Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоимость 1 га аэротаксации равна в IV разряде — 4 коп., в III — 7 коп., что на 8—10% дешевле наземных работ.

В горных районах проектирование маршрутов имеет свои осо­ бенности и осуществляется таким образом, чтобы сохранить по­ стоянную высоту полета. Маршруты полета проектируются криво­ линейные от выдела к выделу по долинам рек и ручьев с охватом всех участков, не выходящих на ходовые линии.

1000м

6 Ofт

аэр 7/7/ал CQ

ци.а

 

i

и .

 

и

 

<51

 

с а ц

 

У

 

к

>

‘У

та

)

 

 

>

ойн

 

*

 

*

 

 

Ч)

аземн

 

й

 

У

 

 

<3

 

 

Э:

а

 

Зон

 

и

и

 

SOOm 1V

SOOm

 

2000м

Рис. 4. Количество маршрутов в квартале размером 4X4 и 4X2 км при расстоянии между ними, равном двукратной высоте полета

Влияние рельефа местности на достоверность определения таксационных показателей. Местность, над которой выполняются полеты, подразделяют на равнинную (с относительным превыше­ нием над уровнем моря не больше 100 м), холмистую (от 100 до 500 м) и горную (свыше 500 м). Полеты на аэротаксацию в холми­ стой местности по сложности их выполнения приравниваются к по­ летам в горных условиях.

На достоверность определения таксационных показателей с вер­ толета, как указывалось выше, большое влияние оказывает высота полета. Тренировочные полеты выполняются на определенной вы-

48


соте (80—100 м). Следовательно, тренировка глазомера аэротакса­ тора на установление таксационных показателей происходит в од­ них условиях. Увеличение или уменьшение высоты полета на 30 м и более уже оказывает влияние на уверенность аэротаксатора в определении таксационных показателей. В горных районах выдер­

живание постоянной высоты

полета — очень сложная операция

2000 м

1000 М

Зона.

Зона

аэротаксацаи.

аэротаксащ

 

 

У

 

У

У

 

У

 

У

У

 

У

 

у-

у -

 

у

У

 

У

У

 

У

У

 

S3

 

 

S

у

 

У

У

 

У

 

х

У

У

*

 

 

 

“У

I

•у

У

§

 

 

S3

у-

У

 

У

У

У

 

 

У

У

 

4:

У

 

У

У

 

Й

 

 

у

Й

 

У

 

у

 

У

 

У

У

 

*

 

У

У

 

S3

У

 

У

У

 

 

у

У

 

S3

S3

 

У

У

 

 

 

«у

 

 

 

 

 

1000м

1000м

 

SOOh

SOOh

 

ЧОООм

 

 

 

2000м

Рис. 5. Количество маршрутов в квартале размером 4X4 и 4X2 км при расстоя­ нии между ними, равном трехкратной высоте полета

с точки зрения техники пилотирования вертолета. Поэтому истин­ ная высота полета часто колеблется от 30 до 300 м. А такой диапа­ зон высоты полета уже существенно сказывается на достоверности определения аэротаксатором таксационных показателей. Для под­ тверждения этого положения в I960 г. были сравнены данные, по­ лученные при таксации 134 выделов спелых лиственничных насаж­ дений в Акшинском лесхозе (Читинская обл.) в горных условиях (превышения от 500 до 1000 м) и лиственничных участков, протаксированных с вертолета в равнинной местности. Данные аэротакса­ ции сравнивались с данными наземной глазомерной таксации, ре­ зультаты были обработаны математико-статистическим методом. Полученные ошибки приводятся в табл. 9.

4 Заказ № 588

49



 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Ошибки, полученные при аэротаксации лиственницы с вертолета

 

 

в равнинной и горной местностях

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибки в определении таксационных показателей

 

Математико-статистические

«

н

J3

св

J3

 

та

 

 

 

н

 

о

 

показатели

а

о

н

о

о

0,7

та

н

 

 

 

н

си

о

та

 

1

о

S

 

 

 

о

п

о

та

о

 

 

 

и

о

3

К

ю

 

 

 

 

со

со

=

о

£ о

 

 

Л и с т в е н н и ц а в р а в н и н н о й м е с т н о с т и

 

 

 

Систематическая ошибка,

+ 8 ,6

- 0 ,4

+ 0,1

+ 0 ,4

- 6 ,0

- 1 , 6

- 5 ,0

%

 

± 7 ,6

+ 10,9

± 4 ,7

±10,4

± 9 ,2

±8, 8

± 8 ,7

Среднеквадратическая

ошибка, %

наблюдений

92

92

90

82

80

95

 

81

Количество

 

определяется без и с до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пустимыми

отклонениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л и с т в е н н и ц а в г о р н о й

Систематическая

ошиб-

- 2 ,9

—1,5

+ 1,8

ка, %

 

 

 

+ 18,3

+ 16,7

± 8 ,3

Среднеквадратическая

ошибка,

%

 

 

77

89

63

Количество наблюдений,

определенных

без

допу­

 

 

 

стимых

отклонений

и с

 

 

 

допустимыми

отклоне-

 

 

 

ниями

 

 

 

 

 

 

м е с т н о с т и

+ 1,1

+ 1,4

+ 0 ,2

+ 2 ,0

р± 10,4 ±20,1 ±15,3 ±23,6

80

78

68

52

АТМОСФЕРНО-МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮ Щ ИЕ НА КАЧЕСТВО АЭРОТАКСАЦИИ

К атмосферно-метеорологическим относятся факторы, характе­ ризующие среду, в которой выполняется полет (прозрачность атмосферы, осадки, температура наружного воздуха), видимость объектов таксации с принятой высоты полета и освещенность полога насаждений и отдельных крон деревьев в момент наблю­ дения.

Прозрачность атмосферы. Слой воздуха между объектом на­ блюдения и наблюдателем уменьшает видимость вследствие ослаб­ ления светового потока, идущего от объекта к наблюдателю и на­ ложения «воздушной дымки» на объект.

Возникает вопрос, при какой минимальной видимости можно выполнять полеты на аэротаксацию лесов? По существующему по­ ложению в гражданской авиации аэротаксационный экипаж может выполнять полеты при горизонтальной видимости 1500 м. Однако при такой видимости производить аэротаксацию очень трудно по следующим причинам. Ухудшаются условия для общей и деталь­ ной ориентировки, затрудняется осмотр выделов, больших по пло­ щади и имеющих протяженность более 1500 м. Кроме того, ухуд-

50


шаются условия уверенного вертолетовождения от выдела к вы­ делу. Следовательно, горизонтальная видимость для проведения аэротаксации с вертолета должна быть З о и более.

Существенное влияние на видимость оказывают осадки. При выпадении их в виде дождя горизонтальная видимость, измеренная на земле, в воздухе уменьшается в два раза (Матвеев, Смирнов, 1955) из-за покрытия водяной пленкой стекол кабины вертолета. А это намного затрудняет обзор местности из кабины и ведение детальной ориентировки наблюдателем. Осадки в виде снега умень­ шают видимость, установленную у земли, в четыре раза, кроме того, снег покрывает сплошным слоем боковые стекла кабины (у вертолета МИ-1 боковые стекла не обогреваются) н тем самым исключается возможность рассматривания наземных объектов.

При температуре наружного воздуха от 0°С и ниже стекла ка­ бины запотевают, а при температуре ниже —6° С замерзают, что тоже ведет к уменьшению обзора пролетаемой местности. Пере­ численные недостатки исключены на вертолете МИ-2.

Влияние высоты полета на распознаваемость объектов. Распоз-

навамость наземных объектов находится в прямой зависимости от высоты полета, т. е. чем ниже выполняется полет, тем лучше рас­ познаются объекты таксации и наоборот. С увеличением высоты полета наступает такой момент, когда можно определить только контуры объектов. С вертолета наблюдатель, имеющий нормаль­ ную остроту зрения, может различить предметы, размеры которых превышают 0,002 высоты полета (Самойлович, 1955). И только объекты, имеющие большую контрастность, т. е. резко выделяются от соседних на общем фоне, различаются при размерах 0,001 вы­ соты полета.

Пользуясь этими величинами, нами составлена таблица мини­ мальных размеров объектов, различаемых с вертолета, в зависимо­ сти от высоты полета.

Высота полета, м

30

50

100

150

200

Различимые размеры объек- ■

 

 

 

 

 

тов, см, при коэффициенте

 

 

 

 

 

кратности

6

10

20

20

40

0,002

0,001

3

5

10

15

20

Из приведенных даных видно, что при высоте полета 100 м различают кроны деревьев при их ширине 10—20 см и более. Отсюда следует, что с принятой высоты полета можно определять и описывать насаждения всех классов возраста.

Влияние освещенности на качество аэротаксации. В зависимо­ сти от метеорологических условий (погоды) дневная освещенность может быть суммарной при безоблачном небе и рассеянной при

4*

51