ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
древостоев в момент наблюдения, цветовой тон напочвенного по крова. Кроме того, производительность насаждений характеризу ется строением и формой крон деревьев, входящих в состав древо стоя. Поэтому изучение и знание перечисленных признаков позво ляет правильно определять с вертолета класс бонитета.
Определение высоты древостоев. Работы (1957—1963 гг.),
проведенные авторами, показали, что высота устанавливается с вертолета с погрешностями, не превышающими допустимых пре делов.
Признаки, которые дают возможность определять с вертолета высоту древостоев, бывают прямые и косвенные. К прямым призна кам относится абсолютная высота насаждения (отдельного де рева), которая непосредственно определяется с вертолета наблюда телем со среднеквадратической ошибкой, не превышающей допу стимых пределов.
При определении высоты, кроме указанного выше основного признака, используются и косвенные признаки, к которым отно сятся: взаимосвязь между возрастом и классом бонитета, условия местопроизрастания насаждения, форма и размеры крон деревьев, таксационный состав, цвет и характер напочвенного покрова.
Определение диаметров деревьев на высоте груди. Принятая в настоящее время высота полета вертолета при аэротаксации ле сов позволяет наблюдателю определять средний диаметр древо стоев с достаточной точностью. Основным признаком (прямым), характеризующим диаметр, является его абсолютная величина, т. е. толщина дерева на высоте 1,3 м от земной поверхности. При пол нотах насаждений до 0,8 когда стволы деревьев просматриваются, аэротаксатор устанавливает диаметр пород глазомерно (при соот ветствующей тренировке). В высокополнотных насаждениях, когда их полог вглубь не просматривается, и в древостоях с конусовид ной кроной деревьев, закрывающей нижнюю часть ствола, диаметр деревьев устанавливается наблюдателем по косвенным признакам, а именно: по взаимосвязи между высотой и возрастом, высотой и классом бонитета, высотой и полнотой. Характерным признаком являются также условия местопроизрастания и расположение вы дела среди других участков леса и нелесных площадей.
Установление и изучение косвенных признаков исполнителем пе ред началом аэротаксации, а также соответствующая наземная и воздушная тренировки, обеспечивают правильное установление диаметра с требуемой в настоящее время достоверностью.
Определение типа леса. Работы 1963 г. (Кармазин, 1964) пока зали, что типы леса на принятом режиме полета вертолета при аэротаксации определяются с требуемой достоверностью. Как и для других таксационных показателей, в правильном описании ти пов леса помогает знание наблюдателем признаков, характеризу ющих тот или другой тип леса, Эти признаки могут быть прямыми и косвенными. К первым в первую очередь относятся: состав на саждений, их производительность, полнота, местоположение участка, фенологическое состояние древостоев, цвет напочвенного
3 Заказ Л* 588 |
33 |
покрова, просматриваемого в просветах между кронами, размеры, форма и цвет крон. Например, мшистые типы леса всех формаций с высокой производительностью, где напочвенный покров состоит из зеленых мхов, черники, брусники, грушанки, сныти, характери зуются при осмотре с вертолета земной поверхности темно-зеле ными или зелеными тонами, а для лишайниковых типов леса характерен белый мозаичный цвет напочвенного покрова благодаря куртинному расположению лишайников. К косвенным признакам относятся взаимосвязи между отдельными таксационными показа телями и со средой. Особо важную роль в определении типов леса занимает знание наблюдателем взаимосвязи между классом бони тета и типом леса, цветом хвои (листвы) и типом леса. Установ ление и изучение прямых и косвенных признаков в районе прове дения аэротаксационных работ обеспечивают качественное описа ние типов леса с вертолета.
Определение класса товарности древостоев. Класс товарности древостоев как наземным, так и аэротаксационным методом, опре деляется по проценту деловых деревьев на участке. В основном класс товарности определяется по косвенным признакам, характе ризующим товарность насаждений. К ним относятся: преобладаю щая порода, состав, возраст, полнота, класс бонитета, форма стволов и крон, цвет листвы и хвои. Основными из прямых при знаков являются видимые пороки деревьев и класс бонитета на саждений, которые непосредственно определяют товарность древо стоев.
Выявление и изучение для каждой преобладающей породы оп ределенного района признаков, обеспечивающих наблюдателю при аэротаксации с вертолета на принятом режиме полета достовер ное определение необходимых таксационных показателей, являются первоочередной задачей каждого аэротаксацпонного экипажа (пар тии) .
Лесоводственно-таксационные признаки часто называются еще и аэровизуальными, так как они характеризуют определенный так сационный показатель при рассматривании его сверху и сбоку, т. е. с воздуха глазомерно.
В процессе проведения исследовательских и производственных работ в период 1957—1966 гг. были составлены аэровизуальные признаки для основных лесообразующих пород Западной Сибири по методике Г. Г. Самойловича. Аэровизуальные признаки состав лены для высоты полета 80—100 м на пробных площадях, зало женных в Верх-Тымском, Александровском (Томская обл.), Сур гутском и Ханты-Мансийском лесхозах (Тюменская обл.).
Полеты над пробными площадями выполняли после наземной таксации и являлись как бы ее продолжением. Пробные площади с воздуха были хорошо заметны по срубленным модельным де ревьям. Для полного описания всех признаков преобладающей по роды полеты выполняли по кругу. Все пробные площади были описаны в солнечную погоду с 15 августа по 10 сентября от 9 до
14 ч дня.
34
•В результате проведенных работ были описаны аэровизуальные признаки сосновых, кедровых, еловых, березовых и осиновых на саждений, характерных для лесов Западной Сибири.
Влияние сезонных сроков аэротаксации на ее качество
Кроме лесоводственно-таксационных факторов, составляющих основу метода аэротаксацин, на ее качество большое влияние ока зывает фенологическое состояние таксируемых насаждений, т. е. состояние древостоев в различные сезонные сроки, которое, как показала практика и специально выполненные исследовательские работы, влияет на достоверность определения таксационных пока зателей с вертолета.
Практика показала, что самым неблагоприятным для проведе ния аэротаксации является летний период (от фазы полного листа до начала изменения в окраске крон лиственных пород и листвен ницы). Оптимальными периодами аэротаксационных работ явля ются весенний (от начала схода снега до фазы полного листа) и осенний (от начала изменения окраски листвы и до выпадения первого снега). В безлистном состоянии в смешанных и чистых лиственных насаждениях увеличивается просматрнваемость полога в глубину, не происходит закрытия одних пород кронами других, что позволяет намного точнее определять таксационные показатели при аэротаксации.
Для подтверждения этого положения на территории Ларьякского лесхоза (Тюменская обл.) в 1966 г. была проведена исследо вательская работа. На тренировочном маршруте были заложены пробные площади в 16 выделах. Состав насаждений этих выделов был довольно сложным. Преобладали кедрово-березовые, кедрово- елово-березовые, березово-кедровые, березово-осиновые, березово- осиново-кедровые насаждения спелого возраста III—IV классов бонитета с полнотой 0,5—0,8. Эти выделы были протаксированы двумя исполнителями 15 июня и 5 октября. 15 июня береза и осина уже имели полный лист. 5 октября березовые насаждения имели желтую листву на 30% опавшую, осиновые древостой — красную, опавшую на 10%. Полеты выполняли в обоих случаях в солнечную погоду и в одни и те же часы, т. е. освещенность объектов такса ции была примерно одинакова. Направление полетов не изменя лось при таксации как в летний, так и в осенний периоды.
Полученные таким образом данные сравнивали с данными пробных площадей и обрабатывали табличным и математико-ста тистическим методом. Результаты выполненной работы приводятся в табл. 6. Однако если принять только весенние и осенние пери оды для аэротаксационных работ, то возникнет необходимость оп ределения объемов аэротаксации, которые можно выполнить в се зонные сроки, так как летные календарные дни ограничены метео условиями.
Анализ дневников работы вертолетов и регистрации погоды, ко торые заполнялись ежедневно каждым экипажем за период с 1962
3* 35
Со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а б |
||
05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнения |
количественных |
и математико-статистических ошибок, |
полученных при определении с вертолета |
|
||||||||||||
|
|
|
таксационных показателей в различные сезонные сроки |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
Ошибки В определении таксационных показателей |
|
|
|
|
|
||||||
Математико-статисти |
состава |
возраста |
высоты |
диаметра |
полноты |
класса |
класса |
типа |
леса |
|||||||
ческие показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бонитета |
товарности |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
О |
1 |
2 |
Систематические |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ошибки, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полеты осе- |
+ 2 ,7 |
- 2 ,1 |
0 |
0 |
- 1 ,3 |
- 0 ,1 |
- 1 ,8 |
- 0 ,9 |
+ 5 ,3 |
+ 5 ,3 |
+ 3,3 |
+ 2 ,2 |
+ 3 ,3 |
0 |
|
|
Н Ь Ю |
+ 13,8 |
+ 12,2 |
- 2 ,7 |
+ 4,1 |
+ 1 ,3 |
+ 1,4 |
+ 0,2 |
+ 9 ,5 |
- 7 ,7 |
- 3 ,6 |
+ 1,2 |
- 3 ,2 |
- 5 |
- 5 ,5 |
|
— |
Полеты летом |
— |
|||||||||||||||
Среднеквадрати |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ческие ошибки, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полеты осенью + 18,2 |
+ 11,1 |
0 |
0 |
+ 8 ,3 |
+ 7 ,2 |
+ 4 ,2 |
+ 5,9 |
+ 7,1 |
+ 7 ,4 |
+ 7 ,2 |
+ 4 ,9 |
+ 9 ,4 |
0 |
|
— |
|
Полеты летом |
+32 |
±32,7 |
+ 9 ,2 ±15,7 |
+ 14,2 ±15,8 ±16,5 ± 10,8 |
± 6 ,7 |
±12,4 |
± 8 ,8 |
±12,2 ±15 |
±15,7 |
_ |
||||||
Количество наблю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дений, определен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ных без допусти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мых отклонений и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с допустимыми ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отклонениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
100 |
Полеты осе- |
83 |
100 |
100 |
100 |
75 |
92 |
100 |
100 |
100 |
100 |
87 |
75 |
91 |
100 |
||
НЬЮ |
83 |
83 |
100 |
100 |
58 |
55 |
50 |
67 |
92 |
100 |
88 |
79 |
90 |
89 |
100 |
100 |
Полеты летом |
П р и м е ч а н и е . Цифры 1 и 2 означают, что аэротаксацию проводил 1 или 2-й исполнитель.
по 1966 гг. (5 лет), позволил установить количество летных дней для районов северной и средней тайги Западной Сибири (Вере- ' зово, Ханты-Мансийск, Сургут, Тобольск, Уват, Нижне-Вартовское
Тюменской обл. |
и Александровское, Каргасок, |
Напас, |
Батурино |
|||||
Томской обл.). Данные приводятся ниже. |
|
|
|
|||||
|
Месяцы |
|
Май (с 20 по |
Июнь |
Июль |
Август |
- Сентябрь |
Октябрь |
|
|
|
31 число) |
|
|
|
|
(с 1 по |
Количество |
лет |
|
|
|
|
|
16 число) |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ных |
дней |
в ме |
9 5 -9 9 |
80 -8 5 |
87-91 |
81 -8 3 |
75 -77 |
7 0 -7 2 |
сяце, |
% ............... |
Исследования показали, что в весенний период аэротаксацию
можно выполнять с 20 |
мая по 10 июня (до начала фазы |
полного |
|
листа), а в осенний — с 10 сентября (начала |
листопада и измене |
||
ния окраски листвы) |
по 10—15 октября (до |
выпадения |
первого |
снега). Следовательно, согласно приведенным выше данным в ве сенний и осенний периоды возникает возможность производить
полеты соответственно 17 и 23 |
дня. |
С учетом санитарной нормы |
дневного налета экипажа (5 ч) |
и площадных норм на аэротакса |
|
цию (4 тыс. га на 1 летный ч) |
за |
весенне-осенний период одним |
экипажем можно провести аэротаксацию на площади 800 тыс. га. Такой объем является максимальной сезонной нормой аэротаксацнонного экипажа. Если выполнять полеты на аэротаксацию только в осенний период, то, рассчитывая объем работ этим же методом, можно облететь территорию в 450 тыс. га. Следовательно, совершенно отпадает необходимость проводить аэротаксацию в лет ний период.
Наилучшей технологией проведения аэротаксационных работ в этом случае является следующая. В период между весенними и осенними полетами аэротаксационный экипаж проводит наземную таксацию пли закладывает пробные площади для изучения аэро таксационных признаков и составления корреляционных таблиц. Вертолет в это время производит транспортные работы по обслу живанию наземных экспедиций или отправляется на базу, что за ранее предусматривается договором.
Такая схема проведения аэротаксационных работ намного по высит их качество.
Методика изучения аэровизуальных признаков насаждений
Возможность определения с заданной высоты полета состава насаждений, возраста, полноты и класса бонитета будет зависеть прежде всего от знания и учета совокупности тех признаков, кото рые непосредственно характеризуют объекты изучения, т. е. насаж дения. Эти признаки связаны, во-первых, с морфологическими и биологическими свойствами древесных пород, во-вторых, с особен ностями строения полога насаждений, состоянием их в момент на блюдения и, в-третьих, с характером условий местопроизрастания.
37