Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За 1 .летный ч, исключая подлеты и возвраты, которые в нашем варианте составляли 40 км в одном направлении, было описано по 25 участков. Норму на 1 летный ч по площади нельзя устанавли­ вать, так как расположение и величина поврежденных ветром участков может быть самой разнообразной.

Ниже приводится расчет экономической эффективности аэро­ таксации ветровалов и буреломов.

Экономическая эффективность аэротаксационного метода обсле­ дования ветровалов и буреломов. На обследовании ветровалов и буреломов работала наземная лесоустроительная партия в составе пяти инженеров и двух начальников партий, которая выполнила работы в течение четырех месяцев. Аэротаксационный экипаж, со­ стоящий из двух аэротаксаторов-аэронавигаторов, выполнил подго­ товительные, тренировочные и летно-аэротаксационные работы за один месяц. Объем натурных работ, выполненный наземной партией и аэротаксационным экипажем, составлял соответственно 21,0 и 29,0 тыс. га, 246 и 252 обследованных участка. На основании фактических данных далее мы приводим денежные и трудовые за­ траты, потребовавшиеся на обследование ветровалов и буреломов наземным и аэротаксационным методом.

Для расчета берем следующие исходные данные:

Должностные

оклады

инженеров

и

аэротаксаторов — ПО руб.

Должностные

оклады

начальников

 

партий

— 135 руб.

Стоимость 1 летного ч аэротаксатора

4

р. 14 к.

Стоимость аренды 1 летного ч вертолета

— 105 руб.

Полевая надбавка от должностного оклада

-4 0 %

 

Поясной

коэффициент

 

сдельщика

— 1,15

Тарифная

ставка

рабочего

3

р. 54

Тарифная

ставка

рабочего

повременщика

3

р. 15 к.

Проезд к месту работы

и обратно

1

чел.

20

руб.

Для выполнения работ по наземному обследованию потребовалось:

зарплата инженеров: 126 руб.Х4месяцаХб

чел.

=2520

руб.;

зарплата начальников партий: 155 руб.Х4

месяцаХ2

чел. = 1240

руб.;

зарплата рабочих на закладку 29 пробных площадей:

= 308 руб.;

29 пробных площадей : 0,33X3 р. 54 к.

 

зарплата рабочим за сопровождение инженера в лесу:

=1600

руб.;

80 руб.Х4 месяцаХб

 

дополнительная зарплата (12,5%)

 

— 709

руб.

И т о г о

фонд

зарплаты

составляет

 

 

—6377 руб.

 

Начисления

на зарплату

(4,7%)

 

месяцах5 чел.

— 300 руб.;

полевая

надбавка

инженеров— 44 руб.Х4

=

880

руб.;

полевая

надбавка

начальников

партий — 54 руб.X4 месяцах2 чел.=

432

руб.;

аренда

рабочего

помещения— 20

руб.Х4

месяца

чел.

=

80

руб.;

проезд

к месту

работы

 

и обратно — 20 руб.х7

=

140 руб.;

прочие

непредвиденные

 

расходы

(5% от

общих

затрат)

— 410 руб.

 

 

 

 

 

В с е г о затрачено

 

 

—8619руб.

Откуда

стоимость

1

га

обследования наземным методом

составляет

8619 руб. : 21 000 г а = 41,0

коп.

 

 

 

 

 

 

 

104


Затраты на обеледозание аэротаксационным методом слагаются из следую­

щих статей расходов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зарплата аэротаксаторов 126 руб.Х2 чел.х1 месяц

 

=

252 руб.;

зарплата аэротаксаторов за налет часов: 4 р. 14 К.Х22

ч Х 2 чел.=

182 руб.;

зарплата рабочим за закладку 29 пробных площадей:

 

=

308 руб.;

29 пробных площадей : 0,33X3 р. 54 к.

 

 

охрана вертолета в течение месяца

 

 

 

 

 

80 руб.;

зарплата начальника партии на месяц

 

 

 

 

 

155 руб.;

дополнительная

зарплата

(12,5%)

 

 

 

 

 

 

122 руб.

Всего потребно фонда зарплаты

 

 

 

 

— 1099 руб.

Начисления

на

зарплату

(4,7%)

 

 

 

 

 

52 руб.

полевая надбавка аэротаксаторов: 44 руб.XI месяцХ2

чел.=

88

руб.;

полевая надбавка начальника партии:

54 руб.Х 1 месяцХ 1 чел.=

54

руб.;

аренда рабочего помещения на 1 месяц

 

 

 

=

20

руб.;

изготовление фотосхем на 130 тыс. гах0,05 коп.

=

65

руб.;

аренда вертолета 22 чХЮ5 руб.

(5%

общих

затрат)

— 2310

руб.;

прочие непредвиденные расходы

184 руб.

 

 

 

В с е г о

затрат

 

 

 

— 3872 руб.

Следовательно, стоимость 1 га обследования ветровалов и буреломов аэро­

таксационным методом равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3872 руб. : 29 000

га =13,4 коп.

 

 

 

Откуда видно,

что аэротаксационный

метод

дешевле

наземного на 67,3%,

т. е.

 

 

 

 

 

 

1

г а — 100%

 

 

 

41 коп. стоимость наземного обследования

 

 

 

13,4 коп.

аэротаксационного

 

1

г а х

 

 

 

 

 

 

13,4 X ЮО

32,7о/0.

 

 

 

 

 

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономия фонда зарплаты равна 82,8%, т. е.

6377

руб. - 100°/о

х == 1099 X Ю0

= и %>/

 

1099

руб. — х

 

0377

 

 

 

1000/0 -

17,20/0 =

82,80/0.

 

 

Расчет высвободившихся рабочих дней.

 

 

 

Для наземных работ требуется:

 

 

=

88 раб. дней;

на закладку пробных площадей 29 : 0,33

месяцаХ5

на сопровождение инженеров 25,6

дняХ4

инженеров = 512 раб. дней;

 

 

 

 

И т о г о

600 раб. дней.

Для аэротаксационных работ затрачено:

на закладку пробных площадей 29 : 0,33=88 рабочих дней;

на охрану вертолета (1 месяц)

— 30 дней.

Всего

— 118 рабочих дней.

Откуда высвободившиеся рабочие дни составляют:

600 рабочих дней— 118 рабочих дней=482 рабочих дня, или 81,2%.

Расчет высвободившихся дней инженеров:

инженеровХ4 месяца = 512 дней.

для наземных работ затрачено 25,6 дняХ5

Для аэротаксационных работ требуется:

 

25,6 дняХ2 инженеров (аэротаксаторов) X 1 месяц=512 дня.

Откуда высвободившиеся дни инженеров составляют:

512 дней — 51,2 дня=460,8

дня, или 90%.

105


Кроме этого, надо учесть то обстоятельство, что аэротаксационным экипа­ жем выполнена работа на 29 тыс. га, а наземным методом — на 21 тыс. га, т. е. на 38% меньше. Следовательно, количество высвободившихся дней рабо­ чих и инженеров должно увеличиться на 38%. Но так как по количеству участ­ ков объемы работ почти равны, поэтому увеличение на 38% делать не следует.

В итоге проведенных работ были получены:

аэротаксационные признаки ветровалов и буреломов для пихтово-еловых, сосновых и осиновых насаждений зоны южной тайги Западной Сибири;

стоимость 1 га аэротаксации ветровалов и буреломов (доказана экономическая эффективность аэротаксационного метода);

установлена норма аэротаксации за 1 летный ч, которая со­ ставляет 25 участков без учета подлетов;

разработана технология обследования ветровалов и буреломов методом аэротаксации с вертолета.

Качество полученных материалов в результате аэротаксации ветровалов и буреломов соответствовало производственным требо­ ваниям.

Аэротаксация колхозных лесов

Внастоящее время вертолет нашел свое применение и при про­ ведении инвентаризации и учета колхозных лесов. Пионерами в применении вертолета для аэротаксации колхозных лесов являются Красноярское краевое производственное объединение межколхоз­ ных лесов и Восточно-Сибирское лесоустроительное предприятие В/О «Леспроект».

ВКрасноярском крае организовано 15 межколхозных лесхозов, общая площадь которых равна 950 тыс. га. Из этой площади на­ земным обследованием устроено только 13 тыс. га. Остальная пло­ щадь никакими методами не приводилась в известность и по суще­ ству являлась белым пятном на карте лесов Красноярского края. Для учета этих лесов наземным методом потребовалось бы боль­ шое количество средств и времени. Выход был найден в примене­ нии вертолета для выполнения работ по их инвентаризации.

В1968 г. инвентаризационные работы методом аэротаксацни лесов с вертолета проводились в Тасеевском и Абанском межкол­ хозных лесхозах на площади соответственно 95,6 и 100,7 тыс. га. Аэротаксацию выполняли по тон же технологии, что и аэротакса­ цию лесов госфонда. Полеты осуществляли на вертолете МИ-1 по заранее изготовленным из отдешифрованных снимков фотоплаише-

там масштаба 1: 15 000 и частично 1:28 000 от выдела к выделу, иногда с посадками около них для взятия модельных деревьев и уточнения данных, полученных с вертолета. При аэротаксации про­ ставляли состав, возраст по породам, полноту, класс бонитета и товарности, средние высоты и диаметр для преобладающей породы, тип леса.

В результате за 22 дня были протаксированы 2550 выделов по Тасеевскому и 2760 по Абанскому межлесхозам с затратой соответ­

106


ственно 55 и 65 летных ч при среднем подлете 27 и 60 км. Стои­

мость аэротаксационных работ по договору составляла

12 коп. за

1 га, фактически получилось— 10 коп. Камеральная

обработка

аэротаксационных материалов велась согласно лесоустроительной инструкции. Заказчику сданы все требующиеся плановые и карто­ графические материалы с объяснительной запиской.

В 1969—1972 гг. работы по инвентаризации колхозных лесов продолжались в межколхозных лесхозах Красноярского края.

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ НА ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ, АЭРОФОТОСЪЕМКЕ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИИ, ДЛЯ УЧЕТА ПЛОДОНОШЕНИЯ НАСАЖДЕНИЙ,

ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ДЛЯ БОРЬБЫ С ВРЕДИТЕЛЯМИ ЛЕСА

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ НА ОХРАНЕ ЛЕСОВ

ОТ ПОЖАРОВ

Пока еще лесные пожары приносят большой вред не только в отдаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, но и на европейской территории СССР.

Для охраны лесов от пожаров используют МИ-1 и МИ-2 и во втором варианте — на вертолетах МИ-4 и МИ-8 в комплексе с са­ молетами ЯК-12 и АН-2.

Использование вертолетов МИ-1 и МИ-2. Вертолет МИ-1 при­ меняется на тушении пожаров в районах со сравнительно интен­ сивным ведением лесного хозяйства, с редкой, но имеющейся сетью дорог и наличием мест посадок для вертолета. Обычно охраняемая территория в этом случае составляет 0,5—3 млн. га.

Место базирования вертолета часто совпадает с аэродромом или посадочной площадкой Аэрофлота, что удобно для обеспечения горюче-смазочными материалами, радиосвязью и метеорологической консультацией. Если такой возможности нет, тогда авиабаза своими силами и за свои средства подбирает площадки базирова­ ния, оборудует их в соответствии с существующими требованиями, обеспечивает радиосвязью, жильем для экипажа и рабочих.

Экипаж вертолета состоит из пилота и летчика-наблюдателя. При выполнении полета на борту вертолета одновременно на­ ходятся 1—2 рабочих с противопожарным оборудованием.

При выполнении патрульного полета по определенному треу­ гольному маршруту на высоте 400—800 м летчик-наблюдатель, за­ метив очаг пожара, направляет вертолет в его сторону. Уточнив на карте место пожара и определив его интенсивность, экипаж при­ нимает решение о высадке рабочих для его ликвидации. Если своими силами нет возможности погасить пожар, летчик-наблюда­ тель организует людей и лесную охрану близлежащих поселков (деревень), привозит их к месту пожара. В дальнейшем ведет

107


оперативное руководство тушением огня как с земли, так и с воз­ духа, одновременно снабжая рабочих продуктами, снаряжением, водой. После ликвидации очага пожара вертолет используется на вывозке снаряжения и людей к месту жительства.

Вертолет МИ-1 применяется также на охране лесов от пожаров

вгорных районах, так как, обладая большим запасом мощности двигателя, он может садиться и взлетать с ограниченных площадок

вгорах высотой более 2000 м, что не всегда под силу вертолету МИ-4.

Вертолет МИ-2, имея такую же арендную стоимость летного часа, что и МИ-1, обладает рядом преимуществ перед своим пред­ шественником: крейсерная скорость его в 1,5 раза больше, на борт он может брать 5—6 чел., наличие двух двигателей обеспечивает полную безопасность полетов в таежных районах.

Выполняя полет по патрульному маршруту па вертолете МИ-2 и имея на борту 5—6 чел. рабочих-десантников, в большинстве слу­ чаев при обнаружении пожара удается его ликвидировать своими силами. А это дает возможность экономить летное время на пере­ возке людей и грузов из близлежащих населенных пунктов.

В заключение надо заметить, что спрос авиабаз на аренду вер­ толетов МИ-2 для охраны лесов от пожаров Аэрофлотом почти не удовлетворяется.

Применение вертолетов МИ-4 и МИ-8. Вертолет МИ-4 на охране лесов от пожаров применяется как для патрулирования с ра- бочими-десантниками на борту, так и в комплексе с самолетами.

Методика использования вертолета МИ-4 для патрулирования с рабочими-десантниками ничем не отличается от методики работы вертолета МИ-1 на этих работах. Разница состоит только в том, что на борту вертолета МИ-4 находится большее количество ра­ бочих-десантников. Площадь охраняемой территории находится также в пределах 0,5—3 млн. га.

Методика применения вертолета МИ-4 в комплексе с самоле­ тами намного отличается и выглядит следующим образом. Охраняе­ мая территория в этом случае составляет 3—6 млн. га, и, как правило, на такой площади находится аэродром или площадка Аэрофлота. Если действующих аэродромов и площадок нет, то строи­ тельство последних организуется силами и средствами авиабаз. На выбранном аэродроме (площадке) совместно базируются само­ лет и вертолет. Тип самолета выбирают в зависимости от величины обслуживаемой территории. Обычно арендуется самолет Як-12 при большом удалении охраняемой территории от аэродрома использу­ ется самолет АН-2.

В пожароопасный период вначале вылетает по утвержденному маршруту самолет. При обнаружении пожара летчик-наблюдатель по радио сообщает на аэродром базирования координаты очага пожара, его интенсивность и охваченную огнем площадь. Одновре­ менно летчик-наблюдатель сбрасывает вымпел в близлежащие се­ ления с целью организации местного населения для борьбы с по­ жаром. К месту очага вылетает вертолет с рабочими-десантниками.

108