ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
стоимость 1 га аэротаксации равна в IV разряде — 4 коп., в III — 7 коп., что на 8—10% дешевле наземных работ.
В горных районах проектирование маршрутов имеет свои осо бенности и осуществляется таким образом, чтобы сохранить по стоянную высоту полета. Маршруты полета проектируются криво линейные от выдела к выделу по долинам рек и ручьев с охватом всех участков, не выходящих на ходовые линии.
1000м
6 Ofт
аэр 7/7/ал CQ
ци.а
|
i |
и . |
|
|
и |
||
|
<51 |
||
|
с а ц |
||
|
У |
||
|
к |
||
> |
‘У |
||
та |
|||
) |
|
|
|
> |
<з |
ойн |
|
|
* |
||
|
* |
|
|
|
Ч) |
аземн |
|
|
й |
||
|
У |
|
|
|
<3 |
|
|
|
Э: |
а |
|
|
'Ъ |
Зон |
|
|
и |
и |
|
|
SOOm 1V |
SOOm |
|
|
2000м |
Рис. 4. Количество маршрутов в квартале размером 4X4 и 4X2 км при расстоянии между ними, равном двукратной высоте полета
Влияние рельефа местности на достоверность определения таксационных показателей. Местность, над которой выполняются полеты, подразделяют на равнинную (с относительным превыше нием над уровнем моря не больше 100 м), холмистую (от 100 до 500 м) и горную (свыше 500 м). Полеты на аэротаксацию в холми стой местности по сложности их выполнения приравниваются к по летам в горных условиях.
На достоверность определения таксационных показателей с вер толета, как указывалось выше, большое влияние оказывает высота полета. Тренировочные полеты выполняются на определенной вы-
48
соте (80—100 м). Следовательно, тренировка глазомера аэротакса тора на установление таксационных показателей происходит в од них условиях. Увеличение или уменьшение высоты полета на 30 м и более уже оказывает влияние на уверенность аэротаксатора в определении таксационных показателей. В горных районах выдер
живание постоянной высоты |
полета — очень сложная операция |
2000 м |
1000 М |
Зона. |
Зона |
аэротаксацаи. |
аэротаксащ |
|
|
У |
|
У |
У |
|
У |
|
У |
У |
|
|
У |
|
у- |
у - |
|
|
у |
У |
|
У |
У |
|
У |
У |
|
S3 |
|
|
S |
у |
|
У |
У |
|
У |
|
|||
х |
У |
У |
* |
|
|
|
“У |
>У |
|||
I |
•у |
У |
§ |
||
|
|
S3 |
|||
у- |
У |
>У |
|
У |
У |
У |
|
||||
|
У |
У |
|
4: |
У |
|
У |
У |
|
Й |
|
|
у |
Й |
|
У |
|
|
у |
|
У |
||
|
У |
У |
|
* |
|
|
У |
У |
|
S3 |
У |
|
У |
У |
|
||
|
у |
У |
|
S3 |
S3 |
|
У |
У |
|
|
|
|
«у |
|
|
|
|
|
1000м |
1000м |
|
SOOh |
SOOh |
|
ЧОООм |
|
|
|
2000м |
Рис. 5. Количество маршрутов в квартале размером 4X4 и 4X2 км при расстоя нии между ними, равном трехкратной высоте полета
с точки зрения техники пилотирования вертолета. Поэтому истин ная высота полета часто колеблется от 30 до 300 м. А такой диапа зон высоты полета уже существенно сказывается на достоверности определения аэротаксатором таксационных показателей. Для под тверждения этого положения в I960 г. были сравнены данные, по лученные при таксации 134 выделов спелых лиственничных насаж дений в Акшинском лесхозе (Читинская обл.) в горных условиях (превышения от 500 до 1000 м) и лиственничных участков, протаксированных с вертолета в равнинной местности. Данные аэротакса ции сравнивались с данными наземной глазомерной таксации, ре зультаты были обработаны математико-статистическим методом. Полученные ошибки приводятся в табл. 9.
4 Заказ № 588 |
49 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
||
Ошибки, полученные при аэротаксации лиственницы с вертолета |
|
|||||||||
|
в равнинной и горной местностях |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Ошибки в определении таксационных показателей |
|
||||||
Математико-статистические |
« |
н |
J3 |
св |
J3 |
|
та |
|
||
|
|
н |
|
о |
|
|||||
показатели |
а |
о |
н |
о |
о |
0,7 |
та |
н |
|
|
|
|
н |
си |
о |
та |
|
1 |
о |
S |
|
|
|
о |
п |
о |
та |
о |
|
|||
|
|
и |
о |
3 |
К |
ю |
|
|
||
|
|
со |
со |
= |
о |
£ о |
|
|||
|
Л и с т в е н н и ц а в р а в н и н н о й м е с т н о с т и |
|
|
|
||||||
Систематическая ошибка, |
+ 8 ,6 |
- 0 ,4 |
+ 0,1 |
+ 0 ,4 |
- 6 ,0 |
- 1 , 6 |
- 5 ,0 |
|||
% |
|
± 7 ,6 |
+ 10,9 |
± 4 ,7 |
±10,4 |
± 9 ,2 |
±8, 8 |
± 8 ,7 |
||
Среднеквадратическая |
||||||||||
ошибка, % |
наблюдений |
92 |
92 |
90 |
82 |
80 |
95 |
|
81 |
|
Количество |
|
|||||||||
определяется без и с до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пустимыми |
отклонениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л и с т в е н н и ц а в г о р н о й |
||||
Систематическая |
ошиб- |
- 2 ,9 |
—1,5 |
+ 1,8 |
||
ка, % |
|
|
|
+ 18,3 |
+ 16,7 |
± 8 ,3 |
Среднеквадратическая |
||||||
ошибка, |
% |
|
|
77 |
89 |
63 |
Количество наблюдений, |
||||||
определенных |
без |
допу |
|
|
|
|
стимых |
отклонений |
и с |
|
|
|
|
допустимыми |
отклоне- |
|
|
|
||
ниями |
|
|
|
|
|
|
м е с т н о с т и
+ 1,1 |
+ 1,4 |
+ 0 ,2 |
+ 2 ,0 |
р± 10,4 ±20,1 ±15,3 ±23,6
80 |
78 |
68 |
52 |
АТМОСФЕРНО-МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮ Щ ИЕ НА КАЧЕСТВО АЭРОТАКСАЦИИ
К атмосферно-метеорологическим относятся факторы, характе ризующие среду, в которой выполняется полет (прозрачность атмосферы, осадки, температура наружного воздуха), видимость объектов таксации с принятой высоты полета и освещенность полога насаждений и отдельных крон деревьев в момент наблю дения.
Прозрачность атмосферы. Слой воздуха между объектом на блюдения и наблюдателем уменьшает видимость вследствие ослаб ления светового потока, идущего от объекта к наблюдателю и на ложения «воздушной дымки» на объект.
Возникает вопрос, при какой минимальной видимости можно выполнять полеты на аэротаксацию лесов? По существующему по ложению в гражданской авиации аэротаксационный экипаж может выполнять полеты при горизонтальной видимости 1500 м. Однако при такой видимости производить аэротаксацию очень трудно по следующим причинам. Ухудшаются условия для общей и деталь ной ориентировки, затрудняется осмотр выделов, больших по пло щади и имеющих протяженность более 1500 м. Кроме того, ухуд-
50
шаются условия уверенного вертолетовождения от выдела к вы делу. Следовательно, горизонтальная видимость для проведения аэротаксации с вертолета должна быть З о и более.
Существенное влияние на видимость оказывают осадки. При выпадении их в виде дождя горизонтальная видимость, измеренная на земле, в воздухе уменьшается в два раза (Матвеев, Смирнов, 1955) из-за покрытия водяной пленкой стекол кабины вертолета. А это намного затрудняет обзор местности из кабины и ведение детальной ориентировки наблюдателем. Осадки в виде снега умень шают видимость, установленную у земли, в четыре раза, кроме того, снег покрывает сплошным слоем боковые стекла кабины (у вертолета МИ-1 боковые стекла не обогреваются) н тем самым исключается возможность рассматривания наземных объектов.
При температуре наружного воздуха от 0°С и ниже стекла ка бины запотевают, а при температуре ниже —6° С замерзают, что тоже ведет к уменьшению обзора пролетаемой местности. Пере численные недостатки исключены на вертолете МИ-2.
Влияние высоты полета на распознаваемость объектов. Распоз-
навамость наземных объектов находится в прямой зависимости от высоты полета, т. е. чем ниже выполняется полет, тем лучше рас познаются объекты таксации и наоборот. С увеличением высоты полета наступает такой момент, когда можно определить только контуры объектов. С вертолета наблюдатель, имеющий нормаль ную остроту зрения, может различить предметы, размеры которых превышают 0,002 высоты полета (Самойлович, 1955). И только объекты, имеющие большую контрастность, т. е. резко выделяются от соседних на общем фоне, различаются при размерах 0,001 вы соты полета.
Пользуясь этими величинами, нами составлена таблица мини мальных размеров объектов, различаемых с вертолета, в зависимо сти от высоты полета.
Высота полета, м |
30 |
50 |
100 |
150 |
200 |
Различимые размеры объек- ■ |
|
|
|
|
|
тов, см, при коэффициенте |
|
|
|
|
|
кратности |
6 |
10 |
20 |
20 |
40 |
0,002 |
|||||
0,001 |
3 |
5 |
10 |
15 |
20 |
Из приведенных даных видно, что при высоте полета 100 м различают кроны деревьев при их ширине 10—20 см и более. Отсюда следует, что с принятой высоты полета можно определять и описывать насаждения всех классов возраста.
Влияние освещенности на качество аэротаксации. В зависимо сти от метеорологических условий (погоды) дневная освещенность может быть суммарной при безоблачном небе и рассеянной при
4* |
51 |