической активности. В этих актуальных доку- '

ментах убедительно показано огромное значение по­

литических, деловых и моральных качеств руководи­

теля для успешного строительства коммунизма. Необ­ ходимо, говорится в постановлении ЦК КПСС о работе Тбилисского горкома партии, чтобы каждый

руководитель настойчиво овладевал современными ме­

тодами руководства, проявлял оперативность и дело­

витость в работе, органически сочетал в себе качества

организатора и воспитателя.

Долг, обязанность командира производства, умело

сочетая административно-хозяйственную деятельность .

с воспитанием членов коллектива в духе коммунисти- ;

ческого отношения к труду и социалистической соб- ■

ственности, создавать на участке, в бригаде благопри­ ятный психологический климат, от которого в значи­ тельной мере зависит выполнение производственных заданий. Между тем, подчеркивается в постановлении

— 3 —


ЦК КПСС по Череповецкому металлургическому за­

воду, «определенная часть руководителей пытается ре­

шать производственные вопросы чисто административ­

ными средствами, полагается лишь на силу приказов

и распоряжений, не всегда учитывает морально-поли­

тические последствия принимаемых решений».

В связи с этим особое значение приобретают способ­

ность руководителя анализировать собственные дей­

ствия и их психологические последствия для подчинен­

ных, умение работать с людьми, вдохновлять их на творческий труд. Эффективное руководство должно

Чосновываться на добровольном признании людьми ав­ торитета руководителя не только как администратора,

/но и как всесторонне развитой личности, обладающей

марксистско-ленинским мировоззрением, высокими де­ ловыми и моральными качествами. «Нам нужны, очень нужны деловые люди нашей социалистической форма­

ции, которые сочетали бы компетентность и предпри­ имчивость с глубокой партийностью, с заботой об об­

 

щенародных интересах», — говорил

Генеральный

сек­

 

ретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев при вручении Украин­

 

ской CCP ордена Дружбы народов.

трудовыми

кол­

 

Вопросы психологии управления

 

лективами привлекают большое внимание партийных,

 

профсоюзных организаций, всей советской обществен­

і

ности.

 

 

В этой книге рассматривается проблема руковод-

I

ства трудовыми коллективами с точки зрения

соци-

іальной психологии — относительно новой отрасли пси­

хологической науки, изучающей особенности поведе­

ния человека в условиях совместной деятельности и

общения с другими людьми. Она прежде всего призва­ на помочь руководителю первичного трудового коллек­ тива, руководителям его партийной, профсоюзной, ком­

сомольской организаций осмыслить психологический

аспект своей деятельности в коллективе, глубже понять

природу авторитета и человеческих взаимоотношений,

атакже использовать передовой опыт руководства для улучшения работы с кадрами.


ГЛАВА I

АВТОРИТЕТ И ЛИЧНОСТЬ

РУКОВОДИТЕЛЯ ТРУДОВОГО

КОЛЛЕКТИВА

Авторитет руководителя и осознание им морального права на руководство; само­ оценка руководителя и понимание им подчиненных; способности руководи­ теля как воспитателя, педагога и орга­

низатора

 

вторитет — объективное

явление

общественной

 

жизни, без которого была бы невозможна органи­

зованная деятельность людей.

«...Известный

автори­

тет, каким бы образом

он ни

был

 

создан,

а с дру­

гой

стороны, известное

подчинение,

независимо от

А

 

бы то ни было общественной

организации,

обя­

какой

 

тех

 

 

 

зательны для нас при

материальных условиях,

в которых происходит производство и обращение про­

дуктов» 1.

Это явление присуще всем общественно-экономиче­

ским формациям. В первобытном обществе господству­

ющей формой авторитета была власть старейшин.

C возникновением классов первоочередную роль начи­

нают играть политический и правовой авторитет госу­ дарства, опирающийся на насилие и различные формы

экономического принуждения, а также нравственный

авторитет, отражающий интересы того или иного

класса.

В условиях развитого социализма авторитет высту­

пает в качестве особой формы связи между отдельным человеком и обществом, подразумевающей влияние ОДНОЙ личности на других и добровольное подчинение

последних этому влиянию.

Авторитет советского руководителя трудового кол­

лектива базируется на прочных социально-экономиче­

ских и политических основах. Высокие цели построе­

ния коммунизма создают объективные условия для

обеспечения нашим руководителям истинного автори­ тета.

Но наряду с объективными предпосылками автори­ тет руководителя имеет и субъективную психологиче­

скую сторону, которая оказывает значительное влия­

ние на авторитет данного руководителя в целом. Лич­ ностные качества человека способны укреплять, усили­

вать его авторитет как руководителя, а в иных случаях и препятствовать приобретению уважения со стороны подчиненных.

Личный авторитет возникает только в результате

общения и совместной деятельности с другими людь­

ми, непосредственно в коллективе. Поэтому завоева­

ние руководителем личного авторитета — длительный

*К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 18, стр. 304.

7 —


процесе, требующий постоянного самосовершенствова­

ния, глубокого анализа своего поведения и взаимоот­ ношений с членами коллектива.

1. ЛИЧНЫЙ АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ И ОСОЗНАНИЕ ИМ МОРАЛЬНОГО ПРАВА НА РУКОВОДСТВО

Как известно, требования производства обусловли­ вают многоступенчатую систему управления, предпо­

лагающую наличие в трудовом коллективе управляю­

щих и управляемых, на что указывал в свое время

Ф. Энгельс.

В социалистическом обществе проблема управляю­

щих и управляемых утрачивает классово-антагонисти­

ческий характер, но приобретает определенную психо­ логическую сложность вследствие роста потребностей

и запросов, связанного с повышением уровня образо­

вания и общей культуры людей, а также осознания

каждым человеком себя как свободной личности.

В речи на XV съезде профсоюзов СССР Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил:

«Передовой рабочий сегодня — это человек, обладаю­ щий глубокими знаниями, широким культурным кру­

гозором, сознательным и творческим отношением

к труду, он чувствует себя хозяином производства, че­ ловеком, ответственным за все, что происходит в на­

шем обществе». Эти слова подтверждаются самой со­

циалистической действительностью. Об этом убеди­ тельно свидетельствуют трудовые биографии наших ру­ ководящих работников, ученых, деятелей литературы и искусства — в прошлом рабочих. Не менее харак­ терны и такие факты. В библиотеке ленинградского

Кировского завода уже несколько полок занимают книги, написанные его рабочими. Здесь собраны рабо­

ты по технике, экономике, искусству, а также сбор­

ники стихов и рассказов.

Социальное равенство, являясь коренным преиму­

ществом советского общественного и государственного строя, ставит в то же время немало сложных задач пе­

ред руководителями первичных трудовых коллективов.

Грамотный, культурный рабочий èo многом оказы­

вается равным инженеру или технику. Это доказы-

— 8 —

ваіот, в частности, результаты опросов, которые пока­ зали, что 50—70% инженерно-технических работни­

ков называют рабочих среди своих близких друзей. Бо­

лее того, значительная часть рабочих имеет или полу­

чает высшее образование на вечерних и заочдых отде­ лениях институтов. Следовательно, в современных, условиях авторитет руководителя уже не может опи­

раться на преимущества, достигаемые формальным

образованием, или только на должностное поло­

жение.

В. И. Ленин учил соединять «демократизм трудя­ щихся масс с железной дисциплиной во время труда,

с беспрекословным повиновением — воле одного лица,

советского руководителя, во время труда» 1. В наши дни это указание можно успешнее выполнять, если руко­ водители знают основные закономерности психической деятельности человека, поведения людей в коллективе,

социально-психологической природы авторитета и тре­ бований, предъявляемых к личностным и деловым ка­ чествам руководителя.

Руководителей, обладающих достаточным психоло­

гическим тактом и умением работать с людьми, у нас

большинство. Но в практике еще наблюдаются случаи

нравственно-психологической безграмотности и гру­

бого администрирования, что нередко связано не

столько с отсутствием у руководителя общей культу­

ры и навыков социалистического общежития, сколько

с простым незнанием того, что ему следует предпри­ нять в конкретной ситуации. Находясь в состоянии не­ определенности, человек теряет самоконтроль, его по­ ведение становится беспорядочным и экспансивным. Он лихорадочно ищет наиболее простое решение и об­

наруживает искомое в элементарном использовании

данной ему административной власти.

Кроме того, причины неудачного руководства сле­ дует искать в особенностях характера и других лич­

ностных чертах руководителя. Поэтому при подборе

руководящих кадров обычно избегают выдвижения лю­

дей эмоционально неустойчивых и склонных к кон­

фликтам. Пренебрежение этим фактором чревато отри­

цательными1 В. И. Ленинпоследствиями. Поли. собр.

исочдля., т. 36,коллективастр. 203.

, и для

— 9 —

 


молодого руководителя. Понятно, что психологическая

неспособность к управлению людьми может привести

к серьезным недостаткам в работе, и тогда руководи­

теля приходится отстранять от должности. Это, в свою

очередь, неизбежно отражается на его психическом здо­

ровье.

И, наконец, срывы в руководстве могут быть обу­ словлены предыдущим опытом руководителя, пытаю­ щегося использовать старые методы в новой ситуации.

Укрепившийся в сфере мышления проверенный спо­ соб решения производственных задач препятствует ре­ организации накопленного опыта и формированию на

его основе новых методов творческого поиска.

Опыт иногда расценивается человеком как универ­

сальное средство разрешения всех новых проблем. «Но

в этом-то и ошибка : когда обстановка изменилась и мы

должны решать задачи другого рода, то здесь нельзя

смотреть назад и пытаться решить вчерашним прие­ мом» '. Как это ни парадоксально, прежний опыт, по формальным критериям считающийся преимуществом

руководителя, иногда имеет отрицательные послед­

ствия для его работы на новой должности.

Чрезмерное влияние предыдущего опыта на прак­ тическую деятельность человека обычно называют инертностью, консерватизмом, непроницаемостью, со­ противлением изменениям. На одной из своих сред ака­ демик И. П. Павлов заметил: «У инертности два кон­

ца: с одной стороны, медленное вступление, à с дру­ гой — медленный выход из состояния. То и другое

связано с ослаблением подвижности нервных процес­

сов».

Однако инертность нельзя считать патологией или признаком недостаточного интеллекта. Познаватель­

ные процессы у всех людей начинаются и заканчива­

ется с гораздо большей постепенностью, чем вызвав­ шие их объективные причины. Об этом свидетель­

ствуют многочисленные эксперименты. Например,

группе успевающих студентов-математиков было пред­

ложено сначала решать однотипные задачи определен­ ным способом, а затем задачи другого типа тем же

способом или того же типа, но другими способами.

В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 324.

— 10 —